Инвестиционные проблемы развития сферы культуры

Оглавление

Инвестиционные проблемы развития сферы культуры Осмаев Мовла Камилович

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Осмаев Мовла Камилович. Инвестиционные проблемы развития сферы культуры : Дис. . канд. экон. наук : 08.00.05 Москва, 2003 138 с. РГБ ОД, 61:03-8/3456-8

Содержание к диссертации

Глава I Особенности раскрытия инвестиционного процесса в сфере культуры 9

1.1. Многообразие функций инвестиций и их результативности в сфере культуры 9

1.2. Актуальная необходимость расширения инвестирования в человеческий фактор 29

1.3. Семейный сектор инвестиционных процессов и его расширение в сфере культуры 38

1.4. Взаимосвязь бюджетных и рыночных источников инвестиций в развитие учреждений культуры 47

Глава II Динамика инвестиций в материальную базу сферы культуры 69

2.1. Особенности инвестирования в материальную базу учреждений культуры 69

2.2. Расширение инвестиций хозяйствующих структур и их стимулирование 84

2.3. Региональная специфика расширения инвестиций в сферу культуры 98

2.4. Расширение механизма государственного воздействия на инвестиции 109

Список использованной литературы 126

Введение к работе

Трансформация социально-экономической структуры общества при переходе от административно-командного механизма регулирования экономики к рыночным механизмам осуществляется во всех отраслях и сферах. Но динамика, глубина и масштабы процессов существенно отличаются друг от друга в социальной сфере, хозяйственно-производственных отраслях и народно-хозяйственных комплексах. Это обусловлено спецификой их функционального назначения в социально-экономической структуре общества.

Предприятия и организации сферы культуры и искусства по своей природе, возникновению и развитию предопределены в большей мере быть на материально-техническом и финансовом попечении государственно-общественных структур, выполняя интеллектуально-духовные функции по распространению и развитию морально-нравственных, художественно-эстетических ценностей человеческого сообщества, информационно-исторических памятников, цивилизованного опыта и традиций поколений в сохранении и обустройстве окружающей среды обитания.

Данные функции по своей сущности и содержанию не могут осуществляться в полной мере на частной, предпринимательской основе. Они предполагают общественно-государственную масштабность и социальную направленность мобилизации ресурсов воспроизводства объектов культуры и искусства.

Эти моменты актуальны на всех этапах эволюции общественно-государственных структур, особенно в условиях переходной экономики.

Степень разработанности темы.

Исследованиям экономики предприятий культуры посвящены работы Глаголева А.И., Галуцкого Г.М., Вознесенского С.Н., Егорова В.К., Жильцова Е.Н., Иванова Г.П., Рубинштейна А.Я., Столярова И.А., Шиш кина СВ., Шустрова М.А., а также ряда зарубежных авторов: В.Бомола, О.Новотного, А.Моля, Я.Фишера и др. В них рассматриваются вопросы финансирования и хозрасчетных принципов, издержек и их возмещения, а также ряд других экономических аспектов хозяйственно-экономической деятельности учреждений культуры.

Однако инвестиционные проблемы в них затрагиваются лишь в связи с другими экономическими вопросами, освещаются попутно, без раскрытия их особенностей в условиях резко возрастающей значимости информационно-технологических комплексов и человеческого фактора.

Общие вопросы инвестирования раскрываются в трудах Быстряко-ва А.Я., Борисова Е.Ф., Гуртова В.К., Марголина A.M., Орешина В.П., Хачатурова Т.С. и др.

Цель настоящего исследования заключается в раскрытии инве-стиционных проблем и расширения источников инвестиций в сферу культуры, приоритетных направлений их освоения, в материальной базе » и развитии человеческого фактора, способного рационально и эффективно использовать объекты учреждений культуры. В связи с этим решаются следующие задачи:

— обосновать преимущественно инновационный характер источников инвестиций для развития учреждений культуры в условиях переходной экономики;

— выявить возрастающую роль рыночных источников инвестирования, основные направления их расширения и взаимосвязи;

— раскрыть приоритетную направленность инвестирования в человеческий фактор функционирования сферы культуры;

— определить многогранность проявления результатов инвестиционного процесса в стратегии модернизационного характера экономического развития;

— осветить место и объемы инвестирования граждан в наращивании предметов культурно-бытового назначения и их взаимосвязи с услугами учреждений культуры.

Предметом исследования является система социально-экономических отношений в процессе формирования, освоения и функционирования инвестиционных ресурсов предприятий сферы культуры.

Объектом исследования избраны федеральные и региональные учреждения культуры с подключением в ряде случаев подразделений культуры, состоящих на балансе фирм, компаний, сельскохозяйственных и градообразующих предприятий.

Методологической основой исследования послужили фундаментальные труды отечественных и зарубежных авторов, в которых раскрываются общие и особенные тенденции и закономерные экономические процессы в сфере культуры в переходных условиях, их взаимодействия с динамикой экономического роста.

В качестве статистической и фактологической базы исследования использованы статистические ежегодники, тематические статистические сборники Министерства культуры Российской Федерации за 1999-2001 годы, Федеральный закон РФ «О Федеральном бюджете РФ на 2002 г.» и «О Федеральном бюджете РФ на 2003 г.», а также Федеральная программа «Культура России (2001-2005 гг.)», концепции развития отраслевых учреждений культуры.

Научная новизна диссертационного исследования заключается:

— в обосновании инновационного характера значительной части инвестиций в разработку программных продуктов телевидения, радио, музыкальных произведений, художественной продукции и предметов архитектуры, искусства с окупаемостью во времени путем повышения уровня духовности и культуры, возрастанием их рыночной стоимости в текущем времени, для чего необходима комбинация различных источников финансирования;

— в раскрытии тенденция повышения доли платных услуг предприятий культуры (по основному виду их уставной деятельности) в инвестиционных затратах по мере роста заработной платы населения страны и стабилизации экономических процессов в обществе, позволяющих выделять в бюджете семей «расходы на культуру» все большую часть денежных доходов;

— в выявлении специфики структуры инвестиций предприятий культуры, проявляющейся в преимущественных затратах на реставраци- онно-ремонтные виды (свыше 50% при 12-15% аналогичных затрат в среднем по отраслям народного хозяйства), что обусловливает необходимость опережающего роста зарплаты мастеров-реставраторов для сохранения необходимого персонала высокого профессионализма;

— в доказательстве приоритетного направления инвестиций в человеческий фактор не только на стадии подготовки профессиональных кадров в вузах и средних специальных учебных заведениях, но и в процессе их профессионального функционирования через поэтапное выравнивание оплаты их труда со среднероссийским уровнем соответствующих категорий работников, что, кроме того.призвано обеспечить эффективное задействование электронно-технического оборудования учреждений культуры и лучшей сохранности произведений, искусства и памятников истории;

— в обосновании необходимости более активного привлечения горной, земельной и городской земельной ренты для расширения финансирования и инвестирования учреждений культуры через бюджеты региональных органов власти и муниципалитетов;

— в выявлении возможностей направлять части налоговых сборов на наследуемое имущество непосредственно в региональный инвестици онный фонд развития предприятий культуры и искусства по месту нахождения наследуемого имущества;

— в предложении расширения налоговых льгот для юридических и физических лиц, оказывающих спонсорские взносы для инвестирования предприятий культуры, находящихся в федеральном и местном ведении и финансируемых из госбюджета; ff , , / . «)

— в вовлечении в анализ инвестиционных процессов зЗтрат семей; на приобретение культурно-бытовых товаров, преобладающих в общих объемах инвестиций в 80-е — 90-е годы;

— в аргументации необходимости формирования специального инвестиционного фонда развития предприятий искусства и культуры в федеральном и региональном бюджетах;

Апробация результатов исследования Осуществлена в ряде статей общим объемом 3,0 п.л., в докладах и выступлениях на научно- практических конференциях, на совещаниях специалистов и менеджеров учреждений культуры федерального и регионального уровней, информационной записке в Министерство культуры Российской Федерации. 4 Практическая значимость исследования заключается в возмож ном применении полученных результатов и предложений в практической деятельности работников сферы культуры для повышения эффективности их работы по мобилизации инвестиций и рациональному их использованию. Ряд положений диссертации может быть использован в подготовке федеральных и региональных программ взаимосвязи государственного финансирования и частных инвестиций в сферу культуры. Методологические и теоретические положения могут быть использованы в преподавании спецкурса «Инвестиции в сферу культуры» и ряда тем в учебном курсе «Экономика культуры».

Структура диссертации определяется ее общей концепцией, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включая шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Результаты исследования отражены в следующих статьях:

1. Осмаев М.К. — «Организационные структуры управления на предприятиях и в организации полиграфической отрасли» в сб. «Актуальные экономические проблемы развития книгоиздания». — М.: Изд-во МГУП, «Мир книги», 1998. -С.151-160, (0,6 п.л.).

2. Лукашевич В.В., Осмаев М.К. «Использование метода профес-сиограмм для диагностики профессиональной пригодности редакторов». В сб. «Издательское дело» и редактирование. Теория. Методика, Практика. Межведомственный сборник научных трудов. Вып. 1. — М.: Изд-во МГУП «Мир книги», 1997. — С. 136-138, (0,2 п.л).

3. Осмаев М.К., Лукашевич В.В. Деловая игра «Профессиограма». В сборнике деловых игр и управленческих ситуаций для практических занятий». — М.: Изд-во МГУП «Мир книги». 1998. — С.231-233, (0,2 п.л.).

4. Лукашевич В.В., Осмаев М.К. «Проблемы повышения качества и мотивации труда» В Тезисах докладов научно-технической конференции. — М., 1998. Министерство общего и профессионального образования РФ. // Московский государственный университет. — С.276-278, (0,2 п.л.).

5. Осмаев М.К. Расширение источников инвестиций в сфере культуры. // Альманах «Теория и практика культуры». — М.: РАГС, 2003. (0,4 п.л.).

6. Осмаев М.К. Инвестиции в учреждениях культуры: объемы, динамика. В сборнике статей «Инновационно-инвестиционные и финансовые факторы модернизации экономики» / Под ред. Спицына А.Т. — М.: РАГС, 2003. (С, 5 /,&)

Многообразие функций инвестиций и их результативности в сфере культуры

Хозяйственная деятельность основывается на постоянном воспроизводстве ее материально-технической базы и человеческого фактора, обеспечивающего рациональное задействование средств производства и обустройства окружающей среды. В процессе своего функционирования они изнашиваются, стареют, требуя к себе внимания на текущий и капитальный ремонт, на замену и обновление отдельных их частей, блоков комплексов. Этого же требует и моральное устаревание факторов производства в связи с появлением новых образцов, моделей, новых требований и взглядов эстетического, дизайнерского характера, комфортности, удобства и безопасности труда персонала.

Расширение масштабов деятельности предполагает применение дополнительных инвестиций, присоединения их к функционирующему капиталу. Дополнительных вложений требует и необходимость обновления и улучшения внутреннего и внешнего дизайна, территориального обустройства функционального и ландшафтного характера. Перечисленных факторов достаточно для выводов о многоцелевом характере инвестиций, и обусловленном им многофункциональном назначении инвестируемых средств: — во-первых, многофункциональность инвестиций предполагает многогранность их результатов. Они проявляются, прежде всего, в приращении производимого продукта, услуг в их объеме; — во-вторых, результаты могут быть реализуемы в ассортименте, более качественном наборе и структуре продукта, услуг; — в-третьих, результатом являются обновленные средства производства, улучшающие комфортность трудового персонала, его безопасность и сохранность здоровья; — в-четвертых, инвестиционные факторы нередко обусловлены необходимостью противопожарной безопасности и защитой от противоправных действий злоумышленников; — в-пятых, экологизация, как всеобщая потребность, побуждает к затратам, уменьшающим вред и ущерб окружающей природной среды. — в-шестых, общее обустройство и улучшение всего комплекса объектов и сооружений за счет инвестиционных ресурсов повышает не только их функциональную составляющую, но и рыночную оценку «то варного знака», рыночного имиджа и привлекательность, что влияет на курс акций открытых акционерных предприятий и рыночную оценку, и стоимость самого предприятия. Многогранность результатов из-за неоднопорядковости последних не сводима к единому показателю соизмеримости. Результативность может быть в полной мере измерена лишь их системой. Однако в ней выделяется главный показатель в зависимости от основной цели создания предприятия и направления инвестиционных ресурсов.

В коммерческих предприятиях и структурах в качестве таковой является извлечение в ходе инвестиционных процессов прибыли, балансовой и чистой. Балансовая прибыль характеризует общественную результативность, а чистая прибыль после вычета из балансовой прибыли налоговых платежей выражает коммерческую результативность. Вместе они характеризуют финансовый результат. Обе его составляющие важны для экономики. К ним необходимо добавить и степень сохранения и приращения применяемого в деле капитала, его физической и стоимостной рыночной оценки. Этот момент принципиально важен для акционерных компаний, чьи акции свободно продаются и покупаются на фондовом рынке. Он отражает динамику капитализации компаний, но он важен и для других предприятий и компаний, конкурирующих в том или ином сегменте рыночной экономики.

Читать статью  Бюджет и внебюджетные фонды

Ю.Яковец социально-экономическую эффективность как интегральную категорию раскрывает через следующие составляющие: — прямой экономический (коммерческий) эффект в виде чистого дохода (чистой прибыли); — бюджетный эффект (доходы бюджетов всех уровней в виде налогов и иных платежей); — объем природной ренты и технологической квазиренты (за вычетом налогов); — экологический эффект (сбережения природных ресурсов, обустройства территории); — социальный эффект в виде повышения качества рабочей силы и обогащения культурного наследия, отнесенные к вложениям в человеческий капитал. Эффект учитывается как по отдельным факторам, так и методом экспертных оценок и поправочных коэффициентов1. Эти составляющие хозяйственного эффекта вполне применимы к раскрытию проблем эффективности инвестиций вообще и к инвестициям в сфере культуры, в частности.

Таким образом, инвестиции являются стержневой категорией рыночной экономики как отдельно взятой компании или предприятия, так и для экономики страны в целом, для ее устойчивого функционирования и привлечения инвестиций на свое развитие.

Обычно сопоставляют рост инвестиций и рост ВВП. За 2002 год рост ВВП превысил 4%, а рост инвестирования составит примерно 2,5% против 7% роста за 2001 г. 2002 год станет первым годом за последние четыре года, когда рост инвестиций оказался ниже роста ВВП, а их общий объем равен около 18% объема ВВП.

Для нормального стабильного функционирования и развития необходимы инвестиционные ресурсы примерно на уровне 25-30% от ВВП. В их структуре большую часть составляет амортизация и возмещение выбывающих средств производства, не самортизировавшиеся в полной мере. Немало капитальных сооружений разрушается и гибнет в результате стихийных бедствий, техногенных катастроф, военных конфликтов, социальных потрясений и реструктуризации отраслей народного хозяйства и экономики в целом, что особенно ощутимо в условиях коренной трансформации экономической системы России.

Главная причина низкого уровня капитализации России кроется в утечке огромной массы капиталов в зарубежные страны, большая внешнеэкономическая задолженность государства, низкая платежеспособность его должников в развивающихся регионах и некоторых государствах СНГ. Внутренние сбережения населения аккумулируются в наличных долларовых накоплениях, опасаясь инвестирования в банковские и страховые структуры, из-за боязни их потери по дефолтовым обстоятельствам типа 1998 года.

Постепенное преодоление этих факторов призвано оздоровлению инвестиционного климата в стране, а вместе с ним и наращиванию инвестиций до уровня экономически развитых стран, где их размеры достигают 30-35% от объема ВВП.

Взаимосвязь бюджетных и рыночных источников инвестиций в развитие учреждений культуры

Многофункциональностью предприятий культуры предопределяется и многообразие источников их финансирования вообще и источников инвестиций в частности. Вместе они формируют систему, в которой основными составляющими являются: — госбюджетное финансирование, включающее уровни: 1) федеральный; 2) региональный; 3) местно-муниципальный; — сборы предприятий культуры от платных услуг; — финансирование хозяйствующих коммерческих субъектов ры ночной экономики, на балансе которых или на территории которых на ходятся предприятия (клубы, дворцы, дома культуры, музеи, школы) культуры; — заемные средства; — амортизация основного капитала, включаемая в стоимость платных продуктов; — спонсорские взносы и пожертвования из средств специальных фондов поддержки социально-культурных программ; — спонсорские взносы коммерческих фирм; — пожертвования зарубежных соотечественников; — пожертвование граждан, преуспевающих в бизнесе, в рекламных и их целях; — пожертвования простых граждан; — арендная плата; — продажа избыточных средств производства. Перечисленные источники касаются предприятий и учреждений сферы культуры. Они разнообразны и неравноценны по суммам и социально-культурной значимости, кругообороту и обороту инвестиционных ресурсов. Заемные средства необходимо возвращать и выплачивать ссудные проценты. Платные услуги предваряются издержками на их осуществление в течение значительного времени. Финансовые средства, выделяемые хозяйствующими субъектами, необходимо «отрабатывать», оказывая бесплатные услуги трудовому персоналу этого предприятия и предоставляя «площадь» и музыкально-технические средства для проведения его производственных и иных мероприятий: предвыборных и выборных кампаний.

Арендная плата за предоставляемые свободные площади сопряжена с дополнительными издержками и неудобствами для осуществления основной функции предприятия культуры, а также с возможностями неправомерных действий менеджеров, привносящих осложнения в микроклимат творческих коллективов.

Спонсорские взносы фирм и отдельных граждан не всегда носят альтруистический, бескорыстный характер. Все эти и ряд других аспектов в формировании системы источников инвестирования на предпри 49 ятиях культуры обуславливает значительную сложность в освоении инвестиционных ресурсов.

Если в госбюджетном финансировании не очень четко отделены инвестиционные ресурсы от текущего финансирования, то во всех других источниках их разделение четко осуществляется менеджментом предприятий и учреждений культуры, что предопределено спецификой их формирования.

Основным источником и по размерам, и значимости, и по временной определенности неизменно в российских условиях выступает государственный бюджет. Его источники формируют основу многоканальной системы финансирования.

В мировой практике сложились три типа финансирования предприятий и учреждений культуры: за счет бюджетных ассигнований, сборов и пожертвований; за счет сборов, частных вкладов и пожертвований; за счет сборов.

Два последних типа характерны для Англии, США, некоторых других стран, взявших за основу англосаксонскую модель. Первый тип характерен для Германии (германская модель) и широко используется в ряде европейских стран. Ее именуют смешанным и многоканальным типом.

Бюджетное финансирование подразделено на прямое и косвенное. Прямое устанавливается законодательством при утверждении бюджетов соответствующего уровня. При этом законодатели ориентируются на программы стратегического развития и нормы, предусмотренные на развитие сферы культуры.

По законодательству России из федерального бюджета в его расходной части должно быть выделено 2%, а в бюджетах субъектов Федерации — не менее 6%. В европейских странах также нормируются расходы в бюджетах на сферу культуры. Так, в Испании из общего бюджета в 1992 г. было выделено 0,3% расходов, а в Польше — 2,63%. Таковы существенные различия, варьирующиеся: от 0,3 до 2,6%. Существенны различия и в расходах из местных бюджетов: от 0,69% в Австрии — до 7,09% во Франции1.

Прямое финансирование сферы культуры из федерального бюджета за 90-е годы не превышала — 0,62% расходной части, а субъектов Федерации — 3,0%, с тенденцией к снижению, но после дефолта 1998 года и с начала стабилизации в экономике наметилась тенденция к возрастанию и прямого и косвенного финансирования сферы культуры.

Прямое бюджетное финансирование сферы культуры и искусства осуществляется по следующим направлениям: — финансирование культурных программ национального или регионального значения; — финансирование текущих расходов организаций и учреждений сферы культуры; — финансирование капитальных вложений, в том числе связанных с развитием сети учреждений культуры, а также целевых трансфертов, грантов организациям, деятелям культуры, начинающим творческим работникам.

Инвестиционные расходы на капитальные вложения составляют около 13%, занимая третью позицию, после затрат на содержание клубных учреждений и библиотек в общей структуре государственных бюджетных расходов.

В России в рамках реализации культурной политики государства федеральным бюджетом финансировалась программа сохранения и развития культуры (1994-1996, 1997-1999 гг.). Она включала культурное и эстетическое воспитание населения, поддержку многонациональных культур, развитие литературы и искусства, инвестиций в сферу культуры и осуществление крупных культурных акций.

Особенности инвестирования в материальную базу учреждений культуры

Динамика отражена в фактически действовавших ценах на средства производства, технологическое оборудование, строительно-монтажные и проектные работы, и заработную плату. Индекс инфляции в эти годы составлял более 300%, а потому реальные инвестиции возрастали на скромные десятки процентов за три года, или по 7-8% в год. Для современных условий это мало, чтобы улучшить качество и повысить объемы производства товаров и услуг вообще, в сфере искусства и культуры в частности.

Особенности в данном аспекте для предприятий культуры связаны и с тем, что реставрационно-ремонтные составляющие в затратах преобладают. А при более быстром росте зарплаты мастеров-реставраторов фактические рублевые издержки в меньшей мере отражают объем реальных инвестиций в улучшение материально-технической базы учреждений и предприятий культуры.

В инвестиционные процессы направляются как собственные внутренние, так и привлекаемые ресурсы. Это характерно для рыночной системы развитых стран, что отражено в таблице (см. табл. 13) .

Как видно из таблицы в рыночно развитых странах доля собственных средств снижалась в США до 1980 г., в Англии — до 1975 г., Германии — до 1973 г., Франции — до 1975 г. С середины 70-х годов наметилась обратная тенденция — возрастание доли собственных источников как более «дешевых» средств инвестирования, во-первых. Во-вторых, их собственных накоплений становилось в массе своей значительно больше, чем на предыдущих этапах. Этому способствовала и политика ускоренной амортизации в сочетании с рядом налоговых льгот на инвестируемую прибыль. Из таблицы видно, что собственные источники в структуре инвестиций в целом по экономике Российской Федерации составляют за последние четыре года примерно половину, из них — амортизация 18-19%, а прибыль — примерно 25%. Привлеченные ресурсы формируются из средств федерального бюджета — на 5-6%, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов — 14-16%. Около 15% формируются из получаемых ссуд коммерческих банков и других источников.

На предприятиях и учреждений культуры формируются инвестиции с существенным отличием. У них практически нет чистой прибыли, а потому и данный источник занимает крайне малую долю, трудно фиксируемую статистически. Небольшое место занимает и амортизация, ибо доля платных услуг как продукта деятельности незначительна. Трудно в сфере культуры рассчитывать на получение крупных кредитов.

Все это вместе и объясняет ситуацию, когда основными источниками являются бюджетное финансирование, спонсорские отчисления и финансовые пожертвования, но они незначительны по объемам, неопределенны во времени, даже на ближайшие два-три года. А крупные инвестиционные проекты осваиваются за более длительные сроки. Известно, что Храм Христа Спасителя в Москве воссоздавался более пяти лет при огромных вложениях, как из средств города Москвы, так и взносов предприятий под контролем и давлением администрации мэрии. Новый зал для Большого Театра создавался более семи лет. За эти годы стройка поглощала большие инвестиционные ресурсы, не принося отдачи. Сроки созидания можно было сократить, но при наличии достаточных финансовых средств.

Сроки строительства в России снижались до одного сезона. Так ровно сто лет назад труппа популярного среди интеллигентных людей театра — Московского художественного — переехала в новое, собственное здание в Камергерском переулке. Построено оно было (вернее, пере 73 строєно из театра Лианозова) всего за три месяца по проекту архитектора Федора Шехтеля на деньги промышленника Саввы Морозова, в котором новые архитектурные идеи (идеи модерна) органично слились с представлениями о новом театре (идеи Станиславского).

Это уникальное в своем роде сооружение создавалось как программный театр. Во всем мире существует несколько театральных зданий, которые создавались под определенную программу, идею. И Шех-тель, осознававший Московский художественный театр (МХТ) как театр Чехова, как самый интеллигентный театр России это понимал. Второе — театр делался очень быстро, до этого труппа снимала помещение в театре «Эрмитаж». Здание возвели за один строительный сезон. Третье — к проектированию всей театральной машинерии был привлечен Лентовский, который считался магом и волшебником сцены. И сценический круг в новом здании МХТ был новшеством. На открытии театра впервые в истории, вызвали на сцену архитектора. Актеры подарили Шехтелю серебряный сундучок с изображением театра.

Тогда такое благородство было в порядке вещей. Уважающий себя архитектор проектировать какие-то вещи считал за честь. Например, архитекторы Попов, Никитин и другие проектировали интерьеры Исторического музея безвозмездно. А когда в Таганроге решили построить музей и библиотеку Чехова, то специально обратились к Шехтелю, понимая, что за такую работу он гонорара не возьмет. Он, как и Чехов, считал, что Художественный театр — лучшее, что есть в Москве. Н, например, с Рябушкинского, которому тогда проектировал особняк, брал хорошие деньги1.

В инвестиционном процессе сферы культуры результаты конкретные более очевидны, чем в других сферах: реконструирован Большой театр, открылся — результат, завершилось создание Художественной га Известия. — 2002. — 18 ноября. лереи на Крымской валу — это тоже результат, реконструировалась Третьяковская галерея — это тоже результат; отремонтирован сельский дом культуры — это результат, открылась в деревне дискотека — это также результат. Все результаты видимые, очевидные, хотя и промежуточные, как и то, что многие из них оказались бесхозные, не отремонтированы, не отопляемы, не освещаемы и не обустроенные ветшают и разрушаются. А вместе с ними глохнет и культурный очаг как место духовного общения.

Инвестиционные проблемы, да и в целом финансовое положение, в котором и сейчас находится большинство российских театров, заставляет вспомнить монолог Шекспира из пьесы Бернарда Шоу «Смуглая леди сонетов», обращенный к английской королеве: «Ваше Величество, прикажите выделить из государственных доходов средства на создание театра, где я бы мог ставить там мои пьесы, которые не берет ни один театральный делец, хорошо зная, что ему выгоднее ставить скверные вещи, чем хорошие. И теперь Вашему Величеству следует восстановить былое достоинство театра и его высокое назначение»1.

Расширение механизма государственного воздействия на инвестиции

Для радикальных изменений в инвестиционном процессе модернизации фондов предприятий культуры, как и всего инвестиционного климата, в экономике России необходима активизация государственного воздействия на инвестиции разнообразием соответствующих рычагов на основе «золотого правила финансов» — занимать, чтобы инвестировать, а не только покрывать текущие расходы. Тогда долги будут ликвидными, неопасными с точки зрения банкротства, в чем и главная составляющая расширения источников инвестирования, как в объекты социальной инфраструктуры, так и человеческий капитал1.

Читать статью  ПИРАМИДА НЕ ПЛАТИТ! “Перспектива Плюс”: отзывы пользователей

Как было показано выше источниками финансирования предприятий и учреждений культуры, в основном являются средства федерального и регионального (местного) бюджетов. А в России бюджеты носят унитарный, а не двойной характер с точки зрения разделения на текущие и инвестиционные расходы. При двойном бюджете текущие расходы покрываются налоговыми сборами, а инвестиционные — привлекаемыми заемными средствами.

Попытки отделить инвестиционные ресурсы от текущих затрат бюджеты проявились в мероприятиях формирования Фонда развития и целевых программ его использования. Однако серьезных мер по развитию этих идей не было принято и Фонд не получает должного развития и расширения. В Российском Федеральном бюджете уже третий год по итогам года получается профицит на десятки и даже сотню миллиардов рублей. Часть этих финансовых ресурсов целесообразно при утверждении Федерального бюджета направлять в инвестиционную часть госбюджета с постепенным ее наращиванием и расширением и строгим целевым направлением, прозрачным использованием и контролем. Отдельной позицией в ней должна присутствовать статья на -инвестиционные проекты сферы культуры, как в Федеральном бюджете, так и в бюджетах субъектов РФ, особенно донорских регионов.

Инвестиционные расходы — это накопление активов и для бесплатных культурно-зрелищных услуг, и для платных, рыночных услуг, приносящих доходы, прибыль. Доля последних должна возрастать как источник возвращения привлекаемых заемных средств и уплаты по ним процентам. Рост же активов за счет инвестиционных ресурсов способствует и повышению рыночной стоимости не только материальных объектов основных фондов, но и фондов материальной и нематериальной культуры, искусства, памятников истории, информатики.

Рычаги государственного воздействия на инвестиции многообразны, гибки, динамичны. Самый простой и доступный рычаг — занять деньги на рынке у физических и юридических лиц и через бюджет распределять их между исполнителями инвестиционного крупного проекта в сфере культуры и искусства. Так всегда было в России. Но было малоэффективно, ибо заемные ресурсы растворялись в общем унитарном бюджете без подразделения на текущие и капитальные расходы. Было неэффективно по ряду причин: коррупция, нецелевое использование, инерция государственного аппарата, неудовлетворительный менеджмент. Помимо двойного бюджета в мировой практике сложилась система рычагов государственного воздействия на инвестиции. Среди них выделяются: государственные корпорации; предприятия, спонсируемые правительством; государственные гарантии по обязательствам частных компаний.

Эти и ряд других рычагов имеют место в российской экономике, но осуществляются бессистемно, эпизодически, случайными и нередко субъективными факторами предопределяемые.

Если в инвестиционном рыночном механизме действует «невидимая рука» рынка, подчиняющая экономическую жизнь законом спроса и предложения стихийно, то государственная корпорация — это «видимая» рука общества, умеряющая рыночную стихию в отдельных отраслях экономики, а в сфере культуры организующая и направляющая определенные финансовые и материальные потоки. Здесь госкорпорации, являясь проводником идей общества по ускоренному развитию учреждений культуры, призваны выступать важным звеном в цепи, объединяющей сбережения граждан с административным ресурсом государства. От частных компаний госкорпорация отличается не только финансовой под 112 держкой государства, но и общества при строгом дозировании и контроле этого дозирования.

Государство, сокращая бюджетные ассигнования на инвестиции, должно расставить на ключевых участках инвестиционного процесса свои корпорации. Получив от государства стартовый капитал, госкорпорация финансируют свою деятельность средствами, привлеченными с финансового рынка. Государство гарантирует выплаты по обязательствам этих корпораций, и доля подобных гарантий в государственном долге растет. Одновременно возникает новый рынок ценных бумаг, а именно: рынок облигаций государственных корпораций России, причем не только федеральных, но и субфедеральных.

Фактически государство выступает промоутером крупных общественных проектов: оно дает им старт, а затем предлагает инвесторам профинансировать их, т.е. купить облигации госкорпораций. Тем самым инвестиции не ограничиваются малоподвижной налоговой системой. Они идут напрямую из сбережений граждан. Продвигая свои проекты, государство рискует. Помимо дивидендов от деятельности ГК, платой за риск является удовлетворение граждан результатами проектов и большее доверие государству.

В сфере культуры госкорпорации имеют огромный фронт работ по ремонту и реконструкции таких объектов как Российская Государственная библиотека, драгоценные дворцы Санкт-Петербурга и не только к 300-летию города. В каждом крупном субъекте РФ имеются крупные инвестиционные объекты в сфере культуры и искусства. Они структурно профилируются и в отраслевом, и в региональном аспектах, тяготея к крупным субъектам РФ и Федеральным административным округам.

Инвестиционный проект – суть, виды, этапы и сроки окупаемости

Инвестиционный проект – что это такое

Инвестиционный проект – это заранее установленный комплекс мероприятий, который направлен на достижение определенного финансового результата. Поэтому для этого нужен соответствующий приток средств от вкладчиков.

Инвестиции и инвестиционные проекты – это факторы развития национальной экономики, ведь действия вкладчиков направляются на создание или изменение технических, социальных, научных или других сфер.

Суть инвестиционного проекта заключается в разработке мероприятий, в которые включаются проектирование, покупка, в некоторых случаях – подготовка кадров. Весь этот процесс работает для того, чтобы создать, модернизировать или перепродать определенный продукт с целью последующего получения экономической выгоды. Поэтому инвестиционный проект – это не только покупка ценных бумаг или открытие вклада в финансовой организации, но и проведение анализа рынка, переговоры, хеджирование рисков и т.д.

Особенности инвестиционных проектов

Особенности инвестиционного проекта заключаются в том, что весь процесс формирования комплекса мероприятий, направленных на получение прибыли, не гарантирует положительных результатов. В инвестициях и инвестиционных проектах существуют значительные риски, поэтому выделяют два вида подобной деятельности:

  • Безрисковые;
  • Рисковые (венчурные).

Если вкладчик выбирает безрисковый инвестиционный проект, то он уменьшает вероятность неудачного исхода до нуля. Специалисты называют такой заработок «абстрактным», так как всегда остается даже минимальный риск потерять деньги.

Понятие рискового (венчурного) инвестиционного проекта говорит о высокой вероятности потери денег. Для подстраховки капитал распределяется между разными сферами, чтобы хотя бы часть денег сохранилась. Преимущество последней формы – в высоком заработке. Если вкладчик правильно составит инвестиционный портфель, то потерянная сумма будет незначительной в сравнении с полученной.

Типы инвестиционных проектов

Особенности инвестиционного проекта, перечисленные ранее, не дают полной информации о типах вкладов. Поэтому стоит разобрать их отдельно.

Инвестиционный проект бывает:

  • Производственным. Капитал вкладчика направляется на модернизацию, постройку новых или расширение действующих производств с целью получения прибыли от создания продукции. Применим ко всем сферам экономики.
  • Научно-техническим. Это инвестиции в разработку, создание и последующее тестирование аппаратов, оборудования, технологий и процессов. Такие проекты могут длиться дольше остальных, поэтому их называют долгосрочными.
  • Коммерческими. Вид инвестирования, подразумевающий покупку и перепродажу движимого и недвижимого имущества с повышенной стоимостью.
  • Финансовыми. Это экономические инвестиционные проекты, где вкладчик покупает ценные бумаги для формирования собственного портфеля с целью последующей реализации на бирже по повышенной стоимости.
  • Экологическими. Итогом таких вкладов становятся природоохранные объекты. Это также долгосрочная инвестиция.
  • Социальными. Это проекты, которые в качестве конечной цели признают не получение денежных средств, а улучшение состояния в образовании, спорте, здравоохранении, культуре и других подобных сферах жизни.

Чтобы узнать, какие способы вклада самые популярные, нужно перечислить виды инвестиционных проектов.

Виды инвестиционных проектов

В данном разделе поговорим о видах объектов для размещения средств. Это и экономические инвестиционные проекты, и прочие направления для вложения финансов.

Итак, виды инвестиционных проектов имеют 5 критериев отбора. Первоначально они делятся по инвестиционным целям:

  • Наращивание объема производства определенного продукта;
  • Увеличение линейки продуктового изделия;
  • Повышение качественных характеристик выбранного продукта;
  • Оптимизация затрат на изготовление требуемых изделий;
  • Социальная направленность.

Далее инвестиционные проекты, если говорить кратко, разделяют по количеству времени, затраченному на инвестирование:

  • Долговременное размещение финансов — от 3 лет.
  • Среднесрочное вложение средств — до 3 лет.
  • Кратковременное размещение капитала — до 1 года.

Понимание понятия «инвестиционного проекта» также имеет отношение и к объему вложенных средств. Так, виды инвестиционных проектов имеют следующее разделение по количеству вложений:

  • Большой инвестиционный объем от $1 млн. В качестве направления для инвестирования выступают огромные предприятия для насыщения спроса на локальном и внешнем рынках.
  • Средний объем инвестиционных средств — до $1 млн. Обычно это локальные проекты, направленные на модернизацию производства определенных продуктов.
  • Малочисленные инвестиции — до $100 тыс. Чаще всего предназначаются для увеличения объемов выпускаемой продукции. Обычно размещаются на небольшой срок.

Далее инвест-проекты делятся по своей направленности:

  • Проекты коммерческого характера, направленные на извлечение дохода. То есть экономические инвестиционные проекты.
  • Социальная направленность, предназначающаяся для улучшения жизни населения.
  • Проекты, имеющие отношение к экологии.
  • Иные проекты.

Если брать за основу позицию инвестора, то дальнейшее разделение выглядит следующим образом:

  • Гос. производственные организации.
  • Коалиционное производство.
  • Иностранные вкладчики.

Этапы реализации инвестиционного проекта

Инвестиционный проект, если говорить кратко, можно реализовать за три этапа:

  • Создание бизнес-плана;
  • Инвестирование;
  • Эксплуатация.

Суть первого этапа инвестиционного проекта заключается в изучении рынка, оценке затрат и рисков. Здесь же собираются необходимые документы, проводятся маркетинговые исследования. Если вкладчик тратит на это деньги, то их следует отнести к первоначальному взносу.

Инвестиционный этап подразумевает покупку акций, облигаций, движимого и недвижимого имущества. В этот момент владелец капитала уже не может поменять своего решения, так как это приведет к финансовым потерям.

Заканчивается инвестиционный проект эксплуатационным этапом, когда вкладчик начинает получать дивиденды от совершенных покупок. Чем дольше длится этот период, тем больше заработает владелец портфеля.

Выбрать инвестиционный проект без выполнения этих этапов и получить с него прибыль невозможно, так как отсутствие грамотного анализа и безосновательное распределение денежных средств чаще всего приводит к их потере.

Сроки окупаемости инвестиционных проектов

Инвестиции и инвестиционные проекты иногда требуют больших денежных затрат, которые могут окупаться несколько лет. Этот срок играет ключевую роль при выборе варианта заработка. Сказать точно о том, какие виды инвестиционных проектов окупаются быстрее остальных, невозможно. Но вкладчик может рассчитать срок самостоятельно.

Если кратко, то инвестиционный проект имеет срок окупаемости, равный количеству дней от начала инвестирования до полного возврата затраченных средств. Только по истечению этого периода – проект начинает приносить чистую прибыль.

Инвестиционный проект в хайпах

Инвестиционный проект в хайпах – это высокодоходный инструмент получения денежных средств за короткие сроки. Чтобы заработать на hyip-проектах, нужно хорошо разбираться в сфере, где будут работать деньги.

Чаще всего суть инвестиционного хайп проекта – в имитации фонда, собирающего деньги участников и приумножающего их, к примеру, с помощью опционов, криптовалют, Форекса и акций различных компаний. Последний этап – деление прибыли между вкладчиками.

Выбрать надежный инвестиционный хайп проект достаточно трудно, так как все они обещают высокий доход практически без участия клиента. Чтобы принимать участие в таких инвестиционных проектах, требуются «холодная» голова и осведомленность. Как и в других видах инвестирования.

Мой опыт заработка в хайпах и работающие стратегии я описал в статье «Что такое хайп (HYIP) и как на нем заработать?».

Идеи бизнеса в сфере культуры

Свой бизнес: открываем музей нумизматики

Музей нумизматики – достаточно специфическая деятельность, которая подойдет людям «в теме». Да и есть ли смысл открытия подобного дела в наше время? В статье попытаемся ответить на этот вопрос.

Бизнес-план мобильного планетария

Мобильный планетарий — это надувной сферический купол, внутри которого показываются развлекательные и познавательные 3D-фильмы. Идеальный бизнес для начинающих, который окупит себя всего за 3 месяца.

Готовый бизнес-план автокинотеатра

Бизнес-план автокинотеатра для города с населением более 500 тыс. человек. Инвестиции — 804 тыс. руб., срок окупаемости — 7 месяцев.

Бизнес-план частного музея шоколада

Инвестиции в частный музей шоколада составят 2 828 000 руб. Прогнозируемый срок выхода на окупаемость – 19 месяцев.

Франшиза Вендинговой железной дороги

Зарабатывайте ежемесячно до 148 000 рублей. Интерактивный вендинговый макет железной дороги с функцией выдачи подарков. Интересная альтернатива типовым вендинговым решениям.

Свой бизнес: как открыть музей

Стоимость открытия музея может быть и очень небольшой, так и очень значительной, средний простой музей можно открыть (без учёта коллекции, стоимость которой, как было замечено, вообще не поддаётся оценке и высчитывается всегда индивидуально) за сумму…

Как открыть бизнес по реализации билетов на культурно-зрелищные мероприятия

Торговля билетами выгодна тогда, когда имеется множество партнёров, проводящих самые разнообразные мероприятия – от детского кукольного театра до рок-концертов. Помимо них, следует сразу пытаться выходить на организаторов гастролей, одновременных шоу…

Бизнес по организации концертов

Бизнес по организации концертов поначалу наверняка будет очень тяжёлым, и долгое время придётся самому работать за идею, вкладывая свои силы (а иногда и деньги), чтобы просто заработать себе имя. Однако в данном случае перспектив достаточно много.

Свое дело: кинотеатр под открытым небом

Организация своего автокинотеатра может обойтись и в сумму чуть меньше миллиона рублей (но это работа «бродячего» кинотеатра), а может потребовать и больше 20 миллионов – всё зависит от способов демонстрации фильмов.

Читать статью  Volvo Cars в ходе IPO могут оценить в $25 млрд

Международное агентство знакомств под итальянским брендом Amore Connecting Singles

У вас есть возможность открыть собственное международное агентство знакомств онлайн, или расширить уже существующий бизнес в этой сфере. Все уже готово для того чтобы начать активную и интересную деятельность. С нами работают уже более 30 фили…

Творческий бизнес: театр контркультуры

Как только возникла бизнес-идея открыть театр контркультуры, стало понятно, что нужны деньги, много денег, которые может дать только инвестор. Лучше не вспоминать, откуда он взялся, но он согласился выделить почти десять миллионов рублей для покупки…

Как открыть театральное агентство

Для открытия театрального агентства потребуется около 150 тысяч рублей. Подобное начинание может стать делом всей жизни, особенно если попадётся уникальный талант, развитие и продвижение которого обеспечит владельца агентства хорошей прибылью.

Как открыть репетиционную точку

275 тысяч рублей – это минимальная сумма, которая потребуется для открытия своей репетиционной точки. Рентабельность такого предпринимательства имеет средний показатель, а первоначальные затраты на проект могут окупиться в течение года.

Как открыть лазерное шоу

Готовый бизнес. Игропрактик

Готовый бизнес для тех, кто хочет изменить свою жизнь и начать зарабатывать до 300 000 руб. на проведении психологических игр.

Мобильный планетарий: образование, развлечение и бизнес

Свой бизнес: как открыть частный театр

Считается, что в нашей стране театральный рынок уже насыщен как государственными, так и частными театрами, и у конечного потребителя (в данном случае – зрителя) достаточно широкий выбор относительно этой услуги. Но на самом деле это не так.

Как открыть частный цирк

Существуют, конечно, и другие частные цирки, размером поменьше, как правило, не имеющие собственных (особенно таких крупных) помещений и гастролирующие по всей стране. Разумеется, доходность такого цирка на порядок меньше, однако и пропорциональны ей…

Как открыть кинотеатр

InfoLife – франшиза профориентации по отпечаткам пальцев

InfoLife — франшиза системы тестирования способностей, инновационная Российская разработка, её уникальность заключается в методе тестирования — по узорам на пальцах.

Перспективы открытия кинотеатра как своего бизнеса

Открытие кинотеатра — дорогое удовольствие,к очень уж мелкому бизнесу его отнести нельзя. По расчётам специалистов, открытие одного современного кинозала (под современностью понимается многозальность) обойдётся в сумму от двух до трёх миллионов долла…

Свой бизнес: открытие 5D-кинотеатра

Шоу-Балет-Бизнес

Свой «смешной» бизнес: Stand-up Show

В настоящее время телевизионные программы предлагают огромное количество различных юмористических шоу и телесериалов, газетные киоски представляют широкий ассортимент «смешных» изданий, каждая вторая уважающая себя городская газета имеет рубрику «Юмо…

Франшиза Jelly Shots — алкогольные десерты не имеющие аналогов в России

С франшизой JELLY SHOTS не стоит вопросов о том, заработаешь ли ты миллион или нет. Вопрос в том, сколько раз ты это сделаешь за год! JS — алкогольные десерты, не имеющие аналогов в России.

Начать галерейный бизнес можно с $3 тыс.

Выставочные галереи. Продажа картин

Чтобы продавать картины, вовсе не нужно их рисовать — это правило, которое должен усвоить будущий дилер. Но любить искусство при этом обязательно. Если вы не умеете рисовать, но желаете жить в мире…

Открытие выставочной галереи: инвестиции в прекрасное

На данный момент галерейный бизнес в России находится в той стадии своего развития, когда наряду с растущим интересом со стороны инвесторов и потенциальных клиентов, еще не создано такого количества галерей, которое породило бы действительную конкуре…

Библиотечный бизнес: возможен ли он?

Психологический салон «1000 идей»

Психологический салон «1000 идей» — свое дело, которое меняет жизнь. Уникальный формат, 25 готовых программ, обучение под ключ. Инвестиции 80 000 руб.

Белорусские компании последние несколько лет все чаще вовлекаются в поддержку культурных проектов. Причины разные: стремление быть социально ответственным, желание рассказать о себе новой аудитории, убеждение, что занятие предпринимательством — это не только заработок, но и возможность принести пользу обществу.

В нашем материале мы решили рассказать о нескольких интересных проектах, большинство из которых уже сейчас финансово поддерживаются. Они интересны своими идеями, которые могут вдохновить на запуск новых бизнесов в сфере культуры. Кроме того, проекты на стыке культуры и бизнеса помогают в развитии предпринимательской культуры в целом.

AUDITORIUM, Минск

Анна Самарская и Татьяна Зайдаль, проект AUDITORIUM. Фото предоставлено автором

Миссия и цели. Анна Самарская и Татьяна Зайдаль создали проект, миссия которого — заполнить пробел в сфере образования и стать посредником между бизнесом и актуальным гуманитарными знаниями: «Идеи, которые приходят из искусства и культуры, могут стать основой креативных решений для бизнеса, которые выстрелят на рынке. Но мы часто видим, что владельцы и менеджеры бизнесов начинают ощущать нехватку культурных и гуманитарных знаний».

В первую очередь девушки стремятся способствовать тому, чтобы в стране появилось больше критически думающих и образованных людей и хотят повысить доступность гуманитарных знаний для технических специалистов — инженеров, программистов, людей с профессионально-техническим образованием.

На чем зарабатывать. Лекции, образовательные программы по культуре и искусству, которые учат мыслить критически, например, не принимать все как «данное», смотреть на явления с разных сторон, не бояться высказываться публично и т.д.

Планы. Развивать проект, стать крупным учебным центром.

RED ART, Гродно

Мисся и цели. Арт-вечера с вином и рисованием за мольбертами популярны во всем мире. Особых навыков в живописи не требуется, и что рисовать, сюжет или абстракцию, — неважно. Потому что цель — просто хорошо провести время. При этом процесс рисования на таких вечеринках пошагово объясняет и контролирует художник.

Виктория Хотянович, Екатерина Петруций и Елена Побылец изучили опыт арт-вечеринок в Минске и решили организовать такой досуг в своем родном городе. Так в Гродно появился проект RED ART.

К чему стремятся авторы проекта? Чтобы было больше здоровых и счастливых людей. Поэтому рассчитывают, что в будущем участники проекта будут прибегать к этому виду арт-терапии и самостоятельно, в своем привычном окружении, например, дома.

Фото со страницы Red Art Вконтакте

На чем зарабатывать. Платные занятия проходят в кафе и ресторанах Гродно, в уютной и расслабленной атмосфере. Как уже показала практика, вечеринки пользуются особой популярностью у женщин — их около 80%. Остальные 20% — это мужчины в возрасте 25−40 лет.

Фото со страницы Red Art Вконтакте

Планы. Авторы проекта хотят, чтобы рисование стало популярным городским видом отдыха и развлечения: «Любой человек, любой профессии может создавать свои интерпретации картин, рисовать после рабочего дня, либо в выходной, с помощью направляющего художника. Занятия помогают раскрепостить людей и дать им бóльшую свободу и уверенность в себе и своих способностях».

В ближайшее время девушки планируют открыть свое пространство с обучением различным направлениям прикладного искусства, лекциями, коворкингом — проект показал, что арт-терапия очень востребована у гродненцев.

Месяц фотографии в Минске

Андрей Ленкевич, фотограф, организатор фестиваля «Месяц фотографии». Фото предоставлено автором

Мисся и цели. Три года назад у Андрея Ленкевича, фотографа, появилась идея объединить своих белорусских коллег на одной площадке — создать фестиваль, в рамках которого можно было бы проводить лекции, дискуссии, обмениваться опытом, делать выставки фоторабот. Бюджета не было, поэтому парень начал искать партнеров, которым предлагал участие в рамках проекта.

Первый Месяц фотографии в Минске прошел в 2014 и сразу привлек к себе внимание — благодаря партнерству стало возможным кроме выставок организовать лекции, презентации книг, проектов, а также приглашать мировых знаменитостей. К примеру, Мартина Парра, английского фотографа и фотожурналиста, работающего в жанре документальной фотографии повседневности.

Работа Мартина Парра. Фото с сайта static.wixstatic.com

Сейчас выставки посещают более 10 тыс. человек, большинство — от 25 до 35 лет. Проходят мероприятия в разных арт-точках Минска, к примеру, в Галерее «Ў», Пространстве ЦЭХ, лофт-проекте «Балки» и т.д., а также в других городах Беларуси.

Фотовыставки в рамках фестиваля каждый раз дают почву для размышления:

  • «Коммуналки» — Франсуазы Югье, которая снимала рекламу для Yves Saint Laurent, при создании этой коллекции фото четыре года жила в коммунальной квартире
  • «Реальный мир» — беспристрастный взгляд Парра и Римальдаса Викшрайтиса на деревню, быт и безденежье
  • «FASHION IS MY PASSION! Модная индустрия 70х-90х гг.: белорусский формат»
  • «How I die?» — показаны ассоциации людей со смертью, их представления и размышления на эту тему и еще многие другие интересные работы и др.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

На чем зарабатывать. Пока единственный доход организаторы получают от продажи билетов. Но фестиваль поддержал Институт Гёте в Минске, который помог издать каталог мероприятия для продажи. Проект также заинтересовал представительство Samsung в Беларуси, Институт Польский в Минске, Посольства Франции, Литвы, Латвии, США, Нидерландов и т.д., которые могут проводить выставки, в т.ч. и платные, на своей территории.

Планы. В ближайшие 10 лет Андрей планирует:

  • Открыть Бюро Месяца фотографии в Минске — постоянно действующей выставочной площадки
  • Создать коллекцию, которая станет основой для Музея фотографии
  • Заложить традиции публичного обсуждения фотографии — пока публичных обсуждений, профессиональных высказываний и критики в области фотоискусства в Беларуси почти нет
  • Учредить премию в рамках фестиваля по результатам года

В планах на ближайшие несколько лет — благодаря регулярной активной деятельности в области искусства фотографии открыть в нашей современной культуре новую область. Чтобы у профессионалов появилось больше возможностей и стимулов для развития, а широкая аудитория получила доступ к эксклюзивным источникам по современной фотографии.

Cinema Perpetuum Mobile, Минск

Координаторы фестиваля Cinema Perpetuum Mobile Лера Грин (слева) и Анна Роженцова (справа). Фото с сайта kultprosvet.by

Миссия и цели. В 2011 в Минске сообщество киноманов Kinaklub.org. основало международный фестиваль короткометражных фильмов Cinema Perpetuum Mobile. Сегодня он проходит не только в городах нашей страны, но и за ее пределами. По словам Леры Грин, «фестиваль позволяет познакомиться с мировыми премьерами, а также расширить аудиторию белорусского короткометражного кино».

Особенность короткометражного кино — лаконичность, точное распределение времени на идеи, сцены, героев. «Короткий метр» говорит только самое важное и нужное за 35−45 минут, и потому имеет сильное воздействие на зрителя. Аудитория фестиваля — киноманы и люди, готовые выйти из привычных «зон комфорта», ведь короткометражное кино не очень распространенный вид отдыха.

Как отметила Анна Роженцова: «Для деловых людей наш формат, возможно, не достаточно светский, но любой на наших показах окунется в альтернативное визуальное искусство, узнает о социальных проблемах, например о миграции, одиночестве городского человека, о гендерных проблемах и др.»

На чем зарабатывать. Билеты на показы могут быть и платными, и бесплатными. Цена обычно не больше 5 рублей. Средства от продажи идут на компенсацию расходов организаторов. «Возможно, в будущем, учитывая темп жизни, такая форма станет предпочтительнее для зрителей из-за хронометража и информативности,» — предполагает Лера Грин.

Фото с сайта cs629410.vk.me

Планы. Организаторы мечтают о включенности жанра в общий культурный контекст, ставя перед собой достаточно амбициозные задачи:

  • Продвижение молодого белорусского кинематографа в Беларуси и на международном уровне
  • Поиск новых форм и тенденций на стыке любительского и профессионального искусства
  • Исследование социальных проблем средствами кино
  • Сотрудничество и горизонтальные связи с международными киносообществами

Ну и «супер план» организаторов — пригласить зрителей в мир немассового кино, побудить к саморазвитию и захотеть интересоваться чем-то большим, чем обычная и привычная жизнь.

Brest Stories Guide, Брест

Оксана Гайко, проект Brest Stories Guide. Фото с сайта www.vb.by

Мисся и цели. Проект Brest Stories Guide — выделяется среди многих проектов. В первую очередь тем, что это — путешествие, цикл документальных аудиоспектаклей в городском пространстве Бреста, посвященных теме антисемитизма и уничтожения брестской еврейской общины в 1941—1942 годах.

Идея проекта обладает потенциалом, он создан на стыке искусства, исторического наследия и туризма, может быть использован в образовании и поднимает важные этические вопросы. Оксана Гайко — автор идеи и режиссер проекта, считает, что важно помнить о том, что происходило в городе в годы войны:

— Перед началом войны в Бресте проживало около 24 000 евреев (45% населения города). Все они были уничтожены, выжили около 20 человек. Холокост и разрушение знаковых для еврейской жизни объектов в пространстве города стерли и память о еврейской общине.

Брест, 3 июля 1941. Фотограф-любитель Альберт Дикманн. Фото со страницы Brest Stories Guide в Facebook

Как отметила Оксана: «Хочется отдать дань памяти людям, которых никто не чествует, чьи голоса не слышны. Я называю этот проект виртуальным памятником. Настоящий мы не можем поставить. Пусть будет виртуальный».

На чем зарабатывать. История часто остается невидимой. Увидеть и услышать прошлое теперь можно, взяв на вооружение уникальный опыт Brest Stories Guide, который поддерживается CHOICE — проектом по охране и переосмыслению культурного наследия, усилению потенциала общественных организаций в сфере культуры. Это аудиоспектакль-экскурсия по «несуществующему» Бресту. Текст в нем читают заслуженные белорусские артисты.

Зритель перемещается по карте через приложение на телефоне. Как считают организаторы, использовать электронные средства для того, чтобы доносить до нынешнего поколения послания о прошлом — хорошая идея. Скачать приложение можно бесплатно на сайте проекта, но организаторы планируют подключить систему добровольных пожертвований, а также добавить белорусскоязычную, англоязычную и, может быть, польскоязычную версии.

Фото предоставлено автором

Идея сделать такое приложение зародилась еще в 2013 году, когда Оксана начала работу над проектом «Гісторыі Беларусі». Сегодня Brest Stories Guide — результат совместной работы около 20 человек: ИТ-разработчиков, историков, экспертов еврейских организаций, а также актеров брестских театров

Работа с архивными источниками для Brest Stories Guide с немецким историком Кристианом Ганцером. Фото со страницы Brest Stories Guide в Facebook

Планы. Аудитория — это жители Бреста, туристы и все, кто интересуется новаторскими туристическими и культурными продуктами. Поэтому перспектива — новые маршруты и новые истории, привелечение туристов в Беларусь. «Путешествие по несуществующему городу» — такое туристическое предложение может «сработать» в любом месте Беларуси.

http://www.dslib.net/economika-xoziajstva/investicionnye-problemy-razvitija-sfery-kultury.html
http://www.profvest.com/2020/02/investicionnyy-proekt.html

Идеи бизнеса в сфере культуры

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: