Сб. Ноя 27th, 2021

Изменения в строительном законодательстве. Что и как реформируется, а что – нет

Министерство архитектуры и строительства (МАиС) провело практическую конференцию «Реформа строительной отрасли РБ: итоги – 2019, новации – 2020». Наряду с производственными и экономическими вопросами строительной индустрии обсуждались вопросы правового регулирования, бухгалтерского учета и налогообложения.

Строительство относится к числу ключевых отраслей в республике, во многом определяет состояние экономики и решение социальных задач. Доля строительной индустрии в ВВП к 2025 г. должна быть на уровне не ниже 6%.

В отрасли проделана определенная работа по совершенствованию законодательной базы, регулирующей вопросы строительства на всех стадиях инвестиционного цикла, обеспечивающей устойчивое развитие и повышение эффективности деятельности организаций строительного комплекса.

Директива № 8

Результатом совещания, проведенного при участии Президента, явилась Директива № 8, определившая 5 основных направлений дальнейшего развития строительной отрасли:

1. Повышение эффективности ин­вестиционно-строительной деятельности, гарантии по реализации социальной политики.

2. Принятие мер по комплексному развитию территорий, повышению энергоэффективности возводимых объектов.

3. Обеспечение эффективности ор­ганизаций отрасли и их конкурентоспособности на внут­реннем и внешнем рынках.

4. Реализация цифровой трансформации белорусского стройкомплекса.

5. Обеспечение инновационного развития кадрового потенциала строительной отрасли.

В Директиве № 8 сформулированы основные задачи развития стройиндустрии, определены новые подходы, условия, требования.

В пер­вую очередь все предусмотренные новшества должны быть закреплены на законодательном уровне, регулирующем деятельность отрасли.

В связи с необходимостью приведения в соответствие со всеми нововведениями законодательства на сегодняшний день МАиС постоянно идет поиск оптимальных решений, принимаются новые нормативные правовые акты, вносятся изменения в действующее законодательство, ведется активная работа по разработке нормативных документов.

Контрактная стоимость

Запланированы изменения в постановление Совмина от 18.11.2011 № 1553 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 361» в части формирования контрактной стоимости объекта строительства.

Будет дано четкое определение контрактной стоимости и перечень случаев, когда последняя может изменяться (документ был направлен на согласование, но в настоящий момент возвращен на доработку, необходимы дополнительные согласования отдельных моментов с Минфином).

Строительные нормы и правила

Подписан Указ от 05.06.2019 № 217 «О строительных нормах и правилах». Он регулирует нормирование строительной деятельности. В развитие данного законодательного акта принято постановление Совмина от 07.08.2019 № 517, которым утверждены правила разработки строительных норм и правил, порядок их утверждения и применения.

В рамках этого нормативного акта поставлена задача до 01.01.2020 принять строительные нормы и строительные правила.

Принятые строительные нормы будут носить обязательный характер, а строительные правила – рекомендательный.

Сейчас активно ведется работа по пересмотру ТКП для того, чтобы перевести их именно в строительные нормы и строительные правила. Часть таких документов уже принята МАиС в октябре 2019 г.: утверждено 7 документов, которые регулируют отдельные направления строительной деятельности.

Также предусмотрено, что МАиС будет являться единым регулятором по строительным нормам и строительным правилам, т.е. нормировать всю строительную деятельность (ранее нормативы утверждались многими организациями МЧС, Минприроды, Госстандарта и т.д.). Все нормы должны быть в одном документе. Это также позволит исключить несоответствия в нормативных документах, принимаемых различными органами.

Закупки в строительстве

Указ от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» принят временно на два года. Он урегулировал вопросы, которые возникали в отношении закупок в строительстве.

В дальнейшем закупки будут регулироваться Законом о государственных закупках. МАиС пытался увеличить срок в силу специфики отрасли, предлагая принимать и далее специальные нормы, но принятые исключения будут действовать только в течение двух лет, через два года ­– Закон о госзакупках.

Нормативные сроки строительства

Большое внимание уделяется соблюдению нормативных сроков строительства, особенно в отношении жилья.

Подготовлен соответствующий Указ «О соблюдении нормативных сроков строительства жилых домов», который прошел все согласования и уже находится в Минюсте. Этим нормативным актом предписано возложение на местные исполнительные и распорядительные органы власти ответственности за ввод объектов в нормативные сроки, установлено обязательное заключение договора между исполкомами и застройщиками, в котором необходимо предусмотреть обязанность местных органов по предоставлению земельных участков и т.д. и ответственность застройщиков за соблюдение нормативных сроков строительства.

Запланированы и изменения в постановление Совмина от 15.09.1998 № 1450 «Об утверждении Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда» в части п. 17, в котором предусмотрено изменение сроков строительства (документ подготовлен, проходит необходимые согласования).

Изменять сроки строительства возможно будет только один раз, в исключительных случаях – при наличии веских причин, можно будет повторно рассматривать вопрос о продлении сроков строительства. При этом будет предусматриваться ответственность и определение виновного лица (застройщика или подрядчика) вплоть до замены застройщика, подрядчика, если по их вине срываются сроки строительства.

На сегодняшний день очень много обращений граждан в различные гос­органы связано именно с нарушением сроков строительства жилых домов.

Самовольное строительство

Необходимо исключить случаи самовольного строительства. Планируется внесение изменений в ряд законодательных актов, регулирующих данный вопрос. Предусмотрены изменения в ст. 223 ГК, в КоАП в части усиления ответственности за самострой (документ подготовлен и проходит необходимые согласования).

Кодекс об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности

Разработка Кодекса была предусмотрена п. 9.3 Декрета от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства». В основу документа был положен Закон от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь». Кодекс прошел публичное обсуждение, в ходе которого было получено большое количество предложений.

Документ доработан с учетом предложений, на сегодняшний день уже прошел необходимые согласования и в ближайшее время будет внесен на рассмотрение в правительство.

Проектная документация

Проблемой отрасли обозначено невыполнение норм Указа от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее – Указ № 26) в части разработки проектной документации.

Причем виновной стороной может выступать как заказчик, так и подрядчик.

Заказчики не выполняют требования Указа № 26, не предоставляют в полном объеме технические условия и все необходимые данные для проектирования, т.е. на стадии оформления заказа на разработку проектной документации не знают, что хотят получить на выходе.

Данную проблему пытались решить путем разработки требований по подготовке предпроектной документации.

Пока желаемого эффекта не достигнуто. Одна из причин – это желание предприятий сократить инвестиционный цикл строительства, совмещая две функции. МАиС не планирует вносить изменения в закрепленный порядок, будет настаивать на его исполнении и надеется, что получится переломить ситуацию.

С другой стороны, сегодня на рынке много проектных организаций, которые не отвечают современным требованиям. В этой части планируется усилить контроль за качеством проектов.

В качестве предложенных мер рассматриваются:

– введение страхования деятельности проектировщиков;

– аттестация, предложено проводить экзамены после обязательного обучения.

Пока эти предложения требуют всестороннего изучения.

Цифровая информатизация

Поставлена задача цифровой информатизации строительной отрасли. Подготовлен проект Указа «О цифровой трансформации и управлении жизненным циклом зданий (сооружений)», который проходит необходимые согласования. Указом предусматривается создание государственного строительного портала. Это целая система, включающая различные подсистемы, в которых будет представлен весь цикл строительной деятельности.

Предусмотрены следующие разделы:

– «Архитектура и градостроительство»;

– «Управление жизненным циклом объекта строительства»;

– «Ценообразование», т.е. все направления строительной деятельности.

На портале планируется реализовать отдельные элементы моделирования, создать базу элементов, которые выпускают предприятия строительной отрасли, причем не едино­временно, а постоянно ее обновлять и актуализировать. Ввести и разместить на портале стандарты к би-проектированию, моделированию. Это будет являться основой (базой) для использования в работе предприятиями отрасли.

Бухгалтерский учет

Обращаем внимание! Изменения в Инструкцию о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утв. постановлением МАиС от 14.05.2007 № 10, пока не планируются, поскольку не прошли согласования на уровне заинтересованных министерств.

Автор публикации: Подготовила по итогам конференции Ирина КЛЕЗОВИЧ

ВСЁ ПО ОДНОЙ ТЕМЕ.
РЕКОНСТРУКЦИЯ, МОДЕРНИЗАЦИЯ, ТЕХНИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ: КАК ОРГАНИЗОВАТЬ И ОФОРМИТЬ

Виды работ и услуг, относящиеся к строительной деятельности, определяются на основании:

1) проектной документации, разрабатываемой на возведение, реконструкцию , реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта, снос;

2) ТКП 45-1.04-206-2010 «Ремонт, реконструкция и реставрация зданий и сооружений. Основные требования по проектированию», утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.07.2010 № 267 (приложения А-Г) (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/252462/350125) (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 24.07.2017 № 04-2-02/9574 «Об отнесении видов работ и услуг к строительной деятельности»).

При этом вышеуказанное справедливо независимо от того , вошли ли рассматриваемые виды работ и услуг в перечень видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности, установленный постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.05.2011 № 17, либо в ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 05.12.2011 № 85.

Решение о начале строительной деятельности при реконструкции, модернизации принимается путем издания локального правового акта. Как правило, это приказ субъекта хозяйствования (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 01.08.2018 № 02-1-01/9734 «Об информировании» (далее — письмо № 02-1-01/9734)).

1. Что такое реконструкция, модернизация, в чем их отличие

Реконструкция объекта — совокупность работ, в том числе строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий, направленных на использование по новому назначению объекта и (или) связанных с изменением его основных технико-экономических показателей и параметров, в том числе с повышением потребительских качеств, определяемых техническими нормативными правовыми актами, изменением количества и площади помещений, строительного объема и (или) общей площади здания, изменением вместимости, пропускной способности, направления и (или) места расположения инженерных, транспортных коммуникаций (замена их участков) и сооружений на них (абзац 28 ст.1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Закон № 300-З)).

Модернизация (зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций) — совокупность работ и мероприятий, связанных с повышением потребительских качеств зданий, сооружений, коммуникаций, их частей и (или) элементов, с приведением эксплуатационных показателей к уровню современных требований в существующих габаритах (п.3.3.5 ТКП 45-1.01-4-2005 «Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Национальный комплекс технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства. Основные положения», утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.07.2005 № 172 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/164070/203187)).

Очень важен тот факт, что модернизация является видом реконструкции , проводимой в существующих габаритах зданий, сооружений, коммуникаций.

При модернизации может осуществляться изменение планировки без изменения назначения отдельных помещений, устройство встроенных помещений для лестничных клеток, лифтов, мусоропроводов, выполнение балконов, лоджий, замены отдельных видов несущих конструкций (стен, лестниц, перекрытий, покрытий), улучшение архитектурной выразительности здания, переустройство крыш, утепление и шумоизоляция зданий, оснащение недостающими видами инженерного оборудования или повышение его уровня, переустройство наружных сетей (кроме магистральных) (примечание к п.3.3.5 ТКП 45-1.01-4-2005).

2. Какие виды работ можно отнести к реконструкции и модернизации зданий и сооружений

Перечень основных видов работ, выполняемых при модернизации общественных зданий, приведен в приложении В к ТКП 45-1.04-206-2010.

Перечень основных видов работ, выполняемых при модернизации зданий и сооружений
1. Доведение всех элементов здания до современных нормативных требований по термическому сопротивлению (тепловая модернизация).
2. Устройство входов в здания для маломобильных групп населения.
3. Переустройство крыш (совмещенных — на чердачные, рулонных — на инверсионные и т. д.).
4. Устройство новых оконных проемов и отдельных входов в здание.
5. Переустройство систем отопления.
6. Переустройство вентиляции.
7. Переоборудование систем газоснабжения.
8. Оборудование системами холодного и горячего водоснабжения, наружным и внутренним противопожарным водопроводом, отоплением, канализацией, газоснабжением с присоединением к существующим магистральным сетям.
9. Устройство повысительных насосных станций, тепловых узлов, бойлерных.
10. Устройство установок пожарной автоматики, систем противодымной защиты и внутреннего противопожарного водопровода.
11. Перевод существующей сети электроснабжения на повышенные расчетные нагрузки с заменой всей сети электрооборудования.
12. Устройство слаботочных телефонных, радиотрансляционных сетей и сетей кабельного телевидения; установка дверных кодовых замков и домофонов.
13. Замена (модернизация) лифтов, влекущая изменение конструктивных решений лифтовой шахты, машинного отделения, количества остановочных пунктов, инженерного обеспечения.
14. Устройство систем молниезащиты, уравнивания потенциалов и системы АСКУЭ.
15. Работы, выполняемые при текущем ремонте, сопутствующие модернизации, либо работы, выполняемые при текущем и капитальном ремонт, сопутствующие модернизации

Дополнительно по теме:

Установка кондиционера: определяем вид работ и необходимые документы.

Меняем старые окна и двери на новые: определяем вид работ.

Перенос кондиционера — это строительные работы?

Замена окон в арендуемом помещении при модернизации или текущем ремонте: в чем разница.

К какому виду работ отнести работы по демонтажу охранной сигнализации в одном помещении и установке ее в другом?

Утепляется фасад административного здания, утепление проводится впервые. Эти работы можно отнести к капитальному ремонту, а не к тепловой модернизации?

В экспертизе говорят исключить замену светильников из проекта по модернизации здания и провести ее в рамках текущего ремонта. Можно ли отнести к модернизации замену люминесцентных светильников на светодиодные?

В здании нужно отремонтировать штакетное ограждение на железобетонных столбах. Можно ли отнести замену штакетных пролетов при ремонте на металлопрофиль к текущему ремонту?

В собственности организации находится помещение, сдаваемое в аренду. В 2019 году в помещении были возведены перегородки из гипсокартона от пола до потолка, установлены два роллета и дверь из МДФ, в результате чего одно большое помещение было поделено на три отдельных. В случае необходимости перегородки будут демонтированы. К какому виду работ относятся указанные работы: к модернизации либо к ремонту?

К какому виду работ отнести работы по установке новой системы отопления в административном здании (ранее отопление было панельное, то есть вмонтированное в стены): модернизация или капитальный ремонт?

В изолированном помещении планируется выполнить комплекс строительных работ, не затрагивающих несущие конструкции здания и связанных: с перемещением и перепланировкой вспомогательных помещений (административных, бытовых, складских) с сохранением их функционального назначения; переоборудованием систем отопления, переустройством вентиляции, переводом существующей сети электроснабжения на повышенные расчетные нагрузки; установкой нового технологического оборудования. Относится ли указанный комплекс строительных работ к модернизации?

Для модернизации основного средства инженеры прописали в предмете договора: «Ремонтно-строительные работы системы контроля. ». Есть мнение, что предмет договора неверный. Чем чревато неправильное определение предмета договора строительного подряда?

Коммерческая организация приобрела служебную квартиру. После покупки произвели полностью внутреннюю отделку: полы, потолки, стены, заменены все окна (на пластиковые), а также межкомнатные и входная двери. Эти работы следует отнести к модернизации или капремонту и увеличить стоимость квартиры или к текущему ремонту? Дефектный акт требуется в обоих случаях?

К какому виду инвестиционной деятельности нужно отнести следующие строительно-монтажные работы, проводимые на тепловой сети организации: замена участка стального теплоизоляционного трубопровода на трубы из сшитого полиэтилена с теплоизоляцией без изменения условного прохода; ремонт девяти тепловых узлов с заменой систем регулирования расхода тепловой энергии; замена приборов регулирования тепловой энергии и светильников тепловых узлов?

На этапе строительства жилого дома со встроенными помещениями помещение встроенного магазина было запитано от электросети жилого дома. В ходе эксплуатации данного магазина принято решение по новой траншее подвести отдельный кабель. К какому виду работ отнести данные работы?

На бухгалтерском учете предприятия имеется газопровод, в состав которого входит отключающее устройство (задвижка), расположенное в колодце. После окончания нормативного срока эксплуатации задвижки ее планируют заменить на шаровый кран подземной установки с выводом штока под ковер (с ликвидацией газового колодца). Данная замена относится к реконструкции газопровода, его модернизации, капитальному ремонту газопровода, текущему ремонту газопровода?

К какому виду работ: реконструкции или модернизации — относятся работы по демонтажу стеклянных перегородок, разделяющих коридорами изолированные помещения торгового центра?

3. Нужна ли разрешительная документация на реконструкцию и модернизацию зданий и сооружений

Реконструкция осуществляется на основании разрешительной документации (ст.21 Закона № 300-З).

Разрешительная документация при реконструкции на предоставленном земельном участке включает:
1) решение исполкома о разрешении проведения проектных и изыскательских работ, строительства объекта;
2) архитектурно-планировочное задание;
3) технические условия;
4) технические требования (подп.4.3 п.4 Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223, далее — Положение № 223)

Перечень объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.10.2006 № 1387 (далее — Перечень № 1387).

В состав Перечня № 1387 в том числе входят:

1) объекты ремонта (реконструкции) зданий, сооружений и благоустройства:

— на которых выполняются работы, отнесенные в соответствии с действующими техническими нормативными правовыми актами к работам по текущему ремонту зданий, сооружений и благоустройству;

— жилые помещения (квартиры) в эксплуатируемых многоквартирных жилых домах;

— отнесенные к пятому классу сложности, а также объекты, на которых выполняются аварийно-восстановительные работы (п.2);

2) объекты ремонта, реконструкции зданий (отдельных помещений), на которых выполняются работы, не затрагивающие несущей способности конструкций, кроме объектов, на которых предусматривается выполнение тепловой модернизации, и объектов капитального ремонта многоквартирных жилых домов, финансируемых полностью либо частично за счет бюджетных средств, а также платы за капитальный ремонт, вносимой в установленном законодательством порядке (п.4).

Далее органам государственного строительного надзора направляется уведомление о начале производства строительно-монтажных работ, за исключением объектов, на которых в соответствии с законодательством не осуществляется государственный строительный надзор (подп.1.4.3 п.1 перечня функций заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта по возведению, реконструкции, капитальному ремонту, реставрации и благоустройству объекта строительства, утвержденного постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.02.2014 № 4 (далее — Перечень № 4)).

Дополнительно по теме:

Модернизация торгово-административного здания: что входит в состав разрешительной документации.

Необходимо ли для проведения реконструкции объекта получать разрешение органов Госстройнадзора или достаточно уведомления о начале строительства?

Необходимо ли получение согласия участников совместного домовладения в праве общей собственности при реконструкции помещения.

Реконструкция: разбираемся в необходимом пакете разрешительной документации и разрешении на строительство.

Завершать реконструкцию объекта обязательно, если объект куплен на аукционе и это условие договора купли-продажи.

Является ли замена калитки контрольно-пропускного пункта с установкой турникетов на предприятии модернизацией и необходима ли разработка проектно-сметной документации? С какими надзорными органами необходимо ее согласовывать в случае необходимости?

Общество арендует у государственного органа часть капитального строения. У арендатора возникла необходимость в реконструкции указанных помещений. Все расходы по указанной реконструкции будет нести арендатор. В каких случаях арендатор может стать заказчиком указанной перепланировки, чтобы заключить договор строительного подряда, провести реконструкцию и принять объект в эксплуатацию?

В помещениях объекта установлены дополнительные потолочные светильники хозяйственным способом без привлечения средств бюджета. Можно ли данные работы отнести к модернизации, а затраты — на удорожание объекта, если нет разрешительных документов на производство модернизации?

4. Какая ПСД оформляется на реконструкцию и модернизацию зданий и сооружений

Реконструкция осуществляется на основе утвержденной предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка является обязательной, и проектной документации, в том числе сметы (сметной документации) (п.6 ст.51 Закона № 300-З).

Состав и содержание проектной документации на реконструкцию устанавливает ТКП 45-1.02-295-2014 «Строительство. Проектная документация. Состав и содержание», утвержденный приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.03.2014 № 85).

Объем и состав проектной документации, состав комплекта чертежей при выполнении работ по реконструкции (модернизации) объектов определяются в каждом конкретном случае заказчиком по согласованию с проектной организацией и устанавливаются в договоре на проектирование (п.4.9 ТКП 45-1.04-206-2010).

Проектная документация на реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений подлежит согласованию с заинтересованными организациями и рассмотрению в органах государственной экспертизы в установленном порядке.

При этом строительство, включая реконструкцию , ремонт, реставрацию, благоустройство, объекта (очереди строительства, пускового комплекса), а также выполнение видов, этапов, комплексов строительно-монтажных работ без наличия проектно-сметной документации, разработанной в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательными актами, либо по проектно-сметной документации, не прошедшей обязательную государственную экспертизу, либо по проектно-сметной документации, не утвержденной в установленном порядке, влекут наложение штрафа в размере до 50 БВ, а на юридическое лицо — от 20 до 300 БВ (ст.21.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП)).

Выполнение работ по модернизации без проектно-сметной документации является самовольным строительством .

Самовольное строительство жилых домов, производственных, хозяйственных, культурно-бытовых или иных строений и сооружений, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 БВ, на индивидуального предпринимателя — от 20 до 100 БВ, а на юридическое лицо — до 500 БВ (ст.21.12 КоАП).

Порядок определения сметной стоимости строительства объекта и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении устанавливает Инструкция, утвержденная постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.11.2011 № 51 (далее — Инструкция № 51).

Нормативы расхода ресурсов в зависимости от органов (организаций), их утверждающих, подразделяются на:

• производственные (п.4 Положения о порядке утверждения нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 (далее — Положение № 1553, постановление № 1553).

Общереспубликанские и ведомственные нормативы расхода ресурсов являются обязательными при составлении сметной документации и определении сметной стоимости строительства объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов , в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов).

В случае отсутствия общереспубликанских и ведомственных нормативов расхода ресурсов при составлении сметной документации на строительство объектов, указанных выше, могут применяться производственные нормативы расхода ресурсов (части первая, третья п.7 Положения № 1553).

По объектам, финансируемым из иных источников, заказчик (застройщик) самостоятельно определяет и устанавливает в задании на проектирование, какие нормативы расхода ресурсов (общереспубликанские, ведомственные или производственные) применяются при составлении сметной документации (часть вторая п.7 Положения № 1553).

Подробнее о порядке определения сметной стоимости и составления сметной документации см. здесь .

Дополнительно по теме:

Реконструкция здания без проектной документации.

Ответственность за отступление от утвержденного строительного проекта.

В здании осуществляется полная замена окон (модернизация). Обязательно ли делать проект?

Выполнение работ по модернизации без проектно-сметной документации — это самовольное строительство.

Реконструкция здания: что делать, если в проектной документации заказчиком указан предыдущий собственник.

Сельскохозяйственная организация хозяйственным способом за счет собственных средств хочет провести реконструкцию здания. С оформления каких документов нужно начать?

Проводится реконструкция здания, есть проект, есть желание пристроить к этому зданию еще одно помещение. Нужно делать новый проект либо вносить изменения в старый?

В здании (нежилом) планируется произвести демонтаж старой системы отопления с извлечением ее из стен и установить новую систему отопления с выносом на стены. К какому виду работ (текущий или капитальный ремонт, реконструкция, модернизация) относятся данные работы? Нужно ли разрабатывать проект? Нужно ли получать разрешение на производство строительно-монтажных работ?

Предприятие собственными силами планирует выполнять следующие работы: замена участка стального теплоизоляционного трубопровода на трубы из сшитого полиэтилена с теплоизоляцией без изменения условного прохода; ремонт нескольких тепловых узлов с заменой систем регулирования расхода тепловой энергии; замена приборов регулирования тепловой энергии и светильников тепловых узлов. Требуется ли проект на данные работы?

В организации проводится модернизация прилегающей территории, но в проект не вошла замена забора. Можно ли заменить забор без проекта и отнести замену к текущему ремонту?

Устройство перегородок из гипсокартона является модернизацией (устроены не до потолка)? Нужна ли ПСД на модернизацию в данном случае?

Относятся ли к текущему ремонту установка подоконников, устройство потолка (подвесного) и устройство перегородок из гипсокартона? Или это модернизация и надо оформлять ПСД? Если модернизация, то какие документы должна включать ПСД?

Разрабатывается проектно-сметная документация на модернизацию жилого корпуса дома-интерната. Источник финансирования — бюджетные средства. Какой процент на временные здания и сооружения необходимо применить: как для жилых домов или как для санаториев?

Какой административной процедурой должен руководствоваться исполком для принятия решения о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства при реконструкции нежилого помещения, предварительно выведенного из жилищного фонда, с изменением его целевого назначения, собственником которого является физическое лицо?

Организация планирует осуществить реконструкцию здания хозяйственным способом. Нужно ли составлять дефектный акт и если нет, то какие документы оформляются в таком случае?

Допустимо ли использование расценки сборника нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении на реставрационно-восстановительные работы по материальным историко-культурным ценностям при выполнении работ по реконструкции объекта, если состав работ расценки этого сборника полностью соответствует выполняемой работе, а в сборнике работ по реконструкции зданий и сооружений такой расценки нет?

Проектом реконструкции производственного объекта предприятия предусматривается демонтаж светильников во взрывозащищенном исполнении с лампами накаливания и осветительных щитов. После демонтажа и технической оценки демонтированного оборудования предприятие планирует использовать его на иных своих объектах или в качестве запчастей для имеющегося на предприятии аналогичного оборудования. В проектной документации указанное демонтированное электрооборудование должно классифицироваться как отходы?

Реконструкция общественного здания. Имеется проектная документация, прошедшая госэкспертизу. Сметная документация отсутствует. Каждая подрядная организация составляет сметы на те виды работ, которые планирует выполнять. Заказчик требует при составлении сметы на монтаж светильников учитывать стоимость светильников как оборудование. Заказчик планирует осуществить закупку светильников самостоятельно. Какие неблагоприятные последствия могут быть для подрядчика, который при составлении сметы отнес светильники к оборудованию, а не к материалам?

5. Когда проводится / не проводится госэкспертиза ПСД на реконструкцию и модернизацию

Работы по реконструкции и модернизации выполняются на основании проектной документации, прошедшей государственную экспертизу. После получения положительного заключения государственной экспертизы проектная документация на реконструкцию подлежит утверждению (п.40 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476).

Порядок проведения государственной экспертизы установлен Положением о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 № 791.

После получения положительных заключений государственных экспертиз проектная документация утверждается заказчиком.

Если в проектной документации на модернизацию зданий (отдельных помещений) приняты решения, не затрагивающие несущей способности конструкций , о чем должна быть сделана запись главным инженером проекта (главным архитектором проекта) , то эта документация не подлежит государственной экспертизе (п.4.4 ТКП 45-1.04-206-2010).

Дополнительно по теме:

Учреждение образования проводит работы по технической модернизации пожарной сигнализации в здании, находящемся в его оперативном управлении, за счет средств бюджета. С какими органами необходимо согласовывать разработанную проектную документацию? Нужна ли ее экспертиза?

Требуется ли прохождение государственной экспертизы по строительному проекту объекта модернизации — замена двух лифтов в общежитии?

6. Нужен ли аттестат соответствия на работы по реконструкции и модернизации

Наличия аттестата соответствия на выполнение функций заказчика, застройщика при реконструкции и модернизации не требуется (такой вид деятельности, как выполнение функций заказчика, застройщика исключен из перечня отдельных видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих) (приложение 1 к Положению об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252 (далее — Перечень № 252)).

Юридические лица могут либо самостоятельно выполнять функции заказчика, застройщика в строительной деятельности, либо заключить договор с организацией, имеющей аттестат соответствия на оказание инженерных услуг.

При этом в функции заказчика входят в том числе обязанности по осуществлению контроля и технического надзора за выполнением работ по договору строительного подряда самостоятельно или путем заключения договора с инженером (инженерной организацией) (подп.1.4.8 п.1 Перечня № 252).

Подрядчик обязан получить аттестат соответствия, если:

1) реконструируемое или модернизируемое здание (сооружение) первого — четвертого классов сложности;

2) выполняются работы, указанные в п.7 Перечня № 252.

Подробнее о порядке аттестации строительных организаций и их специалистов см здесь .

Дополнительно по теме:

Подрядная организация ранее осуществляла работы исключительно по текущему ремонту, поэтому ей не требовался аттестат соответствия. Теперь организация планирует выполнить работы по модернизации. Нужно ли ей проходить аттестацию?

Предприятие собственными силами планирует выполнять работы по модернизации тепловых сетей. Нужен ли предприятию аттестат и аттестованные специалисты?

Основная деятельность организации не связана со строительством. Необходимо провести реконструкцию здания. Нужно ли организации как заказчику строительства получать аттестат соответствия?

Определенные работы по переустройству и (или) перепланировке, требующие разработки проектной документации, могут выполняться только по договорам стройподряда с юридическими лицами или ИП, имеющими право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Каким документом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель подтверждают право на выполнение проектной документации строительных работ и осуществление технического надзора при переустройстве и (или) перепланировке в жилых и нежилых помещениях?

7. Какие процедуры закупки нужно провести при реконструкции и модернизации


7.1. Бюджетное финансирование

Закупка (работ, услуг) при реконструкции или модернизации, если они финансируются с привлечением полностью или частично бюджетных и приравненных к ним средств , осуществляется в соответствии с требованиями:

• Указа Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее — Указ № 223);

• Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88.

При стоимости работ 6 тысяч БВ и более обязательным является проведение подрядных торгов по выбору подрядчика (подп.1.4 п.1 Указа № 223).

Если стоимость реконструкции (модернизации) 6 000 БВ и более, то при выборе поставщиков надлежит руководствоваться подп.1.5 п.1 Указа № 223.

При стоимости каждого вида товаров (материалов) 3 000 БВ и более следует проводить торги, менее 3 000 БВ — торги либо переговоры (абзац 4 части первой подп.1.5 п.1 Указа № 223).

Дополнительно по теме:

Регламент работы конкурсной комиссии по проведению подрядных торгов (торгов, переговоров) за счет бюджетных средств (с комментариями).

Положение об организации и проведении переговоров на закупку товаров (работ, услуг) при строительстве объектов за счет бюджетных средств (с комментариями).

Приказ о создании конкурсной комиссии для постоянной работы по проведению подрядных торгов (торгов, переговоров), финансируемых за счет бюджетных средств, и определения их победителя (с комментариями).

Установка кондиционеров: нужно ли разрабатывать ПСД и как провести закупку оборудования и работ?

7.2. Финансирование за счет собственных средств

Закупка (работ, услуг) при реконструкции и (или) модернизации финансируемых без привлечения бюджетных и приравненных к ним средств осуществляется в соответствии с требованиями:

• Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7).

Субъекты хозяйствования (юридические лица и индивидуальные предприниматели) при осуществлении экономической деятельности в сфере строительства не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов , государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) (абзац 35 подп.4.4 п.4 Декрета № 7).

При проведении закупок при строительстве объектов за счет иных источников (собственных средств заказчика) порядок проведения процедур закупок не регламентирован ;

• письма Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.03.2018 № 04-3-01/3918 «О разъяснении».

Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь разъяснило, что закупка товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, финансируемых за счет собственных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляется на основании локальных правовых актов, утвержденных руководителями данных субъектов хозяйствования. При этом стоит понимать, что данное разъяснение носит рекомендательный характер, тем самым разработка положения о проведении закупок в строительстве за счет собственных средств не является обязанностью заказчика .

Подробнее о порядке выбора и проведения процедур подрядных торгов, торгов, переговоров см. здесь .

Дополнительно по теме:

Регламент работы конкурсной комиссии по проведению переговоров за счет собственных средств заказчика (с комментариями).

Положение об организации и проведении переговоров на закупку товаров (работ, услуг) при строительстве объектов за счет собственных средств заказчика (с комментариями).

Приказ о создании конкурсной комиссии для постоянной работы по проведению переговоров, финансируемых за счет собственных средств заказчика, и определения их победителя (с комментариями).

Планируется реализация инвестиционного проекта по созданию производства пищевой продукции. В рамках проекта необходимы реконструкция существующего здания с целью размещения в нем производственного цеха, а также закупка технологического оборудования. Может ли организация за счет собственных средств одновременно с осуществлением разработки предпроектной документации разместить предложение на закупку технологического оборудования для реконструируемого объекта по созданию производства пищевой продукции?

8. Как формируется цена работ при реконструкции и модернизации

Цена по договору строительного подряда формируется как неизменная договорная (контрактная) цена, то есть цена, определяемая по результатам выбора заказчиком подрядной организации на основании цены предложения подрядчика (абзац 4 п.2 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановлением № 1553 (далее — Положение о порядке формирования неизменной цены)).

Требования Положения о порядке формирования неизменной договорной цены являются обязательными для всех организаций, заключающих договоры строительного подряда, независимо от источника финансирования строительства объектов, организационно-правовой формы организации, формы собственности или других факторов (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 12.01.2018 № 01-1-15/Н-1857 «О договорной (контрактной) цене»).

Цена заказчика формируется на основании проектной, в том числе сметной, документации (без изменения сметной стоимости подрядных работ, учтенной сметной документацией) с учетом даты начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ), указанной заказчиком в задании на проектирование (часть первая п.3 Положения о порядке формирования неизменной цены).

Цена предложения подрядчика формируется на основании предоставляемой заказчиком проектной, в том числе сметной, документации, составной частью которой является ведомость объемов работ и расхода ресурсов.

При строительстве объекта «под ключ» цена предложения подрядчика формируется на основании утвержденной предпроектной (предынвестиционной) документации.

График строительства (производства работ) и график платежей при строительстве (выполнении работ) разрабатываются подрядчиком с учетом нормативной продолжительности строительства.

Виды работ для составления графика строительства (производства работ) формируются подрядчиком самостоятельно.

График строительства (производства работ) и график платежей уточняются при корректировке неизменной цены, за исключением случаев, предусмотренных в абзаце 4 части первой п.10 Положения о порядке формирования неизменной цены.

Цена предложения подрядчика определяется на дату начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ), указанную в конкурсной документации (документации для переговоров), с применением прогнозных индексов цен в строительстве, с учетом нормативной продолжительности строительства, налогов и отчислений согласно законодательству.

Цена заказчика и цена предложения подрядчика определяются с учетом всех затрат на строительство объекта (выполнения работ) без учета стоимости оборудования, разработки проектной документации, приобретение и разработка которых поручены заказчиком подрядчику, и поставляемых заказчиком строительных материалов, изделий, конструкций по предусмотренному заказчиком перечню (пп.3-6 Положения о порядке формирования неизменной цены).

Исключительные случаи корректировки (то есть изменения) неизменной договорной цены установлены в п.10 Положения о порядке формирования неизменной договорной цены.

Неизменная цена корректируется:
при строительстве объектов, финансируемых без привлечения бюджетных и приравненных к ним средств, в случаях изменения :при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов с государственной поддержкой в случаях изменения :
— проектной, в том числе сметной, документации, за исключением ее изменения по причине возникновения дополнительных работ— проектной, в том числе сметной, документации, за исключением ее изменения по причине возникновения дополнительных работ
— налогового законодательства в части установления и (или) отмены налогов и отчислений в доходы соответствующих бюджетов, которые влияют на формирование неизменной цены, изменения налоговых ставок и объектов налогообложения, установления и (или) отмены налоговых льгот— налогового законодательства в части установления и (или) отмены налогов и отчислений в доходы соответствующих бюджетов, которые влияют на формирование неизменной цены, изменения налоговых ставок и объектов налогообложения, установления и (или) отмены налоговых льгот
— стоимости материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной цене (в случаях, если это предусмотрено договором строительного подряда)
— прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых в установленном порядке— прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых в установленном порядке
— сроков строительства в случаях, установленных законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности— сроков строительства, предусмотренных договором строительного подряда, в случаях существенного нарушения заказчиком установленного договором порядка расчетов, графика платежей (финансирования), выявления в ходе строительства дополнительных объемов строительных работ, не предусмотренных проектной документацией и влияющих на своевременное исполнение подрядчиком своих договорных обязательств, приостановления строительства объекта (выполнения строительных работ) на срок не более 3 месяцев по обстоятельствам, не зависящим от сторон
— нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере ценообразования в строительстве— нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере ценообразования в строительстве

Кроме того, неизменная цена корректируется в случае снижения по отношению к ней фактической стоимости подрядных работ, выполняемых при строительстве жилых домов для граждан, осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой (часть третья п.10 Положения о порядке формирования неизменной договорной цены).

Подробнее обо всех нюансах формирования неизменной цены см. здесь .

Дополнительно по теме:

Неизменная договорная (контрактная) цена строительства: 4 основные ошибки при ее формировании.

Стартовая цена строительства на подрядных торгах — это сформированная цена заказчика, а не стоимость, указанная в ССР.

Заказчик предлагает заключить договор с ориентировочной стоимостью на основании сводного сметного расчета с применением прогнозных индексов цен в строительстве. Может ли цена подрядчика, сформированная в соответствии с Положением о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, превышать ориентировочную стоимость?

Можно ли заключать договор (неизменная договорная цена) только на работы без учета стоимости материальных ресурсов? Или нужно в любом случае отражать материалы (подрядчика или заказчика)? Если можно заключить договор без стоимости материалов, то как после заключения договора включать материалы в форму С-2б?

Цена строительства объекта в договоре подряда сформирована без учета норм Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553. Какова ответственность?

Объект — реконструкция. В первые месяцы производства работ обнаружились значительные расхождения проектно-сметной документации с фактическими условиями реконструкции. Заказчиком было принято решение продолжать работы на объекте и параллельно вносить изменения в проект. Как после прохождения экспертизы измененной проектной документации правильно откорректировать контрактную цену? Какие нюансы необходимо учесть при корректировке графика производства работ? Что делать со списанными материалами, которые не прошли экспертизу?

9. Как и когда заключается договор строительного подряда на реконструкцию и (или) модернизацию зданий и сооружений

Работы по модернизации и реконструкции выполняются подрядными организациями на основании договоров подряда, заключенных в соответствии с Правилами заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее — Правила № 1450).

Физлица по договору строительного подряда могут выполнять только штукатурные, малярные, стекольные работы, работы по устройству покрытий пола и облицовке стен, оклеивание стен обоями, кладку (ремонт) печей и каминов (п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 18.04.2019 № 151 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь», который вступил в силу 24 апреля 2019 г. и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2019 г.). При этом данные работы могут выполняться физлицом по заказам организаций и индивидуальных предпринимателей.

Договор строительного подряда на реконструкцию здания, сооружения заключается при наличии:
у заказчика:у подрядчика:
— разрешительной документации на проектирование, модернизацию объекта, выданной местным исполнительным и распорядительным органом в установленном порядке (кроме объектов, при строительстве которых в соответствии с законодательством получение разрешительной документации не требуется или договором предусматривается строительство объекта «под ключ»);
— проектной документации на модернизацию объекта, прошедшей государственную экспертизу в случаях и порядке, установленных законодательством, и утвержденной в установленном порядке, если обязанность по обеспечению проектной документацией не возлагается договором на подрядчика;
— протокола о результатах проведения подрядных торгов и выбора их победителя, если проведение подрядных торгов является обязательным;
— документов, подтверждающих право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством (подп.8.1 п.8 Правил № 1450)
— документов, подтверждающих право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством;
— в штате аттестованных специалистов (часть первая подп.8.2 п.8 Правил № 1450)

Кроме того, для осуществления работ по реконструкции и (или) модернизации зданий, относящихся к первому — четвертому классу сложности, организации необходимо иметь аттестат соответствия.

Класс сложности зданий и сооружений различного назначения устанавливается в соответствии с классификацией, определенной СТБ 2331-2015 «Объекты строительства. Классификация. Основные положения», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 07.10.2015 № 47 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/340570/464330).

Какие объекты относятся к объектам первого — пятого классов сложности, см. здесь .

Существенные условия договора:
1) предмет договора (наименование и местонахождение объекта, виды строительных работ, подлежащих выполнению, и их объемы)
2) указание на выполнение строительных работ собственными силами подрядчика либо с привлечением субподрядчиков
3) сроки (число, месяц и год) начала и завершения строительства объекта (выполнения строительных работ). По согласованию сторон могут быть предусмотрены также сроки начала и завершения отдельных видов (этапов) строительных работ (промежуточные сроки)
4) договорная (контрактная) цена или способ ее определения
5) порядок и сроки представления проектной документации, ее содержание и состав, количество представляемых экземпляров
6) порядок расчетов за выполненные строительные работы
7) источники и объемы финансирования по каждому из источников, в том числе с выделением суммы обязательств на текущий финансовый год
8) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств
9) обязанности заказчика и подрядчика при исполнении договора
10) форма обеспечения исполнения подрядчиком обязательств по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства жилищного, социально-культурного, коммунально-бытового назначения, в соответствии с законодательством (п.10 Правил № 1450).

Кроме перечисленных существенных условий каждая сторона вправе внести предложения о включении в договор других условий.

Подробнее о порядке заключения договоров строительного подряда см. здесь .

Дополнительно по теме:

Реконструкция цеха фабрики: какие договоры заключать и как оформлять статотчетность.

Представитель юридического лица заключил договор субподряда с ценой выше предельной: договор признают недействительным?

Договор строительного подряда заключен без учета обязательных к применению норм законодательства: анализируем ситуацию.

Допустимо ли заключить договор на реконструкцию здания «под ключ» или это возможно только при новом строительстве? Может ли быть такая реконструкция «под ключ», но с частичным использованием материалов заказчика?

В декабре 2013 г. был заключен договор подряда на выполнение работ по тепловой модернизации административного здания. Источник финансирования — собственные средства заказчика. Начало выполнения работ — март 2014 г. В июне 2014 г. по причине отсутствия финансирования работы приостановлены (составлен соответствующий акт). Сейчас нужно возобновить выполнение работ. Обязан ли заказчик продолжать работу с предыдущим подрядчиком или может заключить новый договор строительного подряда?

В Указе Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» говорится о возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации и благоустройстве объекта строительства. Распространяются ли требования о резерве средств по Указу № 26 на объекты модернизации?

Попадает ли под требование по резервированию средств для обеспечения устранения результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока, объект по модернизации?

Может ли арендатор быть заказчиком модернизации арендуемого помещения?

Договор подряда на выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции объекта, финансируемых за счет собственных средств заказчика (с комментариями).

10. Какие авансы предусмотрены при реконструкции и модернизации

При бюджетном финансировании, предоставление целевых авансов на приобретение материальных ресурсов при осуществлении строительных работ осуществляется согласно приложению к Правилам № 1450, если такие авансы предусмотрены условиями договора строительного подряда и графиком платежей, на срок до 4 месяцев.

Общая сумма целевого аванса подлежит зачету в течение 4 месяцев с даты получения целевого аванса в счет оплаты выполненных работ.

Конкретные размеры авансов (процент авансирования), сроки и порядок их перечисления, необходимость обеспечения возврата не использованного подрядчиком или использованного им не по назначению целевого аванса в виде банковской гарантии на сумму не менее суммы целевого аванса определяются в договоре с учетом характера объекта, условий строительства и других факторов.

Целевые авансы согласно приложению к Правилам № 1450 могут выплачиваться на:
арматурную сталь и металлопрокат для сборных и монолитных железобетонных изделий и конструкций
запорную арматуру
кабельную продукцию
материальные ресурсы, закупаемые по внешнеторговым контрактам
материальные ресурсы, поставка которых зависит от сезонности выполнения работ (битум, гравий, грунт, песок, цемент, щебень, в том числе используемые для производства бетонных и асфальтобетонных смесей, тротуарная плитка, борт)
металлоконструкции, изготовление и поставка которых требуют продолжительного времени (более 30 дней)
нестандартные строительные конструкции, изготовление которых производится по индивидуальным заказам
оборудование, комплектующие и материалы для устройства наружных и внутренних инженерных систем (системы отопления и вентиляции, кондиционирования, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водопровода, канализации, автоматизации технологических процессов, связи, радио и телевидения, видеонаблюдения, охранной и пожарной сигнализации, контроля и управления доступа, электроосвещения, технологические системы)
предварительно-изолированную продукцию (трубы, соединительные детали, фитинги, тройники, арматура)
пускорегулирующую аппаратуру
распределительные шкафы
фасадные системы
элементы воздушных линий

В заявке на выделение целевого аванса подрядчик указывает наименование, количество, стоимость, а также поставщика (изготовителя) материальных ресурсов. Заказчик вправе с согласия подрядчика перечислять авансы непосредственно изготовителям материальных ресурсов, если с ними подрядчиком заключены соответствующие договоры, за исключением объектов, финансируемых с привлечением бюджетных средств.

Полученные бюджетные средства в виде целевых авансов должны быть отработаны в течение 4 месяцев с даты их получения.

Неиспользованные или использованные подрядчиком не по назначению целевые авансы подлежат возврату заказчику по его требованию с уплатой процентов за пользование чужими денежными средствами (пп.56, 58 Правил № 1450).

Текущие авансы на выполнение строительных работ перечисляются подрядчику в размере, установленном договором, но не превышающем 70 процентов стоимости строительных работ, планируемых к выполнению в расчетном месяце, за вычетом суммы целевого аванса на материальные ресурсы, включаемые в договорную цену подрядных работ, предусмотренного к освоению в этом месяце.

Предоставление текущего аванса на выполнение строительных работ, планируемых к выполнению в расчетном месяце, осуществляется при предъявлении в органы казначейства справки о стоимости выполненных работ и затратах за период, предшествующий месяцу, в котором осуществляется перечисление текущего аванса.

При невыполнении подрядчиком работ в объеме, предусмотренном графиком платежей, в течение двух месяцев подряд дальнейшее предоставление текущих и целевых авансов по договору строительного подряда приостанавливается до представления заказчиком в органы казначейства документов, подтверждающих выполнение полного объема работ, предусмотренного графиком платежей.

Авансы, выданные в соответствии с графиком платежей, не переносятся на другой расчетный период (за исключением случаев досрочного зачета авансов), а также не уменьшается объем работ по графику платежей в месяцы, на которые ранее был выдан аванс.

Заказчики предусматривают в договорах строительного подряда условие о том, что текущий аванс на выполнение строительных работ, полученный подрядчиком в расчетном месяце, независимо от даты его перечисления считается полученным своевременно и вычитается из стоимости выполненных работ при расчете суммы, подлежащей оплате по справке о стоимости выполненных работ и затратах. В случае несогласия подрядчика с фактическим сроком получения текущего аванса денежные средства подлежат возврату на счета органов казначейства по учету средств соответствующих бюджетов в течение 3 рабочих дней с момента их зачисления на его текущий (расчетный) банковский счет (п.10 Инструкции о порядке оплаты расходов при осуществлении архитектурной и строительной деятельности за счет средств республиканского бюджета, местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных фондов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.12.2001 № 120).

При невыполнении графика производства работ по вине подрядчика сумма отработанного текущего аванса определяется как произведение стоимости фактически выполненных строительных работ в расчетном месяце за вычетом суммы отработанного целевого аванса на установленный процент авансирования. Сумма неотработанного текущего аванса, определяемая как разница между суммой текущего аванса, фактически полученного подрядчиком для выполнения строительных работ в расчетном месяце, и суммой отработанного текущего аванса, признается чужими денежными средствами, неправомерно удерживаемыми подрядчиком. Подрядчик за пользование чужими денежными средствами уплачивает в бюджет, из которого осуществляется финансирование строительных работ, проценты, начисленные на сумму неотработанного текущего аванса, в размере ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день подписания заказчиком акта сдачи-приемки работ, выполненных в расчетном месяце, на который выдавался текущий аванс.

Период пользования чужими денежными средствами определяется с даты получения текущего аванса до даты подписания заказчиком акта сдачи-приемки работ, в счет оплаты которого зачитывается неотработанный текущий аванс. Зачет подлежащей уплате суммы процентов за пользование чужими денежными средствами в счет оплаты выполненных строительных работ не допускается.

Зачет подлежащей уплате суммы процентов за пользование чужими денежными средствами в счет оплаты выполненных строительных работ не допускается.

Текущий аванс считается полностью отработанным, если строительные работы, предусмотренные графиком производства работ, выполнены в полном объеме (п.57 Правил № 1450).

По объектам, финансируемым без привлечения бюджетных средств, по соглашению сторон могут определяться иные размеры авансов, направления и порядок их использования (часть первая п.59 Правил № 1450).

Дополнительно по теме:

Авансы в строительстве: получение, отработка, отражение в справке выполненных работ.

Отработка аванса, выделенного на приобретение оборудования. Спорные моменты.

Небюджетное финансирование строительства: на что обратить внимание при согласовании условий договора о целевых авансах.

Текущий аванс на строительство: определение его денежной величины.

Можно ли выдать аванс подрядчику на покупку материалов на декабрь, если ввод объекта также в декабре?

Можно ли считать целевой аванс отработанным, если представлены ТТН на приобретенные материалы, но в акт выполненных работ они не включены?

Правомерен ли отказ заказчика в предоставлении целевого аванса на приобретение оборудования, в частности лифтов, если источник финансирования — бюджетные средства?

Проценты за пользование чужими денежными средствами. Порядок их начисления на сумму неотработанного аванса.

Может ли заказчик, минуя генерального подрядчика, дать аванс напрямую субподрядной организации по бюджетному объекту?

Организация осуществляла строительно-монтажные работы (не за бюджетные средства). Договором был предусмотрен аванс, который и был получен. Работу сдали на месяц позже, чем положено по договору. Заказчик требует проценты за пользование чужими денежными средствами (в договоре это не предусмотрено). Обязана ли эта организация платить проценты в приведенной ситуации и если нет, то почему?

Заказчик в начале июня выдал текущий аванс и потребовал его отработки в этом месяце. На какой нормативный документ можно сослаться, чтобы убедить заказчика, что аванс должен быть отработан в июле? Или заказчик прав?

11. Как рассчитываться за выполненные работы при реконструкции и модернизации

За расчетный период в договоре может быть принят месяц либо иной период, необходимый для строительства объекта или выполнения видов (этапов) строительных работ. Для объектов, по которым одним из источников финансирования являются бюджетные средства, за расчетный период принимается месяц, если иное не установлено законодательством.

Основанием для расчетов за выполненные строительные работы является подписанная уполномоченными представителями заказчика и подрядчика справка о стоимости выполненных работ и затратах, составленная на основании акта сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ.

При расчетах за выполненные работы по реконструкции и (или) модернизации, сметная стоимость которых определена с применением НРР, а неизменная цена в договоре установлена с учетом норм Положения о порядке формирования неизменной цены оформляются:

• акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ формы С-2б (п.10 Инструкции о порядке применения и заполнения форм актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 20.07.2018 № 29);

• справка о стоимости выполненных работ формы С-3а.

Генеральный подрядчик предъявляет заказчику единую справку о стоимости работ, выполненных собственными силами и силами субподрядчика.

Заказчик обязан не позднее 5 рабочих дней рассмотреть представленные подрядчиком документы, заверить их подписью. При несогласии с данными, отраженными в представленных документах, заказчик возвращает их с мотивированным отказом в письменной форме в указанный срок. В этом случае подрядчик обеспечивает предъявление заказчику документов для оплаты стоимости выполненных строительных работ в той части, которая не оспаривается сторонами, а остальная часть подлежит оплате после урегулирования разногласий (пп.54 и 55 Правил № 1450).

Работы, не предусмотренные проектной документацией, разработанной по стадии «Строительный проект», необходимость выполнения которых возникла в процессе строительства и подтверждена разработчиком проектной документации на основании двухстороннего акта, подписанного заказчиком и разработчиком проектной документации, являются дополнительными работами .

Стоимость дополнительных работ формируется на основании их сметной стоимости, определенной в ценах на дату начала разработки сметной документации, с учетом прогнозного индекса цен в строительстве, месяца выполнения этих работ без учета снижений, принятых при выборе подрядчика в соответствии с законодательством о закупках.

Стоимость дополнительных работ отражается в графике производства работ отдельной строкой.

Стоимость материалов определяется в соответствии с условиями формирования стоимости материалов, определенной неизменной ценой (п.12 Положения о порядке формирования неизменной цены).

При срыве по вине подрядчика срока строительства объекта (выполнения строительных работ), установленного договором, строительные работы, выполненные после указанного срока, оплачиваются по ценам, действовавшим на установленную договором дату их завершения, если иное не установлено договором (часть первая п.61 Правил № 1450).

Подробнее обо всех нюансах включения в оплату стоимости СМР см. здесь .

Дополнительно по теме:

Организация «А» — заказчик модернизации помещения. У нее нет аттестата соответствия на право осуществлять функции заказчика, поэтому в январе 2018 г. она заключила договор на оказание инженерных услуг с организацией «Б». Предмет договора — осуществление функций заказчика модернизации помещения. Организация «Б» заключила договор с прочей организацией на проведение технического надзора. Кто должен подписывать акты сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ и справки о стоимости выполненных работ при их приемке?

Договор заключен по архитектурному проекту начиная с первых месяцев строительства. Проектировщик стал выдавать сметы по рабочим чертежам. Заказчик работы, выполняемые по рабочим чертежам, считал как дополнительные и выплату прочих затрат (временные здания и сооружения), учтенных в сводном расчете архитектурного проекта, не производил. Имел ли право заказчик не оплачивать прочие затраты, учтенные в сводном сметном расчете архитектурного проекта? Как закрыть объект после выхода рабочего проекта? Нужен ли полный перерасчет измененных смет?

Осуществляется реконструкция объекта. Можно ли применять акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ формы С-2б?

В договоре строительного подряда на осуществление реконструкции предусмотрена компенсация фактической стоимости материалов по сравнению со стоимостью, учтенной в неизменной цене. Как подрядчик должен показать отклонение фактической стоимости материалов по сравнению со стоимостью материалов, учтенной в неизменной контрактной цене (НКЦ)?

Частное унитарное предприятие планирует собственными силами и за счет собственных средств осуществить реконструкцию здания. Какие документы (смета, акт, справка) нужно оформить для дальнейшего правильного учета понесенных затрат?

Осуществляется реконструкция здания, работы выполняются хозяйственным способом. Допускается ли при хозяйственном способе использовать коэффициенты на стесненность при составлении сметной документации и актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ?

12. Нужен ли технический надзор при реконструкции и модернизации

Заказчик организует осуществление технического надзора за реконструкцией и (или) модернизацией в соответствии с требованиями ТКП 45-1.03-162-2009 «Технический надзор в строительстве. Порядок проведения» (утвержден и введен в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 07.12.2009 № 396 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/242237/339858)).

Требования ТКП 45-1.03-162-2009 обязательны для застройщиков, заказчиков и подрядных строительных организаций, осуществляющих реконструкцию и (или) модернизацию на объектах первого — четвертого классов сложности, независимо от форм их собственности, способа строительства .

В штате организации заказчика должны быть инженеры по техническому надзору за строительством в случае выполнения ею функций заказчика при проведении капитального ремонта самостоятельно, без привлечения инженерной организации для оказания услуг по комплексному управлению строительной деятельностью или услуг по техническому надзору за строительством.

Организация может осуществлять функции заказчика без наличия в штате специалистов по техническому надзору за строительством при условии заключения договора с инженерной организацией на оказание услуг по комплексному управлению строительной деятельностью или услуг по техническому надзору за строительством.

Дополнительно по теме:

Сельхозпредприятие хозяйственным способом осуществляет реконструкцию здания: нужны ли проект, технадзор, аттестаты?

Необходимо провести реконструкцию здания. Финансирование — собственные средства. У заказчика нет аттестованного специалиста технического надзора, а у подрядной организации есть. Может ли заказчик передать подрядчику свои функции по осуществлению технического надзора за строительством?

Может ли инженерная организация устанавливать цены за свои услуги по выполнению функций заказчика при проведении работ по реконструкции здания в фиксированной сумме, а не в процентах от стоимости сводного сметного расчета?

13. Как принять в эксплуатацию, какой гарантийный срок устанавливается

Объекты реконструкции и (или) модернизации независимо от источников финансирования подлежат приемке в эксплуатацию приемочными комиссиями в соответствии с Положением о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 № 716 (далее — Положение № 716).

Организация приемки в эксплуатацию объекта возлагается на застройщика (в случае заключения договора строительного подряда — на заказчика ) и производится за его счет , если иное не предусмотрено договором строительного подряда (п.12 Положения № 716).

Подрядчик в письменной форме уведомляет заказчика о дате завершения строительства объекта в сроки, позволяющие заказчику своевременно назначить приемочную комиссию, а также сообщить данные о представителях подрядчика, участвующих в работе комиссии (часть первая п.15 Положения № 716).

Приемочные комиссии назначаются заказчиком, застройщиком либо уполномоченной ими организацией путем принятия соответствующего решения (приказа, постановления, распоряжения), в котором указываются состав приемочной комиссии, ее председатель, назначаемый из числа ее членов, устанавливаются даты начала и окончания работы комиссии.

Приемочные комиссии назначаются не позднее 30 дней до начала приемки в эксплуатацию объекта, а по объектам, нормативные сроки продолжительности строительства которых составляют менее 30 дней, — не менее чем за 15 дней (пп.16, 17 Положения № 716).

Перечень документов, представляемых приемочной комиссии подрядчиком (в случае заключения договора строительного подряда), утвержден в приложении 10 к постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.12.2018 № 40 (далее — постановление № 40).

Перечень документов, представляемых приемочной комиссии застройщиком (заказчиком — в случае заключения договора строительного подряда), утвержден в приложении 11 к постановлению № 40

Форма акта приемки в эксплуатацию объекта строительства, в том числе очередей строительства, пусковых комплексов, законченного капитальным ремонтом, утверждена в приложении 3 к постановлению № 40.

При передаче заказчику объекта подрядчик оформляет гарантийный паспорт объекта по форме, установленной в приложении 9 к постановлению № 40.

На принятые в эксплуатацию объекты после капитального ремонта, являющиеся предметом договора, устанавливается гарантийный срок не менее 5 лет , за исключением технологического, инженерного, сантехнического, электротехнического и другого оборудования, материалов и изделий, использованных для строительства объектов (выполнения строительных работ), гарантийный срок на которые устанавливается законодательством или изготовителем (п.66 Правил № 1450).

Исчисление гарантийного срока начинается со дня утверждения в установленном порядке акта приемки объекта в эксплуатацию

Дополнительно по теме:

Акт приемки в эксплуатацию объекта, законченного возведением, реконструкцией, реставрацией, благоустройством (тепловая модернизация и реконструкция фасадов, усиление несущих конструкций здания) (пример).

Модернизация объекта финансируется за счет местного бюджета. Работа выполнена. Для приемки объекта в эксплуатацию создана комиссия, при этом сроки утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию истекли. Что предпринять комиссии в такой ситуации?

Осуществляется модернизация объекта, работы выполняются хозяйственным способом. Нужно ли создавать комиссию по приемке в эксплуатацию данного объекта?

В каком случае объект модернизации может быть признан объектом сверхнормативного незавершенного строительства?

Как оформляется передача заказчику объекта модернизации (реконструкции)?

С какого момента исчисляется гарантийный срок на работы по модернизации объекта?

Нужен ли акт приемки объекта, законченного строительством, для объекта «Модернизация фасадов продовольственного магазина», если несущие конструкции не затрагивались и экспертизы проекта не было?

На объекте осуществлялась и реконструкция, и капитальный ремонт, соответственно, составлены два сводных сметных расчета. После завершения работ какой акт приемки объекта в эксплуатацию оформлять? Или же оформлять оба акта?

Чем в акте приемки в эксплуатацию объекта строительства, законченного реконструкцией, стоимость объекта строительства по проекту отличается от стоимости основных средств (по фактическим затратам заказчика)?

Организация провела реконструкцию своего здания. Работы завершены, объект введен в эксплуатацию. Как зарегистрировать произведенные изменения?

Возможно ли создание приказом индивидуального предпринимателя приемочной комиссии после реконструкции нежилого помещения (разрешение на реконструкцию выдавалось местным исполнительным и распорядительным органом индивидуальному предпринимателю)?

14. Что такое техническая модернизация. Какие виды работ к ней отнести

Под технической модернизацией понимается замена (установка нового) технологического оборудования с выполнением сопутствующих работ по устройству несущих оснований под оборудование, прокладке или замене отдельных внутренних инженерных сетей, связанных с функционированием технологического оборудования, устройству перегородок, отделочных и других работ, производимых внутри здания и не затрагивающих несущую способность конструкций (подстрочное примечание 15 к подп.4.4 п.4 Декрета № 7).

Термин «техническая модернизация» введен Декретом № 7 с целью расширения термина «техническое переоснащение». Под техническим переоснащением понимался комплекс мероприятий, направленных на повышение технико-экономического уровня деятельности организаций, отдельных производств, цехов и участков за счет внедрения современной техники и прогрессивных технологий, механизации и автоматизации производственных процессов, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования, улучшения организации и структуры производства, а также других организационных мероприятий, не предусматривающих расширение производственных площадей и увеличение количества рабочих мест на производственных объектах. Декретом № 7 расширен перечень работ, выполнение которых осуществляется при замене (установке нового) технологического оборудования только на производственных объектах (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 24.12.2019 № 02-3-05/17228 «О технической модернизации»).

При технической модернизации допускается замена технологического оборудования торговых объектов, без изменения технико-экономических показателей и торговой площади объекта (данное разъяснение применяется с 1 мая 2020 г. согласно письму Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 20.04.2020 № 02-3-05/4982 «О технической модернизации»).

Дополнительно по теме:

Можно ли организации выполнить техническую модернизацию хозяйственным способом? Какие документы должны оформляться?

15. Нужна ли разрешительная документация на техническую модернизацию

Решение о начале строительной деятельности при технической модернизации принимается путем издания локального правового акта, как правило, приказа, субъекта хозяйствования (письмо № 02-1-01/9734).

Разрешительную документацию, состав которой определен Положением № 223, для осуществления строительной деятельности при технической модернизации получать не требуется независимо от источников финансирования объекта (абзац 2 подп.4.4 п.4 Декрета № 7).

Направление уведомления о производстве строительно-монтажных работ в органы Государственного строительного надзора не требуется (письмо № 02-1-01/9734).

Дополнительно по теме:

В 2016 году заказчик получил разрешение местного исполкома на модернизацию производственного участка. По объекту строительства разработана проектно-сметная документация. Проектная документация прошла госстройэкспертизу с положительным заключением. Как перевести модернизацию в разряд технологической модернизации и какие разрешительные документы необходимы для завершения работ и сдачи объекта в эксплуатацию в 2018 году после вступления в силу Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»?

Учреждение образования проводит работы по технической модернизации пожарной сигнализации в здании, находящемся в его оперативном управлении, за счет средств бюджета. Для этого проводятся соответствующие процедуры закупок. Необходимо ли для проведения работ по модернизации письменное согласие собственника?

16. Какая ПСД оформляется на техническую модернизацию

Для разработки проектной документации необходимо заключить договор подряда с проектной организацией, имеющей аттестат соответствия 1-4-й категории.

Состав проектной документации определяется в каждом конкретном случае индивидуально, исходя из технологической необходимости, с учетом обеспечения соблюдения существенных требований безопасности. Состав проектной документации устанавливается в задании на проектирование, разрабатываемом в соответствии с ТКП 45-1.02-298-2014.

Проектная документация на техническую модернизацию подлежит согласованию с территориальными подразделениями архитектуры и строительства в соответствии с п.3.4 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.

Разработанная и согласованная проектная документация утверждается заказчиком (письмо № 02-1-01/9734).

Дополнительно по теме:

Техническая модернизация: нужен ли проект, и какие документы должны быть у подрядчика для ее выполнения?

Модернизация технологического оборудования: нужна ли проектная документация и ее государственная экспертиза?

17. Государственная экспертиза ПСД на техническую модернизацию

Проведение государственных экспертиз проектной документации на техническую модернизацию по объектам, финансируемым без привлечения бюджетных средств , не требуется (письмо № 02-1-01/9734).

Дополнительно по теме:

Модернизация технологического оборудования: нужна ли проектная документация и ее государственная экспертиза?

18. Нужен ли аттестат соответствия на работы по технической модернизации

Наличие аттестата соответствия заказчика для работ по технической модернизации не требуется.

Производство строительно-монтажных работ осуществляется на основании договора подряда, заключенного между заказчиком и подрядной организацией, имеющей аттестат соответствия 1-4-й категории (письмо № 02-1-01/9734).

Дополнительно по теме:

Учреждение образования проводит работы по технической модернизации пожарной сигнализации в здании, находящемся в его оперативном управлении, за счет средств бюджета. Для этого проводятся соответствующие процедуры закупок. Необходим ли учреждению образования аттестат соответствия для выполнения функций заказчика при проведении процедур закупок работ по разработке проектной документации на работы по технической модернизации и непосредственно подрядных работ?

19. Как принять в эксплуатацию объект после технической модернизации

Приемка объекта в эксплуатацию осуществляется на основании локальных правовых актов субъекта хозяйствования. Положение № 716 на работы по технической модернизации не распространяется .

Дополнительно по теме:

По Декрету Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» исполком не выдает разрешение на капитальный ремонт и техническую модернизацию объектов. Должен ли представитель исполкома подписывать акт ввода этих объектов?

Требуется ли внесение изменений в технический паспорт административного здания после проведения технической модернизации теплового узла этого здания?

Материал подготовлен аналитической редакцией АПС «Бизнес-Инфо»

Исключительное право на данный авторский материал принадлежит ООО «Профессиональные правовые системы»

http://neg.by/novosti/otkrytj/izmeneniya-v-stroitelnom-zakonodatelstve
http://bii.by/tx.dll?d=321196

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *