Что поможет городскому транспорту стать доступным и привлекательным: РБК Тренды

Что поможет городскому транспорту стать доступным и привлекательным

Троллейбус, автобус, трамвай

В России сегодня можно встретить как суперсовременные ветки наземного метро, которые строятся в столице, так и ржавеющие «газели», все еще перевозящие пассажиров по не самым ровным дорогам в провинции. Разумеется, в каждом регионе ситуация своя: где-то есть комфортные низкопольные троллейбусы, где-то пусть «ПАЗики» — но зато новые и на газовом топливе. В среднем по стране 75% городского транспорта — старше 15 лет, а транспортная инфраструктура изношена на 80%.

Низкий уровень развития городского пассажирского транспорта в регионах — острая социально-экономическая проблема, ведь его услугами пользуется большинство населения. 3/4 от всех передвижений россиян — это поездки на общественном транспорте, причем почти 80% из них приходится на автобусы.

Маршрутные сети при этом плохо развиты. По наиболее востребованным направлениям, как правило, ходят маршрутные такси, которые не придерживаются расписания. По социальным маршрутам часто курсируют старые автобусы, трамваи или троллейбусы, дождаться которых льготникам бывает нелегко. Устройство остановок также не способствует комфортному ожиданию.

Состояние трамвайной инфраструктуры особенно плачевно: за 30 лет после распада СССР из 73 городских трамвайных систем в России было закрыто 11, а открыта всего одна. В развитие этого транспорта не вкладывались десятилетиями, а между тем он не только позволяет сокращать выбросы, но и перевозит одновременно больше пассажиров, чем автобус или троллейбус. Именно поэтому его активно восстанавливают в мире: в зарубежных странах только с 2000 по 2015 годы открыто 78 новых трамвайных систем. Однако в российских городах это будет возможно лишь с помощью федеральной финансовой поддержки.

Еще одна проблема — неудобные для пассажиров тарифные системы, сложившиеся во многих городах. Нет и объективного контроля объема и качества транспортных услуг, финансовые потоки перевозчиков непрозрачны. Например, в маршрутках оплата, как правило, принимается наличными, билетов пассажирам не выдается, и отследить полученную выручку невозможно. А строгая отчетность на муниципальных маршрутах лишь позволяет констатировать факт — эти перевозки убыточны и без компенсации со стороны местных властей существовать не могут. В результате общественный транспорт приходит во все больший упадок, а жители городов «спасаются», выбирая личный транспорт.

Городская транспортная система и город

«При развитии городской транспортной системы всегда важно соблюдать баланс личного и общественного транспорта, − уверена доцент Высшей школы урбанистики имени А. А. Высоковского Мария Роженко. − Развивая общественный, мы автоматически сдерживаем рост использования личного. Грамотное развитие маршрутной сети, подвижного состава, остановочных пунктов, тарифов должно происходить с тем посылом, что пользоваться общественным транспортом можно и нужно. Он является символом хорошего города. И чтобы достичь успехов в этом, нужно готовить профессиональных транспортных инженеров, которые будут смотреть на проблему комплексно, не пытаясь решить ее фрагментарно и оценивая, как любое изменение повлияет на систему в целом».

В регионах часто нет такого комплексного видения. А проблемы общественного транспорта лишь усугубляются: растет стоимость дизельного топлива, задолженность перед лизинговыми компаниями и банками. При этом до 90% автобусов приобретены в лизинг. Нынешний год осложнился и за счет ограничений из-за коронавируса.

«Кроме частных перевозчиков, которые предпочитают выходить на маршруты только в час пик, проблемой является устаревший транспортный парк, множество бывшей в употреблении в Германии и других странах техники, которая лишь повышает загазованность, − отмечает руководитель центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов. − А низкопольных автобусов нет даже в таких крупных городах, как Новосибирск, хотя ровные дороги позволяют их эксплуатировать. Денег на обновление транспорта в местных бюджетах нет, а у многих городских начальников нет и желания заниматься общественным транспортом. Поэтому, если и без федеральной поддержки, и без федерального требования решать эти проблемы, ничего не изменится».

Читать статью  Биржа Nasdaq: что нужно знать инвестору о крупнейшем игроке на фондовом рынке

Первый серьезный шаг в этом направлении позволил сделать национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД). Он не только дал возможность отремонтировать множество дорог, но и предоставил шанс обновить общественный транспорт. Только в этом году 447 газомоторных автобусов и 64 троллейбуса получат 12 городских агломераций, прошедших конкурсный отбор.

«Одной из целей нацпроекта «БКАД» является снижение доли автодорог, работающих в режиме перегрузки. Достижение соответствующих показателей невозможно без реализации мероприятий, направленных на замещение использования личного автотранспорта общественным, что неразрывно связано с необходимостью повышения качества транспортного обслуживания населения, − рассказал заместитель министра транспорта Алексей Семёнов на форуме «Общественный транспорт 2020», который состоялся на прошлой неделе.

Замминистра пояснил, что в 2020 году Минтранс России начал системно предоставлять меры господдержки на обновление наземного пассажирского транспорта. Как рассказывал ранее министр транспорта Евгений Дитрих, Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) будет поставлять городам транспортные средства в лизинг со скидкой в 60% от их стоимости.

По словам Алексея Семёнова, в этом году 40 автобусов уже поступило в Пермь, 23 — в Казань, 5 — в Иваново, 58 — в Белгород, а Омск получил 16 троллейбусов.

Однако на федеральном уровне речь идет не только об обновлении подвижного состава. Президент поручил правительству совместно с государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» подготовить «Комплексную программу модернизации пассажирского транспорта в городских агломерациях». Как рассказал на форуме помощник президента России Игорь Левитин, в основу программы легли поручения, которые были даны главой государства после рассмотрения вопросов пассажирских перевозок на заседании президиума Госсовета в 2017 году.

«Такая программа давно назрела, поскольку сегмент общественного транспорта долгое время был недофинансирован, особенно это касается электротранспорта, где продолжают эксплуатировать старый подвижной состав, нереконструированные депо, — отмечает старший научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов ВШЭ Павел Зюзин. — Программа модернизации поможет решить не только проблему износа общественного транспорта, но и доступности строящегося в удалении от центра жилья, роста автомобилизации. Разумеется, решение транспортных проблем будет способствовать развитию мобильности и экономической активности».

По проекту программы, госфинансирование частично будет передано в виде субсидий регионам, частично пойдет в уставный капитал ВЭБ.РФ и ГТЛК, которые и будут предоставлять транспорт в лизинг. Принять участие в реализации планируют и банки. В частности, руководители ВТБ и Сбербанка заявили об этом в совместном обращении к премьер-министру Михаилу Мишустину. Будут ли банки участвовать в модернизации транспорта, пока неизвестно.

Что уже сделано

В Твери зимой внедрили новую модель пассажирских перевозок. Теперь там действует единый регулируемый тариф. По 85 проработанным маршрутам ходит 471 низкопольный автобус. Все они оформлены в едином стиле, оснащены климат-контролем, навигацией, информационными табло и системой безналичной оплаты проезда. В них без труда могут ездить и маломобильные пассажиры.

«Мы считаем, что в Твери эксперимент во многом состоялся, и граждане живо отреагировали в соцсетях на результаты партнерства бизнеса и государства. И здесь очень важна позиция губернатора и его взаимодействие с агломерационным центром, от которых и будет зависеть успех», — рассказал в своем выступлении на форуме первый замглавы Минэкономразвития России Андрей Иванов.

Вслед за Тверью новый транспорт и новые модели его работы получат Волгоград, Саратов, Екатеринбург, Казань и Нижний Новгород. По сведениям Андрея Иванова, до 2025 в эти города получится закупить 845 трамваев, 700 троллейбусов, 5400 автобусов. Объем инвестиций составит 241 млрд руб. При этом будет создано 25 тыс. рабочих мест, а количество ежегодно перевезенных пассажиров должно превысить 1,5 млрд человек. В долгосрочной перспективе при построении правильной модели и едином платежном документе по колесному транспорту эти затраты окупятся.

Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Чего хотят инвесторы? Тренды 2020, в которые готовы вкладывать миллиарды

Чего инвесторы сегодня ждут от стартапов? Повлиял ли глубокий кризис на готовность вкладываться в инновации? Инвестиционный менеджер венчурного фонда Genesis Investments Елена Мажуга рассказала, какие проекты сейчас имеют больше шансов привлечь инвесторов.

В какие проекты хотят вкладываться инвесторы в 2020 г.

— В основном сейчас инвестиционные фонды наблюдают за стартапами в высокотехнологичных сферах: от B2B SaaS-решений до робототехники. Интересны также области, которые только начинают движение к диджитализации: например, логистика, банкинг или строительство. В таких сферах есть вероятность войти в самом начале их роста и «прокатиться» на волне тренда, пока туда не пришли другие инвесторы.

Читать статью  Лисичанский НПЗ сменил хозяев

Елена Мажуга
Инвестиционный менеджер венчурного фонда Genesis Investments

Согласно одному из последних венчурных отчетов из США, с апреля по июнь 2020 года больше всего инвестиций получили интернет-проекты, стартапы в сфере здравоохранения и мобильные приложения:

Объем венчурных инвестиций в США во 2 квартале 2020 года по отраслям (млн. долларов США)

Еще одна индустрия, которая сейчас в тренде для инвесторов — онлайн-обучение. За последнее десятилетие объем венчурных инвестиций в EdTech-проекты вырос в 14 раз: с $ 0,5 млрд в 2010 году до $ 7 млрд в 2019:

Исследование глобальных венчурных инвестиций в EdTech, HolonIQ, 2020

Специалисты из центра исследований рынка образования HolonIQ прогнозируют, что в течение следующих 10 лет в проекты в сфере EdTech будет инвестировано более $ 87 млрд.

Помимо проектов из трендовых сфер, венчурные фонды по всему миру продолжают инвестировать в проекты в рамках своего инвестиционного фокуса. В нашем случае Genesis Investments — это корпоративный венчурный фонд украинской ИТ-компании Genesis. Инвестиционный фокус сформировался исходя из индустрий, в которых у основателей накопилась экспертиза. Это проекты в сферах онлайн-образования, цифрового здравоохранения, мобильных приложений, рекламных технологий, искусственного интеллекта и машинного обучения. Среди инвестиций фонда — платформа для поиска и доставки лекарств Liki24, онлайн-школа программирования Mate academy, приложение для обработки видео VOCHI, инструмент для трекинга и анализа онлайн-рекламы RedTrack.

Тренды 2020 — во что инвестируют в Европе и мире

Один из глобальных трендов всех индустрий — скорость. Практически любая отрасль сейчас очень быстро развивается и меняется с каждым днем. Растет скорость обработки данных и совершенствуются возможности программного обеспечения. Цифровизация и глобальный переход в онлайн под влиянием пандемии все сильнее влияют даже на самые консервативные сферы.

Мониторинг венчурных сделок по всему миру позволяет понять, какие стартапы и отрасли интересуют инвесторов. Например, так менялся объем инвестиций в разные индустрии за последние 7 лет в Европе:

Объем венчурных инвестиций в Европе по отрасли в 2013-2020, исследование KPMG

Четко прослеживается тренд постепенного увеличения финансирования в проекты в сфере программного обеспечения (бирюзовый цвет на графике), куда относятся мобильные приложения, сервисы и программы. На глобальном рынке венчурных инвестиций произошел бум в фармацевтике и биотехнологиях в 2020 году (темно-синий сегмент):

Объем венчурных инвестиций по отрасли в 2013-2020 по всему миру, исследование KPMG

Одна лишь направленность стартапа мало говорит инвестору о перспективности проекта. Куда более важный показатель — это размер и потенциал выбранного рынка. Самый привлекательный для нашего фонда рынок не привязан к отдельной географии, существует глобально и поделен между игроками без жесткой монополии. Важно, чтобы существовало некоторое количество платежеспособных потенциальных клиентов в мире, чьи общие затраты на покупку такого (либо подобного) сервиса превышают $ 10 млрд в год.

Чего хотят инвесторы и как оценивают проекты

Многие стартапы начинают фандрайзинг, когда проект еще не приносит прибыли. Инвестиция в стартап на ранней стадии — это ставка на то, что он сможет быстро расти и качественно развиваться. В обмен на венчурные вложения фонд «покупает» долю в компании и ожидает на этапе выхода из инвестиции получить сумму, во много раз превосходящую первоначальное вложение. Самой желанной прибыльностью считается прибыль выше 10х от общей суммы инвестиции. Вкладывая деньги, любой инвестор ожидает от стартапа роста ключевых показателей, масштабирования и выхода на международные рынки.

При выборе проектов для инвестирования сотрудники фонда оценивают целый ряд показателей: от отзывов клиентов о продукте до внутренних финансовых документов. Очень важно, чтобы в проекте была команда с четким видением бизнеса, сильными техническими и маркетинговыми знаниями.

Если рассматривать ожидания инвесторов на нашем примере, то мы ищем стартапы, нацеленные на международный рынок с емкостью более $ 10 млрд, и оцениваем шансы компании стать прибыльной в ближайшие два-три года. Нам интересны основатели с очень хорошими навыками планирования и прогнозирования, чьи компании подготовлены к различным сценариям и изменениям рыночной конъюнктуры. Кризис может затянуться на неопределенный срок, и финансовые ресурсы будут не такими доступными, как, например, в 2019 году. Поэтому те стартапы, которые могут быстро начать зарабатывать, будут более привлекательными для инвесторов.

Читать статью  Инвестирование в бизнес-проекты: ТОП 6 способов это сделать

Как мы находим проекты для инвестирования

Как правило, хорошие стартапы попадают к нам через широкую сеть бизнес-контактов и по рекомендациям. Кроме этого, мы находим интересные проекты через акселераторы и стартап-ивенты, например, в Startup Wise Guys, на EMERGE и TechChill. Если у основателей нет контактов с сотрудниками нашего фонда или нашими коллегами по рынку, это не значит, что у них нет шансов. Нам пишут «в холодную» на почту фонда и мы отвечаем всем компаниям, которые находятся в нашем инвестиционном фокусе.

Мы ищем стартапы с готовым продуктом, который уже можно увидеть и «потрогать» — это один из самых главных критериев. Чтобы претендовать на инвестиции, у проекта должна быть хотя бы бета-версия приложения, чтобы мы могли его загрузить, оценить дизайн, протестировать функциональность. У проекта также должны быть первые продажи и клиенты, которые могут дать обратную связь.

Генеральный партнер фонда Genesis Investments Виталий Лаптенок

На первом этапе отбора основатели присылают короткий питч — это может быть презентация или одностраничный документ, где описывают свой продукт и дают краткий обзор рынка.

Если проект нам интересен, мы отвечаем на письмо и назначаем звонок, чтобы основатели больше рассказали о команде, достижениях, мотивации и планах. Мы задаем вопросы о бизнес-модели, потоках доходов и портретах потребителей. Этот звонок длится около часа и помогает обеим сторонам лучше узнать друг друга.

После успешного первого звонка сотрудники фонда проводят анализ рынка и due diligence — детальную независимую проверку проекта. Если стартап для нас интересен, мы запрашиваем дополнительную информацию: рыночные данные, отзывы клиентов, финансовые результаты и прогноз. На основе этих данных инвестиционный комитет нашего фонда принимает решение.

Стартапы из Беларуси в 2020 — табу или возможности?

Колебания экономики всегда цикличны, а любой кризис приносит не только трудности, но и возможности для бизнеса. Для белорусских проектов текущая ситуация — это шанс показать умение находить эффективные решения, несмотря на давление непредсказуемых окружающих условий. Это именно то, что мы ожидаем увидеть в наших будущих портфельных компаниях.

Мы тесно сотрудничаем с белорусами с момента основания фонда, и сейчас в портфеле Genesis Investments — две компании из Беларуси: приложение для обработки видео VOCHI и семья образовательных мобильных приложений Basenji Apps.

Мы постоянно встречаем основателей с сильными навыками разработки и успешным опытом B2C-продаж. Не возникает никаких сомнений в будущем белорусских стартапов, поэтому мы продолжаем искать интересные проекты и готовы инвестировать. Вынужденный релокейт многих стартапов не влияет на наши решения. Мы инвестируем не в проекты в географических границах государства, а в талантливых людей. Поэтому даже те белорусы, которые будут временно или постоянно работать над своими стартапами из других стран, по-прежнему представляют для нас большой интерес.

Каким нужно быть стартапу, чтобы в него инвестировали

Есть несколько типичных ошибок, которые совершают представители стартапов, презентуя свои проекты. Например, часто при общении с инвесторами основатели не могут четко объяснить, какой объем финансирования им нужен и зачем. Также шансы проекта снижают абстрактность, отсутствие цифр и базовые ошибки коммуникации. Важно знать свой продукт и рынок, уметь быстро и наглядно объяснить суть бизнеса и предоставить инвестору достаточно информации.

Фото с сайта unsplash.com

Важно различать, какой проект является стартапом, а какой — просто новым бизнесом, который не стоит презентовать венчурным инвесторам. Стартап — новая компания, которая развивается и строит свой бизнес на основе инновационных идей или технологий, которые появились недавно. Не актуальны стартапы, которые основаны на устаревших технологиях, ничем не отличаются от существующих сильных конкурентов, не могут продемонстрировать product-market fit и не решают реальную проблему пользователей.

Совет для стартапов, которые хотят привлечь инвестиции: изучайте потенциального инвестора не меньше, чем он будет изучать вас. Многие инвестиционные фонды ведут блоги или колонки сотрудников в медиа, где пишут о требованиях и ожиданиях инвесторов, рассказывают условия сотрудничества, показывают примеры документов для фандрайзинга и дают советы основателям.

Универсального подхода к инвестору не существует — даже в рамках одного фонда у каждого проекта совершенно разная история фандрайзинга. Но, понимая, как работает конкретный венчурный фонд, основатели могут существенно повысить свои шансы на сотрудничество.

http://trends.rbc.ru/trends/sharing/cmrm/5f9bef659a79476e8762aa51
http://probusiness.io/strategy/7519-chego-khotyat-investory-trendy-2020-v-kotorye-gotovy-vkladyvat-milliardy.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: