Инвестиции как инструмент эффективного регулирования развития региональной экономики — Инвестиционный менеджмент (Гаджиев Т

Оглавление

Инвестиции как инструмент эффективного регулирования развития региональной экономики

Роль инвестиций как фактора регионального развития

Привлечение инвестиций в экономику регионов является ключевой задачей в современных экономических условиях.

Эффективно решить ее можно путем повышения инвестиционной привлекательности конкретного региона для потенциальных инвесторов, т.е. основная задача — оптимизация необходимых условий для инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования, которым может выступать отдельный проект, предприятие в целом, город, регион, страна.

В экономической науке нет точного определения понятия «инвестиционный потенциал региона». Попытаемся раскрыть сущность данного понятия и дадим ему экономическую интерпретацию.

Категория «инвестиционный потенциал» отражает степень возможности вложения средств в активы длительного пользования, включая вложения в ценные бумаги с целью получения прибыли или иных народнохозяйственных результатов. При этом следует отметить, что некоторые экономисты под «инвестиционным потенциалом» понимают «определенным образом упорядоченную совокупность инвестиционных ресурсов, позволяющих добиться эффекта синергизма при их использовании».

Н.А. Абыкаев и В.В. Бочаров, анализируя структуру инвестиционного спроса, выделяют собственно потенциальный спрос и конкретный спрос (предложение капитала) и на этой основе делают вывод, что первый из них возникает при отсутствии намерения субъекта хозяйствования при имеющемся доходе (прибыли) направить его на цели накопления. Называя его формальным, они дают ему определение инвестиционного потенциала — источника для будущего инвестирования. Второй же вид инвестиционного спроса авторы характеризуют как конкретную реализацию намерений субъектов инвестиционной деятельности на рынке инвестиционных товаров в форме предложения капитала. Однако не вполне правомерно отождествлять доход (прибыль) с инвестиционным потенциалом, поскольку всегда существует противоречие между собственно потреблением и накоплением, и лишь реальные накопления могут выступать в форме потенциальных инвестиционных ресурсов.

Более того, авторы подразумевают наличие прямой связи между инвестиционным потенциалом и его конкретной реализацией. Следует в этой связи заметить, что реализация инвестиционного потенциала подразумевает наряду с мерами, обеспечивающими его формирование и повышение уровня, также и комплекс мер по созданию условий его включения в реальный инвестиционный процесс и процесс эффективной реализации через мотивацию (активизацию) инвестиционного потенциала.

Заслуживают внимания подходы к анализу формирования и реализации инвестиционного потенциала региона, предложенные Ф.С. Тумусовым. Он рассматривает «инвестиционный потенциал» как совокупность инвестиционных ресурсов, составляющих ту часть накопленного капитала, которая представлена на инвестиционном рынке в форме потенциального инвестиционного спроса, способного и имеющего возможность превратиться в реальный инвестиционный спрос, обеспечивающий удовлетворение материальных, финансовых и интеллектуальных потребностей воспроизводства капитала.

Анализируя суть данных подходов и применяя их к какому-либо региону страны, можно сделать следующий вывод: инвестиционный потенциал есть совокупность имеющихся в регионе факторов производства и сфер приложения капитала, т.е. это количественная характеристика, учитывающая основные макроэкономические характеристики, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения и другие показатели.

Таким образом, региональный инвестиционный потенциал представляет собой не простую, а некоторым образом упорядоченную совокупность инвестиционных ресурсов, расположенных на определенной территории, позволяющую добиться ожидаемого эффекта при их использовании. Однако нельзя отождествлять региональный инвестиционный потенциал с понятием «основные средства производства», имеющиеся в наличии на данной территории. Понятие «инвестиционный потенциал» применяется для характеристики возможных в перспективе вложений, которые, хотя в определенной мере могут косвенно зависеть от размера ранее накопленных основных средств, но эта зависимость не определяется прямолинейно.

Другой подход в определении «инвестиционного потенциала» базируется на теории сравнительных и абсолютных преимуществ. Исходным постулатом теории рыночной экономики является условие ограниченности ресурсов функционирования хозяйствующих субъектов. Из постулата ограниченности ресурсов и неравноценного их распределения между хозяйствующими субъектами можно сделать методологический вывод, что каждый субъект предпринимательства как элемент общей хозяйствующей системы обладает определенными видами преимуществ. Данный подход может быть применим к понятию «инвестиционный потенциал региона». Абсолютные преимущества складываются из геостратегических, географических, природно-климатических, демографических условий. Сравнительные преимущества в рамках современной науки могут быть охарактеризованы как обусловленные инвестиционным потенциалом, позволяющим реализовывать стратегии снижения издержек или дифференцировать выпуск.

Таким образом, исходя из этих допущений, под категорией «инвестиционный потенциал региона» можно понимать совокупную возможность отраслевых непостоянных ресурсов, позволяющих увеличивать капиталовооруженность труда и способность хозяйствующих субъектов, оперирующих запасами этих ресурсов, обеспечивать во времени устойчивый экономический доход.

Подводя итог, составим в наибольшей степени обобщенное определение понятия «инвестиционный потенциал региона»: «инвестиционный потенциал региона — это совокупная возможность собственных и привлеченных в регион экономических ресурсов обеспечивать при наличии благоприятного инвестиционного климата инвестиционную деятельность в целях и масштабах, определенных экономической политикой региона».

Выделим ряд факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов. Так, наиболее значимыми для оценки инвестиционного потенциала региона являются следующие факторы:

  1. ресурсно-сырьевой — средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов;
  2. производственный — совокупный результат хозяйственной деятельности в регионе;
  3. потребительский — совокупная покупательная способность населения региона;
  4. инфраструктурный — экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность;
  5. интеллектуальный — образовательный уровень населения;
  6. институциональный — степень развития ведущих институтов рыночной экономики;
  7. инновационный — уровень внедрения достижений научнотехнического прогресса в регионе.

Совокупность данных факторов находит отражение в обобщенном инвестиционном потенциале конкретного региона, на основе которого должна выстраиваться оптимальная инвестиционная стратегия, в наибольшей степени отражающая преимущества и максимально сглаживающая недостатки региона.

Исходя из указанных базисных составляющих, инвестиционный потенциал региона представляет собой потенциал сбалансированного развития, при котором всем собственникам капитальных ресурсов обеспечивается нормальный гарантированный уровень экономического дохода. «Гарантированный доход» является фактором, который влияет на мобильность инвестиционных ресурсов и может выполнять функции системного рейтингового критерия.

Основные постулаты, на которых базируется различие между регионами, следующие:

  1. главным ресурсом, который обеспечивает экономический доход, является производственный фактор «земля»;
  2. различия между регионами носят не качественный, а количественный характер. Везде задействованы одни и те же экономические силы, но в разных пропорциях. Все регионы имеют одинаковое экономическое, но разное географическое пространство;
  3. любая отрасль имеет потенциальные безграничные возможности для географической концентрации.

Главные же различия между регионами кроются в экономико-географическом расположении региона. Все факторы, обусловливающие географические различия, можно разделить на общие, имеющиеся во всех отраслях и регионах, и специфические, действующие в ряде отдельных отраслей и регионов.

Каждая группа факторов подразделяется на:

  1. региональные, обусловливающие размещение производительных сил с нулевой или низкой мобильностью только в определенных местах, и агломерационные, способствующие концентрации мобильных факторов производства в некоторых из этих мест;
  2. природные, доставшиеся региону «по наследству», и социально-культурные, постоянно воспроизводимые.

Механизм формирования эффективной региональной инфраструктуры

Инвестиционная инфраструктура дает возможность более равномерно распределять риски, связанные с осуществлением инвестиционного процесса. Это распределение происходит между участниками инвестиций по стадиям осуществления инвестиционных проектов, между институциональными инвесторами, а также между государством и институциональными инвесторами. Развитие элементов инвестиционной инфраструктуры открывает более широкие возможности для привлечения иностранных инвестиций и уменьшения рисков, связанных с предоставлением кредитов иностранными инвесторами и государствами.

В составе инвестиционной деятельности абстрактно различаются собственно инвестирование и деятельность по управлению инвестициями. Последний вид деятельности является производным от первого, и потому механизм его реализации целесообразно именовать дополнительным компонентом, тогда как механизм инвестирования — базовым. Прототипом всех без исключения базовых компонентов является самоинвестирование. В ряде научных работ описываются содержание и значимость самоинвестирования в рыночной экономике, но употребляется при этом понятие «инвестиционное самофинансирование». В частности, Н.М. Мухетдинова, раскрывая основные тенденции государственного регулирования инвестиционного процесса в РФ, акцентирует внимание на необходимости совершенствования амортизационной политики и управления направлениями использования хозяйствующими субъектами своей прибыли в целях «укрепления базы инвестиционного самофинансирования предприятий».

Самоинвестирование может быть доминирующим лишь в тех регионах, где отмечена очень высокая сберегательная активность большинства жителей. Поэтому в подавляющей части регионов современной России эти базовые компоненты развиваются во взаимодействии с компонентами инвестиционного посредничества (рис. 15.1), которые позволяют авансировать капитал на долгосрочной основе. Исторически инвестирование осуществлялось собственными силами (инвестирование без посредников), но по мере развития инвестиционных отношений возникла потребность в посредничестве, т.е. в передаче части или всех функций сторонней организации или частному лицу. В рамках инвестиционного посредничества выделяются две основные группы компонентов — институциональные и неинституциональные (частные).

Механизмы инвестиционного посредничества представлены прежде всего банковским кредитованием, бюджетным субсидированием, эмиссией ценных бумаг и т.д.

Читать статью  Рентабельность инвестиций: что это такое, формула расчет, индекс (коэффициент PI)

Согласно классификации «методов» инвестирования, следует различать, во-первых, учредительные и текущие инвестиции (в зависимости от частоты поступления средств); во-вторых, кратко-, средне- и долгосрочное инвестирование (в зависимости от срочности вложений); в-третьих, внутреннее, внешнее и акционерное инвестирование (в зависимости от правового статуса инвестора); в-четвертых, финансовые, материальные и нематериальные инвестиции (в зависимости от объекта и формы инвестирования) и, в-пятых, реинвестирование, «нетто-инвестирование» (вложения с целью расширения основных средств), лизинг и «налоговый метод» (в зависимости от роли в процессе воспроизводства).

Наряду с внутренними и внешними источниками инвестиций имеют место те источники, которые однозначно не могут быть отнесены к ним. К ним следует отнести ресурсы, которые возникают в результате акционирования, смены формы собственности, слияния, поглощения, дробления, ликвидации и прочей реорганизации. Именно поэтому мы предлагаем именовать такое инвестирование реорганизационным. Ряд ученых-экономистов признают необходимость не только акционирования, но и создания ФПГ и других форм реорганизации действующих предприятий в целях активизации инвестиционных процессов в российской экономике, что свидетельствует об актуальности и специфичности реорганизационного инвестирования.

Исследованные выше компоненты инвестиционного механизма являются базовыми, поскольку предполагают привлечение и размещение инвестиционных ресурсов, без чего инвестиционная деятельность невозможна. Но наряду с ними важное значение, особенно в условиях взаимного недоверия участников инвестиционной сферы российских регионов, имеют так называемые дополнительные компоненты, или механизмы управления инвестициями. Ряд ученых-экономистов, исследуя подобного рода компоненты, использует понятие «инвестиционные гарантии», которые позволяют снизить инвестиционные риски и повысить инвестиционную активность потенциальных инвесторов.

Некоторые компоненты не имеют ничего общего с гарантированием или страхованием инвестиционной деятельности и потому понятие «инвестиционные гарантии» не может быть использовано для всеобъемлющего исследования сущности дополнительных компонентов инвестиционного механизма. Понятие «реинвестирование» имеет двойственное толкование: оно предполагает, во-первых, использование доходов, полученных от инвестиционной деятельности, вновь на цели инвестирования, а во-вторых, создание механизма возобновления ресурсной базы инвестирования.

Ни одно из приведенных определений понятия «реинвестирование» не охватывает в полной мере перечень дополнительных компонентов. Этимология понятия «инфраструктура» свидетельствует о сопряженности с понятием «обеспечивающая структура», что действительно близко по содержанию к нашему пониманию понятия «дополнительные компоненты инвестиционного механизма», однако большинство ученых едины во мнении, что инфраструктура вообще и инвестиционная инфраструктура в частности — это, в том числе, и субъекты, реализующие те или иные отношения. С этих позиций инфраструктура инвестирования есть система управления инвестиционными ресурсами, включающая в себя дополнительные компоненты.

На основе вышесказанного можно сформулировать определение организационно-экономического и правового механизма формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе: это сознательно регулируемая система экономических, правовых, организационных форм, методов, способов и принципов, а также совокупность регламентированных государством отношений и взаимосвязей, с помощью которых осуществляется целенаправленное воздействие на инвестиционный климат в регионе.

Развитие региональной инфраструктуры — один из основных факторов поддержания долгосрочного экономического роста любой страны и определяющую роль в этом процессе играют инвестиции.

Многие ученые и эксперты утверждают, что инвестирование в инфраструктуру для решения обостряющихся проблем в этой сфере — это действенный, эффективный и надежный способ стимулирования развития экономики. Вложение инвестиций в инфраструктуру в краткосрочной перспективе создает новые рабочие места, решает социальные вопросы, в среднесрочной перспективе стимулирует экономический рост региона, территорий, а в долгосрочной перспективе создает такой эффект, при котором снижаются издержки в целом, экономика демонстрирует уверенные показатели роста и, как следствие, улучшается качество жизни населения в целом. В непростых финансово-экономических условиях именно вложения в инфраструктуру помогут быстрее диверсифицировать направления развития экономики, поэтому участие и поддержка государства на начальном этапе жизненно необходимы.

В сложившихся экономических и политических условиях российское правительство стремится ускорить процесс осуществления региональных инфраструктурных проектов. В этой связи активно разрабатывается нормативное регулирование.

Основным механизмом взаимодействия власти и бизнеса для решения тех или иных практических задач в сфере создания общественных благ, при нехватке бюджетных средств, становится государственно-частное партнерство (ГЧП).

В настоящее время можно выделить пять барьеров между инфраструктурой и инвестициями в регионах:

1) политика бюджетного финансирования, не стимулирующая получателей средств к привлечению частных инвестиций, а также к качественной подготовке проектов;

2) отсутствие системной политики в отношении гарантий государства для инфраструктурных проектов, реализуемых в рамках ГЧП;

3) вопросы законодательного и нормативного обеспечения ГЧП;

4) отсутствие инфраструктурных проектов, ориентированных на привлечение средств институциональных инвесторов: НПФ, страховых компаний, международных фондов;

5) большое количество проблем в регионах с оформлением прав собственности. Cтоит отметить, что ГЧП — не единственный механизм привлечения инвестиций в инфраструктуру. На рынке существуют такие инвесторы, как негосударственные пенсионные фонды.

Это новые игроки на рынке финансирования инфраструктуры, появившиеся из-за изменений в регулировании финансовых рынков.

Можно выделить основные задачи, решение которых позволит увеличить количество инфраструктурных инвестиций в регионы России.

Во-первых, необходимо обеспечить прозрачность и конкурентность тендерных процедур, что повысит эффективность инвестиций в региональную инфраструктуру, так как это является одним из основных препятствий, сдерживающих развитие инфраструктуры в России.

Во-вторых, необходимо содействие региональных властей в достижении требуемого уровня доходности. На сегодняшний день частный сектор готов инвестировать в инфраструктуру, но из-за недостаточных гарантий возврата вложений опасается вливать свои финансовые средства.

В-третьих, региональные проекты должны получать финансирование из федерального бюджета. При этом получению такого финансирования должно предшествовать выполнение предварительных условий, которые снизят риск и увеличат шансы на успех проекта. Необходима разработка региональных стратегий развития инфраструктуры регионов.

В-четвертых, осуществлять крупные проекты необходимо на базе предварительного планирования региональной инфраструктуры, основываясь на рекомендациях по реализации проектов ГЧП в субъектах РФ, разработанных Министерством экономического развития. Также инвестиционные проекты, претендующие на финансирование из Фонда национального благосостояния, должны отбираться на основе строгих критериев, что повысит эффективность инвестиций.

Кроме того, необходимо устранять проблемы, связанные с оформлением прав собственности, что значительно упростит участие частного бизнеса в ГЧП проектах.

Расчет комплексного показателя «Уровень развития сферы государственно-частного партнерства в субъекте Российской Федерации» производится по следующей формуле:

Rj = a x Lj + b x Ej + g x Ij,

где j — порядковый номер субъекта Российской Федерации; a, b, g — веса, определяющие значимость составляющих факторов, при этом a = 0,04, b = 0,03, g = 0,03; Lj — значение фактора «Развитость институциональной среды в сфере государственно-частного партнерства»; Ej — значение фактора «Опыт реализации проектов государственно-частного партнерства»; Ij — значение фактора «Инвестиционная привлекательность для субъекта Российской Федерации».

Одним из способов повышения инвестиционной привлекательности инфраструктурных проектов для частных инвесторов является конкретизация и разъяснение государственной стратегии. Правительству необходимо объяснять приоритеты развития инфраструктуры и раскрывать информацию о проектах, находящихся на этапе планирования.

Немаловажная задача — разработка инфраструктурных проектов, ориентированных на привлечение средств институциональных инвесторов: НПФ, страховых компаний, международных фондов.

Существует потребность в стимулировании привлечения инвестиций зарубежных компаний в региональные инфраструктурные проекты в России. Заинтересованным иностранным компаниям следует заниматься поиском надежного российского партнера для совместной разработки долгосрочной стратегии инвестиций в инфраструктуру региона.

В заключение необходимо отметить, что даже в условиях экономического кризиса Россия обладает большим потенциалом и готова предложить инвесторам достаточное количество интересных и выгодных проектов. Потенциал рынка страны еще не до конца раскрыт, ни один совместный проект государства и бизнеса не доведен до финансового закрытия, многие проекты еще только на стадии разработки. При этом инвесторам предоставляется широкий выбор проектов с различными масштабами участия.

Основное препятствие, мешающее привлечению частных инвестиций в региональные инфраструктурные проекты, — неопределенность. На данном этапе многие российские регионы испытывают нехватку инфраструктурных инвестиций из-за недостаточных гарантий возврата вложений, неконкурентных условий выбора исполнителей инфраструктурных проектов, а также из-за отсутствия понятной и детализированной стратегии развития инфраструктуры и, как следствие, отсутствия понимания перспектив таких инвестиций.

Выполнение в ближайшей перспективе поставленных задач будет способствовать выходу России на высокий уровень развития инфраструктуры и увеличению экономического роста в целом.

Особенности формирования благоприятного инвестиционного климата в российском регионе

При разработке механизма формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе необходимо руководствоваться определенными принципами. Данные принципы были сформированы на основе анализа приоритетов государственной инвестиционной политики РФ и деятельности региональных органов власти в области построения инвестиционных стратегий.

Инвестиционный климат является более широким понятием, чем инвестиционная привлекательность, которая является его частной оценкой со стороны инвестора. Инвестиционная привлекательность региона отражает субъективное отношение потенциальных и реальных инвесторов к региону и определяет их решение об осуществлении инвестиций в нем. Инвестиционная привлекательность — это результат субъективной оценки объективных характеристик инвестиционного климата региона.

Динамика инвестиционных процессов свидетельствует о том, что регионы, имеющие стратегии социально-экономического и инвестиционного развития территорий, имеют более высокие показатели улучшения инвестиционного проекта.

Данные стратегии способствуют систематизации информации о регионе, диагностике текущего положения, облегчению работы по привлечению потенциальных инвесторов.

Все формы и способы создания благоприятного нормативно-правового климата в области инвестиций должны содержаться в комплексе региональных законов и сопряженных с ними нормативно-правовых актах:

  1. закон о государственной поддержке инвестиционной деятельности в регионе; закон о государственно-правовых гарантиях региона;
  2. закон о налоговых льготах;
  3. закон об инвестиционном налоговом кредите;
  4. закон об адресной инвестиционной программе региона и перечне приоритетных инвестиционных проектов;
  5. закон о стимулировании экономического развития региона;
  6. закон об уполномоченных банках администрации региона.

Успешное решение многих социально-экономических задач региона связано с развитием тесного взаимодействия малого и крупного бизнеса, которое может проявляться в разнообразных формах (франчайзинг, лизинг, аутсорсинг, дилерство, субконтракция). Наиболее перспективной формой взаимодействия крупного и малого бизнеса является субконтракция, которую используют для организации собственного производства. Особенно на уровне регионального хозяйства, поскольку она позволяет малым предприятиям производить качественную продукцию, не тратя средств на аренду производственных площадей и приобретение оборудования. Благодаря субконтракции оптимизируется процесс производства и повышается конкурентоспособность всех участников таких договоров.

Читать статью  Дмитриев Кирилл Александрович

Только комплексное использование преимуществ малого и крупного бизнеса в условиях перехода к новой модели экономического развития может ускорить темпы модернизации экономики регионов, особенно регионов ресурсной специализации. При этом во многих регионах ресурсной специализации роль малого бизнеса традиционно ниже.

В России наибольшую известность в оценке инвестиционного климата регионов получили рейтинги инвестиционного потенциала и инвестиционного риска, публикуемые журналом «Эксперт». По этой методике инвестиционный потенциал региона складывается из частных потенциалов, в их числе выделяют:

  1. ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
  2. трудовой (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);
  3. производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности в регионе);
  4. институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
  5. инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);
  6. финансовый (объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона);
  7. потребительский (совокупная покупательная способность населения региона).

При суммировании частных потенциалов журнал «Эксперт» использует понятие «вес», отражающее, по мнению экспертов, степень важности каждого показателя в совокупном инвестиционном потенциале. Инвестиционный риск определяется «Экспертом» путем взвешенного суммирования следующих составляющих риска:

  1. экономического (тенденции в экономическом развитии региона);
  2. финансового (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий);
  3. политического (распределение политических симпатий населения по результатам парламентских выборов, авторитетность местной власти);
  4. социального (уровень социальной напряженности);
  5. экологического (уровень загрязнения окружающей среды);
  6. криминального (уровень преступности с учетом степени тяжести преступлений);
  7. законодательного (юридические условия инвестирования).

Весомым достоинством методики журнала «Эксперт» является то, что в ней показатели инвестиционной привлекательности рассматриваются не сами по себе, а как результат воздействия нескольких параметров, которые можно измерить.

Поскольку каждый инвестор по-своему учитывает возможные выгоды и риски, то оценка инвестиционного климата всегда субъективна. Об этом свидетельствует тот факт, что инвестиционный климат в России иностранные и российские инвесторы определяют по-разному.

Главные цели и задачи, на решение которых направлено действие механизма формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе, а также принципы его построения логически вытекают из основополагающих документов в области инвестиционной деятельности, разрабатываемых региональными властями, — инвестиционной политики и инвестиционной стратегии региона. Поэтому их наличие или создание является первым шагом на пути построения эффективного механизма.

Фонда инвестиционного развития территории

Формирование условий для инвестиций – стратегический приоритет экономической политики Республики Бурятия.

Для создания благоприятного инвестиционного климата в 2011 году была введена должность Уполномоченного по инвестициям.

На данный момент обязанности Уполномоченного по инвестициям в Бурятии исполняет заместитель Председателя Правительства Республики Бурятия по экономическому развитию Мишенин Алексей Сергеевич.

Основная цель деятельности Уполномоченного по инвестициям в Республике Бурятия заключается в содействии улучшению инвестиционного климата в Республике Бурятия, в содействии инвесторам, хозяйствующим субъектам в реализации инвестиционных проектов, в организации и ведении инвестиционной деятельности на территории Республики Бурятия, в том числе при взаимодействии инвесторов с федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия, органами местного самоуправления, иными организациями.

В компетенцию Уполномоченного по инвестициям в Республике Бурятия входит рассмотрение следующих вопросов:

— наличие административных барьеров при ведении инвестиционной деятельности;

— проблемы при взаимодействии инвесторов с территориальными структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, с исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия, органами местного самоуправления, иными организациями;

— проблемы несовершенства и (или) нарушения федерального законодательства, законодательства Республики Бурятия в сфере инвестиционной деятельности;

— проблемы в предоставлении государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности в Республике Бурятия;

— иные проблемы, возникающие у инвесторов в ходе организации и ведения инвестиционной деятельности и реализации инвестиционных проектов.

Обращения инвесторов могут быть направлены в адрес Уполномоченного по инвестициям в Республике Бурятия любым удобным для него способом:

— официальным письмом почтой по адресу: 670001, Дом Правительства Республики Бурятия;

— по рабочему телефону: 8 (3012) 21-55-94;

— личный прием осуществляется по предварительной записи по тел.: 21-66-60; 21-55-94;

— через Некоммерческую организацию «Фонд регионального развития Республики Бурятия» по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Борсоева, 19Б, офис 510. Телефон (Факс): (3012) 211-150, по e-mail: info@frr-rb.ru.

— через раздел «Линия прямых обращений» на Инвестиционном портале Республики Бурятия по адресу http://www.invest-buryatia.ru.

Архинчеева Дарья Вадимовна

Родилась в с.Петропавловка, Джидинского района, Республики Бурятия

Образование:

  • Окончила 3ю лингвистическую гимназию с серебряной медалью.
  • С отличием закончила бакалавриат экономического факультета МГУ им М.В. Ломоносова по направлению «Менеджмент». Сейчас является членом попечительского совета выпускников экономического факультета MГУ.
  • Имеет степень магистра права по специальности «Уголовный процесс и криминалистика» Байкальского Государственного Университета, г.Иркутск
  • Прошла обучение в Школе Менеджмента Royal Holloway University of London, г.Лондон.
  • С 2012-2015 проходила обучение в ресурсном центре подготовки кадров для алмазной индустрии РФ в г.Москва по направлению «Технолог». Имеет 3 рабочий разряд по специальности «Огранщик алмазов в бриллианты», сертификаты по квалификации «оценщик бриллиантов».
  • В 2019 году получила степень магистра делового администрирования (MBA) в Колледже наследного принца Мухаммеда Бин Салмана по программе ведущего американского колледжа в области предпринимательства Babson College.

Профессиональный путь:

  • Профессиональную карьеру инвестиционного банкира начала в г.Лондон. Занималась размещением организацией публичного размещения акций, сделками M&A и организацией долгового финансирования в Bank of America Merrill Lynch по секторам добывающая промышленность, металлургия, недвижимость, телеком
  • Позже работала над сделками финансирования операций с недвижимостью и организацией синдицированного финансирования в департаменте корпоративных финансов французского банка Societe Generale.
  • Была со-руководителем банковской практики британской компании Five Ten Group.
  • С 2012-2018 в Nurba Diamonds являлась исполнительным директором по стратегии и финансам и отвечала за разработку концепции и реализацию запуска алмазной биржи на Дальнем Востоке на направление «инвестиции в бриллианты». С 2016 года Евразийский Алмазный Центр успешно функционирует в свободном порте Владивосток.

Другое:

  • В 2012-2013 Дарья — вице-куратор московского хаба Global Shapers Международного Экономического Форума . Кроме прочего в рамках Global Shapers Дарья инициатор проекта Russian Emerging Leadership Program , RELP — это инициатива представителей российского сообщества Global Shapers, целью которой является развитие студентов через создание условий для прямого общения и обмена компетенциями с успешными представителями бизнес сообщества, выдающимися научными деятелями, яркими представителями культуры и спорта.
  • Одна из первых участников международной просветительской инициативы День Достоинства в России. С 2012 инициатор и куратор проведения Дня Достоинства в Республике Бурятия. https://baikal24.ru/text/20-10-2015/urjatii/
  • С 2016 года куратор-основатель представительства Global Shapers в Улан-Удэ. Стоит отметить несколько проектов первый IT-хакатон по лесным пожарам (более подробная информация: ссылка №1, ссылка №2 ), проект ВалитьНеВыход , просветительская инициатива на тему ответственного поведения в лесу, проведенная совместно с представители МЧС РБ.

Экспертная деятельность:

  • Член рабочей группы проекта «Сценарии для России», представленного в 2013 году в г.Давос Премьер-Министром Д.А. Медведевым.
  • Член действующей рабочей группы «Регионы России» Международного Экономического Форума.
  • Член рабочей группы «предприниматели России» в рамках исследования Международного Экономического Форума.
  • Приглашенный эксперт круглого стола «Произведения ювелирного искусства. Формирование инвестиционной привлекательности продукции ювелирной отрасли России» в рамках Международного Ювелирного Экономического Форума 2013.
  • Эксперт рабочей группы «Россия и мир: вызовы интеграции» в рамках Гайдаровского Форума.
  • Член-жюри конкурса «Кадры для инноваций» НИУ ВШЭ.
  • Член Экспертного совета «Бурятия-2030».
  • Ментор для начинающих компаний (стартапов) в рамках мероприятий по предпринимательству стран кооперации исламского сотрудничества.

Свободно владеет английским языком.
Замужем, воспитывает дочь.

Организация сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна» проводится в целях повышения результативности и эффективности деятельности по привлечению инвестиций в экономику Республики Бурятия и в целях реализации требований Стандарта деятельности исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.

НО «Фонд регионального развития Республики Бурятия» является ответственным за сопровождение и реализацию инвестиционных проектов, по которым заключены инвестиционные соглашения между инвестором и Правительством Республики Бурятия.

Фонд поддержки малого предпринимательства Республики Бурятия и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства являются ответственными за сопровождение и реализацию предпринимательских проектов субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Республики Бурятия по принципу «одного окна».

На сегодняшний день принят ряд нормативных правовых актов Республики Бурятия:

План работы по организации сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна» заключается в разработке и принятии ряда нормативных правовых актов Республики Бурятия:

Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по созданию благоприятного инвестиционного климата разработан АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) совместно с Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» и утвержден Наблюдательным советом АСИ под председательством Президента Российской Федерации В.В. Путина 5 мая 2012 г.

Внедрение Стандарта во всех субъектах Российской Федерации направлено на обеспечение регионов необходимым набором инструментов для повышения инвестиционной привлекательности, включая лучшие практики в области привлечения инвестиций и работы с инвесторами.

Стандарт закрепляет комплекс мер, направленных, в частности, на защиту прав инвесторов, повышение прозрачности системы поддержки предпринимателей.

Разработанная АСИ модель полномасштабного внедрения Стандарта во всех субъектах учитывает опыт внедрения Стандарта в пилотных субъектах РФ, а также отдельные рекомендации правительств субъектов РФ, высказанные в ходе проведенных совещаний. АСИ разработаны Методические рекомендации, на основании которых осуществляется внедрение Стандарта.

Читать статью  Зарубежная недвижимость: куда выгоднее всего инвестировать

Полное внедрение в 2013 году Стандарта поставлено перед субъектами Российской Федерации Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации в качестве одной из приоритетных задач.

Инфраструктура для размещения производственных и иных объектов инвесторов

В Республике Бурятия созданы:

Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Байкальская Гавань»

4 федеральных кластера: Авто-туристский кластер «Байкальский», Авто-туристский кластер «Кяхта», Авто-туристский кластер «Тункинская долина», Туристско-рекреационный кластер «Подлеморье»

8 Зон экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа (г. Улан-Удэ, Иволгинский район, Кабанский район, Заиграевский район, Кяхтинский район, Тункинский район, г. Северобайкальск, Северо-Байкальский район)

4 Зоны экономического благоприятствования производственно-промышленного типа (г. Улан-Удэ, г. Гусиноозерск, Заиграевский район, Северо-Байкальский район)

Развитие конкуренции – важный и необходимый шаг к формированию здоровой экономики региона, а также к снижению цен и повышению качества продукции и услуг за счет состязательности участников рынка.

Реализация мер развития конкуренции в Республике Бурятия осуществляется в соответствии с положениями Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 года №768-р, а также с принятыми на региональном уровне нормативно-правовыми актами.

Стандарт развития конкуренции включает следующие разделы:

Раздел 1. «Определение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по содействию развитию конкуренции в регионе»

В соответствии с п. 2 распоряжения Главы РБ от 26.07.2019 № 85-рг Министерство экономики Республики Бурятия определено уполномоченным органом по содействию развитию конкуренции в Республике Бурятия и внедрению Стандарта развития конкуренции

Раздел 2. «Рассмотрение вопросов содействия развитию конкуренции на заседаниях коллегиального органа»

Состав и Положение Коллегиального органа утверждены постановление Правительства Республики Бурятия от 02.06.2015 №276 «О коллегиальном органе по содействию развитию конкуренции в Республике Бурятия»

Раздел 3. «Утверждение перечня товарных рынков для содействия развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации»

Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 14.08.2019. № 499-р утвержден перечень товарных рынков для содействия развитию конкуренции в Республике Бурятия, в который включены рынки, рекомендованные Стандартом развития конкуренции, рынки.

Раздел 4. «Разработка «дорожной карты»

Соответствующий План мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции в Республике Бурятия на 2019-2021 г.г., и соответствующие показатели эффективности изложены в приложении 2 к распоряжению Правительства Республики Бурятия от 14.08.2019 №499-р «Об утверждении плана мероприятий по содействию развитию конкуренции и перечня ключевых показателей развития конкуренции РБ на 2019-2021 г.г.».

Раздел 5. «Проведение мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг региона»

Мониторинг состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ, услуг проводится с 2016 года

Результаты мониторинга содержатся в соответствующих разделах ежегодного Доклада о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг в РБ.

Раздел 6. Доклады о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров и услуг Республики Бурятия

Раздел 7. Соглашения с ОМСУ

В соответствии со Стандартом развития конкуренции, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 17.04.2019 №768-р между уполномоченным органом по развитию конкуренции в Республике Бурятия и органами местного самоуправления заключены соглашения о внедрении Стандарта развития конкуренции на территории РБ.

Раздел 8. «Создание и реализация механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий»

Указом Главы Республики Бурятия от 19.11.2014 №198 в Республике Бурятия был образован межотраслевой совет потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий.

Методические рекомендации

  1. В коммунальной сфере (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение и тд.)
  2. Жилищное строительство и капитальный ремонт жилого фонда
  3. Объекты агропромышленного комплекса, промышленности и социальные объекты
  4. По формированию и рассмотрению инвестиционных проектов электроосвещение
  5. По формированию и рассмотрению инвестиционных проектов энергетика и энергоэффективность
  6. Энергоснабжение

Республика Бурятия обладает рядом преимуществ, которые могут быть интересны инвесторам. Это и факторы, сложившиеся естественным образом, такие как природно-ресурсный потенциал и геоположение, а также правовые и институциональные условия, которые формируются в республике для того, чтобы помочь в организации и развитии нового бизнеса, в модернизации действующих производств.

Природно-ресурсный потенциал

По богатству и разнообразию природно-ресурсного потенциала республика находится в первой десятке российских регионов согласно рейтингу инвестиционной привлекательности регионов «РА Эксперт» за период 2011-2012 гг. Земельный фонд (35 млн. га), имеющиеся в республике запасы древесины (2,1 млрд.м3, расчетная лесосека 6,5 млн.м3) создают предпосылки для развития сельскохозяйственных, лесоперерабатывающих производств. Значительные рыбные ресурсы с возможным объемом вылова рыбы 5 тыс.тонн дают возможность организации рыбоперерабатывающих производств.

Минерально-сырьевой комплекс

В республике выявлено 700 различных по генезису месторождений, среди которых — месторождения золота, вольфрама, урана, полиметаллов, алюминия, молибдена и бериллия, плавикового шпата, бурого и каменного угля, асбеста, нефрита, апатита, фосфорита, графита и цеолитов. Причем большинство крупных и уникальных месторождений расположены в радиусе до 200 км от ближайших железнодорожных линий ВСЖД и БАМ.

Туризм и рекреация

Уникальное сочетание разнообразнейших ландшафтов, древнейший пресноводный водоем — озеро Байкал, разнообразные источники минеральных и термальных вод, залежи лечебных грязей, живописные горные системы, развитая сеть заповедников и национальных парков и богатое историко-культурное наследие региона. Все это дает возможность активно развивать экологический, культурно-познавательный, горнолыжный, спортивный, охотничий, приключенческий, лечебно-оздоровительный, сельский, круизный, социальный туризм, а также автотуризм. Благодаря этому Бурятия занимает 14 место по России по туристскому потенциалу в рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов агентства «Эксперт РА» в 2011-2012 гг.

Логистика

Выгодное геополитическое расположение открывает мощные стимулы для выхода на международный рынок, так как позволяет рассматривать республику как «транспортные ворота» России в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, являющегося потенциальным рынком сбыта и источником инвестиций. По территории Бурятии проходит 1200 километров границы с Монголией, на которых расположены 5 пунктов пропуска. Бурятия занимает важное стратегическое положение в транспортной системе России, через ее территорию проходят две федеральные трассы — Транссиб и БАМ.

В 2013 году в Республике Бурятия полностью внедрен Региональный инвестиционный стандарт, который дает реальную возможность бизнесу влиять на решения власти на основе реализованной в республике эффективной экспертной коммуникационной площадки, сформированной из представителей регионального предпринимательства и делового сообщества.

Инвестиционная стратегия

В Республике Бурятия утверждена инвестиционная стратегия на период до 2020 года, которая становится основным руководящим документом, определяющим перспективы инвестиционного развития Республики на долгосрочную перспективу.

Инвестиционная декларация

Для инвесторов принята Инвестиционная декларация Республики Бурятия, которая устанавливает основные принципы и условия взаимовыгодного сотрудничества с Правительством республики для эффективной реализации и продвижения инвестиционных проектов и инициатив на территории Республики Бурятия. Инвестиционный совет

Для выработки предложений, рекомендаций по активизации инвестиционной деятельности, уменьшению административных барьеров работает Совет при Главе Республики Бурятия по улучшению инвестиционного климата, в который вошли помимо республиканских органов исполнительной и законодательной власти представители территориальных органов федеральных структур, тем или иным образом влияющих на деловой климат, руководители общественных организаций различных сфер предпринимательства.

Фонд регионального развития

Специализированная некоммерческая организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами «Фонд регионального развития Республики Бурятия» осуществляет деятельность в формате «одного окна». Сейчас на сопровождении у Фонда находятся 14 инвестиционных проектов общей стоимостью порядка 21,7 млрд.руб., еще 28 проектов находятся в стадии проработки. Фондом проводится работа по поиску инвесторов, сопровождению проектов, подготовке инвестиционных площадок и презентации инвестиционного потенциала республики в России и за рубежом.

Интерактивная инвестиционная карта

Размещена Интерактивная инвестиционная карта Республики Бурятия, отображающая информацию о предлагаемых к реализации инвестиционных проектах, объектах инфраструктуры, ЖКХ, телекоммуникации, природных ресурсах и объектах туризма.

План создания инвестиционных объектов

Для более полной информированности инвесторов ежегодно формируется План создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры.

ГЧП

В республике принят закон о ГЧП, создан Региональный инвестиционный фонд, ведется работа с финансовыми институтами развития России, с крупнейшими коммерческими банками. Утверждены порядки и разграничены полномочия по подготовке, заключению и реализации соглашений о ГЧП, концессионных соглашений, определен порядок заключения соглашений с долгосрочными бюджетными обязательствами. Утвержден республиканский перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, в ряде муниципальных образований сформированы аналогичные муниципальные перечни.

Сокращение времени и числа процедур для получения разрешения на строительство объектов

Осуществляется работа по сокращению предельного количества процедур, необходимых для получения разрешения на строительство эталонного объекта капитального строительства непроизводственного назначения с 40 до 15 к 2015 году. Предельный срок прохождения всех процедур, необходимых для получения разрешения на строительство эталонного объекта капитального строительства непроизводственного назначения сокращен с 350 до 130 дней. Сокращены на 160 календарных дней сроки при приобретении права аренды на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для строительства по процедуре предварительного согласования места размещения объекта. Общий срок регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сокращен от 15 до 5 календарных дней, срок регистрации ипотеки, земельных участков, зданий, сооружений и нежилых помещений сокращен с 15 до 7 календарных дней, регистрация прав собственности субъектов малого и среднего предпринимательства составляет 10 календарных дней.

Оценка регулирующего воздействия

В 2013 год законодательно закреплен в республике институт оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Правительства Республики Бурятия по вопросам, затрагивающим интересы бизнеса и инвесторов. С 2014 года работа этого института регламентирована. Это позволит на стадии разработки НПА оценить с привлечением предпринимательского сообщества риски и степень воздействия тех или иных документов на условия ведения бизнеса и принять адекватное решение.

Поддержка инвестора

1. Инвестору, предпринимателю предоставляется возможность в режиме «одного окна» поручить организацию бизнеса и урегулирование всех вопросов, связанных с запуском и реализацией инвестиционного (предпринимательского проекта), специализированной организации.

2. Республика предоставляет инвестору возможность выбора инвестиционной площадки под предполагаемый проект и готовит инфраструктуру для этих площадок.

3. Предоставляется финансовая и имущественная поддержка инвесторам. Инвесторы, заключившие инвестиционное соглашение с Правительством могут рассчитывать на предоставление государственных гарантий, компенсацию процентной ставки по кредитам, обнуление налога на имущество в течение 5 лет и пониженную ставку налога на прибыль в течение 6 лет, а также получить инвестиционный налоговый кредит, республиканское имущество в аренду на льготных условиях и в залог под кредитные ресурсы, а также бюджетные инвестиции.

4. Значительная поддержка оказывается среднему и малому бизнесу.

5. Осуществляется подготовка кадров для бизнеса и будущих инвестиционных проектов

6. Действует канал прямой связи инвестора с руководством республики.

http://be5.biz/ekonomika/i101/15.html
http://invest-buryatia.ru/index/meryi-podderzhki-investora/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: