Оглавление
Инвестиции в человеческий капитал — виды, особенности + ряд функций вклада в личность
Инвестиции в общем понимании — это вложение денег во что-то с целью получить прибыль через определенное или неопределенное время. В данном случае целью вклада будет личность. Сущность инвестиций в человеческий капитал — это средства, направленные на обучение и развитие индивидуума, повышение профессиональной квалификации и поддержание его здоровья.
Вложения такого вида имеют несколько другое значение, чем размещение активов в откровенно материальные ценности. Помимо чьего-то личного обогащения, здесь есть огромная социальная составляющая. Рынок труда, наполненный успешными, образованными и перспективными специалистами в состоянии вывести экономику на новый уровень, тогда как малообразованный, хилый по медицинским показателям социум – прямой путь к феодальному строю. Эту разницу легко заметить, если сравнить страны третьего мира, экономика которых направлена на добычу ископаемых, обширную агропромышленную деятельность, и развитую Европу, где все больше прав и свобод получает личность.
Сегодня мы зарабатываем благодаря этим фондам:
Особенности инвестирования в человеческий капитал
- Получение прибыли ограничивается сроком жизни или реальной трудоспособности субъекта.
- Чем раньше начнут поступать активы, тем быстрее наступит срок окупаемости.
- В зависимости от способностей индивидуума, доходность от его деятельности имеет предел, достигнув которого она плавно пойдет на спад.
- Не все вклады можно расценить как инвестиции.
- Характер вложений ограничен рядом особенностей: исторической, национальной, культурной.
- Общество, состоящее из успешных и целеустремленных личностей — наиболее перспективно в развитии. Инвестиции в личность обещают своему обладателю высокий доход, а общественность получает высококлассного специалиста.
- Это долгосрочные вложения, но с регулярной прибыльностью. Которая, в свою очередь, будет сохраняться на протяжении 20-25 лет в случае инвестирования в образование, и всей жизни объекта — в здоровье.
Окупаемость инвестиций в человеческий капитал считается довольно высокой при правильном выборе объекта
Ряд функций вклада в личность
Что включает в себя инвестирование в человеческий капитал:
- Регулирующая функция — коррекция воспроизводства человеческого капитала, управление темпами роста, напрямую связанного с ключевыми отраслями промышленности, уровнем экономики, социальной атмосферой в обществе. Инвестиции в индивидуума в этом случае социально значимый фактор, влияющий на все сферы жизни в масштабах страны.
- Воспроизводственная функция — рециркуляция непрекращающегося процесса восполнения человеческого, трудового, образовательного капиталов.
- Распределительная функция — напрямую зависит от поставленных обществом задач, государственных приоритетов и ценностей. Разделяет плоды инвестиций между собственниками и сферами производства, регулируя межличностные и межслоевые отношения в обществе.
- Дифференцирующая функция — следит за спросом на человеческие инвестиции, в зависимости от общественных и производственных потребностей.
- Стимулирующая функция — с ходом времени инструменты инвестирования меняются, здесь важно постоянное обновление, для выгодного вложения активов. Использование устаревших технологий снизит доходность от инвестирования.
- Информационная функция — собирает данные о потребностях тех или иных инвестиций, необходимых инструментов, статистические данных о заработной плате, уровне социальной жизни и прочие показатели.
В скором времени инвестиции в человеческий капитал окупятся и начнут приносить плоды
Виды инвестиций в человеческий капитал
Человеческий капитал — это запас благ, при накоплении которого до определенного уровня появляется доходность.
Какие виды вкладов бывают:
- Образовательные расходы (имеется в виду общее, среднее, специальное образование).
- Здравоохранение: профилактические меры, медицинские расходы, нормальные жилищные условия.
- Мобильность, позволяющая людям свободно перемещаться, выбирая более оплачиваемую и потому более доходную работу.
Наиболее значимые инвестиции: в образование и здравоохранение. Они позволяют добиться высокого качества знаний, повышая стоимость человеческого капитала. Вклад в высшее образование способствует формированию высококлассных специалистов , деятельность которых в совокупности в силах повлиять на общее благосостояние нации и уровень экономики в целом.
Инвестиции в образование можно разделить на:
- Формальные: общее, специальное и высшее образование, соответствующие установленным нормам. Профессиональные курсы, повышение квалификации и прочие, сопряженные с трудовой деятельностью.
- Неформальные — самообразование: чтение, спорт, искусство, хобби.
Состояние здоровья субъекта также влияет на его работоспособность и на сохранность человеческого капитала
Есть еще одна, упрощенная классификация видов инвестиций в человеческий капитал:
- Вещественные, воплощенные в людях. Это те материальные ценности, которые напрямую потрачены на формирование начального человеческого капитала, не включающие расходы на образование.
- Невещественные, воплощенные в людях. Это непосредственно знания, полученные индивидуумом, данные ему в школе, институте, на работе.
- Вещественные, не воплощенные в людях. Сюда относятся материальные инструменты инвестиций: здания, машины, сооружения, участвующие в образовании и здравоохранении субъекта. Например, поликлиника, стоматологический кабинет с оборудованием. Здание университета с кабинетами, классами, партами и прочим.
- Невещественные, не воплощенные в людях. Информационные базы, технологии, обучающие курсы, созданные для обучения субъекта.
При дальнейших инвестициях показатель прибыльности растет, но имеет определенный предел
Главными инвесторами в человеческий капитал выступают:
- Государство. Его роль велика и оно использует разные меры воздействия. К этому относятся обязательное среднее образование, медицинские осмотры и прививки. Чтобы на выходе получить образованных и здоровых граждан, будущих налогоплательщиков. Чем больше доход отдельного индивидуума, тем больше налога он сможет привнести в казну государства.
- Негосударственные общественные фонды. Для ведения общественной деятельности также нужны особые навыки, которые и являются вкладом в данном случае. Это касается различных политических, религиозных и прочих организаций.
- Отдельные предприятия. Здесь имеется в виду обучение на производстве, чтобы будущий работник четко соответствовал необходимым требованиям работодателя. При этом зачастую происходит инвестирование в здравоохранение в виде трудовой страховки, а также различные премии и поощрения, вырабатывающие в сотруднике приверженность к предприятию, так называемый корпоративный дух. Так, работник будет чувствовать себя защищенным, трудиться в комфортных условиях, не помышляя о смене места работы.
- Домохозяйства. Индивидуальное инвестирование.
- Международные фонды.
- Образовательные учреждения.
В наше время личность является главной ценностью и на ее развитие следуют обратить пристальное внимание
«За» и «против» инвестиций в человеческий капитал
Отрицательные стороны
Это инвестиции, от которых нельзя получить отдачи. Криминал, нездоровый образ жизни, тунеядство — когда ни один из инвесторов не получает дивидендов от своих затраченных ресурсов. Почему так случается? Низкая культура, менталитет, отсутствие этики труда, культуры предпринимательства — все это негативно сказывается на результате вложений.
Риски инвестиций в человеческий капитал связаны с неэффективным вложением в отдельного индивидуума знаний , которые он не способен использовать. Это отсутствие разграничения возможности людей на усвоение информации, знаний, малоэффективная мотивация.
Положительные
Подразумевают отдачу в виде развития отдельных людей и общества в целом. Прогресс экономики и науки, улучшение благосостояния и здоровья нации. Отдача начнется не сразу, а после накопления определенного потенциала. Здесь, в противовес тунеядцам, можно поставить трудоголиков . Именно их подвиги способны количественно и быстро менять экономическую ситуацию.
Не секрет, что инвестиции в личность, это инертная составляющая
Вложение в личность в РФ
Инвестиции в человеческий капитал в России, примеры их мы рассмотрим чуть ниже. А в общем, как обстоит ситуация в нашей стране?
Развитые страны, как показали исследования, для получения больших возможных прибылей от инвестирования в индивидуума, вкладываются в образование и здравоохранение нации. При этом некоторые страны, в том числе и России, сильно заблуждаются относительно своего уровня развития и идут другим путем. Это главная причина для модернизации образовательного прогресса.
Именно в личностный рост стоит вкладывать активы , размещение которых будет намного доходнее, нежели в физические ценности.
Эта стратегия далека от модели развитого общества. При больших инвестициях в обязательное школьное образование и бесплатную медицину, на деле, с большой поправкой на коррупцию и халатность на местах, получается совсем не тот эффект, который следовало бы ожидать. Низкий уровень образования, слабо мотивированные выпускники, малодоступная медицинская помощь.
Вместо качественного улучшения производственных условий, повышается норма эксплуатации живого труда, только более завуалированного. Игры монополий, инфляция, спекуляция цен на основные потребительские товары – все это ведет к расхищению национального богатства.
Для изменения ситуации нужно начать с заработной платы. Эта мера должна стать именной той самой инвестицией в субъект, необходимой для его развития, а не оценкой его деятельности. Доля оплаты труда – это г лавный показатель благосостояния нации . В развитых странах это не менее 55% от ВВП. На начало 90-х в нашей стране этот показатель был 23%, а в Штатах — 59%.
В данное время в России преобладает сырьевая направленность, в приоритете физический капитал, а вот личностное развитие игнорируется
В 2010 году зарплатная доля в ВВП составил все те же 22-23%, при этом социальные льготы, ранее компенсирующие низкую оплату труда, теперь отсутствуют. Вывод: труд в России не рентабелен .
В нашей стране есть определенный набор ценностей, приветствующий по исторически сложившимся причинам: патриотизм, сплоченность, альтруизм. В этом мы схожи с развитым обществом. Чтобы физические и материальные ценности дополняли друг друга, а общество стало развитым и прогрессивным, нужно обратить внимание на личность, на инвестиции в человеческий капитал.
Коваленко Сергей Александрович
Факультет компьютерных наук и технологий
Кафедра прикладной математики и информатики
Специальность «Экономическая кибернетика»
Моделирование оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал
Научный руководитель: к.э.н., доц. Гизатулин Артём Махмутович
Реферат по теме выпускной работы
Содержание
- Введение
- 1. Актуальность темы
- 2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты
- 3. Обзор исследований и разработок
- 4. Анализ методов оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал
- Выводы
- Список источников
Введение
Социально-экономическое развитие в начале нового тысячелетия характеризуется возрастающей ролью человеческого фактора.
Сегодня по-новому понимается роль человеческого капитала. Он выступает главным фактором повышения конкурентоспособности компании. В связи с этим, инвестиции в человеческий капитал являются неотъемлемым элементом успешного развития предприятия.
Подобно обычному капиталу, способности, знания, навыки человека имеют свойство накапливаться. При этом их формирование и развитие требует как от самого индивида, так и от общества в целом довольно значительных затрат времени, труда, материальных и финансовых ресурсов, то есть инвестиций. К ним относятся все виды затрат, которые могут быть оценены в денежной или иной форме, носят целесообразный характер, а также способствуют росту в будущем заработков человека.
1. Актуальность темы
Для оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал зачастую применяются общие методы оценки инвестиций. Такой подход не учитывает особенностей человеческого капитала, что приводит к некорректным результатам.
Человеческий капитал выступает в виде особого ресурса, в инвестировании которого заинтересованы все объекты хозяйственной деятельности. Т.о. актуальность оценки инвестиций в человеческий капитал выражается на всех 3х уровнях хозяйственной деятельности:
- На уровне фирмы: фирмы инвестируют в подготовку и переподготовку своих сотрудников с целью повышения производительности их труда, улучшения позиций на рынке (повышения конкурентоспособности) и максимизации прибыли;
- На уровне наемного работника: работники инвестируют в собственное будущее, оплачивая образование, проходя специальную подготовку или переподготовку, с целью повышения собственной привлекательности в глазах потенциального работодателя и, следовательно, более высокой оплаты своего труда;
- На уровне государства: государство инвестирует в человеческий капитал, тратя значительную часть национального дохода на развитие системы образования, социальные гарантии студентам, предоставляя кредиты и субсидии на получение образования.
2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты
Целью исследования является разработка имитационной модели оценки инвестиций в человеческий капитал, которая бы учитывала интересы объекта и субъекта инвестирования.
Основные задачи исследования:
- Выявление особенностей инвестирования в человеческий капитал.
- Анализ методов оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал.
- Разработка модели оценки эффективно инвестиций в человеческий капитал, устраняющей или минимизирующей недостатки уже существующих методов оценки.
Объект исследования : инвестиции в человеческий капитал.
Предмет исследования : методы оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал.
В качестве практических результатов, основанных на теоретических выводах, планируется получение коэффициентов, которые бы показывали эффективность инвестиций и для персонала, и для предприятия в целом.
3. Обзор исследований и разработок
В условиях научно-технической революции образовался дефицит высококвалифицированных кадров, и в 50-е годы центр тяжести исследований сместился с процессов использования имеющейся рабочей силы на процессы создания качественно новой рабочей силы. Структурные изменения в совокупной рабочей силе, интерес к факторам экономического роста и экономической динамике явились причинами возникновения и развития теории человеческого капитала. Истоки ее просматриваются в работах У. Петти, А. Смита, Д. С. Милля, Ж. Б. Сэя, Н. Сениора, Ф. Листа, И. Г фон Тюнена, У. Багехота, Е. Энгеля, Г. Сиджвика, Л. Вальраса, И. Фишера и других экономистов прошлых столетий. В 50-90-х годах XX в. эта теория сформировалась и развивалась в трудах Т. Шульца, Г. Беккера, Б. Вейсброда, Дж. Минцера, Л. Хансена, М. Блауга, С. Боулса, Й. Бен-Порэта, Р. Лейарда, Дж. Псахаропулоса, Ф. Уэлча, Б. Чизвика и др.
Оформление теории человеческого капитала приходится на конец 50-х и начало 60-х годов в США. На правах особого раздела она вошла во все западные учебники по экономике. У истоков ее стояли известные американские экономисты, представители так называемой «чикагской школы», – лауреаты Нобелевской премии Теодор Шульц и Гэри Беккер, Бартон Вейсброд, Джордж Минцер, Ли Хансен. Позднее большой вклад в ее разработку внесли Марк Блауг, С. Боулс, Йорам Бен-Порэт, Ричард Лэйард, Дж. Псахаропулос, Ф. Уэлч, Б. Чизвик и другие.
4. Анализ методов оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал
При оценке эффективности вложений в человеческий капитал предприятиям приходится сталкиваться с рядом проблем. Эти проблемы в определенной мере объясняются тем, что инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций:
- Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит от срока жизни его носителя (от продолжительности трудоспособного периода).
Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу. Но нужно иметь в виду, что более качественные и длительные инвестиции приносят более высокий и более долговременный эффект. - Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться. Износ человеческого капитала определяется, во-первых, степенью естественного износа (старения) человеческого организма и присущих ему психофизиологических функций, а во-вторых, степенью морального (экономического) износа вследствие устаревания знаний или изменения ценности полученного образования. Накопление человеческого капитала осуществляется в процессе периодического переобучения работника и накопления им производственного опыта. Если данный процесс осуществляется непрерывно, то по мере использования человеческого капитала его качественные и количественные (качество, объем, ценность) характеристики улучшаются и увеличиваются.
- По мере накопления человеческого капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а потом резко снижается.
- При формировании человеческого капитала имеет место «обоюдный множительный эффект». Его суть заключается в том, что в процессе обучения улучшаются и возрастают характеристики и способности не только у обучаемого, но и у того, кто обучает, что впоследствии приводит к росту заработков как первого, так и второго.
- Не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически необходимы. Например, затраты, связанные с криминальной деятельностью, не являются инвестициями в человеческий капитал, поскольку общественно нецелесообразны и вредны для общества.
- Характер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями. Так, уровень образования и выбор профессии детьми в значительной мере зависят от семейных традиций и уровня образования их родителей.
- По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества [1].
Одним из основных методов оценки эффективности инвестирования в человеческий капитал является экспертный подход. В рамках данного метода оцениваются как качественные характеристики конкретного работника, так и совокупность свойств человеческого (кадрового) потенциала. При большей объективности данной методики используются весовые коэффициенты. Порядок расчета включает в себя три стадии:
- Определение ключевых показателей, идентифицирующих вклад работника в капитал знаний предприятия.
- Установление весовых долей (коэффициент значимости) для каждого показателя, исходя из того, насколько часто каждый показатель проявляется у аттестуемого.
- Определение по бальной шкале для оценки каждого показателя [2].
Далее анализируются полученные результаты и определяется средний бал по каждому работнику. Данные значения сравнивают с эталонными, полученными эмпирическим методом (путем суммирования всех баллов по всем качественным показателям). Экспертный подход включает в себя различные модификации и является необходимым составляющим оценки человеческого капитала.
Как и большинство других существующих методов оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал, экспертный подход оценивает ситуацию лишь с одной стороны: в интересах только инвестора, но не учитывает предпочтений работника, или оценивает выгоду получаемую работников, не показывая эффективность от инвестиционной деятельности предприятия.
Для устранения данного недостатка в магистерской работе будет разработана имитационная модель, учитывающая интересы обоих сторон. На начальном этапе была разработана модель, направленная на учет морали работников, как показателя уровня удовлетворенности персонала при повышении уровня заработной платы, как одного из видов инвестиций в человеческий капитал (рис. 1).
Рисунок 1 – Модель оценки морали персонала
Уровень нормальной морали, которому стремится руководство предприятия, т.е. при котором работник показывает высокий уровень производительности труда и удовлетворен условиями труда. На данном уровне установлено начальное значение морали.
Результаты работы данной модели представлены на рисунке 2.
Уровень нормальной морали, которому стремится руководство предприятия, т.е. при котором работник показывает высокий уровень производительности труда и удовлетворен условиями труда. На данном уровне установлено начальное значение морали.
Рисунок 2 – Результаты работы модели оценки морали персонала фирмы
(анимация – 10 кадров, 3 цикла повторения, 374 Кбайта)
В начале своей деятельности предприятие работает себе в убыток, из-за этого наблюдается падение уровня морали. Но темп роста доходов выше, чем расходов, поэтому, начиная с 20го шага моделирования, доходы превышают расходы. За счет притока рабочей силы ещё больше повышается темп роста доходов, а, следовательно, и повышение заработной платы, что останавливает падение уровня морали.
Данная модель отображает влияние зарплаты, как одного из возможных видов инвестиций в персонал. Недостатком модели является её направленность лишь на удовлетворение потребностей персонала. Дальнейшие исследования будут направлены на улучшение модели для учета общей выгоды для предприятия, получаемой от инвестиционной деятельности, путем учета в модели оценок эффективности инвестиций. А также рассмотрения других видов инвестиций в человеческий капитал предприятия.
Выводы
Человеческий капитал является особым видом ресурса, особенности которого оказывают влияние и на инвестиционную деятельность в данной области. Ввиду этих особенностей будет неверным использование общепринятых методов оценки инвестиций.
Для получения более точных результатов необходимо моделирование с оценкой эффективности не только для инвестора, но и для персонала, в который осуществляется инвестиция. Для осуществления данной задачи на начальном этапе разработана модель оценки морали персонала предприятия. Дальнейшие исследования будут направлены на разработку имитационной модели, учитывающей интересы как персонала, так и руководства фирмы, и показывающей эффективность инвестиций в человеческий капитал предприятия.
При написании данного реферата магистерская работа еще не является завершенной. Готовый вариант работы могут быть получены у автора или его руководителя после декабря 2012года.
http://ebius.biz/investicii-v-chelovecheskij-kapital/
http://masters.donntu.org/2012/fknt/kovalenko_s/diss/index.htm