Все больше российских компаний стали задумываться о выходе на биржу, сказал «РБК Инвестициям» руководитель департамента инвестиционно-банковской деятельности на глобальных рынках «ВТБ Капитала» Александр Пухаев. Ралли глобального рынка акций привело к переоценке многих бизнесов, а структурные изменения в экономике способствовали появлению новых бизнес-моделей.
«Сейчас он (золотой век. — «РБК Инвестиции») отчасти повторяется. Возможно, не в таком же масштабе, как в 2011 году, но той волны размещений, которая идет с конца прошлого года, мы давно не видели. Самое интересное, что, помимо роста количества IPO компаний из традиционных секторов, стали появляться достаточно новые сегменты рынка. Это тот же Ozon, Segezha, «Совкомфлот». На рынок стали выходить компании из медицинского сектора», — сказал Пухаев.
По его словам, многие компании рассматривают выход на биржу благодаря успешным кейсам последнего года. «Сейчас у нас идут серьезные переговоры с десятком имен — это эмитенты из сектора природных ресурсов, ретейла, IT, сельского хозяйства. В дополнение к новым эмитентам компании, торгующиеся на бирже, также рассматривают возможности привлечения средств на рынке акционерного капитала», — сказал он, отвечая на вопрос, сколько сделок IPO ждет «ВТБ Капитал» до конца года.
Последние десять лет были периодом затишья на российском рынке IPO. Всплеск размещений пришелся на 2011 год. Тогда на IPO на Мосбирже вышло 35 компаний. Среди них — производитель удобрений «ФосАгро», золотодобывающая компаний «Селигдар», алмазодобытчик АЛРОСА и другие.
Но уже в 2012 году публичными стали только 13 компаний, в 2013-м — шесть, в 2014-м — две. В 2019-м, к примеру, на Мосбирже начали торговаться бумаги только одной компании — биотеха ММЦБ («Гемабанк»). Другой российский эмитент — сервис по поиску работы HeadHunter — в этом же году разместился на NASDAQ, что стало первым IPO компании из России за рубежом за два года.
Почему компании начали выходить на биржу
Александр Пухаев отмечает несколько причин возросшей активности российских компаний на рынке IPO.
- Ралли на мировом фондовом рынке. «Сильное ралли привело к значительной переоценке в различных секторах. Когда меняются оценки, меняются и возможности. Думаю, это и привело к очередной достаточно серьезной волне сделок, которую мы сейчас видим».
- Важные структурные изменения в экономике. «Некоторые технологические компании существуют уже 20 лет, но сейчас они приобретают совершенно новое звучание, потому что доросли до нужного размера. Кроме того, появились совершенно новые компании, например Fix Price. Стала первоочередной повестка ESG, которая в значительной степени определяет интерес инвесторов к тем или иным секторам».
- Массовый выход российских частных инвесторов на рынок. «На мой взгляд, [это] имеет потрясающий эффект для российского финансового рынка в целом.Если три — пять лет назад количество «физиков» в сделках IPO составляло не более пары процентов общего спроса, то сейчас мы говорим о гораздо более значительных цифрах».
Эксперт добавил, что если речь идет о крупных сделках, то крупные иностранные инвесторы и их мнение по-прежнему имеют ключевую роль. Но российский спрос «играет все более значимую роль и становится серьезным фундаментом локального рынка».
Когда доходность перевешивает риск санкций
«Введенные ограничения в какой-то мере влияют на настроения инвесторов, добавляют фактор неопределенности», — сказал Александр Пухаев. Но как бы то ни было, «инвесторы ищут наиболее выгодные возможности вложения средств и принимают решения на основе фундаментальных факторов». Между тем российские эмитенты предлагают очень привлекательные доходности.
«Кроме того, у нас много компаний, которые напрямую не затронуты санкциями, поэтому они размещаются и привлекают широкую базу международных и российских инвесторов», — добавил эксперт.
Последний год — успешный с точки зрения размещений. В 2020 году свои акции на бирже разместили 13 компаний. «Совкомфлот», «Самолет» и Ozon провели IPO. «Детский мир», «Яндекс» и «Аэрофлот» — SPO. «Эталон», «Петропавловск», Mail.ru, HeadHunter, Globaltrans, «Мать и дитя» и O’Key Group сделали вторичный листинг. В 2021 году на рынок вышли сеть клиник ЕМС, лесопромышленный холдинг Segezha Group, торговая сеть Fix Price.
По подсчетам Bloomberg, в ходе IPO и SPO как в России, так и за рубежом в текущем году российские компании могут в совокупности привлечь более $10 млрд.
«При сохранении текущей динамики фондовых рынков в ближайшие 12 месяцев мы видим продолжение активности размещений акционерного капитала», — заключил Пухаев.
Какие компании могут выйти на биржу в ближайшее время
- Крупнейший производитель железной руды в России «Металлоинвест» может провести IPO в 2022 году. Компания рассчитывает получить оценку в $20 млрд.
- Сервис по поиску недвижимости ЦИАН планирует выйти на биржу США (по разным источникам) в 2021–2022 годах, а оценка компании может в ближайшее время составить $1 млрд.
- Российская торговая сеть «ВкусВилл» готовится к IPO в США в этом году или в начале следующего. Ожидается, что компанию оценят в $3–5 млрд.
- Каршеринг «Делимобиль» может привлечь около $350 млн. Агентство Reuters указывало, что размещение может пройти этой осенью одновременно в Москве и Нью-Йорке (NYSE).
- Российская компания Positive Technologies, которая специализируется на кибербезопасности, планирует разместить на Московской бирже 10% ценных бумаг. Это может соответствовать $200–300 млн, если стоимость компании составит $2–4 млрд к концу 2021 года.
- «Сбер» подумывает вывести на IPO свои сервисы — но не ранее чем в 2023 году.
- X5 Group хочет вывести на биржу свои цифровые сервисы и даже уже одобрила их выделение в отдельную компанию. Предполагается, что IPO произойдет на ранее чем в 2022–2023 годах.