Мозговой штурм для успешного бизнеса /

Оглавление

Мозговой штурм для успешного бизнеса

Для правильной постановки целей или решения каких-либо задач поможет проведение мозгового штурма. В особенности хорош данный метод в бизнесе. Многие предприниматели уверены, что обычное совещание и является мозговым штурмом, не приносящим, по их мнению, абсолютно никаких результатов. Все дело в том, что для организации мозгового штурма, «срабатывающего» правильно, нужно иметь определенные знания и своеобразные навыки.

Мозговой штурм для успешного бизнеса

Рис. Мозговой штурм для успешного бизнеса

Что представляет собой мозговой штурм?

Для начала следует дать определение указанной методике. Она является одним из наиболее мощных и эффективных способов, который позволяет:

  • выработать нужное направление
  • поставить конкретные цели
  • достичь решения задач практически любой сложности

Кому может пригодиться мозговой штурм?

Применение на практике такого метода может стать полезным для людей, которые ищут пути решения вопросов, касающихся повышения уровня рентабельности своего бизнеса. А также для тех, кто пытается повысить степень эффективности работы служащих. Например, организация мозгового штурма может потребоваться:

  • владельцам различных организаций
  • консультантам
  • топ-менеджерам
  • руководителям всевозможных проектов

Схема проведения мозгового штурма

В процессе штурма рекомендовано придерживаться установленного графика. Согласно утверждениям компетентных экспертов, мозговые штурмы лучше всего устраивать в следующие периоды: с 10 часов до половины 12-го либо с 14 часов до половины 6-ти часов вечера.

  1. В первую очередь, проводится разминка – не более 5-ти мин.
  2. Затем осуществляется генерирование идей – от 15-ти до 25-ти мин.
  3. После этого данные идеи обсуждаются – это занимает около 30-ти мин.
  4. И, наконец, подводятся итоги – на это уйдет приблизительно 5 мин.

Поэтапное проведение психологического штурма

Этап №1 (подготовка)

Для начала следует подобрать команду, оптимальное число людей в которой должно составлять от 6-ти до 10-ти. Конечно, в идеале все люди должны иметь различные позиции по тем или иным вопросам, а также предлагать разные пути их решения.

Предупредить людей о предстоящем мозговом штурме следует за пару-тройку дней. Им следует дать время для того, чтобы они подготовились должным образом. Перед командой необходимо четко поставить цели. Все, кто будет присутствовать, должны понимать, какие задачи предстоит решать.

В команду рекомендуется включить человека, способного мыслить креативно – открыто и активно. Кроме того, на мозговом штурме должен присутствовать и скептик – человек, взвешивающий и подвергающий сомнению каждое слово.

Руководитель может заранее распределить роли. Важную роль будет играть провокатор, который станет настраивать всех присутствующих на высказывание креативных мыслей. Провокатором зачастую назначается ведущий психологического штурма.

Этап №2 (разминка)

Как уже говорилось, мозговой штурм необходимо начинать с разминки. Вначале ведущий рассказывает, для чего собрались все присутствующие. Затем он объявляет регламент и правила. Дальше идет непостредственно сама разминка. Ее цель – правильно настроить участников штурма на волну творчества. Для этого можно поиграть в игру «ассоциация». Например, ведущий может предложить всем ответить на вопрос: «Каким образом Ваша деятельность может быть связана с такими предметами, как принтер или блокнот?». Кроме того, не помешает и проведение небольшой физической разминки.

Этап №3 (генерация идей)

На данном этапе присутствующие должны высказывать идеи. Причем они могут быть абсолютно любыми, даже самыми нелепыми и сумасбродными. Все высказанные идеи, а также мысли по их поводу необходимо фиксировать на бумаге. Не стоит уделять внимание качеству этих идей. Ведь главным является их количество и скорость, с которой они были сгенерированы.

Необходимо предоставить участникам штурма полное свободомыслие. Так, например, если кому-либо удобнее будет генерировать идеи, расположившись на диване, нужно обеспечить ему такую возможность. Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы в процессе генерации идей никто никого не осуждал и не критиковал.

В том случае, если произошел так называемый «затор», следует немного «расшевелить» собравшихся. К примеру, можно объявить конкурс, в котором нужно озвучить самую безумную идею по конкретному поводу.

Необходимо стараться, чтобы все без исключения участники штурма принимали в нем самое активное участие. Ведь нередко встречаются люди, к которым, если лично не обратишься с конкретным вопросом, они будут продолжать молчать, не беря инициативу на себя. Если все-таки не удалось «расшевелить» участников, рекомендуется сделать перерыв на пару минут.

Этап №4 (обсуждение идей и подведение итогов)

Данный этап является заключительным. После высказывания всех идей участниками мозгового штурма, каждую из них необходимо подвергнуть тщательному анализу. И критика здесь совсем не уместна. Лучшим решением станет ответ на вопрос: «Насколько данная идея рациональна и как она может помочь в решении наших целей?».

Заключительный этап мозгового штурма может иметь разную модификацию. Например, можно применить методику под названием «635». В таком случае в обсуждении идей и подведении итогов принимают участие 6 человек. Они должны записать на лист бумаги по 3 свои идеи по конкретному вопросу. На это им отводится 5 минут.

По истечении 5 минут участники передвигают свои листы бумаги по кругу, чтобы каждый смог ознакомиться с идеями других. При ознакомлении каждый участник должен внести в написанные коллегами идеи свои коррективы и дополнения, если таковые имеются.

После того, как все участники ознакомятся и внесут поправки, идеи обсуждаются и, на основании сделанных выводов, принимается окончательное решение.

психоактивные программы
Настрой подсознание на здоровье, успех и привлечение денег!
скидка действует всего 12 часов! Мозговой штурм для успешного бизнеса

Читать другие статьи

Пройти бесплатные психологические тесты

Новинка Аудиовизуальная программа «Синхронизация работы мозга» Сессии

Как выбрать идеи после мозгового штурма. Мозговой штурм

Подготовка мозгового штурма

  1. Сформируйте группу генераторов идей (как правило, 5-10 человек). Это должны быть творческие люди, обладающие подвижным, активным умом.
  2. Сформируйте экспертную группу, которой предстоит подвергнуть анализу все выдвинутые идеи и отобрать лучшие. На практике нередко сами генераторы, завершив выдвижение идей, выступают как эксперты. В рекламных агентствах в роли эксперта выступает креативный директор.
  3. За день-два до штурма разошлите участникам оповещение о штурме с кратким описанием темы и задачи (бриф). Возможно, кто-то придёт с готовыми идеями.
  4. Подготовьте всё необходимое для записи идей и демонстрации списка. Варианты:
    • Доска и мел
    • Листы бумаги на планшетах и фломастеры
    • Разноцветные стикеры
    • Ноутбук в связке с проектором
  5. Назначьте ведущего мозгового штурма. В большинстве случаев ведущий известен изначально, он и организует брейнсторминг.
  6. Выберите одного или двух секретерей, которые будут фиксировать все идеи.
  7. Назначьте продолжительность первого этапа. Обычно около часа, в креативных агентствах, конечно, дольше. Ведь генерация идей — их основная работа.

Участники должны знать, что время ограничено, и им необходимо выдать как можно больше идей в сжатые сроки. Это активизирует, заставляет выложиться. Чёткий тайминг — такое же обязательное условие для участников штурма, как длина дистанции для бегунов.

Поставьте задачу. Что конкретно нужно получить в результате мозговой атаки? Запишите задачу так, чтобы она всё время была на виду. Формулировка задачи и полезная информация содержатся также в брифе, который роздан в печатном виде.

Участники должны чётко представлять, зачем они собрались и какую проблему собираются решить. В мозговой атаке приветствуется сумятица идей, но не сумятица задач.

Как минимум, каждую идею желательно протестировать по краткому вопроснику типа:

  • Решение в рамках закона?
  • Идея реализуема до 10 июня?
  • Разумны ли предполагаемые затраты?
  • Каким образом данная идея, если её реализовать, провалится?

Когда есть бриф, общий критерий такой: идея по брифу или не по брифу? Решающее слово в оценке идей принадлежит креативному директору.

Развивайте идеи. Группируйте их в тренды. Пытайтесь «поженить» элементы разных гипотез. Иногда самые лучшие идеи получаются в результате объединения двух менее ярких предложений. Креативность превосходно проявляет себя не только при создании новых идей, но и в работе с уже имеющимися.

Используйте морфологический метод: не поленитесь начертить таблицу по типу таблицы футбольного чемпионата, где каждой команде. — то есть идее — предстоит «сыграть» с каждой.

Помечайте идеи вашего списка:

  • + + очень хорошая, оригинальная идея
  • + неплохая идея
  • 0 не удалось найти конструктива

Отбросьте явно банальные, тупиковые, неплодотворные идеи.

Считается, что лишь 10-15% идей оказываются приемлемыми, зато среди них встречаются весьма оригинальные. Ценно, если «выжившие» идеи выстраиваются в логичную цепь — рекламную кампанию.

Ведущий мозговой атаки:

  1. Ведущий (фасилитатор, модератор) поочередно даёт слово генераторам идей, чтобы они не галдели все одновременно. Следит, чтобы все участники штурма имели равную возможность высказаться. Ведущий может вносить свои идеи наравне со всеми.
  2. Корректно, но решительно пресекает критику идей, которая почти всегда непроизвольно возникает, особенно поначалу.

Типичные фразы idea killers (убийц идей), и как на них нужно отвечать:

  • — Из этого ничего не выйдет. — «Конечно, если не развивать эту идею, из неё ничего не получится».
  • — Это не работает — «Но идея ведь неплохая?»
  • — Это чересчур — «И что?»
  • — Клиент никогда это не одобрит — «А что если одобрит?»
  • — Ну и что в этом оригинального? — «То, что это раньше никто не предлагал».
  • — Кто угодно может придумать такое — «Точно!»
  • Ведущий обеспечивает непрерывность выдвижения идей. Он всеми мерами не допускает зажима «плохих» идей, снимает боязнь участников «ляпнуть что-нибудь не то».

    Доброжелательность ведущего стимулирует рождение новых идей у членов группы. Но он не должен слишком хвалить даже явно удачные гипотезы, чтобы не нарушить равенство участников штурма.

  • Ведущий следит за регламентом. Напоминает, сколько времени осталось до конца сеанса. Тактично останавливает креатора, который высказывает свою идею дольше полуминуты. Мозговой штурм — это интенсивный, быстро протекающий творческий процесс.
  • Искусство ведущего мозговой атаки заключается в умении раскрепостить мышление членов творческой группы, вдохновить их на свободное самовыражение.

    Приемы управления брейнстормингом

    Для «разогрева» генераторов:

    1. Вбрасывается посторонняя, но животрепещущая тема. Например, пиво, оно какое? — Холодное! — Светлое! — Белопенное! — Наше всё! Ведущий ставит в пример самые оригинальные эпитеты.
    2. У ведущего наготове 300 рублей и он начинает выдавать по червонцу за любую реплику участника. Этот прием — только для разогрева! В штурме поощрять идеи бонусами вредно.
    3. Генераторам идей раздаются беджи, на которых они пишут придуманные тут же псевдонимы — имена исторических личностей, героев фильмов, названия растений. Затем все по очереди обращаются друг к другу на «ты» с любым вопросом. Просто для того, чтобы создать атмосферу «одного круга», где нет ни старших, ни младших, ни начальников, ни подчинённых, ни опытных, ни новичков. Есть «другие» люди, которые могут говорить любые глупости, потому что это не Сидоров выдвигает «такую дурацкую» идею, а «Архимед». Сам выбор псевдонимов — веселая процедура, создающая творческий настрой.
    4. Перед атакой ведущий мотивирует креаторов. Подчёркивает, как важно утереть нос конкурентам и выиграть тендер. Выражает надежду, что, быть может, именно сегодня группа найдет рекламную идею, которая возьмёт «Золотого льва» в Каннах.

    Для активизации процесса генерации (по Майклу Михалко, Юдит Рич и др.):

    1. «Национальные» решения. Как бы решил задачу английский лорд? Предложите изящное французское решение, расточительное американское. Что бы сказал горячий испанский мачо? Как бы решили вопрос трудолюбивые китайцы?
    2. Метод эмпатии. Эмпатия — вживание, представление себя на месте другого. Участник штурма должен сказать себе: «Я и есть объект, о котором идёт речь». Так, например, если придумывается реклама пива, креатор говорит: «Я — пиво. Я стою на полке в магазине. Я холодный, золотистый, прозрачный, хмелистый. Что мне сделать, чтобы вон тот мужик обратил на меня внимание? Что будет, если я вдруг начну медленно поворачиваться? Или позвякивать?»
    3. Прямая аналогия. Рекламируемый объект сравнивается с аналогичным объектом в природе, технике и т. д. К примеру, для повышения заметности этикетки можно рассмотреть окраску цветов, бабочек.
    4. Символическая аналогия. Суть задачи или её возможные решения предлагается сформулировать в виде метафор, например, для пива, — «глоток чистой прохлады», «хранитель традиции», «послание в бутылке от самой природы». Красивая метафора может натолкнуть на красивую идею.
    5. Фантастическая аналогия. Участники штурма формулируют главное неустранимое препятствие, которое мешает решению задачи, а затем — на время — «отменяют» его! Допускают существование вечно свежего пива, исчезновение гравитации, вмешательство сказочных гномов.
    6. В шкуре потребителя. Ведущий назначает участников представителями целевой аудитории, например, в случае пива — футбольными болельщиками. При перемене точки зрения на объект приходят новые решения.
    7. Будьте проще. Участники максимально упрощают свои идеи и выражают их минимальным количеством слов. Меньше слов — виднее суть.
    8. Будьте как дети. Исследуйте проблему так, как бы это делал ребенок. Задайте очевидные вопросы. Найдите ответы, которые удовлетворили бы ребёнка.
    9. Вперёд, в будущее! Думайте о том, что будет, а не о том, что есть сегодня. Не ограничивайтесь действительностью. Нафантазируйте будущее!
    10. Что подскажут фигуры? Выберите какую–нибудь фигуру, например, треугольник, и старайтесь определить связь между ним и вашей задачей. То же — с объёмными фигурами (шар, куб, пирамида. ), цветами спектра, цифрами и прочими семантически богатыми объектами.
    11. Мудрость великих. Обратитесь к сборникам афоризмов. Афоризмы лучше брать такие, которые содержат ключевые слова по вашей теме.
    12. Ассоциации. Генераторы называют первое слово, которое им пришло на ум при оглашении темы штурма. Или используется «Словарь ассоциаций». Пусть ассоциации свободно развиваются.
    13. Метод от противного. Великие озарения могут наступить, если вместо размышлений о том, как сделать что-то, попробовать решить вопрос, как этого не делать.
    14. Нарисуйте идею. Ведущий просит участников оформить следующее предложение в форме рисунка. И пусть все пытаются истолковать нарисованное.
    15. Интерпретируйте меня! «Как вы поняли слова N.?», — спрашивает ведущий у одного, другого. Затем спрашивает N.: «Насколько верно мы изложили вашу мысль?» Нередко интерпретации хорошо развивают первоначальную идею, что признаёт и автор.
    16. Грудью на амбразуру. Если уровень идей снизился и стали поступать только банальные, практичные предложения без «изюминки», ведущий сам начинает вносить эксцентричные идеи. Или предлагает 5-10 минут генерировать только фантастические идеи.
    17. Активная пауза. Услышав ценное, перспективное, с его точки зрения, высказывание, ведущий объявляет: «Давайте 3-4 минуты помолчим, и потом каждый выразит свое отношение к тому, что сейчас прозвучало». В тишине происходит интенсивная индивидуальная работа, как правило, развивающая высказанную идею.
    18. Время от времени полезно пользоваться групповой саморефлексией, т. е. переосмыслением способов взаимодействия участников. Вопросы: «Как мы работаем? Что нам мешает? Что получается хорошо?» и т. п. Нередко при этом сама группа находит способы улучшения взаимодействия.
    19. Правда — в ногах. Часть мозгового штурма участники проводят стоя. Это встряхивает, не позволяет генераторам откинуться на спинку стула и витать мыслями в областях, не связанных с обсуждаемым вопросом. Либо же генераторы меряют аудиторию шагами, поскольку некоторым в движении лучше думается.
    20. Оживите вещь. Неодушевленный предмет может стать более вдохновляющим, если вообразить его человеком или животным. Придайте ему черты индивидуальности. Как он будет себя вести? Какой у него будет голос? Где он будет жить?
    21. Думайте глобально. Поднимитесь выше предмета штурма. Какие наиболее общие тенденции и концепции можно связать с вашей темой? Нельзя ли из них извлечь пользу для вашей задачи?
    22. Метод контрольных вопросов. Включает в себя ряд вышеизложенных приёмов. Даёт новое направление мыслям участников, позволяет проскочить период «зацикливания» на круге схожих идей. Контрольные вопросы «подогревают» генерацию, служат «крючком», при помощи которого извлекаются идеи.
    23. Стоп, машина! Ведущий берет паузу и перечисляет сходные идеи из числа выдвинутых, там самым давая понять, что данное направление хорошо разработано и желательно поискать на новых путях.
    Читать статью  Изделия из гипса как бизнес

    Любая «хитрость» ведущего, направляющая креативность, не ограничивая ее, — хороша. Впрочем, креативность является настолько естественным, спонтанным процессом, что задача ведущего порой сводится к тому, чтобы просто не мешать ей.

    Сеансы воображения должны быть счастливыми часами. Мозговой штурм — это когда мы думаем свободно и продуктивно в обстановке комфорта и удовольствия.

    Разновидности мозгового штурма

    Индивидуальный мозговой штурм

    Все роли — генератора, секретаря, ведущего, оценщика идей — берёт на себя один человек. Фиксация на бумаге, компьютере, диктофоне. Оценка идей отложена.

    Креативные приёмы «штурмовика»-одиночки:

    • Читая текст, выхватывайте произвольные слова. Не наталкивает ли значение случайного слова на новую идею? Текст подойдёт любой, хоть телефонная книга, но лучше лексически богатый. Руководитель агентства BrandAid Валентин Перция, когда придумывал названия брендов, пролистывал насквозь толстые словари. По его словам, если держать в голове задачу, за два дня такого погружения набираются сотни ассоциаций.
    • Ещё эффективнее генерировать идеи, отталкиваясь от изображений в журналах и фотостоках в интернете. Ведь картинки сами по себе детальны и многозначны.
    • Развивайте найденные образы методом контрольных вопросов, одной их его компактных версий.

    Обратный мозговой штурм

    Цель его — максимально выявить недостатки рекламируемого объекта. Генераторы в режиме мозгового штурма составляют список имеющихся или потенциальных дефектов, ограничений, противоречий объекта или идеи. Негативные стороны объекта или идеи усугубляются до крайности. После такого жесткого тестирования идет поиск путей по устранению недостатков.

    Мозговой штурм с оценкой идей

    Введение критики идей. Фазы «мечтателя» и «реалиста» многократно гибко чередуются. Используется для решения сверхсрочных задач. Высокие требования к участникам: квалификация, собранность, умение пользоваться методикой мозгового штурма.

    • Генерация идей (может происходить индивидуально и заранее)
    • Ознакомление группы с идеями, комментарии авторов
    • Выбор нескольких (3-5) лучших вариантов, фиксация их достоинств и недостатков
    • Обсуждение каждой идеи с мини-штурмами
    • Сужение списка лучших вариантов, ранжирование идей

    Недостатки: нагрузочность, конфликтность. Достоинство: более целенаправленный поиск, снижен риск проскочить мимо сильного решения.

    Мозговая осада

    Доказано, что и без явной критики при подаче идей действует механизм «скрытой критики», а именно: нередко новое предложение (которое потом может быть признано неудачным) «забивает» высказанную ранее хорошую идею. Для устранения этого недостатка была предложена «мозговая осада», в которой каждую выдвинутую идею надо развивать до предела. Мозговая осада увеличивает затраты времени на поиск идей, хотя обещает более зрелые результаты.

    Метод «635»

    Шесть человек выдвигают по три идеи за пять минут. Затем листки с их мнениями передвигаются, например, по часовой стрелке. За следующие пять минут каждый участник должен ознакомиться со всеми предложениями своего соседа и детализировать их. Так поступают до тех пор, пока каждый не поработал над всеми идеями группы. Через полчаса готовы 18 проработанных предложений. Следуют обсуждение, усовершенствование и выбор наилучших вариантов.

    Высказывания идут в соответствии с иерархией. Первым свою идею вносит «юнга», последним — «капитан». Недостаток: после своей очереди новую идею высказать нельзя.

    Мозговой штурм онлайн

    Online brainstorming базируется на многопользовательских интернет-сервисах: форуме, чате, блоге, ICQ, Skype. Устраняется «боязнь оценки», т. к. генераторы идей могут быть анонимными. Можно привлечь экстра-специалистов из любых точек мира (или напрячь лучшие умы рекламного холдинга, не срывая их с мест). Правда, теряется будоражащая психологическая атмосфера совместного поиска.

    Ноу-хау мозговой атаки

    1. Не становитесь рабами цифр, которые диктуют, сколько «должно быть» людей в группе. Нам известны результативные штурмы с потоком студентов — это больше сотни голов. Правда, преследовалась и педагогическая цель: показать метод в действии.

    С другой стороны, в креативных агентствах часто «штурмуют» в парах, составленных из копирайтера и дизайнера. Законная модель — индивидуальный мозговой штурм.

    Классический состав — малая группа, т. е. около семи человек. Это «критическая масса участников», с такой группой удобно работать.

  • Там, где штурмы организуются регулярно, группа генераторов состоит из постоянного ядра и временных членов. Ядро креативных людей складывается постепенно при решении различных задач методом мозгового штурма.
  • Иногда полезно включить в группу генераторов «посторонних», как то: сотрудников смежных отделов и других компаний, врача, повара, водителя, курьера. Таким образом вы привлекаете носителей нетрадиционных идей. Смешанная группа из участников разного возраста и пола работает наилучшим образом.
  • Включайте в группу генераторов красивых, умных, обаятельных женщин. Женщины весьма практично и оригинально мыслят, кроме того, они очень стимулируют интеллектуальную активность мужчин.
  • На время штурма участники снимают с себя должностные полномочия. Руководителю, если он «штурмует» вместе с командой, не следует садиться во главе стола.
  • Создайте удобную обстановку. Помещение выберите по возможности нейтральное (не кабинет директора) и не шумное. Лучше сесть так, чтобы все друг друга видели. Советуют:
    • Проводить штурм при свечах
    • Проводить штурм ночью, после 24:00:-)
    • Перед штурмом всем участникам принять по 30 грамм хорошего коньяка:-))
  • Запаситесь кофе, чаем, баранками. Установлено, что цитрусовые, особенно грейпфрут, стимулируют работу мозга. Запах грейпфрута рекомендуют вдыхать перед мозговым штурмом.
  • Чтобы целиком погрузиться в процесс генерации, на время штурма стоит отключить мобильные телефоны, запретить кому бы то ни было беспокоить участников.
  • Некоторые советуют дать фоном негромкую, но не успокаивающую, а бодрую музыку. Это раскрепощает участников, динамизирует работу.
  • Перед штурмом ведущий представляет новичков. Дает им лестную характеристику. Знакомит новичков с правилами мозгового штурма.
  • Начиная штурм, ведущий знакомит группу с готовыми решениями похожей задачи. Например, показывает лучшие рекламные ролики конкурентов, сделанные для сходного продукта.
  • Хорошо иметь образец рекламируемого продукта, а не только фото. Отлично, если образец можно повертеть в руках, пиво попробовать, туалетную воду понюхать, Hummer»ом порулить. :-)
  • Часто рекомендуют записывать весь штурм на магнитофон или видеокамеру. Однако на практике редко у кого доходят руки до расшифровки записей, поскольку это дьявольски трудоёмко. Пусть вас успокоит сознание того, что взрывная идея и так не потеряется!
  • Иногда генераторам полезно в ходе штурма листать иллюстрированные журналы, чтобы черпать из рисунков и фотографий ассоциативные идеи.
  • Сложите в коробку — «чемодан чепухи» — самые разные предметы: карандаши, оловянных солдатиков, шахматные фигуры, клубок ниток, забавные рисунки — всё, что найдётся в офисе. Приглашая участников на штурм, попросите их принести разные предметы для чемодана чепухи. Когда потребуются новые идеи, достаньте из коробки что попадаётся под руку, установите связи между случайным предметом и задачей.
  • Перелистайте журналы, газеты. Проведете параллели между заголовками новостей и проблемой.
  • В разнообразии рождается новизна. Участники предпринимают вылазку из комнаты на 15-30 минут с тем, чтобы найти вовне принести в группу новые идеи.
  • Вовлечённый человек продолжает думать над задачей и после штурма. Список идей раздаётся участникам, чтобы они могли пополнить его предложениями, возникшими после сессии.
  • Полезно на следующий день провести повторный мозговой штурм. Замечено, что качество идей, предложенных креаторами на второй день, выше, чем в первый.
  • В промежутке между штурмами поговорите с вашими друзьями или членами семьи. Прислушайтесь к тому, что они скажут. Позвольте им направить вас в новом направлении.
  • Худшее, что может сделать ведущий — это превратить штурм в игру «Я выиграл, ты проиграл». Описаны случаи, когда ведущий премировал участников за лучшие идеи. Люди начинали бояться «перехвата» своей хорошей идеи и вообще переставали их высказывать.
  • Ведущий и на этапе анализа бережно хранит атмосферу сотрудничества. Конструктивную критику он предваряет словами: «Что мне больше всего нравится в этой идее, так это. Не станет ли она лучше, если. »
  • Что может и чего не может мозговой штурм

    Метод мозгового штурма эффективен:

    • При решении задач, которые не имеют однозначного решения, и задач, где решения требуются нетрадиционные. Таковы все задачи по созданию рекламного креатива.
    • Когда необходимо быстро найти выход из критической ситуации.
    • Везде, где нужно получить много идей за короткое время. Методика мозгового штурма универсальна.

    Несовершенство метода заключается в том, что поиск идей идёт случайным образом, наобум. Вы никогда не останетесь совсем без идей. Но нет гарантии, что среди ваших решений окажется действительно превосходное.

    Метод мозгового штурма — эффективная помощь в генерации идей. Но он не замещает целиком творческий процесс.

    Правило 1: Запрещается всякая критика идей, высказываемых во время проведения мозгового штурма

    Принцип проведения мозгового штурма заключается в приоритете количества высказанных идей над их качеством. Высказываемые участниками идеи, пусть даже самые сумасшедшие, могут служить отправной точкой для развития мыслительного процесса других участников. В этом и заключается преимущество коллективного мышления над индивидуальным. Любая, даже самая малая, оценка высказанной идеи может повлиять на весь процесс проведения мозгового штурма. Он будет успешным, если каждый участник направит свои усилия в конструктивное русло.

    Правило 2: Свободный полет мыслей и поощрение самых «безумных» идей

    Целью мозгового штурма, как коллективного творческого процесса, является поиск нестандартных, нетрадиционных идей. В противном случае этот процесс может превратиться в обычное совещание, на которых чаще всего предлагаются и обсуждаются именно стандартные идеи и решения, которые не всегда являются результативными и эффективными.

    Для появления творческих идей необходим определенный настрой, когда мысли свободно проносятся в нашей голове. Это состояние характеризуется включением в работу нашего подсознания. Для появления такого настроя участников мозгового штурма следует

    проводить специальную разминку с задачами на анализ и синтез, ассоциативные связи и т.д.

    Высказывая свои идеи, участникам необходимо помнить, что совершенно не имеет значения, применимы они на практике или нет, так или иначе, многие из них, возможно, помогут найти эффективное решение.

    Правило 3: Выдвижение как можно большего количества идей

    Как уже упоминалось, для проведения мозгового штурма наиболее важно количество высказанных идей, чем их качество. Та как генерировать идеи участники должны (и могут) в течение небольшого ограниченного времени, то они должны научиться использовать уже высказанные другими участниками идеи для быстрого обдумывания и предложения новых.

    В практике работы таких групп можно отметить, что целью проведения мозгового штурма является выдвижение более 100 идей за 20 минут. Самым продуктивным (успешным) мозговым штурмом является тот, при проведении которого за 20 минут предлагается 200 — 250 идей.

    Правило 4: Обязательная фиксация всех идей

    При проведении мозгового штурма должна быть зафиксирована каждая идея, даже если она повторяется. Все участники группы должны видеть все зафиксированные идеи, поэтому следует заранее к этому подготовиться.

    Обычно идеи записывают маркерами на больших листах бумаги. Развесить их лучше заранее, перед началом мозгового штурма и разместить на стенах таким образом, чтобы они были хорошо видны каждому участнику.

    Правило 5: Инкубация идей

    После того, как все идеи высказаны и зафиксированы, необходимо время для того, чтобы их обдумать и оценить. Зачем нужен этот этап? Дело в том, что инкубационный период позволяет человеку оправиться от усталости, связанной с решением проблемы. Перерыв в трудной проблеме позволяет также забыть несоответствующие подходы к ней.

    Решению проблемы может мешать функциональная закрепленность, и не исключено, что во время инкубационного периода человек забывает старые и безуспешные способы ее решения. Опыт показывает, что в период инкубации человек продолжает работать над задачей бессознательно. Кроме того, во время перерыва в процессе решения проблемы может происходить реорганизация материала.

    Этапы проведения мозгового штурма

    Изучив правила мозгового штурма, теперь можно уделить внимание отдельным этапам успешного проведения мозгового штурма и оценки идей после их «инкубации».

    Руководитель должен ознакомить участников группы с правилами проведения мозгового штурма. Лучше всего записать эти правила на плакате и на каждом собрании группы вывешивать его на стену таким образом, чтобы он был хорошо виден всем участникам.

    Для успешного проведения мозгового штурма участникам необходимо настроиться на творческий лад. Руководитель проводит с участниками разминку, решая различные задачи на ассоциативное мышление, анализ и синтез и т. д. Лучше всего сотрудникам, являющимся участниками постоянно действующей команды, постоянно развивать свои творческие способности.

    Затем рекомендуется провести репетицию мозгового штурма. Группе необходимо выбрать проблему (лучше бытового характера), в решении которой каждый из участников в некоторой степени компетентен, и провести краткий мозговой штурм (разминку) с целью перестройки мышления на творческий процесс.

    Делайте так всегда, ведь только кажется, что каждый без труда сможет включиться в работу, но в действительности этого не происходит!

    Формулировки проблем для проведения разминки приведены в Приложении 1.

    Участникам группы следует подготовиться к проведению мозгового штурма развесить на стены большие листы бумаги, на которых будут зафиксированы поступающие идеи. При этом необходимо помнить, что при быстром темпе выдвижения идей могут появиться трудности в необходимости фиксирования их на бумаге. Фиксировать идеи в таком случае могут 2-3 человека поочередно. Можно принять и такие условия: участники фиксируют свои идеи на небольшом листе бумаги и высказывают их по очереди по просьбе ведущего.

    1. Проблема уже сформулирована, но ее определение слишком общее, требующее уточнения. В этом случае первоначальную формулировку следует разместить в качестве заголовка на большом листе бумаги.

    2. Группа не знает, над какой проблемой она будет работать, но в этом случае надо попытаться сформулировать общее направление поиска. В этом случае лучше всего начало общего заголовка может звучать так: «Каким образом мы можем. » и далее закончить фразу (что-то преобразовать, улучшить и т. д.). После окончательного выбора темы ее определение в виде заголовка также размещается на большом листе бумаги.

    Процесс выдвижения идей может происходить разными способами. Существует много различных методик, основанных на принципах проведения мозгового штурма, некоторые из них описаны далее в данной главе. Но при разных вариантах проведения мозгового штурма обычно используют два подхода к процессу выдвижения идей.

    1 подход. Участники могут высказывать идеи по очереди, в определенном порядке. Обычно руководитель предлагает высказаться очередному члену группы. Если кто-нибудь из участников не знает, что предложить, то он говорит: «Я пропускаю» и право высказаться переходит к следующему участнику. Руководитель (или специально выделенный для этого участник группы) фиксирует высказанные идеи на больших листах бумаги. Участникам же рекомендуется свои идеи фиксировать на небольших листках, чтобы не забыть их, пока он ждет своей очереди высказаться. В этом случае идеи поступают упорядочение и их легко зафиксировать. Кроме того, в процессе участвуют все члены группы.

    2 подход. Второй подход является бессистемным, так как каждый участник группы может в любое время высказать свои идеи. В данном случае идеи высказываются свободно и естественно, но есть большая трудность с фиксацией идей. В этом случае можно увеличить количество человек, которые будут фиксировать идеи (обычно 2 — 3 человека). Минус такого подхода состоит в том, что такой подход не стимулирует направление мысли и не дает гарантии вовлечения в процесс выдвижения идей всех участников.

    После того как все идеи зафиксированы, необходимо время для того, чтобы их обдумать и оценить. Участникам группы рекомендуется после проведения мозгового штурма расстаться не менее чем на неделю, чтобы обдумать все высказанные идеи.

    Лучше всего развесить листы с зафиксированными идеями на видном месте, где участники группы смогут постоянно видеть их. Кроме того, к обсуждению идей, высказанных во время проведения мозгового штурма, другие сотрудники предприятия добавляют свои идеи на развешенные листы (мозговая атака на доске).

    Затем, по прошествии какого-то времени (чаще недели), участники группы проводят новый мозговой штурм по списку идей, составленному на предыдущей встрече.

    Он дает начало процессу оценки. Это обычно происходит на следующем собрании группы. Наилучший способ организовать оценку идей из списка — это сгруппировать их по темам, прежде чем некоторые предложения будут отвергнуты как нереальные. После получения списка идей, сгруппированных по темам, следует рассмотреть каждую из них, чтобы выявить наилучшие идеи, которые могут быть быстро и легко реализованы.

    Дальнейшие действия группы зависят от предмета мозгового штурма. Если его целью было определение проблемы, над которой предстоит работать, то группа должна выбрать основную тему, а затем сконцентрировать внимание на идеях, относящихся к ней, чтобы выявить наиболее подходящие для рассмотрения. В другом случае, если в результате мозгового штурма группа получила набор возможных вариантов решения проблемы, то следующим этапом будет их анализ методом Парето (см. главу 8) для выявления одного или двух наиболее пригодных вариантов. Принцип Парето также можно использовать для тщательного изучения идей при принятии точных решений.

    Читать статью  Бизнес-план открытия шаурмы: основные разделы и нюансы составления

    «Цель метода обратного мозгового штурма заключается в составлении наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта или идеи, на которые обрушивается ничем не ограниченная критика»

    В результате обратного мозгового штурма составляется максимально полный список недостатков, дефектов и потенциальных проблем у рассматриваемого объекта, прогнозируются недостатки и трудности эксплуатации на 10-20 лет вперед, чтобы полученный список недостатков обеспечил наиболее длительную конкурентоспособность объектов.

    2.Теневой мозговой штурм

    Далеко не каждый человек может заниматься творческой деятельностью в присутствии и при активном вмешательстве посторонних лиц. В связи с этим при проведении мозгового штурма на деловом совещании бывает целесообразно для части генераторов идей обеспечить условия одновременного присутствия и отсутствия. Разрешить эти противоречия возможно с помощью теневого мозгового штурма.

    Сеанс проводится двумя подгруппами генераторов идей. Одна из них — собственно генераторы – называют идеи вслух при соблюдении условий критики. Другая подгруппа – теневая следит за ходом работы генераторов, но не принимает в обсуждении непосредственного участия. Каждый ее участник записывает свои идеи, возникающие под воздействием обсуждения, проводимого активной подгруппой.

    Перечень выдвинутых генераторами идей и списки решений, предложенных всеми участниками теневой подгруппы, передаются после завершения сеанса в группу экспертов, в задачу которых входит не только оценка идей, но и их развитие, комбинирование, т.е. творческий процесс в этой группе переходит в новую фазу.

    3. Комбинированный мозговой штурм

    Вышеописанные методы прямого (или теневого) и обратного мозгового штурма могут быть совместно использованы в различных комбинациях.

    Двойной прямой мозговой штурм заключается в том, что после проведения прямого мозгового штурма делается перерыв в течение 2-3 дней, после чего он повторяется еще раз. Во время перерыва у участвующих в деловом совещании специалистов включается в работу мощный аппарат решения творческих задач – подсознание человека, синтезирующее неожиданные фундаментальные идеи.

    Обратно – прямой мозговой штурм, как правило, используется для прогноза развития мозгового штурма. Сначала с помощью обратного мозгового штурма выявляют все недостатки и слабые плохо проработанные или недостаточно обоснованные стороны существующего объекта, идеи и выделяют среди них главные. Затем проводят обратный мозговой штурм с целью устранения выявленных главных недостатков и разрабатывают проект принципиально нового решения. С целью увеличения времени для прогнозирования этот цикл стоит повторить.

    4. Брейнрайтинг

    Эта методика основана на технике мозговой атаки, но участники группы выражают свои предложения не вслух, а в письменной форме. Они пишут свои идеи на листках бумаги и затем обмениваются ими друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи, которая вносится в полученный листок. Группа обмениваются листками с течение 15 минут.

    5. Письменный метод.

    Вариация предыдущего метода Письменный метод чаще всего используется при большой удаленности участников группы. Все возможные варианты решения, идеи фиксируются в письменном виде и передаются ведущему данного мероприятия. Эффективность этого метода в том, что есть возможность привлечь самых высококвалифицированных специалистов из одной или нескольких стран.

    К недостаткам этого метода можно отнести длительность самого процесса.

    6. Массовый метод

    Главная характерная черта этого метода заключается в том, что вся глобальная проблема разбивается на составные части и по каждой части проводится «мозговой штурм». Затем проводится сбор руководителей всех групп, принимавших участие в решении проблемы, на котором обсуждаются все выявленные идеи и варианты решения проблемы.

    При возникновении сложных и массовых проблем часто используется «массовый метод» как разновидность «мозгового штурма».

    7. Метод «конференции идей»

    Данная разновидность «мозгового штурма» отличается тем, что на ней разрешена положительная критика. Таким образом, обстановка менее формализована, а значит, общение протекает естественнее.

    Метод «корабельного совета» является разновидностью метода «мозговой штурм». Его главное и единственное отличие – это строгая последовательность высказывания своего мнения. К недостаткам метода относят тот факт, что после прохождения своей очереди и уже высказанного мнения участник не имеет права голоса и не может добавить свои новые мысли и идеи. Таким образом, потери при использовании данного метода могут быть очень существенными для организации.

    9. Метод «с оценкой идей»

    Метод «с оценкой идей» по своей сути является суммой нескольких методов: обратного, двойного и индивидуального. Такое сложение свойств и качеств трех методов позволяет решить сверхсрочные проблемы. Метод «с оценкой идей» может состоять из нескольких этапов, которые зависят от самой поставленной перед участниками задачи:

    Выяснения участниками всех сторон каждой идеи, сбора комментариев и самостоятельных оценочных балов по каждой идее;

    Отбора лучших вариантов, при этом обязательно указание положительных и отрицательных сторон каждого варианта;

    Обсуждения каждого варианта с использованием «мозгового мини-штурма»;

    Отбора из лучшего списка самых жизнестойких вариантов;

    Проведения презентаций каждого варианта;

    Коллективного ранжирования всех оставшихся вариантов.

    Использование этого метода возможно только в том случае, когда есть возможность собрать высококвалифицированную команду с опытом, знаниями и навыками по определенным специальностям, другими словами, к участникам предъявляются повышенные требования.

    10. Двойной метод

    Двойной метод как разновидность метода «мозгового штурма» отличается от всех остальных методов тем, что содержит дополнительный этап обязательной критики каждой идеи. В зависимости от поставленной задачи, перечень этапов может быть разным, например таким:

    Обсуждение каждого выдвинутого варианта;

    Выдвижение новых идей на основании изученных выше двух этапов.

    11. Индивидуальный мозговой штурм

    Все роли (фасилитатора, фиксатора, генератора и оценщика идей) выполняет один человек. Длительность сеанса — 3-10 минут. Фиксация с помощью ручки, ПК или (самое эффективное) — диктофон. Оценка идей должна быть отложена. Помогает проведение разминки. К их оценке автору следует приступить не сразу, а через некоторое время, например через неделю.

    Для успешного применения индивидуального мозгового штурма необходимо научиться задавать самому себе вопросы с возможными альтернативными ответами.

    Недостаток — отсутствие синергического эффекта. Преимущество — оперативность и экономия на людях.

    12. Мозговой штурм на доске

    В специальном помещении, где проводится деловое совещание, необходимо повесить на стену специальную доску, чтобы сотрудники размещали на ней листки с записями тех творческих идей, которые придут им в голову в течение рабочего дня. Эту доску следует повесить на самом видном месте. В центре ее должна быть написана – большими яркими (разноцветными) буквами – требующая разрешения проблема.

    13. Мозговой штурм в стиле «соло»

    Этой технологией можно пользоваться как при коллективной работе, так и индивидуальной. Если кто-то из специалистов хочет воспользоваться техникой мозговой атаки самостоятельно, то лучше создать для своих идей специальную картотеку. Занесения в картотеку заслуживают абсолютно все идеи – удачные, не очень удачные, а то и вовсе кажущиеся абсурдными или пустыми. Затем необходимо рассортировать все свои идеи, что-то добавить, улучшить и подвести итоги, выбрав те мысли, которые будут оптимально способствовать достижению поставленной цели, решению проблемы.

    14. Визуальный мозговой штурм

    Как правило, идеи появляются быстро, одна за другой, и зарисовка сделанная в момент рождения идеи позволит не только зафиксировать удачную мысль, но и не потерять темп в процессе размышления.

    Основные принципы визуальной мозговой атаки:

    • Скорость и гибкость мышления
    • Отсутствие преждевременной критики
    • Быстрая реакция

    15. Мозговой штурм по-японски

    В основе данной техники, разработанной японцами Кобаяси и Кавакита, лежит осознание необходимости единого для всех участников группы подхода к определению и решению проблемы. Этой технику еще иногда называют «Рисовым градом».

    1) Определение проблемы

    • Руководитель группы перечисляет все понятия, относящиеся к теме (например, продажа, затраты, дистрибьюторские услуги, конкуренция).
    • Каждый из участников записывает на карточках факторы, связанные с рассматриваемой проблематикой, — один факт на одну карточку. Факты должны быть значимыми и иметь непосредственное отношение к исследуемой теме.
    • Ведущий собирает и перераспределяет карточки так, чтобы никому не достались прежние.
    • Участники группы выбирают те карточки, которые связаны с предложенным их вниманию высказыванием. Из этих карточек составляется набор.
    • Ведущий зачитывает содержание одной из карточек.
    • Группа дает набору название, отражающее, по общему мнению, сущность всех представленных в наборе фактов. Название должно отвечать следующим требованиям: его смысл должен быть производным от набора фактов, оно не должно быть слишком общим, оно не должно быть простым перечислением фактов из набора. Давая набору название, группа суммирует все имеющиеся в распоряжении факты и затем извлекает из них суть проблемы.
    • Участники группы объединяют в наборы остальные факты — каждый под своим названием. Затем все наборы складываются в один, которому группа дает название, отражающее сущность заключительного набора.

    Этот заключительный комплексный набор будет максимально приближен к сущности проблемы и ее определению. Возможно, следует переставить ключевые слова, чтобы возникло ясное и четкое определение проблемы.

    Когда в группе появляется общее понимание задачи, происходит сближение позиций участников; все присутствующие соглашаются с определением проблемы; в процессе совместного обсуждения участники группы начинают ощущать «чувство локтя».

    2) Решение проблемы

    • Каждый участник записывает свои решения по решению проблемы на отдельных карточках — по одному варианту на каждой карточке, количество вариантов не ограничено.
    • Лидер группы собирает и перераспределяет карточки так, чтобы никому не достались прежние.
    • Участники выбирают карточки, связанные с этим вариантом решения. Когда все предложения отобраны, они группируются.
    • Ведущий зачитывает один из вариантов.
    • Набору дается название. В ходе дальнейшего обсуждения оставшиеся предложения также объединяются в наборы вариантов решения проблемы, а из них уже составляется окончательный набор. В этом наборе должна быть заключена сущность всех предложенных решений.

    Название заключительного набора должно выражать сущность всех предложений. Ведущий задает группе вопрос: «Что объединяет все предложенные идеи?» Поиски ответа вызовут множество мыслей, и ведущий сможет выбрать и сгруппировать самые интересные из них.

    Существует также японская (кольцевая) система принятия решений —«кингисё», суть которой состоит в том, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из следующих принципов:

    б) диктатора — за основу берется мнение одного лица.

    Этот принцип характерен для военных организаций, а так же для принятия решений в чрезвычайных обстоятельствах;

    в) принцип Курно используется в том случае, когда коалиций нет, т.е. предлагается число решений, равное числу экспертов.

    г) принцип Пярето используется при принятии решений, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию.

    д) принцип Эджворта используется в том случае, если группа состоит из нескольких коалиций, каждой из которых невыгодно отменять свое решение.

    16. Многоступенчатая (каскадная) мозговая атака

    В данном случае все участники заседаний (собраний) делятся на две группы: «группу генерации идей» и «группу оценки». Желательно, чтобы «группа генерации идей» состояла из равных по рангам людей. В эту группу включают широко эрудированных мозговая атака сотрудников, склонных к фантазии, но ясно представляющих суть стоящей перед ними задачи. Большое значение имеет приблизительное равенство членов группы по темпераментам. Оптимальное число членов «группы генерации идей», нацеленных на решение проблемы средней сложности, 10 человек.

    В «группу оценки» включают людей с критическим складом ума. Здесь обязательно присутствие начальства, имеющего определенные полномочия. Это необходимо для того, чтобы положительная оценка той или иной идеи имела под собой реальную почву для ее реализации.

    Обе группы должны иметь руководителей, роль которых необычайно велика. Это дирижер «синтетического мозга». От его эрудиции, такта, умения «завести» членов группы зависит очень многое. Следует отметить, что проблема подбора обеих групп является очень важной и сложной. Сформулируем основные этапы многоступенчатой мозговой атаки.

    Этап 1 «Разведка» . Проводится первый мозговой штурм, на котором «группой генерации идей» выдвигаются первые идеи. Этот этап рассматривается как этап генерации идей.

    Этап 2 «Контрадиктация». На этом этапе участники продолжают выдвигать идеи, но на высказывания по поводу проблемы накладывается одно ограничение: ту же задачу нужно решить, не прибегая к уже высказанным предложениям. Одобряются и поддерживаются идеи, противоположные ранее высказанным.

    В результате реализации такого подхода составляются два противоположных списка предложений к решению проблемы. В сумме они содержат максимум предложений и контрпредложений. Наибольший эффект получается, когда участниками мозгового штурма на первой и второй стадиях будут разные люди: подчеркивая необходимость «не трогать» ранее полученные предложения, которые представляются как тупиковые, ведущий не запрещает их использовать.

    Этап 3 «Синтез». На этом этапе к обсуждению подключается «группа оценки». Она совмещает в одной системе предложения, высказанные в ходе первого и второго обсуждения, и вырабатывает решения.

    Этап 4 «Прогноз». На основе «синтетического» списка идей предлагается прогнозировать возможности и трудности, вытекающие из решения.

    Этап 5 «Генерализация». Смысл этого этапа заключается в обобщении полученных идей, сведение их многообразия к небольшому числу принципов.

    Этап 6 «Деструкция» . Данный этап проводится с целью проверки полученных результатов «на прочность». Его задача — «разгромить» предложения с различных позиций: логической, фактической, социальной. Критика при этом допустима только в отношении сформулированных идей, но не друг друга. Для повышения эффективности этого этапа необходимо сформировать разнокачественный в интеллектуальном и профессиональном отношении состав группы; обеспечить административную и юридическую независимость ее членов от организаторов разработки; не называть авторов идей.

    После проведения всех этапов принимается окончательное решение. Следует, однако, отметить, что методика не заменяет ни таланта, ни знаний, ни опыта людей, она только приумножает их мысли. Атмосфера эмоциональной приподнятости, которая создается при коллективном мышлении, способствует вскрытию глубинных творческих резервов человеческой личности.

    17. Прогрессирующий мозговой штурм.

    В нем несколько коротких фаз генерирования идей (5-10 минут) чередуются с такими же короткими фазами оценки предложений.

    18. Деструктивно-конструктивный мозговой штурм.

    Говорят, что этот вариант предложила компания General Electric. Здесь фаза генерации идейразбивается на две:

    • Для начала высказываются все отрицательные идеи, которые препятствуют решению.
    • А затем участники вносят конструктивные предложения.

    19. Попеременный мозговой штурм.

    В этом случае этапы коллективного и индивидуального генерирования идей попеременно сменяют друг друга.

    20. Метод прямого мозгового штурма.

    В отличие от классического метода мозгового штурма процесс формулировки проблемы (целей, ограничений и т.д.) проходит также с помощью метода мозгового штурма, причем с тем же самым составом участников.

    21. Фрирайтинг

    (англ. free writing ) или вольное писательство — техника и методика письма, помогающая найти неординарные решения и идеи, сходная с методом мозгового штурма. Это механическое записывание всех возникающих в голове мыслей в течение определенного времени (обычно 10-20 минут). Текст пишут без редактирования, изменений, не беспокоясь о грамматике или стиле.

    Такой метод письма помогает справиться с тупиковой ситуацией, апатией или творческим кризисом. Чаще всего эту технику используют для решения бизнес-задач, генерации идей, написания статей и книг. Фрирайтинг не имеет ничего общего с автоматическим письмом.

    Проведение мозгового штурма. Приемы. Эффективность. Практические рекомендации. Мозговой штурм он-лайн (10+)

    Мозговой штурм — метод преодоления тупиковых ситуаций

    Метод мозгового штурма основан на том, что человек нередко мыслит ассоциативно. В процессе мозгового штурма участники высказывают свои ассоциации и идеи. Высказанные идеи вызывают ассоциации у других участников. Те, в свою очередь, высказывают идеи. Такой процесс может привести к возникновению действительно ценных идей и предложений. Мне приходилось участвовать и проводить несколько мозговых штурмов. Эффективность этого процесса бывает разной. Иногда получается решить сложную задачу, иногда время оказывается потраченным впустую. В любом случае, если задача важная, а процесс ее решения зашел в тупик, то попробовать мозговой штурм имеет смысл — мы ничего не теряем, кроме некоторого количества рабочего времени.

    Этапы мозгового штурма

    Любой мозговой штурм состоит из нескольких этапов. Все они обязательны для получения нужного результата. Если пренебречь хотя бы одним из них, скорее всего, мозговой штурм превратится в потерю времени.

    Подготовка . Четкое формулирование цели. Доведение цели в понятной всем форме до всех участников. Это может делаться как в начале штурма, так и за некоторое время, чтобы участники могли обдумать вопрос.

    Генерация идей . Участники высказывают свои идеи. Все идеи фиксируются в протоколе. Кроме того, полезно вести аудиозапись этого этапа. На этом этапе важно обеспечить:

    • Вовлеченность всех участников, чтобы каждый высказал предложения.
    • Порядок. Чтобы все предложения высказывались по-очереди, внятно, в понятной форме, пригодной для занесения в протокол.

    Если мозговой штурм проводится в очном виде, то длительность этапа генерации идей нужно определить 1 — 2 часа, это оптимально для того, чтобы участники втянулись, но еще не начали зацикливаться. При виртуальном мозговом штурме генерация идей может проходить несколько дней или недель. Бывают постоянно действующие он-лайн мозговые штурмы, где идеи принимаются и обрабатываются непрерывно.

    Читать статью  Что нужно чтобы стать кредитным брокером

    В одном нашем ракетно-космическом НИИ был заведен специальный журнал, разделенный по темам. Все сотрудники записывали туда свои мысли и идеи. Этот журнал регулярно просматривался на предмет ценных предложений. Механизм показал свою эффективность. Вот такой допотопный непрерывно действующий он-лайн мозговой штурм.

    Обработка . Ведущий мозгового штурма составляет список высказанных идей в удобочитаемом виде.

    Сужение . Выбор наиболее интересных идей.

    Обсуждение выбранных идей .

    Два подхода к сужению

    Штурм может происходить по нескольким сценариям.

    Первый вариант . Коллективное сужение. В этом варианте выбор наиболее интересных идей осуществляется голосованием всех участников. Применяется обычно, если все участники являются экспертами в обсуждаемой области. В обсуждении выбранных идей также участвуют все. Второй вариант . Сужение проводится экспертами. Этот вариант применяется, когда экспертная группа зашла в тупик. В мозговом штурме могут участвовать самые разные сотрудники, даже не имеющие необходимых специальных знаний. Их идеи и ассоциации, хотя и не могут дать решение, но могут натолкнуть на нужные мысли экспертов. Мозговой штурм призван набросать идеи для экспертной группы, куда двигаться дальше. Что делать с полученными идеями, решают уже эксперты. Их задача — найти в полученной информации пути выхода из тупика. Обсуждение выбранных идей происходит внутри экспертной группы.

    Основное правило

    На этапе генерации идей предложения не обсуждаются. Можно высказывать любые предложения, которые приходят в голову, в том числе вызванные ассоциациями на предыдущие предложения или дополнения к предыдущим предложениям. Но нельзя критиковать и обсуждать высказанные предложения.

    Обратите внимание! У мозгового штурма (в том числе виртуального) обязательно должен быть ведущий или ведущие, те, кто его организовывает, оповещает участников, проводит, собирает идеи, ведет протокол. Как и любое дело, мозговой штурм удается, если есть лицо, персонально ответственное за его проведение.

    Не злоупотребляйте мозговыми штурмами. Они полезны изредка, в сложных ситуациях, в условиях, когда по их итогам предпринимаются конкретные шаги, достигаются поставленные цели. Если проводить штурмы постоянно и никак не использовать их результаты, они превратятся в поглотителей рабочего времени.

    Проведение мозгового штурма онлайн

    Проведение мозгового штурма он-лайн . Многие специалисты по мозговым штурмам утверждают, что процесс эффективен только при личном контакте участников. На своем опыте могу утверждать, что нередко виртуальные мозговые штурмы (типа форума, где формулируется вопрос, и участники вносят свои и идеи и реплики) оказываются даже более эффективными, чем реальные. Причин тому несколько. Во-первых , у участников есть некоторое время на обдумывание своих предложений. Некоторые люди намного лучше думают, сидя за компьютером, чем в компании коллег. Во-вторых , все идеи и предложения по определению остаются запротоколированными. В-третьих , участники не мешают друг другу, не перебивают, не отвлекают, и в то же время идея каждого сразу становится достоянием всех. В-четвертых , виртуальный мозговой штурм обычно требует для своей организации намного меньше ресурсов. В-пятых , результаты виртуального мозгового штурма намного легче обрабатывать.

    Но все сказанное об эффективности виртуальных мозговых штурмов верно, если в виртуале соблюдаются правила штурма, в частности, не ведется обсуждение предложений.

    К сожалению в статьях периодически встречаются ошибки, они исправляются, статьи дополняются, развиваются, готовятся новые. Подпишитесь, на новости , чтобы быть в курсе.

    Если что-то непонятно, обязательно спросите!
    Задать вопрос. Обсуждение статьи. сообщений.

    Как средство для проведения виртуальных мозговых штурмов рекомендую виртуальный офис sococo. www.sococo.ru . Там легко собирать людей для его проведения и наблюдать за ними. Есть личный и групповой чат для высказывания идей, не мешая выступающему. И ещё есть несколько экранов для демонстрации изображений и документов по теме.

    Открыть, начать свое, собственное, дело, малый бизнес, предприятие, ст.
    Как начать свое дело без больших вложений, надежно, без риска? Советы и рекоменд.

    Жалобы, претензии. Типовой порядок, регламент рассмотрения. Положение.
    Типовой порядок рассмотрения жалоб и претензий. Шаблон для адаптации.

    Ключевые показатели эффективности, kpi, личные качества. Сотрудник, ра.
    Перечень показателей эффективности и личных качеств для различных подразделений.

    Разработка инновационной стратегии компании и реализация локальных инновационных проектов связаны с регулярными управленческими исследованиями и проблемами, возникающими практически на каждом этапе данных процессов. Принятие решений с позиции проблемно-ориентированного мышления требует от менеджмента привлечения специальных форм коллективной работы. Мозговой штурм (МШ) является одним из действенных средств креативной групповой деятельности, как нельзя кстати подходящим к инновации.

    Возникновение и становление метода

    Как и любая популярная методика, практика мозговой атаки или мозгового штурма обросла целым рядом легенд и мифов. Одна из подобных историй гласит, что еще во времена древних нормандских викингов существовала традиция собираться всей командой в центре ладьи с целью быстрого поиска выхода из критической ситуации и по кругу выражать свои идеи. Каждый из воинов, начиная с самых младших и заканчивая вождем, по очереди выкрикивал видение решения, а кормчий подводил итог и делал выбор. Представляется, что подобный «велосипед изобретался» в каждом поколении и в каждой нации, потому что правила его укладываются в логику обыкновенного здравого смысла в управлении людьми.

    С развитием менеджмента как научной методологии многие управленческие средства стали закрепляться за авторами в видоизмененных интерпретациях. Особенно это ярко проявилось в американском научном творчестве прошлого столетия. Метод мозгового штурма – яркое метафоричное название инструмента коллективной активации креативного мышления, которое журналист, писатель и менеджер Алекс Осборн ввел в деловую культуру Запада в 40-50-х годах. Название техники «мозговой штурм» (Brainstorming), стало популярно сначала в Америке, затем в Европе. К слову сказать, данный метод коллективной генерации идей широко применялся в НИИ, КБ СССР, но его чаще называли методом мозговой атаки.

    Правила мозгового штурма в советские годы несколько отличались от современных. Однако и темп жизни в научных учреждениях, особенно в период застоя, был ниже. Волею судеб в 80-х годах я присутствовал на одном из таких мероприятий, проводимого в КБ отраслевого института в сфере машиностроения. Два конкурирующих отдела работали над родственными проектными задачами. В одном из ключевых проектов возникла техническая проблема, с которой никак не могла справиться группа разработчиков. На техническом Совете КБ было предложено провести сборный семинар на тему «Повышение скорости разработки узла L с одновременным повышением качества выходных параметров агрегата М». Формой семинара была избрана мозговая атака.

    Надо признать, что лучшие руководители советской формации прекрасно разбирались в тонкостях управленческой психологии и даже иногда педагогики. И именно социально-психологические закономерности деловых коммуникаций играли (и по сей день играют) ключевую роль для повышения креативности на совещаниях. Проводить мозговой штурм в тот момент был назначен ГИП по проблемной теме. Цели и задачам мероприятия он уделил первоочередное внимание. После их успешной формулировки с начальником отдела кадров был тщательно обсужден и подобран состав участников семинара.

    Методика мероприятия предполагала формирование двух групп: генерации идей и их отбора. В первую вошли опытные и молодые конструктора, технологи из обоих отделов (численность – 10 участников), во вторую приказом были назначены три члена научно-технического совета и два заместителя руководителя института. В назначенное время на семинар были приглашены участники группы генерации. Прозвучал доклад одного из ведущих конструкторов по ходу ОКР и возникшим затруднениям. Затем слово взял ГИП. Очень доступно и спокойно он изложил, что сейчас коллегам предстоит высказать свои мысли о том, какое решение ускорит проектирование без потери качества изделия. Было наложено табу на любого рода критику.

    На следующем этапе началась дискуссия без критических замечаний, которая продолжалась один час. Выступали вразнобой, все высказываемые идеи протоколировались секретарем. Назначили пятиминутный перекур, во время которого обсуждение обрело более острый характер, возросла активность неформальных лидеров коллектива, возник спор. Постепенно дискуссия перешла в комнату проектировщиков. ГИП мягко, но твердо направил выступающих, напомнив ключевую проблему, цель и задачи семинара. Так прошло еще 30 минут мозгового штурма. Всего было сгенерировано около 40 предложений, они анонимным списком легли на стол ведущему. ГИП подвел итог семинара и поблагодарил присутствующих за участие.

    Через день собралась группа оценки идей. Мозговой штурм был продолжен на новой фазе, значительно спокойнее, чем предыдущий этап. Члены группы пришли уже подготовленными с пометками на полях заблаговременно предоставленных им списков. Один из заместителей директора сделал предложение по критериям отбора идей, и полемика сначала развернулась вокруг этого вопроса. Когда же он был улажен, дискуссия и голосование прошло быстро и продуктивно. Что обратило на себя внимание в тот момент? Было ощущение, что процедура затянута и слишком медленная, но результат оказался весьма добротным, а решение эффективным.

    Принципы и правила мозговой атаки

    За прошедшие десятилетия в России изменился не только строй, но и управленческая культура. Скорости деловых событий резко возросли, производительность труда в национальных масштабах снизилась, деловая культура стала куда как более пестрой. Технологии коммуникаций получили значительное развитие, но и качество контактов ухудшилось. Ответственность решающих задачи лиц стала в принципе ниже, креативность сместилась в область личных интересов в ущерб интересам дела. Поэтому-то есть ощущение, что качество вырабатываемых решений в 70-80-е годы было выше не только у нас в стране, но и на Западе. Однако есть одно интересное «НО»: изощренность и результативность такого метода, как мозговая атака, стала почти безупречной!

    Причина кроется в общем усложнении ведения бизнеса, увеличении числа факторов риска, в глобализации деятельности и открытости экономики. Настоящий тренд объективен и неотвратим, особенно в условиях инновационного вызова и многократного обострения конкуренции на международных рынках. Мозговой штурм распространен в менеджменте, но его потенциал еще далеко не исчерпан в экономике инновационного типа, поскольку проблемных зон становится только больше. Прогнозирование и постановка инновационной задачи, оценка, ранжирование и управление рисками, НИР и ОКР, функциональные переходы к коммерциализации и процессуальные циклы – все это только увеличивает число применения метода.

    Под дискуссией для целей рассматриваемой темы мы договоримся понимать публичное обсуждение проблемы, связанной с инновацией, которое допускает или запрещает спор между участниками, основанный на аргументации высказываемого тезиса-суждения. Правилами мозговых штурмов допускается дискуссионная форма, в которой спор сведен на нет, поскольку в споре очень сложно при оппонировании не впасть в критику, являющуюся для данной методики недопустимой. Критика является ключевым ступором креатива в коллективной творческой деятельности.

    Цель мозгового штурма – получить нетривиальный результат решения проблемы за счет разделения этапов генерирования и отбора идей. Задачей первого этапа является получение максимального числа предложений без их фильтрации и критического анализа на предмет «дикости», абсурдности, неадекватности, невыполнимости и т.п. Результатом этапа отбора являются идеи, получившие формулировки, готовые для перехода к фазе планирования. Принципы организации и проведения мозговой атаки состоят в следующем.

    1. Смена привычной обстановки, выездной характер мероприятия для целей результативности.
    2. Принцип особого энергетического (психоэмоционального) настроя ведущего и участников.
    3. Поиск интерактивного эффекта «перекрестного опыления», когда предыдущие выступления побуждают на новое выражение позиции.
    4. Поиск идей, а не строительство планов.
    5. Принцип приоритета количества перед качеством идей.
    6. Принцип отказа от субъективной оценки на этапе генерирования идей.
    7. Принцип пресечения полемики со стороны оппонентов любого типа.
    8. Принцип фокусировки на проблеме и теме обсуждения.
    9. Принцип равноудаленности ведущего от участников в обеих группах.

    Правила проведения мозгового штурма на этапе генерирования идей состоят в следующем:

    • наложение табу на критику предложений в любой форме (вербальной и невербальной);
    • создание внутренних состояний и особой атмосферы с небольшим позитивным настроем;
    • правило расположения участников по кругу с общим визуальным контактом;
    • ведущий и помощник держатся вместе возле доски или флипчарта;
    • ограждение мероприятия от организационных сбоев, обеспечение его плавности;
    • поощрение высказываемым суждениям и идеям, особенно носящим характер инсайта, фантазии и креатива, выражаемым в краткой форме;
    • проведение этапа с поддержкой свободы ассоциаций и творческого настроя;
    • ограничение временного регламента 1 астрономическим часом;
    • правило завершения штурма на позитивном настрое и на подъеме;
    • объявление перерыва в случае снижения активности участников.

    Алгоритм применения метода

    На правилах, описанных в предыдущем разделе, базируется стадия генерирования идей. Но перед этим этапом существует еще масса задач, которые обязан выполнить постановщик задачи и назначенный ответственным за совещание ведущий. Основные этапы мозгового штурма предваряет большая подготовительная работа так называемого нулевого этапа , его последовательность состоит из действий:

    • формулирование ключевой проблемы, которую призван решить мозговой штурм;
    • определение целей совещания генерирующей группы;
    • отбор и выбор кандидата на роль ведущего совещания;
    • постановка и принятие задачи мозговой атаки;
    • коррекция задачи в ходе ее проработки на этапе отбора идей;
    • подбор участников в группу генерирования идей;
    • подбор аналитиков в группу оценки и формализации идей;
    • подбор участников в группу генерирования контридей (для отдельных модификаций метода);
    • подготовка помещения, техники, доски, принадлежностей;
    • назначение секретаря совещания и распределение ролей между участниками;
    • подготовка сценария мероприятия (в некоторых случаях);
    • психологический настрой ведущего на совещание.

    Первый этап – генерирование идей. Место и время проведения основного совещания имеет значение, поскольку требуется создание особой атмосферы мероприятия и специального настроя участников на работу с тем, чтобы их ничего не отвлекало от погружения в творческий процесс. Метод мозгового штурма чаще всего подробно описывает именно этап генерирования, что не совсем полно отражает суть техники. Данный этап значительно проще провести в территориально обособленном месте, например, в отдельно снятом конференц-зале в отдалении от офиса компании. Порядок его выполнения в полноценном варианте состоит из следующих шагов.

    1. Представление участников (если в этом есть необходимость). Ведущий обрисовывает проблему, цель, задачи мероприятия. Иногда по проблеме с коротким докладом выступает один из участников мероприятия для лучшей ориентации присутствующих.
    2. «Разогревающее» мероприятие, повышающее психоэмоциональную активность участников (микротренинг, техника психоэвристического стимулирования). Выполняет привлеченный HR или специализированный тренер.
    3. Круговое генерирование идей с кратким протоколированием на доске или флипчарте.

    При проведении мозговой атаки естественным образом проходит смена нескольких стадий: «разогрев», моменты исчерпания креативности, всплески, угасание творческого потенциала, завершающая стадия генерирования. Мозговому штурму на данном этапе в обязательном порядке следует придавать плавность хода, «рваный режим» совещания допускать нельзя. Многие неопытные ведущие спешат, искусственно ускоряют темп мероприятия, это ошибка. Лучшие результаты достигаются при размеренном ходе событий и спокойном обсуждении идей.

    Второй этап мероприятия выполняется другой группой экспертов-аналитиков и следует задаче анализа отбора ценных идей из списка, наработанного группой генерирования. Основные стадии данного этапа представлены на схеме ниже.

    Стадии этапа экспертизы наработанных идей входе мозгового штурма

    Классификация видов мозгового штурма

    Рассматриваемая нами методика со временем постепенно развивается и претерпевает модификации, и в настоящее время число разновидностей метода достаточно велико. Связано это с попытками нивелировать присутствующие в нем недостатки и усилить достоинства. Главным его достоинством является доступность и высокая вовлекающая сила, которая проявляется в большинстве случаев грамотного подхода к технике. Основные плюсы и минусы метода вынесены в отдельную таблицу, представленную далее.

    (нажмите для увеличения)

    Какие можно выделить виды мозгового штурма? Наиболее широкое распространение имеет традиционный или классический метод. Его отличительными чертами являются быстрый сбор, короткая длительность, объединение в одну сессию этапов генерирования и отбора идей. В последние годы развитие также получили следующие разновидности мозгового штурма.

    1. Обратный МШ. В наибольшей степени подходит к инновационной деятельности в области продуктовых инноваций и разработки новых видов изделий. В нем применяется техника анализа дефектов, в которой сначала выявляется максимально полный перечень недостатков производимой продукции и заложенных в нее технических и маркетинговых идей. Также выявляются те потенциальные проблемы с продуктом, которые идеологически уже заложены в нем. Все это служит серьезным базисом креатива генерации прорывных инновационных решений.
    2. Теневой МШ. Генераторы идей разделяются на две подгруппы вместо одной. Первая из них действует в условиях прямой (классической) мозговой атаки. Вторая подгруппа явно или скрытно наблюдает за ходом совещания активной подгруппы, и каждый «теневой» участник молча записывает свои идей, возникающие под воздействием наблюдаемого обсуждения.
    3. Комбинированная мозговая атака. Данный метод мозгового штурма предполагает комбинацию или повторение классической мозговой атаки или двух предыдущих методов. Например, мероприятие может выполняться в виде двойного прямого мозгового штурма или обратно-прямой мозговой атаки. В первом случае совещание повторяется после значительного перерыва (2-3 дня), что значительно активирует креативность участников-генераторов. Во втором случае обратный механизм запускает выявление всех недостатков и проблем, в прямой МШ гораздо легче решает их через найденные идеи-антиподы.
    4. Индивидуальный МШ в отличие от коллективного мероприятия предполагает самооценку выдвигаемых идей. Однако оценочные мероприятия проводятся спустя время – через неделю и более.
    5. Другие методы, дополняющие разнообразие средств мозговой атаки. К ним относятся: челночный МШ, брейнрайтинг, метод мозгового штурма на доске, мозговая атака в стиле «Solo», визуальный МШ и мозговая атака в японском стиле. Этим списком полный перечень модификаций метода не исчерпывается.

    По существу рассмотренный в настоящей статье метод является универсальным средством нахождения критических мест и поиска решений для управленческих исследований в инновационных проектах, в прогностике, в идентификации и факторном анализе рисков. Кроме того, он является одним из самых полезных инструментов проектной практики в целом, когда PM нуждается в быстрой и продуктивной мобилизации команды на оригинальный выход в ситуации. При освоении метода рекомендую начинать его применение с классической (прямой) формы. По мере достижения успеха в базовой модификации можно смелее прибегать к использованию развитых методов, что, безусловно, принесет новые более значимые эффекты.

    Главная » Методики обучения » Как выбрать идеи после мозгового штурма. Мозговой штурм

    http://psi-technology.net/articles/tech/mozgovoj-shturm-dlya-uspeshnogo-biznesa.php
    http://uformat.ru/teaching-methods/kak-vybrat-idei-posle-mozgovogo-shturma-mozgovoi-shturm-mozgovoi-shturm-izuchayut/

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: