Принят закон о защите и поощрении капиталовложений в России

Принят закон о защите и поощрении капиталовложений в России

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, с 1 апреля вступил в силу Федеральный закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», регулирующий отношения в связи с осуществлением инвестиций на основании соглашения о защите и поощрении капиталовложений. Одновременно внесены поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы РФ (Федеральные законы от 01.04.2020 № 70-ФЗ и от 01.04.2020 № 71-ФЗ).

Вводится специальный инвестиционный режим для организаций, реализующих инвестиционные проекты с использованием нового механизма — соглашения о защите и поощрении капиталовложений (далее – СЗПК).

Стороны СЗПК

Соглашение заключается между частным субъектом — организацией, реализующей проект (российское юридическое лицо, в том числе проектная компания), — и публично-правовым образованием — субъектом РФ, на территории которого предполагается реализация инвестиционного проекта (возможно также участие РФ и/или муниципального образования (МО)).

Предусматривается возможность заключения СЗПК как по инициативе частных субъектов (частная проектная инициатива, реализуемая в заявительном порядке), так и по инициативе органов исполнительной власти (публичная проектная инициатива, реализуемая в декларационном конкурсном порядке).

Предмет СЗПК

Предметом соглашения является реализация нового инвестиционного проекта в одной из сфер экономики, за исключением следующих видов деятельности:

  • игорный бизнес;
  • производство табачной и алкогольной продукции;
  • добыча нефти и газа;
  • оптовая и розничная торговля;
  • деятельность финансовых организаций;
  • строительство жилых домов, деловых и торговых центров.

В обмен на капиталовложения инвесторам могут быть предоставлены меры государственной поддержки в виде возмещения затрат на энергетическую, транспортную, коммунальную, социальную и цифровую инфраструктуры, необходимые для реализации инвестиционного проекта, а также на уплату процентов по привлеченным для этого кредитам и займам.

В зависимости от объема капиталовложений инвесторам также будут предоставлены стабилизационные оговорки, гарантирующие неприменение в течение определенных сроков актов (решений), ухудшающих условия ведения деятельности, связанной с реализацией проекта, в частности, актов (решений):

  • об изменении мер государственной поддержки;
  • об изменении порядка предоставления прав на земельный участок;
  • об установлении дополнительных обязанностей и уменьшении объема прав владельцев земельных участков;
  • об изменении процедур, связанных с градостроительной деятельностью и др.

При объеме капиталовложений не менее 10 млрд руб. предметом стабилизационной оговорки может быть также:

  • увеличение ставок вывозных таможенных пошлин;
  • увеличение ставок или расширение объектов обложения при определении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, за пользование водными объектами, утилизационного и экологического сборов.
Читать статью  Инвестиции и инновации предприятия

Срок применения стабилизационной оговорки не может превышать:

  • 6 лет – если инвестиции не превышает 5 млрд руб.;
  • 15 лет — при объеме инвестиций более 5 млрд руб., но менее 10 млрд руб.;
  • 20 лет – если инвестиции составляют 10 млрд руб. и более.

Указанный срок при определенных условиях может быть однократно продлен на 6 лет.

При этом акты (решения) об изменении законодательства о налогах и сборах, увеличении ставок вывозных таможенных пошлин и изменении мер государственной поддержки не применяются в течение всего срока, предусмотренного СЗПК, в то время как стабилизационная оговорка в отношении остальных актов (решений) действует только в течение 3 лет со дня их вступления в силу.

Изменения в НК РФ в части стабилизации налоговых правоотношений

Изменения не предусматривают предоставления каких-либо налоговых льгот для инвестора.

Статья 5 НК РФ дополнена пунктом 4.3, предусматривающим стабилизационную оговорку в отношении действия актов законодательства о налогах и сборах. Сфера действия оговорки зависит от субъектного состава СЗПК с публичной стороны.

в дополнение к № 1:

в дополнение к № 1:

Особенности применения налоговой стабилизационной оговорки:

  • не распространяется на вновь вводимые налоги и сборы, если они вводятся взамен отмененного платежа, имевшего схожий объект обложения;
  • не распространяются на акты, устанавливающие льготы по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогам, а также условия и сроки применения и прекращения их действия;
  • действует при условии ведения раздельного учета объектов налогообложения, налоговой базы и сумм налогов по налогам, подлежащим уплате при исполнении СЗПК и при осуществлении иной деятельности, а также раздельного учета доходов (расходов).

О чем подумать, что сделать

  • оценить экономическую целесообразность применения предлагаемых условий налоговой стабилизации, землепользования и градостроительной деятельности, предоставления мер поддержки;
  • рассмотреть возможность заключения СЗПК (в том числе в отношении начатых проектов);
  • отслеживать принятие нормативных актов (по плану — к 1 июля) с учетом того, что полноценная работа механизма будет запущена только после утверждения Правительством РФ подзаконных актов. Хотя в нынешней ситуации эта работа, наверняка, затянется.

Помощь консультантов

Юристы компании «Пепеляев Групп» готовы оказать комплексное правовое сопровождение, включая помощь в подготовке заявления о заключении СЗПК и сопутствующих документов; содействие в заключении СЗПК, включая участие в переговорном процессе с органами государственной власти; а также помощь при взаимодействии с налоговыми и иными контролирующими органами, иные юридические услуги в ходе производственной деятельности.

О развитии законодательства, направленного на стимулирование инвестиционной деятельности на Дальнем Востоке и иных регионах России, мы будем информировать вас и дальше.

Читать статью  Критерии и методы оценки инвестиционных проектов

Закон о защите и поощрении капиталовложений

zakon_o_zashchite_i_pooshchrenii_kapitalovlozheniy.jpg

Похожие публикации

Президент России подписал закон, устанавливающий новую схему правоотношений с участием инвестора и государства. Теперь инвесторам предоставляются особые меры защиты капиталовложений.

Закон о защите капиталовложений: что он регулирует

Новый Федеральный закон о защите и поощрении капиталовложений от 01.04.2020 № 69-ФЗ стал результатом довольно длительного рассмотрения соответствующего законопроекта. Его содержание значительно менялось в редакциях, принимаемых в разных чтениях Госдумой. Рассматриваемый нормативный акт закрепил новую для гражданско-правовой сферы договорную конструкцию — соглашение о защите капиталовложений.

Традиционно такие соглашения заключаются на международном уровне между Россией и другими государствами (в подобных случаях документ иногда именуется как «соглашение о взаимной защите капиталовложений»). Теперь сторонами «защищенного» инвестиционного договора могут быть Россия (субъект РФ) и частное лицо — инвестор, заинтересованный в защите своих капиталовложений.

Сущность соглашения в том, что инвестор (физлицо, юрлицо, лица, действующие по договору простого товарищества, иностранный инвестор) — с одной стороны, и Российская Федерация или субъект РФ — с другой, договариваются о реализации крупного, как правило, инфраструктурного проекта, где гарантируется стабильность экономического положения инвестора. Она обеспечивается за счет предсказуемости налогового режима, ограниченного фискального вмешательства государства, а при необходимости — бюджетного финансирования.

Федеральный закон «О защите и поощрении капиталовложений» имеет смысл рассматривать в едином контексте с рядом других законотворческих инициатив — законопроектами № 828239-7 (вносит изменения в НК РФ, направленные на улучшение налоговых условий деятельности инвесторов) и № 828241-7 (вносит необходимые изменения в Бюджетный Кодекс РФ). Оба законопроекта уже одобрены Советом Федерации и ждут подписания Президентом.

Закон № 69-ФЗ в итоговой редакции не предполагает появления норм, вносящих изменения в действующие законы, относящиеся к сфере инвестирования, таких как, например, Закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115-ФЗ. Но в одной из первоначальных редакций законопроекта предусматривался плавный переход от действующих инвестсхем на ту, что базируется на соглашении о защите инвестиций.

Таким образом, новый тип контракта — соглашение о защите вложений, будет применяться вместе с действующими разновидностями договоров в инвестиционной сфере.

Рассмотрим подробнее, что представляет собой соглашение о защите капиталовложений, как новая гарантия соблюдения интересов инвестора.

Соглашение о защите и поощрении капиталовложений: в чем его специфика

Соглашение, о котором идет речь, характеризуется следующим:

1. Его стороной может быть муниципальное образование, субъект РФ, Российская Федерация.

Муниципалитет может выступать, таким образом, инвестиционным партнером субъекта РФ, на территории которого реализуется инвестпроект. Если проект реализуется на территории нескольких субъектов РФ, то каждый из них становится стороной соглашения.

Читать статью  АО Кузнецкинвестстрой отзывы

А если величина капиталовложений превышает определенную сумму, то одной из его сторон становится Российская Федерация. Например, когда объем инвестиций составляет не менее 250 млн. рублей в сфере образования или 1,5 млрд. рублей в обрабатывающей промышленности.

2. Предметом соглашения не может быть (ст. 6 закона № 69-ФЗ):

  • строительство деловых центров, ТРЦ, жилых домов;
  • обеспечение деятельности банков и иных структур, подотчетных ЦБ РФ;
  • проект в сфере добычи нефти, газа;
  • производство жидкого топлива (за некоторым исключением, определяемом Правительством);
  • производство табачной и алкогольной продукции;
  • проект в сфере оптовой или розничной торговли;
  • проекты в сфере игорного бизнеса.

Можно говорить о том, что закон о поощрении и взаимной защите капиталовложений, таким образом, направлен на стимулирование инвестирования в реальный сектор экономики — в инновации, в обрабатывающие отрасли, в сельское хозяйство. Ритейл, нефтяная, строительная отрасль должны справляться сами, или работать на основании иных схем правоотношений в области инвестирования.

3. Соглашение может предусматривать условие возмещения ущерба частному инвестору.

В случае, если инвестор, как сторона соглашения, добросовестно исполняющая его, столкнется с ущербом, возникшим вследствие действий партнера в лице Российской Федерации или субъекта РФ, то получит право на его компенсацию.

4. Может предусматривать бюджетное финансирование инфраструктурных расходов инвестора (ст. 15 закона № 69-ФЗ).

Максимальный лимит такого финансирования: 50% от всех расходов инвестора на обеспечивающую инфраструктуру, 100% по расходам на сопутствующую инфраструктуру, и не более совокупного объема налогов, пошлин и акцизов, уплаченных хозяйствующим субъектом в бюджет на уровне участника соглашения (федеральный, региональный, местный). По существу, речь идет о возможности получения инвестором особой разновидности налогового вычета.

Отметим, что созданную при этом сопутствующую инфраструктуру может потребоваться передать в государственную или муниципальную собственность, если инвестор впоследствии окажется не готов ее содержать.

5. Инвестору в период действия соглашения гарантируется неизменность основных условий уплаты местных, региональных или федеральных налогов (в зависимости от того, кто является другой стороной соглашения).

Отметим, что существенные условия соглашения определяются только федеральным законом. Правительство не имеет полномочий для их определения. Порядок изменения соглашения также определяется законом, а не волей сторон.

Защита капиталовложений по новому закону предусматривает и иные меры государственной поддержки. Например, обеспечение минимального уровня доходности инвестпроекта. Закон предусматривает последующее появление подобных мер на основании отдельных нормативных актов, которые пока еще не приняты.

Соглашения будут заключаться с использованием государственной инфосистемы «Капиталовложения». Она будет аккумулировать сведения об инвестиционных проектах, соглашениях и их участниках, мерах господдержки, исчисленных и уплаченных в процессе реализации инвестпроектов налогах, таможенных пошлинах и т.д.

http://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/alerts/the-law-on-the-protection-and-promotion-of-investments-in-russia/
http://spmag.ru/articles/zakon-o-zashchite-i-pooshchrenii-kapitalovlozheniy

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: