Рейтинг регионов РФ по объему инвестиций в 2018 году — Реальное время

Оглавление

«Инвестиционный шум»: инвестиции в экономику страны выросли за год на 10 процентов

В российском масштабе банки оказались почти отрезаны от инвестирования – на кредиты приходится лишь 11% всех вложений, а иностранцы практически перестали вкладывать в российскую экономику

Объем инвестиций в основной капитал российских предприятий в прошлом году составил 13,2 трлн рублей при темпе роста 9—10%, который держится уже второй год. И если в целом российская экономика оправилась от кризиса 2014—2016 годов, то о регионах ПФО говорить этого не приходится. Аналитическая служба «Реального времени», изучив структуру инвестиций, выяснила, что банки оказались почти отрезаны от инвестирования в предприятия — на кредиты приходится 11% всех вложений (на бюджетные средства — 15%). А на иностранные инвестиции, после «закрытия окна в Европу», приходится 1% и то лишь в нескольких регионах страны. Оказалось также, что по объему иностранных вложений Тульская область со своими ОЭЗ и ТОСЭР далеко обогнала РТ с ее ОЭЗ и ТОСЭР.

Инвестиции в экономику за 4 года санкций выросли на треть

Инвестиции в основной капитал российской экономики в 2018 году составили 13,2 трлн рублей, что почти на 10% больше, чем годом ранее. За 4 года охлаждения отношений между РФ и Западом объем инвестиций вырос более чем на треть: в 2014 году было вложено 9,8 трлн рублей. Надо отметить, что сразу после начала кризиса темп роста инвестиций составил всего 4,3% (в 2015 году), годом позднее вырос до 7%, и в последние 2 года превышает 9%.

Лидером по вложениям в основной капитал формально остается Тюменская область, в которую в прошлом году было поступило 2,2 трлн рублей. В действительности, если выделить из области главные нефтяные регионы страны — Ямало-Ненецкий автономный округ и Ханты-Мансийский автономный округ, Тюмень займет лишь 11-е место по объему инвестиций. ЯНАО и ХМАО по этому показателю на втором и третьем местах, в экономику этих округов — то есть, собственно, в нефтедобывающую отрасль — было вложено в прошлом году 1 трлн и 879 млрд рублей соответственно.

Интересно, что на фоне роста налоговых платежей «нефтянки» в последние годы (напомним, в 2018 году на ЯНАО и ХМАО пришлось 36% всех поступивших налогов в федеральный бюджет), объем инвестиций здесь, напротив, падает: в ЯНАО инвестиции упали на 5,5%, в ХМАО — на 2%. Любопытно также сопоставить объем налогов и инвестиций в нефтяных округах страны: в ЯНАО на 1 трлн рублей инвестиций в прошлом году пришлось 1,2 трлн рублей налоговых платежей в федеральный бюджет, в ХМАО на 879 млрд рублей инвестиций — 3 трлн рублей налогов. Всего на два нефтяных округах РФ приходится 14,3% всех российских инвестиций.

В ЯНАО инвестиции упали на 5,5%, в ХМАО — на 2%. Фото gazprom-neft.ru

Москва остается драйвером российской экономики — объем инвестиций ее предприятий второй год растет, и рост составляет 20%.

Первое место по инвестициям занимает Москва, в экономику которой было вложено в 2018 году 1,7 трлн рублей, что на 20% больше, чем годом ранее. Или 13% всех российских инвестиций. Причем темп роста в 20% сохраняется уже второй год подряд. Для сравнения, в 2015 году он составлял всего 9,4%. Всего за 4 года объем вложений в столичную экономику вырос в 1,85 раза.

За ХМАО и ЯНАО идет Московская область, где также велика концентрация крупного бизнеса, Она стала рекордсменом по темпу роста инвестиций в топ-10 регионов страны: объем вложений в прошлом году вырос почти в 1,5 раза, составив 726,4 млрд рублей. Отдельно отметим, что положительные темпы роста инвестиций область показывает лишь второй год подряд: в 2015—2016 годах экономика стагнировала, инвестиции падали (на 0,5—1%). Всего за 4 года объем инвестиций в Московскую область вырос в 1,6 раза (с 436 млрд рублей).

Такие же темпы показал Санкт-Петербург (пятое место), но там объем вложений за последние 4 года ни разу не снижался: в прошлом году он составил 553,6 млрд рублей.

Краснодарский край не смог заманить инвесторов после сочинской Олимпиады

В отличие от экономических грандов первой пятерки, вторая пятерка показывает заметно меньший темп роста инвестиций. А Краснодарский край, например, сильнее пострадал в кризисные 2015—2016 годы, когда инвестиции упали соответственно на 20 и 25%. В результате Краснодарский край оказался единственным регионом в топ-10 по размеру инвестиций, где объемы вложений за 4 года не выросли, а упали, или даже лучше сказать рухнули, на 32% (в 2014 году в региональную экономику было вложено 547,1 млрд рублей).

Краснодарский край оказался единственным регионом в топ-10 по размеру инвестиций, где объемы вложений за 4 года не выросли, а упали. Фото parkseason.ru

Впрочем, как и в случае с Красноярским краем, где вложения упали на 1%, составив 375,7 млрд рублей, это скорее отражает ситуацию со строительством инфраструктуры для проведения спортивных мероприятий (в Сочи тогда прошла зимняя Олимпиада), когда вложения неожиданно вырастают до рекордных значений, а потом также снижаются. С другой стороны, это означает, что ожидания региональных и федеральных властей, что Универсиада или Олимпиада в итоге дадут сильный толчок к развитию экономики, вызвав приток новых инвесторов, не оправдываются.

Самые развитые регионы ПФО сбавили темпы

Татарстан не исключение. Фактически, если судить по размеру вложений, в 2015 году объем инвестиций вырос на 9,6%, а годом позднее темп роста оказался отрицательным и составил всего 92,6% (332 млрд рублей — это чуть больше, чем в 2014 году). В 2017 году объем вложений вырос на 2,1%, а в прошлом году можно отметить заметный разгон — 10%.

Второй результат после Татарстана показала Самарская область (16-е место), где объем инвестиций составил 210,6 млрд рублей с ростом на 3,9%. Но за 4 года объем вложений в самарскую экономику в действительности снизился на 10% (в 2014 году было вложено 233,3 млрд рублей).

Объясняется крымский успех взрывным ростом строительства инфраструктуры, в частности, Крымского моста. Фото wikipedia.org

Любопытно, что по объему вложений экономически развитая Самарская область с трудом обгоняет Крым, в экономику которого в прошлом году было вложено 195,8 млрд рублей, при том что Крым регион дотационный и занимает седьмое место по размеру дотаций (в 2018 году они составили 20,3 млрд рублей). Напротив, Самарская область входит в число 13 субъектов РФ, вообще не получающих дотаций, и занимает девятое место по размеру налоговых платежей в федеральный бюджет (в 2018 году в Москву область отправила 291,17 млрд рублей). Объясняется крымский успех взрывным ростом строительства инфраструктуры, в частности, Крымского моста.

В другом регионе ПФО, Пермском крае, объем инвестиций за 4 года вырос на 18,6%, однако этот рост большей частью пришелся на 2015 год, после чего темпы роста начали ежегодно падать, спустившись в 2017 году до нулевой отметки (0,7%), а в прошлом году объем инвестиций впервые снизился на 3,4%, составив 183 млрд рублей.

В Башкортостане дела обстоят не лучше, чем в Татарстане или Перми: за года объем инвестиций как будто вырос на те же 10%, но в действительности основной рост пришелся на 2015—2016 годы (17,2% и 21,7% соответственно), после чего объем инвестиций рухнул на 25%, и только в прошлом году Башкортостан вернул себе положительный темп роста (4,3%), увеличив вложения в экономику до 172,3 млрд рублей. В Нижегородской области ситуация аналогичная самарской — за 4 года объем инвестиций упал на 14%, составив в прошлом году всего 169,1 млрд рублей.

Успехи регионов в любом случае не идут ни в какое сравнение с ростом инвестиций в Ленинградской и Московской областях, Москве, нефтяных округах и т. д. Мало того, четырехлетний темп роста в три раза ниже общероссийского (34%). И даже если исключить крупные мегаполисы (Москву и Питер) с их областями, нефтяные округа и вообще всю десятку крупных регионов, то средний темп роста за 4 года в РФ составил 23,2%.

Банки вне инвестирования — на кредиты приходится лишь 11 процентов всех вложений

В структуре инвестиций в целом по стране 54% приходится на собственные средства предприятий (7,1 трлн рублей), остальное занимают привлеченные. Из привлеченных средств треть приходится на бюджетные: 2 трлн рублей из 6 трлн рублей в прошлом году предприятия получили от государства, примерно поровну из федерального и региональных бюджетов.

Компаниям пришлось занимать 3,3 трлн рублей, разумеется, большей частью в банках. Кредитов для инвестиций было взято в прошлом году на 1,42 трлн рублей, из них 607,6 млрд рублей в иностранных банках. На банки (как российские, так и иностранные) приходится лишь 11% от всех средств, вкладываемых в основной капитал. На бюджетные средства, к примеру, приходится 15%. Что нельзя назвать положительным моментом: фактически, банки, призванные неоднократно властями кредитовать производство, инвестировать в экономику, остаются отрезанными от этого процесса (из-за высоких ли процентных ставок, отпугивающих бизнес, или из-за осторожности самих банков).

Учитывая все большую закрытость российской экономики, прямые инвестиции из-за рубежа по итогам 2018 года составили незначительную часть: из 13,2 трлн рублей иностранцы вложили лишь 80,9 млрд рублей, или 1%. Для сравнения, даже от населения средства для инвестиций составляют 5%. Так, средства, полученные от долевого участия на строительство от организаций и населения, составили 360 млрд рублей, прямые средства населения — еще 292,2 млрд рублей.

Как Тульская область со своими ОЭЗ и ТОСЭР далеко обогнала по иностранным инвестициям

Лишь в 23 региона страны в прошлом году пришли иностранные инвестиции. Лидером по этому показателю, как ни странно, оказалась не Москва (9 млрд рублей иностранных инвестиций), а Тульская область, в которую в прошлом году иностранцы вложили 24,7 млрд рублей, или 20,7% всех инвестиций. Связано это, возможно, с тем, что в 2016—2017 годах рядом с Тулой открылась особая экономическая зона.

В Тульскую область в прошлом году иностранцы вложили 24,7 млрд рублей, или 20,7% всех инвестиций. Фото sdelanounas.ru

А в прошлом году на Петербургском экономическом форуме было объявлено о том, что американская компания Cargill и власти Тульской области планируют создать в регионе биотехнологический кластер с общим объемом инвестиций 10 миллиардов рублей. Первый транш — 1,5 млрд рублей — вложат в строительство энергоцентра в этом регионе на территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) «Ефремов» с расчетом на то, что в короткие сроки он станет центром крупного технологического кластера. Товарооборот области с США в 2017 году вырос вдвое, составив полмиллиарда долларов.Тульская область входит в пятерку российских регионов с наиболее благоприятным инвестиционным климатом из-за близости к Москве. Для сравнения, в Татарстане, где есть и ОЭЗ «Алабуга» и несколько ТОСЭР, прямые иностранные инвестиции в прошлом году составили всего 2,7 млрд рублей (седьмое место по стране).

В иностранных же банках в прошлом году прокредитовались предприятия лишь в 10 регионах РФ, а если считать Тюменскую область, включая ХМАО и ЯНАО, то в семи. И большей частью иностранные банки предпочли прокредитовать нефтедобывающую отрасль ХМАО и ЯНАО. В Татарстане по этому показателю стоит прочерк.

Новости Челябинск

20.11.2014

Новости , Кратко , Популярное , Интервью , Экспертиза , Спецпроекты

Архив
Объем инвестиций в основной капитал Челябинской области превысил 135 млрд рублей

Объем инвестиций в основной капитал Челябинской области за 9 месяцев текущего года превысил 135 миллиардов рублей. Это в сопоставимых ценах на 4,3% больше аналогичного прошлогоднего периода. Среднероссийский показатель темпа роста оценивается на уровне 97,5%.

Как сообщили корреспонденту NDNews.ru в Минэкономразвития региона, наибольший объём инвестиций направлен в производство и распределение электроэнергии, газа и воды (28,5%), обрабатывающие производства (25,3%), операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг (15,6%), транспорт и связь (12,3%).

Источниками финансирования инвестиций стали собственные средства (37,3%) и привлечённые средства (62,7%), основными из которых являются кредиты банков, средства вышестоящей организации, средства от эмиссии акций, средства организаций и населения, привлеченные для долевого строительства и бюджетные средства (9,4%).

В течение 9 месяцев завершено более 40 инвестиционных проектов, направленных на модернизацию производства, ввод новых мощностей, приобретение нового оборудования.

Челябинск, Ольга Аренстьева

Челябинск. Другие новости 20.11.14

Счета за общедомовую воду выставляют жителям Челябинска с нарушением закона. Горожане не знают, за что платят. / 20 ноября ожидаются следующие события – Челябинск. / На Южном Урале проект областного бюджета одобрен с дефицитом 11,8 миллиарда рублей. Читать дальше

Отправляйте свои новости, фото и видео на наш Whatsapp +7 (901) 454-34-42

«ЧЕЛЯБИНСК Исследование направлений развития инвестиционной деятельности в регионе ЮЖНО-УРАЛЬСКАЯ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА 454080, г. Челябинск, ул. Сони Кривой, 56. т. +7 (351) . »

ЧЕЛЯБИНСК

деятельности в регионе

ЮЖНО-УРАЛЬСКАЯ

ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ

ПАЛАТА

454080, г. Челябинск,

ул. Сони Кривой, 56.

т. +7 (351) 2655709, 266181

1.1. Анализ движения прямых инвестиций по странам мира

1.2. Инвестиции в Россию

1.3. Инвестиции в регионы России

2.1. Анализ внешних факторов

2.1.1. Социальные факторы

2.1.2. Технологические факторы

2.1.3. Экономические факторы

2.1.4. Политические факторы

2.1.5. Географические, природные, ресурсные, культурные и экологические факторы

2.2. Сильные и слабые стороны объекта исследования (внутренние факторы). 34

2.3. Матрица SWOT-анализа

3. Стратегические цели и задачи

Южно-Уральская торгово-промышленная палата, 454080, г. Челябинск, ул. Сони Кривой, 56, т.ф. +7 (351) 2655709, e-mail: mail@tpp74.ru Аннотация В работе проведен анализ движения прямых иностранных инвестиций в мире за период с 2007 по 2012 г.г., проанализированы страны, на которые приходится более 80% объемов мировых инвестиций, выявлены основные доноры и акцепторы инвестиций. Рассмотрено место России в данном процессе и роль иностранных прямых инвестиций в инвестициях в основной капитал в нашей стране.

Проанализировано распределение основных объемов инвестиций в основной капитал по регионам России за период с 2005 по 2010 г.г., определено место Челябинской области в данном процессе. Для определения приоритетных направлений развития и диверсификации инвестиционной деятельности в Челябинской области проведено исследование внешнего окружения в котором находится наш регион, изучены его сильные и слабые стороны. На основе анализа полученных данных выработаны основные направления инвестиционной деятельности в Челябинской области.

Южно-Уральская торгово-промышленная палата, 454080, г. Челябинск, ул. Сони Кривой, 56, т.ф. +7 (351) 2655709, e-mail: mail@tpp74.ru

1.1. Анализ движения прямых инвестиций по странам мира Анализ движения прямых инвестиций в мире проведен на основе статистических данных Конференции ООН по торговле и развитию UNCTAD (http://unctad.org). На июнь 2014 г. в статистике данной организации информация по прямым иностранным инвестициям имеется на период до 2012 г..

В данных расчетах прямые иностранные инвестиции (ПИИ) определяются как инвестиции с участием долгосрочных отношений, отражающие устойчивый интерес в управлении резидентом одной страны предприятием-резидентом в другой стране. Такие инвестиции включают в себя как исходную сделку между двумя лицами, так и все последующие сделки между ними и между иностранными филиалами. Прямые иностранные инвестиции ПИИ из страны и приход ПИИ в страну включают в себя капитал, предоставленный (непосредственно или через другие смежные предприятия/организации) путем прямого иностранного инвестирования на предприятия или капитал, полученный от прямого иностранного инвестора. ПИИ включают в себя три следующие компоненты: собственный капитал, реинвестированные доходы и внутрифирменные займы.

Читать статью  Инвестиционный портал: облигации, акции, доверительное управление

1. К собственному капиталу относится покупка прямым иностранным инвестором акций предприятия в другой стране.

2. Реинвестированная прибыль включает долю прямого инвестора в прибыли, которая не распределена в качестве дивидендов или заработка и не перечислена в качестве средств прямых инвестиций. Такая нераспределенная прибыль по филиалам реинвестируется.

3. Внутрифирменные займы или долговые сделки внутри компании, которые относятся к краткосрочным или долгосрочным заимствованиям и кредитование средств между прямыми инвесторами (головными предприятиями) и партнерскими предприятиями.

Чистое сокращение в активах или чистое увеличение обязательств записываются в виде кредитов (с положительным знаком), а чистый рост активов или чистое снижение обязательств, отражаются как дебет (с отрицательным знаком). Таким образом, потоки ПИИ с отрицательным знаком показывают, что по крайней мере один из трех компонентов ПИИ является отрицательным и не компенсируется позитивными количествами остальных компонентов. Они называются обратные инвестиции или сокращение капиталовложений.).

В таблице 1 приведены только те страны, суммарный объем прямых инвестиций из которых за 6 лет, с 2007 по 2012 г.г., превысил 5 млрд. $ США.

Страны большой двадцатки, имеющие наиболее мощные экономики, отмечены в таблице знаком «G20». Оффшорные зоны отмечены знаком «ОФ».

График суммарных инвестиций из стран объем инвестиций, из которых за 6 лет с 2007 по 2012 г.г., превысил 100 млрд. $ США, приведен на рисунке 1. Из графика исключены оффшорные зоны, т.к. они являются транзитом для капитала из других стран. Суммарный объем прямых инвестиций из всех стран, по которым UNCNAD ведет статистику (237 стран), за 6 лет с 2007 по 2012 г.г. составил 10, 001 трлн. $ США., при этом инвестиции из США составили фактически 20 % от общего объема инвестиций. Как видно из графика, рис. 1, Россия по объемам прямых инвестиций за рубеж находится на 9 месте в мире (исключая оффшорные зоны), на ее долю приходится 3,15 % от мировой величины. Первые 25 стран (до Финляндии), исключая оффшорные зоны, см. таблицу 1, обеспечивают более 80 % прямых инвестиций в мире, соответственно, в этих странах находятся основные источники прямых инвестиций. Необходимо отметить, что через оффшорные зоны проходит большой объем инвестиций, например, через оффшоры, отмеченные в таблице 1 за 6 лет с 2007 по 2012 г.г. прошло 14,8 % от всех прямых инвестиций мира. Некоторые страны, например, Индия получают из оффшорных зон до 40% инвестиций, Бразилия более 60%. Вероятнее всего владельцы этого капитала выходцы из этих же стран.

Для выбора приоритетных стран при поиске инвесторов, необходимо также обратить внимание на темпы роста объемов инвестиций из страны, см. рис. 2 и предпоследний столбец в таблице 1. Наряду с основными лидерами по объему инвестиций США и Великобританией, по темпам роста объемов инвестиций появились новые лидеры это Китай, Мексика, Корея, Чили, Малайзия, Венгрия и т.д. Для поиска иностранных источников инвестиций желательно также рассматривать и эти страны. При этом, нужно учитывать небольшие объемы инвестиций из некоторых стран в сравнении с Российскими.

Рисунок 2. Средний темп роста объемов прямых инвестиций из стран в год, за 3 года с 2009 по 2012 г.

г., млрд. $ США Южно-Уральская торгово-промышленная палата, 454080, г. Челябинск, ул. Сони Кривой, 56, т.ф. +7 (351) 2655709, e-mail: mail@tpp74.ru Из ряда указанных стран необходимо выделить Китай. В настоящее время эта страна обладает огромными валютными запасами, размер которых в 2014 году превысил 4 трлн. $ США, это обстоятельство предполагает увеличение объемов инвестиций из Китая, что собственно и подтверждается высокой динамикой инвестиций из этой страны. При работе с Китаем желательно иметь просчитанную и взвешенную стратегию, которая должна вырабатываться на Федеральном уровне.

Динамика изменения инвестиций по годам из ведущих стран, в сравнении с инвестициями из США приведена на рисунках 3. и 4. Как видно из графиков, объемы инвестиций основных поставщиков прямых инвестиций в мире сильно зависит от кризисных явлений США, единственная страна, которая не была подвержена рыночным колебаниям в эти годы был Китай, т.к. в ней административная система управления экономикой превалирует над рыночной.

Все вышеизложенные заключения верны без учета быстро меняющейся политической ситуации, которая складывается в настоящее время в Мире в связи с событиями на Украине и др. горячих точках.

100 000,00 50 000,00 0,00

Выводы:

1. Основные источники прямых инвестиций находятся в следующих странах (страны, которые инвестируют больше России): Соединенные Штаты, Соединенное Королевство, Франция, Япония, Германия, Бельгия, Китай, Канада

2. Самые высокие ежегодные темпы роста объемов прямых инвестиций за рассмотренный период показывают страны: Соединенные Штаты, Япония, Соединенное Королевство, Китай, Мексика, Корея, Канада, Чили, Малайзия, Италия, Венгрия.

3. Динамика прямых инвестиций из стран (рисунок 1) имеет сильно выраженную зависимость от кризисных явлений в экономике США, поэтому в период нестабильности (в т.ч. Украинский кризис) говорить об инерционном сценарии развития инвестиционных потоков нельзя. Для сглаживания и стабилизации инвестиционных потоков в регион необходимо диверсифицировать портфель источников инвестиций, т.е. перераспределить его в сторону Китая и др. стран, экономика которых имеет менее выраженную зависимость от США.

Южно-Уральская торгово-промышленная палата, 454080, г. Челябинск, ул. Сони Кривой, 56, т.ф. +7 (351) 2655709, e-mail: mail@tpp74.ru

1.2. Инвестиции в Россию Анализа инвестиций в Российскую Федерацию проводился на основе данных Росстата (http://gks.ru) и UNCTAD (http://unctad.org), следует отметить, что эти два источника дают несколько различные данные по объемам прямых иностранных инвестиций в нашу страну см. рисунок 6. Для оценки интереса к России иностранных инвесторов (в т.ч. Российских финансов из оффшорных зон) относительно других стран, в таблице 2. приведены объемы прямых иностранных инвестиций, в страны, в которые суммарный объем прямых иностранных инвестиций за 6 лет c 2007 по 2012 г.г. превысил $ 20 млрд.

Таблица 2. Объемы прямых иностранных инвестиций в страну с 2007 по 2012 г.

г. (по данным UNCTAD).

По всем странам, которые попадают в статистику UNCTAD (237 стран), суммарные объемы поступления прямых иностранных инвестиций за 6 лет с 2007 по 2012 г.г.

составили $ 9,447 млрд., что на $ 554 млрд. меньше чем размер прямых инвестиций, ушедший из всех стран (10,001 трлн. $ США). Вероятнее всего, за это время эти финансы были переведены в другие активы: портфельные вложения в акции, депозиты в банках, золото и другие активы.

Из графика на рисунке 5 видно, что по суммарным объемам инвестиций в страну за 6 лет с 2007 по 2012 г.г. Россия находится на 5 месте в мире (без учета Гонконга – офшорная зона), доля инвестиций в Россию составляет 3,37% от всех инвестиций, поступивших в страны, охваченные статистикой. Первые 20 страны без учета оффшорных зон (до Норвегии), см. таблицу 2 получают 80% всех прямых инвестиций в мире. Статистические данные показывают, что интерес к России со стороны иностранных инвесторов (включая российских инвесторов из оффшорных зон) достаточно высокий и за эти инвестиции региону можно и нужно «бороться» с другими регионами.

Данные по прямым иностранным инвестициям Росстата1 и UNCTAD приведены на рисунке 6. Как видно из графиков, данные различаются в 2 и более раза, что обусловлено разными подходами к расчетам, см. п. 1.1. и сноску 1. С целью привязки к единой базе дальнейший анализ инвестиций по регионам страны производился на основе данных Росстата.

1 Прямые инвестиции (по версии Росстата) — инвестиции, сделанные юридическими и физическими лицами, полностью владеющими организацией или контролирующими не менее 10% акций или уставного (складочного) капитала организации.

Южно-Уральская торгово-промышленная палата, 454080, г. Челябинск, ул. Сони Кривой, 56, т.ф. +7 (351) 2655709, e-mail: mail@tpp74.ru На графике, рисунок 6, хорошо виден кризисный период 2008 года, где прослеживается зависимость прямых иностранных инвестиций в Россию от мировых кризисных явлений.

Для оценки роли иностранных инвестиций в развитии нефинансовых активов России рассмотрено соотношение общего объема инвестиций в основной капиталл и общего объема поступивших прямых иностраннных инвестиций, см. рисунок 7.

Рисунок 7. Объемы инвестиции в основной капитал и иностранных инвестиций в Россию, по данным РОССТАТ, млрд.

0,00 За 7 лет с 2007 по 20013 г.г. по данным РОССТАТ-а доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал в России составила всего 6,2 % (по данным UNCTAD, см. рисунок 6, доля прямых иностранных инвестиций с 2007 по 2012 г.г. в инвестициях в основной капитал составила 16,3 %). Таким образом, можно сделать вывод, что роль прямых иностранных инвестиций в развитии нефинансового сектора экономики страны крайне мала.

Для справки, в общем объеме поступления всех иностранных инвестиций (прямых, портфельных, кредитов и др.) в Россию за 7 лет доля прямых иностранных инвестиций составила всего 15,8 %, (более 80% — это товарные и прочие кредиты).

В Китае доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций составляет более 90%.

Выводы:

1. По объемам прямых иностранных инвестиций в страну Россия находится на высоких позициях на 6-м месте, что говорит о большом внимании к России со стороны инвесторов, но эти инвестиции концентрируются в небольшом количестве регионов.

2. Доля прямых иностранных инвестиций в объемах инвестиций в основной капитал за последние 7 слет крайне невелика (6,2% — 16,3%), основные инвестиции в основной капитал это внутренние инвестиции. Основной объем иностранных инвестиций составляют разной формы кредиты.

Южно-Уральская торгово-промышленная палата, 454080, г. Челябинск, ул. Сони Кривой, 56, т.ф. +7 (351) 2655709, e-mail: mail@tpp74.ru

1.3. Инвестиции в регионы России Для анализа инвестиционной деятельности в субъектах Российской федерации использовался удельный показатель – объем инвестиций в основной капитал на душу населения. По данным Росстата за 3 года с 2010 по 2012 г.г. средний по Российской Федерации объем инвестиции в основной капитал на душу населения составил 76,3 тыс. руб. на одного человека в год. Челябинская область занимает по этому показателю 50-е место, объем инвестиции в основной капитал на душу населения области за 3 года составил в среднем 48,6 тыс. руб. на одного человека в год, что на 36% ниже среднероссийских показателей. При этом соседние области имеют следующие показатели: Свердловская область находится на 28-м месте, со средним за 3 года объемом инвестиций на душу населения 72,7 тыс. руб. на одного человека в год. Оренбургская область на 38-м месте — 62,52 тыс. руб. на одного человека в год. Республика Башкортостан и Курганская область отстают от Челябинской области, они занимают по инвестициям на душу населения среди субъектов Российской Федерации 51-е и 74-е место, соответственно, со средними показателями по инвестициям 47,1 и 33 тыс. руб. на одного человека в год.

Для того, чтобы учесть в расчетах как докризисные, так и после кризисные годы в равной степени, последующий анализ выполнялся по статистическим данным с 2005 по 2010 г.г. По объемам инвестиций в основной капитал за 6 лет с 2005 по 2010 г.г. среди субъектов Российской Федерации Челябинская область находилась на 37-ом месте, с объемами инвестиции в основной капитал на душу населения в среднем за 6 лет 36 тыс. руб. на человека в год. Свердловская область на 31-ом месте, среднегодовые инвестиции в основной капитал за 6 лет составили 40,8 тыс. руб. на человека в год. Оренбургская область на 36-ом месте, среднегодовые инвестиции в основной капитал за 6 лет — 37,3 тыс. руб. на человека в год. Республика Башкортостан была на 39-ом месте, среднегодовые инвестиции в основной капитал за 6 лет — 34,6 тыс. руб. на человека в год. Курганская область на 63-м месте, среднегодовые инвестиции в основной капитал за 6 лет – 23,5 тыс.

руб. на человека в год.

Таким образом, сравнивая период с 2005 по 2010 г.г. с периодом с 2010 по 2012 г.г. Челябинская область по показателю — инвестиции в основной капитал на душу населения, среди субъектов Российской Федерации переместилась на 13 позиций вниз с 37-го на 50 место. Республика Башкортостан также снизила свою позицию на 12 пунктов с 39-го на 51-е место. Курганская область снизила свою позицию на 11 пунктов с с 63-го на 74 место. При этом, Свердловская область и Оренбургская области фактически остались на тех же позициях. Свердловская область поднялась, на 3 пункта с 31-го места на 28-e место, Оренбургская область спустилась на 2 пункта с 36 на 38 место.

Для того, чтобы понять какие регионы пользовались интересом у инвесторов, были рассмотрены регионы, в которых объем инвестиций на душу населения превышает показатели по Челябинской области. Все регионы были условно сгруппированы в группы (сегментированы) по отраслевым и геополитическим признакам.

Южно-Уральская торгово-промышленная палата, 454080, г. Челябинск, ул. Сони Кривой, 56, т.ф. +7 (351) 2655709, e-mail: mail@tpp74.ru

1. Нефте и газодобывающие регионы.

Инвестиционные показатели в регионах, в которых доля нефти и газодобычи в ВРП составляет 60 % и более, приведены в таблице 3. Как видно из таблицы в эти годы основные инвестиции шли в освоение новых месторождений. Большая доля иностранных инвестиций была на Сахалине (проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2»)

Выводы:

1. Объем инвестиции на душу населения в Челябинской области намного ниже среднероссийских показателей.

2. За последние 3 года (2010-2012г.г.) произошло падение интереса реальных инвесторов (как внутренних, так и внешних) к региону в относительно других регионов страны, например, соседней Свердловской области.

3. Необходимо изучать опыт успешных регионов, особенно схожих промышленных регионов, см. таблицу 7.

Южно-Уральская торгово-промышленная палата, 454080, г. Челябинск, ул. Сони Кривой, 56, т.ф. +7 (351) 2655709, e-mail: mail@tpp74.ru

2.1. Анализ внешних факторов Перед анализом внешних и внутренних факторов для проведения STEP и последующего SWOT анализа необходимо определить цель исследования и объект для которого проводится исследование. В рамках поставленной перед нами задачи «Определение приоритетных направлений развития и диверсификации инвестиционной деятельности области» цель достаточно четко определена. В качестве объекта рассматривается организация (учреждение) для которого проводятся эти исследования. Объект исследования в дальнейшем осуществляет работу по реализации задач, которые будут определены в результате SWOT анализа для достижения цели. Поэтому в качестве объекта исследований рассматривается — взаимоотношение правительства региона (возможно с участием муниципалитетов) с иностранными, российскими и местными потенциальными инвесторами. После определения объекта исследования можно более четко разграничить внешние факторы (факторы которые не зависят либо слабо зависят от объекта исследования и предоставляют для него либо возможности, либо угрозы в разной степени) и внутренние факторы, которыми объект исследования может управлять. Для анализа внешних факторов, которые действуют на деятельность правительства региона по привлечению инвестиций в экономику области, традиционно рассматриваются факторы макроокружения: Социальные, Технологические, Экономические и Политические факторы, так называемый STEP

– анализ, сюда можно отнести также экологические и географические факторы. Для анализа непосредственного окружения (микроокружения) необходимо рассмотреть конкурентов, которые тоже борются за инвесторов (это соседние и не только соседние регионы страны), изучить состояние и поведение потенциальных инвесторов, рассмотреть крупные проекты, которые могут отвлечь инвестиции от региона и др. факторы. Все факторы рассматриваются в перспективе 5-6 лет до 2020 года.

2.1.1. Социальные факторы Демография Демографическая политика государства определена в Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351).

Читать статью  Каму ў пандэмію добра жывецца? Расказваем, акцыі якіх кампаній растуць дзякуючы каранавірусу

Основными задачами

демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются:

— сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин;

— сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

Южно-Уральская торгово-промышленная палата, 454080, г. Челябинск, ул. Сони Кривой, 56, т.ф. +7 (351) 2655709, e-mail: mail@tpp74.ru сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;

— повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;

— укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовнонравственных традиций семейных отношений;

— привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

К 2025 году предполагается:

— обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 млн. человек;

— увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет;

— увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза;

— обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно Для решения задач, поставленных в настоящей концепции, предусматривается последовательное и стабильное увеличение расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения.

Источниками финансирования расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, средства государственных внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов и иные внебюджетные средства.

Из послания Президента России В.В.Путина к Федеральному собранию 12 декабря 2013 года:

1. Повышение уровня медицины, приоритет фундаментальным и прикладным исследованиям в сфере медицины.

2. Строительство Детских садов, школ, повышение уровня профессионального образования учителей, программа обновления кадров для школ.

3. Развитие инфраструктуры массового детско-юношеского спорта.

4. Жилье для российской семьи, внести изменения в законодательство, которые разблокируют, наконец, процесс предоставления земельных участков под застройку. Решение проблемы дефицита средств на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой и упростить процедуру получения разрешительных документов.

2014 618,8 2027,1 841,4 2015 630,0 1999,1 858,7 2016 641,8 1969,2 876,3 2017 650,5 1944,5 890,6 2018 658,4 1921,4 903,0 2019 663,1 1902,0 913,9 2020 666,0 1886,5 921,8 Количество трудоспособного населения к 2020 г. уменьшится на 7%, численность населения старше трудоспособного возраста возрастет на 10%, численность населения младше трудоспособного возраста возрастет на 8%.

При этом, на одного неработающего (возраст которых старше или моложе трудоспособного возраста) в 2014 г. приходится 1,4 трудоспособный человек в 2020 г. это соотношение уменьшится до 1,2. Нагрузка на работающее население по содержанию людей, возраст которых старше или младше трудоспособного возраста возрастет почти на 20%.

Для оценки материального положения граждан недостаточно оценивать их среднюю заработную плату, нужно учитывать и расходную часть, поэтому для оценки материального положения населения в Челябинской области были использованы результаты соц. опросов, которые проводились на предприятиях металлургической отрасли (отрасль, которая является основой экономики региона и заработная плата в которой соответствует средней по региону). В возрастной структуре исследуемых, в основном, преобладала группа опрошенных от 20 до 30 лет (53%). По роду своего занятия 34,1% опрошенных работников являются специалистами, 24,5% квалифицированными рабочими, около 15% руководители высшего, среднего и высшего звена. Основные предприятия – предприятия металлургической отрасли области – основа экономики региона.

Исследование показало, что большинство семей вынуждено изрядно сокращать, 2 Отчет Социологического исследования по изучению проблем по программе «Доступное жилье для молодежи», Челябинск, Академия труда и социальных отношений, кафедра экономика труда, 2010г.

Южно-Уральская торгово-промышленная палата, 454080, г. Челябинск, ул. Сони Кривой, 56, т.ф. +7 (351) 2655709, e-mail: mail@tpp74.ru либо совсем отказаться от удовлетворения своих потребностей, введя режим экономии во всём. 78% опрошенных работников предприятий металлургической отрасли Челябинской области отметили, что заработанных средств не хватает, чтобы полноценно обеспечить семью. Основные расходы это коммунальные платежи, налоги, покупка еды и одежды, платежи по кредитам, оплата за обучение (свое или детей).

При этом нужно отметить очень важный момент, происходит снижение потребности в молодых специалистах среди предприятий и организаций области, что понятно в условиях снижающихся объемов производства и закрывающихся предприятий.

Опросы учащейся молодежи3 (ВУЗ, ССУЗ, проф. училища) показывает готовность 70-80 % молодых уехать из страны учиться и работать (это говорит не о том, что там хорошо, а потому, что здесь мало перспектив для трудоустройства).

Результаты исследования ценности учащейся и студенческой молодежи приведены в таблице 2.2. Как видно из результатов опроса высшие ценности полностью совпадают с концепцией демографической политики государства.

3 Общественная активность учащейся и студенческой молодежи как показатель ее гражданского становления. Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 15 (269),Философия.

Социология. Культурология. Вып. 24. С. 139–143.

2.1.2. Технологические факторы Из послания Президента России В.В.Путина к Федеральному собранию 12 декабря 2013 года:

1. По производительности труда, мы отстаём от ведущих стран в два-три раза.

Необходимо форсированно преодолеть этот разрыв.

2. Созданные Российский научный фонд должен сосредоточиться на финансировании фундаментальных исследований и программ с длительным горизонтом реализации.

3. Необходимо формировать внутренний спрос на высокие технологии. Чтобы очистить экономику от устаревших, неэффективных, вредных технологий, необходимо отстроить современную систему технического и экологического регулирования.

4. Поддержка несырьевого экспорта.

4 Межнациональная нетерпимость в городской молодежной среде. «Агентством социальных технологий «Политех» при содействии Института этнологии и антропологии РАН, 2011 г.

Южно-Уральская торгово-промышленная палата, 454080, г. Челябинск, ул. Сони Кривой, 56, т.ф. +7 (351) 2655709, e-mail: mail@tpp74.ru

5. Принципиальная роль в качественном развитии экономики принадлежит новым профессиональным стандартам. Они должны задать требования к квалификации каждого специалиста. Предлагается создать Национальный совет профессиональных квалификаций. И не при каком-то ведомстве, а как действительно независимый орган. В его работе должны принять участие ведущие деловые объединения и профессиональные ассоциации. За два года Совет должен утвердить весь пакет новых профессиональных стандартов. Под требования стандартов следует перенастроить всю систему профессионального образования.

6. В ближайшее десятилетие предприятия ОПК страны будут полностью загружены заказами. Смогут обновить свою производственную базу, создать качественные рабочие места. Напомню, что в отраслях ОПК у нас трудятся порядка двух миллионов человек. Вместе с членами семьи это почти семь миллионов человек. И у специалистов этой отрасли будет стабильная, высокооплачиваемая работа, а значит, и достаток в семьях.

Уже сейчас мы должны думать, как будут загружены предприятия ОПК после выполнения гособоронзаказа, после 2020 года. Нельзя допустить, чтобы эти предприятия оказались переразмеренными и невостребованными. Нужно укреплять наши позиции на мировом рынке. И прошу Военно-промышленную комиссию представить предложения на этот счёт, чтобы наши предприятия могли своевременно переключиться на выпуск востребованной на нашем и на внешнем рынке продукции гражданского назначения.

(Для дальнейшего усиления нашей ядерной триады ведётся разработка новых ракетных систем стратегического назначения наземного, морского и воздушного базирования.

Продолжим укрепление РВСН, строительство атомного подводного флота. Начинаем работу и над перспективным комплексом дальней авиации. На очереди формирование глобальной системы разведки. Чрезвычайно важная вещь – формирование глобальной системы разведки и целеуказания, которая будет работать в едином информационном пространстве и реальном масштабе времени в интересах Вооружённых Сил Российской Федерации. Это связано и с укреплением нашей космической группировки. Мы продолжим развитие сил общего назначения: авиации, флота, Сухопутных войск. В текущем году в соответствии с планами до 220 тысяч человек возросло число рядовых и сержантов-контрактников. При этом мы должны думать, как создать подготовленный мобилизационный резерв. Далее.

Средства, которые мы выделяем на перевооружение армии и флота, на модернизацию оборонно-промышленного комплекса, как вы знаете, беспрецедентны. Они достигают цифры 23 триллиона рублей).

Приоритетные технологии Среди ведущих технологических направлений развития по экспертным оценкам Россия может быть конкурентоспособна на в следующих направлениях

— технологии в области энергетики;

Южно-Уральская торгово-промышленная палата, 454080, г. Челябинск, ул. Сони Кривой, 56, т.ф. +7 (351) 2655709, e-mail: mail@tpp74.ru

1. Развитие ИТ технологий, проникновение интернета во все сферы жизни, в бытовую технику, автомобили, торговлю, услуги и т.д. Происходит оцифровка поведения и сбор данных о всех пользователях Интернета (информация о предпочтениях, поведении, обращениях, связях, различные персональные данные и т.п.) эта информация аккумулируется в поисковых и сетевых сервисах и спец. органах.

2. Российский венчурный рынок активно растет: инвестиции в крупнейший сегмент — ИТ выросли с 2011 по 2012 г.г. более чем в 2 раза. Доля ИТ сектора на российском венчурном рынке – 87%, промышленных технологий – 12%, биотехнологий – 1%.

3. Одобрен проект строительства высокоскоростных железных дорог – новые ж/д линии для движения поездов с максимальной скоростью до 250 км/ч.

Инновационный и технологический уровень Челябинской области.

1. По данным Росстата в Челябинской области за 3 года с 2011 по 2013 г.г. на 10 тысяч жителей приходится 5,6 выданных патента на изобретения и полезные модели, что ниже среднероссийского показателя на 23%, который составляет 6,9 патентов на 10 тыс. жителей. В Свердловской области данный показатель равен 5,8 в Курганской 4,6.

2. По количеству организаций, выполняющих научные исследования, Челябинская область более чем в 2 раза отстает от Свердловской области, по данным Росстата на 2013 год, этот показатель равен 58 и 113 организаций, соответственно в Челябинской и Свердловской области. В Тюменской области таких организаций 59, в Курганской 14. По количеству докторов и кандидатов наук

по данным на 2011 год Свердловская область превосходила Челябинскую область в 3 с лишним раза, в Свердловской области работает 2580 кандидатов и докторов наук в Челябинской 844. В Курганской области 157, а в Тюменской области 919 кандидатов и докторов наук. Эти показатели говорят о качественном и количественном превосходстве научного потенциала Свердловской области.

3. В Челябинской области очень низкий инновационный уровень среди малых предприятий. Такой показатель как удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг малых предприятий в Челябинской области в 2013 году составил 0,7 %.

Это более чем в 2 раза ниже среднероссийского показателя, который составляет 1,48%. В Свердловской области данный показатель превосходит Челябинский более чем в 4 раза и составляет 2,91%, в Курганской области данный показатель равен 2,28%, что более чем в 3 раза выше Челябинского.

Южно-Уральская торгово-промышленная палата, 454080, г. Челябинск, ул. Сони Кривой, 56, т.ф. +7 (351) 2655709, e-mail: mail@tpp74.ru Эти показатели говорят об относительно неблагоприятных условиях для создания и развития инновационных предприятий в Челябинской области.

4. За последнее десятилетие уменьшилась до критических показателей номенклатура товаров, экспортируемых из Челябинской области. В 2012г. на долю всего 3-х предприятий ОАО ММК, ОАО ЧМК, ОАО ЧЭМК приходилось 75% от всего объема экспорта из Челябинской области в денежном выражении, 90% экспорта осуществляют всего 11 предприятий области.

Доля самого крупного поставщика машиностроительной продукции Автомобильного завода Урал составляет всего 0,6% в общем объеме экспорта. Для справки, общее количество предприятий и организаций, которые осуществляли экспортную деятельность в 2012 году в Челябинской области, было более 500.

Возможности:

1. На модернизацию оборонно-промышленного комплекса (ОПК) будет истрачено 23 триллиона рублей. Все предприятия оборонно-промышленного комплекса региона будут модернизированы и загружены заказами до 2020 года. Нужно решить вопрос с их загрузкой мирными заказами после 2020 года. Предприятия ОПК вынуждены будут инвестировать средства в подготовку технических специалистов и высококвалифицированных рабочих.

Должны будут финансировать НИР-ы и создавать центры перспективных технологий для мирной продукции после 2020 г.

2. Высокими темпами растет объем венчурного финансирования в России (с 2011 по 2012 г.г. рост в 2 раза). Из основных технических трендов, в которых Россия может быть конкурентоспособна, регион может участвовать в следующих:

— Информационные технологии (основная доля российского венчурного инвестирования приходится на ИТ — 87%).

3. Основным источником информации в т.ч. для инвесторов становится Интернет, который предоставляет широкие возможности для формирования инвестиционного имиджа и привлечения инвестиций в регион, как из России, так и из зарубежных стран.

Угрозы:

1. Предприятия области, выпускающие продукцию высокого передела автомобилестроение, тракторостроение, приборостроение, станкостроение, выпуск бытовой техники и оборудования стали неконкурентоспособными на внешних и внутренних рынках, многие предприятия закрылись.

2. В области высокая концентрация крупных металлургических производств, что приводит к сильной зависимости экономики области от ситуации на стальных мировых и российских рынках.

Южно-Уральская торгово-промышленная палата, 454080, г. Челябинск, ул. Сони Кривой, 56, т.ф. +7 (351) 2655709, e-mail: mail@tpp74.ru

3. Государством будет выстраиваться система технического и экологического регулирования, направленная на вытеснение устаревших, неэффективных, вредных технологий.

4. Условия (или стимулы) для создания и работы малых инновационных предприятий в регионе менее благоприятны, чем в соседних регионах, уровень научного потенциала в 3 раза ниже, чем в Свердловской области.

2.1.3. Экономические факторы Согласно данным Росстата, см. рисунок 2.1, после кризиса реальный ВВП страны (в ценах 2008 г.) фактически не имеет роста, при этом ВВП в рыночных ценах растет. Эти данные свидетельствуют об инфляционных процессах в стране.

Механизм инфляции вероятнее всего обусловлен стабильно высокими ценами на энергоресурсы и поступлением в бюджет валютной выручки, что при удержании стабильного курса рубля приводит к эмиссии рубля, пропорционально поступившей валюте. Данная схема похожа на ситуацию с предыдущим кризисом 2007-2008 г.г. т.к. количество рублевой массы не соответствует реальной экономике и при падении цен на энергоресурсы произойдет резкое падение курса рубля, т.к. объемы поступающей валютной выручки не будут покрывать ее расходы и соотношение объема валюты к рублевой массе пойдет резко вниз. Выход из данной ситуации возможен только при инвестировании, поступающих валютных средств в реальный, не сырьевой сектор экономики. В настоящее время происходит отток валютной выручки в финансовые и прочие непроизводственные активы.

Рисунок 2.1. Валовый внутренний продукт РФ

Южно-Уральская торгово-промышленная палата, 454080, г. Челябинск, ул. Сони Кривой, 56, т.ф. +7 (351) 2655709, e-mail: mail@tpp74.ru Из послания Президента России В.В.Путина к Федеральному собранию 12 декабря 2013 года:

1. Базовое условие для решения задач социального развития – это возобновление устойчивого экономического роста. Да, конечно, мы испытываем последствия глобального кризиса. Но нужно прямо сказать, основные причины замедления носят не внешний, а внутренний характер.

Однако по такому ключевому показателю, как производительность труда, мы отстаём от ведущих стран в два-три раза. Необходимо форсированно преодолеть этот разрыв. Для этого в полную силу задействовать новые факторы развития. Это высокое качество профессионального образования и гибкий рынок труда, благоприятный инвестиционный климат и современные технологии.

2. Мы должны создать стимулы для тех регионов, которые развивают свою экономическую базу, для тех, кто сделал смыслом своей работы поддержку деловой инициативы и создание новых производств и рабочих мест. Считаю, что если регион вкладывает свои средства в создание индустриальных и технопарков, бизнес-инкубаторов, то дополнительные федеральные налоги, которые в течение трёх лет поступят от размещённых там предприятий, должны возвращаться в субъект Федерации в форме межбюджетных трансфертов. Внимание – в пределах затрат региона на создание инфраструктуры таких площадок.

Читать статью  ТОП-15 акций США с максимальной дивидендной доходностью в 2021 году

3. О задачах по деофшоризации экономики. Доходы компаний, которые зарегистрированы в офшорной юрисдикции и принадлежат российскому собственнику, конечному бенефициару, должны облагаться по нашим налоговым правилам, а налоговые платежи должны быть уплачены в российский бюджет. И нужно продумать систему, как эти деньги изъять.

Компаниям, зарегистрированным в иностранной юрисдикции, нельзя будет пользоваться мерами государственной поддержки, включая кредиты ВЭБа и госгарантии. Им, этим компаниям, также должен быть закрыт доступ к исполнению государственных контрактов и контрактов структур с госучастием.

4. Со следующего года (с 2015 г.) мы запустим национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах России. По сути, он станет механизмом оценки реализации национальной предпринимательской инициативы в каждом субъекте Федерации.

5. Вновь подчеркну: ресурсы и государства, и частного бизнеса должны идти на развитие, на достижение стратегических целей. Например, таких, как подъём Сибири и Дальнего Востока. Это наш национальный приоритет на весь XXI век. Задачи, которые предстоит решить, беспрецедентны по масштабу, а значит, и наши шаги должны быть нестандартными.

6. Мы уже приняли решение по льготной ставке налога на прибыль и ряду других налогов для новых инвестпроектов на Дальнем Востоке. Считаю Южно-Уральская торгово-промышленная палата, 454080, г. Челябинск, ул. Сони Кривой, 56, т.ф. +7 (351) 2655709, e-mail: mail@tpp74.ru целесообразным распространить этот режим на всю Восточную Сибирь, включая Красноярский край и Республику Хакасия

7. Отдельно хотел бы сказать о ситуации в моногородах. Это непростое наследие, которое досталось нам ещё из советской экономики. Здесь проживает более 15 миллионов человек. Да, немало моногородов и посёлков находится в сложном положении. Но здесь есть база: социальная инфраструктура, жильё, профессиональные кадры. Нужно посмотреть, чего не хватает бизнесу, какие преференции ему нужно создать и создать какие условия, чтобы инвестор шёл в эти моногорода не из-под палки, а видел реальную выгоду. Поверьте, лучше нам это сделать таким образом, чем вкладывать потом десятки миллиардов в трудоустройство напрямую из бюджета. А придётся это делать при известном развитии ситуации. Также прошу представить предложения по комплексному развитию моногородов, по реализации здесь инвестиционных проектов с предложениями по источникам финансирования, по снятию напряжения на рынке труда и адресному содействию малому и среднему бизнесу.

Из бюджетного послания Президента5 Учитывая, что в ближайшей перспективе будут действовать жесткие ограничения, связанные с неблагоприятной ситуацией в мировой экономике, необходима работа по очень четкой приоритезации расходов бюджетов, а именно должна быть изменена структура бюджетных расходов в пользу тех, которые направлены на развитие. Расходы на образование, науку, инфраструктуру должны быть приоритетными, и их доля в общих расходах бюджетной системы Российской Федерации должна увеличиваться. Переход к «программному бюджету» в полном объеме необходимо осуществить начиная с федерального бюджета на 2014 год. Государственные программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Культура России», «Социальная поддержка граждан», «Развитие науки и технологий», «Развитие транспортной системы», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие авиационной промышленности», «Космическая деятельность России», «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», «Развитие судостроения», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности», Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, Государственная программа обеспечения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации.

Экономическая ситуация в области хуже среднероссийских показателей. После кризисных явлений реальный валовый региональный продукт в области в 2013 году 5 Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013–2015 годах, 28 июня 2012года Южно-Уральская торгово-промышленная палата, 454080, г. Челябинск, ул. Сони Кривой, 56, т.ф. +7 (351) 2655709, e-mail: mail@tpp74.ru не достиг размера 2008 года. Другими словами, экономика региона выходит из кризиса медленнее, чем в среднем экономика страны, см. рисунок 2.2 и 2.1.

Рисунок 2.2.

Динамика валового регионального продукта Челябинской области в рыночных и приведенных ценах Валовый региональный продукт на душу населения в регионе ниже среднероссийского показателя и составляет, примерно, 70% от него, см.

таблицу 2.3.

Ради справедливости нужно отметить, что этот показатель по Свердловской области, как и по Челябинской, на протяжении последних 14 лет всегда был ниже среднероссийского. Эти показатели выше в ресурсодобывающих регионах и столичных городах.

Одна из причин неудовлетворительного состояния экономики региона является низкая диверсификация промышленности области. Данное заключение подтверждается и малым количеством малых и средних предприятий в регионе на тысячу жителей, см. таблицу 2.4. Данный показатель в области в 1,4 раза ниже среднероссийских показателей и почти в 2 раза ниже, чем в Свердловской и Тюменской областях. Динамка изменения количества малых и средних Южно-Уральская торгово-промышленная палата, 454080, г. Челябинск, ул. Сони Кривой, 56, т.ф. +7 (351) 2655709, e-mail: mail@tpp74.ru предприятий в области также демонстрирует спад относительно 2010 года, в соседних регионах и в целом по стране количество малых и средних предприятий за этот период выросло.

В челябинской области много моногородов, где состояние экономики зависит от одного — двух градообразующих предприятий.

Возможности:

1. Цены на нефть остаются стабильно высокими, что позволяет государству выполнять бюджетные обязательства и участвовать в инвестиционных проектах.

2. Деофшоризация экономики, возможно, создаст условия для притока в страну капитала, выведенного в оффшорные зоны. При создании условий для вложения капитала в прибыльные проекты эти средства могут прийти в регион.

3. Регионы, которые создают условия и инфраструктуру для развития экономики (создание индустриальных технопарков, бизнес-инкубаторов, и т.п.) будут иметь возможность вернуть дополнительные федеральные налоги, которые в течение трёх лет поступят от размещённых там предприятий.

4. По аналогии с Сибирью, возможно, удастся получить налоговые льготы по крупным инфраструктурным проектам на Южном Урале – нужны проекты.

5. Будет реализовываться беспрецедентный по масштабу проект по развитию Сибири и Дальнего Востока, в котором могут принять участие предприятий нашего региона в качестве поставщиков или стратегических партнеров.

6. Участие в Государственных программах развития, расходы на образование, науку, инфраструктуру должны быть приоритетными.

Угрозы:

1. Производительность труда в стране ниже производительности труда в ведущих странах мира в 2- 3 раза. Это говорит об устаревшем оборудовании на наших предприятиях и низкой организации труда. Инвесторы не будут вкладывать Южно-Уральская торгово-промышленная палата, 454080, г. Челябинск, ул. Сони Кривой, 56, т.ф. +7 (351) 2655709, e-mail: mail@tpp74.ru средства в существующие предприятия малоэффективные производства, для них экономически целесообразнее построить новые.

Экономика страны в последние 3 года фактически не развивается, происходят 2.

Экономика Челябинской области по объемам производства выходит из кризиса 3.

медленнее, чем экономики в среднем по стране. В регионе низкая диверсификация производства, деградируют отрасли высокого передела.

Экономика региона сильно зависит от состояния мирового рынка металлов.

В регионе недостаточно условий для развития малого и среднего бизнеса, 4.

предприятия уходят из региона.

В регионе много моногородов. Возможно получение преференций и адресной 5.

помощи, нужно разрабатывать комплексные проекты по их развитию и привлечению в них инвесторов.

2.1.4. Политические факторы Из послания Президента России В.В.Путина к Федеральному собранию 12 декабря 2013 года:

1. Считаю важнейшей задачей уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах.

2. Уже в течение ближайших двух лет на программный принцип должны перейти бюджеты всех уровней. Это не означает механического переписывания всего. Это значит закрепление персональной ответственности каждого управленца за достижение результата. Нацелить ресурсы на содержательные изменения в конкретных секторах – вот что нужно.

3. Современной России необходима широкая общественная дискуссия, причём с практическими результатами, когда общественные инициативы становятся частью государственной политики и общество контролирует их исполнение.

Проект закона «Об общественном контроле».

4. Одним из приоритетов в совместной работе государства и общества должна стать поддержка правозащитного движения. Рассчитываем, что в деятельности таких организаций не будет политической ангажированности, что она будет максимально приближена к интересам и проблемам конкретного гражданина, конкретного человека

«Р. И. Хасбулатов Международные финансы Учебник для магистров Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области экономики и экономической теории в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 080100 «Экономика» квалификация (степень) «магистр» Книга доступна в электронной библиотечной системе biblio-online.ru Москва УДК 33 ББК 65.268я73 Х Автор: Хасбулатов Руслан Имранович — доктор экономических наук, профессор. »

«Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Агапова Е.В., Баранов Н.В., Быкова Е.А., Дмитриева М.А., Лобов А.Ю. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОСЗАКАЗА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ Москва 2014 Аннотация. В экономических отношениях общества происходят кардинальные изменения, которые заставляют по-новому взглянуть на роль и место государства в. »

«ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ «МЕРИДИАН» В УСЛОВИЯХ НОВОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ Н. Манукова, М.Ю. Ильина ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ Ника Манукова «МЕРИДИАН» В УСЛОВИЯХ НОВОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ Мария Ильина Ника Манукова — директор ювелирной свободной экономической зоны «Меридиан» (Ереван), региональный представитель Всемирной ассоциации свободных экономических зон. Является действующим членом рабочей группы по. »

«ВНЕШНЯЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ СТРАН БРИКС Желуденко Евгения Петровна1, магистр МГУ имени М.В. Ломоносова Экономический факультет направление «Мировая экономика» (Москва, Россия) Аннотация В статье рассматривается внешняя задолженность стран БРИКС (Бразилии, России, Индии, Китая, ЮжноАфриканской Республики) в период 2000–2011 гг. Приводятся и объясняются различия в структуре внешней задолженности стран этой группы в части соотношения государственной и корпоративной задолженности. Раскрывается влияние. »

«Социально-экономичеСкая география СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ШКОЛ УДК 911.3 Н. В. Каледин, А. И. Чистобаев, С. С. Лачининский, В. Н. Каледин1 ОТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ К ОБЩЕСТВЕННОЙ ГЕОГРАФИИ: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ САНКТПЕТЕРБУРГСКОЙ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ Рассмотрены исторические этапы (политико-географо-статистический, антропогеографический, экономико-географический и общественно-географический) эволюции научной школы общественной географии в Санкт-Петербургском университете, а также. »

«ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ» УДК 338.27:338.45(476) ТАБОЛОВ АЛАН ГЕОРГИЕВИЧ КРАТКОСРОЧНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА ОСНОВЕ ОПЕРЕЖАЮЩИХ ИНДИКАТОРОВ Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (специализация – экономика, организация и. »

«Одесса – 2022 СТРАТЕГИЯ экономического и социального развития Одесcа–2022 СТРАТЕГИЯ экономического и социального развития Одесcа – 2013 Уважаемые одесситы! Одесса имеет необходимые условия для того, чтобы стать конкурентоспособным городом, деловым центром Черноморского региона, комфортным для жителей и привлекательным для туристов. Однако современный мир характеризуется быстрыми переменами и усилением глобальной конкуренции. В этих условиях прошлые успехи и благоприятные предпосылки сами по. »

«III Съезд инженеров Сибири «Интеграция инженерного потенциала регионов Сибири в развитие государственных задач социально-экономического развития» 30 мая 2014 г. г. Омск О КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА СИБИРИ ДО 2020 ГОДА: ВКЛАД СИБИРКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РАН Председатель Сибирского отделения РАН академик А.Л.Асеев СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РАН КРАТКАЯ СПРАВКА Общая численность работающих – 29 631 чел. Нормативная численность – 20 274 чел. Число научных сотрудников – 8 878. »

«Вестник СПбГУ. Сер 5. 2009. Вып. 1 Е. Г. Ефимова РОЛЬ ТРАНСПОРТА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА: МЕЖДУНАРОДНЫЙ АСПЕКТ Экономика региона формируется под воздействием разнообразных факторов. Среди них выделяют степень урбанизации, ее секторальную структуру, качественные характеристики рабочей силы, доступность рынков и региональную политику. Транспорт, играя двойственную роль в развитии экономики региона, по праву считается ключевым фактором формирования экономического и социального. »

«Аналитическая справка по делам, поступившим на рассмотрение мировым судьям Ставропольского края в I полугодии 2013 года ВВЕДЕНИЕ Преступность относится к числу глобальных проблем человечества, затрагивает практически все сферы жизни, представляя непреодолимую опасность для личности и общества. Исключительно многообразные проявления преступности оказывают существенное, подчас определяющее влияние на нравственную и правовую атмосферу в обществе, духовную жизнь людей, их каждодневное общение, на. »

«Еж ек ва р та ль ный н а уч но -пр ак ти ч еск ий жу рна л «Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института» 2015 №1 СОДЕРЖАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ Воронцова Г.В., Ковалева А.А. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ..9 Воронцова Г.В., Бушман А.О.МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ИМИДЖА ТЕРРИТОРИИ. 17 Кремлева Э.А., Ледовской В.И. ЭЛЕКТРОННО-ЦИФРОВАЯ ПОДПИСЬ КАК СРЕДСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ОРГАНИЗАЦИИ..25 Круглова В.В., Ледовской В.И. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА. »

«Круглый стол. Муниципальные стратегии в 2000-2010 годах: разные судьбы Организаторы: Институт экономики города, Леонтьевский центр Аналитическая записка «Стратегическое планирование в городе Ижевске в 2000-2010 гг.» Общие сведения Название муниципального образования. 1. Муниципальное образование «город Ижевск». Численность населения, по годам (2000, 2005, 2010). 2. По состоянию на 01.01.2001 г. – 638,7 тыс. чел. По состоянию на 01.01.2006 г. – 619,5 тыс. чел. По состоянию на 01.01.2011 г. –. »

«СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ ТЕЛЕКАНАЛА РОССИЯ 24, АУДИТОРСКО – КОНСАЛТИНГОВОЙ КОМПАНИИ ФБК И ГАЗЕТЫ «ВЕДОМОСТИ» Сколько стоит Россия: 10 лет спустя РАЗДЕЛ 2 ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Москва, 2014 г. Авторский коллектив: доктор экономических наук И.А.Николаев (руководитель), Т.Е. Марченко, О.С. Точилкина С.В.Голотюк (информационное обеспечение) Авторами также по праву можно считать бывших сотрудников ФБК, которые участвовали в реализации аналогичного проекта 10-летней давности: И.Е. Шульгу, С.А. Артемьеву, А.М. »

«© 2006 г. А. КИЛИЁНЕНЕ, И. МАЧЕРИНСКЕНЕ, В. НАВИЦКАС, Ж. СИМАНАВИЧЕНЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ ЕС КИЛИЁНЕНЕ Аквиле докторант, МАЧЕРИНСКЕНЕ Ирена кандидат экономических наук, НАВИЦКАС Валентинас кандидат экономических наук, СИМАНАВИЧЕНЕ Жанета кандидат экономических наук (все Вильнюсский университет). Исследования регионов в Литве обрели в последнее время два взаимосвязанных аспекта. Первый связан с тем, что в стране, которую принято считать единым регионом, выявляется разрыв. »

«Прогноз социально-экономического развитияРоссийской федерации на 2016 год и на плановы й период 2017 и 2018 годов ОГЛАВЛЕНИЕ Основные тенденции социально-экономического развития в 1. 2015 году Факторы и условия социально-экономического развития Российской 2. Федерации в 2016 2018 годах Описание вариантов прогноза 2.1. Основные приоритеты социально-экономического развития 2.2. Российской Федерации Тенденции развития мировой экономики. Динамика мировых 2.3. товарных рынков Условия экономического. »

«№ 2 (2) • 2009 РЕДАКЦИЯ Главный редактор доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ В. А. ГНЕВКО Заместитель главного редактора доктор экономических наук, профессор Б. Б. КОВАЛЕНКО Редакционный отдел доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ П. П. ГЛУЩЕНКО доктор социологических наук, профессор Я. А. МАРГУЛЯН РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ заместитель Генерального секретаря Германской службы академических обменов (DAAD), Уполномоченный руководитель проекта «Германский. »

«Организация Объединенных Наций E/CN.3/2015/22 Экономический и Социальный Distr.: General Совет 17 December 2014 Russian Original: English Cтатистическая комиссия Сорок шестая сессия 3–6 марта 2015 года Пункт 4(с) предварительной повестки дня * Вопросы для информации Регистрация актов гражданского состояния и статистика естественного движения населения Доклад Генерального секретаря Резюме Настоящий доклад подготовлен в соответствии с решением 2014/219 Экономического и Социального Совета. В нем. »

«Ширяев А.Н., Лебедев А.В., Основные научные достижения кафедры теории вероятностей за 2002–2012 гг. Основные научные достижения кафедры теории вероятностей за 2002–2012 гг. Ширяев А.Н.1, Лебедев А.В.2 Сделан краткий обзор основных научных достижений кафедры теории вероятностей. За последнее десятилетие сотрудниками кафедры теории вероятностей получены новые интересные и практически значимые результаты в области теории вероятностей, математической статистики и случайных процессов, а также их. »

«И.П. ДАНИЛОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНОВ РОССИИ: ПОДХОДЫ, СОДЕРЖАНИЕ, ПРИНЦИПЫ В условиях бурного развития качественно новых интеграционных процессов и глобализации в рамках мирового хозяйства становится актуальным анализ конкурентоспособности национальной экономики. Как показывает практика, экономика страны конкурентоспособна, если устойчиво и динамично развиваются ее регионы. Поэтому роль региона как места базирования конкурентоспособных хозяйствующих субъектов значительно усиливается. В. »

«Елена Васильевна Пономаренко Валерий Анатольевич Исаев Экономика и финансы общественного сектора Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=326112 Экономика и финансы общественного сектора (основы теории эффективного государства): Учебник.: ИНФРА-М; Москва; 2009 ISBN 978-5-16-002972-6 Аннотация В части первой учебника излагается экономическая теория общественного сектора, в том числе теория институциональных изъянов рынка и государства, теория общественного. »

http://realnoevremya.ru/articles/136052-reyting-regionov-rf-po-obemu-investiciy-v-2018-godu
http://newdaynews.ru/chel/518559.html
http://nauka.x-pdf.ru/17ekonomika/440663-1-chelyabinsk-issledovanie-napravleniy-razvitiya-investicionnoy-deyatelnosti-regione-yuzhno-uralskaya-torgovo-promishlennaya-p.php

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: