Бюджетная эффективность инвестиционного проекта

Показатели бюджетной эффективности инвестиционного проекта

В соответствии с требованиями органов государственного или регионального управления может быть необходимо определить бюджетную эффективность проекта для бюджетов различного уровня. Для этой цели определяется бюджетный эффект проекта, который затем становится основой для расчета всех необходимых показателей.

Бюджетный эффект определяется для каждого расчетного шага проекта как разность между доходами и расходами бюджета, связанными с осуществлением данного проекта.

В состав расходов бюджета включаются:

  • средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования проекта. В зависимости от формы собственности, только из бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы;
  • субсидии (долевое участие) из бюджетов всех уровней;
  • кредиты Центрального, региональных и уполномоченных банков для отдельных участников реализации проекта, выделяемые в качестве заемных средств, подлежащих компенсации за счет бюджета;
  • прямые бюджетные ассигнования на надбавки к рыночным ценам на топливо и энергоносители;
  • выплаты пособий для лиц, остающихся без работы, в связи с осуществлением проекта (в том числе — при использовании импортного оборудования и материалов вместо аналогичных отечественных);
  • выплаты по государственным ценным бумагам;
  • государственные, региональные гарантии инвестиционных рисков иностранным и отечественным участникам.

В состав доходов бюджета включаются:

  • налоги и платежи во внебюджетные фонды, уплаченные предприятиями участников проекта в части, относящейся к его осуществлению;
  • увеличение (со знаком «минус» — уменьшение) налоговых поступлений от сторонних предприятий, обусловленное влиянием реализации проекта на их финансовое положение;
  • поступающие в бюджет таможенные пошлины и акцизы по продуктам (ресурсам), производимым (затрачиваемым) в соответствии с проектом;
  • дивиденды по принадлежащим государству, региону акциям и другим ценным бумагам, выпущенным с целью финансирования проекта, а также доходы от продажи этих акций;
  • поступления в бюджет подоходного налога с заработной платы работников, начисленной за выполнение работ, предусмотренных проектом;
  • доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
  • платежи в погашение льготных кредитов на проект, выделенных за счет средств бюджета.

На основе показателей годовых бюджетных эффектов определяются показатели эффективности проекта с точки зрения бюджета. Перечень показателей и формула их расчета не отличаются от показателей коммерческой эффективности проекта.

При определении бюджетной эффективности используется ставка дисконтирования, определяемая как сумма ставки рефинансирования Центрального банка РФ и премии за риск, определяемой по таблице, приведенной в предыдущем подразделе. Если расчеты выполнялись в постоянных ценах, то дополнительно производится приведение номинальной ставки дисконтирования к реальной ставке.

Анализ рисков

Раздел должен содержать типы и описание основных рисков по проекту, их оценку (качественную оценку величины риска и/или количественную оценку вероятности реализации риска и степени потенциального ущерба), способы управления рисками (их снижения, распределения между участниками) и предлагаемые гарантии инвесторам.

Методы анализа

Оценка и изучение рисков инвестиционного проекта должна начинаться с выявления факторов, которые вероятно могут повлиять на результаты проекта и привести к отклонению хода проекта от запланированного варианта. Методы отбора факторов риска зависят от сути проекта и особенностей отрасли.

Методика оценки бюджетной эффективности проекта

Рекомендуется представить результат работы по изучению факторов риска в виде матрицы «значимость/вероятность», в которой каждый фактор риска относится к одному из уровней значимости:

  • высокая значимость – данный фактор может существенно влиять на результаты и привести к повалу проекта;
  • средняя значимость – фактор оказывает заметное воздействие на результаты проекта;
  • низкая значимость – отклонения, связанные с данным фактором, не окажут значительного воздействия на результаты проекта в целом;

а также к одному из уровней вероятности:

  • высокая вероятность – отклонения, связанные с данным фактором, являются ожидаемыми или очень возможными, это область, в которой сложно делать точные прогнозы;
  • средняя вероятность – отклонения, связанные с данным фактором, возможны, но не очень распространены;
  • низкая вероятность – ожидается, что никаких отклонений по данному фактору не будет, хотя теоретически они и возможны.

Для подробного анализа выбираются факторы, которые имеют достаточно высокую значимость и вероятность в изучаемом проекте.

В качестве основных методов анализа рисков в бизнес-планах могут применяться:

  • составление сценариев развития проекта;
  • построение графиков чувствительности и определение предельных допустимых значений неопределенных факторов;
  • расчет точки безубыточности;
  • вероятностный и статистический анализ.

Сценарии развития проекта подразумевают детальное изучение и анализ проекта исходя из нескольких возможных вариантов его развития. Создание сценариев может быть основано на различных прогнозах развития рынка, различных ожидаемых результатах исследований и разработок, вариантах стоимости оборудования и размеров затрат, различной рыночной стратегии. Каждый из сценариев анализируется стандартными методами, а совокупность полученных показателей отражает спектр возможных результатов проекта.

Сценарии могут быть описаны как отдельно, в разделе анализа рисков, так и в основной части бизнес-плана (в этом случае весь анализ проекта ведется с упоминанием каждого из сценариев).

Читать статью  Что такое фондовый рынок и зачем он инвестору?

Графики чувствительности проекта являются вариантом сценарного анализа, при котором варьируется значение только одного фактора, а результаты анализа представляются в виде графической зависимости итогового показателя от изменений этого фактора.

К ключевым факторам чувствительности относятся допущения (исходные данные) финансовой модели, фактические значения которых в ходе реализации проекта (ввиду невозможности их точной оценки или присущей им нестабильности) могут значительно отклониться от значений, заложенных в финансовую модель. Наиболее важные из таких параметров, это:

  • объем продаж;
  • цены на продукцию (услуги) проекта;
  • цены на основное сырье и материалы, топливо, трудовые ресурсы.

Также, к типичным факторам чувствительности можно отнести:

  • объем капитальных затрат;
  • задержки ввода инвестиционного объекта в эксплуатацию и выхода на проектную мощность;
  • величину постоянных операционных затрат;
  • ставку дисконтирования;
  • прогнозные темпы инфляции;
  • обменные курсы валют, и т.п.

К типичным результатам финансовых прогнозов, которые используются как итоговые показатели анализа чувствительности, относятся:

  • показатели инвестиционной привлекательности (NPV, IRR, PBP);
  • показатели финансовой устойчивости;
  • срок возврата кредита;
  • оценка рыночной стоимости компании.

Если проект имеет несколько сценарием развития, которые сформулированы как «базовый», «пессимистический» или «оптимистический» сценарии, то графики чувствительности всегда строятся только для базового сценария проекта.

Отклонение фактора, при котором итоговый показатель проекта перестает быть приемлемым, является предельно допустимым значением фактора и может быть отдельно рассмотрено в анализе рисков. Рекомендуется проанализировать и обосновать вероятность (или невозможность) изменения фактора неопределенности на величину большую чем предельно допустимая.

Оценка чувствительности проекта к изменению объемов продаж может быть представлена как анализ безубыточности проекта. Уровень безубыточности может быть приблизительно оценен по следующей формуле:

где каждая составляющая формулы берется из соответствующей статьи отчета о прибылях и убытках.

Уровень безубыточности может меняться от периода к периоду проекта. Рекомендуется представить в анализе риска средний уровень безубыточности, установившийся после выхода производства на проектную мощность. Периоды, в течение которых происходит строительство и запуск производства, а также выход на стабильную деятельность, в расчете уровня безубыточности не применяются.

Уровень безубыточности, близкий к 1, указывает на высокую чувствительность проекта к колебаниям спроса. Достаточный уровень безубыточности зависит от отрасли и индивидуальных особенностей проекта, но в среднем можно считать проект устойчивым к колебаниям спроса, если его уровень безубыточности не превышает 0,6-0,7.

В отдельных случаях допустимо включать в анализ рисков инвестиционного проекта использование методов статистического и вероятностного анализа (такие, как метод Монте-Карло). Однако следует с особой осторожностью относиться к применению этих методов и, в частности, ограничить (а лучше – полностью исключить) использование экспертных оценок при подготовке исходных данных для них.

Снижение рисков

Анализ влияния рисков на результаты проекта должен сопровождаться описанием мер, запланированных для снижения этих рисков. К традиционным мерам снижения рисков относится:

  • Рисков, связанные с продажами:

o заключение предварительных договоров на поставки;

o привлечение потребителей в качестве соинвесторов и партнеров проекта;

o использование договоров типа «бери или плати»;

o контроль за каналами продаж.

  • Риски, связанные с величиной затрат:

o заключение предварительных договоров с поставщиками;

o привлечение поставщиков в качестве соинвесторов и партнеров проекта;

o вертикальная интеграция производства (т.е. сосредоточение в своих руках всех этапов производства и продаж от исходного сырья до конечного покупателя);

o использование принципов ценообразования, при которых изменение некоторых видов затрат автоматически переносится в стоимость конечной продукции (услуг);

o увеличение доли переменных затрат (например, использование сдельной зарплаты или аутсорсинга);

o внедрение механизмов бюджетного планирования.

  • Риски, связанные с инвестиционной фазой проекта:

o привлечение надежного подрядчика;

o завершение проектно-изыскательских работ;

o заключение договоров, предполагающих комплексную ответственность подрядчика за результаты строительства;

o привлечение подрядчика в качестве соинвестора или партнера проекта.

  • Риски, связанные с технологическими сбоями и гибелью имущества:

o использование высококачественного оборудования;

o заключение договоров на обслуживание и контроль оборудования;

o страхование имущества.

  • Финансовые риски:

o использование фиксированных ставок по кредитам;

o повышение коэффициента покрытия долга.

  • Юридические риски:

o предварительное получение лицензий и разрешений;

o письма поддержки от представителей местной власти.

Помимо мероприятий, снижающих риски проекта в целом, рекомендуется дать информацию о мерах, которые могут быть приняты для снижения рисков отдельных участников проекта, в первую очередь – банка.

К таким мерам может относиться:

  • предоставление гарантий и поручительства от холдинга, к которому принадлежит инициатор проекта;
  • предоставление ликвидного залога, рыночная стоимость которого не подвержена значительным колебаниям.

Если в рамках проекта предусмотрены эти или иные меры, направленные на снижение рисков, они должны быть упомянуты в бизнес-плане.

Приложение 1. Финансовая модель инвестиционного проекта

Бюджет инвестиционного проекта готовится для представления потенциальным инвесторам и должен обеспечивать их возможностью изучить подробности финансовых прогнозов, самостоятельно проверить логику расчетов и провести интересующие их вычисления. В связи с этим, бизнес-план, как правило, должен сопровождаться финансовой моделью. Ниже приведены основные требования и пожелания к этой модели.

Читать статью  Дивидендные REIT

Бюджетная эффективность оценивается по требованию органов государственного и/или регионального управления. В соответствии с этими требованиями может определяться бюджетная эффективность для бюджетов различных уровней или консолидированного бюджета. Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения потока бюджетных средств.

К притокам средств для расчета бюджетной эффективности относятся:

  • притоки от налогов, акцизов, пошлин, сборов и отчислений во внебюджетные фонды, установленных действующим законодательством;
  • доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
  • платежи в погашение кредитов, выданных из соотв. бюджета участникам проекта;
  • платежи в погашение налогового кредита;
  • комиссионные платежи Минфину РФ за сопровождение иностранных кредитов;
  • дивиденды по принадлежащим региону или государству акциям и другим ценным бумагам, выпущенным в связи с реализацией ИП.

К оттокам бюджетных средств относятся:

  • предоставление бюджетных ресурсов на условиях закрепления в собственности соответствующего органа управления части акций акционерного общества, создаваемого для осуществления ИП;
  • предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита;
  • предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);
  • бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов.

Отдельно рекомендуется учитывать:

    налоговые льготы, отражающиеся в уменьшении поступлений от налогов и сборов.

Бюджетная эффективность инвестиционного проекта

В этом случае оттоков также не возникает, но уменьшаются притоки;

  • государственные гарантии займов и инвестиционных рисков. Оттоки при этом отсутствуют. Дополнительным притоком служит плата за гарантии. При оценке эффективности проекта с учетом факторов неопределенности в отток включаются выплаты по гарантиям при наступлении страховых случаев.
  • В качестве выходной формы рекомендуется таблица денежного потока бюджета с определением показателей бюджетной эффективности. Основным показателем бюджетной эффективности является ЧДД бюджета. В случае предоставления государственных гарантий для анализа и выбора независимых проектов при заданной суммарной величине гарантий наравне с ЧДД бюджета существенную роль может играть также индекс доходности гарантий (ИДГ) — отношение ЧДД к величине гарантий (в случае необходимости дисконтированной).

    Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов в осуществлении проекта на доходы и расходы соответствующего федерального, регионального и местного бюджета. Основной показатель, используемый для обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной и региональной финансовой поддержки является бюджетный эффект. Бт = Дт – Рт – то есть превышение доходов соответственного бюджета над расходами в связи с осуществлением данного проекта для t-го шага.

    Интегральный бюджетный эффект рассчитывается по формуле как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как превышение интегральных доходов бюджета над интегральными расходами.

    На основе показателей годовых бюджетных эффектов рассчитываются также дополнительные показатели бюджетной эффективности:

    • внутренняя норма бюджетной эффективности
    • срок окупаемости бюджетных инвестиций
    • степень финансового участия государства = интегральные бюджетные расходы/интегральные затраты по проекту.

    БЮДЖЕТНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА

    Расчет показателей региональной эффективности

    ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА СТРУКТУРАМИ БОЛЕЕ ВЫСОКОГО УРОВНЯ

    Показатели региональной эффективности отражают финансовую эффективность проекта с точки зрения соответствующего региона с учетом влияния реализации проекта на предприятия региона, соци­альную и экологическую обстановку в регионе, доходы и расходы ре­гионального бюджета.

    Расчет ведется аналогично расчету общественной эффективности, однако:

    —дополнительный эффект в смежных отраслях народного хозяй­ства, а также социальный и экологический эффекты (региональные экстерналии) учитываются только в рамках данного региона;

    —при определении оборотного капитала, кроме запасов, учиты­ваются задержки платежей и пассивы по расчетам с внешней средой;

    —стоимостная оценка продукции и ресурсов ведется по экономи­ческим ценам с внесением при необходимости региональных коррек­тировок;

    —в денежные притоки включаются денежные поступления в ре­гион из внешней среды в связи с проектом (оплата продукции, поступ­ления субсидий и дотаций, заемные средства из федерального центра, других регионов, иностранных источников);

    —в денежные оттоки включаются платежи во внешнюю среду (в бюджет более высокого уровня, в другие регионы и т.п.).

    Расчет показателей отраслевой эффективности.При оценке эффективности инвестиционного проекта следует учитывать, что предприятия-участники могут входить в состав более широкой структуры (отрасль, ФПГ, холдинг и т.п.). Влияние реализа­ции проекта на затраты и результаты соответствующей структуры ха­рактеризуется показателями отраслевой эффективности.

    При расчете этих показателей:

    —учитывается влияние реализации инвестиционного проекта на деятельность других предприятий данной отрасли (косвенные отрас­левые финансовые результаты проекта);

    —не учитываются взаиморасчеты между входящими в отрасль предприятиями;

    —не учитываются проценты за кредит из отраслевых фондов;

    —не учитываются отчисления в отраслевые фонды.

    Расчеты показателей отраслевой эффективности аналогичны рас­четам эффективности участия предприятий в проекте.

    Бюджетная эффективность отражает финансовые результаты осуществления инвестиционного проекта для федерального, регио­нального или местного бюджетов. Основным показателем бюджетной эффективности является бюджетный эффект.

    Бюджетный эффект Бt для t-гo шага осуществления проекта определяется как превышение доходов соответствующего бюджета Дt над расходами Рt в связи с осуществлением данного проекта:

    Читать статью  Как обыграть кризис

    Бюджетные поступления и расходы, учитываемые при оценке бюджетной эффективности, приведены в табл. 3. Необходимо также учесть изменения доходов и расходов бюджета, обусловленные влия­нием проекта на сторонние предприятия и население.

    Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 1195; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Законодательная база Российской Федерации

    Бесплатная горячая линия юридической помощи

    • Энциклопедия ипотеки
    • Кодексы
    • Законы
    • Формы документов
    • Бесплатная консультация
    • Правовая энциклопедия
    • Новости
    • О проекте
    Бесплатная консультация
    Навигация
    Федеральное законодательство
    • Конституция
    • Кодексы
    • Законы

    Действия

    • Главная
    • «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ИХ ОТБОРУ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ» (утв. Госстроем РФ, Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госкомпромом России 31.03.94 N 7-12/47)

    4. БЮДЖЕТНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

    В настоящем разделе определяется состав доходов и расходов бюджета и приводятся методы оценки бюджетной эффективности, в частности, с использованием методов и формул раздела 2.

    4.1. Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета.

    4.2. Основным показателем бюджетной эффективности, используемым для обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной, региональной финансовой поддержки, является бюджетный эффект.

    Бюджетный эффект (Бt) для t-го шага осуществления проекта определяется как превышение доходов соответствующего бюджета (Дt) над расходами (Рt) в связи с осуществлением данного проекта:

    Интегральный бюджетный эффект Бинт рассчитывается по формуле (2.4) как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как превышение интегральных доходов бюджета (Динт) над интегральными бюджетными расходами (Ринт).

    4.3. В состав расходов бюджета включаются:

    средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования проекта*;

    * См. постановление Правительства РФ от 21.03.94 N 220.

    кредиты Центрального, региональных и уполномоченных банков для отдельных участников реализации проекта, выделяемые в качестве заемных средств, подлежащих компенсации за счет бюджета;

    прямые бюджетные ассигнования на надбавки к рыночным ценам на топливо и энергоносители;

    выплаты пособий для лиц, остающихся без работы в связи с осуществлением проекта (в том числе — при использовании импортного оборудования и материалов вместо аналогичных отечественных);

    выплаты по государственным ценным бумагам;

    государственные, региональные гарантии инвестиционных рисков иностранным и отечественным участникам;

    средства, выделяемые из бюджета для ликвидации последствий возможных при осуществлении проекта чрезвычайных ситуаций и компенсации иного возможного ущерба от реализации проекта*.

    * Эти средства не могут включаться в размер инвестиций априори, а подлежат финансированию и учету в исполнительских сметах фактических расходов по осуществлению проекта.

    4.4. В состав доходов бюджета включаются:

    налог на добавленную стоимость, специальный налог и все иные налоговые поступления (с учетом льгот) и рентные платежи данного года в бюджет с российских и иностранных предприятий и фирм-участников в части, относящейся к осуществлению проекта;

    увеличение (со знаком «минус» — уменьшение) налоговых поступлений от сторонних предприятий, обусловленное влиянием реализации проекта на финансовое положение;

    поступающие в бюджет таможенные пошлины и акцизы по продуктам (ресурсам), производимым (затрачиваемым) в соответствии с проектом;

    эмиссионный доход от выпуска ценных бумаг под осуществление проекта;

    дивиденды по принадлежащим государству, региону акциям и другим ценным бумагам, выпущенным с целью финансирования проекта;

    поступления в бюджет подоходного налога с заработной платы российских и иностранных работников, начисленной за выполнение работ, предусмотренных проектом;

    Поступления в бюджет платы за пользование землей, водой и другими природными ресурсами, платы за недра, лицензии на право ведения геологоразведочных работ и т.п. в части, зависящей от осуществления проекта;

    доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;

    погашение льготных кредитов на проект, выделенных за счет средств бюджета, и обслуживание этих кредитов;

    штрафы и санкции, связанные с проектом, за нерациональное использование материальных, топливно-энергетических и природных ресурсов.

    К доходам бюджета приравниваются также поступления во внебюджетные фонды — пенсионный фонд, фонд занятости, медицинского и социального страхования — в форме обязательных отчислений по заработной плате, начисляемой за выполнение работ, предусмотренных проектом.

    4.5. На основе показателей годовых бюджетных эффектов определяются также дополнительные показатели бюджетной эффективности:

    внутренняя норма бюджетной эффективности, рассчитываемая по принципам, изложенным в разделе 2;

    срок окупаемости бюджетных затрат;

    степень финансового участия государства (региона) в реализации проекта, рассчитываемая по формуле:

    где Ринт — интегральные бюджетные расходы,

    Зинт — интегральные затраты по проекту, рассчитываемые на уровне государства и региона — в соответствии с рекомендациями раздела 2.

    4.6, По проектам, предусматривающим бюджетное покрытие расходов в иностранных валютах и/или валютные поступления в бюджет, определяются показатели валютного бюджетного эффекта (годового и интегрального). Расчет производится в соответствии с п.4.2. с учетом расходов и доходов только в иностранных валютах, пересчитываемых в валюту РФ по установленным курсам.

    http://frols.ru/bjudzhetnaja-jeffektivnost-proekta/
    http://zakonbase.ru/content/part/91566

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: