Оглавление
Правовой режим иностранных инвестиций
Одним из наиболее значимых факторов (если не самым важным), влияющих на инвестирование в любой стране мира, является действующая нормативно-правовая база, благодаря которой определяется национальный режим регулирования инвестиционной работы и устанавливает единые принципы, методы и механизмы взаимодействия иностранных инвесторов как с субъектами экономических взаимоотношений, а также и с государственными органами.
По заявлению Президента Российской Федерации на Совете по иностранным инвестициям, было отмечена явная необходимость частных капиталовложений, которые подразумевают под собой не просто деньги, а инвестиции, включающие в себя высокие технологии, способствующие появлению рабочих мест.
Для развития экономики любого государства, иностранные инвестиции приходятся одним из положительных явлений. Но при внедрении проектов инвестиций в реалии законодательства России появляются многочисленные проблемы, которые обусловлены новым институтом инвестирования, как для российского законодательства. Учитывая данный фактор, с учетом последних двадцати лет в государстве стали приняты нормативно-правовые акты, которые стали основными, а также имплементированы межгосударственные соглашения для урегулирования связей с иностранными инвесторами. Рассмотрим подробнее, что представляют собой эти акты и в чем заключается их правовая природа и необходимость, а также какой существует правовой режим иностранных инвестиций.
Законодательное урегулирование зарубежного инвестирования
Законодательная база и актуальная правовая доктрина в России подразумевает регулировку иностранных инвестиций и на межгосударственном, и на внутригосударственном уровне.
Учитывая главные положения действующей Конституции, высшую юридическую силу имеют имплементированные международные акты. Следовательно, обзор законодательной базы логично начинать именно с международных соглашений и конвенций.
Наибольшую практическую ценность для иностранных инвесторов в Российской Федерации содержат две конвенции — Сеульская (или МИГА), участницей таковой Россия является с 1992 года, а также Вашингтонская, которая подписана представителями от Российской Федерации, но до сих пор не является ратифицированной. Помимо этих двух основополагающих конвенций, существует огромное множество межправительственных соглашений и актов, которые направлены на двустороннее управление иностранных инвестиций как в России, так и в другом государстве, некое и является второй стороной соглашения.
Вашингтонская конвенция была создана для обеспечения защиты частных инвесторов от государства-реципиента (того, в законодательном поле которого производится инвестирование). Сама конвенция предполагает подсудность инвестиционных споров не внутреннему законодательству страны, не национальным судам, а особому созданному международному органу, который был создан под управлением МБРР. Конвенцию в РФ подписали в 1993 году, но на сегодняшний день не ратифицирована. Данная конвенция является своеобразной гарантией для инвесторов, которая обеспечивает беспристрастное, незаангажированное и всестороннее рассмотрение инвестиционного спора в случае возникновения такового.
Сеульская конвенция была создана для того, чтобы защитить частных инвесторов от возможных некоммерческих рисков (в частности, политических). Благодаря данной конвенции была создана специальная международная организация, которая занимается страхованием возможных рисков при инвестировании (Международное агентство гарантии инвестиций). Гарантии дают в тех случаях, если будет доказана обоснованность и коммерческая целесообразность капиталовложения. Агентство предусматривает покрытие нескольких видов рисков, среди которых — гражданские беспорядки, военные действия, экспроприация или подобные тому ситуации. Состоянием на 2013 год, в мире насчитывается более 170 стран-участниц Сеульской конвенции.
В СНГ было принято соглашение, выступающее гарантией инвестиций. В 1997 году в Москве была подписана Конвенция о защите прав инвестора.
Не будем углубляться в отдельные подробности законодательства, а только отметим, что суть конвенции — объединение в себе общих принципов двух вышеперечисленных конвенций с учетом законодательства стран СНГ. Отметим, что с 2007 года РФ не является страной-участницей данной конвенции ввиду того, что все существующие правоотношения с иностранными инвесторами регулируются в порядке двусторонних соглашений с каждым отдельным государством.
В законодательной базе РФ насчитывается не менее нескольких десятков международных договоренностей между сторонами о защите инвестиций с рядом стран Европейского Союза, странами Балтики, Скандинавского полуострова, Японией и некоторыми другими развитыми азиатскими странами. Анализируя ряд межправительственных соглашений, можно сделать вывод о единой закономерности во всех нормативно-правовых актах, которая проявляется в виде закрепления норм, гарантирующих возмещение страховых рисков по иностранным инвестициям, избежание национализации капиталовложений. Также необходимо отметить наличие различных соглашений для того, чтобы избежать двойное налогообложения, которых насчитывается не менее полусотни и которые прямо стимулируют увеличение иностранных инвестиций.
Законодательная база РФ по иностранным инвестициям
Международные правовые акты и созданные международные механизмы защиты иностранных инвестиций приходятся более эффективными и непредвзятыми для инвесторов, однако и национальные нормативно-правовые акты также являются важной частью формирования регуляторной политики государства в данной сфере коммерческих отношений. Конец 90-х и 2000-е года отметились появлением в российском законодательстве ряда правовых актов. Так, важнейшими из них являются Закон №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности», а также ФЗ «Об иностранных инвестициях», которые были приняты в 1999 году.
Последний названный Закон об иностранных инвестициях указывает специальные положения для иностранных инвесторов, которые ограничивают их в некоторых видах деятельности, а также указываются возможности изъятия капитала в случаях, строго определенных законом. Помимо непосредственных ограничений, в законе также имеются и положения касательно комплекса мер, создающих определенные гарантии для иностранных инвесторов.
Несмотря на то, что на сегодняшний день инвестиционное законодательство является развитым, сохраняются некоторые коллизии и противоречия правового характера. Так, до сих пор остался нереализованным законопроект, регулирующий договор коммерческой концессии с участием иностранных инвесторов. Также не существует четкого и определенного механизма регулирования гарантий инвестиционных рисков.
Подобные проблемы являются своеобразной демонстрацией для инвесторов отношения государства к лицам, которые планируют вкладывать собственные средства в определенную сферу деятельности. Общепринятая оценка безопасности инвестирования и привлекательности государства для инвестиций, поступающих в отечественные страны из-за рубежа, базируется на уровне развития правового поля (законодательных актов), экономических факторов (уровне социально-экономического развития) и управленческих особенностей (функционирования аппаратов исполнительной и законодательной власти). И несмотря на то, что государство позиционирует собственную политику и законодательную базу как благоприятную для поступления больших количеств инвестиций из-за рубежа, проблема существования барьера в виде национального законодательства все равно имеет место быть.
Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации в большей мере представлено общими позициями и положениями страны относительно иностранных капиталовложений, которые, по большому счету, являются своеобразной калькой с международных соглашений и конвенций. Однако простых декламаций и общих формулировок для привлечения иностранных инвесторов недостаточно — необходимо создавать условия, которые благоприятствуют общей экономической, политической и правовой стабильности.
Правовые гарантии для зарубежных инвесторов в РФ
Существующий закон об иностранных инвестициях закрепляет следующие положения, являющиеся гарантиями для иностранцев, которые планируют инвестировать средства в РФ:
- Возможность использования разных форм осуществления инвестирования на территории государства. Под данным определением понимаются любые формы, которые прямо не запрещены действующим законодательством.
- Возможность перехода комплекса прав и обязанностей от одного субъекта к другому. При условии следования положениям, закрепленных в договоре, иностранный инвестор вправе использовать уступку права требования (цессию) или перевести существующий собственный долг. Также возможно выполнение данных действий по решению национального суда или в соответствии с другими условиями, закрепленными гражданским законодательством.
- Возможность компенсации имущества или его стоимости в случае национализации или реквизиции. Законодателем закрепляется невозможность принудительно изъять имущество у иностранного инвестора, кроме тех пунктов, которые прямо предусмотрены законодательством.
- Гарантии от негативных изменений в действующем законодательстве для частного инвестора. Реализация инвестиционного проекта возможна только в случае стабильности всех существенных условий. В законе закреплены положения, которые дают право иностранному инвестору пользоваться благоприятным законодательством в течение всего срока окупаемости проекта капиталовложения (в течение 7 лет). Другими словами, инвестор в течение семи лет может не беспокоиться о том, что новое законодательство разрушит инвестиционный проект.
- Возможность использования полученных доходов на территории государства, а также возможность перевода денежных сумм за пределы государства. Ст. 11 обозначенного закона предусматривает возможность вывода всех возможных денежных сумм, а также возможность их оборота внутри страны для дальнейшего реинвестирования.
- Возможность вывоза за пределы государства не только денежных средств, но также собственных разработок, документации, а также возможной информации на любом носителе учитывая первоначальный ввоз данной информации в качестве инвестиционного объекта.
- Возможность покупки различных бумаг и акций. Иностранным инвесторам дается возможность приобретения любых ценных бумаг.
- Возможность иностранного инвестора совершать приватизацию имущества. Инвестор может выкупать акции и права на владения государственной собственности, путем покупки долей (пропорциональных вкладов) в уставном капитале.
- Возможность приобретения любого недвижимого имущества. Инвестор может приобрести любую недвижимость, которую считает необходимой и нужной для себя.
Вывод: на данный период времени иностранным инвесторам предлагаются обширные права и возможности на российском рынке, а действующее законодательство, даже с учетом коллизий и несовершенства в некоторых вопросах инвестирования, создает благоприятные условия для иностранных инвесторов. Учитывая данный фактор, с учетом последних двадцати лет в государстве стали приняты нормативно-правовые акты, которые стали основными, а также выработаны специальные механизмы, которые представляют собой специальное государственное регулирование иностранных инвестиций. Насколько они верны и действенны, можно проверить в статистических данных по количествам инвестиций, которые поступали в РФ из-за рубежа.
Законодательство, инвестиционная деятельность и иностранные инвесторы.
Из чего состоит инвестиционный вычет, его суть и типы.
Правовое регулирование иностранных инвестиций в России
В нашей державе национально-правовое регулирование иностранных инвестиций определяется рядом специфических законов, принятых для упорядочивания специфических правоотношений. Отличительная особенность МЧП касательно действующих норм – двойственность источников. На основании этого правовое регулирование иностранных инвестиций в МЧП делят на два крупных блока правил. Это национальные нормативные акты, которые регламентируют положение юрлиц внутри страны, а также международные, общепринятые во всех государствах положения. Эта двойственность провоцирует немалые проблемы правового регулирования иностранных инвестиций, связанные с разночтениями и различными подходами при возникновении спорных, конфликтных ситуаций.
Не все так просто
Необходимо учитывать, что влияние на правовые отношения, вызванные инвестированием из-за границы, также определено контрактами, заключенными при вступлении в это взаимодействие. В нашей державе понятие и правовое регулирование иностранных инвестиций довольно путаные, в силу чего разбираться рекомендовано с помощью юриста, специализирующегося именно на этой области взаимоотношений с учетом законодательных норм. Необходимо помнить, что определённые нормативы можно вписать в договорённость между страной и инвестором, вкладывающим деньги в другое государство в частном порядке, но подобные соглашения не должны нарушать общепринятых международных и внутренних державных правонормативов.
Внутренние законы
Преимущественно государства, которым присуща либо развитая рыночная экономика, либо идущая вперед активными темпами, в правовом аспекте инвестирование обеспечивают национальным режимом. Такие особенности правового регулирования иностранных инвестиций типичны для держав, находящихся в статусе переходных экономических. Межгосударственное сообщество сходится во мнении, что именно нацрежим – оптимальный вариант подхода к решению правовых вопросов, связанных с инвестиционной деятельностью иностранных лиц.
Нацрежим предполагает предоставление ряда преимуществ на основании статуса частного заграничного инвестора. Некий предприниматель, официально зарегистрированный в одной стране, как декларирует международно-правовое и национальное регулирование иностранных инвестиций, может организовать предприятие в другой державе. Правила хозяйствования для этой экономической активности будут аналогичны распространяемым на местное население. Иностранное лицо и отечественные предприниматели конкурируют. Соперничество полноценное, не предполагает предоставления каких-то существенных поблажек только на основании принадлежности некоторой державе. Именно по такому принципу построено правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации. Правда, многие сходятся во мнении, что декларированное законом не всегда на сто процентов соблюдается на практике так, как прописано в нормативных актах.
Специфика вопроса
В настоящее время в рамках вложения средств в экономику другой страны допускается выбирать наиболее удобный вариант хозяйствования из разрешенных в стране-реципиенте. Это касается как правовых аспектов, так и организационной формы. Деятельность необходимо вести с учетом собственных интересов, но не нарушая законы державы.
Понятие, виды и правовое регулирование иностранных инвестиций по своей сути предполагают предоставление иностранному юрлицу таких же преференций, какие положены местным предпринимателям. Если в стране действуют льготные программы, иностранец вправе принять в них участие, если соответствует установленным условиям. Также у иностранного инвестора есть право доступа к различным ресурсам государства, в которое вкладываются деньги. В рамках национально-правового регулирования иностранных инвестиций в РФ отдельно оговаривается возможность доступа к труду местного населения, финансовым ресурсам государства, а также технике и научным возможностям.
Международные правовые нормативы
Таковые можно разделить на два крупных аспекта, в равной степени значимых, обязательных к учету как юристами страны, в которую вкладывают средства, так и частным инвестором, планирующим получить прибыль через разработанную им программу. Речь идет о многостороннем, двустороннем правовом регулировании иностранных инвестиций. В России и ряде иных государств приняты такие нормативы, которые соответствуют международным стандартам регулирования хозяйственной деятельности. Двусторонние международные договоренности – это в первую очередь торговые, а также призванные защищать вложения капитала и его владельца. Эффективные меры правового регулирования иностранных инвестиций в России направлены на поощрение вливаний в страну денег со стороны юрлиц из других держав. Кроме того, двусторонними договорённостями являются регламентирующие особенности налогообложения иностранных юрлиц.
Двустороннее регулирование правовых отношений, связанных с инвестированием международного масштаба, осуществляется применением ряда специфической документации, рассмотренной ниже.
Торговые договоры: защита иностранных инвестиций
Правовое регулирование иностранных инвестиций по этой логике существует с древних пор. Договорённости, защищавшие предпринимателей, иностранных купцов, практиковались в Средневековье и раньше. Безусловно, с того времени защитные законные механизмы ушли далеко вперед, и сегодня, когда национальные рынки четко сформированы, а хозоборот в мировом масштабе установился как единая экономическая сущность, торговый договор стал эффективной методикой регулирования взаимоотношений. Он помогает решать вопросы международного уровня, включая обусловленные инвестированием. Через подобные договорённости осуществляется правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ и других державах.
Соглашения, посвященные иностранному инвестированию
Впервые такая практика правового регулирования появилась только после Второй мировой войны. Основная идея, которую преследовали передовые юристы, предлагая подобный механизм регулирования рыночных, хозяйственных отношений – гарантировать приток частного капитала из одной державы в другую. Чтобы стимулировать этот процесс, правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ и других странах нашей планеты было настроено таким образом, чтобы потенциальный инвестор имел гарантии. Это означает, что предприниматель защищен специализированными юридическими инструментами. Предоставляется эффективная гарантия сохранения средств в случае ряда некоммерческих рисков. Особенное внимание уделяется политическим.
Подобная идея правового регулирования иностранных инвестиций позволяет гарантировать, что иностранный предприниматель не столкнется с ситуацией национализации его дела. Кроме того, валюты получают защиту от неконвертируемости, когда необходимо перевести полученную прибыль в родную страну. Также современное международно-правовое регулирование иностранных инвестиций предполагает гарантированную защиту вложенных в другую державу средств, если в социуме произошел катаклизм или иная подобная ситуация. Международные соглашения, созданные специально для защиты интересов инвесторов, дополнены еще и расшифровкой ключевого понятия – что можно считать инвестициями, а что к этой категории не относится. Не менее важный момент – определение в международно-правовом регулировании иностранных инвестиций инвестора, формулирование признаков, присущих этой группе лиц.
Международные соглашения: важные аспекты
Общепринятые на межгосударственном уровне в политическом, экономическом сообществе соглашения обеспечивают такое точное и корректное правовое регулирование иностранных инвестиций, в рамках которого предприниматель получает возможность доступа к наиболее благоприятным условиям. Одновременно с этим соглашения оговаривают специфику нацрежима, а также допустимость правовой поддержки в родной державе. Кроме того, государство, являющееся реципиентом в рамках хозяйствования, должно оказывать юридическую поддержку, охрану прав инвестора, для чего у предпринимателя появляется возможность обратиться в суд, если возникает такая необходимость. Не менее важной считается возможность обратиться за помощью в международные инстанции по защите прав инвесторов – таковыми располагают все те, кто вкладывает деньги в иную державу.
Только в России правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется через более чем три десятка соглашений, заключенных на межгосударственном уровне с участием нескольких сторон. При условии относительной нестабильности внутренних нормативов закона и несовершенства ряда сфер, включая аспекты предпринимательства и налогообложения, такие международные юридические нормы оказываются исключительно важными для предпринимателей, желающих открыть свой международный бизнес и стремящихся к защите своих интересов, прав.
Приоритеты, правила, возможности
В общем случае нормативы, декларированные в заключенных на международном уровне соглашениях, обеспечивающих правовое регулирование иностранных инвестиций, считаются более приоритетными, нежели любые установленные внутренними нормативными актами. Это важно, когда речь идет о стране, внутреннее законодательство которой неполно, несовершенно и требует доработки. Именно такая ситуация в настоящее время сложилась в нашей державе.
Международные соглашения доминируют над рынком хозяйствования касаемо иностранных инвесторов, а значит, договоренности могут применяться для регулирования деятельности участников предпринимательского сегмента экономики. Подзаконные, законные российские нормативные, правовые акты несовершенны, но международные соглашения, договорённости, подписанные от лица державы, компенсируют этот важный недостаток, делая страну более привлекательной для потенциального инвестора из иной державы.
Налоги и соглашения
Специальные договоренности, на международном уровне определяющие политику налоговых ставок и правил уплаты соответствующих такс инвесторами, исключительно важны как с точки зрения экономической стабильности конкретного хозяйствующего субъекта, так и относительно державы, привлекающей инвестора на свою территорию. Ключевая идея заключения соглашений – соблюдение справедливости при достижении обеими сторонами максимальной выгоды. Уплата налогов – довольно скользкая тема в любом государстве, и особенно это справедливо, когда речь идет о странах с нестабильной экономикой и сложной ситуацией, в том числе политической. Многие эксперты сходятся во мнении, что непростая обстановка относительно политики налогообложения и правил взимания налогов складывается в предпринимательском (и не только) сегменте хозяйствования в России.
Для любого частного инвестора вопрос налогообложения является один из важнейших, помогающих выбрать направления для инвестирования своего капитала. Специальные международные соглашения были составлены передовыми юристами с включением наиболее эффективных продвинутых норм взимания податей, такс с предпринимателей. Все это настроено таким образом, чтобы предприниматель был в благоприятных условиях, мог строить и развивать свой бизнес за пределами родного государства. Общепринято утверждение, что именно инвестиционный интерес – это одно из базовых понятий для экономического развития державы, и проработка налоговой политики, а также соблюдение международных договорённостей по этому вопросу позволяют создать хорошую репутацию державы и обеспечить взаимовыгодную работу.
Особенности регулирования налогообложения
Договорённости межгосударственного уровня, посвященные этому непростому вопросу, преимущественно составлены таким образом, чтобы капитал в процессе импорта, экспорта сохранялся и приумножался при минимизации потерь. Каждая сторона, соглашающаяся подписать международную договоренность, тем самым сталкивается с обязательствами в некоторой степени либо полностью отказаться от начисления налогов предприятию, контролируемому представителем другой державы.
На первый взгляд такой подход может показаться относительно невыгодным, приводящим к потерям, особенно когда привлекаются во внутренний сегмент хозяйствования крупные иностранные предприниматели со внушительными капиталами. С другой стороны, обеспечение максимально легкого налогового бремени дает возможность развития, что приводит к наращиванию объемов и увеличению потребления рабочей силы, то есть в конечном счете провоцирует привлечение дополнительного капитала в страну, а бюджет получает свою выгоду через налогообложение подчиненных правительству граждан – тех же работников, у которых налоги взымаются с заработной платы или с потраченного ими на продукцию в торговых точках.
Многосторонние соглашения на помощь иностранным инвесторам
Первые такие соглашения были заключены в шестидесятые годы прошлого столетия. С тех пор практика многосторонних соглашений, направленных на улучшение положения иностранных инвесторов, значительно систематизирована и улучшена. А вот самые первые документы, которые заложили основу введенного в двадцатом столетии правового регулирования, появились в далеком 1929-м, когда во Франции Лига Наций инициировала конференцию. Основной идеей этого мероприятия было получение подписей на конвенции, посвященной иностранным предпринимателям и обращением как с ними, так и с собственностью, им принадлежащей. То мероприятие завершилось неудачей, так как международное сообщество не было готово к столь важному шагу к глобализации, свою роль сыграла нависшая над миром военная угроза.
Многое изменила на межнациональном уровне Вторая Мировая. Именно тогда в американском городе Бреттон-Вудс в 1944 была организована конференция с участием представителей различных держав. Удалось сформировать ряд важнейших правовых документов, подпись под которыми поставили представители развитых предприятий, включая международный реконструкционный банк и валютный фонд (также межгосударственного уровня).
Договорённости, контракты
Посвященные инвестированию договоры, заключённые между конкретным государством и инвестором, в частном порядке вкладывающим деньги в другую державу, являются одним из наиболее важных и мощных инструментов правового регулирования возникающих взаимоотношений. В рамках договорённости участники описывают и подчеркивают, какие именно положения законов, посвящённых инвестированию, применимы к иностранному лицу, пожелавшему вложить свои деньги. Одновременно с этим рассматривается потенциал предпринимателя с точки зрения экономики, значение для государственного развития тех сумм, которые будут направляться в рамках реализации программы.
Инвестор: что за птица?
Действующее законодательство нашей страны определяет этим термином такое юрлицо, зарегистрированное в другой державе, чья гражданская правоспособность описана законами страны, где оно было учреждено. При этом к инвесторам можно относить только таких предпринимателей, которые по законам собственной державы могут инвестировать деньги в наше государство. Одновременно с этим такие компании, которые не имеют статуса юрлица, но чья гражданская правоспособность также допускает, как следует из нормативов родной державы, вкладывать деньги в нашу страну, получают статус инвесторов.
Инвестором можно назвать и отдельного самостоятельного человека, у которого есть право вложить деньги в нашу страну, при том что сам он является гражданином иной державы, обладает дееспособностью, подчиняется правовым нормативам родного государства. Оказавшееся в аналогичных условиях лицо, не имеющее гражданства, может считаться инвестором, если имеет права и признано дееспособным, а права и возможности декларированы законами места, где оно постоянно проживает. Если из законов следует, что у не имеющего гражданства лица есть право инвестиций в России, для нашей державы он автоматически становится потенциальным инвестором. Аналогичный статус может получить и международная корпорация, которая получает возможности инвестирования на базе заключённых на межгосударственном уровне договоренностей.
Инвестиция: что это?
Этим термином в нашей стране юристы обозначают такое вложение капитала иностранного предпринимателя в свою деятельность на территории РФ, которое сопровождается неким объектом гражданских прав. Инвестор располагает этими правами до тех пор, пока объект не изъят из оборота или не ограничен. Силу введения таких ограничений имеют ФЗ нашей державы. Инвестиции включают в себя имущество движимое, недвижимое, валюту, бумаги, результаты интеллектуальной деятельности, информационные объёмы, услуги.
http://kudainvestiruem.ru/investitsionnye-instituty/pravovoj-rezhim-inostrannyh-investicij.html
http://businessman.ru/pravovoe-regulirovanie-inostrannyih-investitsiy-v-rossii.html