СЗПК: Новый инструмент поощрения инвестиций в России — новости

Оглавление

СЗПК: Новый инструмент поощрения инвестиций в России

История вопроса

Уже в июле 2020 года должен быть запущен национальный план восстановления экономики. На момент подготовки статьи его текст не был опубликован, однако исходя из проекта плана, а также заявлений, сделанных чиновниками, теме инвестиций отводится серьезная роль.

Тема на слуху уже не первый год. В марте 2018 года Президент РФ Владимир Путин дал поручение Правительству совместно с Банком России разработать план действий по ускорению темпов роста инвестиций и их доли в валовом внутреннем продукте. В том же году Минфин России разработал и направил в РСПП проект закона «О защите и поощрении капиталовложений в России». В октябре 2018 года министр финансов РФ А.Г. Силуанов анонсировал проект закона на совещании глав регионов в Казани. Предполагалось, что принятие такого закона улучшит инвестиционный климат и придаст импульс развитию экономики страны.

В докладе бизнес-омбудсмена Президенту говорилось о необходимости данного закона: «согласно закону «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», принятому еще в 1998 году, права субъектов инвестиционной деятельности, с которыми заключаются госконтракты, являются стабильными и сохраняют свою силу на весь срок их действия. Но де-факто стабильных условий инвестор не получает. В инвестиционных соглашениях предполагается, что бюджет выступит в качестве гаранта: если условия будут нарушены, бюджет компенсирует инвесторам ущерб от изменения условий».

Позднее, в сентябре 2019 года вице-премьер Д. Козак представил свой проект закона «О поощрении и защите частной инвестиционной деятельности в России», довольно сильно отличающийся от законопроекта Минфина России.

Спустя примерно месяц после внесения в Государственную Думу в первом чтении была принята минфиновская версия законопроекта, получившего наименование «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации». Однако после этого законопроект опять «увяз» в обсуждениях, поскольку многих не устраивал предмет его регулирования (в частности, законопроект серьезно затрагивал концессионные соглашения и соглашения ГЧП/МЧП, унифицировал формы государственной поддержки и т.д.).

В результате была принята компромиссная версия закона. Однако его опубликование 1 апреля текущего года на фоне разгоревшейся пандемии осталось во многом незамеченным. И вот теперь тема инвестиций вновь на повестке дня, правда, уже в несколько иных обстоятельствах.

Стабилизационная оговорка – основной предмет нового закона

Какие же меры поддержки инвестиций предусмотрены новым законом?

Основная новелла заключается в следующем: между организацией, реализующей инвестиционный проект (ОРП), с одной стороны, и одним или несколькими публично-правовыми образованиями, с другой стороны, может быть заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), в соответствии с которым публичная сторона гарантирует частной стороне неприменение актов, которые могут ухудшить реализацию инвестиционного проекта (стабилизационная оговорка).

Так, например, если основная ставка налога на прибыль на дату заключения СЗПК составляет 20%, то даже в случае ее повышения в отношении всех налогоплательщиков для ОРП она все равно останется на уровне 20% (в отношении прибыли, генерируемой инвестиционным проектом).

Не подлежат применению также акты, которые увеличивают сроки или количество процедур, необходимых для реализации инвестиционного проекта.

Каждое публично-правовое образование отвечает за неприменение «своих» актов: Российская Федерация – за федеральные, субъекты РФ – за региональные, муниципалитеты – за местные.

В данном случае важно понимать, что СЗПК – это не договор о совместном с государством ведении бизнеса, это, прежде всего, стабилизация законодательства. Как будет показано ниже, инвестор должен быть заинтересованным в реализации инвестиционного проекта и без такой стабилизации; однако если она предоставляется, это, безусловно, будет в помощь.

Требования к ОРП

В качестве ОРП может выступать любое российское юридическое лицо, в том числе проектная компания (за исключением государственных и муниципальных учреждений, а также государственных и муниципальных унитарных предприятий). При этом под проектной компанией понимается такая ОРП, которая была специально создана для реализации инвестиционного проекта и которая соответствует совокупности следующих требований:

а) в уставе организации содержится положение о том, что предметом ее деятельности является реализация инвестиционного проекта;

б) не менее 90 процентов всей выручки организации составляет выручка, полученная организацией от реализации инвестиционного проекта.

Таким образом, например, для целей «стабилизации» налога на прибыль инвесторы могут либо создать отдельную проектную компанию, либо вести отдельный учет прибыли, поступающей от инвестиционного проекта.

Иностранные инвесторы могут участвовать в СЗПК только через участие в капитале российского юридического лица.

Требования к инвестиционным проектам

Закон предусматривает, что инвестиционный проект должен считаться новым. Для этого должно соблюдаться одно из следующих условий:

  • ОРП приняла решение об утверждении бюджета на капитальные расходы (без учета бюджета на расходы, связанные с подготовкой проектно-сметной документации, проведением проектно-изыскательских и геолого-разведочных работ) до дня вступления в силу закона, но не ранее 7 мая 2018 года и подала заявление о реализации такого проекта не позднее 31 декабря 2021 года; или
  • ОРП приняла решение об утверждении бюджета на капитальные расходы (без учета бюджета на расходы, связанные с подготовкой проектно-сметной документации, проведением проектно-изыскательских и геолого-разведочных работ) после дня вступления в силу закона и подала заявление о реализации такого проекта не позднее одного календарного года после принятия такого решения.

Если в уставе ОРП, являющегося хозяйственным обществом, отсутствует указание на то, какой орган уполномочен на принятие решения об утверждении бюджета проекта, достаточно решения единоличного исполнительного органа.

Инвестиционный проект не может осуществляться в следующих сферах деятельности:

  1. игорный бизнес;
  2. производство табачных изделий, алкогольной продукции, жидкого топлива (ограничение неприменимо к жидкому топливу, полученному из угля, а также на установках вторичной переработки нефтяного сырья согласно перечню, утверждаемому Правительством РФ);
  3. добыча сырой нефти и природного газа, в том числе попутного нефтяного газа (ограничение неприменимо к инвестиционным проектам по сжижению природного газа);
  4. оптовая и розничная торговля;
  5. деятельность финансовых организаций, поднадзорных Банку России (ограничение неприменимо к случаям выпуска ценных бумаг в целях финансирования инвестиционного проекта);
  6. строительство (модернизация, реконструкция) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также жилых домов.

Также закон предусматривает минимальные «пороги» инвестиций для заключения СЗПК: чем больше уровень капиталовложений, тем более широкий круг актов может стабилизироваться.

Так, например, для того, чтобы Российская Федерация могла быть стороной СЗПК, должны соблюдаться следующие условия:

Акты, подлежащие «стабилизации»

1. Акты, предусматривающие увеличение ставок вывозных таможенных пошлин

Не менее 10 миллиардов рублей

2. Акты, предусматривающие увеличение ставок платы (сбора) и (или) расширение платежной базы (объектов обложения), используемых при определении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, платы за пользование водными объектами, утилизационного сбора, экологического сбора, подлежащих уплате в бюджеты бюджетной системы РФ

3. Акты, предусматривающие увеличение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, а также изменение порядка определения и общего размера арендной платы, устанавливаемых при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов на арендуемом лесном участке

4. Акты, изменяющие сроки и (или) объемы предоставления:

1) субсидий и бюджетных инвестиций в соответствии с бюджетным законодательством РФ

2) субсидий кредитору по кредитному договору, предусматривающему предоставление ОРП кредитных средств по льготной ставке

— не менее 250 миллионов рублей для новых инвестиционных проектов, относящихся к сферам здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта;

— не менее 500 миллионов рублей для новых инвестиционных проектов в сфере цифровой экономики, экологии, сельского хозяйства;

— не менее 1,5 миллиарда рублей для новых инвестиционных проектов в сфере обрабатывающего производства;

— не менее 5 миллиардов рублей для новых инвестиционных проектов в иных сферах экономики.

5. Акты (решения) в области земельного, градостроительного и иного законодательства, указанные в п. 3 ч. 3 ст. 9 ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений…».

Следует отметить, что выше в таблице перечислены акты (решения), подлежащие стабилизации в соответствии со статьей 9 ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений…». Помимо этого, акты законодательства, подлежащие стабилизации, содержатся в Налоговом кодексе РФ. Так, согласно ст. 5 НК РФ, положения актов законодательства о налогах и сборах, в том числе в части введения новых налогов и (или) сборов, вступившие в силу после даты включения в реестр соглашений сведений о заключении СЗПК, не применяются в части правоотношений, связанных с исполнением такого СЗПК (т.е. в отношении инвестиционного проекта). Конкретный перечень таких актов зависит от того, какие публичные субъекты являются сторонами СЗПК.

Максимальный срок применения стабилизационной оговорки также зависит от объема капиталовложений:

Максимальный срок применения стабилизационной оговорки

Объем капиталовложений ОРП

До 5 млрд. рублей

От 5 до 10 млрд. рублей

От 10 млрд. рублей

Процедура заключения СЗПК

Помимо стандартной конкурсной процедуры, закон устанавливает, что при соблюдении ряда формальных требований СЗПК заключается в заявительном порядке. Иными словами, публичная сторона не может отказать в заключении СЗПК, если соблюдаются все предусмотренные законом условия.

Читать статью  Barrel Company: обзор и отзывы о ny (HYIP СКАМ)

Муниципальное образование может стать стороной СЗПК на добровольной основе; согласие уполномоченного органа местного самоуправления на заключение СЗПК может быть предоставлено в комплекте документов при подаче заявки ОРП на заключение соглашения.

До 1 апреля 2021 года СЗПК может заключаться на бумажном носителе; при этом его обязательной стороной должна быть Российская Федерация. К указанной дате должна быть создана государственная информационная система «Капиталовложения». Соответственно, после 1 апреля 2021 года соглашения о защите и поощрении капиталовложений будут заключаться в электронном виде, а подписываться — усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом соглашение в любом случае вступает в силу с даты его регистрации Федеральным казначейством.

Ответственность сторон и расторжение договора

Закон предусматривает ответственность организации, реализующей проект, за нарушение СЗПК, только если ОРП в ходе реализации инвестиционного проекта получит бюджетные средства. В остальных случаях, по сути, единственным негативным последствием незавершения проекта (или просрочки в его реализации) является возможность публичной стороны расторгнуть договор, по общему правилу, в судебном порядке; при этом взимание каких-либо штрафов с ОРП не предполагается. Допускается также расторжение СЗПК во внесудебном порядке при наступлении любого из следующих условий: если в отношении ОРП открыто конкурсное производство в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», или если принято решение о ликвидации ОРП.

Таким образом, законодатель дает инвестору право на предпринимательский риск. Государство тоже, по сути, ничего не теряет: если представить, что инвестиционный проект не был запущен, то не было бы и уплаченных от его реализации налогов. Таким образом, нельзя говорить о недоуплаченных налогах вследствие стабилизации законодательства.

Ответственность публично-правовых образований

Публично-правовое образование несет ответственность перед организацией, реализующей проект, за применение в отношении ОРП актов (решений) без учета стабилизационной оговорки, а также, например, в случае нарушения сроков и (или) объемов предоставления «обещанных» субсидий и бюджетных инвестиций.

Ответственность публично-правового образования, по общему правилу, ограничена реальным ущербом. Методика его определения должна быть определена Правительством РФ. При этом объем реального ущерба (в совокупности с объемом мер поддержки, предоставленных в соответствии с законом) не может превышать размера обязательных платежей, исчисленных ОРП для уплаты в соответствующие бюджеты публично-правовых образований, являющихся сторонами СЗПК, в связи с реализацией инвестиционного проекта.

Дополнительно закон ограничивает возможность взыскания с публично-правового образования реального ущерба, предусматривая, что условием предъявления соответствующего иска является фактичекски реализация инвестиционного проекта (например, одним из таких условий является введение в эксплуатацию всех объектов недвижимости, предусмотренных проектом).

Таким образом, как отмечалось выше, инвестор должен быть действительно заинтересован в реализации инвестиционного проекта и при отсутствии СЗПК. Как видим, перспектива взыскания ущерба с публичной стороны является несколько отдаленной. В то же время, сама возможность взыскания такого ущерба, тем не менее, будет сдерживать публичную сторону от нарушений условия соглашения.

Меры государственной поддержки

Закон предусматривает, что в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, ОРП могут быть возмещены затраты:

  1. на создание (строительство), модернизацию и (или) реконструкцию объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в том числе на реконструкцию объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности;
  2. на уплату процентов по кредитам и займам, купонного дохода по облигационным займам, привлеченным для создания (строительства), модернизации и (или) реконструкции объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в том числе на реконструкцию объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.

Предельный объем возмещаемых затрат, указанных выше, не может превышать:

  • 50 процентов фактически понесенных затрат для объектов обеспечивающей инфраструктуры;
  • 100 процентов фактически понесенных затрат для объектов сопутствующей инфраструктуры.

Кроме того, как было указано выше, объем возмещаемых затрат в совокупности с объемом реального ущерба не может превышать размера вышеуказанных обязательных платежей, исчисленных организацией, реализующей проект, для уплаты в бюджеты публично-правовых образований, являющихся сторонами СЗПК.

Организации, реализующей проект, заключившей соглашение о защите и поощрении капиталовложений, могут быть предоставлены меры государственной поддержки, не предусмотренные ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений». При этом объем мер государственной поддержки, за исключением объема мер государственной поддержки, указанных в законе, не должен превышать объем капитальных вложений, направляемых на реализацию нового инвестиционного проекта, в отношении которого заключено СЗПК.

Под капитальными вложениями в данном случае понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Авторы:

Олег Ушаков
советник АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»

Как привлечь региональные инвестиции корпораций для развития проектов

Инвестиционный климат регионов РФ

В текущем году рейтинг инвестиционной привлекательности впервые возглавила Тюменская область, сместив с первого места Татарстан, который до этого 3 года подряд лидировал в списке.

От объемов бюджетов российских регионов напрямую зависят их возможности по реализации инфраструктурных и социальных проектов. Не всегда имеющихся ресурсов достаточно для решения всего массива социально-экономических задач. Полностью или частично проблемы помогают решить региональные инвестиции. Так именуют долгосрочные капиталовложения, поступающие в виде затрат различных участников рынка, управления и населения конкретной территории.

Законом предусмотрены инвестиции в регионы России, представляющие собой финансирование субъектов федерации из централизованных источников и более обеспеченных территориальных единиц. Конкретные регионы инвестиций (территориальные единицы, испытывающие нужду в денежном капитале) определяются исходя из местных производственных, финансовых, природных, трудовых ресурсов и т. д. Надо признать, что федеральные вливания не получили распространения, поэтому региональные инвестиции за счет средств муниципальных участников являются основным источником пополнения местного бюджета.

Инвестиционная политика региона

Темпы развития и нормальная жизнедеятельность региона зависят не только от наличия ресурсов, но и рационального их применения, в том числе, посредством утверждения местными властями эффективной инвестиционной политики.

Инвестиционная политика региона устанавливает принципы и механизмы взаимодействия между органами управления и хозяйствующими субъектами с целью стимулирования инвестиционных процессов с учетом нужд территории. В рамках этого определяются источники получения средств, структура и масштабы инвестиций, направления и способы их использования, целевые ориентиры.

Региональная инвестиционная политика включает в себя достижение следующих показателей:

  • увеличение доходности;
  • повышение продуктивности субъектов рынка;
  • открытие новых и расширение действующих производств;
  • увеличение занятости населения;
  • усиление экономической состоятельности и автономности территории;
  • формирование и форсированное развитие финансовой основы региона.

Каждый субъект разрабатывает свою индивидуальную инвестиционную политику исходя из специфических условий местности и инвестиционного потенциала региона. Последним именуют сочетанную возможность муниципальных и привлекаемых в регион ресурсов создавать и развивать благоприятный для инвесторов климат в необходимых масштабах.

Инвестиционный потенциал региона – это совокупность следующих внутренних резервов:

  • сырьевого (количественного и качественного оснащения местности природными запасами);
  • финансового (объема налоговой нагрузки и рентабельности предприятий);
  • производственного (показателей региональной хозяйственной деятельности);
  • трудового;
  • инновационного (степени развития науки и техники);
  • инфраструктурного (уровня обеспечения нормального функционирования местности);
  • институционального (наличия основных экономических институтов);
  • потребительского (покупательной способности населения).

Повышение ресурсного потенциала путем плотного взаимодействия государства, бизнеса и населения увеличивает вероятность привлечения региональных инвестиций, успешной реализации инвестиционной политики и формирования устойчивой модели развития.

В целях унификации требований к местным властям в части обеспечения позитивного инвестиционного климата, Агентством стратегических инициатив был разработан так называемый инвестиционный стандарт. Он представляет собой комплекс необходимых мероприятий, позволяющих создать инфраструктуру эффективного взаимодействия между государством и бизнесом, и привлечь в регион средства инвесторов.

Инвестиционный стандарт включает в себя 15 практических примеров, успешно реализованных наиболее развитыми регионами. К числу обязательных пунктов относятся разработка инвестиционной стратегии, создание плана объектов, нуждающихся в средствах, утверждение нормативного акта о правовой защите инвесторов и т. д. Только после выполнения субъектом всех требований, стандарт считается внедренным в работу.

Инвестиционный климат регионов России

Региональная инвестиционная политика, базирующаяся на ресурсном потенциале, направлена на обеспечение позитивного климата для инвесторов. Инвестиционный климат региона – это формирование социально-экономической, политической, правовой, организационной, инфраструктурной среды, благоприятной для ведения инвестиционной деятельности.

В структуре инвестиционного климата выделяют благоприятные и неблагоприятные факторы. К первым относятся гарантии инвесторам в части сохранности и свободного передвижения капитала, защиты прав и законных интересов, стабильности и прозрачности налогообложения. Ко вторым причисляют неэффективную работу государственных структур, отсутствие регулирования цен на товары и услуги естественных монополистов. Отрицательные факторы снижают привлекательность региона в глазах потенциальных инвесторов и ведут к оттоку капитала.

Ежегодно, начиная с 2015 года, инвестиционный климат регионов России оценивается Агентством стратегических инициатив. При этом национальный рейтинг высчитывается на основе мнения представителей бизнеса и экспертного сообщества. В учет принимаются 44 показателя (уровень административных барьеров, оформления разрешительной и согласительной документации, инфраструктуры, поддержки бизнеса, регуляторной среды и т. д.).

В текущем году национальный рейтинг впервые возглавила Тюменская область, сместив с первого места Татарстан, который до этого 3 года подряд лидировал в списке. Победителю удалось добиться прироста инвестиций, благодаря чему был реализован 21 проект в различных отраслях. В общей сложности, инвестпортфель региона включает больше 40 проектов на сумму 1 трлн руб. Такие результаты достигнуты с помощью облегчения налоговой нагрузки и тщательного контроля над каждым проектом.

Непосредственной реализацией инвестиционных проектов в Тюменской области занимаются индустриальные парки. К примеру, «Боровский» и «Богандинский» парки сопровождают 13 проектов, привлекших средств на сумму свыше 3,5 млрд руб. Лидер рейтинга не отстал и в социальной сфере, одним из первых в стране выполнив программу по ликвидации ветхого жилья и расселив более 10 тыс. граждан.

Второе место в национальном рейтинге заняла Москва. Столица из года в год заслуженно улучшает свои позиции в этом списке. Объем инвестиций в город составил 2 трлн руб., что в сравнении с 2016 годом больше на 13%. При этом 2/3 вложений пришлись на сферу услуг (финансовых, деловых, туризм). Принципиальными улучшениями можно назвать уменьшение административных барьеров, в том числе, за счет перевода части услуг в электронный режим, сокращения срока и стоимости согласительных процедур на 50% и т. д.

Читать статью  FTC отзывы и подробный обзор финансовой пирамиды

Увеличился объем заключенных контрактов в сфере государственно-частного партнерства (ГЧП) и достиг в текущем году 800 млрд руб. Повсеместно практикуется малая форма ГЧП в виде льготной сдачи в аренду объектов недвижимости, в частности, в здравоохранении и образовании.

Лидер рейтинга на протяжении последних 3 лет Татарстан, в этом году оказался на 3 месте в списке регионов с успешным инвестиционным климатом.

Фонд развития регионов и региональный инвестиционный фонд

Финансовая помощь регионам из федеральной казны выделяется посредством следующих структур:

  1. Фонд регионального развития, целью которого является объединение средств, рассредоточенных по многим разрозненным федеральным и местным инвестпрограммам. Впоследствии, социальные инфраструктурные объекты субсидируются за счет этих денег. Фонд развития регионов создается за счет федеральной казны.
  2. Инвестиционный фонд субъекта РФ (региональный инвестиционный фонд) работает на основе ГЧП и предназначен, в первую очередь, для поддержки транспортных, энергетических, строительных и других капиталоемких отраслей хозяйства.

Денежные поступления из указанных источников предусматриваются в рамках общегосударственной инвестиционной политики.

Реестр участников региональных инвестиционных проектов

Региональный инвестиционный проект – это инвестпроект со следующими характеристиками:

  • Цель проекта – товарное производство. Услуги не могут быть предметом деятельности регионального инвестпроекта.
  • Запланированная работа ведется на подведомственной субъекту РФ территории.
  • На вид проектной деятельности не установлены ограничения.
  • Объекты собственности на используемых землях принадлежат уполномоченному лицу.
  • Владелец проекта вкладывает не менее 50 млн рублей.
  • Каждый объект ведется одним участником.

Для получения организацией региональных инвестиций необходимо включение ее в соответствующий реестр участников региональных инвестиционных проектов – специальный перечень, включающий в себя следующее:

  • информацию об организации (полное наименование, ИИН, КПП, адрес);
  • реквизиты правового акта о включении организации в реестр;
  • информацию об инвестпроекте (название, цель, объемы требуемых средств с направлениями финансирования, объемы затрат, сроки исполнения и т. д.).

Ведением реестра занимаются налоговые службы. Включение организаций в список производится на основании решения уполномоченного органа субъекта РФ.

Компания, центр и корпорация регионального развития

Иную материальную, организационную, методологическую, консультационную поддержку регионам в реализации инвестпроектов оказывают следующие специальные институты:

  1. Корпорация регионального развития, как правило, государственная структура, целью которой является поиск и привлечение инвестиций, координация работы проекта. Корпорация развития регионов создается в форме АО, где акционером выступает местное правительство.
  2. Региональная инвестиционная компания, учреждаемая в рамках ГЧП на концессионных началах и осуществляющая оперативное управление проектами на период реализации.
  3. Центр инвестиций и регионального развития, создаваемый в качестве учреждения при областной администрации и занимающийся сопровождением инвестпроектов, изучением проблем регионального значения и т. д. В настоящее время функционирует на территории Крыма.

Участник проекта вправе прибегнуть к помощи любой из вышеперечисленных организаций, представленных в его регионе.

Виды инвестиций по региональному признаку

Существует большое количество критериев деления инвестиций на виды. В частности, по региональному признаку различают виды инвестиций за границей, внутри страны и региональные. За основу классификации принята территориальная принадлежность объектов, подлежащих инвестированию.

Кроме того, по региональному характеру инвестиции делятся на отечественные (передается капитал резидентов страны) и зарубежные (участвуют средства иностранных граждан).

Привлечение инвестиций в регион

Как следует из изложенного выше, привлечение инвестиций в регион достигается целым комплексом мер в хозяйстве, в реализации которых участвуют все субъекты рынка, власти и населения. Основным способом при этом является увеличение инвестиционной привлекательности, повышение позитивного имиджа региона. Каждый субъект РФ по-своему решает, как привлечь инвестиции в регион, опираясь на свои особые условия и территориальные возможности.

Что такое инвестиционный проект: виды, участники, стадии, как составить инвестпроект

11 февраля 2020

В мире бизнеса ничего не случается само по себе. Любая прибыль — это результат успешно реализованного проекта. Есть разные виды инвестиционных проектов Как чисто коммерческие, так и те, для которых прибыль — второстепенная цель. Но большинство создаются ради финансовой выгоды. А ее размер зависит от масштаба инвестиционного проекта и качества реализации.

Что такое инвестиционный проект

Инвестиционный проект можно определить как совокупность взаимозависимых действий, предпринимаемых для достижения определенных экономических, финансовых и других целей. Это самое точное понятие.

Потому что инвестиционный проект включает кучу компонентов, таких как цели инвестирования, расходы, источники финансирования, критерии и методы оценки эффективности и рисков для участников, а также поэтапный план реализации.

Участники и их функции

В широком понимании участниками инвестиционного проекта можно считать всех, кто прямо или косвенно заинтересован в его реализации.

Ключевая роль в любом проекте принадлежит таким персонажам, как:

  1. Автор. Проще говоря, тот, кто все придумал. Автор инвестиционной идеи не всегда бывает ее непосредственным инициатором, но это уже детали.
  2. Заказчик. Тот, кто заказывает и оплачивает (со своего кармана или привлекая средства других инвесторов) весь инвестиционный банкет.
  3. Инвестор. Чтобы построить бизнес, нужны деньги. О финансировании может беспокоиться как сам автор со своей командой, так и заказчик/руководитель проекта.
  4. Исполнители. Это группа лиц, которые непосредственно реализуют инвестиционный проект. Их цели могут не иметь ничего общего с целями проекта. Например, наемные менеджеры и другой персонал заинтересован только в зарплате и карьерных ожиданиях.
  5. Потребители. Это люди, которые будут пользоваться товарами/услугами, полученными в результате реализации проекта. Спрос с их стороны определяет успешность начинаний.

Другие участники проекта не настолько значительны, чтобы вносить их в список «заинтересованных сторон», но они тоже влияют на результаты. Так, может потребоваться лицензирование со стороны местных властей, результат которого не всегда предсказуем. В общем, достаточно места для подводных камней.

Классификация и виды

Инвестиционные проекты можно поделить на несколько видов в зависимости от:

  1. Финансирования. Например, капитал может поступать из государственной казны (инициатор — само правительство или частный подрядчик) или от частных инвесторов (физические и юридические лица).
  2. Риска. Высокорисковые инвестиции против инвестиций с низким риском.
  3. Вида товара или услуги. Логистика и транспорт, промышленность, сельское хозяйство, финансы, здоровье, образование, хай-тек.
  4. Времени. Краткосрочные/среднесрочные/долгосрочные.
  5. Влияния на экономику. Локальный бизнес или международный масштаб.
  6. Затрат. Низкие/средние/высокие стартовые и операционные затраты.

В зависимости от целей и функций инвестиционные проекты можно разделить на такие типы:

  1. Выход на неисследованные рынки или разработка совершенно нового продукта. Цель требует стратегического анализа и связана с высокими маркетинговыми расходами. Такие проекты одни из самых рискованных. По этой причине инвесторов убедит только высокая минимальная доходность от этих проектов ( 300–500% минимум ).
  2. Оптимизации производства и снижение затрат. Относится к наиболее распространенным инвестиционным решениям, поскольку предполагает выход в уже сформированную нишу с известной минимальной доходностью. Если дело уже кипит, инвесторы охотно раскошеливаются на то, чтобы раскрыть его потенциал по максимуму.
  3. Инновационные проекты. Предполагают разработку и промышленное использование принципиально новых технологий и, таким образом, помогают поддерживать создать компанию с сильными позициями в долгосрочной перспективе.

Содержание инвестиционного проекта

Содержание инвестиционного проекта — это дорожная карта, которая включает все подробности — от исторической справки и целей до финансовых коэффициентов, описания отрасли и анализа трендов.

Минимум, который нужно представить на суд инвесторов/кредиторов для всех видов инвестиционных проектов:

  • идея;
  • цель;
  • предмет;
  • технология производства;
  • затраты;
  • персонал;
  • структура управления и организация;
  • график работы;
  • сопутствующие аспекты (получение лицензий, договора с поставщиками, необходимые кредиты, строительство, покупка оборудования и т. д.).

Эта информация — оптимум, необходимый для ознакомления с инвестиционным проектом и оценки его перспективности.

Стадии инвестпроекта

Типичные этапы инвестиционного проекта:

  • инициация;
  • планирование;
  • финансирование;
  • реализация.

Инициация. Разработка инвестиционной идеи. Встреча с будущими заинтересованными сторонами. Создание основных положений (экономическое, приблизительный бюджет и план распределения ресурсов). Хотя не каждый руководитель проекта несет ответственность за разработку бизнес-кейса или устава проекта, обычно это делается в самом начале.

Планирование. Здесь все работает по такой схеме:

  • назначение людей на должности;
  • создание расписание работ;
  • распределение ресурсов;
  • разбивка задач;
  • мониторинг и управление.

Продолжительность этого этапа, конечно, зависит от общего объема проекта.

Финансирование. Если инвестиционный проект чисто коммерческий, самое сложное — убедить инвесторов отдать свои деньги именно вам. Деньги можно собирать и на децентрализованных онлайн-площадках, но без стабильного и фиксированного притока денег «взлететь» трудно.

Реализация. План есть, деньги есть, осталось только сделать все как на бумаге, запустить реальное производство и сравнить, насколько теория подкрепляется практикой.

Как составить инвестиционный проект

Создание инвестиционного плана — это нечто большее, чем просто выбор нескольких акций или облигаций для личного финансового портфеля. Эта работа состоит из шагов.

Генерация идеи

  • понятной;
  • интересной потребителю;
  • окупаемой;
  • потенциально прибыльной.

Анализируйте конкурентов, ищите их сильные и слабые стороны и не полагайтесь особо на примеры успешных людей. Они стартовали в других условиях и при других обстоятельствах. Совсем не факт, что их успех станет нашим успехом, возможно, вы воспользуетесь знанием, которое уже потеряло актуальность.

Оценка рисков

На этом этапе после реализации анализируются эффективность проекта и его устойчивость на рынке. Легко ли достичь запланированных выгод? Какие подводные камни возможны? Какие уроки можно будет извлечь? Риск зависит от выбора ниши. Самый рисковый — инновационный бизнес. Слишком конкурентные ниши тоже недружелюбны к новичкам.

Для оценки инвестиционных рисков нужно обратить внимание на:

  • доступную сумму инвестиций;
  • срок окупаемости инвестиций;
  • время, необходимое на реализацию проекта;
  • конкурентность товара/услуги;
  • уровень конкуренции на рынке;
  • насыщенность рынка.

Все показатели оценивают в сумме, после чего делают вывод, стоит ли овчинка выделки.

Подготовка и утверждение проекта

На этом этапе осуществляется переход от теории к практике. Здесь становится ясно, осуществим ли проект с точки зрения экономической и финансовой выгоды либо оптимизм преувеличен. Запомните: главная задача не записать все красиво и складно, а убедить инвесторов раскошелиться.

Читать статью  20 лучших дивидендных акций российских компаний на сегодняшний день

Реализация идеи

На данном этапе инвестиционный проект обретает форму. Именно во время реализации проект становится видимым для посторонних, которые видят только верхушку айсберга и не знают о колоссальном объеме работ, что уже был проделан. Этап реализации начинается с юридического оформления и подписания контрактов и заканчивается получением выручки от продажи товаров/услуг.

Математическая оценка инвестиционного проекта

Внутренняя норма доходности

Если без долгих разглагольствований, то внутренняя норма доходности — это время окупаемости инвестиционного проекта, за которое он сможет выйти в ноль. Инвесторы любят использовать показатель, чтобы высчитать целесообразность инвестиций.

Ищут показатель по формуле:

IRR — внутренняя норма доходности;

n — рассматриваемый временной период;

CFt — денежный поток в рассматриваемый временной период t.

Чем выше показатель IRR — тем больше потенциальная доходность инвестиционного проекта. Проект считается целесообразным, если показатель IRR выше, чем ставка по кредитным заимствованиям.

Срок окупаемости

Понятно: это время, за которое инвестпроект выйдет в ноль, отбив все вложения и начнет генерировать чистую прибыль.

Есть два способа подсчета — простой и сложный.

В первом случае период окупаемости (P) = начальные инвестиции/годовой доход.

Например, если проект требует инвестиций в 250 000 рублей и прогнозируемо будет приносить по 50 000 рублей в год первые 5 лет, срок окупаемости составит:

Или P = 250000/50000 = 5 лет.

Недостаток такого простого подсчета очевиден — не учитывается инфляция и другие факторы, обесценивающие деньги. Поэтому на бумаге будет выход в ноль, а по факту инвестиция не отобьется.

Динамический способ подсчета позволяет получить более точные результаты. Вот формула динамического подсчета:

На первый взгляд сложно, но никто не заставляет считать вручную — используйте готовые онлайн-калькуляторы. Так вы сэкономите время и посчитаете РЕАЛЬНЫЙ доход по актуальному курсу.

Ликвидность

В широком понимании ликвидность актива — это способность в любой момент конвертировать его в живые деньги с наименьшими затратами. В нашем случае доля в проекте будет ликвидной, если мы можем в любой момент продать ее с минимальным спредом.

Казалось бы, просто, но трудность в том, что ликвидность не всегда просто оценить потому, что любой быстрореализуемый актив при некоторых условиях может стать труднореализуемым. Это снова возвращает нас к оценке рисков.

Расчет экономической эффективности

Если на примете есть перспективный инвестпроект, то перед тем, как вкладывать денежки, неплохо для начала рассчитать его чистую приведенную стоимость (NPV). Обосновывается NPV очень просто.

Если показатель равен нулю, это означает, что инвестиционный проект привлекает достаточно денег для:

  • возмещения базовых инвестиций;
  • раскрутки и получения прибыли в перспективе.

С точки зрения среднестатистического гуманитария, выглядит сложновато, поэтому не стесняйтесь пользоваться онлайн-калькуляторами. Только сэкономите время и наделаете меньше ошибок.

В этом случае нужно скормить программе такие исходные данные, как:

  • ставка дисконтирования (минимальный процент дохода, под который участники готовы вкладывать деньги в инвестиционный проект);
  • период (в годах);
  • доходы (приток денег) за выбранный период;
  • первоначальные инвестиции/расходы проекта за выбранный период.

Внешняя оценка инвестпроекта

Суть внешней оценка инвестиционного проекта — измерить перспективность идеи и проанализировать правдоподобность полученных показателей. Нельзя просто так оценить на глаз и сказать, будет ли та или иная ниша приносить стабильный доход в долгосрочной перспективе.

Анализ привлекательности проекта для самого инвестора

Первое правило инвестора — вкладывай только в то, что понимаешь. Поэтому автору хай-тек проекта глупо продвигать его там, где тусуются любители недвижимости. Сначала анализируем инвестиционный продукт, позиционируемся в основной нише, ищем смежные категории, а потом делаем так, чтобы заинтересовать тех, кто разбирается в нашей теме до мелочей, сможет реально оценить проект и дать денег.

Естественно, деньги будут, только если инвестиционный проект по всем «бумажным» показателям непременно должен «взлететь». Иначе и разговора не будет.

Оценка перспектив ниши

Здесь все зависит от выбранной сферы деятельности. Хай-тек — широкая ниша. Установка систем «умный дом» в СПБ/МСК/Etc — более узкоспециализированная. Инвестор любит конкретику. Чем подробней разработана концепция бизнеса и главное, как и на чем он будет зарабатывать, тем больше шансов получить инвестиции.

Работа с прямыми конкурентами

Хлебная ниша — это готовый рынок, но сильная конкуренция. Зайти трудно, удержаться еще труднее. Мало кто из новичков задумывается заранее, как он будет выгрызать свой кусок пирога. Инвестора это интересует. Вернее, инвестора интересует, как мы защитим его инвестиции и есть ли у нас план борьбы.

Поэтому ко всем изначальным расчетам добавляем подробный план привлечения клиентов и достижения максимальной конверсии. Ясен пень, одному невозможно отлично разбираться во всем. Так что закладываем расходы на маркетинг в самом начале.

За счет чего компания будет получать прибыль

Казалось бы, все просто: есть ниша, есть продукт, есть заработок. Но на деле у компаний много дополнительных источников получения прибыли, помимо реализации основной продукции. Инвестору вообще нравится, чтобы потенциал любого инвестиционного актива раскрыт на 100%.

Мониторинг инвестпроектов

Любой инвестор должен приглядывать за своим капиталом. Даже «старомодные» инвестиции в долгоиграющие облигации или голубые фишки требуют присмотра. Вложения в молодой инвестиционный проект тем более. Нужную информацию черпаем из актуальной финансовой отчетности. Бдим каждый выпуск.

Кроме основных показателей доходности, имеет смысл учитывать и общую ситуацию по рынку и смежным областям. Например, новости о грядущем снижении налогов на производство биодизеля и обещание фермеров увеличить посевные площади топливными культурами, косвенно скажут нам о том, что, например, инвестиции в электрокары в этом году не выстрелят так быстро и сильно, как нам хотелось бы.

Кредитование

Всегда щепетильный вопрос. Нигде никто особо не спешит раскошеливаться. В России по понятным причинам искать дешевые кредиты на бизнес и инновации вообще непросто.

Инвестиционное

Суть инвестиции — быть безопасным убежищем для капитала на долгий срок. А что может быть безопаснее, чем инвестировать в уже работающий бизнес. Банки и инвестиционные фонды с охотой вкладывают деньги во все, что уже зарекомендовало себя с положительной стороны и может похвастаться более или менее успешной доходной статистикой.

Риски минимальны. Владельцу бизнеса не нужно предпринимать дополнительных телодвижений. Его задача — сделать хорошую статистику (долги отдаются, бизнес окупается, чистая выручка растет, клиентов прибавляется). Кредитные организации сами все дотошно проанализируют и составят деловое предложение, расписав условия на годы вперед.

Проектное

Вкладывать деньги в инвестиционный проект — самая непопулярная форма инвестирования в России среди банков и институциональных инвесторов. Конечно, брать на себя часть рисков за то, что инвестиционный проект не взлетит — это не допиливать то, что уже и так работает.

Конечно, одного рецепта нет. Успех зависит много от чего, включая привлекательность идеи, «причесанность» бизнес-плана и желание левой пятки кредитного менеджера.

Но в любом случае будьте готовы, что банк согласится раскошелиться только тогда, когда увидит, что значительная часть работ уже профинансирована, а инвестиционный проект имеет четкие очертания. В общем, вариант не для нищебродов.

Кредитование строительства

Строительство — вообще тема неоднозначная, особенно учитывая последние законодательные изменения. С одной стороны, это все еще неплохой бизнес с обширным полем для привлечения инвестиций. Скажем прямо, хорошего жилья в России строят мало, любой, кто сможет предложить рынку что-то получше убогого панельно-вентфасадного убожества стандартного образца, уже обречен на успех.

Но с другой, требования к заемщику будь здоров. Особенно по части собственного капитала. Поэтому просто так взять ссуду, чтобы подняться с нуля, тут не выйдет.

Риски при работе с инвестиционными проектами

Суть всего — правильное соизмерение потенциальной выгоды и риска. А инвестиционных рисков предостаточно.

Основные из них:

  1. Риск финансирования. Чтобы начать бизнес, нужны деньги. Хорошо, у вас есть сбережения в банке, активы с продажи какого-то старого барахла, деньги с кредитки или взятые в долг у друзей. Развитие бизнеса только с этими деньгами — азартная игра. Всегда есть риск, что первая порция денежного «топлива» кончится раньше, чем дело приедет к успеху. Инвестиционного горючего должно быть с запасом.
  2. Риск неверной оценки рыночного спроса. По статистике, отсутствие рыночной потребности — основная причина закрытия 42% неудачных инвестиционных проектов. Независимо от того, предлагаете вы товар или услугу, вам необходимо убедиться, что на рынке есть для нее место. И что оно будет потом. Проще говоря, отсортировываем хайповое от прибыльного в долгосрочной перспективе.
  3. Риск возможностей. Риск того, что инвестиционный проект не сможет своевременно масштабироваться для охвата рынка на необходимом уровне.
  4. Проектный риск. Риск того, что дизайн продукта или услуги не соответствует требуемому стандарту у инвесторов или не отвечает ожиданиям конечных потребителей.
  5. Экономический риск. Всегда есть опасность, что молодая компания слишком остро отреагирует на внешнеэкономические факторы. Динозаврам рынка проще — у них есть солидная денежная полушка, чтобы пережит самые затяжные зимы.
  6. Законодательный и политический риск. Не забываем, что изменения в законодательстве и политике способны накрыть медным тазом всю нашу идиллию. Для России, кстати, такая штука совсем не редкость.
  7. Управленческий риск. Бывает и так, что команде просто не хватает навыков и опыта, чтобы следовать бизнес-плану проекта. Часто это случается с быстрорастущими компаниями.
  8. Операционный риск. Риск того, что эксплуатационные расходы сильно превысят суммы, изначально заложенные в бюджете.
  9. Риск закупок. Риск, связанный с невозможностью закупать расходники/сырье в нужных объемах и в срок.
  10. Технологический риск. Такое случается редко, но нельзя исключать вероятность появления новых технологий, который вытеснят наш продукт как концепт.

Заключение

Интернет произвел революцию в мире инвестиций, позволив практически любому воплотить в жизнь свои идеи, имея под руками только компьютер. Многие разработчики работают над своими инвестиционными проектами, не задумываясь над критическими вопросами: «Как этот продукт будет приносить прибыль?

Как я смогу заставить этот продукт давать больше денег? Как я могу сделать этот продукт дешевле и продать дороже? Как я буду убеждать инвестора вложиться в разработку этого продукта?»

Звучит как простые вопросы, но если вы не можете дать инвесторам убедительные ответ, подкрепленный расчетами, они никогда не раскошелятся. Рисков и подводных камней хватает.

Так что будьте готовы, что реализация своего инвестиционного проекта принесет в процессе столько «удовольствия», что работа на дядю за среднюю зарплатку покажется не такой уже и плохой. И не жалуйтесь потом, что вас не предупредили.

http://pravo.ru/story/223639/

Как привлечь региональные инвестиции корпораций для развития проектов


http://greedisgood.one/vidy-investitsionnykh-proektov

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: