Сб. Ноя 27th, 2021

СЗПК: Новый инструмент поощрения инвестиций в России

История вопроса

Уже в июле 2020 года должен быть запущен национальный план восстановления экономики. На момент подготовки статьи его текст не был опубликован, однако исходя из проекта плана, а также заявлений, сделанных чиновниками, теме инвестиций отводится серьезная роль.

Тема на слуху уже не первый год. В марте 2018 года Президент РФ Владимир Путин дал поручение Правительству совместно с Банком России разработать план действий по ускорению темпов роста инвестиций и их доли в валовом внутреннем продукте. В том же году Минфин России разработал и направил в РСПП проект закона «О защите и поощрении капиталовложений в России». В октябре 2018 года министр финансов РФ А.Г. Силуанов анонсировал проект закона на совещании глав регионов в Казани. Предполагалось, что принятие такого закона улучшит инвестиционный климат и придаст импульс развитию экономики страны.

В докладе бизнес-омбудсмена Президенту говорилось о необходимости данного закона: «согласно закону «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», принятому еще в 1998 году, права субъектов инвестиционной деятельности, с которыми заключаются госконтракты, являются стабильными и сохраняют свою силу на весь срок их действия. Но де-факто стабильных условий инвестор не получает. В инвестиционных соглашениях предполагается, что бюджет выступит в качестве гаранта: если условия будут нарушены, бюджет компенсирует инвесторам ущерб от изменения условий».

Позднее, в сентябре 2019 года вице-премьер Д. Козак представил свой проект закона «О поощрении и защите частной инвестиционной деятельности в России», довольно сильно отличающийся от законопроекта Минфина России.

Спустя примерно месяц после внесения в Государственную Думу в первом чтении была принята минфиновская версия законопроекта, получившего наименование «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации». Однако после этого законопроект опять «увяз» в обсуждениях, поскольку многих не устраивал предмет его регулирования (в частности, законопроект серьезно затрагивал концессионные соглашения и соглашения ГЧП/МЧП, унифицировал формы государственной поддержки и т.д.).

В результате была принята компромиссная версия закона. Однако его опубликование 1 апреля текущего года на фоне разгоревшейся пандемии осталось во многом незамеченным. И вот теперь тема инвестиций вновь на повестке дня, правда, уже в несколько иных обстоятельствах.

Стабилизационная оговорка – основной предмет нового закона

Какие же меры поддержки инвестиций предусмотрены новым законом?

Основная новелла заключается в следующем: между организацией, реализующей инвестиционный проект (ОРП), с одной стороны, и одним или несколькими публично-правовыми образованиями, с другой стороны, может быть заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), в соответствии с которым публичная сторона гарантирует частной стороне неприменение актов, которые могут ухудшить реализацию инвестиционного проекта (стабилизационная оговорка).

Так, например, если основная ставка налога на прибыль на дату заключения СЗПК составляет 20%, то даже в случае ее повышения в отношении всех налогоплательщиков для ОРП она все равно останется на уровне 20% (в отношении прибыли, генерируемой инвестиционным проектом).

Не подлежат применению также акты, которые увеличивают сроки или количество процедур, необходимых для реализации инвестиционного проекта.

Каждое публично-правовое образование отвечает за неприменение «своих» актов: Российская Федерация – за федеральные, субъекты РФ – за региональные, муниципалитеты – за местные.

В данном случае важно понимать, что СЗПК – это не договор о совместном с государством ведении бизнеса, это, прежде всего, стабилизация законодательства. Как будет показано ниже, инвестор должен быть заинтересованным в реализации инвестиционного проекта и без такой стабилизации; однако если она предоставляется, это, безусловно, будет в помощь.

Требования к ОРП

В качестве ОРП может выступать любое российское юридическое лицо, в том числе проектная компания (за исключением государственных и муниципальных учреждений, а также государственных и муниципальных унитарных предприятий). При этом под проектной компанией понимается такая ОРП, которая была специально создана для реализации инвестиционного проекта и которая соответствует совокупности следующих требований:

а) в уставе организации содержится положение о том, что предметом ее деятельности является реализация инвестиционного проекта;

б) не менее 90 процентов всей выручки организации составляет выручка, полученная организацией от реализации инвестиционного проекта.

Таким образом, например, для целей «стабилизации» налога на прибыль инвесторы могут либо создать отдельную проектную компанию, либо вести отдельный учет прибыли, поступающей от инвестиционного проекта.

Иностранные инвесторы могут участвовать в СЗПК только через участие в капитале российского юридического лица.

Требования к инвестиционным проектам

Закон предусматривает, что инвестиционный проект должен считаться новым. Для этого должно соблюдаться одно из следующих условий:

  • ОРП приняла решение об утверждении бюджета на капитальные расходы (без учета бюджета на расходы, связанные с подготовкой проектно-сметной документации, проведением проектно-изыскательских и геолого-разведочных работ) до дня вступления в силу закона, но не ранее 7 мая 2018 года и подала заявление о реализации такого проекта не позднее 31 декабря 2021 года; или
  • ОРП приняла решение об утверждении бюджета на капитальные расходы (без учета бюджета на расходы, связанные с подготовкой проектно-сметной документации, проведением проектно-изыскательских и геолого-разведочных работ) после дня вступления в силу закона и подала заявление о реализации такого проекта не позднее одного календарного года после принятия такого решения.

Если в уставе ОРП, являющегося хозяйственным обществом, отсутствует указание на то, какой орган уполномочен на принятие решения об утверждении бюджета проекта, достаточно решения единоличного исполнительного органа.

Инвестиционный проект не может осуществляться в следующих сферах деятельности:

  1. игорный бизнес;
  2. производство табачных изделий, алкогольной продукции, жидкого топлива (ограничение неприменимо к жидкому топливу, полученному из угля, а также на установках вторичной переработки нефтяного сырья согласно перечню, утверждаемому Правительством РФ);
  3. добыча сырой нефти и природного газа, в том числе попутного нефтяного газа (ограничение неприменимо к инвестиционным проектам по сжижению природного газа);
  4. оптовая и розничная торговля;
  5. деятельность финансовых организаций, поднадзорных Банку России (ограничение неприменимо к случаям выпуска ценных бумаг в целях финансирования инвестиционного проекта);
  6. строительство (модернизация, реконструкция) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также жилых домов.

Также закон предусматривает минимальные «пороги» инвестиций для заключения СЗПК: чем больше уровень капиталовложений, тем более широкий круг актов может стабилизироваться.

Так, например, для того, чтобы Российская Федерация могла быть стороной СЗПК, должны соблюдаться следующие условия:

Акты, подлежащие «стабилизации»

1. Акты, предусматривающие увеличение ставок вывозных таможенных пошлин

Не менее 10 миллиардов рублей

2. Акты, предусматривающие увеличение ставок платы (сбора) и (или) расширение платежной базы (объектов обложения), используемых при определении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, платы за пользование водными объектами, утилизационного сбора, экологического сбора, подлежащих уплате в бюджеты бюджетной системы РФ

3. Акты, предусматривающие увеличение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, а также изменение порядка определения и общего размера арендной платы, устанавливаемых при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов на арендуемом лесном участке

4. Акты, изменяющие сроки и (или) объемы предоставления:

1) субсидий и бюджетных инвестиций в соответствии с бюджетным законодательством РФ

2) субсидий кредитору по кредитному договору, предусматривающему предоставление ОРП кредитных средств по льготной ставке

— не менее 250 миллионов рублей для новых инвестиционных проектов, относящихся к сферам здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта;

— не менее 500 миллионов рублей для новых инвестиционных проектов в сфере цифровой экономики, экологии, сельского хозяйства;

— не менее 1,5 миллиарда рублей для новых инвестиционных проектов в сфере обрабатывающего производства;

— не менее 5 миллиардов рублей для новых инвестиционных проектов в иных сферах экономики.

5. Акты (решения) в области земельного, градостроительного и иного законодательства, указанные в п. 3 ч. 3 ст. 9 ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений…».

Следует отметить, что выше в таблице перечислены акты (решения), подлежащие стабилизации в соответствии со статьей 9 ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений…». Помимо этого, акты законодательства, подлежащие стабилизации, содержатся в Налоговом кодексе РФ. Так, согласно ст. 5 НК РФ, положения актов законодательства о налогах и сборах, в том числе в части введения новых налогов и (или) сборов, вступившие в силу после даты включения в реестр соглашений сведений о заключении СЗПК, не применяются в части правоотношений, связанных с исполнением такого СЗПК (т.е. в отношении инвестиционного проекта). Конкретный перечень таких актов зависит от того, какие публичные субъекты являются сторонами СЗПК.

Максимальный срок применения стабилизационной оговорки также зависит от объема капиталовложений:

Максимальный срок применения стабилизационной оговорки

Объем капиталовложений ОРП

До 5 млрд. рублей

От 5 до 10 млрд. рублей

От 10 млрд. рублей

Процедура заключения СЗПК

Помимо стандартной конкурсной процедуры, закон устанавливает, что при соблюдении ряда формальных требований СЗПК заключается в заявительном порядке. Иными словами, публичная сторона не может отказать в заключении СЗПК, если соблюдаются все предусмотренные законом условия.

Муниципальное образование может стать стороной СЗПК на добровольной основе; согласие уполномоченного органа местного самоуправления на заключение СЗПК может быть предоставлено в комплекте документов при подаче заявки ОРП на заключение соглашения.

До 1 апреля 2021 года СЗПК может заключаться на бумажном носителе; при этом его обязательной стороной должна быть Российская Федерация. К указанной дате должна быть создана государственная информационная система «Капиталовложения». Соответственно, после 1 апреля 2021 года соглашения о защите и поощрении капиталовложений будут заключаться в электронном виде, а подписываться — усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом соглашение в любом случае вступает в силу с даты его регистрации Федеральным казначейством.

Ответственность сторон и расторжение договора

Закон предусматривает ответственность организации, реализующей проект, за нарушение СЗПК, только если ОРП в ходе реализации инвестиционного проекта получит бюджетные средства. В остальных случаях, по сути, единственным негативным последствием незавершения проекта (или просрочки в его реализации) является возможность публичной стороны расторгнуть договор, по общему правилу, в судебном порядке; при этом взимание каких-либо штрафов с ОРП не предполагается. Допускается также расторжение СЗПК во внесудебном порядке при наступлении любого из следующих условий: если в отношении ОРП открыто конкурсное производство в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», или если принято решение о ликвидации ОРП.

Таким образом, законодатель дает инвестору право на предпринимательский риск. Государство тоже, по сути, ничего не теряет: если представить, что инвестиционный проект не был запущен, то не было бы и уплаченных от его реализации налогов. Таким образом, нельзя говорить о недоуплаченных налогах вследствие стабилизации законодательства.

Ответственность публично-правовых образований

Публично-правовое образование несет ответственность перед организацией, реализующей проект, за применение в отношении ОРП актов (решений) без учета стабилизационной оговорки, а также, например, в случае нарушения сроков и (или) объемов предоставления «обещанных» субсидий и бюджетных инвестиций.

Ответственность публично-правового образования, по общему правилу, ограничена реальным ущербом. Методика его определения должна быть определена Правительством РФ. При этом объем реального ущерба (в совокупности с объемом мер поддержки, предоставленных в соответствии с законом) не может превышать размера обязательных платежей, исчисленных ОРП для уплаты в соответствующие бюджеты публично-правовых образований, являющихся сторонами СЗПК, в связи с реализацией инвестиционного проекта.

Дополнительно закон ограничивает возможность взыскания с публично-правового образования реального ущерба, предусматривая, что условием предъявления соответствующего иска является фактичекски реализация инвестиционного проекта (например, одним из таких условий является введение в эксплуатацию всех объектов недвижимости, предусмотренных проектом).

Таким образом, как отмечалось выше, инвестор должен быть действительно заинтересован в реализации инвестиционного проекта и при отсутствии СЗПК. Как видим, перспектива взыскания ущерба с публичной стороны является несколько отдаленной. В то же время, сама возможность взыскания такого ущерба, тем не менее, будет сдерживать публичную сторону от нарушений условия соглашения.

Меры государственной поддержки

Закон предусматривает, что в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, ОРП могут быть возмещены затраты:

  1. на создание (строительство), модернизацию и (или) реконструкцию объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в том числе на реконструкцию объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности;
  2. на уплату процентов по кредитам и займам, купонного дохода по облигационным займам, привлеченным для создания (строительства), модернизации и (или) реконструкции объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в том числе на реконструкцию объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.

Предельный объем возмещаемых затрат, указанных выше, не может превышать:

  • 50 процентов фактически понесенных затрат для объектов обеспечивающей инфраструктуры;
  • 100 процентов фактически понесенных затрат для объектов сопутствующей инфраструктуры.

Кроме того, как было указано выше, объем возмещаемых затрат в совокупности с объемом реального ущерба не может превышать размера вышеуказанных обязательных платежей, исчисленных организацией, реализующей проект, для уплаты в бюджеты публично-правовых образований, являющихся сторонами СЗПК.

Организации, реализующей проект, заключившей соглашение о защите и поощрении капиталовложений, могут быть предоставлены меры государственной поддержки, не предусмотренные ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений». При этом объем мер государственной поддержки, за исключением объема мер государственной поддержки, указанных в законе, не должен превышать объем капитальных вложений, направляемых на реализацию нового инвестиционного проекта, в отношении которого заключено СЗПК.

Под капитальными вложениями в данном случае понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Авторы:

Олег Ушаков
советник АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»

Закон об инвесторах 2020 г.

24.07.20 г. Советом Федерации был одобрен принятый в третьем чтении закон «О внесении изменений в ФЗ № 39 от 22.04.96 г. ″О рынке ценных бумаг″». Изменения в данном законе по логике создателей направлены на защиту неопытных инвесторов при работе с финансовыми инструментами на фондовом рынке, а также на повышение степени доверия со стороны населения к бирже. Варианты обсуждались уже давно, основная цель поправок – привлечение частного капитала на биржу. Изменения вступят в силу с апреля 2022 г.

Категории инвесторов

Обновленный закон о квалифицированных инвесторах устанавливает две категории, как было и до изменения в законодательстве:

квалифицированные

неквалифицированные

В категорию неквалифицированных относят всех новичков, не имеющих опыта в торговле финансовыми инструментами. Чтобы защитить таких незнающих людей от денежных потерь, им недоступны операции с некоторыми активами.

К квалифицированным участникам относятся физ. и юр. лица, имеющие опыт работы на бирже. Они могут совершать сделки с любыми активами, без ограничений.

Физические лица

Чтобы получить квалифицированный статус, инвестор должен удовлетворять установленным законом требованиям. На сегодняшний день квалификация инвесторов определяется на основании Указания Банка России от 29.04.15 г. № 3629-У. Физ. лицу следует обратиться к выбранному брокеру и представить подтверждающую документацию. Брокерская компания проверяет представленные документы и выносит решение о включении лица в реестр квал. инвесторов или об отказе во включении в реестр.

Критерии получения статуса для физ. лиц:

  • по суммарным активам – владеть активами на сумму от 6 млн. руб.;
  • по опыту работы – не менее 2- х лет в фирме, совершающей сделки не бирже;
  • по активности – проводить не менее 1 сделки в месяц и от 10 сделок за квартал. Суммарный объем сделок должен быть от 6 млн. руб. за последние 4 квартала;
  • по образованию – диплом о высшем экономическом образовании, аттестат или сертификат, выданные образовательным учреждением, осуществляющим аттестацию в сфере профессиональной деятельности на бирже

Закон о квалификации инвесторов также вносит поправки в ведение реестра, учитывающего их. Ранее каждый брокер вел собственный реестр и при переходе от одной брокерской фирмы в другую клиенту приходилось заново подтверждать свой статус.

Поправки к закону позволяют ввести новый, единый реестр квалифицированных участников рынка. Это позволит инвестору не проходить подтверждение квалификации при смене брокерской компании.

Юридические лица

Квалифицированный статус имеют компании, перечисленные в п.2 ст. 51.2 Федерального закона № 39 – клиринговые фирмы, АИФ, ПИФ, АСВ и т.д.

При этом его также сможет получить юр. лицо, являющееся коммерческим предприятием. Т.е. некоммерческие организации отпадают. Компания, генерирующая прибыль, для получения статуса должна отвечать хотя бы одному из критериев:

  • собственный капитал более 200 млн. руб;
  • совокупная сумма сделок на бирже от 50 млн. руб;
  • выручка более 2 млрд. руб. в год;
  • сумма активов свыше 2 млрд. руб.

С 2022 г. изменится показатель выручки и чистых активов. Минимальный показатель выручки вырастет до 30 млрд., а сумма активов снизится до 700 млн. руб.

Ограничения

Новый закон о категориях инвесторов предусматривает ограничения для неквалифицированных участников. Они не смогут использовать кредитное плечо, открывать короткие позиции и приобретать сложные финансовые инструменты – фьючерсы, опционы, паи закрытых паевых фондов, акции 3-го уровня Московской биржи и др.

Акции зарубежных компаний будут доступны инвесторам без статуса, если они включены в расчет фондовых индексов. Перечень доступных индексов будет подготовлен Центробанком РФ к началу следующего года.

Закон ограничивает покупку структурных облигаций на бирже, при этом сохраняет право на приобретение полиса ИСЖ, а также структурных продуктов банковских компаний и страховщиков.

Закон о квалифицированных инвесторах также предусматривает ответственность брокера за реализацию актива, к которому у неквалифицированного инвестора нет доступа. Если это произойдет, брокера обяжут выкупить «запрещенные» активы обратно, а также возместить расходы на брокерскую комиссию.

Неквалифицированный инвестор сможет купить:

  • акции и облигации голубых фишек Мосбиржи;
  • государственные и муниципальные облигации;
  • паи биржевых ПИФ;
  • валюту;

ETF российских провайдеров FinEx и ITIFunds

По новым правилам все инвесторы смогут принимать участие в IPO, если эмитент ценной бумаги котируется на Московской бирже. Если же российский эмитент решит размещаться на иностранной площадке — например на Лондонской бирже — то доступ туда через российских брокеров будет предоставляться только инвестором со статусом.

Как получить доступ к «запрещенным» активам

Закон о категоризации инвесторов оставляет для ″неквалов″ возможность проводить сделки с активами, отсутствующими в перечне разрешенных. Для этого физ. лицу потребуется пройти тест, состоящий из 2-х блоков:

  • самооценка;
  • знание об инструменте

Например, если инвестор захочет приобрести фьючерсы, то ему придется сдать тест на знание именно этого инструмента. Тестирование будет бесплатным.

На сегодняшний день формат тестирования и список вопросов еще не определены. Но предполагается, что ответы на тест должны определить, насколько тестируемое лицо разбирается в данном инструменте и в какой степени может оценить риски совершаемых сделок.

Если инвестор не прошел тестирование, он сможет попытаться сдать тест повторно, получив перед этим комментарии от своего брокера о работе данного инструмента.

Также за клиентом закрепляется право «последнего слова». Т.е. если он не сдал тест, но ему крайне необходимо купить запрещенный ему инструмент, он может сделать это, соблюдая ряд требований:

  1. брокер должен письменно уведомить клиента обо всех возможных рисках, связанных с активом, а инвестор дать свое письменное согласие на принимаемые риски. Таким образом, брокер полностью освобождается от ответственности за финансовые потери клиента;
  2. сумма сделки ограничена 100 тыс. руб. или 1 лотом, если стоимость лота больше ограничительной суммы.

Закон не имеет обратной силы

В международной практике существует принцип охраны интересов инвесторов от изменений в законодательстве по вопросам обращения активов на бирже. Их также называют «дедушкины оговорки».

Смысл таких «оговорок» заключаются в том, что новый закон о категоризации инвесторов не отменяет и не изменяет сделки, заключенные до его принятия. Т.е. если неквалифицированный участник рынка владеет «запрещенным» активом и приобрел его до изменения в законодательстве, то никто не вправе забрать у него данный актив.

Закон включает в себя следующие оговорки:

  1. зарубежные бумаги, торгующиеся на бирже до внесения изменения в законодательство и не соответствующие новым требованиям, продолжат находиться в обороте;
  2. инвесторы, ранее признанные квалифицированными, сохранят свой статус;
  3. инвесторы без статуса, владеющие «запрещенными» активами, могут после внесения поправок проводить с ними сделки без прохождения тестирования

Таким образом, изменения в законе о категориях инвесторов направлены главным образом на новичков фондового рынка. Для физ. и юр. лиц, уже торгующих на бирже, кардинально ничего не поменяется.

Комментарии по поводу изменений

Изменения в законодательстве о категориях инвесторов получили различные отзывы, некоторые из которых приведены ниже.

Мнение главы Госдумы по фин. рынку А. Аксакова:

Президент холдинга «Финам» Владислав Кочетков считает, что

Заместитель генерального директора «Открытие Брокер» А. Салащенко также высказался о новом законе о квалификации инвесторов:

Президент Национальной финансовой ассоциации Василий Заблоцкий:

Мое мнение

Закон по отношению к неквалифицированным инвесторам выглядит как компромисс законодателей с индустрией, сдвинутый в сторону индустрии. Наилучшее описание: «нельзя, но если хочется, то можно». Т.е. с одной стороны неопытный участник рынка будет формально защищен от инструментов с высоким риском, но с другой обойти ограничения видимо будет нетрудно. К тому же стоит ожидать лояльного отношения брокера вплоть до конкретной помощи в прохождении теста — сделки клиента в его интересах.

Плюсом выглядит то, что законодатели не стали препятствовать россиянам открывать зарубежные брокерские счета, ограничившись более строгой отчетностью по ним. В результате российский инвестор может как покупать биржевые ПИФы и ряд ETF на Московской бирже через российских посредников, так и идти за более широким набором биржевых фондов к иностранному брокеру. В целом закон кажется мне вполне разумным, поскольку ответственность за финансовое образование в первую очередь лежит на самом инвесторе, а не на ком-то еще.

http://pravo.ru/story/223639/

Закон об инвесторах 2020 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *