«Изначально мы планировали выделение онлайн-бизнесов в отдельную структуру и проведение IPO. Сейчас у нас стратегия немного изменилась: на текущем этапе мы планируем выделить онлайн-бизнесы в отдельный формат и рассматриваем стратегическое партнерство с другими игроками и после этого уже, как второй этап, — привлечение новых инвесторов уже в эту объединенную структуру», — сказал начальник управления корпоративных финансов и связей с инвесторами Андрей Васин в онлайн-конференции «ВТБ Мои инвестиции».
«Поэтому в 2021 году, мы надеемся, что будет сформирован joint venture, на следующем этапе — это привлечение финансовых партнеров», — отметил он
По словам Васина, на рассмотрение наблюдательного совета будет вынесено несколько вариантов партнерств — как с другими ритейлерами, так и с онлайн-игроками. «Я надеюсь, что после успешного одобрения, может быть, мы какую-то дополнительную информацию будем готовы давать в конце лета, или, может быть, гораздо более детально про это расскажем на нашем традиционном Дне инвестора в октябре», — сказал он
Привлечение стратегического партнера позволит больше инвестировать в онлайн-бизнес и ускорить его развитие.
В прошлом году инвестиции в онлайн-проекты Х5 составили «ближе к 5%» от общего размера капитальных затрат (89,9 млрд рублей). «В масштабах группы они на текущем этапе не столь заметны, но, безусловно, доля этих инвестиций в структуре CAPEX будет увеличиваться. И в абсолютном выражении эти инвестиции также будут расти — до 10%, может быть. Может быть, более агрессивно. Если у нас будет партнер, то это уже объединенные инвестиции, нам будет проще. Все-таки у нас есть на уровне группы ограничения по росту капитальных затрат: мы ожидаем, что CAPEX по группе будет расти медленнее, чем выручка. Если выручка вырастет на 10-12%, то CAPEX — ниже 10%. И надо принимать во внимание, что дивиденды мы планируем и дальше платить. Нам без дополнительных инвестиций со стороны партнера балансировать с учетом всех этих ограничений — и выручку наращивать более 10%, и маржу (EBITDA) поддерживать 7-8%, и CAPEX не сильно наращивать, и платить дивиденды — это довольно тяжело. Поэтому как раз мы такую инициативу со стратегическим партнером начали рассматривать», — заявил Васин.
«Конечно, онлайн будет для нас огромной точкой роста в дальнейшем <…> У нас очень амбициозные планы по развитию онлайн-формата, даже без партнера они были очень амбициозные — 20% доли рынка. Но при формировании партнерства с сильным игроком, я думаю, это должно быть и рынком позитивно воспринято, и в целом для бизнеса должно быть позитивно с точки зрения роста и формирования бизнес-модели, привлекательной для наших покупателей», — добавил он.
Цифровые форматы Х5 представлены онлайн-гипермаркетом «Vprok.ru Перекресток», сервисом экспресс-доставки, логистическим оператором «последней мили» 5Post.
В ходе Дня инвестора в октябре прошлого года Х5 объявила, что планирует занять 20% на российском рынке e-grocery в 2023 году. По итогам 2020 года доля Х5 составила 13%, компания стала лидером этого рынка (по оценке InfoLine). Совокупный оборот (GMV) онлайн-бизнесов X5 в 2020 году составил 21,9 млрд рублей (с учетом НДС), в том числе онлайн-гипермаркета (запущен в 2017 году) — 15 млрд рублей. На долю сервисов экспресс-доставки из магазинов «Пятерочка» и «Перекресток» и агрегатора экспресс-доставки «Около» (запущены в конце 2019-2020 году) пришлось 6,9 млрд рублей.
В ноябре прошлого года на фоне успешного IPO онлайн-ритейлера Ozon Х5 заявила, что рассматривает частное размещение или IPO для привлечения инвесторов в свои цифровые бизнесы.
X5 — крупнейший в РФ ритейлер по объему продаж. По итогам 2020 года выручка компании увеличилась на 14,1%, до 1,978 трлн рублей. На конец декабря под управлением Х5 было 17,707 тыс. магазинов, в том числе 16,709 тыс. магазинов «у дома» «Пятерочка» и 933 супермаркета «Перекресток».