Оглавление
Безопасное инвестирование за рубежом: инструменты, обязанности и налогообложение
Инвесторы с большим опытом и новички зачастую не уделяют должного внимания законодательной части в вопросах вложения денег. Открывая счет за границей и планируя свою стратегию инвестирования недостаточно опираться только на экономические аспекты. Важно знать закон об иностранных инвестициях, Ваши актуальные права и обязанности – чтобы избежать грубых ошибок, больших денежных потерь в будущем и разместить свои деньги максимально выгодно.
В 2016 году валютное законодательство стало более жестким и строгим, права и обязанности россиян, осуществляющих инвестирование за рубежом, значительно изменились.
Зарубежные финансовые инструменты
В общей сложности гражданам РФ доступно три вида финансовых инструментов за рубежом:
- Банк.
- Брокерские компании.
- Страховые компании.
Каждый из них предполагает свои особенности требуемой с клиента отчетности и собственную систему налогообложения для клиента.
В зарубежном банке россияне могут иметь:
– Текущий счёт. Это счет постоянного пользования, на который клиент получает текущие доходы (гонорары, ренту и т.п.).
– Карточный счет. Это счет, учитывающий операции по кредитной карте клиента.
– Депозитный счет. Счет для хранения денежных средств, а также активов и ценных бумаг клиента на определенных условиях.
– Инвестиционный счет. Чаще всего – счет доверительного управления, иными словами – площадка для инвестирования, где нет четко оговоренных процентов.
Обязанности россиян, пользующихся услугами зарубежных банков:
- В течение календарного месяца с момента открытия или закрытия счета гражданин обязан уведомить об этом налоговые органы (п.2 ст.12 ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”). Сокрытие этой информации предусматривает штраф в размере 4000-5000р. (ст.15.25 КоАП РФ).
- Уведомление с отметкой налоговой инспекции (из П.1) необходимо предъявить при первом переводе денежных средств со своего счета в российском банке на свой счет в зарубежном банке. Российский банк не имеет права осуществлять перевод без предъявления уведомления.
- Большую часть операций по зачислению денежных средств от иностранных партнеров требуется проводить через счета в банках РФ. Прямые перечисления на зарубежные счета возможны для очень узкого списка операций: зачисление зарплаты, процентов по счетам, страховых выплат, разного рода пособий и т.п. (п.4,5 ст.12 того же ФЗ).
Операции, совершенные без соблюдения этих правил, считаются незаконными, и денежные средства подлежат конфискации в полном объеме или не менее 75% от суммы, которая поступила на счет (ст.15.25 КоАП РФ). - Каждый год в срок до 01 июня гражданин обязан предоставлять отчетность за прошедший год по всем своим банковским счетам, открытым за рубежом. При уклонении от сдачи отчетности предусмотрен штраф в размере от 2000 до 3000 рублей (ст.15.25 КоАП РФ).
Особенности налогообложения счетов, открытых за рубежом
Для клиентов, которые делают инвестиции за рубежом, то есть пользуются текущими зарубежными банковскими счетами и вкладами, действует общая система налогообложения.
Для клиентов, ставка по счету у которых свыше 9% в валюте, на разницу действует дополнительный налог в размере 35%. Причем, информировать об этой разнице налоговую гражданин обязан сам.
Для договоров доверительного управления действует классический 13% налог на прибыль. И декларацию в налоговую инспекцию клиент также подает сам.
Бытует мнение, что держатели зарубежных брокерских счетов должны платить налоги только при выводе денег из-за границы в Россию. В действительности подавать декларацию и уплачивать налоги они должны ежегодно со всех операций по счету за прошедший отчетный год. То есть 13% уплачивается с положительной разницы от продажи активов, с дивидендов от ETF, акций и купонных облигаций и любых иных выплат.
Однако стоит отметить, что между Россией и страной, где у клиента открыт брокерский счет, может существовать соглашение, и в этом случае клиент доплачивает только разницу. К примеру, если американский брокер уже удержал свой 10% налог на дивиденды, то клиенту останется заплатить только 3% в России.
Для держателей страховых счетов не предусмотрено никаких обязательств. При этом есть определенные нюансы – согласно пп.2 п.1 ст. 213 Налогового кодекса налоги по страховым контрактом все-таки предусмотрены и высчитываются так:
- Суммируются все уплаченные клиентом страховые взносы.
- Из полученной в конце срока страхования суммы вычесть сумму взносов (из п.1).
- Посчитать среднегодовую ставку рефинансирования за весь период страхования.
- Посчитать чистую прибыль от уплаченных взносов по среднегодовой ставке рефинансирования (из п.3).
- Чистую прибыль из п.4. вычесть из реальной прибыли.
- В случае, если величина в п.5 положительная, с нее клиент уплачивает налог 13%.
Очевидно, что при частичном изъятии денежных средств (при получении пассивного дохода со страхового счета), можно очень долго не превышать сумму средств, которые внесли. При единовременном изъятии денежных средств и в случае, если прибыль получится больше, чем прибыль от среднегодовой ставки рефинансирования, налоги заплатить все-таки придется.
Если не возникло обязательств по уплате налогов, то необходимости подавать налоговую декларацию также нет.
И напоследок хочу отметить…
У каждого инструмента свои сильные и слабые стороны. Счет, идеально подходящий для решения задач одного клиента, может совершенно не устраивать другого. Все строго индивидуально.
Выбирайте свой способ инвестирования, учитывая все факторы, которые могут иметь значение лично для Вас! И не забывайте думать не только об инвестициях, но и о законах, которые накладывают на Вас определенные обязанности.
Остались вопросы? Записывайтесь на консультацию!
С заботой о Вашем финансовом благополучии,
Илья Пантелеймонов.
Федеральные законы об инвестициях
Инвестирование считается сложным и многогранным явлением в экономике рыночного типа. Здесь взаимодействует огромное количество участников, среди которых можно выделить частные лица (резиденты, нерезиденты), предприятия, организации и государство.
В инвестиционной деятельности каждый участник преследует определённые цели, однако главной целью инвестирования считается приумножения капитала, выраженного в денежной форме.
В процессе инвестирования часто возникают определённые противоречия, особенно в том случае, когда инвесторы не могут сойтись на одном варианте в решении тех или иных вопросов. Именно по этой причине бизнес-деятельность нуждается в тщательно разработанной законодательной базе, которая позволила бы осуществлять менеджмент инвестиционных процессах в рамках правового поля.
Законодательство
В любой стране экономические отношение в сфере инвестирования должны быть упорядоченными. Помимо этого, возможности и ответственность всех участников инвестиционного процесса должны быть чётко сформулированными. Именно по этим причинам государство ставит перед собой задачу формирования качественной и применяемой законодательной базы.
Инвестиционное законодательство представляет собой систему законов, которые направлены на регулирование того или иного аспекта инвестирования. К примеру, это может быть закон, целью которого является регламентирование инвестиционной деятельности, возникшей между представителями разных стран. Если в государстве развита деятельность инвестиционных институтов, это становится необходимостью для разработки регулирующего процессы и взаимоотношения закона.
Инвестиционная деятельность
В Российской Федерации существует система законов, охватывающая аспекты экономических отношений, возникших при совершении инвестиционных операций. Примером этому является ФЗ 39 «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений». Этот закон вступил в силу семнадцать лет назад, и с тех пор в него было внесено двенадцать поправок.
Главными задачами создания такого закона стали:
определение юридических и экономических аспектов инвестирования, осуществляемого в форме капитальных вложений;
способствование защите прав, активов и предоставление гарантий всем участникам инвестиционного процесса.
Закон состоит из пяти статей, которые освещают все аспекты инвестирования в форме капитальных вложений. В первой статье поданы базовые понятия, связанные с инвестированием.
Вторая статья ФЗ «Об инвестиционной деятельности[…]» представляет информацию о сфере распространения закона и о том, на какие операции он не распространяется.
Третья статья даёт чёткую информацию о том, кого можно отнести к объектам инвестиционной деятельности, связанной с капитальными вложениями. Также освещается информация о том, в каких случаях капитальное инвестирование считается запрещённой операцией.
Классификация субъектов инвестирования подана в четвёртом разделе. Здесь освещается информация о том, кого можно считать инвестором, заказчиком, подрядчиком и пользователем объектов капитальных инвестиций.
Пятая статья посвящена особенностям капитального инвестирования, осуществляемого нерезидентами.
Иностранные инвесторы
Следующий закон об инвестиционной деятельности применяется в экономических отношениях, возникших в результате осуществления инвестиционных операций зарубежными экономическими субъектами. ФЗ 160 «Об иностранных инвестициях» действует на протяжении шестнадцати лет. Он создан с целью определения особенностей деятельности, осуществляемой в пределах России инвесторами-нерезидентами.
Закон выполняет следующие функции:
- способствует поступлению иностранного капитала в экономику России;
- способствует эффективному использованию инноваций и технологий, поступивших из зарубежья;
- предоставление гарантий нерезидентам, осуществляющим инвестиционные операции на территории Российской Федерации;
- способствование соблюдению норм международного инвестиционного права.
Закон об инвестициях в РФ, осуществляемых нерезидентами, не применяем в регулировании операций вкладывания капитала в развитие финансовых посредников и организаций, относящихся к гуманитарной сфере, зарегистрированных на территории России. Закон не применяется на деятельность субъектов, зарегистрированных на территории с особыми экономическими условиями.
Во второй статье разъясняются основные понятия, применяемые в инвестиционной деятельности, реализуемой иностранными экономическими субъектами.
В четвёртой статье Закона подаётся информация о правовом режиме работы зарубежных инвесторов и предприятий, финансируемых иностранными инвесторами. В статье прописаны особенности деятельности предприятий и их структурных подразделений, финансируемых за счёт средств зарубежных инвесторов. Также здесь определено понятие коммерческой организации с иностранным капиталом.
Согласно пятой статье Закона все иностранные инвесторы претендуют на получения гарантий защиты своего имущества и доходов от последствий негативных ситуаций. В шестой статье подаётся информация о гарантии иностранным инвесторам в сфере использования различных форм инвестирования.
Статьи с седьмого по десятый номер посвящены гарантированию иностранным инвесторам защиту прав и имущества в случае возникновения форс-мажорных ситуаций, возникших в результате:
- национализации предприятий, в которые вкладывается иностранный капитал;
- негативные изменения в конъюнктуре рынка;
- спорных ситуаций.
Статьи под номером одиннадцать и двенадцать регулируют денежные потоки, которые ассоциируются с инвестиционной деятельностью иностранных субъектов, а также их перемещение в пределах России или за рубеж.
Тринадцатая статья закона об инвестициях иностранных инвесторов регулирует операции приобретения ценных бумаг иностранным инвестором или организацией с иностранным капиталом. В четырнадцатой статье речь идёт о гарантиях, предоставляемых иностранным инвесторам в операциях приватизации. В следующей, пятнадцатой, статье подана информация о правовом регулировании операций приобретения иностранным инвестором материальных активов.
В шестнадцатой и семнадцатой статье ФЗ об инвестициях, осуществляемых иностранными инвесторами, речь идёт о предоставлении льгот, касающихся таможенных платежей и льгот, предоставляемых другими экономическими субъектами РФ иностранным инвесторам.
В восемнадцатой статье расписаны особенности регулирования действий иностранных инвесторов в сфере конкуренции и соблюдении антимонопольного законодательства. В следующей статье закона речь идёт о страховании иностранным инвестором своего имущества на территории РФ.
Двадцатая статья призвана регулировать действия по созданию и ликвидации компаний с иностранными инвестициями. В следующей статье подана информация о правовом регулировании создания и ликвидации филиалов таких компаний.
Двадцать вторая статья закона подаёт информацию о требованиях касательно деятельности и оценки капитала филиала компании с иностранными инвестициями. В следующей статье освещаются особенности разработки и реализации политики государства в сфере инвестирования, осуществляемого нерезидентами.
В двадцать четвёртой статье определён федеральный орган, отвечающий за процедуру привлечения иностранного капитала в экономику РФ. Статьи от двадцать пятого по двадцать восьмой номер регулируют особенности применения и вступления в действие данного закона.
Социальное инвестирование
111 — ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии» призван регулировать операции, осуществляемые в сфере формирования пенсионных накоплений и их возможного дальнейшего инвестирования. Закон состоит из сорока трёх статей, призванных определять особенности осуществления операций по накоплению и инвестированию пенсионных средств. Также закон содержит информацию об особенностях контроля операций по формированию пенсионных накоплений со стороны государственных органов и общества.
Фонды
156 ФЗ «Об инвестиционных фондах» призван регулировать экономические отношения, возникшие в сфере привлечения денег или других активов с помощью размещения акций и подписания договоров управления ними с целью их дальнейшего вложения в иные экономические объекты.
Подавая информацию об инвестиционных фондах, федеральный закон формирует понятие инвестиционного фонда. Согласно закону это комплекс имущества, принадлежащий акционерному обществу или юридическим (физическим) лицам. Управление имуществом фонда осуществляется в интересах инвесторов от лица управителя.
Закон «Об инвестиционных фондах» не регулирует отношения в сфере управления компаниями, не имеющих признаков инвестиционного фонда.
Закон состоит из четырнадцати глав, призванных регламентировать те или иные операции в сфере управления инвестиционными фондами.
Вторая глава ФЗ «Об инвестиционных фондах» содержит в себе статьи, регулирующие деятельность акционерного инвестиционного фонда и его руководства.
В третьей главе подана информация об особенностях деятельности, оценки имущества, заключения договоров и управления паевыми инвестиционными фондами.
В четвёртой главе закона содержаться статьи, регламентирующие операции с инвестиционными паями. В пятой главе подана информация об условиях окончания деятельности паевых инвестиционных фондов.
Шестая глава закона содержит основные требования к активам инвестиционных фондов. В следующей главе подана информация об особенностях оценки чистой стоимости активов фондов.
Восьмая глава регламентирует деятельность управляющих компаний. Следующая глава закона определяет проведение контроля над операциями с имуществом паевых и акционерных фондов.
Глава десятая закона, регулирующего деятельность инвестиционных фондов, определяет особенности формирование реестра лиц, владеющих инвестиционными паями. Следующая глава закона определяет особенности проведения аудита результатов деятельности акционерных фондов и управляющих компаний.
Двенадцатая глава подаёт информацию о публикации информации о деятельности инвестиционных фондов. Следующая глава определяет полномочия, которыми наделён Банк России и организации, характеризующиеся самоуправлением. Последняя глава определяет положения, представляющие заключительную часть закона.
Какие страны обеспечивают приток инвестиций и как он происходит.
Определение международной инвестиционной деятельности.
Основная суть и цели социально-ответственного инвестирования.
Какими бывают виды накоплений и в чем заключается разница между ними.
Всё про иностранные инвестиции: виды, формы, значение в экономике РФ
Для отдельных категорий граждан иностранные инвестиции давно стали мантрой, заговором, надеждой на доброго дядю. Придет «забугорный учитель», безвозмездно построит завод, садик и жилой комплекс, смахнет скупую слезу и уедет. Увы, это не российские купцы (Третьяков, к примеру), благотворительностью не отличаются.
Кто такой иностранный инвестор
У нас разный менталитет. Для нас нормально разделить с ближним кусок хлеба, помочь нуждающемуся. Западный человек воспитан иначе: часто воспринимает вложения в другую страну как бизнес (обмен стеклянных бус на золото). Пример этому – отношение США к странам Ближнего Востока, Китаю или Англии – к колониальной Индии.
Я часто говорю: если не хотите закончить жизнь в резервациях, рассматривайте скромного американского пастора как инвестора. Россия – страна богатая: желающих оттяпать кусочек – легион.
Кто может быть инвестором
По отношению к России иностранным инвестором считаются зарубежные :
- страны (порядок определяется Федеральным законодательством);
- организации с международным статусом (действуют на основании международных договоров);
- юридические лица;
- организации, правовой статус которых не юридическое лицо, но законы страны-регистратора позволяют вести зарубежную инвестиционную деятельность;
- граждане (если их законодательство дозволяет заниматься данной деятельностью);
- лица без гражданства, проживающие вне РФ (руководствуются законами страны проживания).
Основные объекты инвестирования
Основные объекты, вызывающие у инвесторов интерес:
- нефтег а зодобыча и переработка;
- агропромышленный комплекс;
- горно-рудные комбинаты;
- сталел и тейное производство.
Одним словом, о трасли, по-прежнему пользующиеся популярностью.
Инвесторы помельче присматриваются к пивоваренным заводам, гостиницам, химчисткам, сетям быстрого питания.
Правовой статус иностранного инвестора в РФ
Ограничения, предусмотренные для иностранных инвесторов
Иностранным инвесторам создают льготные условия работы. Поэтому часто по отношению к отечественному производителю предприятия с иностранным капиталом находятся в лучших условиях.
Однако, если предприятие принадлежит к группе объектов, обеспечивающих обороноспособность и безопасность страны, покупку более 50 % уставного капитала согласовывают с Правительственной комиссией (ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хоз. общества, имеющие стратегические значения…»).
Сделки объемом от 25 % до 50 % также подлежат согласованию.
Льготы для вкладчиков
Государство с целью привлечь иностранного инвестора предусматривает для него определенные льготы.
- При условии, что не менее 10 % уставного капитала – иностранные инвестиции, предоставляются таможенные льготы. Освобожда е тся от уплаты налогов оборудование, комплектующие, запчасти (когда это часть уставного капитала) (ст. 150 Налогового к одекса, ФЗ «О Таможенном тарифе»).
- Когда доля иностранных инвестиций более 30 % в уставном капитале, разрешается экспортировать произведенную продукцию без лицензии (однако в частных случаях есть ограничения по сфере деятельности).
- Поддержка, дополнительные льготы и гарантии предоставляются иностранным инвесторам на региональном уровне за счет местных бюджетов и региональных средств.
Принципы налогообложения
Права иностранных инвесторов
Международные договоры по иностранным инвестициям, коих придерживается Россия, декларируют создание национального режима.
Согласно ст. 3 з акона иностранный инвестор имеет прав о :
- б ыть долевым инвестором при создании совместных предприятий;
- б ыть организатором и собственником предприятий и филиалов;
- п окупать и продавать (частично, полностью) имущественные комплексы, предприятия, законченные и незаконченные объекты строительства, ценные бумаги, паи, другое имущество;
- п риобретать права пользования землей и иными природными ресурсами;
- п риобретать иные имущественные права;
- з аниматься разрешенной з аконами РФ инвестиционной деятельностью.
Как осуществляется правовое регулирование иностранных инвестиций
- договоры защиты (например, двухсторонние международные конвенции и договоры о взаимных гарантиях);
- договоры регулирования.
Способы разрешения споров в России
Все споры об иностранных инвестициях (в т. ч. по вопросам компенсации) решает:
- Верховный суд РФ;
- Высший Арбитражный Суд РФ;
И ли же согласно международно му договор у , действующе му на территории РФ.
Если одна из сторон спора – государственное учреждение, предприятие или организация, а вопросы связаны непосредственно с хозяйственной деятельностью, нужно обращаться в суд, Третейский суд или Международный центр по урегулированию международных споров.
Антимонопольное законодательство и иностранные вкладчики
- не менее 25 % голосующих акций АО;
- не менее 1/3 доли в ООО;
- имущество на сумму более 25 % активов;
- более 50 % голосующих акций зарубежного юрлица.
Перед покупкой доли придется обращаться в ФАС РФ, когда:
- о бщая стоимость активов покупателя и продавца более 7 млрд руб.;
- о бщая выручка за год превысила 10 млрд руб., а общая стоимость активов более 400 млн руб.
ФАС РФ контролирует импортные поставки организаций общей суммой за год больше 1 млрд руб.
Виды и формы иностранных инвестиций
С экономической точки зрения, наибольшее распространение получили 2 формы:
- прямые (когда вкладчик получает право управления объектом);
- портфельные (без возможности влиять на принятие решений).
Роль иностранных инвестиций в экономике России
Несмотря на санкции, в страну продолжают поступать иностранные инвестиции. При этом весомая часть – это наши с вами деньги, вывезенные за границу во время прихватизационного дерибана. Регистрируя компанию в офшоре или же Европе и США, а затем возвращая средства, собственник отмывает деньги, имея налоговые льготы.
К акие существуют препятствия для иностранных инвестиций в Россию
- неполную проработку (особенно в сфере льгот), несогласованность з аконов;
- защиту на законодательном уровне лоббирующей группы, а не всех инвесторов;
- коррупцию и преступность (тю, вы еще на Украине не были);
- несоблюдение международных договоров;
- сложности с валютными операциями;
- невозможность скупить землю вместе с недрами (ага, щасссс).
В общем, как мед, так ложкой. Целиком и полностью одобряю дотошность таможни и придирки налоговой, если это не даст вывезти богатства страны за рубеж.
Способы привлечения иностранных инвестиций в Россию
В 2020 г. прогнозируется приток больших денег: Правительство предлагает поучаствовать в приватизации крупных государственных банков и компаний (среди прочих называют Совкомфлот, Роснефть и ВТБ).
Небольших инвесторов останавливает наше з аконодательство. Нужно лишь:
- доработать нормативные акты;
- на региональном уровне усилить поддержку со стороны властей инвестиций в малый бизнес.
Заключение
Стимулирование притока иностранных инвестиций с грамотным направлением в отдельные отрасли, на самом деле, оживляет регионы. Новые рабочие места, развитие инфраструктуры, дополнительные поступления в местные бюджеты – сказка для непуганого туземца.
Часто условия работы хуже, чем на отечественных предприятиях. Продукция отправляется за границу (если компания работает на давальческом сырье). Но когда нет сил и средств, приходится соглашаться на такие кабальные условия.
На сегодня все. Жду комментарии и лайки. Подписывайтесь на статьи: продолжением будет «россияне как инвесторы за рубежом».
http://ilyafinance.ru/blog/bezopasnoe-investirovanie-za-rubezhom-instrumenty-obyazannosti-i-nalogooblozhenie/
Законы об инвестиционной деятельности и фондах: ФЗ 39 111 156 160
http://greedisgood.one/inostrannye-investitsii