Первые идеи «Нефтяной столицы»

Оглавление

Первые идеи «Нефтяной столицы»

Около семисот человек собрал 1-й Международный молодёжный научно-практический форум «Нефтяная столица». Его организаторами выступили правительство Югры и Совет молодых учёных Российской академии наук. В Сургут приехали ведущие эксперты отрасли из Норвегии, Канады, Японии и других стран. В работе форума приняла участие делегация общества «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь», в числе которой были десять молодых специалистов из различных территориально-производственных предприятий холдинга.

Первые идеи «Нефтяной столицы»

Первые идеи «Нефтяной столицы»

Первые идеи «Нефтяной столицы»

Пленарное заседание

Двухдневная программа форума, который работал на базе Сургутского государственного университета, открылась пленарным заседанием. Участников приветствовал полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Игорь Холманских: «Считаю очень значимым, что такое мероприятие проходит здесь — на территории Югры, ведущего добытчика нефти и одного из крупных её производителей в мире. Ни для кого не секрет, что Россия входит в число мировых лидеров по добыче углеводородов, производству нефтепродуктов и экспорту энергоресурсов, и поэтому очень важно проводить такие мероприятия в рамках, в которых обсуждаются стратегические задачи в сфере инноваций и развития технологий. Это способствует немалому вкладу в создание интеллектуального потенциала нефтяной отрасли, предоставляя возможность талантливой молодёжи встретиться на одной площадке с мэтрами нефтяной промышленности, её ведущими экспертами и авторитетными специалистами».

Заместитель министра энергетики Российской Федерации Кирилл Молодцов зачитал послание министра Александра Новака. В нём, в частности, говорилось: «Министерство энергетики Российской Федерации возлагает особую надежду на молодых специалистов. Вам предстоит не только освоить новые технологии по добыче нефти и газа, но и пойти дальше, разрабатывать эффективные методы использования нетрадиционных энергоресурсов, найти способы снижения затрат на транспортировку нефти и газа. ТЭК как никакая другая отрасль открывает огромные возможности для творческих умов».

В повестке дня

В программе форума значилось проведение сразу нескольких масштабных мероприятий. В рамках Международной молодёжной научно-практической конференции «Технологии будущего нефтегазодобывающих регионов» обсуждались актуальные вопросы инновационного развития отрасли с учётом современных решений и промышленного потенциала, а также вопросы развития биомедицины и технологий для жизни в арктической зоне и районах, приравненных к Крайнему Северу.
Кроме того, состоялись круглые столы по темам: «Разработка трудноизвлекаемых запасов», «Мировые тенденции нефтегазовой отрасли сегодня и завтра», «Молодёжная наука на производстве», «Проблема функционирования нефтегазового сектора Югры на стадии высокой степени зрелости ресурсной базы».

Работала и специализированная выставка инновационных проектов в сфере ТЭК «Инновации. Развитие-2018». На торжественной церемонии её открытия присутствовал профессор Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова Анисет Габриэль Кочофа. Он подчеркнул, что важный вектор выставки — это демонстрация идей и задумок, которые уже существуют или находятся в процессе реализации. В выставке были представлены идеи и разработки в области ТЭК российских, иностранных инновационных предприятий, научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений и индивидуальных изобретателей. В частности, в ней принимали участие 25 компаний из Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени, Сургута, Ханты-Мансийска, Челябинска и других городов России.

Парк югорского масштаба

Одним из значимых событий «Нефтяной столицы» стала презентация инвестпроекта по созданию индустриального парка «Югра», резиденты которого будут специализироваться на производстве высокотехнологичной продукции для топливно-энергетического комплекса. Как сообщил генеральный директор ООО «Управляющая компания «Индустриальный парк — Югра» Руслан Гусар, уже приобретена производственная площадка площадью 6,4 га с комплексом зданий и сооружений различного назначения. Развитию проекта будут способствовать Институт проблем лазерных и информационных технологий РАН — филиал Федерального научно-исследовательского центра «Кристаллография и фотоника» РАН и правительство Ханты-Мансийского автономного округа.

Читать статью  Как найти свой бизнес идеи для бизнеса

Как сообщил исполняющий обязанности директора Департамента промышленности Югры Василий Дудниченко, взаимодействие сторон будет нацелено на создание площадки опережающего научно-технологического развития и ускоренного внедрения в производство и эксплуатацию научных разработок на базе индустриального парка, проведение совместных исследовательских проектов и образовательных программ, ведение полного цикла научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, включая создание промышленных образцов и линий мелкосерийного производства на основе методов 3D-синтеза и технологий аддитивного производства по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации. Кроме того, по словам Василия Дудниченко, совместная работа в рамках соглашений будет способствовать развитию научно-технической деятельности в сфере промышленности региона, созданию новых производств.

Мозговой штурм

Ну и конечно, нельзя обойти вниманием центральное событие форума — 1-ю Международную научно-практическую конференцию молодых учёных и специалистов «Технологии будущего нефтегазодобывающих регионов». В её работе принимали участие ведущие учёные Международного научно-исследовательского института Ставангера (Норвегия), Центра добычи углеводородов Сколковского института науки и технологий, а также Института нефти и газа (Сибирский федеральный университет).

Модераторы секций, приглашённые учёные, имеющие огромный опыт в решении вопросов нефтегазовой отрасли как в России, так и за рубежом, отмечали, что уровень докладов достаточно высок, темы, которые затрагивают выступающие, — актуальны и злободневны. Есть понимание важности поднимаемых вопросов, касающихся применения передовых, инновационных разработок, есть мотивация, заставляющая двигаться вперёд и искать новые пути развития отрасли.

«Есть такая поговорка у нефтяников: нефть находится на кончике долота. Но прежде чем она там появится, она должна появиться в голове у того, кто это самое долото направляет, — сказал член-корреспондент РАН Валерий Крюков. — Главное — это человек с его знаниями, компетенциями, настроенностью. И очень правильно, что курс взят на молодых, тех, кто способен принимать неожиданные решения, готов рисковать при необходимости».

«Некоторые доклады вызвали активное обсуждение, что особенно ценно. Для молодых это очень важный этап, без которого не родится учёный», — отметил Арилд Мое, старший научный сотрудник, кандидат политических наук, представляющий Институт Фритьофа Нансена из Норвегии.

Молодые учёные и специалисты на дискуссионных площадках семи секций научно-практической конференции рассматривали технологии разработки трудноизвлекаемых запасов природных ресурсов и перспективы их освоения. Также обсуждалась тема бережливого производства в рамках нефтегазодобывающей сферы. Студенты и молодые специалисты предприятий говорили об автоматизации логистики и бизнес-процессов, рассмотрели данные аспекты на примере опыта конкретных нефтегазодобывающих компаний.

Учёные-практики

В числе участников конференции были 10 молодых специалистов общества «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь». Двое из них выступили с докладами. В частности, в секции «Бурение» свою работу о бурении скважин малого диаметра на кустовых площадках Нивагальского месторождения представил геолог 2 категории ЦДНГ-11 предприятия «Лангепаснефтегаз» Андрей Бессилин. Выпускник Казанского федерального университета работает в западносибирском холдинге ЛУКОЙЛа с августа 2016 года. Первая запись в трудовой книжке — «Оператор ДНГ», но уже через три месяца стал геологом девятого цеха добычи. Этой зимой переведён на ту же должность в ЦДНГ-11.

Проект по бурению скважин малого диаметра (вместо 146 мм применяется 114 мм) молодой специалист разрабатывал под руководством начальника геологического отдела ТПП «Лангепаснефтегаз» Андрея Винокурова. Для начала Бессилин предлагает пробурить 23 горизонтальные скважины в юго-западной части Нивагальского месторождения. За основу взят опыт ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ», а также наработки по бурению скважин упрощённой конструкции ТПП «Когалымнефтегаз».

«Нивагальское месторождение имеет внушительные запасы углеводородов, которые не вовлечены в разработку, — поясняет суть проекта автор. — Для их освоения экономически нецелесообразно отсыпать новые кустовые площадки и сооружать инфраструктуру. В связи с этим мы предлагаем расширить существующие кустовые площадки, причём для снижения стоимости новых скважин использовать скважины малого диаметра. Это позволит сократить время строительства скважин до 30%, металлоёмкость конструкции скважин — до 35%, объёмы тампонажных растворов — до 50%, объёмы выбуренной породы и отходов бурения — до 30%, потребность в химреагентах — на 30%».

Читать статью  Услуги для детей: бизнес идеи в сфере развлечений, образования, ухода и сервиса

Интересна и разработка молодого специалиста «Урайнефтегаза» Сергея Котова. В предприятии выпускник механического факультета Уфимского государственного нефтяного технического университета работает два года, начинал машинистом технологических установок в ЦДНГ-7, через три месяца был переведён в отдел обеспечения эксплуатации оборудования «Урайнефтегаза». За два года успел выступить в нескольких конкурсах различного уровня. В частности, в 2016-м в окружном конкурсе молодых специалистов он представил проект изготовления нефтепромыслового оборудования на 3D-принтере и получил поощрительный диплом.

А годом позже разработанная урайским инженером система очистки воды от механических примесей с целью подачи на торцевые уплотнения насосного оборудования для промывки от отложений была удостоена диплома первой степени. Опытно-промышленные испытания по данной технологии уже проведены на двух блочно-кустовых насосных станциях «Урайнефтегаза», и практика показала снижение отказов в работе насосов. Эту идею Сергей Котов доработал и представил на 1-м Международном форуме «Нефтяная столица».

Задачи государственной важности

Подводя итоги двухдневной работы, заместитель губернатора Югры Алексей Забозлаев озвучил такие цифры: в форуме приняли участие более 700 человек из 26 регионов России и 8 стран. На 12 секциях и 5 круглых столах заслушано 198 докладов и 33 конкурсные работы.

«Ну и конечно, главным Граалем мероприятия стали наши молодые учёные, — подчеркнул вице-губернатор, — от работ которых зависит не только будущее нефтегазовой отрасли, но и в целом будущее страны, будущее экономики. Об этом сказал Президент страны Владимир Владимирович Путин в Новосибирске на заседании Совета по науке и образованию. В стране нужно выстроить комплексную систему сбережения развития талантов, она должна охватывать и молодых учёных. Задача не только в том, чтобы помочь молодым людям раскрыть свои способности, получить глубокие качественные знания, хорошее образование. У молодёжи должно быть желание и стимул заниматься развитием и наукой именно в России, работать в интересах нашей экономики. Те задачи, которые мы ставили перед нашим форумом, как раз перекликаются с теми задачами, которые Президент поставил перед всей страной».

Бизнес-план нефтеперерабатывающего завода (НПЗ)

Бизнес нефтепереработки остается интересным и рентабельным. Устойчивость вызвана постоянным спросом на нефтепродукты, а также низкой степенью переработки, без большого повышения октанового числа. Есть сектора, которые потребляют топочный мазут (судна в небольших портах, котельные в городах), печное топливо, и солярку (дизельное топливо), востребованное сельским хозяйством. Если вы имеете устойчивый источник нефти от независимого производителя и доступ к железной дороге, позволяющей доставить этот ресурс до места переработки, то вы сможете предложить рынку хорошие цены и иметь постоянного покупателя.

Инвестиции: финансовый раздел бизнес-плана

Чтобы понять стоит ли вам заняться нефтеперерабатывающим бизнесом, нужно понять формулу по которой он финансируется, а формула эта такова: наличие нефти, логистика до места (труба или железная дорога) и сбыт. Если эти три составляющие сошлись в одной точке, то инвесторы принимают положительное решение о строительстве нефтеперегонного завода.

Инвестиции в нефтепереработку возвращаются в течение трех лет после начала инвестирования, включая полуторагодовой инвестиционный период планирования, изысканий и строительства. Визуально схему принятия решения об инвестировании в данный проект для банков и инвесторов можно представить так, как показано на рисунке. Если все три части сходятся вокруг точки под название НПЗ, то принимается решение об инвестировании и строительстве.

Мини нефтеперерабатывающие заводы

Большинство НПЗ малой переработки находится в районах, где большим нефтяным компаниям невыгодно работать из-за объемов, но это не снижает потребительского спроса. Нефтепродукты нужны всегда и везде. Доходность малого НПЗ составляет порядка 50-60% годовых, т.е. при рассчитанных объемах, инвестиции возвращаются через три года, с учетом инвестиционного периода в один год и двух лет строительства.

Малый нефтеперегонный завод не только производит топливо: мазут, печное топливо, дизтопливо, бензины, но и может оказывать сервисные услуги нефтедобытчикам, не имеющим собственных мощностей для перегонки, но качающих 2-5 тыс. тонн нефти в месяц. Тогда бизнес становится не акцизным в связи с производством на давальческом сырье. В России еще достаточно много таких мелких нефтедобытчиков, работающих нередко на старых месторождениях.

Читать статью  Какой бизнес можно открыть в небольшом помещении

Цена на разработку бизнес-плана нефтеперерабатывающего завода

Совмещение нефтепереработки и нефтедобычи

Если вы строите НПЗ, то наш опыт показывает невыгодность совмещения данного бизнеса с нефтедобычей и со сбытовым бизнесом – автозаправочными комплексами. Это не дает дополнительного дохода, но сделает нефтеперерабатывающий бизнес менее устойчивым и зависимым от дополнительного регулирования. Ваша формула успеха это найти старую нефтебазу, восстановить до нее пути сообщения (железную дорогу), найти независимых нефтедобытчиков (или покупать небольшие объемы на конкурсах нефтяных компаний, но там обычно крупные лоты), заключить договора на сбыт. Отгрузка готовой продукции происходит посредством самовывоза по 100% предоплате. Маркетинговая стратегия будет исходить из спецификации вашего завода.

Как показывает опыт, чтобы минимизировать риски экологических требований, которые могут привести к закрытию предприятия, инвестиции в которое начинают от 15 млн. долл., лучше всего строить его на основе старой нефтебазы. Помимо наличия железной дороги для подвоза нефтепродуктов на базу и ряда старых эстакад, база обладает также мощностями по хранению готовых нефтепродуктов.

Источник нефти: план логистики

Источник нефти ключевой и один из наиболее сложных частей во всем плане строительства и последующей эксплуатации НПЗ. Есть два варианта доставки нефти на место будущего строительства предприятия:

  • железнодорожный транспорт;
  • трубопроводный транспорт.

Доставка нефти трубопроводным транспортом

Существуют проекты, где доставка нефти осуществляется трубопроводным транспортом по системе Транснефти. Однако можно столкнуться с ситуацией, когда все законтрактовано и объемов нет. Такие проекты начинаются от 1 млн. тонн в год, получить объемы и согласования почтиневозможно. Обычно, чтобы получить эти согласования, нужно обращаться не в Транснефть за подключением к системе магистральных нефтепроводов, а в нефтедобывающую компанию.

Доставка нефти железно-дорожным транспортом

Использование ж/д транспорта является одной из наиболее достижимой схемой в российской нефтепереработке, даже если для этого потребуется построить дополнительную ветку железной дороги до вашего объекта. Тем не менее, лучше избегать дополнительных инвестиций в транспортную логистику и основывать свой завод на месте, которое уже имеет железнодорожную ветку.

Доставка железнодорожным транспортом имеет очевидные ограничения. Следует учитывать, что одна цистерна это 50-60 тонн нефти, а состав – это до 50 вагонов такого типа. Таким образом, за один раз вы сможете доставить порядка 2,5-3,0 тыс. тонн нефти для переработки. Максимум такой НПЗ производит в месяц до 50 тыс. тонн топлива, соответственно в год – около 500-600 тыс. тонн. Это реально доставить только при правильно выстроенной и продуманной логистике от месторождений до НПЗ. Остается вопрос: кто продаст вам такие объемы?

Рассчитывайте бизнес-план НПЗ только исходя из реальных объемов нефти, которая может быть доставлена в определенную точку.

Проект нефтеперерабатывающего завода

Когда вы определились с объемами нефти и поставщиками, с которыми нужно подписать протоколы о намерениях реализации согласованных объемов, нужно подготовить проект НПЗ, включающий бизнес-план и ТЭО. Проект будет исходить из тех объемов, которые вы сможете доставить на точку строительства. Если проект ТЭО НПЗ будет создан известной компанией в области нефтепереработки, например, одним из подразделений компании «Шелл», это положительно повлияет на банки и инвесторов, даже если у вас не хватает достаточных оборотов у компании-инициатора проекта.

Нередко проекты НПЗ реализуются на бывших территориях нефтяных баз, поскольку, во-первых там меньше требования по экологическим основаниям (уже все загрязнено), во-вторых, к ним уже есть железнодорожная ветка, и в-третьих, к ним привыкли доставлять сырую нефть с месторождений. Наличие нефтяной базы, пусть и неработающей, но реально существующей положительно влияет на принятие инвестиционного решения о финансировании проекта.

Маркетинговый план и сбыт

Одна из самых простых частей вашего проекта НПЗ. Поскольку вы стартуете с нефтебазы, это значит, что ее знают местные сбытовые подразделения. Не обязательно это могут быть бензоколонки, которые постоянно нуждаются в хорошем топливе, а по причине малых объемов не могут получить его у больших производителей из-за отсутствия емкостей и малой оборачиваемости, а также отсутствия нормального краткосрочного финансирования. Это могут быть договора (или предварительные договора) с муниципалитетами на поставку топочного мазута М-100 как топлива для котельных. Другими клиентами могут быть нефтебазы, которые еще не стали НПЗ – они могут брать оптовыми партиями.

Сроки разработки бизнес-планов в среднем составляют от 4 до 20 рабочих дней.

http://nzs-zs.ru/paper.php?id=95
http://www.nostgroup.ru/biznes-plan/neftepererabatyvayuschego-zavoda/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: