Статус участника регионального инвестиционного проекта (РИП)

Оглавление

Практика получения статуса участника РИП: основные требования и условия

Условия региональных инвестиционных проектов (РИП). Требования к проекту

Региональный инвестиционный проект (РИП) — инвестиционный проект, целью которого является производство товаров, при этом РИП не может быть направлен на добычу и/или переработку нефти, природного газа, производство подакцизных товаров и осуществление деятельности, по которой применяется налоговая ставка по налогу на прибыль в размере 0%. Присвоение статуса участника РИП дает право на применение налоговых льгот.

Понятия и основные требования к РИП закреплены в Налоговом кодексе. Региональное законодательство может устанавливать дополнительные требования как к участникам, так и к проектам.

В соответствии с НК РФ (глава 3.3. НК РФ, глава 25 ст. 284.3 НК РФ) РИП должен удовлетворять ряду требований, в том числе:

1. Производство товаров в результате реализации РИП осуществляется:

  1. в одном или нескольких субъектах РФ, утвержденных в НК РФ (в т. ч. Республика Тыва, Забайкальский край, Магаданская область и пр., далее – поименованные регионы)
  2. в одном или нескольких субъектах РФ, имеющих соответствующую нормативно-правовую базу

Объем инвестиций

Срок осуществления инвестиций

≥ 50 млн руб. без НДС

в течение 3 лет со дня включения организации в реестр участников РИП

за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2019 г.

≥ 500 млн руб. без НДС

в течение 5 лет со дня включения организации в реестр участников РИП

за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2021 г.

При этом законодатель предусматривает возможность сопоставления цены сделки с рыночной для определения объема вложений.

3. Каждый региональный проект реализуется единственным участником

Получение статуса участника РИП

Требования к участнику РИП

В соответствии с НК РФ, участником РИП может быть признана организация, соответствующая одному из двух перечней требований:

Таким образом, получение статуса участника РИП возможно как при включении в Реестр участников РИП, так и без него, но только для «депрессивных» регионов.

Получение статуса без включения в Реестр

Для получения статуса необходимо соблюдение следующих требований:

  • признана налоговая прибыль от реализации товаров в рамках РИП
  • выполнено требование к минимальному объему капитальных вложений
  • в налоговый орган направлено заявление о применении налоговой льготы с указанием объемов и сроков капитальных вложений, наименования производимых товаров

Заявление должно быть направлено не позднее даты предоставления налоговой декларации, в которой заявлены налоговые льготы по РИП. Организация считается получившей статус участника начиная с налогового периода, в котором одновременно соблюдены все перечисленные условия.

Включение в Реестр участников РИП

Документы для заявления

Для включения в реестр участников РИП организация направляет в уполномоченный орган заявление о включении в реестр с приложением следующих документов:

  • учредительные документы, удостоверенные в установленном порядке;
  • копия документа, подтверждающего факт внесения записи о государственной регистрации организации в ЕГРЮЛ;
  • копия свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе;
  • инвестиционная декларация (с приложением инвестиционного проекта);
  • иные документы, подтверждающие соответствие требованиям к региональным инвестиционным проектам и/или их участникам, установленным настоящим Кодексом и/или законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Сроки рассмотрения

Налоговым кодексом предусмотрен следующий порядок рассмотрения заявлений организаций:

Читать статью  Паевые инвестиционные фонды: что это такое и можно ли заработать? Виды и механизм

Включение организации в реестр производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было принято соответствующее решение.

Внесение изменений в Реестр

В соответствии со ст. 25.12 НК РФ в сведения, содержащиеся в Реестре участников РИП, и в инвестиционную декларацию можно вносить изменения.

При этом должны соблюдаться следующие требования:

  • обосновывается необходимость изменений;
  • не изменяется цель РИП;
  • снижение общего объема финансирования не более чем на 10% от изначально заявленного;
  • не допускается изменение графика ежегодного объема инвестиций, если это приведет к невозможности реализации РИП с соблюдением установленных требований;
  • РИП должен продолжать соответствовать всем предъявляемым к нему требованиям (НК РФ и региональное законодательство).

Для внесения изменений необходимо направить заявления в произвольной форме и документы согласно перечню для включения организации в реестр.

Прекращение статуса участника РИП и последствия

Статус участника «реестрового» РИП прекращается на основании следующих причин:

  • Заявления участника РИП о прекращении статуса участника РИП — со дня, указанного в заявлении;
  • Вступившее в силу решение по результатам налоговой проверки, выявившей несоответствие РИП и/или его участника требованиям — со дня включения организации в реестр (для «внереестровых» РИП – с начала налогового периода, в котором выявлено несоответствие);
  • Внесение в ЕГРЮЛ записи о том, что организация — участник РИП находится в процессе ликвидации, — со дня, следующего за днем внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ;
  • Прекращение деятельности участника РИП в результате реорганизации в форме слияния, разделения, присоединения к другому юридическому лицу или преобразования — со дня, следующего за днем внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ;
  • Вступившее в законную силу решение арбитражного суда о признании должника банкротом — со дня, следующего за днем вступления в законную силу такого решения.

Обратим внимание, что в случае прекращения статуса по решению налоговой проверки, для «реестровых» РИП пересчет налоговых обязательств производится с начала периода, когда участник РИП стал применять льготы, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет за весь период пользования льготными ставками. Дополнительно производится начисление и уплата пеней. В остальных случаях пересчет производится только если не было выполнено требование к объему капитальных вложений.

Налоговые льготы региональных инвестиционных проектов (РИП)

Налоговый кодекс предусматривает льготу по налогу на прибыль для участников РИП, а именно:

Ставка по налогу на прибыль, уплачиваемому в федеральный бюджет:

  • для поименованных регионов – 0% на 10 лет;
  • для прочих регионов – 0% на срок применения пониженной ставки к уплате в региональный бюджет.

Ставка по налогу на прибыль, уплачиваемому в региональный бюджет:

  • для поименованных регионов — 0-10% в течение первых 5 лет, не менее 10% — в течение следующих 5 лет (устанавливается региональным законодательством);
  • для прочих регионов – до 10%, срок устанавливается региональным законодательством.

Законодатель учел, что инвестиционные проекты начинают приносить прибыль не сразу. Поэтому для поименованных регионов в Налоговом Кодексе предусмотрена отсрочка начала «отсчета» льготных лет – до первой налоговой прибыли, но не больше 3 лет для проектов от 50 млн и не больше 5 лет для проектов от 500 млн. Для прочих регионов все связанное со сроками устанавливается региональным законодательством.

Как привлечь региональные инвестиции корпораций для развития проектов

Инвестиционный климат регионов РФ

В текущем году рейтинг инвестиционной привлекательности впервые возглавила Тюменская область, сместив с первого места Татарстан, который до этого 3 года подряд лидировал в списке.

От объемов бюджетов российских регионов напрямую зависят их возможности по реализации инфраструктурных и социальных проектов. Не всегда имеющихся ресурсов достаточно для решения всего массива социально-экономических задач. Полностью или частично проблемы помогают решить региональные инвестиции. Так именуют долгосрочные капиталовложения, поступающие в виде затрат различных участников рынка, управления и населения конкретной территории.

Законом предусмотрены инвестиции в регионы России, представляющие собой финансирование субъектов федерации из централизованных источников и более обеспеченных территориальных единиц. Конкретные регионы инвестиций (территориальные единицы, испытывающие нужду в денежном капитале) определяются исходя из местных производственных, финансовых, природных, трудовых ресурсов и т. д. Надо признать, что федеральные вливания не получили распространения, поэтому региональные инвестиции за счет средств муниципальных участников являются основным источником пополнения местного бюджета.

Читать статью  Акционеры "Норникеля" одобрили дивиденды за девять месяцев 2021 года

Инвестиционная политика региона

Темпы развития и нормальная жизнедеятельность региона зависят не только от наличия ресурсов, но и рационального их применения, в том числе, посредством утверждения местными властями эффективной инвестиционной политики.

Инвестиционная политика региона устанавливает принципы и механизмы взаимодействия между органами управления и хозяйствующими субъектами с целью стимулирования инвестиционных процессов с учетом нужд территории. В рамках этого определяются источники получения средств, структура и масштабы инвестиций, направления и способы их использования, целевые ориентиры.

Региональная инвестиционная политика включает в себя достижение следующих показателей:

  • увеличение доходности;
  • повышение продуктивности субъектов рынка;
  • открытие новых и расширение действующих производств;
  • увеличение занятости населения;
  • усиление экономической состоятельности и автономности территории;
  • формирование и форсированное развитие финансовой основы региона.

Каждый субъект разрабатывает свою индивидуальную инвестиционную политику исходя из специфических условий местности и инвестиционного потенциала региона. Последним именуют сочетанную возможность муниципальных и привлекаемых в регион ресурсов создавать и развивать благоприятный для инвесторов климат в необходимых масштабах.

Инвестиционный потенциал региона – это совокупность следующих внутренних резервов:

  • сырьевого (количественного и качественного оснащения местности природными запасами);
  • финансового (объема налоговой нагрузки и рентабельности предприятий);
  • производственного (показателей региональной хозяйственной деятельности);
  • трудового;
  • инновационного (степени развития науки и техники);
  • инфраструктурного (уровня обеспечения нормального функционирования местности);
  • институционального (наличия основных экономических институтов);
  • потребительского (покупательной способности населения).

Повышение ресурсного потенциала путем плотного взаимодействия государства, бизнеса и населения увеличивает вероятность привлечения региональных инвестиций, успешной реализации инвестиционной политики и формирования устойчивой модели развития.

В целях унификации требований к местным властям в части обеспечения позитивного инвестиционного климата, Агентством стратегических инициатив был разработан так называемый инвестиционный стандарт. Он представляет собой комплекс необходимых мероприятий, позволяющих создать инфраструктуру эффективного взаимодействия между государством и бизнесом, и привлечь в регион средства инвесторов.

Инвестиционный стандарт включает в себя 15 практических примеров, успешно реализованных наиболее развитыми регионами. К числу обязательных пунктов относятся разработка инвестиционной стратегии, создание плана объектов, нуждающихся в средствах, утверждение нормативного акта о правовой защите инвесторов и т. д. Только после выполнения субъектом всех требований, стандарт считается внедренным в работу.

Инвестиционный климат регионов России

Региональная инвестиционная политика, базирующаяся на ресурсном потенциале, направлена на обеспечение позитивного климата для инвесторов. Инвестиционный климат региона – это формирование социально-экономической, политической, правовой, организационной, инфраструктурной среды, благоприятной для ведения инвестиционной деятельности.

В структуре инвестиционного климата выделяют благоприятные и неблагоприятные факторы. К первым относятся гарантии инвесторам в части сохранности и свободного передвижения капитала, защиты прав и законных интересов, стабильности и прозрачности налогообложения. Ко вторым причисляют неэффективную работу государственных структур, отсутствие регулирования цен на товары и услуги естественных монополистов. Отрицательные факторы снижают привлекательность региона в глазах потенциальных инвесторов и ведут к оттоку капитала.

Ежегодно, начиная с 2015 года, инвестиционный климат регионов России оценивается Агентством стратегических инициатив. При этом национальный рейтинг высчитывается на основе мнения представителей бизнеса и экспертного сообщества. В учет принимаются 44 показателя (уровень административных барьеров, оформления разрешительной и согласительной документации, инфраструктуры, поддержки бизнеса, регуляторной среды и т. д.).

В текущем году национальный рейтинг впервые возглавила Тюменская область, сместив с первого места Татарстан, который до этого 3 года подряд лидировал в списке. Победителю удалось добиться прироста инвестиций, благодаря чему был реализован 21 проект в различных отраслях. В общей сложности, инвестпортфель региона включает больше 40 проектов на сумму 1 трлн руб. Такие результаты достигнуты с помощью облегчения налоговой нагрузки и тщательного контроля над каждым проектом.

Непосредственной реализацией инвестиционных проектов в Тюменской области занимаются индустриальные парки. К примеру, «Боровский» и «Богандинский» парки сопровождают 13 проектов, привлекших средств на сумму свыше 3,5 млрд руб. Лидер рейтинга не отстал и в социальной сфере, одним из первых в стране выполнив программу по ликвидации ветхого жилья и расселив более 10 тыс. граждан.

Читать статью  Человеческий капитал: развитие, основные принципы, теория и проблемы

Второе место в национальном рейтинге заняла Москва. Столица из года в год заслуженно улучшает свои позиции в этом списке. Объем инвестиций в город составил 2 трлн руб., что в сравнении с 2016 годом больше на 13%. При этом 2/3 вложений пришлись на сферу услуг (финансовых, деловых, туризм). Принципиальными улучшениями можно назвать уменьшение административных барьеров, в том числе, за счет перевода части услуг в электронный режим, сокращения срока и стоимости согласительных процедур на 50% и т. д.

Увеличился объем заключенных контрактов в сфере государственно-частного партнерства (ГЧП) и достиг в текущем году 800 млрд руб. Повсеместно практикуется малая форма ГЧП в виде льготной сдачи в аренду объектов недвижимости, в частности, в здравоохранении и образовании.

Лидер рейтинга на протяжении последних 3 лет Татарстан, в этом году оказался на 3 месте в списке регионов с успешным инвестиционным климатом.

Фонд развития регионов и региональный инвестиционный фонд

Финансовая помощь регионам из федеральной казны выделяется посредством следующих структур:

  1. Фонд регионального развития, целью которого является объединение средств, рассредоточенных по многим разрозненным федеральным и местным инвестпрограммам. Впоследствии, социальные инфраструктурные объекты субсидируются за счет этих денег. Фонд развития регионов создается за счет федеральной казны.
  2. Инвестиционный фонд субъекта РФ (региональный инвестиционный фонд) работает на основе ГЧП и предназначен, в первую очередь, для поддержки транспортных, энергетических, строительных и других капиталоемких отраслей хозяйства.

Денежные поступления из указанных источников предусматриваются в рамках общегосударственной инвестиционной политики.

Реестр участников региональных инвестиционных проектов

Региональный инвестиционный проект – это инвестпроект со следующими характеристиками:

  • Цель проекта – товарное производство. Услуги не могут быть предметом деятельности регионального инвестпроекта.
  • Запланированная работа ведется на подведомственной субъекту РФ территории.
  • На вид проектной деятельности не установлены ограничения.
  • Объекты собственности на используемых землях принадлежат уполномоченному лицу.
  • Владелец проекта вкладывает не менее 50 млн рублей.
  • Каждый объект ведется одним участником.

Для получения организацией региональных инвестиций необходимо включение ее в соответствующий реестр участников региональных инвестиционных проектов – специальный перечень, включающий в себя следующее:

  • информацию об организации (полное наименование, ИИН, КПП, адрес);
  • реквизиты правового акта о включении организации в реестр;
  • информацию об инвестпроекте (название, цель, объемы требуемых средств с направлениями финансирования, объемы затрат, сроки исполнения и т. д.).

Ведением реестра занимаются налоговые службы. Включение организаций в список производится на основании решения уполномоченного органа субъекта РФ.

Компания, центр и корпорация регионального развития

Иную материальную, организационную, методологическую, консультационную поддержку регионам в реализации инвестпроектов оказывают следующие специальные институты:

  1. Корпорация регионального развития, как правило, государственная структура, целью которой является поиск и привлечение инвестиций, координация работы проекта. Корпорация развития регионов создается в форме АО, где акционером выступает местное правительство.
  2. Региональная инвестиционная компания, учреждаемая в рамках ГЧП на концессионных началах и осуществляющая оперативное управление проектами на период реализации.
  3. Центр инвестиций и регионального развития, создаваемый в качестве учреждения при областной администрации и занимающийся сопровождением инвестпроектов, изучением проблем регионального значения и т. д. В настоящее время функционирует на территории Крыма.

Участник проекта вправе прибегнуть к помощи любой из вышеперечисленных организаций, представленных в его регионе.

Виды инвестиций по региональному признаку

Существует большое количество критериев деления инвестиций на виды. В частности, по региональному признаку различают виды инвестиций за границей, внутри страны и региональные. За основу классификации принята территориальная принадлежность объектов, подлежащих инвестированию.

Кроме того, по региональному характеру инвестиции делятся на отечественные (передается капитал резидентов страны) и зарубежные (участвуют средства иностранных граждан).

Привлечение инвестиций в регион

Как следует из изложенного выше, привлечение инвестиций в регион достигается целым комплексом мер в хозяйстве, в реализации которых участвуют все субъекты рынка, власти и населения. Основным способом при этом является увеличение инвестиционной привлекательности, повышение позитивного имиджа региона. Каждый субъект РФ по-своему решает, как привлечь инвестиции в регион, опираясь на свои особые условия и территориальные возможности.

http://prcs.ru/praktika/status-uchastnika-regionalnyj-investproekt/

Как привлечь региональные инвестиции корпораций для развития проектов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: