Характеристика инвестиционного климата и рынка инвестиций Хабаровского края

Оглавление

Характеристика инвестиционного климата и рынка инвестиций Хабаровского края

Анализ общероссийских факторов, влияющих на инвестиционную активность и привлекательность. Цели, задачи и направления инвестиционной политики правительства Хабаровского края. Оценка инвестиционных рисков субъектов хозяйствования по отраслям экономики.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 28.09.2013
Размер файла 447,6 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Изучите материалы Федеральной службы государственной статистики (Росстат): Российский статистический ежегодник (раздел «Инвестиции») и статистический сборник «Инвестиции в России», сборники, изданные в Хабаровском крае, и выполните следующее:

1) составьте характеристику инвестиционного климата и рынка инвестиций края и охарактеризуйте общероссийские факторы, влияющие на инвестиционную активность; инвестиционную привлекательность; условия инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования; законодательное регулирование инвестиционной деятельности; основные цели, задачи и направления инвестиционной политики Правительства Хабаровского края;

2) опишите инвестиционные риски субъектов хозяйствования по отраслям экономики в Хабаровском крае за период 2008-2011 гг. и оцените ситуацию.

По показателям инвестиций в основной капитал на душу населения ДФО лидирует в рейтинге по РФ как по объемам, так и по темпам роста (более чем на 50% выше, чем в среднем по РФ) (табл. 1).

Таблица 1 — Инвестиции в основной капитал на душу населения и их динамика по регионам РФ, 2008 — 2011 г., руб. Вся статистика приводится по данным официального сайта Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: [http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_14p/Main.htm]

рейтинг по темпам роста

в т. ч. Хабаровский край

При этом для Хабаровского края эта цифра еще выше (213% против 123% по РФ).

Аналогичные показатели фигурируют и в расчетах динамики общего объема капитальных инвестиций (табл. 2).

Для Хабаровского края в абсолютном значении за период с 2008 по 2011 годы этот показатель вырос в 2,1 раза. Таким образом, инвестиционный климат Хабаровского края является привлекательным, во многом определяется его положением в составе ДФО.

Таблица 2 — Динамика инвестиций в основной капитал по регионам РФ, 2008 — 2011 гг., млн. руб.

в т. ч. Хабаровский край

Одновременно анализ динамики индекса физического объема инвестиций в основной капитал края показывает, что тренд темпов роста инвестиций существенно отличается от общероссийского: (табл. 3) он положительный, но имеет скачкообразный характер.

Таблица 3 — Динамика индекса физического объема инвестиций в основной капитал, 2008 — 2011 гг. (в % к предыдущему году)

в т. ч. Хабаровский край

По основным видам фондов инвестиции в основной капитал по Хабаровскому краю по состоянию на 2011 г. составляли (рис. 1):

— здания и сооружения — 67,4%;

— машины, оборудования, технические средства — 24,8%;

Рисунок 1 — Технологическая структура инвестиций в основной капитал по Хабаровскому краю, 2011 г. (%)

По структуре собственности инвестиции в основной капитал по Хабаровскому краю по состоянию на 2011 г. составили (рис. 2):

Рисунок 2 — Инвестиции в основной капитал по Хабаровскому краю по структуре собственности, 2011 г. (%)

Таким образом, в составе инвестиций в основной капитал по Хабаровскому краю преобладают реальные инвестиции, наибольший их объем приходится на инвестиции частные.

По источникам инвестиций в основной капитал по Хабаровскому краю по состоянию на 2011 г. доля привлеченных инвестиций примерно в 4 раза превышала собственные средства (79,3% против 20,7%, из них лишь 12,3% приходилось на бюджеты разных уровней).

Инвестиционный климат региона явился привлекательным в том числе для иностранных инвесторов (табл. 4).

Таблица 4 — Динамика инвестиций в основной капитал организаций с участием иностранного капитала, 2008 — 2011 гг. (млн. руб.)

Так, темп прироста объема иностранных инвестиций Хабаровского края за период 2008 — 2011 гг. составил 98,71% против 36,21% в среднем по России, в то время как по ДФО этот прирост был еще меньше (12,94%).

Общая структура иностранных инвестиций в экономику Хабаровского края в 2011 г. характеризовалась высоким удельным весом прямых инвестиций (рис. 3).

Рисунок 3 — Общая структура иностранных инвестиций в экономику Хабаровского края, 2011 г. (%, тыс. $)

Этот факт отражает привлекательность отраслей материального производства на территории края для иностранных инвесторов (в целом по России приоритет в структуре иностранных инвестиций принадлежит прочим инвестициям).

В 2008 — 2011 годах край занимал высокие позиции по показателю соотношения инвестиций к ВРП, который составлял более 30 процентов (в 2011 году — 46,2 процента), что характеризует динамично развивающуюся экономику региона.

Итак, с точки зрения инвестиционной активности в настоящее время Хабаровский край является динамично развивающимся регионом России. По данным рейтингового агентства «РА Эксперт», край стал одним из лучших регионов РФ по динамике снижения инвестиционного риска в 2010 — 2011 годах и занял 44 место (в 2009 — 2010 годах — 68 место).

Структура инвестиций в экономику края по видам экономической деятельности (табл. 5) отражает тот факт, что подавляющая часть инвестиций представляют собой инвестиции в отрасли транспорта и связи, при весьма низком уровне инвестиций в другие отрасли, что в этом отношении составляет своеобразие ДФО и края в частности.

Таблица 5 — Доля инвестиций в основной капитал по разным видам деятельности в их общем объеме по регионам, 2011 г. (%)

гостиницы и рестораны

транспорт и связь

операции с недвижимостью

в т. ч. Хабаровский край

Возрастание вклада инвестиций в отрасли транспорта и связи в общем объеме инвестиций объясняется во многом снятием инфраструктурных ограничений для развития краевой экономики, что сделало возможным реализацию таких проектов, как увеличение пропускной способности Байкало-Амурской магистрали на участке Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань, строительство магистрального газопровода «Сахалин — Хабаровск — Владивосток» и трубопроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО), продолжение строительства автомобильных дорог общего пользования регионального значения.

Наиболее значимыми инвестиционными проектами для края также являются проекты по модернизации экономики. Это создание комплексов по деревопереработке (ОАО СП «Аркаим», ОАО «Дальлеспром», ОАР «Римбунан Хиджау»), программы модернизации по увеличению глубины переработки нефти на нефтеперерабатывающих заводах в г. Хабаровске и г. Комсомольске-на-Амуре, развитие Ургальского каменноугольного месторождения и Ванинского балкерного терминала (ОАО «СУЭК»), проект ОАО «Полиметалл» «Албазино-Амурск», развитие Хабаровского аэропорта и его трансформация в узловой аэропорт регионального значения.

Благодаря проводимой инвестиционной политике в край пришли такие крупные инвесторы, как ОАО «Нефтяная компания «Роснефть»», ОАО «РАО Энергетические системы Востока», ОАО «Группа Альянс», ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания».

Законодательное регулирование инвестиционной деятельности в регионе в настоящее время во многом определяется ГЦП Хабаровского края «Содействие экономическому развитию, конкуренции, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности в Хабаровском крае» (принята в соотв. с распоряжением Правительства Хабаровского края от 18 мая 2011 г. N 265-рп). Выполнение запланированных Правительством края мероприятий способствовало развитию инвестиционной деятельности во всех сферах экономики края, что нашло свое отражение в улучшении инвестиционного климата, динамичном росте освоенных краем объемов инвестиций.

В 2011 году произошли существенные изменения в части законодательного регулирования инвестиционных процессов в крае.

Принят Закон Хабаровского края от 23 ноября 2011 г. N 130 «О государственной инвестиционной политике в Хабаровском крае» и ряд подзаконных актов. Распоряжением Губернатора края от 10 сентября 2011 г. N 591-р определен инвестиционный уполномоченный в Хабаровском крае. Постановлением Правительства края от 29 февраля 2012 г. N 33-пр утвержден Порядок принятия решения об изменении сроков уплаты налога на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в краевой бюджет, и региональных налогов в форме инвестиционного налогового кредита. Постановлением Правительства края от 22 марта 2012 г. N 69-пр утвержден Порядок рассмотрения и отбора инвестиционных проектов в целях признания их приоритетными инвестиционными проектами. Сформирована и обновляется в постоянном режиме база данных по инвестиционным проектам и предложениям края. С целью привлечения средств частных инвесторов для реализации проектов в социальной сфере и в области развития инфраструктуры Правительством края разработан план мероприятий по развитию государственно-частного партнерства.

Инвестиционные риски субъектов хозяйствования связаны с сохранением и возможным усугублением ряда проблем, сдерживающих развитие инвестиционных процессов:

1) для с/х отрасли:

— специфические особенности сельскохозяйственного производства (природно-климатические условия территории, сезонность производства, неравномерность поступления сельскохозяйственной продукции на рынок);

— отсутствие финансовых средств на освоение новых брендов и продвижение продукции;

2) для строительной отрасли:

— в муниципальных образованиях не завершены работы по планировке и межеванию территории, по разработке комплексных программ развития инженерной инфраструктуры;

— низкая эффективность межведомственного взаимодействия по предоставлению под строительство земельных участков, отсутствие законодательно установленного механизма по их формированию, в результате этого значительно увеличиваются сроки оформления прав на земельные участки под строительство объектов;

Читать статью  НПФ «Достойное БУДУЩЕЕ» выплатил пенсионерам почти 1,6 миллиардов рублей

3) для топливной промышленности:

— значительные капиталовложения, необходимые для строительства АЗС, емкостей для хранения нефтепродуктов и транспортной инфраструктуры к ним;

— ограниченность земельных участков для размещения АЗС, обеспечивающих их эффективную работу;

4) для транспорта:

— низкие темпы развития транспортной инфраструктуры;

— низкая эффективность деятельности резидентов;

— низкая конкурентоспособность по сравнению с портами Дальнего Востока при привлечении сильных резидентов и грузопотоков.

инвестиционный политика риск хабаровск

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Государственное регулирование инвестиционной деятельности в России. Анализ инвестиционных процессов в Хабаровском крае. Определение проблем и проектирование мер по улучшению инвестиционного положения в районе. Сетевая модель реализации проекта.

курсовая работа [78,8 K], добавлен 31.03.2010

Понятие и конъюнктура инвестиционного рынка. Оценка инвестиционного рынка Украины. Показатели оценки и прогнозирование инвестиционной привлекательности отраслей экономики. Проблемы инвестиционной политики в индустриальной экономике переходного типа.

контрольная работа [23,8 K], добавлен 30.11.2010

Исследование сущности инвестиционной привлекательности и её составляющих. Анализ рейтингов инвестиционной привлекательности Краснодарского края за рассматриваемый период. Характеристика основных инвестиционных проектов, предлагаемых в настоящее время.

курсовая работа [636,8 K], добавлен 12.09.2013

Понятие, цели и задачи инвестиционной политики государства, ее содержание и принципы реализации. Оценка инвестиционных вложений в Россию на современном этапе. Характеристика основных факторов инвестиционной привлекательности РФ и перспективы ее усиления.

контрольная работа [32,3 K], добавлен 28.11.2011

Теоретико-методологические основы принятия инвестиционных решений в регионе. Состояние и тенденции развития инвестиционно-инновационных процессов в формате регионального рынка. Направления инвестиционной политики в Ростовской области и ее перспективы.

дипломная работа [492,7 K], добавлен 10.07.2010

Теоретические основы изучения инвестиций и инвестиционного климата в РФ. Сущность и экономическое содержание инвестиционной политики государства. Характеристика основных факторов, влияющих на вложение иностранных инвестиций в российскую промышленность.

курсовая работа [403,4 K], добавлен 09.11.2010

Понятие инвестиций, их экономическая сущность. Региональная инвестиционная деятельность. Характеристика инвестиционных возможностей. Анализ инвестиций в основной капитал. Зарубежное инвестирование в экономической деятельности Ставропольского края.

дипломная работа [905,4 K], добавлен 25.12.2008

Курсовая работа: Процесс формирования инвестиционной политики на примере Хабаровского края

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Долговременный подъем российской экономики на современном технологическом уровне возможен лишь в одном случае — при реанимации инвестиционного процесса, ибо прописная истина гласит: без инвестиций нет экономического роста.

Переход к регулируемым рыночным отношениям должен коренным образом изменить инвестиционную политику государства с целью усиления его воздействия на инвестиционный процесс посредством финансово-кредитных рычагов, т.е. с помощью налогов, налоговых льгот, норм ускоренной амортизации и ее индексации, учетной ставки банковского процента, субсидий из бюджета жизненно важным отраслям народного хозяйства.

Эффективная инвестиционная политика должна охватывать как государственные инвестиции, так и создание благоприятного инвестиционного климата для частных инвесторов.

Без инвестиций невозможно реализовать задачи по структурной перестройке экономики, повысить технический уровень производства и конкурентоспособность отечественной продукции, как на отечественном, так и на мировом рынках.

Одним из важнейших факторов экономического роста являются инвестиции. Либерализация российской экономики, однако, сопровождается общим спадом производства и инвестиционной активности.

В условиях дефицита бюджета, финансовой нестабильности российского рынка, недостатка оборотных средств предприятий произошло как резкое уменьшение бюджетных ассигнований, средств отечественных инвесторов, так и удорожание кредитных источников капиталовложений.

Обновление производственного потенциала также сдерживается и неэффективной налоговой политикой. Поэтому в современных условиях важно стимулировать приток иностранных инвестиций, которые могут помочь решить две задачи — ослабить дефицит капиталов внутри страны и способствовать внедрению в производство передовых технологий.

Помочь государству в преодолении экономического кризиса призваны инвестиции. Инвестиций предназначены для поднятия и развития производства, увеличения его мощностей, технологического уровня.

Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна, прежде всего тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов.

Российский рынок — один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги.

При этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.

Анализ изученных источников и литературы . Проблемы необходимости формирования инвестиционной политики нашли свое отражение в утверждении Программы комплексного социально-экономического развития Хабаровского края на 2007-2010 годы, а также в работах Авдотьева А.Р. «Иностранные инвестиции в России: тенденции и перспективы», Бекларяна Л.А., Сотский С.В. «Анализ инвестиционной привлекательности проекта с учетом региональной инвестиционно-финансовой политики» и д.р.

Целью данной работы является исследование процессов формирования инвестиционной политики на примере Хабаровского края.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач :

1. рассмотреть теоретические основы формирования инвестиционной политики;

2. рассмотреть формирование инвестиционной политики на примере Хабаровского края;

3. рассмотреть сетевую модель реализации политики;

В качестве объекта исследования в работе выступает Хабаровский край.

В качестве предмета исследования в работе выступает инвестиционная политика края.

При написании работы были использованы методы: группировка, сравнение.

Теоретико-методологической основой и эмпирической базой исследования стали источники литературы и статистическая информация.

Хронологические рамки исследования – 2000-2010 годы.

Практическая значимость работы. По мнению автора, в рамках работы проведено исследование проекта по внедрению программы комплексного социально-экономического развития Хабаровского края на 2000-2010 годы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие инвестиционной политики

Инвестиции (капитальные вложения) — это совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство, основных фондов всех отраслей народного хозяйства. [8, с.98]

Инвестиции — относительно новый для нашей экономики термин.

Инвестиционная политика, которой придерживается государство имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных.

Именно она формирует так называемый инвестиционный климат страны, поэтому правительство России оказывает ей огромное внимание, однако на данный момент инвестиционная политика нашего государства ещё слаба, что обусловлено в основном незащищённостью расходов бюджета на инвестиционные цели, бюджетные средства расхищаются или направляются не на те цели, на которые направлялись. [8, с.75]

Инвестиционная политика, которой придерживается государство имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат страны, поэтому правительство России оказывает ей огромное внимание, однако на данный момент инвестиционная политика нашего государства ещё слаба, что обусловлено в основном незащищённостью расходов бюджета на инвестиционные цели, бюджетные средства расхищаются или направляются не на те цели, на которые направлялись. [18, с.148]

Инвестиционной политики в нашем государстве до недавнего времени уделялось достаточно внимания, однако уже сейчас государство начало понимать всю важность правильной инвестиционной политики и, что самое важное, начало предпринимать шаги в нужном направлении, и последние два-три года наблюдаются некоторые сдвиги в изменении инвестиционной политики государства, постепенно ликвидируются структурные перекосы в экономике России, стабилизировался курс рубля, снижаются процентные ставки. Но государство понимает, что снижение инфляции и процентных ставок не дадут автоматического эффекта в виде роста инвестиций и производства. Это прежде всего связано с двумя факторами: [13, с.76]

1. С неготовностью получателей инвестиций — предприятий к эффективному освоению средств, в первую очередь из-за низкого качества управления;

2. С неготовностью инвесторов вкладывать капиталы в не реформированные предприятия по причине как высоких рисков (незащищённость прав собственности, значительный риск невозврата средств из-за плохого управления), так и невозможности более или менее адекватно определить сам уровень риска (непрозрачность финансового состояния предприятия, ликвидность предприятий, их инвестиционная деятельность).

Поэтому правительство России предполагает ввести следующие изменения в инвестиционной политике нашей страны:

— создать условия для рыночной оценки активов предприятий. Кроме очевидных преимуществ для инвесторов, связанных с рыночной оценкой акций, это позволит предприятию формировать более рациональную стратегию в отношении использования собственных активов;

— внести изменения в амортизационную политику, направленные на ее либерализацию, повышение степени свободы реформированных предприятий при выборе методов амортизационной политики (использование ускоренной амортизации, нелинейных методов амортизации, в том числе метода уменьшающегося остатка с применением удвоенных амортизационных норм, метода суммы лет, специальной первоначальной амортизационной скидки), упрощение и укрупнение норм амортизации. Одновременно, по мере решения проблемы оборотных средств, будет осуществляться более жесткий контроль за целевым использованием амортизационных отчислений;

— последовательная децентрализация инвестиционного процесса путём развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;

— государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций;

— размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе;

— усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета;

— совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций;

— значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов.

Среди первоочередных мер необходимо назвать также и прямое государственное участие в инфраструктурных проектах народно-хозяйственного значения и их финансовое стимулирование посредством предоставления налоговых льгот или налогового кредита, вмешательство государства в инвестирование первичных отраслей и магистральной инфраструктуры. [15, с.98]

1.2 Государственное регулирование инвестиционной деятельности в России

Само понятие инвестиционной деятельности было впервые законодательно определено только в 1991 году. Несмотря на значительное количество выпущенных к настоящему моменту документов, далеко не все аспекты инвестиционной деятельности нашли отражение в нормативных актах — пока лишь намечены основные направления инвестиционной политики государства. [7, с.94]

Развитие инвестиционных процессов напрямую зависит от состояния законодательной базы как на уровне Российской Федерации, так и ее субъектов.

В России за последние годы принят ряд законодательных актов, призванных улучшить предпринимательский и деловой климат в стране (Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц», Земельный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» и другие). [16, с.93]

Читать статью  Деноминация рубля: аналитика, прогнозы экспертов

Вместе с тем законодательная база Российской Федерации по-прежнему неполна и противоречива.

Основополагающие законы, регулирующие инвестиционную деятельность в Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», характеризуются различиями в трактовке определений, отсутствием реальных правовых норм и их декларативностью. Затрудняет работу и отсутствие четкого разграничения полномочий между органами государственной власти.

Бездействующим остается Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» в части гарантирования деятельности субъектов инвестиционной деятельности, требующей установления четких и понятных принципов осуществления государственной поддержки инвестиционной деятельности. [11, с.153]

Не получил должного развития механизм предоставления государственных гарантий Правительства Российской Федерации за счет бюджета развития Российской Федерации. В 2003 году было приостановлено действие Федерального закона «О бюджете развития Российской Федерации».

Одним из наиболее высоких барьеров на пути инвестиций в России является чрезмерная усложненность процедуры согласования технико-экономических обоснований и проектов строительства, а также получения разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов. [6, с.78]

Сдерживающим является и отсутствие федерального закона «О свободных экономических зонах», определяющего единый подход и критерии создания свободных экономических зон в субъектах Федерации.

Созданная в предыдущие годы система свободных экономических зон поставила в неравные условия отдельные субъекты Российской Федерации и не стимулировала рост инвестиционной активности на этих территориях.

Отмена в 2002 году льгот по налогу на прибыль в части средств, направляемых на осуществление капитальных вложений, явилась серьезным препятствием для дальнейшего развития большинства предприятий. Инвестиционная льгота по прибыли являлась основным стимулом капитальных вложений. [17, с.92]

Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности отражены в статье 10 федерального закона «Об инвестиционной деятельности».

Регулирование инвестиционной деятельности в законе формулируется следующим образом: проведение инвестиционной политики, направленной на социально-экономическое и научно-техническое развитие, обеспечивается государственными органами, республик в составе РФ, местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции.

2. ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ХАБАРОВСКОГО края

2.1 Анализ инвестиционных процессов в Хабаровском крае

Хабаровский край расположен на Дальнем Востоке Российской Федерации на территории 788,6 тыс.км2 (4,6% площади России).

Хабаровский край — один из самых крупных регионов РоссийскойФедерации. Его площадь составляет 12,7 процента — Дальневосточного экономического района. Территория края простирается с севера на юг почти на 1800 километров и с запада на восток на 125 — 750 километров. Расстояние от его центра до Москвы по железной дороге — 8533 км, по воздуху — 6075 км.Край омывается водами Охотского и Японского (Татарский пролив) морей. Протяженность береговой линии (включая острова, крупнейшие из которых Шантарские)- 3390 километров.

Территория края на севере отстоит на 430 км от Северного полярного круга, а южная оконечность находится на параллели, проходящей севернее острова Хоккайдо и американского города Портленда и немного южнее Ростова-на-Дону.

Хабаровский край имеет общие границы со всеми административными единицами Дальнего Востока или, по крайней мере, выходы к ним. На Западе он граничит с Амурской областью, на северо-западе с Республикой Саха (Якутия), на севере – с Магаданской областью, на востоке- с Сахалинской областью, от которой его отделяют воды Татарского пролива, пролива Невельского и Амурского лимана, на юге- с Приморским краем и на юго- западе – с Китайской Народной республикой. Граница с Китаем проходит по реке Уссури, протоки Казакевичево, затем по Амуру. Протяженность ее составляет сотни километров. Граница Хабаровского края имеет выход в Тихий океан через Охотское море. Через основной морской порт Хабаровского края-Ванино осуществляются транспортно- экономические связи с Магаданской и Сахалинской областями. Экономико-географическое положение Хабаровского края очень своеобразно. С одной стороны, это наиболее отделенный от Центра России район, связи с которым очень затруднены: до сих пор единственным сухопутным путем остается Транссибирская магистраль, с другой стороны — это выход России к Тихому океану, к быстро развивающемуся сейчас Азиатско-Тихоокеанскому региону, где проживает более половины населения мира. Взаимосвязи между странами этого региона сейчас усиливаются, и России нежелательно оставаться в стороне от этого.

В соответствии с рейтингом инвестиционной привлекательности российских регионов за 2007-2008 годы, согласно исследованиям, выполненных рейтинговым агентством «Эксперт РА» (журнал «Эксперт» №49 от 15.12.2008), Хабаровский край, как и в предыдущие годы, вошел в группу регионов «пониженный потенциал – умеренный риск» (3В1). Среди регионов Дальневосточного федерального округа более высокая группа «Средний потенциал — умеренный риск» (2В) только у Республики Саха (Якутия).

Таблица 2.1 — Распределение Дальневосточных регионов по рейтингу инвестиционного климата в 2007-2008 годах

Группа инвестиционного климата

Республика Саха (Якутия)

Средний потенциал – умеренный риск (2В)

Пониженный потенциал – умеренный риск (3В1)

Незначительный потенциал — умеренный риск (3В2)

Пониженный потенциал – высокий риск (3С1)

Камчатский край Сахалинская областьЕврейская автономная область Чукотский автономный округ

Незначительный потенциал — высокий риск (3С2)

Низкий потенциал – экстремальный риск (3D)

Хабаровский край среди регионов Дальнего Востока удерживает лидерство по уровню интегрального риска, имеет самый низкий средневзвешенный индекс риска (1,111), среди 85 субъектов Российской Федерации занимает 51 место. Край обладает третьим уровнем инвестиционного потенциала в округе после республики Саха (Якутия) и Приморского края, а среди 85 субъектов Российской Федерации находится на 28 позиции.

Существенные изменения за 2007-2008 гг. произошли по законодательному риску (улучшение показателя на 30 позиций с 34 до 4 по Российской Федерации и первое место среди регионов ДФО). Весьма важной законодательной новацией стало принятие законов и разработка региональных стратегий (программных документов) на долгосрочную перспективу приоритетного развития территорий и создание особых экономических зон. В Хабаровском крае утверждена особая портовая зона Морской порт «Советская Гавань». На 7 позиций улучшился ранг по финансовому риску (с 57 до 50), край имеет самый низкий финансовый риск среди 9 субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ.

В новых условиях (мировой финансовый кризис), по мнению экспертов, особую актуальность для инвесторов приобретает ответ на вопрос об устойчивости региональных финансов. Данное понятие экспертами было впервые введено при определении рейтинга регионов 2007-2008гг. Сопоставление финансового потенциала и финансового риска, а также динамики риска позволило распределить регионы по категориям «частного» рейтинга финансовой устойчивости. Условно регионы распределены на 4 класса – Класс «А» — высокая надежность, Класс «В» — удовлетворительная надежность Класс «С»- низкая надежность и Класс «D» — неудовлетворительная надежность. Каждый Класс поделен на 3 группы: позитивная динамика, нейтральная динамика и негативная динамика.

Таблица 2.2 — Финансовая устойчивость Дальневосточных регионов по рейтингу инвестиционного климата в 2007-2008 годах

Класс финансовой устойчивости

Республика Саха (Якутия)

Класс «В» -удовлетворительная надежность

Класс «С» — низкая надежность

Камчатский край Чукотский автономный округ

Класс «Д» — неудовлетворительная надежность

Еврейская автономная область

Хабаровский край, по результатам рейтинга финансовой устойчивости регионов России, вошел в Класс «В» — удовлетворительная надежность, нейтральная динамика. По мнению экспертов, это характеризует его, как регион более высокой финансовой устойчивости, обладающий большими шансами выхода из финансового кризиса, чем другие Дальневосточные регионы.

Основополагающей задачей Правительства Хабаровского края по развитию инвестиционных процессов на территории края является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения отечественных и иностранных инвестиций.

В рамках реализации поставленной задачи за последние годы Правительством края проведена большая работа в этом направлении.

В основу развития инвестиционных процессов была положена Программа структурной перестройки экономики края (1995 г.) и принятая 1998 году «Инвестиционная программа Хабаровского края на 1998-2005 гг.». В рамках реализации поставленных программой задач: создана законодательная и нормативная база, регулирующая инвестиционную деятельность в крае, создано агентство по привлечению иностранных инвестиций, разработан механизм предоставления льгот и гарантий и др.

В 2000 году принят Закон Хабаровского края от 31.05.2000 № 219 «Об инвестиционной деятельности в Хабаровском крае». Принятие закона позволило урегулировать все основные положения инвестиционной деятельности в крае. Законом определены меры краевой государственной поддержки инвестиционной деятельности в крае, разработана система льгот и гарантий, в том числе правовых гарантий для субъектов инвестиционной деятельности.

В целях усиления инновационной деятельности, как важного фактора экономического развития края, повышения занятости и благосостояния населения, в 2000 году принят Закон Хабаровского края от 04.07.2000 № 222 «Об инновационной деятельности в Хабаровском крае».

В соответствии с Законом Хабаровского края от 10.11.2005 № 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае» для субъектов инвестиционной деятельности предусмотрены налоговые льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 27.04.2004 № 20-пр «Об утверждении положения о порядке исчисления и уплаты в бюджет арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Хабаровского края», предусмотрена льгота по арендной плате за земельные участки, находящиеся в собственности Хабаровского края.

В целях дальнейшего улучшения инвестиционного климата и развития инвестиционной деятельности в крае в 2003 году разработаны и утверждены постановлением Правительства Хабаровского края от 10.07.2003 г. № 13-пр «Основные направления инвестиционной политики Правительства Хабаровского края на 2003–2006 годы и до 2010 года», предусматривающие комплекс мероприятий направленных на укрепление положительных тенденций роста инвестиций, решения задач привлечения в край инвестиционных ресурсов, повышения их эффективности, создания в крае высокоэффективной экономической базы и развитой социальной сферы, обеспечивающей высокий уровень жизни и закрепление в крае экономически активного населения.

Для выработки стратегии и тактики инвестиционной политики, проведения отборов инвестиционных проектов, требующих государственной поддержки Правительства края создан Инвестиционный Совет при Правительстве края.

В крае создано Агентство по привлечению иностранных инвестиций, которое проводит работу по сопровождению иностранных инвесторов на всех стадиях реализации инвестиционного проекта, в том числе через структуры федерального центра.

Читать статью  Акции «Интер РАО» выросли на 2,5% на покупке российских активов Siemens

В целях формирования благоприятного инвестиционного климата, реализации механизма воздействия и координации деятельности органов государственной власти с представителями иностранного бизнеса, осуществляющими деятельность на территории Хабаровского края и Дальнего Востока, при Губернаторе Хабаровского края создан Консультативный Совет по иностранным инвестициям.

Основной задачей консультативного совета является оказание содействия созданию дополнительных возможностей для иностранных инвесторов по расширению инвестиционной деятельности, улучшению инвестиционного климата и уменьшению отрицательного воздействия на инвестиционную деятельность экономической ситуации, существующей на территории края.

В целях ознакомления потенциальных инвесторов с инвестиционными возможностями Хабаровского края ежегодно публикуются бизнес – справочники, перечни имеющихся инвестиционных проектов, создан «Путеводитель для иностранного инвестора в Хабаровском крае».

2.2 Определение проблем и проектирование мер по улучшению инвестиционного положения в районе

В Хабаровске расположены Генеральные консульства КНР, Японии отделение отдела Торгового советника при Посольстве КНДР, отделение Посольства Республики Беларусь и Представительство Министерства иностранных дел Российской Федерации.

В Хабаровске открыты представительские офисы таких всемирно известных компаний, как: «Мицуи», «Сумитомо», «Марубени», «Иточу» (Япония (Япония); «Асиана Эйрлайнз», «Эл-Джи Электроникс» (Республика Корея), «Катерпиллар», «Ди Эйч Эл» (Германия), «Глобал один» (Франция); «Майкрософт», «Интел», «Проктер энд Гэмбл» (США) и др.

Действует ряд программ, содействующих устойчивому развитию: Российско-Американский учебный центр, Японский центр, «Путь к успеху!» и другие.

Банковская система края обеспечивает функционирование основных финансовых механизмов инвестиционного процесса. Работают региональные банки (Далькомбанк, Региобанк), а также филиалы крупных российских банков (Банк ВТБ, Альфа-банк, Росбанк, Банк Москвы и др.). Большинство банков имеет корреспондентские отношения с крупными зарубежными банками.

На 01.01.2009 в крае действует 547 предприятий с иностранными инвестициями, в том числе 219 совместных предприятий, 282 предприятия со 100-процентными иностранным капиталом и 46 филиалов зарубежных компаний, которыми создано свыше 15 тысяч рабочих мест и обеспечивается 11,5% оборота всех краевых предприятий. Кроме того, в крае осуществляет деятельность 30 представительств иностранных компаний.

По состоянию на 1 января 2009 г. в экономику края поступило иностранных инвестиций на сумму 1,39 млрд. долларов США.

Только за 2004-2008 годы иностранные инвестиции в край составили 1048,3 млн. долларов, что в 3 раза больше, чем за 14-летний период с 1989 по 2003 годы.

Рис. 2.1 — Динамика поступления иностранных инвестиций в экономику Хабаровского края (млн. долл. США)

Как мы видим поступление иностранных инвестиций в экономику Хабаровского края в динамике за анализируемый период растет, при чем наибольшая сумма инвестиций наблюдалась в 2007 году, а в 2008 году сумма инвестиций снизилась на 8,6 млн.долл. США, что скорее всего связано с кризисом.

Рис. 2.2 — Распределение накопленных (на 1 января 2009 г.) иностранных инвестиций по странам

Рис. 2.3 — Распределение иностранных инвестиций по видам экономической деятельности за 2008 год

Наиболее привлекательные сферы для иностранного капитала – металлургическое производство, добыча полезных ископаемых, транспортирование по трубопроводам, лесное хозяйство и обработка древесины, транспорт, оптовая и розничная торговля.

Крупнейшие иностранные инвесторы Хабаровского края:

· Exxon Neftegas Limited (Багамские острова) – строительство экспортного нефтепровода и нефтеналивного терминала в п. Де-Кастри производительностью 12 млн. тонн нефти в год;

· Erste Bank (Австрия), Сommerzbank AG (Германия, Великобритания) – развитие и модернизация металлургического производства на ОАО «Амурметалл»;

· Stanmix Investment Limited (Кипр) – инвестиции в золотодобычу ЗАО «Многовершинное»;

· Rimbunan Hijau Group (Малайзия) – проект по созданию производства древесно-волокнистых плит МДФ;

· Tairiku Trading Co., Ltd. (Япония) – создано предприятие по производству пиломатериалов ООО «Ванино-Тайрику»;

Правительство Хабаровского края принимает активные меры для создания благоприятных условий для ведения бизнеса, приближенным к международным стандартам:

· в крае создано первое на Дальнем Востоке Агентство по привлечению иностранных инвестиций, решающее задачи продвижения среди потенциальных инвесторов информации о ресурсном, производственном потенциале Хабаровского края, возможностях для развития кооперации, сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых на территории края (www.fipa.khv.ru);

· регулярно поддерживаются прямые контакты с инвесторами, торговыми и дипломатическими представительствами России за рубежом;

· принят закон «Об инвестиционной деятельности в Хабаровском крае», устанавливающий единый правовой режим инвестирования для российских и иностранных инвесторов;

· действует Консультативный Совет по иностранным инвестициям при Губернаторе края в форме открытого диалога с иностранными инвесторами по проблемам текущей инвестиционной политики и устранению барьеров на пути развития сотрудничества;

· на постоянной основе проводятся международные форумы, конференции, визиты иностранных бизнес-миссий в край, презентации инвестиционного потенциала и инвестиционных проектов края за рубежом,

· на постоянной основе издаются и распространяются среди потенциальных инвесторов сборники «Инвестиционные проекты Хабаровского края» и «Путеводитель иностранного инвестора по Хабаровскому краю». Издания также представлены в мультимедийном формате на 6 языках – английском, китайском, корейском, японском, немецком, русском.

· разработаны и реализуются «Основные направления внешнеэкономической политики Правительства края на 2006-2010 гг., содержащие комплекс мероприятий по улучшению инвестиционного климата.

Льготы по налогам и платежам для субъектов инвестиционной деятельности в Хабаровском крае

В соответствии с законом Хабаровского края № 308 от 10.11.2005 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае» для субъектов инвестиционной деятельности в Хабаровском крае предусмотрены следующие льготы по налогам и платежам в части сумм, зачисляемых в краевой бюджет:

Налог на прибыль

Применение пониженной налоговой ставки 13,5% (обычная ставка – 17,5%):

· Субъектам инвестиционной деятельности, реализующим инвестиционные проекты по созданию производственных объектов, если выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (без учета НДС, акцизов и иных аналогичных товаров, платежей)), полученной при осуществлении деятельности на территории края за налоговый (отчетный) период составляет не менее 50 % к выручке, полученной за соответствующий период года, предшествовавшего году ввода в эксплуатацию объектов, созданных в рамках реализации инвестиционного проекта или если объем капитальных вложений при реализации инвестиционного проекта на территории края превышает 2 млрд. рублей (льгота предоставляется на расчетный период окупаемости, но не более 5 лет с момента вложения инвестиций).

· Для организаций, обособленных структурных подразделений организаций (лизингодателей), осуществляющих деятельность в области финансового лизинга по приобретению оборудования (предметов лизинга) в рамках реализации инвестиционных проектов по созданию производственных объектов на территории края за исключением объектов, которые используются при оказании посреднических услуг. Льгота применяется при исчислении налога на прибыль организации, если выручка (без учета НДС, акцизов и обязательных аналогичных платежей), полученная по договорам финансового лизинга, заключенным при реализации инвестиционных проектов соответствующих условиям, приведенным в статье 14 настоящего закона,, согласованных с Правительством края, и от реализации лизингового имущества на территории края, составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки (дохода от реализации) организации, полученной при осуществлении деятельности на территории края.

· Для субъектов инновационной деятельности, реализующих инновационные проекты по доведению новых технологий и научно-технических разработок до продукта, готового к применению в сфере материального производства на территории края (за исключением посреднических услуг) при условии, если выручка от реализации услуг по реализации указанных проектов составляет более 70 процентов выручки (дохода от реализации) организации.

· Для организаций, осуществляющих деятельность по производству и реализации продукции, товаров, работ и услуг (за исключением посреднических услуг), при условии фактического использования в течение календарного года прибыли в размере не менее суммы, высвобожденной от уплаты налога, на финансирование капитальных вложений непроизводственного назначения по объектам, включенным в краевой заказ.

Налог на имущество

Применение пониженной ставки 1,1% (2,2% обычная ставка).

Для субъектов инвестиционной деятельности — в отношении имущества, созданного (возведенного, приобретенного, реконструированного, введенного) в рамках реализации инвестиционного проекта на территории края, за исключением имущества, предназначенного для оказания брокерских и иных посреднических услуг.

Право исчислять налог по налоговой ставке в размере 1,1 % предоставляется на расчетный срок окупаемости, установленный инвестиционным проектом, но не более трех лет со дня ввода в действие объектов, созданных в рамках реализации инвестиционного проекта.

Субъекты инвестиционной деятельности, зарегистрированные и осуществляющие деятельность в области финансового лизинга на территории края, имеют право воспользоваться налоговой ставкой в размере 1,1 %, если в соответствии с договором финансового лизинга, заключенным в рамках реализации инвестиционного проекта на территории края, предмет лизинга, переданный лизингополучателю, учитывается на балансе лизингодателя.

Арендная плата за землю

В соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 27.04.2004 N20-пр «Об утверждении положения о порядке исчисления и уплаты в бюджет арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Хабаровского края», при использовании земельных участков, находящихся в собственности края, по созданию производственных объектов в рамках реализации согласованных с Правительством края инвестиционных проектов на период окупаемости инвестиционных проектов или на период строительства, но не более трех лет ставка арендной платы уменьшается в 5 раз (коэффициент 0,2) по сравнению с общепринятой в крае ставкой для проведения строительно-монтажных работ (коэффициент 1,0).

Освобождение от таможенной пошлины и НДС

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №883 от 23.07.1996 г. не взимаются таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость на оборудование, ввозимое в качестве вклада в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями.

В практике защиты инвестиций в Российской федерации используются письменные гарантии правительства и федеральных ведомств Российской Федерации, а также гарантии субъектов федерации. Гарантия Правительства Хабаровского края имеет имущественное обеспечение за счет средств краевого инвестиционного фонда и активов залогового фонда. Гарантии предоставляются инвесторам на конкурсной основе под заемные средства для реализации инвестиционных проектов. Залоговый фонд представляет собой имущество или имущественные права, принадлежащие на праве государственной собственности Хабаровскому краю.

Хабаровский край — один из самых крупных регионов РоссийскойФедерации. Его площадь составляет 12,7 процента — Дальневосточного экономического района. Территория края простирается с севера на юг почти на 1800 километров и с запада на восток на 125 — 750 километров. Расстояние от его центра до Москвы по железной дороге — 8533 км, по воздуху — 6075 км.Край омывается водами Охотского и Японского (Татарский пролив) морей.Протяженность береговой линии (включая острова, крупнейшие из которыхШантарские)- 3390 километров.

В соответствии с рейтингом инвестиционной привлекательности российских регионов за 2007-2008 годы, согласно исследованиям, выполненных рейтинговым агентством «Эксперт РА» (журнал «Эксперт» №49 от 15.12.2008), Хабаровский край, как и в предыдущие годы, вошел в группу регионов «пониженный потенциал – умеренный риск» (3В1). Среди регионов Дальневосточного федерального округа более высокая группа «Средний потенциал — умеренный риск» (2В) только у Республики Саха (Якутия).

Хабаровский край среди регионов Дальнего Востока удерживает лидерство по уровню интегрального риска, имеет самый низкий средневзвешенный индекс риска (1,111), среди 85 субъектов Российской Федерации занимает 51 место.

3. СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

В рамках данного раздела рассмотрим сетевую модель проекта содействие правительства Хабаровского края в управлении деятельностью по инвестиционной политики Хабаровского края.

http://knowledge.allbest.ru/finance/2c0b65625a2bd78a5d43b88521316d26_0.html
http://www.bestreferat.ru/referat-243920.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: