Оглавление
Инвестиционный проект – суть, виды, этапы и сроки окупаемости
Инвестиционный проект – что это такое
Инвестиционный проект – это заранее установленный комплекс мероприятий, который направлен на достижение определенного финансового результата. Поэтому для этого нужен соответствующий приток средств от вкладчиков.
Инвестиции и инвестиционные проекты – это факторы развития национальной экономики, ведь действия вкладчиков направляются на создание или изменение технических, социальных, научных или других сфер.
Суть инвестиционного проекта заключается в разработке мероприятий, в которые включаются проектирование, покупка, в некоторых случаях – подготовка кадров. Весь этот процесс работает для того, чтобы создать, модернизировать или перепродать определенный продукт с целью последующего получения экономической выгоды. Поэтому инвестиционный проект – это не только покупка ценных бумаг или открытие вклада в финансовой организации, но и проведение анализа рынка, переговоры, хеджирование рисков и т.д.
Особенности инвестиционных проектов
Особенности инвестиционного проекта заключаются в том, что весь процесс формирования комплекса мероприятий, направленных на получение прибыли, не гарантирует положительных результатов. В инвестициях и инвестиционных проектах существуют значительные риски, поэтому выделяют два вида подобной деятельности:
- Безрисковые;
- Рисковые (венчурные).
Если вкладчик выбирает безрисковый инвестиционный проект, то он уменьшает вероятность неудачного исхода до нуля. Специалисты называют такой заработок «абстрактным», так как всегда остается даже минимальный риск потерять деньги.
Понятие рискового (венчурного) инвестиционного проекта говорит о высокой вероятности потери денег. Для подстраховки капитал распределяется между разными сферами, чтобы хотя бы часть денег сохранилась. Преимущество последней формы – в высоком заработке. Если вкладчик правильно составит инвестиционный портфель, то потерянная сумма будет незначительной в сравнении с полученной.
Типы инвестиционных проектов
Особенности инвестиционного проекта, перечисленные ранее, не дают полной информации о типах вкладов. Поэтому стоит разобрать их отдельно.
Инвестиционный проект бывает:
- Производственным. Капитал вкладчика направляется на модернизацию, постройку новых или расширение действующих производств с целью получения прибыли от создания продукции. Применим ко всем сферам экономики.
- Научно-техническим. Это инвестиции в разработку, создание и последующее тестирование аппаратов, оборудования, технологий и процессов. Такие проекты могут длиться дольше остальных, поэтому их называют долгосрочными.
- Коммерческими. Вид инвестирования, подразумевающий покупку и перепродажу движимого и недвижимого имущества с повышенной стоимостью.
- Финансовыми. Это экономические инвестиционные проекты, где вкладчик покупает ценные бумаги для формирования собственного портфеля с целью последующей реализации на бирже по повышенной стоимости.
- Экологическими. Итогом таких вкладов становятся природоохранные объекты. Это также долгосрочная инвестиция.
- Социальными. Это проекты, которые в качестве конечной цели признают не получение денежных средств, а улучшение состояния в образовании, спорте, здравоохранении, культуре и других подобных сферах жизни.
Чтобы узнать, какие способы вклада самые популярные, нужно перечислить виды инвестиционных проектов.
Виды инвестиционных проектов
В данном разделе поговорим о видах объектов для размещения средств. Это и экономические инвестиционные проекты, и прочие направления для вложения финансов.
Итак, виды инвестиционных проектов имеют 5 критериев отбора. Первоначально они делятся по инвестиционным целям:
- Наращивание объема производства определенного продукта;
- Увеличение линейки продуктового изделия;
- Повышение качественных характеристик выбранного продукта;
- Оптимизация затрат на изготовление требуемых изделий;
- Социальная направленность.
Далее инвестиционные проекты, если говорить кратко, разделяют по количеству времени, затраченному на инвестирование:
- Долговременное размещение финансов — от 3 лет.
- Среднесрочное вложение средств — до 3 лет.
- Кратковременное размещение капитала — до 1 года.
Понимание понятия «инвестиционного проекта» также имеет отношение и к объему вложенных средств. Так, виды инвестиционных проектов имеют следующее разделение по количеству вложений:
- Большой инвестиционный объем от $1 млн. В качестве направления для инвестирования выступают огромные предприятия для насыщения спроса на локальном и внешнем рынках.
- Средний объем инвестиционных средств — до $1 млн. Обычно это локальные проекты, направленные на модернизацию производства определенных продуктов.
- Малочисленные инвестиции — до $100 тыс. Чаще всего предназначаются для увеличения объемов выпускаемой продукции. Обычно размещаются на небольшой срок.
Далее инвест-проекты делятся по своей направленности:
- Проекты коммерческого характера, направленные на извлечение дохода. То есть экономические инвестиционные проекты.
- Социальная направленность, предназначающаяся для улучшения жизни населения.
- Проекты, имеющие отношение к экологии.
- Иные проекты.
Если брать за основу позицию инвестора, то дальнейшее разделение выглядит следующим образом:
- Гос. производственные организации.
- Коалиционное производство.
- Иностранные вкладчики.
Этапы реализации инвестиционного проекта
Инвестиционный проект, если говорить кратко, можно реализовать за три этапа:
- Создание бизнес-плана;
- Инвестирование;
- Эксплуатация.
Суть первого этапа инвестиционного проекта заключается в изучении рынка, оценке затрат и рисков. Здесь же собираются необходимые документы, проводятся маркетинговые исследования. Если вкладчик тратит на это деньги, то их следует отнести к первоначальному взносу.
Инвестиционный этап подразумевает покупку акций, облигаций, движимого и недвижимого имущества. В этот момент владелец капитала уже не может поменять своего решения, так как это приведет к финансовым потерям.
Заканчивается инвестиционный проект эксплуатационным этапом, когда вкладчик начинает получать дивиденды от совершенных покупок. Чем дольше длится этот период, тем больше заработает владелец портфеля.
Выбрать инвестиционный проект без выполнения этих этапов и получить с него прибыль невозможно, так как отсутствие грамотного анализа и безосновательное распределение денежных средств чаще всего приводит к их потере.
Сроки окупаемости инвестиционных проектов
Инвестиции и инвестиционные проекты иногда требуют больших денежных затрат, которые могут окупаться несколько лет. Этот срок играет ключевую роль при выборе варианта заработка. Сказать точно о том, какие виды инвестиционных проектов окупаются быстрее остальных, невозможно. Но вкладчик может рассчитать срок самостоятельно.
Если кратко, то инвестиционный проект имеет срок окупаемости, равный количеству дней от начала инвестирования до полного возврата затраченных средств. Только по истечению этого периода – проект начинает приносить чистую прибыль.
Инвестиционный проект в хайпах
Инвестиционный проект в хайпах – это высокодоходный инструмент получения денежных средств за короткие сроки. Чтобы заработать на hyip-проектах, нужно хорошо разбираться в сфере, где будут работать деньги.
Чаще всего суть инвестиционного хайп проекта – в имитации фонда, собирающего деньги участников и приумножающего их, к примеру, с помощью опционов, криптовалют, Форекса и акций различных компаний. Последний этап – деление прибыли между вкладчиками.
Выбрать надежный инвестиционный хайп проект достаточно трудно, так как все они обещают высокий доход практически без участия клиента. Чтобы принимать участие в таких инвестиционных проектах, требуются «холодная» голова и осведомленность. Как и в других видах инвестирования.
Мой опыт заработка в хайпах и работающие стратегии я описал в статье «Что такое хайп (HYIP) и как на нем заработать?».
Количество региональных инвестиционных проектов
Бакланова Юлия Олеговна
кандидат экономических наук, доцент
Россия, Вятский государственный университет
mim@mcnip.ru
Скопин Алексей Олегович
кандидат экономических наук, доцент
Россия, Вятский государственный университет
mim@mcnip.ru
В статье авторы показывают, что инициирование отдельных инвестиционных проектов и их последующий отбор органами местного самоуправления чаще всего основываются на официально сформулированных приоритетах социально-экономического развития муниципального образования и оценках их эффективности. Кроме того показано, что целесообразно инициировать проекты снизу на предприятии и включать их в систему региональных проектов.
инициация, региональные инвестиционные проекты, Инвестфонд, проекты, программы, портфель проектов
Категории статьи:
Эконометрический анализ валового регионального продукта Дальневосточного федерального округа
Оценка эффективности крупномасштабных инфраструктурных сетевых проектов
Перспективы реализации национального проекта «Культура» в городе Севастополе
Финансовые механизмы, способы и меры достижения инновационного технологического развития России
Сравнительная характеристика методик оценки социально-экономического развития регионов
Статья также доступна (this article also available):
- Русский
- English ( Английский )
Анализ управления инвестиционным процессом на макро- и мезо- уровнях, отмечают Воронов Н.П. [6], Бондаренко Н.Ю. [3], говорит о том, что исторически оно сводилось к регулированию деятельности инвесторов в периоды стабильного состояния экономики и в применении механизмов государственного управления в кризисные периоды. Но государство с помощью имеющихся механизмов управления тоже пока не способно эффективно управлять будущим инвестиционным процессом. Одной из актуальных проблем становления рыночной экономики в трансформационном обществе на современном этапе развития является проблема привлечения инвестиционных ресурсов в экономическую деятельность. Связано это, в известной мере, с ослаблением роли государства в инвестиционной сфере. Активизация государственной инвестиционной политики является ключевой предпосылкой перехода экономики к устойчивому росту. Однако, в рыночных экономических условиях государство не в состоянии решить данную проблему в полной мере. Поэтому актуальным является процесс активизации инвестиционной политики именно на региональном уровне [2, 14].
Роль и структура региональных инвестиционных проектов Инвестфонда
Результаты анализа, проведенного Лиман И.А. и Минязевым М.Р. [10], позволили выявить следующие особенности:
1. Инвестфонд предоставляет государственную поддержку региональным проектам, которые, как правило, обеспечивают выход на конкретный результат в течение 2-4 лет (по сроку реализации), со сроками окупаемости до 8-10 лет.
2. Проекты ориентированы на удовлетворение стабильного спроса, создание традиционных производств, оказание поддержки относительно проблемным регионам и предусматривают создание значительного числа рабочих мест.
3. Формирование региональных проектов находится в определенных рамках: минимальной планки стоимости в 500 млн. руб.; максимальной величины государственной поддержки, ограниченной квотами Инвестфонда для каждого региона; регламентированной доли софинансирования проекта из средств бюджета субъекта РФ.
За период 2006-2009 гг. отмечался значительный прирост общего числа проектов (более чем в 6 раз), который на 64% был обеспечен утверждением региональных. По состоянию на 01.01.2010 г. региональные проекты находились на первом месте по количеству (54% всех проектов) (рис. 1).
Рисунок 1 — Видовая структура (по категории) проектов Инвестфонда по количеству (шт., %%) по состоянию на 01.01.2010 г. (Лиман И.А., Минязев М.Р. [10])
Лиман И.А., Минязев М.Р. [10] отмечают, что появление региональных проектов сыграло значительную роль только в перераспределении количества проектов, но не приоритетов финансирования. Наблюдался значительный диспаритет, когда 54% региональных проектов обеспечивали только 7% всех инвестиций.
Рисунок 2 — Видовая структура (по категории) проектов Инвестфонда по стоимости (млн руб., %%) по состоянию на 01.01.2010 г. (Лиман И.А., Минязев М.Р. [10])
Вместе с тем, как отмечают Лиман И.А., Минязев М.Р. [10], выявлены следующие моменты, негативно характеризующие проекты Инвестфонда в сложившихся условиях:
1. Концессии в реализации региональных проектов не задействованы;
2. География деятельности представлена довольно узким охватом регионов, с вложениями, ориентированными на центральную часть России;
3. В части финансирования в рамках уже принятых решений наблюдаются задержки с выделением средств субъектами РФ, частными компаниями, а также кредитными учреждениями;
4. В масштабах Инвестфонда региональным проектам выделено всего 3% всех средств государственной поддержки;
5. Одно из основных упущений — полное отсутствие какой-либо инновационной составляющей реализуемых региональных проектов.
Механизм инициации региональных инвестиционных проектов предприяием
Рассмотрим механизм инициации региональных инвестиционных проектов. Необходимо отметить, что данный механизм является желательным и целесообразным, но не всегда реализуемым в реальности. При реализации методологии проектного управления, а также управления портфелем проектов необходимо налаживать качественную систему сбора информации. Инициация происходит в данном случае снизу. На рисунке 3 показана взаимосвязь между отельными сотрудниками, подразделениями, предприятием в целом, и между отдельными проектами, инициативами, портфелем.
Рисунок 3 – Многоуровневое взаимодействие при формировании портфеля проектов (авторский)
Возможные типы проектов и инициатив (альтернатива рационализаторским предложениям), выдвигаемые предприятием, а также используемые методы, представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Типы и источники инициации проектов
Тип инициативы/ проекта | Причины инициации | Документ по инициации | Возможные применяемые методы | Ограничения по принятию | Инициатор |
Инновационная инициатива | Самовыражение сотрудника | Заявка инициативы (максимум 1-2 страницы) | Программа «Инициатива». Анализ причинно-следственных связей. Диаграмма разрешения конфликтов. | Оценочная комиссия в организации | Работник предприятия |
Инновационный проект | Проблемы предприятия. Развитие предприятия. | Карточка проекта | Формат А3. Управление проектом на одной странице. | Инвестиционный комитет управляющей компании | Рабочая группа, подразделение |
Инициатива инвестиций | Самовыражение сотрудника | Заявка инициативы (максимум 1-2 страницы) | Программа «Инициатива». Анализ причинно-следственных связей. Диаграмма разрешения конфликтов. | Оценочная комиссия в организации | Работник предприятия |
Инвестиционный проект | Проблемы предприятия. Расширение предприятия. | Карточка проекта | Формат А3. Управление проектом на одной странице. | Инвестиционный комитет управляющей компании | Рабочая группа, подразделение |
Выявленные типы инициации проектов часто не структурированы в организации, данные показанные в таблице являются авторской точкой зрения.
Роль государства в инициации региональных инвестиционных проектов и привлечении инвестиций
Но как отмечает Коледа А.В. [7 ], региональные власти и бизнес находятся в неравном положении. Бизнес выходит на диалог с властью с пакетом проектов, бизнес-планов, выгодных ему по коммерческой эффективности. Власть, вступая в этот диалог, имеет нередко размытые представления о том, в каких областях деятельности ей (региону) наиболее интересны инвестиционные предложения. В каких объемах, в какие сроки целесообразно осуществлять проекты, какому из проектов следует отдать предпочтение и обеспечить поддержку. Реализация адресных инвестиционных предложений, подчиненных стратегическим приоритетам развития региона, предполагает соответствующую вооруженность лиц, принимающих решения, адекватными инструментами.
Антонюк В.С., Капкаева Э.Р. [1 ] считают, что инициализация структурных сдвигов должна осуществляться в первую очередь в отраслях рыночной специализации региона с использованием инструментов отраслевой политики. На региональном уровне к таким инструментам относятся: налоговые кредиты, налоговые субсидии, налоговые ограничения, софинансирование инвестиционных проектов, государственные кредиты, государственные гарантии, госзаказы, поддержка кластеров, создание различных форм территориальной организации бизнес- и инновационных процессов. Стимулирование производства в отраслях рыночной специализации должно осуществляться с целью повышения эффективности производства и качества продукции на основе реализации относительных преимуществ региона.
Воронова Н.П. [6] также считает наиболее важным аспектом политики регионального развития — отраслевые приоритеты инвестиций в социально-экономическую систему субъекта государства. В общем плане, к ним следует отнести отрасли, развивающие и реализующие конкурентные преимущества региона, создающие его инновационный потенциал, обеспечивающие производство экспортной и импортозамещающей продукции, осуществляющих природоохранную деятельность.
Данной точки зрения придерживаются и Колчина О.А. [8], Коротков К.С. [9] подчеркивая, что инициирование отдельных инвестиционных проектов и их последующий отбор органами местного самоуправления основываются на официально сформулированных приоритетах социально-экономического развития муниципального образования и оценках их эффективности.
Воронов Н.П. [6] значительное внимание уделяет привлечению иностранных инвестиций в регион, что невозможно без участия органов власти. Главной целью этого процесса является ускорение процессов модернизации и развития на инновационной основе отраслей и организаций социально-экономической системы субъекта страны, повышения уровня ее интеграции в мировое экономическое, научное и образовательное пространство. На втором уровне состав базовых целей определяется следующим образом:
- развитие и повышение эффективности использования конкурентного потенциала региона, его отраслей и предприятий;
- совершенствование видовой и отраслевой структуры иностранных инвестиций;
- обеспечение устойчивого роста и концентрации инвестиций на стратегических направлениях развития региона;
- содействие развитию долгосрочных и многосторонних связей реципиентов и инвесторов.
При их декомпозиции на третьем уровне могут быть выделены следующие ключевые задачи:
- формирование благоприятного инвестиционного климата, повышение инвестиционной привлекательности региона;
- содействие прогрессивным изменениям в структуре региональной экономики;
- развитие креативного потенциала региона;
- усиление значения для инвесторов процессов формирования и развития бизнес-ассоциаций с участием организаций различных форм собственности и организационно-правового статуса;
- превращение результатов научно-исследовательских работ и подготовки специалистов для зарубежных стран в одну из важнейших статей экспорта;
- содействие становлению современной инфраструктуры международной инвестиционной деятельности;
- расширение источников инвестиций.
В связи с расширением сферы инвестиционной политики и состава инициаторов инвестиционных проектов, Рисиным И.Е. и Харитоном С.В. [12] предложен уточненный по составу и содержанию перечень принципов взаимодействия участников инвестиционной политики:
- баланс интересов государства и других участников инвестиционной политики.
- активной роли государства в создании институциональной среды, стимулирующей инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов;
- обеспечение равных конкурентных условий хозяйственной деятельности инвесторам независимо от формы собственности;
- приоритета государственной поддержки стратегически важных для страны инфраструктурных объектов, а также проектов, обеспечивающих экологическую безопасность;
- гарантии иммунитета любых инвесторов относительно вступления в силу правовых норм, ухудшающих условия внутренних инвестиций;
- приоритета инвестиций в «человеческий капитал»;
- приоритета государственной поддержки инвесторов, обеспечивающих развитие и реализацию конкурентных преимуществ территории.
По мнению Воронова Н.П. [6], безусловно, названные принципы существенно расширяют состав правил, регулирующий взаимодействия участников инвестиционной политики. Однако, они не учитывают особенностей международного инвестиционного взаимодействия, специфики интересов иностранных инвесторов. Поэтому необходимо их дополнение такими принципами, как:
- гарантии иностранным инвесторам национального режима, т.е. применение одинаковых условий организации и регулирования бизнеса, включая его льготы для отечественных и иностранных инвесторов (за исключением ограниченного перечня законодательно установленных видов деятельности, например, связанных с национальной обороной, поставками продукции для государственных нужд и др.);
- защиты собственности иностранных инвесторов в стране от национализации и обеспечение свободной репатриации инвестированного капитала и дивидендов;
- «одного окна» для регистрации вновь создаваемого бизнеса с иностранными инвестициями;
- дифференциации налоговых льгот для инвесторов (своих и иностранных) в соответствии с уровнем социально-экономического развития территории (региона, муниципального образования);
- институционализации процесса привлечения иностранных инвестиций, предусматривающего создание структур (государственных или смешанных), которым поставлены функции позиционирования региона, его организаций на мировых рынках капитала, товаров и услуг, экономико-организационного сопровождения международного инвестиционного сотрудничества, включая мониторинг его результатов.
Возможность инициации региональных инвестиционных проектов на базе кластеров
Институциональные факторы, по мнению Булгаковой Н.В. и Шураевой К.В. [4 ], во многом определяют эффективность применения рыночных механизмов повышения экономической отдачи от инвестиций (фактически уровень экономической самостоятельности предприятия), а также возможность оперативного создания необходимой кооперации соисполнителей с использованием рыночных инструментов (создания корпораций современного типа).
Рациональный вариант инициации региональных инвестиционных проектов на базе региональных кластеров предлагают Матяш И.В. и Семина Л.А. [11]. Участники кластера сотрудничают на основе долговременных и устойчивых связей, не образуя юридического лица. Кластерный подход формирует такой экономический механизм взаимоотношений, который позволяет получать эквивалентную затратам прибыль не только тому, кто производит и реализует конечный продукт, но и всем участникам кластера. Кластер может быть эффективным, если создается по инициативе снизу, когда сами организации для повышения конкурентоспособности своей продукции приходят к необходимости объединения, чтобы выступить одним фронтом для завоевания определенных сегментов рынка. При организации кластера должны преобладать принципы кооперации. Системно эффективный бизнес за счет опережающего роста капитала способен поддерживать высокий технологический уровень и конкурентоспособность производства без расширения участия кредиторов и дополнительного привлечения заемных источников. Это дает гарантии сохранения ликвидности и платежеспособности всей цепочки предприятий, входящих в региональный кластер. Проекты системно эффективного бизнеса как перспективные точки роста регионального кластера должны иметь особый приоритет и пользоваться льготами особого налогового и административного режима. Организация входного мониторинга и сопровождения инвестиционных проектов по критерию системной эффективности бизнеса обеспечит сохранение предельного уровня доходности и устойчивое развитие регионального экономического кластера.
Заключение
Согласимся с Родионовым А.П. [13], Власовой В.М., Ивановой Н.А. [5] и др. учеными, что целенаправленное воздействие региональных властей на условия, повышающие надежность и эффективность инвестиций, обеспечение прозрачности деятельности на всех уровнях, протекционизм по отношению к эффективным инвесторам — все это составляет основу управления инвестиционной привлекательностью реального сектора экономики региона. Тем более, что социально-экономическая эффективность инвестиционной деятельности в регионе представляется синтезом эффектов отдельных инвестиционных проектов и программ, а социально-экономическая эффективность управления — интегральным выражением результативности региональной инвестиционной политики. Инициация различных проектов (вариантов проектов), в реализации которых участвует в дальнейшем государство (регион), проводится чаще снизу вверх и требует взаимовыгодного сотрудничества бизнеса и власти.
Библиографический список
- Антонюк В.С., Капкаева Э.Р. Инициация структурных сдвигов как элемент региональной отраслевой политики // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2010. № 20-14. С. 4-13.
- Бакланова Ю.О., Скопина И.В. Планирование проекта управления региональными инновациями (на примере Кировской области) // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2011. № 25. С. 2-7.
- Бондаренко Н.Ю. Согласование инвестиционных интересов хозяйствующих субъектов мезоуровня на основе применения элементов индикативного планирования // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2010. № 1. С. 19-22.
- Булгакова Н.В., Шураева К.В. Оценка эффективности региональных инвестиционных проектов, как основных инструментов создания условий устойчивого экономического роста производства // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2010. № 24. С. 440-446.
- Власова В.М., Иванова Н.А. Обоснование критерия и показателей эффективности инвестиционных проектов и формирование систем льготирования по пакету налогов предприятий, реализующих инвестиционные проекты // Инновации, 2006. — № 9 (96).
- Воронов Н.П. Инвестиционный процесс и региональная инвестиционная политика в условиях рыночной системы хозяйствования // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2011. Т. 7. № 12-1. С. 152-158.
- Коледа А.В. Оценка приоритетности региональных инвестиционных проектов в условиях неполной информации // Регион: Экономика и Социология. 2010. № 1. С. 198-216.
- Колчина О.А. Реализация принципа конкурсного отбора инвестиционных проектов в инвестиционную программу муниципального образования // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2008. Т. 87. № 10. С. 18-23.
- Коротков К.С. Привлекательность инвестиционного предложения в рамках региональной инвестиционной программы // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 6-2. С. 54-56.
- Лиман И.А., Минязев М.Р. Российская практика формирования региональных инвестиционных проектов в условиях государственно-частного партнерства // Вестник Тюменского государственного университета. 2010. № 4. С. 155-163.
- Матяш И.В., Семина Л.А. Критерий системной эффективности инвестиционных проектов и оптимизация управления в региональном экономическом кластере // Известия Алтайского государственного университета. 2011. № 2-2. С. 301-305.
- Рисин И.Е., Харитон С.В. Содержание региональной инвестиционной политики // Энергия — XXI век. — 2004. — №4. — С. 90.
- Родионов А.П. Управление связью фактора времени с эффективностью вложений в региональных инвестиционных проектах // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2011. № 5. С. 102a-104.
- Скопин А.О., Черняева У.С. Исследование и проектирование системы управления региональными программами и проектами развития региональной производственной кооперации // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2011. № 28. С. 10-18.
Выходные данные
МЦНИП ©2011-2020
Современные технологии управления
ISSN 2226-9339
Электронное периодическое издание зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 — 44067 от 01.03.2011 г.
Учредитель и издатель: ООО «МЦНИП» Гл.редактор: Скопин О.В.
тел.8-919-511-32-15
redactor@sovman.ru
Параметры выхода
Open Access Journal
Язык журнала: русский, английский
Территория распространения — РФ, зарубежные страны
Возрастная категория сайта 6+
Понятие регионального инвестиционного проекта (рип)
Предлагаем ознакомится со статьей на тему: «Понятие регионального инвестиционного проекта (рип)» с комментариями профессионалов. Все вопросы по теме вы можете задать нашему дежурному консультанту.
Понятие инвестиционного проекта, содержание, классификация
Инвестиционный проект – комплексный план мероприятий, направленный на создание нового или реконструкцию действующего производства товаров и услуг, для достижения стратегических целей фирмы, получения экономического и другого положительного эффекта.
Под инвестиционным проектом в узком смысле понимается комплект документов, содержащий обоснованную цель предстоящей деятельности и определенные мероприятия, направленные на ее достижение.
Поэтому «инвестиционный проект» можно трактовать как:
- деятельность, мероприятие, предполагающие осуществление комплекса какихлибо действий, обеспечивающих достижение определенных целей (получение определенных результатов);
- система, включающая в себя определенный набор организационноправовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления какихлибо действий или описывающих такие действия.
В нем раскрываются возможности фирмы (резюме), виды товаров (услуг), рынки сбыта товаров (услуг), конкуренция на рынках сбыта, план маркетинга, план производства, финансовый план.
Понятие регионального инвестиционного проекта (РИП)
Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ
от 8 февраля 2018 года N 03-03-20/7515
[О затратах учитываемых в рамках регионального инвестиционного проекта при определении объема капитальных вложений]
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения и сообщает следующее.
Затраты, учитываемые в рамках регионального инвестиционного проекта (далее — РИП) при определении объема капитальных вложений, поименованы в пункте 3 статьи 25_8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).
Таким образом, налогоплательщик обязан представить первичные документы, которые подтверждают осуществленные капитальные вложения при реализации РИП, предусмотренные вышеуказанной статьей НК РФ.
По вопросу определения минимального объема капитальных вложений для участников РИП сообщаем, что согласно пункту 1 статьи 25_8 НК РФ РИП признается инвестиционный проект, целью которого является производство товаров и который удовлетворяет одновременно следующим требованиям, установленным либо подпунктами 1, 2, 4, 5 пункта 1 данной статьи, либо подпунктами 1_1, 2, 4, 5 пункта 1 данной статьи, либо подпунктами 1, 2, 4_1, 5 пункта 1 данной статьи.
Подпунктами 4 и 4_1 пункта 1 статьи 25_8 НК РФ установлен минимальный объем капитальных вложений для реализации РИП.
В соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестиционным проектом признается обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
Таким образом, инвестиционный проект — это ограниченный по времени и затрачиваемым ресурсам комплекс мероприятий, направленных на создание и последующую эксплуатацию новых либо модернизацию существующих объектов производства новых товаров.
Учитывая изложенное, под объемом капитальных вложений, установленным подпунктами 4 и 4_1 пункта 1 статьи 25_8 НК РФ понимается стоимость РИП, в результате реализации которого происходит производство товаров.
При этом в соответствии с положениями статьи 25_8 НК РФ законами субъекта Российской Федерации минимальный объем капитальных вложений может быть увеличен, а также установлены иные требования в дополнение к требованиям, установленным данной статьей.
РИП и СПИК. Разошлись, как в море корабли? (Цыганков Э.)
Дата размещения статьи: 11.01.2018
Правовой статус налогоплательщиков — участников специальных инвестиционных контрактов (СПИК) законодатель определил через правовой статус налогоплательщиков — участников региональных инвестиционных проектов (РИП). В пункте 2 ст. 25.9 НК РФ это определение выглядит следующим образом: «Налогоплательщиками — участниками региональных инвестиционных проектов в целях настоящего Кодекса признаются также налогоплательщики — участники специальных инвестиционных контрактов». Такой оригинальный способ установления субъекта права может занять особое место среди шедевров законотворчества. Именно по этой причине споры о замысле законодателя в части налогообложения участников СПИК так долго не утихают.
Статус для целей налогообложения
Применение вышеуказанного способа установления статуса налогоплательщика легло в основу мнения о том, что на инвестиционный проект, реализуемый в рамках СПИК, распространяются требования и ограничения, предусмотренные для РИП.
Вместе с тем следует отметить, что Налоговый кодекс РФ не содержит правовых норм, предусматривающих однозначное правило о применении ограничений для РИП к инвестиционным проектам, реализуемым в рамках СПИК. Требования, предъявляемые к налогоплательщикам — участникам РИП (подп. 1 п. 1 ст. 25.9 НК РФ), установлены для целей налогообложения и не пересекаются с требованиями, предъявляемыми непосредственно к РИП (ст. 25.8 НК РФ).
Разночтения положений НК РФ и их последствия
Пренебрежение принципами определенности и ясности
Правовой статус участников СПИК и РИП и их статус как налогоплательщиков
Ляпы законопроекта устранены
Понятие регионального инвестиционного проекта (РИП)
В 2014 году в Налоговом кодексе появилась новая категория налогоплательщиков – участники инвестиционных проектов. В статье расскажем про налогообложение инвестиционных проектов, рассмотрим основные положения.
Региональный инвестиционный проект (РИП) это проект, основная цель которого заключается в производстве товаров при удовлетворении следующих условий:
- товары по проекту производятся исключительно в одном, в нескольких из указанных субъектов РФ: Республики Бурятия, Саха, Тыва, Хакасия, Забайкальский край и др., перечисленные в НК РФ. При добыче полезных ископаемых, часть участка может быть расположена за пределами перечня субъектов;
- производство РИП не направлено на добычу, переработку и транспортировку нефти, нефтепродуктов, газа, газового конденсата, а также подакцизного товара или другой деятельности, по которой ставка по налогу на прибыль применяется равной 0%;
- все земельные участки, используемые в рамках РИП, не располагают зданиями и сооружениями, являющимися собственностью физлица или юрлица, не являющегося участником РИП (исключение составляют подъездные пути, трубопроводы и др. инфраструктура);
- инвестиционная декларация должна подтверждать, что объем капвложений не менее: 50 млн.руб., при включении компании в состав участников РИП не более трех лет назад, либо 500 млн.руб., — не более пяти лет назад. Объем капвложений определяется в соответствии с ценами на товары, без учета НДС;
- реализация проекта должна осуществляться только одним участником.
Региональное законодательство может устанавливать дополнительные требования к участникам РИП, а также изменять размер капвложений в сторону увеличения.
Участником РИП может быть признана только российская организация, соответствующая требованиям:
- организация прошла госрегистрацию в РФ;
- у организации отсутствуют обособленные подразделения, находящиеся за пределами субъекта РФ, на котором осуществляется деятельность РИП;
- организация находится на общей системе налогообложения;
- не включена в консолидированную группу налогоплательщиков;
- ранее не являлась участником РИП, не является участником другого РИП;
- у организации имеется в собственности участок земли (либо заключен договор аренды земли до 01.01.2024 и дольше) под РИП;
- получено разрешение на строительство, если это обязательное условие для данного РИП;
- отсутствует статус резидента любой экономической зоны.
Выполнение перечисленных требований должно происходить постоянно, в течение всего срока, при котором организация планирует применение пониженной ставки налога на прибыль.
Для того, чтобы организация была признана участником РИП, она должна представить в государственный орган соответствующего субъекта РФ заявление и определенный перечень требуемых документов, в числе которых также включена инвестиционная декларация.
Перечень государственных органов в субъектах РФ, осуществляющих регистрацию организацию в качестве участника РИП, приведен в Приложении 1 Письма ФНС №ГД-4-3/23489. Статус участника присваивается компании на основании решения одного из органов со дня включения компании в реестр участников.
На рассмотрение представленной заявки на статус участника уполномоченным органам отводится 30 (в некоторых субъектах РФ до 40) дней. По окончании данного срока принимается решение о включении организации в реестр участников, либо об отказе. При этом дата включения в реестр является 1 число месяца, следующего за месяцем принятия органами положительного решения.
Инвестиционная декларация организации
Основным документом, представляемым организацией для получения статуса участника РИП, является инвестиционная декларация. Она должна содержать сведения об организации (то есть наименование, ОРГН, ОКВЭД и др.), а также сведения о проекте, который она осуществляет, такие как:
- цель проекта;
- целевые индикаторы, то есть данные о планируемых объемах производства, количества планируемых рабочих мест, а также планируемый объем налоговых выплат;
- объем финансирования;
- затраты на приобретаемое имущество;
- срок, планируемый для реализации проекта;
- объем капвложений отдельно по каждому году;
- источник финансирования проекта (кредитные средства, бюджетные и др.).
- некоммерческие;
- банки;
- страховые;
- негосударственные пенсионные фонды;
- участники рынка ценных бумаг;
- клиринговые.
Потеря статуса участника
При наступлении одного из случаев, компания лишается статуса участника инвестиционного проекта:
- Собственное желание участника проекта. В этом случае компания подает заявление о прекращении проекта и с даты, указанной в заявлении, компания перестает быть участником РИП;
- По результату налоговой проверки. Если в ходе проверки налоговыми органами выявлены несоответствия в деятельности РИП, либо нарушены требования для участников РИП, компанию лишают статуса РИП с момента включения ее в реестр;
- При ликвидации организации. Статус участника организация лишается на следующий день с момента появлении записи в ЕГРЮЛ;
- Прекращение деятельности. При принятии решения о реорганизации фирмы в виде слияния, преобразования, разделения или присоединения, компания теряет статус РИП со следующего дня после внесения записи в ЕГРЮЛ;
- По решению суда. Признание организации участника РИП банкротом ведет к лишению статуса участника на следующий день, после вступления в силу решения суда.
Порядок применения льготной ставки
В течение 10 лет осуществления деятельности по РИП, компании участнику предусмотрены следующие налоговые льготы:
- налог на прибыль в размере 0%;
- снижение ставки налога на прибыль, вплоть до 0% в течение первых 5 лет и до 10% — последующие 5 лет.
В течение первых пяти лет, начиная с момента признания дохода соответствующим условиям, ставка налога не может быть выше 10%, а последующие пять лет менее 10%.
Если в инвестиционной декларации объем капвложений участника РИП, в течение трех лет с момента включения в состав участников, составил 50 млн. рублей или более, но при это м за этот же период им не было получено дохода от деятельности РИП, то сроки для применения пониженной налоговой ставки – пять лет и десять лет переносятся на четвертый налоговый период.
При указанных в инвестиционной декларации капвложений организации РИП в 500 млн. рублей в срок 5 лет с момента признания компании участником РИП, если организация за этот период не получала дохода от деятельности РИП, предусмотренные НК сроки пять лет и десять переносятся на шестой налоговый период. Те участники, у которых капложения составили 50 млн. рублей или более в течение 3-х лет с момента признании компании участником РИП, утрачивают право на налоговые льготы с 2027 года.
Для всех других участником РИП все льготы, предусмотренные по статье 284.3 НК применимы до 2028 года. Дата включения в реестр участников РИП значения при этом не имеет. Компании-участники РИП имеют право на осуществлении и иной деятельности, не имеющие отношение к РИП. Но на льготную ставку по налогу на прибыль рассчитывать они могут только тогда, когда доход от деятельности проекта составляет не менее 90% всех доходов, включаемых в базу по налогу на прибыль.
Таким образом, если компания занимается другими видами деятельности, не имеющими отношение к РИП, то налоговая база определяется в общей сумме по доходам от всех видов деятельности. Пропорционально устанавливается доход, получаемый от деятельности РИП, в соответствии с НК РФ.
Изменения в инвестиционной декларации
Компания предоставляется возможность вносить изменения в декларацию при необходимости, если они не повлекут за собой потерю статуса участника РИП. Все изменения, вносимые в инвестиционную декларацию, должны осуществляться на основании заявления участника специальными органами. В заявлении должна быть указана информация, обосновывающая необходимость данных изменения. Также существует перечень изменений, вносить которые в декларацию запрещено, это:
- изменение цели проекта;
- снижение финансирования более, чем на 10% от заявленного первоначально;
- изменение графика ежегодных инвестиций, которые исключают возможность по реализации РИП по установленным требованиям.
- при любых изменениях, при внесении которых проект не будет соответствовать требованиям.
Налоговая проверка участников РИП
Для такой категории налогоплательщиков как участники РИП, предусмотрены особые условия камеральных и выездных налоговых проверок. Камеральная проверка налоговых деклараций, в которых участниками были применены пониженные ставки, предполагает запрос документов и сведений, которые могут подтвердить соответствие представленных сведений требования, установленным для таких компаний
При выездной проверке, налоговики в первую очередь выявляют правильность расчета налога, его своевременную уплату, а также соответствие представленных показателей по реализации проекта заявленным законодательством требованиям. При осуществлении проверяющих мероприятий участников, которые осуществляли капвложения не более 5 лет с даты включения компании в реестр участников, налоговый орган не вправе запросить данные для проверки по периоду, предшествующему 5 лет с даты решения о проверке.
Данные бухгалтерского и налогового учета, которые применяются при исчислении налога на прибыль по льготной ставке, соответствующие предъявленным к участникам РИП требованиям должны храниться в течение 6 лет.
Статус участника регионального инвестиционного проекта (РИП)
Условия региональных инвестиционных проектов (РИП)
Согласно текущему законодательству региональным инвестиционным проектом (РИП) признается инвестиционный проект, целью которого является производство товаров, при этом РИП не может быть направлен на добычу и/или переработку нефти, природного газа, производство подакцизных товаров и осуществление деятельности, по которой применяется налоговая ставка по налогу на прибыль в размере 0%. Понятия и основные требования к РИП закреплены в Налоговом кодексе. Присвоение статуса участника РИП дает право на применение налоговых льгот.
В соответствии с НК РФ (глава 3.3. НК РФ, глава 25 ст. 284.3 НК РФ) РИП должен удовлетворять ряду требований, в том числе:
- Производство товаров в результате реализации РИП осуществляется:
- исключительно на территории одного из субъектов РФ, утвержденных в НК РФ (в т.ч. Республика Тыва, Забайкальский край, Магаданская область и пр., далее – поименованные регионы)
- на территории другого субъекта, имеющего соответствующую нормативно-правовую базу
- Объем капвложений и сроки:
Объем инвестиций
Срок осуществления инвестиций
≥ 50 млн руб. без НДС
в течение 3 лет со дня включения организации в реестр участников РИП
за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2019 г.
≥ 500 млн руб. без НДС
в течение 5 лет со дня включения организации в реестр участников РИП
за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2021 г.
- Каждый региональный проект реализуется единственным участником
- Инструмент РИП рассчитан в первую очередь на создание новых производств – для применения налоговых льгот 90% доходов организации должно быть получено от реализации проекта (п. 1 ст. 284.3 НК РФ).
Проблемы разработки и реализации РИП
Наличие регионального законодательства, полномочия субъектов
Для возможности реализации инструмента РИП требуется наличие соответствующей региональной нормативно-правовой базы, включающей в себя порядок принятия решений о включении организации в реестр участников РИП и предусмотренные для участников налоговые льготы.
Степень развитости инвестиционного законодательства в регионах, а также скорость принятия соответствующих НПА по факту выхода той или иной федеральной меры поддержки, непосредственно связанной с инвестиционной активностью, на сегодняшний день недостаточны. Так, помимо 14 регионов, поименованных в НК РФ, соответствующее законодательство предусмотрено только в 17 субъектах РФ. Данное обстоятельство снижает общую инвестиционную привлекательность России и отдельных регионов в частности.
На сегодняшний день, по инициативе инвесторов и при содействии ПКР ведется разработка законодательства в Курганской и Ленинградской областях.
Важно отметить, что помимо требований, перечисленных в НК РФ, законодательство субъектов РФ может устанавливать дополнительные требования: повышать минимальный объем капиталовложений, а также вводить дополнительные ограничения для участников, такие как: соответствие критерию бюджетной эффективности (Пензенская область), создание новых рабочих мест (Удмуртская республика), поддержание определенного среднемесячного уровня заработной платы (Владимирская область) и др. Наделение субъектов полномочиями устанавливать дополнительные требования негативно отражается на инвестиционной привлекательности, так как не позволяет в полной мере осуществлять меры поддержки инвестиционной деятельности, установленные на федеральном уровне.
Срок осуществления капвложений в рамках РИП
Касательно сроков осуществления капитальных вложений имеется неопределенность в части практического применения. Законодатель четко разграничил период осуществления инвестиций, а также не определил, что именно является фактом осуществления инвестиций. Так, например, в случае, если фактом осуществления инвестиций считается осуществленная оплата (например, дата платежного поручения), а объем капвложений по проекту менее 500 млн руб., то ситуация может выглядеть следующим образом:
Таким образом, часть платежей – со дня включения организации в реестр – может быть включена в капитальные затраты РИПа, другая часть платежей – остается за рамками проекта. Тем не менее, законодатель предписывает обязательное ведение раздельного учета доходов и расходов по проекту (п. 1 ст. 288.2 НК РФ), однако, не ясно, каким образом должно выполняться данное условие, в случае, если только часть платежей включена в проект.
Предпочтительнее было бы включать в проект инвестиции, осуществленные в течение любых 3 (5) лет подряд, но не ранее 1 января 2016 года.
Доходы в рамках РИП должны составлять более 90% всех доходов
Новые инвестиционные проекты, также нуждающиеся в господдержке, чаще всего реализуются на базе действующих предприятий. В первую очередь, данное обстоятельство обусловлено большей вероятностью привлечения финансирования, соответствующим опытом производства, имеющимися компетенциями и знанием относительно схожих рынков сбыта, узнаваемостью бренда. Кроме того, часто для целей функционирования бизнеса создается несколько компаний – компании – балансодержатели, компании – торговые дома, производственные компании.
Таким образом, требование о том, что участник РИП (а каждый РИП реализуется единственным участником, ст. 25.8 НК РФ) вправе применять налоговые льготы при условии, что доходы от реализации в рамках РИП составляют не менее 90% всех доходов организации, существенно ограничивает возможность применения данного инструмента при осуществлении технического перевооружения, модернизации или расширении производства (несмотря на это, ст. 25.8 НК РФ предусматривает при определении объема капвложений учитывать затраты на техническое перевооружение, реконструкцию зданий, модернизацию основных средств). Кроме того, в связи с вступлением в силу 302-ФЗ от 03.08.2018 г., который упраздняет полномочия субъектов устанавливать пониженную ставку по налогу на прибыль организаций за исключением случаев, поименованных в главе 25 НК РФ, законодатель четко устанавливает налоговые меры поддержки только в части создания новых производств, регионы впредь не смогут активно поддерживать модернизацию или расширение производств.
В этой связи, логичнее было бы применять налоговые льготы в отношении прибыли, образующейся в результате реализации РИП, при условии ведения раздельного учета доходов и расходов по проекту.
Налоговые льготы региональных инвестиционных проектов (РИП)
Налог на прибыль для участников РИП
Налоговый кодекс предусматривает льготу по налогу на прибыль для участников РИП, а именно:
Ставка по налогу на прибыль, уплачиваемому в федеральный бюджет:
- для поименованных регионов – 0% на 10 лет;
- для прочих регионов – 0% на срок применения пониженной ставки к уплате в региональный бюджет.
Ставка по налогу на прибыль, уплачиваемому в региональный бюджет:
- для поименованных регионов — 0-10% в течение первых 5 лет, не менее 10% — в течение следующих 5 лет (устанавливается региональным законодательством);
- для прочих регионов – до 10%, срок устанавливается региональным законодательством.
Наиболее часто устанавливаемый регионами срок предполагает окончание действия налоговой льготы в период, когда сумма экономии по налогу на прибыль достигнет объема капитальных вложений. Однако некоторые регионы предполагают другой порядок определения: достижение суммы экономии по налогу на прибыль в размере 50% от объема капитальных вложений (Орловская область), включение в расчет экономии льготы по налогу на имущество (Московская область) или установление дополнительных ограничений – не более 5 лет (Мурманская область).
Налог на имущество для участников РИП
Налоговый кодекс не предусматривает льготы по налогу на имущество, однако субъекты РФ могут самостоятельно устанавливать их по общему правилу. Так, например, Удмуртская Республика освобождает от налога участников РИП на срок до 10 лет.
Включение налоговой льготы по налогу на имущество в рамки РИП видится логичным, так как инвестору не приходится обращаться с одним и тем же инвестиционным проектом по различным направлениям мер господдержки (налоговые льготы по налогу на имущество для инвесторов широко распространены во многих регионах).
Сроки применения налоговых льгот для участников РИП
Важным отличием РИП от других местных мер поддержки инвесторов заключается в том, что инструмент описан в НК РФ и на него не распространяется действие 302-ФЗ, ограничивающего возможные сроки применения льготы по налогу на прибыль 2022 годом, однако налогоплательщики, вложившие менее 500 млн руб., утратят льготу по налогу на прибыль 1 января 2027 года, а вложившее 500 млн руб. и более — 1 января 2029 года.
- Екатерина Веселова, руководитель проектов отдела корпоративных финансов
- Александра Васильева, специалист отдела корпоративных финансов
Текст подготовлен Инвестиционной группой «ПКР»
Влияние региональных инвестиционных проектов на деловую активность региона
Хасанова Наиля Фаридовна, соискатель кафедры экономического права, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева, Россия
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Развитие регионов предполагает активизацию инвестиционной деятельности на его территории. Инвестиционная деятельность региона может реализовываться через ряд направлений, в частности через инвестиции в основной капитал.
Результаты инвестиций в основной капитал проявляются как прямо, так и опосредованно. Прямое выражение результатов проявляется через рост объемов ВРП, через спрос на продукцию машиностроения, строительства и другие капитальные товары и услуги, в то время как косвенное выражение результатов проявляется за счет увеличения занятости, доходов, спроса на потребительские товары и др.
Перечисленные выше особенности инвестиций обуславливают необходимость развития инвестиционного потенциала региона, его планомерного и устойчивого развития через реализацию региональных инвестиционных проектов (РИП).
Сущность РИП и его функции в развитии региональной экономики
Рассматривая проблему РИП требуется уточнить его содержание, определить его функции, ресурсы, граничные условия и особенности реализации. В литературе проведена систематизация взглядов исследователей, отражающая эволюцию и изменение подходов к понятию «региональный инвестиционный проект».
В процессе формирования РИП предлагается также проводить анализ последствий реализации проектов, обосновать направления вложений и перераспределение инвестиций в пользу наиболее эффективных проектов; использовать совместное финансирование проектов с помощью бюджета и средств частных инвесторов; учитывать не только экономические, но и социальные результаты инвестирования, а для отбора проектов находить их наилучшее соотношение.
Учитывая вышеизложенное, мы пришли к выводу о том, что ключевым фактором развития инвестиционной деятельности региона являются противоречия. Устранение данных противоречий обеспечивает качественный скачок в развитии региона, кардинально снимает остроту проблем, позволяет обеспечить длительность проявления как прямых, так и косвенных эффектов.
Таким образом, мы полагаем, что РИП можно трактовать в первую очередь, как средство разрешения противоречий между акторами экономики. Само разрешение противоречий должно происходить за счет целенаправленного структурированного поиска и эффективного использования существующих и перспективных возможностей и ресурсов региона на базе методического инструментария теории решения изобретательских задач для обеспечения взаимоподдерживающего и дополняющего развития магистральных направлений региональной экономики. Принципиальным отличием от традиционных представлений является следование за возможностями внешней среды и использование комбинации факторов внешней среды.
Технология разработки РИП
Для разработки РИП нами предлагается использовать следующую технологию, основанную на базовых положениях теории решения изобретательских задач и включающую ряд этапов:
1) Определение проблемной ситуации.
Видео (кликните для воспроизведения). |
2) Диагностика проблемы и выявление противоречий.
3) Формулировка идеального конечного результата.
4) Определение принципов достижения идеального конечного результата.
5) Определение комплекса оперативных зон и оперативного времени.
6) Определение методов разрешения противоречий.
7) Определение ресурсов, имеющихся в регионе для снятия противоречий за счет реализации конкретных методов.
Применим данную технологию поиска РИП применительно к разрешению противоречий в сфере транспортного хозяйства Приволжского региона:
1) Определение проблемной ситуации. Одним из важнейших элементов инфраструктурной поддержки развития региона является система транспортного обеспечения, в состав которой входят как транспортные средства, так и транспортные пути наземного и водного типа. Однако в настоящее время наблюдаются сбои в ее функционировании, выражающиеся в снижении средней скорости грузопотока и пассажиропотока, разброс в объемах грузопотоков, вызванный сменой времен года, сезонностью спроса на отдельные виды продуктов. Как результат, в настоящее время параметры функционирования транспортной системы не соответствуют требованиям и темпам развития экономики региона.
2) Диагностика проблемы и выявление противоречий. Причинами, обусловившими наличие перспективных возможностей и противоречий, являются рост грузооборота и повышение загрузки транспортных артерий региона, строительство мультимодального логистического центра, развитие туристической индустрии, прямо завязанной на речной туризм, повышение мобильности населения. Реализацию данных возможностей ограничивает несовершенство транспортной системы региона, что приводит к ряду противоречий.
Противоречия в развитии транспортной системы Приволжского региона
Рассмотрим противоречия в развитии транспортной системы Приволжского региона и сформулируем пути их разрешения. Сформулируем эти противоречия:
1) Физические противоречия между требованиями по перевозке грузов и ограничениями по нагрузке на поверхность транспортных магистралей наземного типа.
2) Физические противоречия между пропускной способностью магистралей наземного типа и величиной грузооборота в условиях развития экономики.
3) Физические противоречия между грузоподъемностью транспортных средств наземного типа и величиной грузооборота.
4) Экономические противоречия между ростом грузооборота и ростом инвестиционных затрат на строительство транспортных магистралей наземного типа.
5) Экономическое противоречие между ростом потребления строительных материалов, добываемых в руслах водных путей, и наземными способами их доставки до крупного распределительного узла из-за наличия транспортного плеча.
6) Экономическое противоречие между ростом речного туризма и высоким износом транспортных средств, задействованных в туризме.
7) Экономическое противоречие между необходимостью развития промышленной базы региона и возможностями приобретения речных судов в соседних регионах.
Административно-экономическое противоречие между наличием интеллектуального и образовательного кластера в регионе и отсутствием возможных точек приложения сил молодых специалистов в силу снижения темпов развития авиастроительной промышленности.
Проведена оценка значимости противоречий между динамикой грузопотоков и пассажиропотоков и динамикой развития сухопутных путей региона, определена оперативная зона и оперативное время действия данного противоречия, что позволяет проводить прогнозные исследования и давать оценку эффективности предлагаемых решений по развитию альтернативных транспортных путей и применению водных транспортных средств.
Для определения оперативной зоны действия противоречия был проанализирован ряд противоречий. Так, в настоящее время наблюдается наличие физического противоречия между пропускной способностью магистралей наземного типа и величиной грузооборота в условиях развития экономики.
Дополнительную остроту проблеме придают также нормативные акты, регламентирующие движение транспортных средств по сухопутным артериям в различные периоды времени. Установлено, что существуют сезонные ограничения по пропускной способности и нагрузке на поверхность транспортных магистралей наземного типа, в частности в весенний период запрещено движение транспортных средств с нагрузкой более определенной величины на ось. В то же время в данный период происходит масштабный рост строительных и дорожных работ и резко усиливается потребность в обеспечении грузопотока. Тем самым можно констатировать наличие острого противоречия в указанный период оперативного времени.
Устранение данных противоречий возможно за счет строительства новых сухопутных транспортных артерий. Однако здесь вступают в действие экономические противоречия между ростом грузооборота и ростом инвестиционных затрат на строительство транспортных магистралей наземного типа.
Способом разрешения указанных противоречий является применение альтернативных ресурсов, имеющихся в регионе. При этом приоритетное значение имеют ресурсы, обладающие следующими свойствами – доступность, бесплатность или низкая стоимость использования, самовоспроизводимость. Таким ресурсом, в наибольшей степени отвечающим указанным требованиям, являются водные артерии рассматриваемого региона [1].
Транспортные пути водного типа представляют собой уникальный природный ресурс региона, не требующий затрат на их создание. Это обусловливает привлекательность развития транспортных путей водного типа, а также развитие судостроительной отрасли региона.
3) Формулировка идеального конечного результата.Снятие указанных противоречий может произойти как раз за счет постановки и формулировки идеального конечного результата. Идеальный конечный результат – создание условий для грузо- и пассажиропотоков с учетом темпов экономического развития региона при минимизации интегральных затрат на их функционирование.
4) Определение принципов достижения идеального конечного результата.Для достижения идеального конечного результата требуется произвести поиск альтернативных транспортных магистралей и транспортных средств, обеспечивающих функционирование грузо- и пассажиропотоков с меньшими затратами по сравнению с существующими способами. В роли альтернативной транспортной магистрали нами предлагается использовать водные артерии, существующие в регионе. Использование данных артерий обладает рядом преимуществ по сравнению с другими видами транспортных путей.
5) Определение методов разрешения противоречий. Для снятия противоречий нами предлагается использовать следующие методы:
— развертывание производства транспортных судов;
— строительство мультимодального логистического комплекса;
— развертывание системы элементов туристического бизнеса (отели, гостиницы, причалы);
— развертывание системы сервиса и технического обслуживания судов;
— повышение эффективности системы речных портов.
6) Определение ресурсов, имеющихся в регионе для снятия противоречий за счет реализации конкретных методов.
— в регионе существует судостроительный завод «Зеленодольский завод им. А.М. Горького», обладающий производственными, кадровыми ресурсами для производства речных судов;
— в регионе существует водная артерия – река Волга – которая может выступить как сборочная площадка для создания судов;
— в регионе существует сильнейший научно-образовательный кластер, представленный рядом ведущих вузов, который способен обеспечить кадровую, научную и методическую поддержку проекта;
— в регионе уже существует развитая система речных портов, а также комплекс туристических объектов, выступающих в роли точек притяжения речных туристов;
— в регионе существует система инвестиционной поддержки перспективных региональных инвестиционных проектов через механизмы инвестиционно-венчурного фонда и система их административного сопровождения.
Выводы
Предварительная разработка проблемы развития транспортной системы Приволжского региона позволила прийти к следующим выводам:
1) Существует ряд острых противоречий между требованиями экономики региона по перемещению большого объема грузо- и пассажиропотоков и существующими мощностями транспортной системы. Эти противоречия носят физический, технический, экономический и административный характер. Одними из наиболее острых противоречий в настоящее время являются физические противоречия, т.к. существуют объективные ограничения пропускной способности наземных транспортных путей, снятие которых требует высоких инвестиционных вложений.
2) Для снятия остроты физических противоречий был сформулирован идеальный конечный результат, заключающийся в следующем: транспортная система должна сама снять физические ограничения по пропускной способности артерий. Данная трактовка идеального конечного результата позволяет обострить проблему до предела и провести поиск возможных ресурсов для решения проблемы в пределах самой транспортной системы.
3) Для достижения идеального конечного результата был выбран принцип разделения противоречий в пространстве и в структуре. То есть были проработаны возможные альтернативные варианты перемещения грузопотоков, на основе чего пришли к выводу о целесообразности развития водной транспортной системы региона. Это связано с тем, что водные артерии представляют собой уникальный природный ресурс Приволжского региона, обладающий доступностью, низкой стоимостью использования, самовоспроизводимостью.
4) Развитие водных транспортных путей предполагает активизацию инвестиционной деятельности в сфере судостроения. Приволжский регион обладает высокоразвитой судостроительной отраслью и производственными площадками для развертывания производства новых видов транспортных судов. Это создает возможности для инициирования регионального инвестиционного проекта с участием властей федерального и регионального уровня, а также комплекса частных инвесторов.
Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Опубликовано в журнале
Российское предпринимательство
Индексируется РИНЦ
Импакт-фактор РИНЦ: 0,509
14. Подготовительный этап рип. Авторская заявка и авторский план-проспект. Подготовительный этап рип
Как технологический цикл подготовительный этап включает следующий комплексы элементов:
– планирование работы (перспективное, текущее),
– участие в создании литературного произведения (поиск автора, помощь автору и др.),
– предварительная оценка произведения,
– решение вопроса о публикации,
– оформление юридических документов.
АВТОРСКАЯ ЗАЯВКА, или авт. предложение, — написанная автором объяснительная записка, содержащая характеристику предлагаемого изд-ву произведения (произведений), которое им задумано или исполнено.
Обычное содержание А. з.:
тематическое содержание произведения,
его объем (в авт. л.),
состав (кроме текста),
адресность (чем отличается от изданных на ту же тему или близких к ней, что нового вносит в область знаний или лит. творчества, чем именно может заинтересовать читателя и какого именно),
за какой срок может быть написано или представлено, на каких условиях автор согласен уступить изд-ву право на издание.
Может включать также творческую самохарактеристику автора: перечень его печ. и других трудов, круг творческих интересов и т. п.
А.з. помогает изд-ву принимать решение, хотя чаще это делается на основе не только А. з., но и прилагаемого к ней плана-проспекта издания (произведения).
ПЛАН-ПРОСПЕКТ или СИНОПСИС (синопсис – от лат. сводка, сжатый перечень; англ. — конспект, краткий обзор) – документ, на основании которого можно составить мнение о содержании и структуре будущего издания, т.е. развернутая информация о содержании будущего произведения.
Как показывает практика, план-проспект одновременно является
1) руководством для работы над произведением (редактор помогает корректировать),
/Без плана-проспекта немыслимо написание ни одной книги. На начальном этапе написания, в редакции от вас потребуют краткое освещение главного героя книги и всех глав. Если даже получится так, что вы не будете писать книгу на заказ, а станете потом предлагать её издательствам, то всё равно потребуется синопсис. По нему вы будете ориентироваться и правильно писать книгу. Вы не запутаетесь в событиях и действующих лицах, которые описываются в книге, потому что канва событий, которая заключена в синопсисе, конкретно ведёт вас шаг за шагом. /
2) информативной «визитной карточкой» произведения для предложения издателям (следующая лекция).
Для научного издания
1. (Изд-во Томского гос. ун-та) (пересекается с авторской заявкой):
1. Наименование издания.
2. Автор /авторский состав/ (полностью фамилия, имя, отчество каждого автора, ученое звание и степень, место работы).
3. Соответствие программе курса (указывается для учебных изданий).
4. Краткая аннотация (включает краткое содержание, новизну, читательский адрес)
5. Краткое содержание по главам (не более 10 строк на главу).
6. Предполагаемый общий объем издания.
7. Иллюстративный материал (кол-во иллюстраций, схем, графиков).
8. Справочный аппарат (кол-во приложений, указателей и т.д.).
9. Обложка или переплет (твердый или термопереплет).
10. Необходимый тираж (в т.ч. следует учитывать экземпляры обязательной рассылки).
11. Срок сдачи готовой рукописи.
12. Источники финансирования (указываются в процентном соотношении источники финансирования /централизованные средства, средства факультетов или кафедры, другие предполагаемые источники/).
2. (Москва) «К примеру, при подготовке плана-проспекта рукописи учебного издания целесообразно руководствоваться следующими положениями:
— в аннотации необходимо дать краткую характеристику тематического содержания произведения, обозначить его особенности и отличия от уже существующих, указать точный читательский адрес;
— в описании самостоятельных структурных частей книги (разделов, глав, параграфов) надо дать характеристику научно-методических приемов, которые предполагается реализовать при подготовке рукописи;
— план-проспект должен быть составлен так, чтобы можно было оценить полноту охвата вопросов, предусмотренных программой учебного курса, содержание и структуру издания;— необходимо указать сведения о примерном объеме будущей книги в страницах или авторских листах, учитывая соотношение объема книги и количества часов занятий по учебному плану».
В настоящее время существуют п.-п не только изданий, но и диссертаций, учебной программы и любого произведения, о замысле или создании которого вы заявляете.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Для худ. издания: сюжет, фабула, структура; краткое содержание каждой главы; имена и характеристика героев, выдержки из текста и т.д.).
http://www.profvest.com/2020/02/investicionnyy-proekt.html
http://nerestne.ru/ponyatie-regionalnogo-investitsionnogo-proekta-rip/