Оглавление
Практика получения статуса участника РИП: основные требования и условия
Условия региональных инвестиционных проектов (РИП). Требования к проекту
Региональный инвестиционный проект (РИП) — инвестиционный проект, целью которого является производство товаров, при этом РИП не может быть направлен на добычу и/или переработку нефти, природного газа, производство подакцизных товаров и осуществление деятельности, по которой применяется налоговая ставка по налогу на прибыль в размере 0%. Присвоение статуса участника РИП дает право на применение налоговых льгот.
Понятия и основные требования к РИП закреплены в Налоговом кодексе. Региональное законодательство может устанавливать дополнительные требования как к участникам, так и к проектам.
В соответствии с НК РФ (глава 3.3. НК РФ, глава 25 ст. 284.3 НК РФ) РИП должен удовлетворять ряду требований, в том числе:
1. Производство товаров в результате реализации РИП осуществляется:
- в одном или нескольких субъектах РФ, утвержденных в НК РФ (в т. ч. Республика Тыва, Забайкальский край, Магаданская область и пр., далее – поименованные регионы)
- в одном или нескольких субъектах РФ, имеющих соответствующую нормативно-правовую базу
Объем инвестиций
Срок осуществления инвестиций
≥ 50 млн руб. без НДС
в течение 3 лет со дня включения организации в реестр участников РИП
за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2019 г.
≥ 500 млн руб. без НДС
в течение 5 лет со дня включения организации в реестр участников РИП
за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2021 г.
При этом законодатель предусматривает возможность сопоставления цены сделки с рыночной для определения объема вложений.
3. Каждый региональный проект реализуется единственным участником
Получение статуса участника РИП
Требования к участнику РИП
В соответствии с НК РФ, участником РИП может быть признана организация, соответствующая одному из двух перечней требований:
Таким образом, получение статуса участника РИП возможно как при включении в Реестр участников РИП, так и без него, но только для «депрессивных» регионов.
Получение статуса без включения в Реестр
Для получения статуса необходимо соблюдение следующих требований:
- признана налоговая прибыль от реализации товаров в рамках РИП
- выполнено требование к минимальному объему капитальных вложений
- в налоговый орган направлено заявление о применении налоговой льготы с указанием объемов и сроков капитальных вложений, наименования производимых товаров
Заявление должно быть направлено не позднее даты предоставления налоговой декларации, в которой заявлены налоговые льготы по РИП. Организация считается получившей статус участника начиная с налогового периода, в котором одновременно соблюдены все перечисленные условия.
Включение в Реестр участников РИП
Документы для заявления
Для включения в реестр участников РИП организация направляет в уполномоченный орган заявление о включении в реестр с приложением следующих документов:
- учредительные документы, удостоверенные в установленном порядке;
- копия документа, подтверждающего факт внесения записи о государственной регистрации организации в ЕГРЮЛ;
- копия свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе;
- инвестиционная декларация (с приложением инвестиционного проекта);
- иные документы, подтверждающие соответствие требованиям к региональным инвестиционным проектам и/или их участникам, установленным настоящим Кодексом и/или законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Сроки рассмотрения
Налоговым кодексом предусмотрен следующий порядок рассмотрения заявлений организаций:
Включение организации в реестр производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было принято соответствующее решение.
Внесение изменений в Реестр
В соответствии со ст. 25.12 НК РФ в сведения, содержащиеся в Реестре участников РИП, и в инвестиционную декларацию можно вносить изменения.
При этом должны соблюдаться следующие требования:
- обосновывается необходимость изменений;
- не изменяется цель РИП;
- снижение общего объема финансирования не более чем на 10% от изначально заявленного;
- не допускается изменение графика ежегодного объема инвестиций, если это приведет к невозможности реализации РИП с соблюдением установленных требований;
- РИП должен продолжать соответствовать всем предъявляемым к нему требованиям (НК РФ и региональное законодательство).
Для внесения изменений необходимо направить заявления в произвольной форме и документы согласно перечню для включения организации в реестр.
Прекращение статуса участника РИП и последствия
Статус участника «реестрового» РИП прекращается на основании следующих причин:
- Заявления участника РИП о прекращении статуса участника РИП — со дня, указанного в заявлении;
- Вступившее в силу решение по результатам налоговой проверки, выявившей несоответствие РИП и/или его участника требованиям — со дня включения организации в реестр (для «внереестровых» РИП – с начала налогового периода, в котором выявлено несоответствие);
- Внесение в ЕГРЮЛ записи о том, что организация — участник РИП находится в процессе ликвидации, — со дня, следующего за днем внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ;
- Прекращение деятельности участника РИП в результате реорганизации в форме слияния, разделения, присоединения к другому юридическому лицу или преобразования — со дня, следующего за днем внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ;
- Вступившее в законную силу решение арбитражного суда о признании должника банкротом — со дня, следующего за днем вступления в законную силу такого решения.
Обратим внимание, что в случае прекращения статуса по решению налоговой проверки, для «реестровых» РИП пересчет налоговых обязательств производится с начала периода, когда участник РИП стал применять льготы, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет за весь период пользования льготными ставками. Дополнительно производится начисление и уплата пеней. В остальных случаях пересчет производится только если не было выполнено требование к объему капитальных вложений.
Налоговые льготы региональных инвестиционных проектов (РИП)
Налоговый кодекс предусматривает льготу по налогу на прибыль для участников РИП, а именно:
Ставка по налогу на прибыль, уплачиваемому в федеральный бюджет:
- для поименованных регионов – 0% на 10 лет;
- для прочих регионов – 0% на срок применения пониженной ставки к уплате в региональный бюджет.
Ставка по налогу на прибыль, уплачиваемому в региональный бюджет:
- для поименованных регионов — 0-10% в течение первых 5 лет, не менее 10% — в течение следующих 5 лет (устанавливается региональным законодательством);
- для прочих регионов – до 10%, срок устанавливается региональным законодательством.
Законодатель учел, что инвестиционные проекты начинают приносить прибыль не сразу. Поэтому для поименованных регионов в Налоговом Кодексе предусмотрена отсрочка начала «отсчета» льготных лет – до первой налоговой прибыли, но не больше 3 лет для проектов от 50 млн и не больше 5 лет для проектов от 500 млн. Для прочих регионов все связанное со сроками устанавливается региональным законодательством.
Как привлечь региональные инвестиции корпораций для развития проектов
Инвестиционный климат регионов РФ
В текущем году рейтинг инвестиционной привлекательности впервые возглавила Тюменская область, сместив с первого места Татарстан, который до этого 3 года подряд лидировал в списке.
От объемов бюджетов российских регионов напрямую зависят их возможности по реализации инфраструктурных и социальных проектов. Не всегда имеющихся ресурсов достаточно для решения всего массива социально-экономических задач. Полностью или частично проблемы помогают решить региональные инвестиции. Так именуют долгосрочные капиталовложения, поступающие в виде затрат различных участников рынка, управления и населения конкретной территории.
Законом предусмотрены инвестиции в регионы России, представляющие собой финансирование субъектов федерации из централизованных источников и более обеспеченных территориальных единиц. Конкретные регионы инвестиций (территориальные единицы, испытывающие нужду в денежном капитале) определяются исходя из местных производственных, финансовых, природных, трудовых ресурсов и т. д. Надо признать, что федеральные вливания не получили распространения, поэтому региональные инвестиции за счет средств муниципальных участников являются основным источником пополнения местного бюджета.
Инвестиционная политика региона
Темпы развития и нормальная жизнедеятельность региона зависят не только от наличия ресурсов, но и рационального их применения, в том числе, посредством утверждения местными властями эффективной инвестиционной политики.
Инвестиционная политика региона устанавливает принципы и механизмы взаимодействия между органами управления и хозяйствующими субъектами с целью стимулирования инвестиционных процессов с учетом нужд территории. В рамках этого определяются источники получения средств, структура и масштабы инвестиций, направления и способы их использования, целевые ориентиры.
Региональная инвестиционная политика включает в себя достижение следующих показателей:
- увеличение доходности;
- повышение продуктивности субъектов рынка;
- открытие новых и расширение действующих производств;
- увеличение занятости населения;
- усиление экономической состоятельности и автономности территории;
- формирование и форсированное развитие финансовой основы региона.
Каждый субъект разрабатывает свою индивидуальную инвестиционную политику исходя из специфических условий местности и инвестиционного потенциала региона. Последним именуют сочетанную возможность муниципальных и привлекаемых в регион ресурсов создавать и развивать благоприятный для инвесторов климат в необходимых масштабах.
Инвестиционный потенциал региона – это совокупность следующих внутренних резервов:
- сырьевого (количественного и качественного оснащения местности природными запасами);
- финансового (объема налоговой нагрузки и рентабельности предприятий);
- производственного (показателей региональной хозяйственной деятельности);
- трудового;
- инновационного (степени развития науки и техники);
- инфраструктурного (уровня обеспечения нормального функционирования местности);
- институционального (наличия основных экономических институтов);
- потребительского (покупательной способности населения).
Повышение ресурсного потенциала путем плотного взаимодействия государства, бизнеса и населения увеличивает вероятность привлечения региональных инвестиций, успешной реализации инвестиционной политики и формирования устойчивой модели развития.
В целях унификации требований к местным властям в части обеспечения позитивного инвестиционного климата, Агентством стратегических инициатив был разработан так называемый инвестиционный стандарт. Он представляет собой комплекс необходимых мероприятий, позволяющих создать инфраструктуру эффективного взаимодействия между государством и бизнесом, и привлечь в регион средства инвесторов.
Инвестиционный стандарт включает в себя 15 практических примеров, успешно реализованных наиболее развитыми регионами. К числу обязательных пунктов относятся разработка инвестиционной стратегии, создание плана объектов, нуждающихся в средствах, утверждение нормативного акта о правовой защите инвесторов и т. д. Только после выполнения субъектом всех требований, стандарт считается внедренным в работу.
Инвестиционный климат регионов России
Региональная инвестиционная политика, базирующаяся на ресурсном потенциале, направлена на обеспечение позитивного климата для инвесторов. Инвестиционный климат региона – это формирование социально-экономической, политической, правовой, организационной, инфраструктурной среды, благоприятной для ведения инвестиционной деятельности.
В структуре инвестиционного климата выделяют благоприятные и неблагоприятные факторы. К первым относятся гарантии инвесторам в части сохранности и свободного передвижения капитала, защиты прав и законных интересов, стабильности и прозрачности налогообложения. Ко вторым причисляют неэффективную работу государственных структур, отсутствие регулирования цен на товары и услуги естественных монополистов. Отрицательные факторы снижают привлекательность региона в глазах потенциальных инвесторов и ведут к оттоку капитала.
Ежегодно, начиная с 2015 года, инвестиционный климат регионов России оценивается Агентством стратегических инициатив. При этом национальный рейтинг высчитывается на основе мнения представителей бизнеса и экспертного сообщества. В учет принимаются 44 показателя (уровень административных барьеров, оформления разрешительной и согласительной документации, инфраструктуры, поддержки бизнеса, регуляторной среды и т. д.).
В текущем году национальный рейтинг впервые возглавила Тюменская область, сместив с первого места Татарстан, который до этого 3 года подряд лидировал в списке. Победителю удалось добиться прироста инвестиций, благодаря чему был реализован 21 проект в различных отраслях. В общей сложности, инвестпортфель региона включает больше 40 проектов на сумму 1 трлн руб. Такие результаты достигнуты с помощью облегчения налоговой нагрузки и тщательного контроля над каждым проектом.
Непосредственной реализацией инвестиционных проектов в Тюменской области занимаются индустриальные парки. К примеру, «Боровский» и «Богандинский» парки сопровождают 13 проектов, привлекших средств на сумму свыше 3,5 млрд руб. Лидер рейтинга не отстал и в социальной сфере, одним из первых в стране выполнив программу по ликвидации ветхого жилья и расселив более 10 тыс. граждан.
Второе место в национальном рейтинге заняла Москва. Столица из года в год заслуженно улучшает свои позиции в этом списке. Объем инвестиций в город составил 2 трлн руб., что в сравнении с 2016 годом больше на 13%. При этом 2/3 вложений пришлись на сферу услуг (финансовых, деловых, туризм). Принципиальными улучшениями можно назвать уменьшение административных барьеров, в том числе, за счет перевода части услуг в электронный режим, сокращения срока и стоимости согласительных процедур на 50% и т. д.
Увеличился объем заключенных контрактов в сфере государственно-частного партнерства (ГЧП) и достиг в текущем году 800 млрд руб. Повсеместно практикуется малая форма ГЧП в виде льготной сдачи в аренду объектов недвижимости, в частности, в здравоохранении и образовании.
Лидер рейтинга на протяжении последних 3 лет Татарстан, в этом году оказался на 3 месте в списке регионов с успешным инвестиционным климатом.
Фонд развития регионов и региональный инвестиционный фонд
Финансовая помощь регионам из федеральной казны выделяется посредством следующих структур:
- Фонд регионального развития, целью которого является объединение средств, рассредоточенных по многим разрозненным федеральным и местным инвестпрограммам. Впоследствии, социальные инфраструктурные объекты субсидируются за счет этих денег. Фонд развития регионов создается за счет федеральной казны.
- Инвестиционный фонд субъекта РФ (региональный инвестиционный фонд) работает на основе ГЧП и предназначен, в первую очередь, для поддержки транспортных, энергетических, строительных и других капиталоемких отраслей хозяйства.
Денежные поступления из указанных источников предусматриваются в рамках общегосударственной инвестиционной политики.
Реестр участников региональных инвестиционных проектов
Региональный инвестиционный проект – это инвестпроект со следующими характеристиками:
- Цель проекта – товарное производство. Услуги не могут быть предметом деятельности регионального инвестпроекта.
- Запланированная работа ведется на подведомственной субъекту РФ территории.
- На вид проектной деятельности не установлены ограничения.
- Объекты собственности на используемых землях принадлежат уполномоченному лицу.
- Владелец проекта вкладывает не менее 50 млн рублей.
- Каждый объект ведется одним участником.
Для получения организацией региональных инвестиций необходимо включение ее в соответствующий реестр участников региональных инвестиционных проектов – специальный перечень, включающий в себя следующее:
- информацию об организации (полное наименование, ИИН, КПП, адрес);
- реквизиты правового акта о включении организации в реестр;
- информацию об инвестпроекте (название, цель, объемы требуемых средств с направлениями финансирования, объемы затрат, сроки исполнения и т. д.).
Ведением реестра занимаются налоговые службы. Включение организаций в список производится на основании решения уполномоченного органа субъекта РФ.
Компания, центр и корпорация регионального развития
Иную материальную, организационную, методологическую, консультационную поддержку регионам в реализации инвестпроектов оказывают следующие специальные институты:
- Корпорация регионального развития, как правило, государственная структура, целью которой является поиск и привлечение инвестиций, координация работы проекта. Корпорация развития регионов создается в форме АО, где акционером выступает местное правительство.
- Региональная инвестиционная компания, учреждаемая в рамках ГЧП на концессионных началах и осуществляющая оперативное управление проектами на период реализации.
- Центр инвестиций и регионального развития, создаваемый в качестве учреждения при областной администрации и занимающийся сопровождением инвестпроектов, изучением проблем регионального значения и т. д. В настоящее время функционирует на территории Крыма.
Участник проекта вправе прибегнуть к помощи любой из вышеперечисленных организаций, представленных в его регионе.
Виды инвестиций по региональному признаку
Существует большое количество критериев деления инвестиций на виды. В частности, по региональному признаку различают виды инвестиций за границей, внутри страны и региональные. За основу классификации принята территориальная принадлежность объектов, подлежащих инвестированию.
Кроме того, по региональному характеру инвестиции делятся на отечественные (передается капитал резидентов страны) и зарубежные (участвуют средства иностранных граждан).
Привлечение инвестиций в регион
Как следует из изложенного выше, привлечение инвестиций в регион достигается целым комплексом мер в хозяйстве, в реализации которых участвуют все субъекты рынка, власти и населения. Основным способом при этом является увеличение инвестиционной привлекательности, повышение позитивного имиджа региона. Каждый субъект РФ по-своему решает, как привлечь инвестиции в регион, опираясь на свои особые условия и территориальные возможности.
http://prcs.ru/praktika/status-uchastnika-regionalnyj-investproekt/
Как привлечь региональные инвестиции корпораций для развития проектов