Оглавление
Инвестиционная стратегия Камчатского края до 2020 года (стр. 1 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 |
Инвестиционная стратегия Камчатского края до 2020 года
Раздел 1 Инвестиционный потенциал Камчатского края. 5
1 Оценка и анализ стратегически значимых количественных и качественных характеристик экономики региона на момент принятия стратегии, доступных ресурсов ее развития. 6
1.1. Прогнозный сценарий развития мировой и российской экономики. 6
1.2. Динамика и структура инвестиций в Камчатском крае. 10
1.3. Оценка и анализ тенденции развития отраслей – инвестиционных приоритетов 20
1.4. Анализ доступных ресурсов инвестиционного развития. 89
2 Анализ текущего состояния инвестиционного климата региона в восприятии основных групп инвесторов. 116
2.1. Получение проектного финансирования. 117
2.3. Подключение к инженерной инфраструктуре. 119
2.4. Налоговые и таможенные процедуры.. 120
3 Анализ форм государственной поддержки инвестиционной деятельности Камчатского края 121
3.1. Система государственной поддержки инвестиционной деятельности крупного и среднего бизнеса. 121
3.2. Система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства 126
3.3. Инвестиционный совет в Камчатском крае. 129
3.4. Оценка соответствия инвестиционного климата Камчатского края требованиям Стандарта по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. 130
4 SWOT-анализ инвестиционной привлекательности Камчатского края. 132
4.1 Сильные стороны.. 133
4.2 Слабые стороны.. 135
4.3 Возможности. 137
Раздел 2 Стратегические ориентиры инвестиционного развития Камчатского края. 140
1. Стратегические цели, задачи и ключевые показатели эффективности инвестиционного развития Камчатского края. 141
1.1. Цели и задачи Инвестиционной стратегии. 141
1.2 Целевые индикаторы выполнения инвестиционной стратегии. 145
2 Определение основных направлений развития региона и ключевых факторов повышения инвестиционной привлекательности. 152
2.1. Общая схема инвестиционной системы Камчатского края. 152
2.2. Рыбопромышленный комплекс. 162
2.3. Топливно-энергетический комплекс. 169
2.4. Горнодобывающая промышленность. 179
2.6 Сельское хозяйство и пищевая промышленость. 194
3 Разработка и описание мероприятий, направленных на улучшение инвестиционной привлекательности Камчатского края. 198
3.1. Совершенствование системы управления инвестиционным процессом.. 198
3.2. Совершенствование регионального инвестиционного законодательства. 207
3.2. Разработка региональных программ и проектов, направленных на улучшение инвестиционного климата, либо внесение изменений в действующие в регионе программы (реализуемые проекты) 216
3.4. Создание и развитие инфраструктуры для осуществления инвестиционной деятельности 229
3.5. Повышение информационной открытости инвестиционного процесса. 240
3.6. Определение источников и механизмов привлечения инвестиций в регион. 248
3.7. Совершенствование механизмов сотрудничества органов государственной власти Камчатского и органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае 253
3.8. Реализация в регионе иных законодательных инициатив, структурных реформ и прочих мероприятий, выполнение которых позволит достигнуть поставленные в Стратегии цели 259
4. Перечень приоритетных комплексных инвестиционных проектов Камчатского края 270
5. Общая схема бизнес-процесса привлечения инвестиций на территорию Камчатского края 273
Раздел 3 Ожидаемые результаты и механизм реализации Стратегии. 279
1 Оценка ресурсного обеспечения Стратегии по источникам и объемам финансирования по годам, а также направления расходов. 280
2. Определение ожидаемых социально-экономических результатов реализации Стратегии с указанием целевых индикаторов реализации Стратегии в целом и по годам реализации. 284
3. Разработка механизма реализации Стратегии и порядка осуществления контроля за ходом ее реализации, определение графика точек планового контроля исполнения Стратегии и графика периодов обязательного пересмотра Стратегии. 286
3.1. Цели и методы управления реализацией Стратегии. 286
3.2. Субъекты и система управления реализацией инвестиционной стратегии. 291
4. Определение порядка предоставления отчетности об исполнении Стратегии. 296
5. Оценка рисков для реализации Стратегии и оценка рисков, препятствующих привлечению инвестиций в регион. 302
Раздел 4 Дорожная карта по реализации Стратегии. 305
Приложение 1. Блок-схема «Модельный процесс привлечения инвестиций в регион и взаимодействия с инвесторами». 325
Приложение 2. Перечень инвестиционных проектов Камчатского края с источниками финансирования 347
АСИ – агентство стратегических инициатив
АТР – Азиатско-Тихоокеанский регион
АТЭС – Азиатско-Тихоокеанский экономическое сотрудничество
БАТМ — большой автономный траулер морозильный
ВВП – внутренний валовой продукт
ВБР – водно-биологические ресурсы
ВИЭ – возобновляемый источник энергии
ВИЭМС – Всероссийский институт экономики минерального сырья и недропользования
ВЛ – высоковольтная линия
ВНИИ – всероссийский научно-исследовательский институт
ВРП – валовой региональный продукт
ВЭС – ветряная электростанция
ВЭУ – ветроэнергетическая установка
ГДЭС – газо-дизельная электростанция
ГеоЭС – геотермальная электростанция
ГОК – горно-обогатительный комбинат
ДВиЗ – Дальний восток и Забайкалье
ДФО – дальневосточный федеральный округ
ДЭС – дизельная электростанция
ЕС – Европейский союз
ИВПП – искусственная взлетно-посадочная полоса
КамчатНИРО – Камчатский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии
КГУ – краевое государственное учреждение
КЛТ 40-С – реактор для плавучей атомной электростанции
КРС – крупный рогатый скот
КСР – коллективные средства размещения
КЭС – конденсационная электростанция
ЛРЗ – лососевый рыбный завод
ЛЭП – линия электропередач
Мингео – министерство геологии СССР
МСП – малое и среднее предпринимательство
НПК – научно-производственная компания
ОАО – открытое акционерное общество
ООПТ – особо охраняемые природные территории
ПАТЭС – плавучая атомная теплоэлектростанция
пгт – поселок городского типа
ПЭС – приливная электростанция
РАО ЭС Востока – акционерное общество «Энергетические системы Востока»»
Росстат – федеральная служба государственной статистики
РК – рыбная компания
РКЗ – рыбоконсервный завод
РП – рыболовецкое предприятие
СЭС – солнечная электростанция
ТЭК – топливно-энергетический комплекс
УМП ОПХ – унитарное муниципальное предприятие опытное показательное хозяйство
УРУТ – удельный расход условного топлива
ФГУП – федеральное государственное унитарное предприятие
ФЗ – федеральный закон
ФСТ – федеральная служба по тарифам
Раздел 1
Инвестиционный потенциал Камчатского края
1 Оценка и анализ стратегически значимых количественных и качественных характеристик экономики региона на момент принятия стратегии, доступных ресурсов ее развития
1.1. Прогнозный сценарий развития мировой и российской экономики
Базисом для оценки перспектив инвестиционного развития Камчатского края в данной стратегии является прогноз Министерства экономического развития Российской Федерации, представленный в Сценарных условиях долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. Согласно прогнозу наиболее сильное влияние на экономику страны в предстоящее десятилетие окажут тенденции, представленные в левом столбце таблица 1.1. Все они окажут прямое влияние на состояние экономики Камчатского края.
Тенденции, определяющие экономическое развитие Российской Федерации в долгосрочной перспективе, и их влияние на экономику Камчатского края
Влияние на экономику Камчатки
1. Адаптация к изменению динамики мировой экономики и спроса на углеводороды
В основном варианте прогноза Министерства экономического развития Российской Федерации средняя мировая цена на нефть в годах составит 115 долл. за баррель. Рост мирового спроса на углеводороды предполагается за счет быстрорастущих экономик АТР. С одной стороны, это усиливает экономические предпосылки для развития на камчатском шельфе добычи углеводородов, что может радикально изменить топливно-энергетический баланс региона и сформировать новую экспортно-ориентированную отрасль. С другой стороны, умеренный рост цен на энергоносители в среднесрочной перспективе усилит давление цен на привозное топливо, на издержки бизнеса на Камчатке. Это способствует продолжению усилий по снижению доли ввозимых углеводородов в энергетике региона
2. Усиление зависимости платежного баланса и экономического роста от притока иностранного капитала и состояния инвестиционного климата
Поддержание устойчивого платежного баланса в Российской Федерации предусматривает рост несырьевого экспорта. По стране в целом он должен повыситься к 2030 году почти в 15 раз, до 330- 340 млрд. долларов США. Необходимый объем поддержки развития промышленности для достижения поставленных целей — до 1% ВВП. Для Камчатского края эта задача актуальна в той же степени, что и для Российской Федерации в целом. В структуре экспорта региона наибольшую долю занимает мороженная и живая рыба, а значит это экспорт, близкий к сырьевому. Учитывая высокий приоритет движения экспорта вверх по цепочкам добавленной стоимости для страны в целом, а также формируемые инструменты государственной поддержки промышленного производства в верхних технологических переделах, одной из ключевых задач инвестиционного развития Камчатки должно стать привлечение инвестиций в развитие переработки биоресурсов и усиление других экспортных отраслей.
Продолжение таблицы 1.1
3. Исчерпание имеющихся технологических заделов в ряде высоко — и средне-технологичных отраслей экономики при усилении потребности в активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста
Технологическая модернизация бюджетоформирующих отраслей – важнейшая задача для Камчатки. Инновационные разработки в рыбопромышленном кластере и, в первую очередь, в сфере аквакультуры позволят улучшить состояние морских экосистем и повысить экономическую эффективность в отрасли. Принципиальным для Камчатского края направлением глобального инновационного тренда являются перспективные технологии хранения (аккумулирования) и дальней транспортировки электроэнергии. В настоящее время данное направление активно развивается в США, Южной Корее и других странах. Камчатский края является одним из наиболее заинтересованных регионов в том, чтобы Россия также участвовала в этом процессе.
4. Необходимость преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт)
Низкий уровень развития транспортной инфраструктуры Камчатки и высокая стоимость электроэнергии тормозят привлечение инвестиций в регион. В анализируемом прогнозе предполагается увеличение расходов на развитие транспортной инфраструктуры из бюджета с 1,2% ВВП в 2010 году до 2-2,1% в 2030 году. Даже пропорциональный рост инвестиций в транспортную инфраструктуру Камчатки позволит существенно улучшить инвестиционный климат региона.
5. Сокращение населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров
Усиление кадровой проблемы предъявляет требования к технологической модернизации, направленной на повышение производительности труда, в ключевых отраслях региона. Это означает, что стратегической задачей является активизация внутреннего инвестиционного процесса в регионе, стимулирование инвестиций в развитие уже существующего бизнеса. Технологическая конкурентоспособность компаний как работодателей может стать на Камчатке одним из ведущих факторов инвестиционной привлекательности для внешних инвесторов.
7. Усиление конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках при значительном сокращении ценовых конкурентных преимуществ из-за опережающего роста заработной платы, энергетических издержек и укрепления курса рубля
Камчатский край обладает меньшими по сравнению с Россией в целом конкурентными ценовыми преимуществами, что связано с высокими тарифами на электроэнергию и повышенной нагрузкой на работодателей в связи с северными надбавками к заработной плате и социальными преференциями (увеличенным отпуском). В этой связи для Камчатки особенно важно концентрироваться на привлечении инвестиций, способствующих повышению производительности труда и уровня заработной платы, в частности, в развитие премиального сегмента продукции и услуг в профильных отраслях, в первую очередь в рыбопромышленном комплексе.
Источник информации: прогноз Министерства экономического развития Российской Федерации и аналитика Центра стратегических разработок.
Министерством экономического развития Российской Федерации в качестве целевого варианта долгосрочного прогноза рассматривается инновационный умеренно-оптимистичный сценарий развития экономики, который характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста и укреплением позиций России в мировой экономике. Сценарий предполагает создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса.
При этом предполагается существенное повышение параметров эффективности экономики: энергоемкость валового внутреннего продукта по отношению к 2010 году снизится в 2020 году на 26%, производительность труда возрастет в 2020 году в 1,6 раза к 2010 году и в 2030 году, соответственно, в 2,5 раза.
Среднегодовые темпы роста российской экономики прогнозируются на уровне 4,4%, без учета эффекта возможных кризисных шоков в мировой экономике. При указанных предпосылках российская экономика будет развиваться быстрее мировой и ее доля повысится к 2020 году до 3,2-3,5%, мирового ВВП (3,0% в 2010 году).
Ежегодные темпы роста экономики Камчатского края в годах составили 4,1%, что близко к средним показателям по регионам Российской Федерации, но на 1,2% ниже, чем в среднем по регионам Дальнего Востока. Это определяет основную развилку для сценариев прогноза экономического роста Камчатского края – инерционный сценарий развития региона предполагает сохранение среднероссийских темпов роста, а целевой сценарий – наращивание темпов не ниже средних по регионам Дальнего Востока.
1.2. Динамика и структура инвестиций в Камчатском крае
Потребности экономики Камчатского края в инвестиционных ресурсах велики, что определяется высоким инвестиционным потенциалом территории, а также связано с высокими показателями недоинвестирования в предшествующие периоды (прежде всего, в 1990-е годы). За период годов динамика инвестиций в основной капитал в регион была положительной, по темпам сопоставимой с Россией в целом, но несколько менее интенсивной, чем по Федеральному округу (рисунок 1.1). Однако кризис региону преодолеть до конца не удалось: по итогам 2011 года отмечается спад инвестиционной активности.
Источник информации: расчеты Центра стратегических разработок по данным Росстата.
Рисунок 1.1. Динамика инвестиций в основной капитал за период гг. (2000 г. = 100%)
По объему инвестиций на душу населения Камчатский край длительный период находился в середине списка регионов Российской Федерации с существенно более низкими объемами инвестиций по сравнению с общероссийскими показателями. С 2009 года регион резко переместился вверх по этому рейтингу, чему, главным образом, способствовали капиталоемкие инфраструктурные проекты. В 2011 году Камчатский край занимает 14-е место в России (без учета ценовых различий регионов), но одно из последних мест среди регионов Дальнего Востока. Особое значение для инвестиционной деятельности на Камчатке имеет учет коэффициента удорожания капитальных затрат, введение которого резко занижает показатели Камчатского края по сравнению с другими регионами Российской Федерации в силу особых географических условий. Удорожание происходит из-за необходимости проведения антисейсмических мероприятий, использования завозных стройматериалов, обязательств учитывать северный коэффициент в затратах на оплату труда специалистов и т. д. Это требует значительно больших затрат инвестиционных ресурсов на единицу введенных фондов и произведенной продукции.
Характер инвестиционного процесса отражает доля инвестиции в ВРП. То что данный показатель находится в интервале 25-30%, характеризует качественный рост при условии отсутствия «неэффективных» инвестиций в виде накачивания экономики государственными вложениями в «стратегические» отрасли. Превышением 20-процентного рубежа характеризуются такие страны как Япония и Канада. В других развитых странах небольшая доля инвестиций в ВРП в определенной степени компенсируется эффективностью вложений – в инновационные и технологичные отрасли. Схожая в некоторой степени с российской отраслевая структура вложений характерна для Китая, однако, их «неэффективность» сбалансирована количественно.
Состояние же инвестиций в Камчатском крае пока не удовлетворяет ни одному из условий (рисунок 1.2). Несмотря на то, что с 2008 года это соотношение увеличивается и по итогам 2010 года составило 32,1%, структуру инвестиций нельзя назвать оптимальной. Таким образом, дальнейшее стимулирование инвестиционного процесса необходимо.
Источник информации: расчеты Центра стратегических разработок по данным Росстата.
Рисунок 1.2. Динамика доли инвестиций в валовом региональном продукте Камчатского края
В структуре инвестиций значительную (немногим менее 30% в среднем) роль играют бюджетные средства, что характерно в целом для всех регионов Дальнего Востока. Анализ структуры источников финансирования за период годов показывает ее неустойчивость, что вполне характерно для регионов с низкой инвестиционной активностью. В отдельные годы структура инвестиций резко меняется, и объем инвестиций резко уменьшается. Доля собственных средств за этот период снизилась с 31,9% до 15%. По итогам 2011 года ниже доля собственных средств была только в Приморском крае, что было связано с подготовкой к саммиту АТЭС-2012, а также в Еврейской автономной области, где причины в целом схожи с Камчатским краем (рисунок 1.3).
Начиная с 2006 года, отмечается значительное увеличение инвестиций из федерального бюджета при крайне незначительных объемах кредитов банков и заемных средств. В 2011 году расширилась доля федерального и регионального бюджета при сокращении прочих инвестиций (в первую очередь, инвестиции и ).
Источник информации: расчеты Центра стратегических разработок по данным Росстата.
Рисунок 1.3. Структура источников финансирования инвестиций в основной капитал за период годов
Значительный рост «прочих» инвестиций, который прослеживается во второй половине 2000-х – начале 2010-х годов, связан с реализацией проекта перевода местной энергетики на газовое топливо по программе газификации регионов Российской Федерации. Начиная с 2008 года, были введены в строй 392 км магистрального газопровода, 29,4 км межпоселкового газопровода, 196 переходов через водные преграды и более 300 км подъездных дорог.
В связи с большой долей в инвестициях бюджетных средств отраслевая структура их вложений также имеет свои особенности.
Источник информации: расчеты Центра стратегических разработок по данным Росстата.
Рисунок 1.4. Отраслевая структура инвестиций в основной капитал за период гг.
Наибольший объем инвестиций приходится на инфраструктурные отрасли: транспорт и связь, в отдельные годы — на производство и распределение электроэнергии, газа и воды (рисунок 1.4.). В 2007 году существенно возрос объем инвестирования в строительство за счет выделения средств из федерального бюджета на строительно-восстановительные работы в поселке Корф, пострадавшем от землетрясения весной 2006 года. В 2008 году объем инвестирования установился на уровне – 2-3%. Часть проектов, связанная со строительством, принадлежит виду деятельности «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг в этой области». По этому виду деятельности средства направляются на выполнение краевой инвестиционной программы по сейсмоусилению и строительству нового безопасного жилья. Например, по итогам 2010 года затраты на строительство нового микрорайона г. Петропавловск-Камчатский и сейсмоусилению существующего жилищного фонда были освоены в размере 2,0 млрд. рублей. В сравнении с регионами Дальнего Востока структура инвестиций в Камчатском крае весьма типична – инфраструктурные (транспорт и энергетика) и сырьевые (горнодобывающая промышленность и геологоразведка) отрасли экономики. В 2011 году продолжилась реализация инвестиционного проекта «Газоснабжение Камчатского края: 1-я очередь — газоснабжение г. Петропавловска-Камчатского».
Существенную долю в структуре занимают инвестиции в государственное управление и обеспечение военной безопасности, в том числе и в жилищное строительство по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Ведущими направлениями федерального инвестирования являются программа по переселению граждан из ветхого аварийного жилищного фонда (работы по сейсмоусилению жилых домов и строительству группы сейсмостойких жилых домов), софинансирование автодорожного строительства.
В сферах гостиничного и ресторанного бизнеса, в оптовой и розничной торговле, сельском, охотничьем и лесном хозяйствах, а также в сфере предоставления коммунальных, персональных и иных услуг следует отметить низкую активность инвесторов. Негативные тенденции в перечисленных группах отчасти связаны с их невысокой капиталоемкостью, но главной причиной является их низкая инвестиционная привлекательность (исключением является гостиничный и ресторанный бизнес, где остро ощущается нехватка инвестиционных ресурсов).
Для Камчатки характерно недоинвестирование лидирующих в ВРП секторов реальной экономики (рисунок 1.5.). В первую очередь, это касается рыболовства, рыбоводства и обрабатывающей промышленности (90% которой – это пищевая промышленность с высокой долей рыбопереработки). На рыболовство, которое занимает около 20% в ВРП края, приходится лишь 3% инвестиций. Обрабатывающая промышленность составляет порядка 8% в ВРП, но получает лишь 3% инвестиций. Сельское хозяйство, занимая в среднем 3,5% в ВРП, получает 0,8% инвестиций. Максимальная разница в долях – у туристического сектора. Вид деятельности «гостиницы и рестораны» занимает в ВРП 1,2%, но инвестиций на него приходится менее 0,05%. Наиболее сбалансированы доли в ВРП и в инвестициях у горнодобывающей промышленности, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды. В распределении инвестиционных ресурсов особо выделяется транспорт (37%), что, прежде всего, связано с капиталоемкими и высокозатратными проектами, реализуемыми в отрасли, а также операции с недвижимостью (в частности, геологоразведка). Эта диспропорция между вкладом отраслей в ВРП и их долей в структуре инвестиций частично обусловлен тем, что большая часть инвестиций (около 60%) это бюджетные инвестиции, которые преимущественно направляются на развитие инфраструктуры.
Источник информации: расчеты Центра стратегических разработок по данным Росстата.
Рисунок 1.5. Отраслевая структура инвестиций в сравнении с отраслевой структурой ВРП в среднем за период годы
Для полной и объективной оценки инвестиционной активности в Камчатском крае необходимо отметить цели, на которые направляются инвестиции (рисунок 1.6), и факторы, сдерживающие инвесторов (рисунок 1.7).
Источник информации: расчеты Центра стратегических разработок по данным Росстата.
Рисунок 1.6. Распределение организаций по оценке целей инвестирования в основной капитал
Целями инвестирования организаций в регионе являются замена изношенной техники и оборудования, увеличение производственных мощностей, автоматизация и механизация существующего производственного процесса. В меньшей степени инвестиции направляются на охрану окружающей среды, а также развитие предприятий с расширением номенклатуры продукции, создание новых рабочих мест. Таким образом, основная часть инвестиционных вложений связана с простым воспроизводством и модернизацией ранее созданных фондов, хотя в последние годы наметилась активная тенденция к созданию новых производств, в первую очередь в сфере рыбопереработки.
Источник информации: расчеты Центра стратегических разработок по данным Росстата.
Рисунок 1.7. Распределение организаций по оценке факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность
К ведущим факторам, сдерживающим инвестиционную активность, относятся недостаток собственных финансовых средств, сложный и дорогой механизм получения кредитных ресурсов.
В настоящее время наблюдается недоинвестирование иностранного капитала в экономику Камчатского края. При сопоставлении динамики иностранных инвестиций в экономику края и инвестиций в основной капитал предприятий Камчатского края в целом можно сделать вывод о том, что темпы роста иностранных инвестиций отстают от инвестиций в основной капитал, а также о том, что доля иностранных инвестиций в общих инвестициях в основной капитал постоянно снижается (за исключением 2008 года, который непоказателен, так как по сути средства, указанные как иностранные инвестиции в этом году, являлись затратами на геологоразведку):
График 1. Доля иностранных инвестиций в Камчатский край в величине инвестиций в основной капитал в динамике
Источник информации: Камчатский статистический ежегодник-2012.
Динамика поступлений иностранных инвестиций и их укрупненных групп (прямые и прочие инвестиции) в экономику края приведена на следующем графике:
График 2. Динамика иностранных инвестиций в Камчатском крае в гг.
Источник информации: Камчатский статистический ежегодник-2012.
Как видно из вышеприведенного графика, структура иностранных инвестиций на протяжении всего рассматриваемого периода представлена в большей степени прочими инвестициями, то есть инвестициями на возвратной основе (торговые и прочие кредиты).
Несмотря на то, что в 2011 году объем прямых иностранных инвестиций значительно вырос (на 91% по сравнению с 2010 годом), нет определенной положительной динамики, характер их поступления остается хаотичным.
Анализ структуры иностранных инвестиций по видам экономической деятельности показывает, что практически все инвестиции распределены между тремя группами: рыболовством, добывающими отраслями и операциями с недвижимостью, предоставлением услуг:
Таблица № 1. Структура иностранных инвестиций на территорию Камчатского края по видам экономической деятельности в динамике, %
Наименование вида экономической деятельности/год
http://pandia.ru/text/78/105/98.php