Оглавление
История UnionPay
в России
UnionPay — пример успешной реализации платежной системы в рамках страны и масштабирования ее влияния на мировой рынок. Сегодня UnionPay активно работает и на российском рынке. О том, как система пришла в Россию, как развивалась все эти годы и каковы перспективы и планы на будущее, расскажем ниже.
Прием карт UnionPay начался в России в 2007 году, а в следующем году была выпущена первая в России карта UnionPay.
Международная экспансия
По данным исследования компании RBR «Мировой рынок платежных карт и прогноз на период до 2021 года» (Global Payment Cards Data and Forecasts to 2021), в 2015 году число банковских карт в мире перевалило за 13 млрд. На карты UnionPay, Visa и MasterCard приходится 89% от мирового объема карточных расходов.
При этом UnionPay является мировым лидером и по числу эмитированных пластиковых карт, намного опережая Visa по этому показателю (в 2014 году число выпущенных карточек достигло 4,5 млрд против 3,5 млрд у Visa), и по объему карточных платежей (обогнала ближайшего конкурента, Visa, в 2015 году).
Сегодня карты платежной системы UnionPay выпускаются более чем в 40 странах мира за пределами Китая.
История UnionPay в России
Платежная система UnionPay пришла в Россию в 2006 году и с этого времени стремительно расширяет свое присутствие в стране. Банк России включил ООО «ЮнионПэй» в реестр операторов платежных систем РФ.
Карты UnionPay принимают банкоматы и платежные терминалы более 20 российских банков, в том числе ПАО «ВТБ», АО КБ «Ситибанк», АО «Альфа-Банк», ПАО «Росбанк», АО «Русский стандарт» и др. Также выпускают карты АО «Газпромбанк», АО «Россельхозбанк», ПАО «МТС-Банк», ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк», АО КБ «Росэнергобанк» и др. Китайская система стремится развивать отношения и с другими кредитными организациями, в частности, с лидером российского рынка. В январе 2016 года информационное агентство ТАСС сообщало, что определенные подвижки в этом направлении происходят: так, в Сбербанке сообщили, что банк приступит к обслуживанию карт китайской платежной системы UnionPay во втором квартале 2017 года. Представитель пресс-службы Сбербанка указал, что наблюдается устойчивый спрос на обслуживание карт UnionPay со стороны торгово-сервисных предприятий, расположенных на Дальнем Востоке, Байкале, в Москве и Санкт-Петербурге, в связи с чем UnionPay скоро станет доступен для клиентов банка.
По прогнозам экспертов, к концу 2017 года количество карт UnionPay в России может превысить 2 млн штук.
Возможность пополнять китайские карты в России появилась благодаря сотрудничеству платежной системы с Qiwi. С августа этого года через платежный сервис можно пополнить любую карту UnionPay, выпущенную в Китае.
UnionPay-«Мир»
В сентябре 2016 года в Шанхае было подписано соглашение о сотрудничестве между АО «Национальная система платежных карт» (АО «НСПК»), оператором платежной системы «Мир», и UnionPay International Co. Ltd. Стороны договорились о возможности выпуска российскими банками кобейджинговых карт. Кобейджинговые дебетовые карты, выпущенные двумя компаниями, позволят расплачиваться одной картой в двух разных платежных системах. Подготовка к проекту эмиссии уже ведется.
Генеральный директор АО «НСПК» Владимир Комлев:
«Партнерство с UnionPay International, одним из мировых лидеров карточного банковского бизнеса, открывает россиянам широкие перспективы использования карт «Мир» за рубежом во всей сети приема UnionPay. Данное сотрудничество позволит обеим платежным системам сформировать собственные компетенции в сфере управления масштабными национальными проектами и существенно расширит держателям карт «Мир» текущие возможности карт «Мир» без географических ограничений. В дальнейшем мы планируем непрерывно продолжать сотрудничество с UnionPay, расширять масштабы эмиссии, совместно стимулировать развитие бизнеса в сфере безналичных платежей».
Президент UnionPay International Co. Ltd Цай Цзяньбо (цитирует ИА «Финмаркет»):
«Кобейджинговые карты, эмитированные в сотрудничестве двух платежных систем, будут работать на территории России в сети «Мир», а за ее пределами — в эквайринговой сети UnionPay. Таким образом, сети будут взаимодополнять друг друга. На следующем этапе платежные системы предоставят российским банкам широкий спектр продуктовой линейки кобейджинговых карт».
Экспертное мнение
«Банк «Русский Стандарт» работает с UnionPay с 2011 года. Мы являемся одним из крупнейших эквайеров UnionPay в России. По данным своей эквайринговой сети мы видим, что большинство транзакций в нашей стране по этим картам проводят китайские туристы и бизнесмены, которые привыкли пользоваться своими картами. В основном их приоритет в России (наибольший оборот в эквайринговой сети) — это отели, сегмент luxury, в основном бутики, а также сегмент «рестораны», то есть как раз те сегменты, где доминирует эквайринг «Русского Стандарта». UnionPay — одна из крупнейших платежных систем в мире, а в Китае — доминантная. Для понимания: практически все торговые локальные сети принимают только UnionPay. Другие платежные системы в Китае доступны в основном для туристов: в гостиницах, точках продажи билетов, туристических путевок, а также в банкоматах при отелях и крупных туристических центрах».
«Можно только всячески поприветствовать развитие деятельности китайской платежной системы в России. Это самодостаточная система, которая не несет в себе санкционных рисков для российских банков, поэтому многие банки уже приступили и к эквайрингу, и даже к эмиссии карт UnionPay. Кроме того, UnionPay на сегодняшний момент одна их самых крупных платежных систем и по объему выпущенных карт, и по объему операций. Карты UnionPay принимают по всему миру, во многих странах работают бонусные программы для путешествующих, можно прогнозировать, что подобные программы заработают и в России и наши соотечественники оценят потребительские преимущества китайских карт.
Мы работаем с UnionPay с момента ее прихода в Россию, одними из первых стали предлагать эквайринг карт этой системы. И сегодня мы активно внедряем эквайринг UnionPay в магазинах и ресторанах по всей стране. По нашим данным, распространение карт UnionPay год от года демонстрирует стабильный рост. К примеру, если в 2011 году в рамках наших партнеров по эквайрингу было совершено операций всего на 1 млн долларов, в 2012-м — уже на 3,3 млн, в 2014-м — на 9,8 млн, а в 2015-м — более чем на 23 млн. Однозначно, популярность китайских карт растет, и в перспективе мы увидим еще больший рост, например, в связи с выпуском кобейджинговых карт с «Миром» и т. д.
Если раньше нам приходилось рассказывать торгово-сервисным предприятиям о пользе от внедрения эквайринга UnionPay, то сегодня практически все компании стремятся установить оборудование для приема в том числе китайских карт.
К слову, сумма средней операции по картам UnionPay очень высокая. Это связано с тем, что платежи по этим картам пока в основном осуществляют китайцы, приехавшие в Россию в командировку или отдыхать. Они посещают брендовые магазины, заключают сделки на крупные суммы и т. д.
Что касается опыта создания национальной платежной системы, на мой взгляд, развитие UnionPay базируется во многом на таком командном принципе. Этот опыт мы уже перенимаем при создании национальной системы и внедрении отечественной карты «Мир».
http://unionpay.rbc.ru/promo/