Автономные инвестиции

Автономные инвестиции

Сущность автономных и индуцированных инвестиций. Мультипликационный и акселеративный эффект. Динамика индуцированных инвестиций. Сущность, функции и роль денег в экономике. Мультипликатор затрат. Макроэкономические показатели и система их исчисления.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.02.2009
Размер файла 31,4 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

РЕФЕРАТ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

(сдавалось в ВЗФЭИИ)

Автономные инвестиции — часть реальных инвестиций, зависящих только от факторов производства, и не зависящих от изменений национального дохода.

ИНВЕСТИЦИИ ИНДУЦИРОВАННЫЕ — инвестиции, вызываемые потребностью общества в соответствующих товарах и услугах, на получение, производство которых используются эти инвестиции.

О принципе акселератора и его действии при различных типах изменениях национального дохода.

Мультипликационный эффект тесно взаимосвязан с акселеративным эффектом. Понятие акселератора было введено французским экономистом Р. Афтальоном в 1903 г., но неокейнсианские теоретики цикла — П. Самуэльсон, Дж. Хикс, Э. Хансен и др. детально разработали и использовали принцип акселерации при задании инвестиционной функции. Принцип акселерации представляет теорию индуцированных (производных) капиталовложений и связан с особенностями воспроизводства основного капитала. Если спрос постоянно растет, а наличные мощности находятся на пределе своих производственных возможностей, то тут появляются индуцированные инвестиции (Iин). В отличие от автономных индуцированные инвестиции функционально зависят от величины национального дохода и служат для удовлетворения возросшего в результате роста дохода совокупного спроса. При этом между изменением Дохода и осуществлением инвестиций лежит временной лаг, в течение которого разрабатывается технический проект и затем осуществляется его материализация. Поэтому данная функциональная связь может быть формализована так:

Из особенностей воспроизводства средств труда вытекает, что стоимость основного капитала (К0) превышает ту ее часть, которая уже перенесена на готовый продукт. Значит прирост инвестиций должен быть больше вызывающего его прироста дохода. На степень этого превышения и указывает акселератор (b). Другими словами, это показатель приростной капиталоемкости дохода

Поскольку рост основного капитала происходит за счет увеличения чистых инвестиций (In) правомерна и такая запись:

С учетом акселератора функция индуцированных инвестиций принимает вид:

Рассмотрим динамику индуцированных инвестиций в течение нескольких периодов времени при различных вариантах изменения национального дохода. Допустим, что уровень последнего в базовом (t0) и в двух предшествующих ему периодах одинаков, а акселератор постоянен и равен трем. Для определения величины индуцированных инвестиций воспользуемся формулой

Развитие экономики не происходит равномерно. Непрерывные колебания, выражающиеся в смене периодов быстрого роста периодами застоя, являются неотъемлемой чертой экономического развития индустриальных стран. Поскольку эти колебания всякий раз воспроизводятся и носят регулярный, периодический характер существует понятие «экономического цикла», означающее движение экономики от одного кризиса к другому. Современная трактовка этого явления характеризуется следующими общими моментами:

1. Экономический цикл представляет собой единый процесс, последовательно проходящий через фазы кризисов и подъемов. Начиная с 60-х гг. XIX в., когда К. Жугляр статистически доказал наличие 10-летней периодичности, непосредственным объектом изучения стал весь цикл развития экономики, а не его отдельная фаза — кризис.

2. В межвоенный период получило широкое распространение представление о цикле как о многокомпонентном процессе.

Общее колебательное движение складывается из нескольких составляющих, которые выражают динамику наиболее важных агрегатов экономики и имеют разные периоды и механизмы колебаний. Поэтому наряду с деловым (классическим) циклом Маркса-Жугляра, продолжительность которого составляла раньше 7-11 лет, теперь 5-7 лет, выделяют «длинные волны Кондратьева» (45-60 лет), «циклы С. Кузнеца» (15-25 лет), «циклы Китчина» (2-3 года) и др.

3. С середины 30-х гг. возобладал взгляд на цикл как на колебание, происходящее вокруг положения равновесия.

В классической теории экономическое равновесие ассоциировалось с полной занятостью. Представлялось, что циклические колебания происходят не вокруг, а ниже положения равновесия. Классики считали, что в период кризисов происходит срыв с равновесной траектории вниз, а в период подъемов постепенное возвращение к предкризисному уровню. Дж. М. Кейнс в своей известной работе доказал возможность экономического равновесия при неполной занятости, на основании чего в дальнейшем возобладал взгляд на цикл как на колебание, происходящее вокруг положения равновесия.

4. Циклические колебания происходят вокруг трендовой траектории хозяйственного роста (долговременный экономический рост), причем в значительной мере независимо от последнего.

В 50-х гг. XX века с помощью новых теоретических моделей удалось доказать независимость колебательных механизмов от трендового движения. Следствием этого явилось глубокое размежевание между теориями цикла и роста. Однако на графике циклические колебания изображаются как отклонения от линии, представляющей долговременную тенденцию. При этом тренд механически накладывается на безтрендовую модель колебаний (рис. 10.1.1).

5. Цикличность — не порок, а способ саморегулирования рыночной экономики. Но если не обращать внимание и ничего не предпринимать в отношении циклических колебаний, то они способны усиливаться, а войдя «в резонанс», могут разрушить экономическую систему. Поэтому для экономистов цикл является не только предметом изучения, но и объектом управления. Они смотрят на него и как на стихийно возникающий, и как на сознательно формируемый феномен.

В период, когда господствовали представления об эффективности механизма свободной конкуренции, провозглашалось невмешательство государства в экономическую жизнь. В период зарождения кейнсианства считалось обязательным активное антикризисное регулирование со стороны государства. В настоящее время не вызывает сомнения возможность и необходимость государственного вмешательства в ход общественного воспроизводства, но усиленно дискутируются вопросы о путях и интенсивности этого вмешательства. Все единодушны в том, что государство должно очень осторожно осуществлять антициклические мероприятия, поскольку непродуманные действия могут негативно сказаться на экономическом развитии страны спустя несколько лет.

2. Деньги, их функции и роль в экономике

Важнейшим элементом любой развитой экономической системы является денежный (финансовый) рынок. Деньги представляют собой нечто большее, чем просто компонент экономической системы. Они являются связующим звеном между всеми хозяйствующими субъектами, стимулируют развитие производства, опосредуют движение товаров и услуг. Стабильно функционирующая денежная система обеспечивает кругооборот доходов и расходов, способствует более полному использованию производственных мощностей и прочих, в т. ч. трудовых ресурсов. И, наоборот, разбалансированная денежная система может стать главной причиной кризисных явлений в экономике, значительных масштабов безработицы высоких темпов инфляции, неэффективного распределения ресурсов и т.д.

В традиционном, в том числе марксистском, понимании деньги это товар особого рода, выделившийся из товарного мира в результате длительного, стихийного, эволюционного развития. В современных западных учебниках по экономике деньги зачастую рассматриваются как величайшее изобретение человечества, как финансовое средство, являющееся заменителем реальных средств и гарантирующее приобретение этих реальных средств в будущем.

Сущность денег раскрывается в их функциях. Среди западных экономистов нет единства в определении числа и трактовки функций денег. Наиболее часто называются следующие основные функции: а) мера стоимости; б) средство обращения; в) средство сбережения (сохранения богатства). Говорят также о деньгах как средстве платежа, счетной единице, мировых деньгах. Как мера стоимости, считают, например К. Макконнелл и С. Брю, деньга соизмеряют относительные стоимости разнородных благ и услуг. Благодаря деньгам нам не приходится выражать цену каждого продукта через все другие товары, на которые он мог бы быть обменен. Как средство обращения деньги можно использовать при покупке или продаже товаров и услуг. Это позволяет обществу избежать неудобств бартерного обмена, в частности, его ограниченности. Деньги в отличие от многих реальных средств (например пищи или одежды) являются очень удобной формой хранения богатства, сбережения. Но даже по сравнению с некоторыми реальными средствами, накопление которых представляет собой надежную форму сохранения богатства (недвижимость, земля и т. п.), деньга обладают одним несомненным преимуществом. Они абсолютно ликвидны, т. е. могут быть безотлагательно использованы фирмой, семьей, отдельным человеком для удовлетворения любой потребности.

Кроме денег к финансовым средствам относятся облигации и акции. Облигации — это долговые ценные бумага, которые гарантируют их владельцам фиксированный доход в виде процента, выплачиваемого раз в полгода или год, и возврат суммы переданной ими в долг к определенному сроку. Акции (простые) — это долевые ценные бумага, которые могут принести их владельцам доход в виде дивиденда от прибыли корпораций. Акции — это документ, удостоверяющий долю ее владельца в реальной собственности акционерного общества и право на участие в собрании акционеров с правом решающего голоса. Инвестирование в акции более рискованно, чем покупка облигаций, но годовая отдача от акций, как правило, выше. И те и другие обычно свободно продаются и покупаются на вторичном рынке. Их курсовая стоимость колеблется в зависимости от рыночной конъюнктуры. Одной из важнейших характеристик финансовых и реальных активов является их ликвидность, т. е. способность быстро обращаться в наличность (для денег — в другие товары).

Невозможность быстро обратить то или иное финансовое средство в наличные деньги может не позволить вовремя заплатить по счету, купить товар, совершить сделку. В связи с этим и отдельный потребитель, и фирма, и банк должны предвидеть сколько потребуется наличных денег в тот или иной момент времени.

3. Какие факторы влияют на величину мультипликатора затрат

При рассмотрении предыдущего вопроса мы негласно считали уровень инвестиций стабильной величиной. В то же время выше уже упоминалось, что инвестиции представляют собой весьма переменчивый компонент общих расходов, т. к. спрос на инвестиционные товары по самой их природе крайне неустойчив. При появлении или изменении автономных инвестиций происходят изменения в величине равновесного национального дохода (рис. 3.5.1).

Нетрудно заметить, что прирост или сокращение дохода оказываются более значительными, чем вызвавшие их изменения автономных инвестиций. С аналогичным результатом можно столкнуться при рассмотрении числового примера. Допустим функция потребления имеет вид:

а первоначальный объем инвестиций (I0) равен 100 (млрд. руб.). В таком случае уравнение дохода в равновесном состоянии будет выглядеть так:

Откуда Y0 = 300 (млрд. руб.).

Пусть далее инвестиции возрастут до 140 (I1). Тогда уравнение дохода примет вид:

Решая его, получим Y1 = 400 (млрд. руб.). Таким образом, рост инвестиций на 40 млрд. руб. вызвал увеличение национального дохода на 100 млрд. руб. (т. е. в 2,5 раза больше). При уменьшении автономных инвестиций до нуля (I2), доход (Y2) сократился бы до размеров потребительских расходов, т. е. до 50 млрд. руб. ( I = I2 — I0 = — 100 млрд. руб.; Y = Y2 — Y0 = — 250 млрд. руб.).

Читать статью  Акции автопроизводителя Volvo выросли на 15% на дебютных торгах на бирже

Описанное явление получило название «эффект мультипликатора». Впервые о нем заявил в 1931 г. Р. Ф. Кан, но в широкий научный оборот это понятие ввел Дж. М. Кейнс.

В чем же причина этого явления, как его объяснить? Ведь очевидно, что прирост инвестиций в развитие производственной базы общества не может быстро обернуться отдачей в виде готовой продукции. По мнению Кейнса, исходное увеличение инвестиций («первотолчок») приводит к увеличению доходов фирм, производящих инвестиционные товары (оборудование, стройматериалы и т. п.). Они, в свою очередь, расширяют собственное потребление, производство, занятость и предъявляют спрос на продукцию сырьевых и смежных отраслей. Рост занятости и доходов работников способствует расширению производства в отраслях, производящих потребительские товары. Т. о. цепная реакция доходообразования и расширения производства захватывает все более отдаленные друг от друга отрасли. Возникает своего рода «эффект кругов по воде». Причем, чем шире становится этот процесс, тем «эффект возмущения» становится менее интенсивным. Затухание объясняется тем, что не весь полученный на каждом этапе доход тратится на новое потребление, т. е. становится снова чьим-то доходом. На каждом этапе часть полученного дохода сберегается и тем самым исключается из дальнейшего доходообразования. Таким образом, сила эффекта мультипликатора (multiplico — умножаю) зависит от предельной склонности к потреблению и сбережению. При постоянном значении этих показателей определить мультипликатор не представляет труда.

Пример. Некий предприниматель решил построить загородный коттедж и заплатил строителям (включая оплату стройматериалов) 100 млн. руб. Это первоначальные автономные инвестиции. Допустим, в обществе сложилась следующая структура потребления и сбережения дополнительного дохода: 2/3 потребляется (МРС) и 1/3 сберегается (MPS). Получив 100 млн. руб. дохода, строители и продавцы стройматериалов 2/3 его потратят на покупку необходимых им товаров (66,7 млн. руб.), а 1/3 (33,3 млн. руб.) — сберегут. В свою очередь производители потребительских товаров, получив доход в 66,7 млн. руб., также 2/3 его потратят на свое. потребление (44,4 млн. руб.), а 1/3 — сберегут. Так будет продолжаться с каждым новым кругом расходов. Если довести этот процесс до логического завершения, то в итоге общий прирост дохода составит 300 млн. руб.

Математически это можно выразить таким образом. Доход равен расходам:

Тогда прирост дохода равен сумме приростов потребления и инвестиций:

Используя формулу предельной склонности к потреблению:

Подставив полученное выражение С в предыдущее уравнение, получим:

В последнем уравнении выражение —

— и является мультипликатором инвестиций (k).

Учитывая, что 1 — МРС = MPS, можно записать:

Мультипликатор инвестиций показывает, в какой пропорции итоговый прирост национального дохода оказывается больше исходного прироста автономных инвестиций. Выраженный последней формулой, мультипликатор отражает только «утечку» сбережений. Такой мультипликатор называют простым. Реально происходят и другие изъятия, уменьшающие величину мультипликационного эффекта: погашение долгов, образование резервов, налоги, импорт. С другой стороны, предельная склонность к инвестированию (MPI) усиливает мультипликационный эффект. С учетом всех этих обстоятельств рассчитается более реалистичный (сложный) мультипликатор.

Следует заметить, что в принципе мультипликационный эффект могут вызывать любые автономные затраты, а не только инвестиции. Речь идет об изменении величин автономного потребления, государственных закупок, экспорта. В таком случае говорят о мультипликаторе затрат. Он рассчитывается как отношение прироста национального дохода к изменениям всех автономных затрат, вызвавших прирост дохода.

Оценивая эффект мультипликатора, стоит помнить, что если в случае роста автономных затрат он срабатывает «в пользу» экономического роста, то при сокращении этих расходов он с не меньшей силой вызывает падение производства.

Как дестабилизирующий фактор мультипликатор тем сильнее, чем меньше величина MPS, и наоборот.

Анализ мультипликационного эффекта показывает наличие необычного явления, получившего название «парадокса бережливости». Суть его в том, что при определенных условиях попытки населения больше сберегать оборачиваются возвратом к первоначальному уровню сбережений (или даже к их абсолютному сокращению). Исключением является ситуация инфляционного перегрева экономики на уровне потенциального выпуска (Yf). В данном случае увеличение сбережений является общественно желательным, так как уменьшает совокупный спрос и способствует обузданию инфляции (рис. 3.5.2, а).

Однако если экономика находится в кризисном (или предкризисном) состоянии, то усиление бережливости способно лишь вызвать наступление (или углубление) кризиса. Сокращение же национального дохода сужает базу для реальных сбережений (рис. 3.5.2, b). Особый «вред» бережливости состоит именно в том, что наиболее серьезные мотивы сберегать появляются у людей как раз при ухудшении экономической конъюнктуры. По человечески понятно, когда люди, опасаясь наступления кризиса и потери работы, начинают усиленно откладывать на «черный день» (за скобками остается особая ситуация гиперинфляции). Однако уменьшение сбережений означает сокращение потребления. Соответственно уменьшаются доходы производителей, ибо расходы одних это доходы других. Если кому-то удалось сберечь больше, то только потому, что кто-то другой был вынужден «залезть в долги» или расстаться со своими сбережениями. Попытки значительной части населения сократить потребление (ради увеличения сбережений) приведут к сокращению национального дохода. Короче говоря, стремление к большим сбережениям, «овладевшее массами», превращает ожидаемый спад в реальность.

Проиллюстрируем «парадокс бережливости» двумя графиками кейнсианской модели. Первый вариант — абсолютно неэластичные к доходу инвестиции, т. е. автономные (график I идет параллельно оси абсцисс, рис. 3.5.3). Допустим, первоначально уровень сбережений определяется кривой S1. Пересечение кривых I и S1 определит равновесный объем национального дохода (Y1) и уровень сбережений (S1).

Усиление бережливости приведет к «подъему» кривой сбережений в положение S2. По логике классической теории рост сбережений будет в точное ги компенсирован ростом инвестиций. Графически это выразилось бы в подъеме линии инвестиций до уровня I’ (пунктирная линия) Уровень дохода Y1 остался бы равновесным, а сбережения выросли до S’.

Однако согласно кейнсианским воззрениям подъема графика инвестиций до уровня V не произойдет (сокращение потребления не стимулирует роста инвестиций, особенно при ожидании кризиса). Увеличение сбережений до S’ выведет систему из равновесного состояния. Излишек сбережений (E1F) над запланированными инвестициями приведет к росту сверхнормативных товарных запасов и заставит производителей сокращать выпуск Система двинется к новому равновесию в точке ЕЗ. В итоге уровень сбережений сократится до первоначального уровня Si, что достаточно понятно, так как источник сбережений — национальный доход — существенно уменьшился. Возникший недостаток автономных инвестиций (Л1) для поддержания равновесия на уровне дохода Y) (что равносильно их сокращению) обернулся «благодаря» эффекту мультипликатора более значительным сокращением национального дохода (AY>AI).

Если же представить себе более реалистическую ситуацию, когда объем инвестиций слабо растет с увеличением национального дохода, т е имеются и индуцированные инвестиции (линия I на графике имеет небольшой положительный наклон, рис. 3 5 4), то действия населения по сбережению и вовсе приведут через непродолжительное время к сокращению сбережении ниже первоначального уровня (S2 a и I и ). Под автономными инвестициями понимаются затраты на образование нового капитала, не зависящие от изменений национального дохода. Наоборот, сами эти инвестиции и их изменение оказывают влияние на рост или падение национального дохода. Причинами появления автономных инвестиций являются внешние факторы — скачкообразность технического прогресса, изменение вкусов, прирост населения, расширение внешних рынков и т. п. В большинстве случаев источником финансирования автономных инвестиций является госбюджет, а точнее — его дефицит. Кроме того, источником I a могут выступать внешние займы.

График автономных инвестиций в координатах кейнсианской модели будет выглядеть как горизонтальная линия (рис. 3.3.2). Отличие индуцированных инвестиций от автономных состоит прежде всего в том, что они зависят от величины национального дохода, а точнее — от его прироста: Iй = f(AY). Зависимость прироста индуцированных инвестиций от роста национального дохода отражается предельной склонностью к инвестированию:

Именно эта зависимость придает графикам индуцированных и чистых инвестиций незначительный положительный наклон (Незначительный наклон графиков IИ и I объясняется тем, что предельная склонность к инвестициям (MPI) гораздо слабее предельной склонности к потреблению.).

Какова роль государства в регулировании экономических отношений

Определяя равновесие на рынках труда, благ и услуг, экономисты классики приходили к выводу, что конкурентная среда не требует вмешательства государства в установление равновесного состояния. Они подчеркивали, что равновесие на этих рынках является устойчивым. Кратковременный выход из равновесного состояния является не более чем эпизодом, и система сама возвращается в равновесное положение. Любое вмешательство из вне может принести больше вреда, чем пользы, поэтому государству они отводили роль пассивного участника. Экономисты классической школы считали, что государство должно:

— устанавливать правила «игры» на рынке, т. е. принимать необходимые законы, минимально ограничивающие свободу действия экономических агентов;

— поддерживать необходимый уровень цен путем умелого манипулирования денежной массой;

— защищать территориальную целостность государства;

— поддерживать некоторые (очень ограниченные) жизненно важные направления деятельности.

Тридцатые годы XX столетия ознаменовались кризисом классиёеской экономиёеской школы и появлением нового направления — кейнсианства, которое последовательно отстаивало необходимость государственного регулирования современной экономики.

В 50-е годы возникает Чикагская экономическая школа во главе с Милтоном Фридманом, которая базируется на классических постулатах. В работах наиболее ярких представителей монетаристов (А. Шварц, М. Таркин, Ф. Каган, Т. Майер, К. Брюнер и др.) отрицалась активная роль государства в стабилизации экономической системы. Исследования, проведенные монетаристами в области денежного обращения, привели их к выводу о том, что путем регулирования обЪема денежной массы можно контролировать совокупный спрос в обществе. Если ранние классики, как мы уже отмечали, относились к деньгам, как к счетной единице, то монетаристы проводили свои исследования под девизом «Деньги имеют значение». Экономическая политика, предложенная М. Фридманом была успешно применена правительством М. Тэтчер в конце 70-х годов при выходе Великобритании из кризиса.

4. Основные экономические показатели макроэкономики и система их исчисления

Основные экономические показатели и их содержание в макроэкономических моделях

Любой подход к анализу экономических процессов требует их измерения, то есть системы показателей, отражающих сущность этих явлений. Таким требованиям отвечает система национальных счетов, основными показателями которой являются валовый национальный продукт (ВНП), чистый национальный продукт (ЧНП). национальный доход (НД) и личный доход граждан.

Валовый национальный продукт (ВНП) представляет собой сумму стоимостей благ и услуг, произведенных и реализованных национальным капиталом данной страны внутри и за ее границами за год.

Валовый внутренний продукт (ВВП) — это сумма произведенных и реализованных благ и услуг всеми производителями в стране независимо от национальной принадлежности капитала.

Например, если американская фирма «Макдональд» производит и реализует свою продукцию на российском рынке, то стоимость произведенных благ и услуг войдет в систему счетов при учете ВНП Соединенных Штатов, в состав ВВП не войдет. В Российской статистике результаты деятельности данной фирмы войдут в показатель ВВП, но не будут учитываться в ВНП.

Читать статью  Финансовые итоги 2019 года

На показатель ВНП значительное влияние оказывает изменение уровня цен. Различают номинальный и реальный ВНП.

Номинальный ВНП отражает физический объем произведенных товаров и услуг в текущих, действующих в данном году ценах.

Реальный ВНП — это номинальный ВНП, скорректированный с учетом изменения цеп, или выраженный в ценах базового года. За базовый принимается тот год, с которого начинается измерение или по отношению к которому производится сопоставление ВНП.

Следующим показателем в системе национальных счетов является чистый национальный продукт (ЧНП). ЧНП — это ВНП, «очищенный» от амортизационных отчислений, то есть от стоимости инвестиционных товаров, остающихся в сфере производства. Чистый национальный продукт отражает величину стоимости ВНП, идущей на потребление населения:

Если из общего объема ЧНП вычесть косвенные налоги, то полученная сумма отразит величину национального дохода (НД):

НД = ЧНП — косвенные налоги.

Национальный доход (НД) отражает часть стоимости ВНП, которую получают в виде дохода владельцы факторов производства: владельцы земли — в виде ренты, капитала — в виде прибыли фирм, рабочей силы — в виде заработной платы.

Подобные документы

Экономическая сущность инвестиций и их виды: валовые, чистые, автономные, индуцированные. Инвестиции и динамика валового внутреннего продукта. Теория мультипликатора и акселератора. Проблемы капиталовложений в современной экономике Российской Федерации.

курсовая работа [260,3 K], добавлен 27.04.2013

Практическое применение теории потребительского выбора: эффект дохода и эффект замещения. Инвестиции и их влияние на объем национального производства. Разработка Кейнсом статической модели мультипликатора и акселератора индуцированных инвестиций.

контрольная работа [251,8 K], добавлен 12.12.2012

Сущность и виды инвестиций, факторы, определяющие объем вложений и причины их необходимости. Значение инвестиций в неоклассической и кейнсианской моделях функционирования экономики. Состояние, тенденции и роль инвестиций в экономике Республики Беларусь.

курсовая работа [625,4 K], добавлен 31.05.2009

Экономическая сущность инвестиций и их виды. Инвестиции и динамика внутреннего валового продукта. Теория мультипликатора и акселератора. Проблема инвестиций в современной экономике России. Интенсивное развитие международных экономических отношений.

курсовая работа [96,6 K], добавлен 07.10.2013

Сущность и роль инвестиций. Инвестиционная деятельность, состав источников ее финансирования. Собственные средства инвесторов, проблемы их формирования, бюджетное финансирование инвестиций. Инновационные фонды, банковский кредит, понятие мультипликатора.

курсовая работа [396,4 K], добавлен 14.12.2009

Изучение типов инвестиций в производственной и финансово-хозяйственной деятельности. Анализ проблем эффективного использования инвестиционных средств. Мультипликатор инвестиций. Исследование значения инвестиций для развития экономики Российской Федерации.

контрольная работа [29,4 K], добавлен 25.04.2013

Сущность, виды и источники инвестиций. Теория динамики инвестиций. Значение инвестиций для развития экономики России. Характер участия в инвестировании. Прирост доходов под влиянием увеличения инвестиций. Проявление мультипликационного эффекта.

курсовая работа [57,9 K], добавлен 25.04.2013

Фискальный мультипликатор — Fiscal multiplier

В экономике , то фискальный мультипликатор (не следует путать с денежным мультипликатором ) представляет собой отношение изменения в национальном доходе , возникающем в результате изменения государственных расходов . В более общем смысле, мультипликатор экзогенных расходов — это соотношение изменения национального дохода, возникающего в результате любого автономного изменения расходов (включая расходы на частные инвестиции, потребительские расходы , государственные расходы или расходы иностранцев на экспорт страны). Когда этот множитель превышает единицу, усиление воздействия на национальный доход можно назвать эффектом мультипликатора . Механизм, который может вызвать эффект мультипликатора, заключается в том, что первоначальная дополнительная сумма расходов может привести к увеличению дохода и, следовательно, увеличению расходов на потребление , дальнейшему увеличению дохода и, следовательно, дальнейшему увеличению потребления и т. Д., Что приведет к увеличению общего увеличения национального дохода. чем первоначальная сумма дополнительных расходов. Другими словами, первоначальное изменение совокупного спроса может вызвать изменение совокупного выпуска (и, следовательно, совокупного дохода, который он генерирует), кратное первоначальному изменению.

Существование мультипликативного эффекта было первоначально предложено студентом Кейнса Ричардом Каном в 1930 году и опубликовано в 1931 году. Некоторые другие школы экономической мысли отвергают или преуменьшают важность мультипликативных эффектов, особенно с точки зрения долгосрочной перспективы. Эффект мультипликатора использовался в качестве аргумента в пользу эффективности государственных расходов или налоговых льгот для стимулирования совокупного спроса.

В некоторых случаях значения множителя меньше единицы были измерены эмпирически (например, спортивные стадионы), что свидетельствует о том, что определенные виды государственных расходов вытесняют частные инвестиции или потребительские расходы, которые в противном случае имели бы место. Это вытеснение может происходить, потому что первоначальное увеличение расходов может вызвать повышение процентных ставок или уровня цен . В 2009 году журнал The Economist отметил, что «экономисты на самом деле глубоко разошлись во мнениях относительно того, насколько хорошо или действительно ли работает такой стимул», отчасти из-за отсутствия эмпирических данных о стимулах невоенного характера. Новое свидетельство было получено из Закона о восстановлении и реинвестировании Америки от 2009 года, выгоды которого были спрогнозированы на основе фискальных мультипликаторов и за которым фактически последовало — с 2010 по 2012 год — замедление потери рабочих мест и их роста в частном секторе.

Содержание

  • 1 Чистые государственные расходы
  • 2 Пример
  • 3 Приложения
  • 4 Фискальные мультипликаторы в упрощенном контексте
    • 4.1 Мультипликатор подоходного налога
    • 4.2 Мультипликатор государственных расходов
    • 4.3 Фискальный мультипликатор сбалансированного бюджета
  • 5 Оценочные значения
    • 5,1 Соединенные Штаты Америки
    • 5.2 Европа
    • 5.3 МВФ
  • 6 критических замечаний
    • 6.1 Вытеснение
    • 6.2 Предельная склонность к потреблению
  • 7 См. Также
  • 8 ссылки
  • 9 Дальнейшее чтение

Чистые государственные расходы

Другой важный аспект мультипликатора заключается в том, что в той мере, в какой государственные расходы порождают новое потребление, они также создают «новые» налоговые поступления. Например, когда деньги тратятся в магазине, покупные налоги, такие как НДС, уплачиваются с расходов, и владелец магазина получает более высокий доход и, следовательно, платит больше налогов на прибыль. Следовательно, хотя правительство тратит 1 доллар, вполне вероятно, что оно вернет значительную часть этого доллара в надлежащее время, в результате чего чистые расходы будут намного меньше, чем 1 доллар. Действительно, теоретически возможно, что при правильной ориентации начальных расходов правительство сможет получить обратно больше, чем первоначально затраченный 1 доллар.

пример

Например, предположим, что правительство тратит 1 миллион долларов на строительство завода. Деньги не исчезают, а становятся заработной платой строителей, доходами поставщиков и т. Д. Строители будут иметь более высокий располагаемый доход , и потребление может вырасти, так что совокупный спрос также вырастет. Предположим далее, что получатели новых расходов правительства, в свою очередь, тратят свой новый доход, это повысит спрос и, возможно, потребление, и так далее.

Увеличение валового внутреннего продукта — это сумма увеличения чистой прибыли каждого пострадавшего. Если строитель получает 1 миллион долларов и выплачивает 800 000 долларов субподрядчикам, он получает чистую прибыль в размере 200 000 долларов и соответствующее увеличение располагаемого дохода (суммы, остающейся после уплаты налогов).

Этот процесс продолжается через субподрядчиков и их сотрудников, каждый из которых испытывает увеличение располагаемого дохода до такой степени, что новая работа, которую они выполняют, не заменяет другую работу, которую они уже выполняют. Каждый участник, у которого наблюдается увеличение располагаемого дохода, затем тратит некоторую его часть на конечные (потребительские) товары в соответствии со своей предельной склонностью к потреблению , что приводит к тому, что цикл повторяется произвольное количество раз, ограничиваясь только свободными мощностями. имеется в наличии.

Приложения

Эффект мультипликатора используется правительствами, пытающимися использовать политику налогово-бюджетного стимулирования для повышения общего уровня экономической активности. Это можно сделать в период спада или экономической неопределенности, когда безработица высока, а другие ресурсы используются недостаточно. Увеличение государственных расходов увеличивает уровень совокупного спроса, увеличивая деловую активность, что увеличивает доход, что еще больше увеличивает расходы и совокупный спрос в благоприятном цикле. Идея состоит в том, что общий рост производства и доходов всех сторон в экономике может быть больше, чем первоначальный прирост государственных расходов, поскольку дополнительные ресурсы привлекаются в круговорот денежных расходов и деловой активности через экономику. Существование простаивающих производственных мощностей и вынужденной безработицы в экономике можно представить как разрыв выпуска — разницу между фактическим и потенциальным ВВП, а политика фискального стимулирования может быть направлена ​​на введение достаточных дополнительных расходов, усиленных мультипликатором, для ускорить сокращение разрыва выпуска .

Любые дополнительные расходы правительства должны финансироваться за счет сокращения резервов, дополнительных налогов или выпуска дополнительных государственных долговых инструментов (например, заимствования). Повышение налогов, точно соответствующее увеличению расходов, может показаться предназначенным для извлечения из циркулирующего потока экономики суммы налогового дохода, точно равной сумме, вводимой за счет дополнительных государственных закупок. Можно также предположить, что увеличение заимствований для финансирования дополнительных государственных закупок предназначено для извлечения из оборотного потока суммы, равной дополнительным государственным закупкам, возможно, путем вытеснения частных заимствований на инвестиционные расходы. В истории экономической мысли представление о том, что любое увеличение государственных расходов обязательно вытесняет равную сумму частных расходов или инвестиций за счет налогообложения или заимствования и, таким образом, не оказывает чистого влияния на экономическую активность, известно как взгляд казначейства , и считается в целом ошибочным. Аргумент о том, что выбор налогов или займов для финансирования государственных расходов должен быть эквивалентным, поскольку налогоплательщики наблюдают за получением займов и откладывают их в ожидании налогов для погашения займа, известен как рикардианская эквивалентность и иногда приводится в качестве обоснования веры в то, что политика финансового стимулирования станут бесполезными из-за реакции рациональных потребителей и предприятий, сокративших их расходы или инвестирующих в точной пропорции к увеличению государственных расходов, по сценарию, аналогичному сценарию, предусмотренному в Treasury View.

Считается, что будет ли постепенное увеличение государственных расходов иметь мультипликативный эффект, зависит от обстоятельств в экономике: во-первых, в частности, от того, насколько высока безработица ресурсов, чтобы дополнительный спрос, представленный государственными закупками, мог быть реализован за счет дополнительное производство и более эффективное использование ресурсов без повышения цен; во-вторых, состоянием финансовых и кредитных рынков, где спрос на деньги и денежные инструменты может приветствовать дополнительный государственный долг как ценные бумаги с низким уровнем риска, но может рассматривать инвестиции в частные производственные мощности или накопление капитала как слишком рискованные, учитывая низкий уровень общая деловая активность.

Когда безработица ресурсов в экономике высока, а наличные деньги, по сути, накапливаются в финансово-кредитной системе, фискальный мультипликатор может быть 1 или больше. Даже сбалансированный бюджетный фискальный стимул — дополнительные государственные закупки, полностью финансируемые эквивалентным увеличением налогообложения без каких-либо дополнительных государственных заимствований, — может иметь множитель больше 1, поскольку увеличение объема производства и деловой активности снижает стойкую безработицу и беспокойство, вызывающее накопление запасов, в результате рост частного потребления и инвестиций сокращает время, необходимое экономике для возврата к полной занятости.

Государственные займы для финансирования дополнительных государственных закупок в обстоятельствах, когда наличные деньги накапливаются в финансово-кредитной системе, не заменят расходы на частные инвестиции. Дополнительный запас государственных ценных бумаг с низким уровнем риска может просто предоставить средства для продолжения накопления, поскольку краткосрочные государственные ценные бумаги считаются почти эквивалентными денежным средствам. В таких обстоятельствах политика увеличения совокупного спроса и общей деловой активности с помощью фискальных мер может рассматривать дополнительные покупки и снижение налогов как взаимозаменяемые почти эквиваленты, при этом изменения чистой разницы между расходами и налогообложением определяются как бюджетные стимулы, финансируемые из дефицита. . Чистый фискальный стимул может быть увеличен за счет увеличения расходов выше уровня налоговых поступлений, снижения налогов ниже уровня государственных расходов или любой комбинации этих двух факторов, в результате которой правительство будет взимать налоги меньше, чем оно тратит.

Читать статью  Акции Beyond Meat упали на 12% на фоне ухудшения прогнозов и увольнений

Степень мультипликативного эффекта при увеличении деловой активности внутри страны зависит от предельной склонности к потреблению и предельной склонности к импорту . Некоторые государственные закупки или снижение налогов могут быть определены как имеющие большее или более непосредственное влияние на деловую активность в краткосрочной перспективе. Например, можно утверждать, что снижение налогов или расходы, нацеленные на домохозяйства с самым низким доходом, чьи расходы в наибольшей степени ограничены доходом, будут иметь более высокий мультипликатор, потому что такие домохозяйства быстрее потратят большую часть любой прибавки к доходу.

Насколько эффективен фискальный стимул для стимулирования роста экономической активности, может зависеть от того, насколько приспособлен денежно-кредитный орган — центральный банк. Многие экономисты придерживаются единодушного мнения, согласно которому денежно-кредитная политика предпочтительна как средство регулирования делового цикла, а фискальные стимулы считаются эффективными только в обстоятельствах, когда денежно-кредитная политика стала неэффективной, поскольку процентные ставки политики приближаются к нулевой нижней границе. или возникла ловушка ликвидности, в которой финансовая система копит деньги и не может профинансировать рискованные инвестиции в накопление капитала и увеличение производства. Если бы денежно-кредитная политика была эффективной, денежно-кредитная политика преобладала бы в налогово-бюджетной политике, делая последнюю неэффективной. Дополнительные государственные займы и расходы будут иметь тенденцию к увеличению процентных ставок, потому что органы денежно-кредитного регулирования будут повышать процентные ставки в ответ на дополнительные государственные займы и расходы, пытаясь сдержать влияние на уровень общественной активности — чтобы предотвратить перегрев спроса на ресурсы и инфляция, например.

Следует ли учитывать долгосрочные выгоды от государственных инвестиций в общественные блага и инфраструктуру при построении количественной оценки мультипликатора, то есть того, должен ли мультипликатор на самом деле включать или представлять анализ затрат и выгод — это область концептуальной путаницы и противоречий. В случае, когда кажется, что существует значительная, постоянная безработица, можно утверждать, что альтернативные издержки государственных расходов сокращаются до такой степени, что мультипликатор превышает 1. Оправдало бы или должно ли это оправдать расточительные государственные расходы в противном случае, остается спорным. С одной стороны, а с другой стороны, оправдывает ли предполагаемая расточительность государственных расходов сокращение оценок мультипликатора, отражающих только эффекты ВВП, до более мелких оценок, отражающих влияние на благосостояние, остается предметом политических разногласий.

Иногда утверждают, что если деньги взяты в долг, они в конечном итоге должны быть возвращены с процентами, так что долгосрочное воздействие на экономику зависит от компромисса между немедленным увеличением ВВП и долгосрочными затратами на обслуживание. образовавшийся государственный долг. Это заблуждение, поскольку рыночные государственные долги используются центральными банками в качестве инструментов денежно-кредитной политики и финансовой системой в качестве инструментов хеджирования рисков и управления портфелем. Долги никогда не могут быть «возвращены», и даже если они будут возвращены, то это будет чисто номинально. Центральный банк не привержен какой-либо будущей политике путем выпуска государственного долга, и, в любом случае, никогда не будет «компромисса», при котором имело бы смысл сократить использование ресурсов в будущем, чтобы «окупить» долг. Потенциал обслуживания долга может быть увеличен только с помощью будущей политики полного использования национальных ресурсов.

Концепция экономического мультипликатора в макроэкономическом масштабе может быть распространена на любой экономический регион. Например, строительство нового завода может привести к появлению новых рабочих мест для местных жителей, что может иметь дополнительные экономические последствия для города или региона.

Фискальные мультипликаторы в упрощенном контексте

Следующие ниже значения являются теоретическими значениями, основанными на упрощенных моделях, которые предполагают, например, отсутствие изменений процентных ставок или уровня цен в результате фискальных действий. Эмпирические значения, соответствующие действительности, оказались ниже (см. Ниже).

В следующих примерах множитель является правой частью уравнения без первого компонента.

  • y — первоначальный выпуск (ВВП)
  • б C < displaystyle b_ >предельная склонность к потреблению (ПДК)
  • б Т < displaystyle b_ >первоначальная ставка налога на прибыль
  • б M < displaystyle b_ >предельная склонность к импорту
  • Δ y < displaystyle Delta y>изменение дохода (эквивалент ВВП)
  • Δ грамм < displaystyle Delta G>изменение государственных расходов
  • Δ Т < displaystyle Delta T>изменение совокупных налогов

Множитель подоходного налога

Примечание: здесь только потому, что если это изменение ставки налога на прибыль, то подразумевается, что она равна 0. Δ б Т < displaystyle Delta b_ > Δ а Т < displaystyle Delta a_ >

Мультипликатор государственных расходов

Фискальный мультипликатор сбалансированного бюджета

Оценочные значения

Соединенные Штаты Америки

В показаниях Конгресса, данных в июле 2008 года, Марк Занди , главный экономист Moody’s Economy.com, представил оценки годового мультипликативного эффекта для нескольких вариантов налогово-бюджетной политики. Мультипликаторы показали, что любая форма увеличения государственных расходов будет иметь больший мультипликативный эффект, чем любая форма снижения налогов. Наиболее эффективная политика — временное увеличение продовольственных талонов — имела оценочный мультипликатор 1,73. Самый низкий мультипликатор увеличения расходов — общая помощь правительствам штатов — 1,36. Что касается снижения налогов, мультипликаторы варьировались от 1,29 для налоговых каникул на фонд заработной платы до 0,27 для ускоренной амортизации . Для того, чтобы сделать снижение налогов Бушем постоянным, был второй по величине множитель — 0,29. Возмещаемые единовременные налоговые льготы — политика, использованная в Законе об экономическом стимулировании от 2008 года , — имели второй по величине множитель для снижения налогов — 1,26.

По словам Отто Экштейна , «учебные» значения множителей завышены. В следующих таблицах слева представлены предположения о денежно-кредитной политике. Вверху указано, относится ли значение множителя к изменению государственных расходов (ΔG) или снижению налогов (−ΔT).

Допущение денежно-кредитной политики ΔY / ΔG ΔY / (- ΔT)
Постоянная процентная ставка 1,93 1.19
Постоянная денежная масса 0,6 0,26

Приведенная выше таблица относится к четвертому кварталу, в соответствии с которым действует постоянное изменение политики.

В 2013 году было опубликовано исследование, посвященное изучению экономических характеристик, влияющих на фискальные мультипликаторы. Было обнаружено, что эффект от увеличения государственного потребления больше в промышленных, чем в развивающихся странах, фискальный мультипликатор относительно велик в странах, работающих при заранее установленном обменном курсе, но равен нулю в странах, работающих с гибкими обменными курсами; Фискальные мультипликаторы в странах с открытой экономикой ниже, чем в странах с закрытой экономикой, а фискальные мультипликаторы в странах с высокой задолженностью также равны нулю.

Европа

Итальянские экономисты оценили значения мультипликатора в диапазоне от 1,4 до 2,0 с учетом динамических эффектов. Экономисты использовали влияние мафии как инструментальную переменную, чтобы оценить эффект от центральных фондов, выделяемых местным советам.

В октябре 2012 года Международный валютный фонд опубликовал свой документ «Глобальные перспективы и политика», в котором было признано, что их предположения о фискальных мультипликаторах были неточными.

«В отчетах персонала МВФ предполагается, что фискальные мультипликаторы, используемые в процессе прогнозирования, составляют около 0,5. Наши результаты показывают, что мультипликаторы фактически находились в диапазоне от 0,9 до 1,7 после Великой рецессии. Этот вывод согласуется с исследованиями, предполагающими, что в сегодняшних условиях существенные Экономический спад, денежно-кредитная политика, ограниченная нулевой нижней границей, и синхронизированная фискальная корректировка во многих странах, мультипликаторы могут быть значительно выше 1.

Это признание имеет серьезные последствия для таких экономик, как Великобритания, где OBR использовал допущения МВФ в своих экономических прогнозах о последствиях политики жесткой экономии правительства. По консервативным оценкам TUC , использование OBR недооцененных МВФ значений фискального умножения означает, что они, возможно, недооценили экономический ущерб, нанесенный политикой жесткой экономии правительства Великобритании, на 76 миллиардов фунтов стерлингов.

В своем отчете об оценке прогнозов на 2012 год OBR признал, что заниженные фискальные мультипликаторы могут быть причиной их чрезмерно оптимистичных экономических прогнозов.

«Пытаясь объяснить неожиданную слабость роста ВВП за этот период, естественно спросить, было ли это частично вызвано [бюджетным] ужесточением — либо потому, что оно оказалось больше, чем мы первоначально предполагали, либо потому, что данное ужесточение сделали больше для снижения ВВП, чем мы первоначально предполагали. Отвечая на этот вопрос, нас интересует совокупное влияние различных типов ужесточения налогово-бюджетной политики на ВВП (измеряемое с помощью так называемых «фискальных мультипликаторов»), а не просто прямой вклад государственных инвестиций и потребления товаров и услуг в расходы. мера ВВП. Этот прямой государственный вклад был более положительным для роста, чем мы ожидали, чем более отрицательным «.

Критика

Вытеснение

Утверждалось, что усиление фискальной активности не всегда приводит к повышению экономической активности, поскольку дефицитные расходы могут вытеснить финансирование других видов экономической деятельности за счет повышения процентных ставок. Утверждается, что это явление с меньшей вероятностью может произойти во время рецессии, когда норма сбережений традиционно выше и капитал не используется в полной мере на частном рынке.

Предельная склонность к потреблению

Как уже говорилось, множитель зависит от ПДК (предельная склонность к потреблению). Использование термина MPC здесь относится к MPC страны (или подобной экономической единицы) в целом, и теория и математические формулы применимы к этому использованию термина. Однако у отдельных людей есть ПДК, и, кроме того, ПДК неоднороден в обществе. Даже если бы это было так, характер потребления неоднороден. Некоторые виды потребления могут рассматриваться как более благоприятные (по отношению к экономике), чем другие. Следовательно, расходы могут быть нацелены там, где они принесут наибольшую пользу, и, таким образом, увеличены на самый высокий (ближайший к 1) ПДК. Это традиционно рассматривалось как строительство или другие крупные проекты (которые также приносят прямую выгоду в виде готового продукта).

Очевидно, что некоторые слои общества могут иметь гораздо более высокий ПДК, чем другие. Кто-то с богатством или доходом выше среднего может иметь очень низкий (краткосрочный, по крайней мере) ПДК, близкий к нулю, что позволяет сэкономить большую часть любого дополнительного дохода. А вот пенсионер, например, может иметь ПДК 1.

Что еще более важно, это потребление с большей вероятностью будет происходить в местном малом бизнесе — например, в местных магазинах, пабах и других местах проведения досуга. Эти типы предприятий сами, вероятно, будут иметь высокий ПДК, и, опять же, характер их потребления, вероятно, будет на том же или следующем уровне бизнеса, а также будет иметь доброжелательный характер.

Другие люди с высоким и доброжелательным MPC будут включать почти всех с низким доходом — студентов, родителей с маленькими детьми и безработных.

http://otherreferats.allbest.ru/economy/00010781_0.html
http://ru.qaz.wiki/wiki/Fiscal_multiplier

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: