Пенсии хорошо приложились: НПФ расширяют продажи через банковские онлайн-каналы

ВТБ тестирует продажи индивидуальных пенсионных планов (ИПП) дочернего НПФ через приложение «ВТБ Онлайн», рассказали клиент банка и два человека, близких к фонду, и подтвердили в самом фонде. По словам гендиректора «ВТБ Пенсионный фонд» Ларисы Горчаковской, клиенты смогут также «контролировать свои пенсионные счета (в том числе и по обязательному пенсионному страхованию.— “Ъ”), открытые в периметре группы ВТБ, в режиме одного окна, а в ближайшем будущем и пополнять свои пенсионные счета через приложение».

  • На данный момент активное привлечение индивидуального негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) осуществляют лишь три фонда: НПФ Сбербанка, «Газфонд пенсионные накопления» и «ВТБ Пенсионный фонд» (см. “Ъ” от 16 июля). В рамках добровольных ИПП за первое полугодие 2021 года они суммарно собрали 17,6 млрд руб. Этот результат лишь на 0,5 млрд руб. ниже общего объема за весь прошлый год. Традиционным каналом продвижения ИПП являются банковские сети.

Однако с развитием мобильных банковских приложений в качестве канала обслуживания клиентов кредитных организаций, особенно с большой клиентской базой, такие приложения все больше становятся активным каналом продвижения продуктов организаций, входящих в банковские группы. Например, на конец второго квартала число активных ежемесячных пользователей (MAU) приложения «Сбербанк Онлайн» составляло 68,9 млн человек, а ежедневных пользователей (DAU) — 33,9 млн человек. И полтора года назад НПФ Сбербанка реализовал возможность покупки ИПП через «Сбербанк Онлайн». На начало этого года MAU «ВТБ Онлайн» превысило 10 млн человек.

Ранее в Сбербанке отмечали, что в привлечении ИПП растет роль цифровых каналов продаж. Так, к концу прошлого года его НПФ вышел на привлечение около 1 тыс. клиентов в месяц через «Сбербанк Онлайн». В этом году он планировал собрать 1 млрд руб. через цифровые каналы (см. “Ъ” от 21 апреля). За счет сокращения издержек на привлечение через приложения и условия по ИПП, заключаемые НПФ через приложения, лучше. В частности, по индивидуальным планам фонд не взимает с клиентов комиссию с взносов (см. “Ъ” от 22 апреля).

  • «До тех пор, пока на рынке несколько игроков, конкуренция всегда будет, даже если есть два игрока, они всегда между собой конкурируют», — Кирилл Пронин, директор департамента инвестиционных финансовых посредников Банка России, 9 июня 2021 года
Читать статью  Акции с потенциалом роста в 2020-2021г

Другие финансовые группы, в которых есть и пенсионный, и банковский бизнес, также планируют вывод своих ИПП в мобильные приложения банков. Так, например, по словам источников, близких к группе «Регион»-«Россиум», НПФ «Будущее» также разрабатывает ИПП для запуска в приложении Московского кредитного банка «МКБ Онлайн». Впрочем, по сравнению со своими конкурентами из госбанков МКБ не обладает такой клиентской базой, а значит, имеет меньший потенциал по привлечению индивидуального НПО, поэтому, как говорили собеседники “Ъ”, рассматривалась возможность разработки открытого API, чтобы иметь возможность распространять продукт на другие банковские приложения. «НПО — низкомаржинальный продукт, а значит, комиссии, которые может платить НПФ банку-агенту, незначительные, что делает весьма сомнительной подобную концепцию»,— отмечает топ-менеджер одного из крупных НПФ.

«Бенефициаром сегмента онлайн-продаж не только пенсионных продуктов выступят те игроки, которые раньше начали вкладываться в цифровую инфраструктуру и приучили к ней клиентов»,— говорит управляющий директор «Эксперт РА» Павел Митрофанов. Среди финансовых групп, обладающих пенсионным бизнесом, по его словам, первую скрипку играют крупные госбанки. «Другим финансовым группам придется довольствоваться ролью догоняющего либо развивать кооперацию с другими игроками»,— отмечает он.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: