Оглавление
Законодательная база Российской Федерации
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Энциклопедия ипотеки
- Кодексы
- Законы
- Формы документов
- Бесплатная консультация
- Правовая энциклопедия
- Новости
- О проекте
Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство
- Конституция
- Кодексы
- Законы
Действия
- Главная
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 13.10.95 N 1016 (ред.от 27.12.95) «О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА СТИМУЛИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации (далее именуется — Комплексная программа) разработана в развитие Программы Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие российской экономики в 1995 — 1997 годах», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1995 г. N 439, и Федеральной инвестиционной программы на 1995 год, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. N 415.
Комплексная программа исходит из того, что:
в экономике России практически завершается спад производства и для противодействия вхождению в длительную депрессию необходимо повысить инвестиционную активность;
приняты основные законодательные решения, формирующие правовое поле инвестиционной деятельности. В этих условиях центр тяжести смещается на разработку процедур, регламентирующих проведение указанных решений в жизнь, что определяет короткий временной период (IV квартал 1995 г. и 1996 год) и значительный удельный вес методических материалов, которые должны быть разработаны и утверждены.
Общая логика Комплексной программы определяется следующим:
продолжением работы по улучшению инвестиционного климата в России как среды, в которой протекает инвестиционный процесс. Необходимым (но не достаточным) условием улучшения инвестиционного климата является дальнейшее снижение инфляции и ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Одним из центральных вопросов улучшения инвестиционного климата является обеспечение гарантий безопасности инвестору при работе на российском рынке (включая личную безопасность и защиту вкладываемых средств от некоммерческих рисков);
реализацией мер, направленных на увеличение объема инвестиций. Важнейшей задачей этого направления является создание предпосылок для превращения амортизационных отчислений предприятий и сбережений населения в инвестиции;
повышением отдачи капитальных вложений за счет достижения поставленной цели с меньшими затратами в социальной сфере и повышения эффективности инвестиций в производственной сфере;
привлечением иностранных инвестиций, обеспечивающих развитие международных экономических связей и освоение передовых научно — технических достижений, хотя они не способны компенсировать недостаток отечественных инвестиций. Активизация иностранных инвесторов возможна при условии активизации деятельности отечественных инвесторов и предоставления иностранным инвесторам национального режима.
В плане мероприятий по реализации Комплексной программы содержатся задания по подготовке конкретных документов, нацеленных на решение поставленных задач. При этом в силу комплексности проблемы каждый из подготавливаемых документов затрагивает, как правило, несколько направлений.
Современная ситуация в инвестиционной сфере определяется намечающимся поворотом российской экономики к выходу из кризиса. Характерными проявлениями этого позитивного процесса являются сокращение дефицита бюджета и его безэмиссионное финансирование, сокращение спада и стабилизация производства на фоне устойчивого снижения инфляции, увеличение положительного сальдо внешней торговли, укрепление российского рубля и другие. В результате проведения экономической реформы гарантированы права собственности частных инвесторов, заработали ценовые механизмы регулирования производства, начался перелив капитала через фондовый рынок, развивается проектное финансирование.
В ближайшей перспективе главным рычагом модернизации производства, снижения его издержек, возобновления экономического роста и, как результат, повышения уровня жизни населения становится увеличение объема капитальных вложений. Они направляются на увеличение выпуска конкурентоспособной отечественной продукции и упрочение позиций предприятий на внутреннем и внешнем рынке, а также на преодоление отсталости социальной сферы. Предпосылкой для увеличения инвестиций является рост накоплений.
Рост накоплений предстоит осуществлять с уровня, который в настоящее время более чем в два раза ниже уровня 1992 года. При этом необходимо учитывать, что в связи с утяжелением структуры производства в 1992 — 1994 годах эффективность капитальных вложений, рассчитанная по валовому внутреннему продукту, снизилась на 24 процента. В 1995 году отмечается низкий процент исполнения федерального бюджета по статьям, обеспечивающим финансирование государственных капитальных вложений. При возрастании роли собственных средств предприятия всех форм собственности направляют на инвестиции только около половины амортизационных отчислений. О направлении прибыли на инвестиционные цели можно судить по тому, что соответствующей льготой в налогообложении прибыли воспользовалось лишь каждое двенадцатое предприятие, а на верхнюю границу (50 процентов) необлагаемой налогом прибыли, направляемой на инвестирование, предприятия практически не выходят.
В условиях переходной экономики накопление национального капитала должно осуществляться при взаимодействии государственного и частного секторов народного хозяйства. Централизованные инвестиционные ресурсы будут использоваться для стимулирования частных отечественных и иностранных инвестиций, обеспечивая необходимое развитие социальной и производственной инфраструктуры.
Наряду с прямой финансовой поддержкой проектов, соответствующих ключевым «точкам роста» экономики, государство обеспечивает благоприятные условия для инвесторов посредством принятия и корректировки соответствующих законодательных и нормативных актов. Правила проектного финансирования предусматривают возможность избирательного отступления от общих положений и предоставления отдельным инвесторам некоторых льгот.
Признаком начавшегося оживления инвестиционной деятельности можно считать увеличение в первом полугодии 1995 г. доли долгосрочных кредитов с 4 до 12 процентов общего объема кредитов, предоставленных коммерческими банками, усиление активности крупного отечественного капитала в нефтегазовой промышленности, химии, металлургии, расширение жилищного строительства, оцениваемое согласно мировому опыту в качестве предвестника общего инвестиционного роста.
Стимулирование отечественных и иностранных инвестиций призвано повысить объем капитальных вложений в экономику России за счет всех источников финансирования в 1996 году на 4 процента и в 1997 году — на 7 процентов.
Главным источником инвестиций в 1995 — 1997 годах становятся собственные средства предприятий государственного и частного секторов. Собственные средства предприятий составят 68 — 69 процентов общего объема капитальных вложений в 1997 году, что соответствует уровню развитых стран.
Важным источником финансирования экономики останутся средства федерального бюджета. В 1996 году объем государственных инвестиций составит 1,5 процента от прогнозируемого объема валового внутреннего продукта. Расчеты показывают, что для обеспечения перелома в экономической ситуации и проведения активной политики по выходу экономики из кризиса в 1996 году и последующие годы желательно повысить долю государственных инвестиций до 3 процентов от валового внутреннего продукта, из которых на развитие социальной сферы будет направлено около 60 — 70 процентов, а производственной сферы 30 — 40 процентов государственных инвестиций.
При отсутствии альтернативных источников финансирования государственные капитальные вложения должны быть направлены прежде всего на решение следующих социальных задач:
реализация программы «Жилище», в первую очередь программы строительства жилья для военнослужащих и лиц, уволенных в запас, выполнение которой за 1993 — 1995 годы ожидается на уровне 20 — 25 процентов. Для частичного восполнения отставания программы, допущенного за прошедшие годы, в 1996 году потребуется увеличить объем средств в 2,2 раза по сравнению с текущим годом;
осуществление мероприятий по реализации государственных программ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (15 регионов), ядерного выброса на производственном объединении «Маяк» и воздействия Семипалатинского полигона на окружающую среду (в 1993 году мероприятия выполнены на 14 процентов, 1994 году — 9,6 процента, 1995 году ожидаемое выполнение оценивается на уровне 8,4 процента, что усиливает и без того напряженную социально — экономическую ситуацию в радиоактивно загрязненных районах);
предотвращение затопления и подтопления городов, населенных пунктов и народно-хозяйственных объектов, а также проведение первоочередных мероприятий по защите от наводнений прибрежной полосы Каспийского моря, г. г. Владивостока, Находки, Спасска Дальнего, Уссурийска, пос. Покровки и других населенных пунктов Приморского края, осуществление водоохранных мероприятий в зоне разрушительного влияния Краснодарского водохранилища, выполнение программы оздоровления экологической обстановки в г. г. Братске и Нижнем Тагиле;
поддержка строительства важнейших объектов коммунального хозяйства, включая метростроение;
развитие фундаментальной науки в целях сохранения научно — технического и интеллектуального потенциала России.
Намечается увеличить средства на развитие уникальных объектов здравоохранения федеральной значимости и сохранение объектов культуры, отнесенных к национальному наследию народов России.
Без средств федерального бюджета невозможно своевременное развитие отраслей социального комплекса, а также жизненно важных отраслей производственной сферы, в которых в 1996 — 1997 годах намечается сохранить объемы капитальных вложений в части государственной поддержки таких инвестиционных программ, как безопасность атомных электростанций, энергетика Дальнего Востока и Восточной Сибири, развитие фармацевтической и медицинской промышленности, важнейшие направления развития транспорта и связи, агропромышленного и специального комплексов.
Для формирования рыночных инструментов выхода экономики из кризиса предусматриваются:
оказание государственной поддержки в объеме 0,5 процента валового внутреннего продукта частным инвесторам на конкурсной основе на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. N 1928 «О частных инвестициях в Российской Федерации»);
возвратное финансирование конверсии оборонной промышленности.
Существенное развитие приобретают такие источники финансирования, как вторичная эмиссия ценных бумаг и кредиты коммерческих банков, удельный вес которых к 1997 году в общем объеме инвестиций составит около 3 процентов.
Дополнительные возможности для привлечения капитала к реализации инвестиционных проектов возникли с образованием в Российской Федерации финансово-промышленных групп. Объединение финансовых ресурсов участников финансово-промышленных групп существенно расширяет внутренние инвестиционные возможности финансово-промышленной группы в целом и при проведении единой технической, структурной, маркетинговой и финансовой политики, эффективном управлении ресурсами позволяет концентрировать их на наиболее важных направлениях.
Для повышения инвестиционной активности финансово-промышленных групп государство может в различных формах участвовать в реализации проектов. Объемы поддержки должны быть соизмеримы с величиной капитала финансово-промышленной группы, а при наличии солидарной ответственности участников группы — и с размером этой ответственности.
Развивающимся источником финансирования капитальных вложений являются средства населения, направляемые на индивидуальное жилищное строительство, доля которых в общем объеме инвестиций в 1997 году составит около 7 процентов.
Дальнейшее развитие получат иностранные инвестиции. Их доля в общем объеме капитальных вложений может возрасти с 3,3 процента в 1995 году до 5,2 процента в 1997 году.
За целевой норматив по привлечению иностранных инвестиций в Россию можно принять повышение их доли в общем объеме капитальных вложений до 10 процентов (в настоящее время 1,8 процента), что определяется состоянием мирового рынка капиталов и жесткой конкуренцией на нем.
Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику в 1995 — 1997 годах будет способствовать решению следующих проблем социально-экономического развития:
освоение невостребованного научно-технического потенциала России, особенно на конверсируемых предприятиях военно — промышленного комплекса;
продвижение российских товаров и технологий на внешний рынок;
содействие в расширении и диверсификации экспортного потенциала и развитии импортозамещающих производств в отдельных отраслях;
содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;
создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства;
освоение опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;
содействие развитию производственной инфраструктуры.
В числе потенциально значимых источников привлечения инвестиций в российскую экономику — задолженность Российской Федерации других государств, составляющая 147 млрд. долларов США. В целях получения максимального эффекта от погашаемой задолженности определенная часть этих средств должна направляться на финансирование затрат, связанных с технологическим развитием экономики, реализацию ключевых проектов федеральных отраслевых и региональных инвестиционных программ.
Обязательным условием роста капитальных вложений является наличие в российской экономике благоприятного инвестиционного климата.
В 1994 — 1995 годах Правительством Российской Федерации были предприняты важные меры, направленные на улучшение инвестиционного климата для отечественных и иностранных инвесторов. В их числе снижение темпов инфляции, льготы при налогообложении прибыли коммерческих организаций с иностранными инвестициями; освобождение от налога на добавленную стоимость и спецналога на импортируемое технологическое оборудование и запасные части к нему, а также предоставление льготных кредитов в иностранной валюте, полученных от иностранных банков и кредитных учреждений. Отменено ограничение количества расчетных (текущих) и бюджетных счетов предприятий, учреждений, организаций в банках или иных кредитных учреждениях. Решен вопрос учета суммы курсовых разниц, возникающих в связи с изменением курса рубля к иностранным валютам, при определении предприятием налогооблагаемой прибыли. Принято решение об отмене с 1 января 1996 г. налога на сверхнормативное превышение расходов на оплату труда.
В 1995 — 1997 годах решающее значение приобретает улучшение макроэкономической конъюнктуры в результате подавления инфляции и, как следствие, снижение процентной ставки долгосрочного кредита для инвестиционных целей.
В создании благоприятного инвестиционного климата важную роль играет целевая ориентация предприятий на использование по назначению амортизационных отчислений. Государство имеет право контролировать начисление амортизации в качестве не облагаемой налогом части валового дохода и ее использование. В случае неправильного начисления предприятиями амортизации или использования ее не по назначению по истечении амортизационного срока предусматривается отказывать в государственных кредитах и ссудах.
Усилению роли амортизационных отчислений способствует систематическая переоценка стоимости основных фондов предприятий и применение механизма ускоренной амортизации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1994 г. N 967 «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов».
Действующие законодательные акты в области налоговой политики предоставляют ряд льгот по налогообложению прибыли для предприятий и организаций в части финансирования капитального строительства. В ближайшие годы необходимо сформировать оптимальный уровень налогов, тарифов и льгот, сопоставимый с условиями инвестирования, сложившимися в странах — конкурентах России на рынке инвестиционных капиталов.
Решение проблемы стимулирования инвестиций в российскую экономику во многом зависит от становления российского рынка ценных бумаг, развитие которого будет осуществляться по мере преодоления инфляционных процессов и стабилизации производства.
На инвестиционную активность в значительной мере влияет спрос на акции приватизированных предприятий. Рост курса этих акций в последнее время характерен для акционерных обществ — монополистов, функционирующих в таких отраслях, как нефтяная промышленность, энергетика, связь.
Процесс привлечения иностранного капитала в условиях, когда значительная часть российских предприятий приватизирована, неизбежно будет идти преимущественно путем продажи иностранному инвестору акций российских акционерных обществ, владеющих предприятиями.
В обеспечении благоприятного инвестиционного климата существенное значение имеет деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по привлечению отечественных и иностранных инвестиций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют благоприятный инвестиционный климат регионов посредством организации выставок и участия в федеральных и международных выставках инвестиционных проектов, осуществления рекламно — информационной кампании в печатных изданиях.
Министерство экономики Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами государственной власти разработало план мероприятий по вопросам привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов Российской Федерации, который утвержден 22 апреля 1995 г. Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Чубайсом А.Б. План мероприятий охватывает все направления региональной инвестиционной политики и предусматривает конкретные меры, направленные на привлечение иностранных инвестиций в экономику субъектов Российской Федерации.
Инвестиционное сотрудничество России со странами ближнего зарубежья служит одним из основных средств стабилизации и дальнейшего развития экономики каждой страны. Инвестиционное сотрудничество стран ближнего зарубежья не может осуществляться успешно без согласованной экономической политики, учитывающей специализацию, кооперацию и производство тех видов продукции, которые необходимы этим странам.
Привлечение капиталов из государств — участников Содружества Независимых Государств должно осуществляться путем совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, международного финансового лизинга, создания договорных совместных организаций типа консорциумов для осуществления инвестиционной деятельности. Необходимо также создать условия для привлечения частных российских инвесторов в производственные объекты государств — участников Содружества Независимых Государств, в продукции которых заинтересована Россия. В этой связи целесообразно разработать совместно со странами СНГ механизм инвестиционного сотрудничества и перехода на совместное финансовое обеспечение.
В целях активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику России, обеспечения проведения последовательной работы и скоординированной государственной политики в этой области Правительство Российской Федерации приняло Постановление «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации» от 29 сентября 1994 г. N 1108.
Обеспечению благоприятного инвестиционного климата служит применение национального режима к иностранным инвесторам.
До последнего времени основной формой участия иностранного капитала в виде прямых инвестиций было создание совместных предприятий. Несмотря на значительное число зарегистрированных предприятий такого типа, размеры привлеченных ими зарубежных инвестиций невелики, а их роль в экономике незначительна. Необходимо совершенствовать способы определения доли российских инвесторов в уставных фондах совместных предприятий, разработать методики оценки зданий, сооружений, оборудования, земли, вкладываемых в качестве российской части уставных фондов коммерческих организаций с иностранными инвестициями.
Следует активнее стремиться к привлечению иностранных финансовых ресурсов в форме кредитов, которые требуют погашения, но не устанавливают постоянной зависимости кредитуемых предприятий от иностранных компаний.
Одной из форм иностранных кредитов являются целевые банковские вклады для кредитования развития российских предприятий с условием возврата кредита поставками продукции (компенсационные соглашения).
Целесообразно стимулировать сделки, в которых зарубежный партнер поставляет машины, оборудование, технологии, комплектные заводы в обмен на встречные поставки сырья и полуфабрикатов, производимых на поставленном оборудовании.
Важным фактором притока инвестиций в российскую экономику является стимулирование возврата российского капитала, находящегося в зарубежных банках, и формирование условий для предотвращения дальнейшей утечки капиталов из России.
Для привлечения иностранных инвесторов к деятельности на конкретных территориях следует использовать механизм создания свободных экономических зон.
Постепенный выход российской экономики из кризиса будет способствовать росту накоплений во всех сферах народного хозяйства. Кроме того, государственное регулирование с целью увеличения общего объема инвестиций в стране обусловливает некоторое увеличение в них доли централизованных затрат.
Государство принимает на себя финансирование развития значительной части производственной инфраструктуры. На строительство железных дорог, портов, энергетических предприятий Сибири и Дальнего Востока, объектов связи намечается направить до 10 процентов капитальных вложений, финансируемых за счет федерального бюджета.
В переходный период к рыночной экономике государство направляет до 70 процентов инвестиционных ресурсов, централизованных в федеральном бюджете, на удовлетворение неотложных потребностей социальной сферы жилищного и муниципального строительства, здравоохранения, культуры, науки.
Оставшиеся 20 процентов централизованных инвестиционных ресурсов используются на стимулирование частных отечественных и иностранных инвестиций в производственной сфере.
Принципиально новой особенностью инвестиционной политики последнего времени является переход от распределения бюджетных ассигнований на капитальное строительство между отраслями и регионами к избирательному частичному финансированию конкретных объектов и формированию состава таких объектов на конкурсной основе.
Переход к оказанию государственной поддержки частным инвесторам на конкурсной основе вместо распределения государственных капитальных вложений предусмотрен Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. N 1928 «О частных инвестициях в Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 1994 г. N 744 «О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе».
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. N 1928 Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Министерством строительства Российской Федерации подготовлены и в декабре 1994 г. утверждены «Методические рекомендации о порядке организации и проведения конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов». При Министерстве экономики Российской Федерации создана Комиссия по инвестиционным конкурсам, организованы рабочая группа и экспертный совет для отбора наиболее эффективных инвестиционных проектов.
Суть данного подхода заключается в предоставлении возможности претенденту на основе бизнес-плана, в котором значительное место занимают маркетинговые исследования, доказать, что данная продукция найдет своего платежеспособного потребителя, а вложения окупятся не более чем за 2 года.
Для участия в конкурсе в Министерство экономики Российской Федерации в первом полугодии 1995 г. поступило около 500 инвестиционных проектов, из которых к конкурсу было допущено около 60. Эти проекты отвечают главному требованию конкурса: доля централизованных инвестиционных ресурсов в затратах на реализацию проекта не превышает 20 процентов и доля собственных и заемных средств (включая иностранные) частных инвесторов составляет не менее 80 процентов. При этом собственные средства инвестора (акционерный капитал, прибыль, амортизация) в указанных затратах составляют не менее 20 процентов. Оценка проектов проводится двумя работающими независимо друг от друга группами специалистов, что позволяет объективно выделять лучшие проекты.
Итоги первого тура конкурса показали, что ограниченная государственная поддержка эффективных коммерческих проектов способствует значительному привлечению частного капитала и обеспечивает рост производства уже в 1996 — 1997 годах при сроке окупаемости затрат 1,5 — 1,6 года.
Для развития заложенных в конкурс идей государственно — коммерческого финансирования проектов намечается реализовать два новых механизма: сертификации проектов и государственных гарантий инвесторам.
Сертификация проекта удостоверяет его качество и определяет размер государственной поддержки:
Сертификация проекта позволяет проводить аукционы по привлечению инвесторов. Контакты с зарубежными инвесторами показывают, что проведение сертификации значительно повышает их доверие к проектам. Это позволит создать конкуренцию капиталов на инвестиционном рынке и будет способствовать снижению ставки процента коммерческого кредита, что в конечном счете обеспечит повышение эффективности инвестиций.
Второй механизм — предоставление частным отечественным инвесторам государственных гарантий, включающих обязательства государства по возврату части вкладываемых ресурсов в случае срыва реализации высокоэффективного инвестиционного проекта, прошедшего сертификацию, по не зависящим от инвестора причинам. При этом необходимо предоставление инвестором встречных гарантийных обязательств, включая залоговые обязательства. Предусматривается подготовка порядка предоставления инвесторам государственных гарантий.
При этом принципиальное положение состоит в том, что государственная гарантия не должна покрывать 100 процентов риска, так как в этом случае исчезает ответственность банка за возврат выданного кредита.
Для аккумулирования и постоянного увеличения средств, выделяемых не только из федерального бюджета, но и вносимых отечественными и иностранными коммерческими структурами, предусматривается создание Фонда государственных гарантий высокоэффективных инвестиционных проектов на основе организации залоговой системы, отвечающей требованиям мирового уровня.
Рассматриваемые механизмы позволят использовать средства государства с более высокой эффективностью в отношении привлечения частного капитала. Даже при 50 процентах риска проекта размер необходимых государственных средств снижается, как минимум, в 4 раза (в 2 раза в связи с риском и в 2 раза в связи с компенсацией страховых выплат на основе реализации залога).
С целью активизации частного предпринимательства разворачивается работа в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. N 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности».
Использование лизинга заинтересованными предприятиями, особенно представителями малого бизнеса, позволяет им, не прибегая к привлечению кредитов, использовать в производстве новое прогрессивное оборудование и технологии, в том числе «ноу-хау». При этом оплата приобретенного оборудования в рассрочку и отнесение всех связанных с этим расходов на себестоимость своей продукции (услуг) дают возможность уменьшить налогооблагаемую базу и налоговые платежи.
Для производителей основных видов лизингового имущества, то есть для машиностроительных заводов, лизинг создает благоприятные возможности расширения рынков сбыта, преодоления трудностей сбыта своей продукции.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» определило дальнейшее развитие этого вида деятельности. В соответствии с Постановлением предусматривается осуществление соответствующей программы мероприятий.
В 1995 — 1997 годах намечается последовательно проводить курс на стимулирование развития различных форм жилищного строительства: государственного, муниципального, частного, а также на создание благоприятных условий для привлечения на эти цели внебюджетных источников финансирования, прежде всего средств населения.
Предусматривается вовлечение в хозяйственный оборот не завершенных строительством жилых домов. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. N 1181 «О мерах по обеспечению достройки не завершенных строительством жилых домов» находящиеся в федеральной собственности не завершенные строительством жилые дома при отсутствии необходимого финансирования будут передаваться финансово состоятельным инвесторам для завершения их строительства или продаваться, исключительно на конкурсной основе, в целях их достройки в кратчайшие сроки.
Механизм привлечения свободных средств населения для финансирования жилищного строительства определен Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. N 1182 «О выпуске и обращении жилищных сертификатов» и утвержденным этим Указом Положением. В 1994 году во многих городах России начался выпуск жилищных сертификатов, жилищных облигаций и векселей.
В реализации Комплексной программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций важное место занимают создание и совершенствование законодательной и нормативной базы инвестиционной деятельности в России, проведение необходимых организационных мероприятий. Очевидными являются:
стабильность законодательства о финансовом, валютном, налоговом, тарифном и нетарифном регулировании инвестиций;
заблаговременное информирование предпринимателей о намечаемых изменениях правовых норм;
отработка процедур и механизмов, защищающих инвесторов от неправомерных действий органов управления.
В 1996 году предстоит подготовить проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (пункт 18 плана мероприятий).
Из числа отсутствующих законов, тормозящих рост инвестиций, в первую очередь приходится назвать земельный кодекс, поскольку без гарантированного права пользования землей нельзя рассчитывать на приток капитала. Ряд законопроектов находится на рассмотрении в Государственной Думе и, можно надеяться, будет принят. До конца 1995 года следовало бы рассмотреть законопроекты, направленные на защиту вкладов населения и на пресечение незаконного вывоза капитала за границу. Защита вкладов необходима как обязательная предпосылка к аккумулированию сбережений населения, объем которых оценивается примерно в 20 млрд. долларов США. Важность сокращения оттока отечественного капитала за границу является очевидной.
Предлагаемые к принятию в 1995 — 1997 годах законодательные и нормативные акты рассматриваются в качестве инструмента создания в России благоприятного инвестиционного климата по таким направлениям, как целевое использование амортизации, налоговые стимулы для капитализации прибыли, развитие вторичного рынка ценных бумаг и перелив капитала, страховое дело и гарантии, ипотека, предотвращение утечки и стимулирование возврата отечественного капитала из-за рубежа, привлечение иностранных инвесторов. Организационно-правовое обеспечение Комплексной программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций формируется в рамках действующей системы принятия законодательных и нормативных актов.
Необходимы законодательные ограничения на вывоз капитала за рубеж и возможность оставлять в зарубежных банках на счетах российских юридических и физических лиц ценовой разницы экспортируемых по заниженным ценам и импортируемых по завышенным ценам товаров и услуг (пункты 2 и 19 плана мероприятий), проекты которых должен подготовить Центральный банк Российской Федерации. Для действенности принимаемых мер целесообразно ввести дополнительные статьи в Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривающие, наряду со штрафными санкциями, уголовную ответственность должностных и частных лиц за нарушение закона.
В связи с предоставлением налоговых льгот инвесторам предусматривается внести дополнения и изменения в налоговое законодательство и нормативные документы, регулирующие отношения налогоплательщика с налоговыми органами, установить порядок рассмотрения апелляций для защиты налогоплательщика. Будет принят налоговый кодекс, регламентирующий процессуальные отношения при налоговых проверках, поскольку современная практика регулирования приводит к спорам об обоснованности и предметах санкций со стороны налоговых органов.
В действующее законодательство для улучшения ситуации с регистрацией акционеров будет введено понятие — номинальный держатель ценных бумаг. В Российской Федерации будет осуществляться программа гарантийной подписи, возлагающей на брокеров ответственность за проверку личности своих клиентов, будут утверждены стандарты ведения реестра акционеров.
Среди основополагающих законопроектов в области международного инвестиционного сотрудничества разработаны проекты федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР», «О свободных экономических зонах», «О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами» и «О соглашениях о разделе продукции».
При разработке указанных законопроектов предусматривались следующие принципы:
необходимость активизации инвестиционного процесса как главного фактора стабильного развития экономики;
содействие вхождению российской экономики в мировую хозяйственную систему через производственно-инвестиционное сотрудничество;
предоставление концессий отечественным и иностранным инвесторам по итогам конкурсов и аукционов;
обеспечение национальной безопасности при допуске иностранного капитала в экономику России.
Указанные проекты федеральных законов находятся на рассмотрении в Государственной Думе, при этом проект федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» принят Государственной Думой и направлен на рассмотрение в Совет Федерации Федерального Собрания.
Неотложные вопросы создания экономических условий активизации отечественных и иностранных инвестиций в 1995 — 1997 годах решаются в подготавливаемых указах Президента Российской Федерации.
В настоящее время подготавливается проект указа Президента Российской Федерации «Об использовании амортизации для инвестиционного обеспечения структурной перестройки экономики».
Сохраняет актуальность проблема страховой защиты имущественных интересов отечественных и иностранных инвесторов в Российской Федерации. Необходимо определить общие принципы страхования инвестиций: перечень страховых случаев невозврата целевых средств в зависимости от причин, повлекших за собой невозможность их возврата, при наступлении которых страховщик обязан возместить инвестору нанесенный его интересам ущерб; размеры страхового взноса; порядок заключения страховых договоров; круг прав и обязанностей сторон в течение действия договора и при наступлении страхового случая. Должно быть также предусмотрено участие государства в деятельности страховых учреждений.
Одним из наиболее эффективных инвестиционных институтов для превращения сбережений граждан в инвестиции являются паевые инвестиционные фонды, образуемые в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г. N 765 «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики в Российской Федерации». Реализация этого Указа позволит увеличить приток инвестиций в российскую экономику прежде всего за счет мобилизации сбережений граждан.
Постановления Правительства Российской Федерации, в которых определены мероприятия по проведению инвестиционной политики (пункт 20 и 28 плана мероприятий), подготавливаются именно для реализации Закона «О залоге» в части регламентации процедур оценки реальной стоимости собственности и ее передачи новому владельцу, в том числе иностранному инвестору, в случае неиспользования заемщиком принятых на себя обязательств.
В 1996 году для подготовки постановления Правительства Российской Федерации намечается представить предложения по совершенствованию рынка ценных бумаг, регистрационной и депозитарной деятельности (пункт 23 плана мероприятий). В настоящее время Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации совместно с несколькими российскими банками и брокерскими фирмами осуществляет работу по созданию депозитарно-клиринговой компании. Эта организация будет отвечать за отработку операций с ценными бумагами, контроль за осуществлением расчетов по сделкам купли — продажи ценных бумаг, а также ответственное их хранение. Эффективная и надежная работа компании будет одним из факторов привлечения иностранных инвесторов на российский рынок. Предусматривается утвердить также стандарты депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг.
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 507 «О привлечении внебюджетных инвестиций» одобрено предложение Минэкономики России и Минфина России о создании инвестиционно-финансового консорциума, участникам которого — коммерческим и инвестиционным банкам — разрешен выпуск гарантированных государством ценных бумаг для финансирования инвестиционных проектов. Подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации об условиях предоставления государственных гарантий под выпуск ценных бумаг частным инвесторам, что будет способствовать росту доверия населения к этим ценным бумагам.
В целях более активного использования иностранного капитала необходимо выделение приоритетных направлений, вложения в которые должны поощряться. Предусматривается утвердить постановлением Правительства Российской Федерации конкретный перечень приоритетных отраслей и производств. Стимулы и мероприятия по привлечению капитала могут быть дифференцированы исходя из специфики отрасли и видов деятельности, их экспортного потенциала.
В соответствии с мировой практикой должны быть также установлены ограничения при размещении иностранных инвестиций на территории Российской Федерации как страны, принимающей иностранный капитал (пункт 11 плана мероприятий). Необходимо разработать перечни отраслей и регионов, закрытых для иностранных инвестиций и (или) таких, где их деятельность ограничивается, и утвердить их в законодательном порядке.
Создание правового поля, на котором протекает инвестиционный процесс, усиливает актуальность «обрамления» законов подзаконными актами.
До конца 1995 года представляется необходимым подготовить и утвердить шесть организационно-методических материалов. Важное значение имеет определение до принятия налогового кодекса порядка подачи апелляций налогоплательщиков и быстрого разрешения споров, на чем особенно настаивают иностранные инвесторы (пункт 6 плана мероприятий). Два документа связаны с оценкой стоимости земельных участков и отражением ее в активах коммерческих организаций (пункты 4 и 5 плана мероприятий). Три документа относятся к вопросам реализации иностранных инвестиций.
Текущее регулирование инвестиционной деятельности на базе ведомственных решений намечается также посредством управления таможенным режимом. Будет обеспечена дальнейшая дифференциация импортного тарифа и, в частности, ставок пошлин на машины и оборудование. Намечается облегчить импорт тех машин, которые не производятся в России или производятся в явно недостаточных количествах, и в то же время проводить умеренно протекционистскую политику в отношении тех отраслей отечественного машиностроения, которые могут обновить производственный потенциал российской промышленности.
Федеральные ведомства, наделенные соответствующими полномочиями, определяют порядок оформления соглашений с частными отечественными и иностранными инвесторами о государственной поддержке конкретных инвестиционных проектов. В связи с реализацией конкретных проектов существенное значение приобретает улучшение методов урегулирования хозяйственных споров, создание многовариантности арбитражной процедуры. Арбитражные процедуры должны применяться дифференцированно, в зависимости от характера спора.
Для Российской Федерации актуальным является сближение правовой основы инвестиционной деятельности в России и зарубежных странах.
Учитывая реальный процесс реинтеграции со странами — участниками Содружества Независимых Государств и наличие экономических и инвестиционных интересов России и этих стран, определяющее значение приобретает взаимная адаптация и унификация нормативно-законодательных актов и организационно-экономических условий инвестиционной деятельности на территории государств — участников Содружества Независимых Государств.
Помимо законодательства Российской Федерации, важную роль в регулировании иностранных инвестиций играет подключение России к международной системе правового обеспечения в области инвестиционной деятельности. Россия заключила 30 межправительственных соглашений о взаимной защите и поощрении капиталовложений, присоединилась к двум международным конвенциям — Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государственными и иностранными лицами (1965 год) и Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (1985 год), подписала Договор к Европейской энергетической хартии, стала членом Международного валютного фонда и Всемирного банка. Присоединение к Генеральному соглашению о торговле и тарифах Всемирной торговой организации, договорам с Европейским сообществом и Организацией экономического сотрудничества и развития также будет способствовать сближению норм российского и международного права в этой сфере.
Обязательным для российской практики должно стать выполнение условий, предусмотренных в заключенных или намечаемых к подписанию международных договорах в части, относящейся к привлечению иностранных инвестиций в Россию (Договор к Европейской энергетической хартии, Генеральное соглашение о торговле и тарифах Всемирной торговой организации, связанные с ними документы, относящиеся к торговым аспектам инвестиционных мер, соглашения с Европейским сообществом о партнерстве и сотрудничестве, соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, соглашения об избежании двойного налогообложения и другие).
Наряду с созданием организационно-правовых условий и государственной поддержкой Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций включает меры по снижению издержек инвестора, не относящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов. В этой связи развивается информационная инфраструктура инвестиционного рынка, осуществляется регулирование тарифов на услуги монополий, обеспечивается защита собственности и личности инвестора от криминальной сферы.
Интересы инвесторов предполагается учитывать при подготовке законодательных и нормативных актов, а также ведомственных инструкций по ценообразованию в электроэнергетике, связи, железнодорожном транспорте. Для мелких инвесторов важнейшее значение имеет ограничение платы за аренду производственных помещений.
В отношении защиты собственности инвесторов желательно разработать единый порядок определения размеров ущерба, причиняемого, в частности, растратами и хищениями, а также недобросовестной конкуренцией.
Необходимо совершенствовать работу международного коммерческого арбитражного суда, третейского суда при Торгово — промышленной палате Российской Федерации.
Для обеспечения личной и имущественной безопасности инвесторов следует разработать специальные государственные программы предупреждения преступности в криминогенных сферах экономики, а также в регионах России с повышенным уровнем правонарушений.
Под эти цели необходимо предусмотреть материально-техническое, информационное и организационное укрепление соответствующих оперативных служб, следственных органов и судов.
В части информационного обеспечения инвестиционной деятельности представляется необходимым содействие государства действующим и создаваемым коммерческим консалтинговым организациям, фирмам по разработке бизнес-планов, проектным институтам. Конкретными задачами информационного обеспечения инвестиционной деятельности являются: сбор, обработка и актуализация информации о законодательстве, состоянии рынка, перспективах развития экономики и отдельных отраслей, о планах предприятий, заинтересованных в привлечении инвестиций, о ходе приватизации, продаже акций, конверсии производства. С целью обеспечения эффективного информационно-консультативного взаимодействия потенциальных иностранных инвесторов с российскими организациями и создания привлекательного образа России на мировых рынках капитала принято Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1995 г. N 657 «О Российском центре содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономики Российской Федерации».
По инициативе Правительства Российской Федерации создана качественно новая структура — Консультативный совет по иностранным инвестициям в России, в состав которого входят представители зарубежных фирм, осуществляющих прямые инвестиции в российскую экономику в крупных размерах. Его основная задача — обеспечение постоянного диалога между Правительством Российской Федерации и крупными иностранными инвесторами с целью выработки конкретных рекомендаций по совершенствованию инвестиционного климата в России, налогового и таможенного законодательства Российской Федерации, созданию привлекательного образа России как страны, принимающей инвестиции.
Для развития экономики России и продвижения частных иностранных прямых инвестиций важное значение имеет сотрудничество России с ведущими международными финансовыми организациями, прежде всего с Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Европейским банком реконструкции и развития и другими.
При реализации Комплексной программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций необходима организация мониторинга программы и оперативной корректировки состава мероприятий.
Предлагаемые мероприятия в проекте Комплексной программы обеспечат улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации, что будет способствовать притоку отечественных и иностранных инвестиций в российскую экономику.
Эффективность Комплексной программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации обеспечивается реализацией прилагаемого к программе Плана мероприятий.
Приложение
к Комплексной программе стимулирования
отечественных и иностранных инвестиций
в экономику Российской Федерации
(в ред.Постановления Правительства РФ от 27.12.95 N 1294)
Примечание. В план мероприятий не включены законодательные и нормативно-правовые акты, находящиеся в стадии разработки. В случае необходимости и целесообразности разработки других законодательных и нормативно-правовых актов по вопросам стимулирования отечественных и иностранных инвестиций, не вошедших в план мероприятий Комплексной программы, они будут разрабатываться в установленном порядке.
Налоговое стимулирование инноваций: виды и методы, зарубежный и российский опыт, как оценить эффективность
- Общие принципы, методы и формы налогового стимулирования
- Опыт развития в зарубежных странах
- Основные направления налоговой политики РФ в сфере инноваций
- Оценка эффективности
Государство заинтересовано в развитии технологий и науки, оно может влиять на этот процесс, используя фискальную систему и механизмы регулирования налогового бремени. С другой стороны, необходимо повышать спрос на инновационные технологии, заинтересованность в модернизации и создании новых технологий.
Налоговое стимулирование инноваций помогает в развитии технологий и науки.
Налоговое стимулирование инноваций на примере зарубежных стран показывает, что наиболее продуктивно использование сочетания нескольких механизмов и форм такого регулирования.
Общие принципы, методы и формы налогового стимулирования
Налоговая система должна регулироваться таким образом, чтобы не создавать препятствий для внедрения инноваций в производственные процессы. Таким образом, результаты научных исследований смогут приносить прибыль не только разработчикам, но и тем, кто использует эти результаты, увеличивая производительность труда.
По опыту применения в России и за рубежом эффективным считают механизм уточнения налогообложения сделок, совершаемых с использованием интеллектуальной собственности.
Рационально амнистирование, а не снижение НДС и таможенных сборов в части экспорта высокотехнологичных товаров. В Российской Федерации пристальное внимание инновациям начали уделять в 2014 г., когда из-за санкций разработали и поэтапно приняли комплекс мер налогового стимулирования развития промышленности и науки страны.
Законодательство о налогах и сборах было соответствующим образом изменено для поддержки инноваций, поощрения научных исследований и увеличения числа опытно-конструкторских разработок.
При изменении фискальной системы учитываются следующие основополагающие принципы:
- законность;
- ориентация на налогоплательщиков по категориям;
- учет того, какие проблемы потребуют решения в будущем;
- соразмерность;
- мотивация;
- интегрируемость.
Методы налогового регулирования инноваций.
Формы налогового стимулирования в области поддержки инноваций должны соответствовать ряду требований:
- необходимость соблюдения национальной безопасности;
- учет конкурентоспособности отечественной фискальной системы;
- обеспечение налоговых доходов бюджета и баланс бюджетов разного уровня;
- сохранение социальной стабильности и предсказуемости;
- обязательность воспроизводства налоговой базы;
- устойчивость общественного устройства с точки зрения важных социальных характеристик.
По видам стимулирование исследований и внедрения новых технологий подразделяется на:
- перенос сроков уплаты налогов;
- предоставление рассрочки;
- налоговое инвестиционное кредитование.
В России используется ряд способов налогового стимулирования. Льготы и схемы поощрения закреплены в законе о налогах.
Опыт развития в зарубежных странах
Каждая страна реализует собственный набор решений по налоговому стимулированию инновационной деятельности. Первые результаты смягчения политики взимания платежей в бюджет страны получили в США в 50-х гг. прошлого века.
Вторая волна фискальных льгот прошла в промышленно развитых странах в 80-е гг. Во время мирового кризиса 2008 г. многие страны снова обратились к этому методу стимулирования развития экономики и промышленности.
Показателен пример Японии, которая в этом отношении занимает лидирующие позиции в мире. Там активно используется ускоренная амортизация в отношении научно-исследовательского оборудования и оснащения.
Разработан ряд скидок на платежи в государственный бюджет, учитывающих расходы на инновационные разработки и затраты, понесенные в связи с научными исследованиями. При покупке зарубежных технологий также действуют льготы и рассрочки.
Основные меры налогового стимулирования за рубежом.
В Швеции используют два основных механизма налогового поощрения инновационной деятельности. Скидку до 20% на разницу в затратах на научные и исследовательские работы получают те, кто в текущем году вложил больше, чем в прошлом. 10% от того, что потрачено на исследования, освобождается от налогообложения.
Льготы распространяются на крупный, средний и малый бизнес, но наиболее активно используются мелкими предприятиями и стартапами.
В США из налогообложения исключается ряд затрат, связанных с инновационной деятельностью. Это закупка оборудования, документации и технологий, проведение испытаний и сборка опытных образцов. Подобные методы используются в промышленно развитых странах Европы, в Америки и Австралии.
Одновременно с вычетами выделяются субсидии и гранты на разработки, разовые и регулярные скидки и льготы при создании рабочих мест и выплате зарплаты научно-исследовательскому составу лабораторий, научным сотрудникам.
Налоговое стимулирование в связи с проведением НИОКР.
Основные направления налоговой политики РФ в сфере инноваций
В Российской Федерации используется несколько форм налоговой стимуляции инноваций и научных разработок, внедрения новых технологий и оборудования на действующем производстве.
Прежде всего это освобождение от налога на добавленную стоимость при реализации НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), а также использовании результатов этой работы. Учет расходов на инновационные работы и исследования происходит при расчете НДС.
Как и в большинстве развитых стран, в России приняты повышающие коэффициенты, ускоряющие амортизацию основных средств при ведении научно-технической деятельности.
Амортизация может начисляться нелинейным способом, что снижает размер платежей в ФНС и позволяет развивающемуся предприятию достигнуть стабильности.
Основные направления государственного регулирования инновационной деятельности.
Средства целевого финансирования, направленные на НИОКР, освобождены от налогов на прибыль (статья 149 НК). Ввоз нового оборудования, не имеющего аналогов в России, происходит без уплаты таможенных пошлин и НДС (статья 149 НК).
Возможно предоставление налогового кредита в рамках инвестирования в научные разработки. Внесение платежей в ФНС происходит по графику, выбранному плательщиком, и разрешает перенаправить средства на развитие предприятия. Принятие к вычету затрат на НИОКР происходит в сокращенные сроки — в течение одного года.
Расходы на исследования, которые не принесли результата согласно планам, могут списываться, уменьшая налоговую массу (статья 262 НК). К расходам относят также траты на повышение квалификации и подготовку персонала. Действуют льготы на взносы организаций на научно-исследовательскую деятельность.
Оценка эффективности
Действенность государственных методов стимуляции инноваций доказана обширным международным опытом. В результате ожидаются стабильный экономический рост и повышение конкурентоспособности разработанных в России технологий.
Развитие фискальных стимулов движется в сторону увеличения гибкости и комбинирования механизмов, различающихся по форме и срокам действия, при достижении поставленных правительством целей.
Однако в действующем законодательстве есть несовершенства, которые уменьшают заинтересованность налогоплательщиков в использовании доступных форм снижения налоговой нагрузки. В результате возникают завышенные трансакционные издержки, обусловленные тем, что право на пользование льготами надо доказывать.
Анализ практики применения льгот для стимулирования инвестиционно-инновационной деятельности.
В первую очередь оказываются востребованы механизмы, связанные с учетом грантов и целевого финансирования, освобождение от НДС при получении патентов и ведении исследовательских работ. Часто используется ускоренная амортизация основных средств.
Наиболее активно налоговое стимулирование инноваций действует для предприятий, относящихся к государственному сектору. Это добывающая и перерабатывающая промышленность, научно-исследовательские предприятия, оборонные и приборостроительные производства.
К ним относятся учреждения образования и здравоохранения, культуры и охраны природы.
Мировая практика показывает, что более продуктивна ориентация на малый бизнес и молодые компании. Стартапы возникают на основе новых идей, требуют оригинальной подачи и стремятся опередить конкурентов, утвердившихся на ранке раньше.
Это дает мощные стимулы для развития. От 1 до 3 лет новый бизнес не приносит прибыли и выходит на самоокупаемость. В это время важно снизить налоговое бремя и дать возможность для роста, что и происходит благодаря продуманной политике налогового стимулирования.
http://zakonbase.ru/content/part/96380
http://viafuture.ru/privlechenie-investitsij/nalogovoe-stimulirovanie-innovatsij