Бюджетные инвестиции – что это такое и можно ли их получить?

Оглавление

Бюджетные инвестиции – источники и порядок их предоставления

Государство активно участвует в экономической жизни страны – без поддержки средств из государственной казны многие предприятия оказались бы на грани исчезновения или не смогли бы начать деятельность. Что же такое бюджетные инвестиции, и почему они так важны для экономического здоровья страны?

1 Бюджетные инвестиции – теория и реалии

Что понимают под бюджетными инвестициями? Это капиталовложения, источники которых созданы государственным бюджетом. Именно так, никаких лишних трактовок и суждений, все просто и понятно. Несмотря на относительно простую суть, финансовая господдержка выполняет важную роль в развитии экономики. Конечно же, мы по большей части будем обсуждать ситуацию с бюджетными инвестициями в России.

Бюджетный Кодекс Российской Федерации регламентирует условия размещения государственного капитала в тех или иных предприятиях. В зависимости от регионального подхода к составлению бюджета, могут изменяться основные объекты инвестирования. В законодательстве РФ под понятием «бюджетные инвестиции» принято понимать деньги, направленные в капиталы государственных и муниципальных объектов для поддержания их работы. В статье о том, что такое портфельные инвестиции, мы говорили о необходимости диверсификации вложений и постоянного инвестирования в прибыльные проекты.

Почему же на федеральном уровне в законодательстве не предусмотрена возможность вложения денег в уставный капитал частных предприятий или же в венчурные инициативы? Основной причиной является желание Российского государства построить полноценную рыночную экономику, устойчивую, самодостаточную и сильную. Согласно идеям Австрийской Экономической Школы, государство в качестве инвестора чаще всего оказывает негативное влияние на рынок. По большей части проблемой считается низкая эффективность размещения средств.

Мы уже касались идей, представленных фон Мизесом, Феттером и другими последователями Венской Школы, а потому вдаваться в подробности сейчас не будем.

В теории государственные инвестиции должны приносить огромную пользу, увеличивая гибкость бюджета и позволяя создавать новые источники доходов. В реальности бюджет начинает трещать по швам, если инвестиционная деятельность убыточная или доходность на порядок ниже оптимальной. Убытки приходится перекрывать из более надежных источников (налоговых сборов, пошлин). Бюджетная политика государства, размещающего капиталы в фондовых инструментах, находится в тесной зависимости от волатильности ценных бумаг на рынке.

Конечно же, существуют специальные методы участия государства в фондовой торговле, но бюджетное финансирование инвестиций в ценные бумаги всегда находится под скептическим взглядом суровых аналитиков. С другой стороны, совсем бросать экономику на самотек нельзя, поэтому государство создает юридические лица, посредством которых управляет крупными субъектами экономики или же инвестирует деньги в фондовые инструменты.

Другим инструментом активного влияния государства на состояние экономики являются субсидии, но в этом случае государство не заинтересовано в получении прибыли напрямую. Средства размещаются в перспективных молодых предприятиях, которые обладают хорошим потенциалом и способны изменить ситуацию на региональном рынке в течение ближайших нескольких лет. Именно с расчетом на общее улучшение экономической атмосферы государство и раздает субсидии индивидуальным предпринимателям и молодым юридическим лицам. Такие бюджетные инвестиции позволяют экономике развиваться быстрее. Кто-то может даже начать дискусию на тему получения дивидендов в виде налогов.

2 Бюджетная политика по отношению к объектам государственной и муниципальной собственности

В законах России черным по белому сказано, что бюджетные деньги, которые направляются на увеличение объемов государственной и муниципальной собственности, считаются бюджетными инвестициями. Более подробно о том, что именно относится к объектам инвестиций, написано в п.1 ст. 79 БК РФ. Государственные источники инвестируют бюджетные средства в:

  • капитальное строительство государственной и муниципальной недвижимости;
  • покупку новой государственной и муниципальной собственности;
  • основной капитал государственных и муниципальных учреждений (ГУП);
  • обновление и реконструкцию имеющихся объектов.

Интересно, что в том же документе сказано, что государство не покупает, не реконструирует и не строит временные постройки, навесы, киоски. По всей видимости, данное уточнение было жизненно важным для того, чтобы государственные чиновники лучше представляли себе направления для размещения денежных средств. Есть также и технический регламент, в котором определено несколько категорий объектов собственности, подлежащих инвестированию со стороны бюджета:

  1. Здания для труда, досуга и хранения ценностей населения;
  2. Сооружения – инженерные, промышленные и строительные объекты, включая элементы транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры;
  3. Жилища – муниципальная жилплощадь.

Как видите, список потенциальных объектов не так уж и велик. Обратите внимание, что государство все же оставляет за собой право и возможность для вложения денег в основной капитал различных госпредприятий, которые могут заниматься коммерческой деятельностью в интересах страны. Примером можно считать всем известную монополию ОАО «РЖД», которая частично принадлежит государству, частично находится под управлением частного бизнеса.

Не только из-за государственных ограничений государство вынуждено привлекать иностранные инвестиции. Дело также в том, что у бюджета попросту не хватит денег на то, чтобы выплачивать всем нуждающимся пособия, поддерживать работу низкодоходных или убыточных муниципальных предприятий, содержать армию и при этом еще и вкладывать деньги в развитие бизнеса с прицелом на 3–5 лет вперед. Это непозволительная роскошь. Поэтому государство регулярно выступает с инициативами по привлечению частного местного и иностранного капиталов.

3 Капиталовложения государства в негосударственные объекты

Узкая «специализация» государственных ассигнований вовсе не означает, что единственным интересом правительства является поддержание жизни в государственных предприятиях. Россия заинтересована в развитии собственного бизнеса и получении прибыли от вложенных денег. На федеральном уровне такие проекты появляются очень редко и обычно касаются гигантов экономики, в которых уже размещена часть государственных капиталов.

Намного чаще инициаторами инвестиционных стратегий с участием коммерческих организаций и предприятий выступают региональные власти. В качестве примера можно привести Сахалинскую программу инвестирования в частные предприятия, которая была запущена в 2005 году. Вышедший 28 марта региональный закон «О перечне видов имущества. » перечислил те объекты собственности, на которые могло потратить выделенные из бюджета средства юридическое лицо.

Данный метод размещения бюджетного капитала опять же касается преимущественно сотрудничества между государственными и негосударственными предприятиями, деньги направляются в основной капитал этих юридических лиц, согласно БК РФ. Поэтому говорить о прямом извлечении выгоды не приходится.

На региональном уровне между федеральным бюджетом и юридическом лицом местные муниципальные предприятия выступают в качестве посредников, гарантируя таким образом правильное размещение средств, – бюджетные инвестиции направляются на строго определенные цели.

Непосредственное участие в экономической жизни страны и инвестиционных процессах государство осуществляет путем создания соответствующих юридических лиц. Среди крупнейших госкорпораций и предприятий можно выделить крупных игроков в соответствующих отраслях, которые в немалой степени определяют направление движения для всей индустрии. Государство владеет контрольным пакетом акций в следующих крупных субъектах Российской экономики:

  • РОСТЕХ (быв. «Ростехнологии») – основана в 2007 году и включает в себя десятки приборостроительных и машиностроительных предприятий;
  • Внешэкономбанк – занимается инвестированием в частный сектор экономики, привлекает иностранных инвесторов;
  • Концерн ВКО Алмаз-Антей – инженерия, высокотехнологичное строительство и т.д.

Через госкопорации и крупные компании государство осуществляет более свободную инвестиционную деятельность, так как направления для размещения капиталов компании выбирают самостоятельно, и сами ведут учет размещенных инвестиций. Таким образом, создается более здоровая ситуация в стране, когда бюджет напрямую не участвует в инвестиционной деятельности, а деньги для капиталовложений все же выделяются.

4 Как происходит учет инвестиций?

Порядок предоставления бюджетных инвестиций изменяется от региона к региону. Чаще всего инвестиции предоставляются на основе заключенных между государственным и негосударственным юридическими лицами соответствующих договоров. Из-за необходимости вести тщательный учет расходования и приложения государственных финансов были созданы соответствующие руководства по тому, как вести бухгалтерский учет.

Деньги в виде субсидий поступают на баланс предприятия и должны быть соответствующим образом оприходованы. Капитальные вложения могут быть обеспечены несколькими методами:

  1. Через передачу полномочий госзаказчика;
  2. Путем заключения договоров;
  3. Путем передачи средств, согласно установленному законом порядку предоставления субсидий из федерального бюджета.

Чтобы учет был прозрачным и универсальным для всех участников финансовых процессов, в 2010 году было выпущено письмо Министерства Финансов Российской Федерации за номером 02-06-07/5397. В нем была приведена таблица соответствия счетов, которой следует руководствоваться бухгалтерам при формировании отчетов. Мы не будем разбирать пошагово учет бюджетных инвестиций на предприятии, это уже дело бухгалтерии государственных и муниципальных предприятий.

Унифицированная схема учета была и остается очень важной для планирования бюджетных инвестиций.

Если же объектом инвестирования является негосударственная компания, то на рекомендации Минфина следует обратить самое пристальное внимание, чтобы не возникало никаких недоразумений. За деньги, поступающие в основной капитал компаний из госкорпораций по специальным программам, также нужно отчитаться. Учет ведется согласно требованиям юридического лица, выступающего в качестве инвестора.

Источники государственных инвестиций могут быть разными. На региональном уровне в качестве инвестора может выступить местная казна, субсидии могут быть выделены через Центры Занятости Населения, специальные фонды и другие подобные организации. Источники также могут быть и более крупными, так начинающей приборостроительной компании вполне может помочь РОСТЕХ или Внешэкономбанк.

5 Другие источники бюджетных инвестиций

Существуют основные источники капиталов для обеспечения бюджетных инвестиций. Конечно же, основным инвестором выступает государственная федеральная казна. Именно там аккумулируются все необходимые для дальнейшего инвестирования средства. Другие источники денег:

  • региональные и муниципальные бюджеты;
  • государственные банковские организации;
  • государственные кредитные организации;
  • государственные фонды.

Иногда к финансированию тех или иных инвестиционных проектов подключаются частные инвесторы, заинтересованные в прямом размещении капитала. В этом случае между инвесторами заключаются соответствующие договора. В этом случае учет ведется несколько иначе. Если в финансировании проекта приняли участие разные источники, то перед каждым предприятие отчитывается отдельно. В законе строго определено, что именно называется бюджетными инвестициями, и как вести их учет.

Частные инвесторы подключаются к программе по своей собственной воле, и их деньги идут на реализацию целей и задач инвестиционного проекта. Если этот проект обладает потенциалом создать прибыль, то частный инвестор рассматривается именно, как инвестор, которому причитаются дивиденды.

6 Важность государственных ассигнований для экономики

Государство обеспечивает экономике необходимую финансовую инфраструктуру и занимается обеспечением социального и культурного благополучия населения. Если внутри страны созданы все необходимые условия, то экономика становится живее. К примеру, частный капитал важен для развития спекулятивных инвестиций, которые поддерживают здоровый круговорот денег на фондовых рынках.

В наше время инфраструктура интернета позволяет рядовому гражданину заниматься вложением денег в фондовые инструменты посредством передачи денег в доверительное управление. Коллективное инвестирование аккумулирует большие капиталы, которые нельзя игнорировать. Взгляните на наш рейтинг ПАММ-компаний. В него входят брокеры, которые вместе занимают до 70 % рынка России и обеспечивают торговый оборот в более чем 15 млрд. рублей месяц.

Многие люди также инвестируют деньги в валюту, финансируемый выкуп, драгоценные металлы, акции и облигации. Частный капитал должен иметь свободу, которую государство обязано обеспечивать. Именно поэтому основной функцией государства является создание необходимых условий в экономике для увеличения потенциала частного капитала. Государство активно инвестирует бюджетные средства в развитие телекоммуникационной и транспортной инфраструктуры, создает биржи и банковские организации.

Многие начинания государства можно считать венчурными. Программа содействия малому бизнесу была одним из таких рискованных предприятий государства, которое по большому счету не дало нужной отдачи. При этом деньги были не инвестированы, а, по сути, «подарены» участникам программы, которые сумели доказать, что их бизнес-план обладает потенциалом. Даже с учетом низкого процента вышедших на приемлемые показатели предпринимателей и юридических лиц начинание можно назвать успешным.

Государство выполняет важную роль в жизни каждого человека. Бюджетные источники средств часто являются последним шансом некоторых компаний, которые находятся на грани полного финансового краха.

Читать статью  Как рассчитать рентабельность инвестиций: формула, оценка инвестиционного проекта, расчет прибыли

Государственные и бюджетные инвестиции

Бюджетные инвестиции – это один из наиболее эффективных рычагов рыночного регулирования. В бюджете страны величина финансовых вложений и их направленности в правовых актах фиксируются на установленный промежуток времени.

Финансовые вложения из госбюджета разделяются на:

  • экономические капиталовложения;
  • бюджетные инвестиции в социальную сферу;
  • природоохранные вложения;
  • капиталовложения в военную отрасль.

Закон, регламентирующий бюджетное финансирование инвестиций, именуется «Бюджетный кодекс Российской Федерации». В статье данного кодекса о капвложениях в недвижимость, содержащуюся в собственности государства или муниципальных структур, существуют подпункты:

  • капиталовложения из госказны;
  • дотации компаниям, находящимся на балансе страны и в частной собственности;
  • вливания из госбюджета иным юрлицам.

Инвестиционный фонд, как статья госбюджета, предназначенная для претворения в жизнь проектов национального субсидирования по приведенным ранее отраслям в форме партнерства страны с частным бизнесом, был учрежден в 2005 году. к оглавлению ↑

Разновидности госинвестиций

В настоящее время встречаются следующие варианты инвестиционных поступлений ресурсов из госказны:

  • вливания в физические активы, такие как земля, оснащение, строения жилого и нежилого фонда и т.д.
  • денежные государственные инвестиции, в частности, в акции предприятий.

Отраслевой признак отличает и классификацию государственных вливаний в основные средства возводящихся объектов:

  • аграрного направления;
  • производственного направления;
  • возведение жилья;
  • соцсферы (образовательные, здравоохранительные, торговые, культурные учреждения и др.);
  • геолого-разведывательные;
  • транспортные и предприятия связи.

Государственные инвестиции для соблюдения условий фискальных управленческих структур. Указанный тип вложений бывает очень востребованным, когда предприятие ставят перед необходимостью привести свою деятельность в соответствие с условиями органов власти, предъявляемыми по части природоохранных стандартов, безвредности выпускаемых продуктов производства и остальных производственных процессов, которые невозможно гарантировать путем лишь улучшения процессов управления. к оглавлению ↑

Условия для получения вливаний из госказны

Получение ресурсов из госбюджета возможно только при условии присутствия следующих бумаг:

  • документации по проекту;
  • технологического и экономического обоснования конкретного плана по расходам фискальных денег;
  • соглашения между заказчиком, выступающим в лице государства, и организацией-исполнителем;
  • документа, регламентирующего процесс передачи недвижимости.

Обстоятельства предоставления такого типа капвложений частным и госпредприятиям обозначены в 79 ст. БК.

Выдача госинвестиций компаниям частного сектора экономики может быть совершена только в ситуации подробного обоснования бизнес-плана как с технической, так и с финансовой стороны. к оглавлению ↑

Объекты фискальных капиталовложений и их эффективность

Ключевыми получателями денежных ресурсов за счет госказны считаются:

  • госпредприятия;
  • муниципальные структуры;
  • частный бизнес;
  • организации, существующие за счет бюджета.

В них государство закладывает бюджетные инвестиции, прибегая для этого к госзаказу.

Объект вливания денег из госказны принадлежит стране, следовательно бюджетные инвестиции повышают капитал данных организаций, зачастую путем повышения уставного капитала этих учреждений. Данные вливания капитала реализуются в соответствии со статьей «Бюджетные инвестиции». В любом случае, право собственности на все объекты инвестирования из госбюджета остается за государством в объеме совершенных вливаний. Таким образом правительство заботится об увеличении национальных активов в госбюджете.

Средства из бюджета как государственное инвестирование может получить и компания, не находящаяся в фискальной собственности, т.е. частный бизнес.

Подобное госинвестирование по статье “Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам” получило право на существование в связи с возникновением желания у государства участвовать в процессах частного предпринимательства на условиях партнерства. В ситуациях, когда заключается такое партнерство, государственные капиталовложения оказываются долей уставного фонда вновь созданной организации. В этом случае госорганы получают права на управление организованной компанией и возможность извлечения полученной прибыли. Правление этой компанией государство может поручить какой-нибудь госструктуре на уровне муниципалитета или региона.

Подбор объектов госинвестирования для Инвестиционного фонда РФ ведется 3-мя структурами: инвестиционной, потом госкомиссией и ратифицируется Правительством Российской Федерации. К обсуждению допускаются проекты ценностью не менее 5 миллиардов руб. Взнос частного капитала в таких проектах составляет не меньше 25% от величины всех вложенных денег.

Проекты отбираются в соответствии со следующими критериями:

  • степень важности для интересов страны;
  • целесообразность с экономической точки зрения;
  • эффективность для интересов госбюджета;
  • финансовая рентабельность.

Для всякого проекта избираются количественные аспекты, соответствующие состоянию этой отрасли и значения объекта для экономики державы. к оглавлению ↑

Источники вливаний фискальных средств

Присутствуют ключевые источники капиталов для предоставления госинвестиций. Разумеется, ключевым инвестором представляется федеральное казначейство. Собственно там накапливаются все требуемые для последующего инвестирования финансы. Остальные источники ресурсов:

  • областные и муниципальные бюджеты;
  • национальные банковские учреждения;
  • национальные кредитные компании;
  • национальные фонды.

Иногда поддержать финансами те или другие проекты госинвестиций хотят и частные игроки, имеющие свой интерес в выгодном вложении финансов. Тогда инвесторы подписывают между собой соответствующие контракты. В этой ситуации учет производится несколько иным способом. Если к финансированию проекта имеют причастность различные инстанции, то предприятие отчитывается перед каждым из них индивидуально. В законодательстве точно установлено, что конкретно именуется госинвестициями и как следует их учитывать.

Независимые игроки вкладывают в проект свои ресурсы, руководствуясь собственной инициативой, и их денежные ресурсы расходуются на реализацию целей и задач проекта капвложений. Когда таковой проект в перспективе оказывается способным сформировать прибыль, то частный вкладчик также признается в качестве инвестора, и ему начисляются дивиденды. к оглавлению ↑

Государственные и муниципальные предприятия как потребители бюджетных инвестиций

Фискальные источники вкладывают госфинансы в:

бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства гос- и муниципальным структурам;

  • приобретение новой собственности для таких организаций;
  • основные фонды национальных органов и муниципалитетов;
  • восстановление и реконструкцию зданий и помещений.

Есть еще и постановление по техническому регламенту. В нем назначен ряд категорий объектов имущества, подлежащих вливанию денег из госказны:

  • строения для работы, отдыха и сбережения ценностей населения;
  • технические, индустриальные сооружения, стройобъекты, в том числе составляющие транспортные объекты и телекоммуникации;
  • жилья – городская жилая площадь.

к оглавлению ↑

Бюджетные инвестиции как источник средств для негосударственных компаний

Российская Федерация заинтересована в формировании внутреннего предпринимательства и извлечении доходов от вложенных финансов. На уровне правительства эти планы возникают весьма нечасто и как правило затрагивают промышленных гигантов, которые ранее получили свою долю национального капитала.

Данный способ распределения денег из госказны затрагивает в большей степени партнерство между национальными предприятиями и компаниями частного сектора. Средства зачисляются в основные фонды этих предприятий, в соответствии с БК Российской Федерации. Таким образом непосредственного получения прибыли не производится.

На уровне регионов между госказной и предприятием районные муниципальные предприятия являются своего рода посредниками, что способствует справедливому распределению денег. Фискальные капиталовложения направляются на точно установленные цели.

Непосредственную деятельность в финансовой жизнедеятельности державы и процессах инвестирования денег из госбюджета правительство реализовывает путем основания соответственных юрлиц. Между наикрупнейших госкорпораций и компаний можно отметить больших игроков в различных секторах народного хозяйства, которые в значительной степени обуславливают направленность процесса индустрии в целом.

Посредством госкорпораций и больших компании правительством воплощается в жизнь свобода в распределении вложений, так как направленности для дальнейшего размещения ресурсов организации избирают по собственному усмотрению, а затем сами контролируют сделанные вложения. Таким способом формируется здоровая обстановка в госинвестировании, коль скоро госорганы прямо не принимают участия в деятельности по распределению фискальных денег, а средства для финансовых вложений все так же отчисляются. к оглавлению ↑

Как бюджетные инвестиции отражаются в бухучете

Процедура предоставления государственных капиталовложений модифицируется в зависимости от региона. Наиболее часто госсредства выдаются на основании подписанных меж муниципальным и негосударственным предприятиями надлежащих контрактов. Для того, чтобы учет расходования и применения денег из госбюджета осуществлялся аккуратно, были сформированы инструкции о том, как производить бухгалтерский учет.

Средства под видом субсидий зачисляются на баланс организации и их следует надлежащим способом отразить на ее счетах. Бюджетные инвестиции обеспечиваются следующими способами:

  • переуступаются права госзаказчика;
  • подписываются соответствующие соглашения;
  • перечисляются финансы сообразно введенной законодательством процедуре предоставления дотаций из госбюджета.

Для универсализации учета процессов, сопровождающих начисление средств из бюджета, Министерства Финансов Российской Федерации составило в 2010 году письмо № 02-06-07/5397, содержащее таблицу соотношения счетов, на основании которой бухгалтера должны составлять отчеты.

В случае, когда целью госинвестирования становится небюджетная компания, следует особенно тщательно проверять соответствие своего учета рекомендациям Министерства Финансов. Иначе не избежать всевозможных недоразумений. За денежные ресурсы, прибывающие на баланс организаций из госкорпораций по специальным программам также необходимо отчитаться. Учет проводится сообразно условиям предприятия, которое является вкладчиком в данном случае.

Источниками денег из госбюджета являются различные структуры. На областном уровне как вкладчик может послужить районное казначейство, дотации также выделяются посредством Центров Занятости Населения, особых фондов и остальных похожие учреждений. к оглавлению ↑

Влияние госинвестиций для экономическую ситуацию

Отечественное народное хозяйство переживает нешуточную нужду в капвложениях. Следует учесть, что при этом стабилизационный фонд нашего государства является одним из наиболее крупных. Из него даже производятся вливания денег в экономику Соединенных Штатов Америки и части государств Европы.

Национальные капиталовложения в РФ используются для урегулирования общественно-экономических вопросов и на нужды военной отрасли. Это, безусловно, нужно делать, но, согласно опыту других стран, также необходимо вносить средства и в процветание индустрии, аграрного хозяйства, в энергетику и остальные приоритетные для становления государства сферы.

Наша страна не осуществляет этого, но хочет притянуть заграничные капиталовложения. Игроки из других стран воздерживаются вкладывать финансы в нашу промышленность, резонно интересуясь, отчего мы сами не пользуемся собственными государственными капиталовложениями? Если мы опасаемся вложить финансы в собственную экономику, то они тем более.

Именно потому Российский Фонд Прямых Инвестиций, учрежденный в 2011 г. для осуществления траншей госбюджетных денег в объекты отечественной экономики при непременном требовании наличия как минимум 1-го зарубежного вкладчика, не возымел успеха.

Коль скоро анализировать состояние экономики государства как отдельной организации, то для него справедливо правило: если нет притока капитала, то не будет никакого движения вперед. К сожалению, стратегия Министерства финансов Российской федерации противоречит этому правилу и считает, будто инвестирование и вливание средств в экономику нашей страны нецелесообразна. Если Российская Федерация и дальше будет придерживаться такой политики, то это неизбежно приведет нас к финансовому коллапсу.

Стратегия по инвестированию нашей страны проводится вопреки здравому смыслу. Субсидирование вложений из госбюджета не обеспечивает и десятой доли потребности в них державы.

Это безрадостное положение в данный момент изменяется благодаря санкциям Запада против Российской Федерации. Уменьшение иностранных вложений породило потребность в их замещении. В то же время снижение производства и потребность в новой индустриализации промышленности обозначило потребность в огромных вложениях.

В позиции Правительства наблюдается определенный поворот. Но для того, чтобы наше государство смогло выстоять в таких условиях, необходимо коренное трансформирование инвестиционной политики.

Инвестиционный бюджет — что это?

Финансовый компонент управления стратегией и тактикой развития играет одну из важнейших ролей для обеспечения успешной инвестиционной деятельности в целом и локальных проектов в частности. Бюджет проекта – ведущий инструмент финансового управления сферы развития бизнеса. Являясь частью бюджетной системы предприятия, он позволяет не только реализовать динамическое моделирование финансовых потоков, но и спрогнозировать основные показатели эффективности проекта, принимаемого к исполнению.

Бюджетирование инвестиционной деятельности компании

В настоящей статье мы рассмотрим два аспекта бюджетного управления, относящегося к уровню коммерческой организации. Первый аспект охватывает всю компанию и непосредственно финансовую сферу ее развития в соответствии с действующей инвестиционной стратегией.

Вторая сторона осмысления связана с локальным проектом, реализуемым в рамках принятого на тактический период проектного портфеля. Бюджетная система – это выделенная функциональная подсистема управления компанией, решающая комплексные задачи финансового планирования, контроля, мониторинга, мотивации и регулирования.

Данное определение раскрывает значительную часть картины бюджетного управления.

В рамках настоящей системы реализуется непосредственное управление денежными потоками. Бюджетирование тесно взаимосвязано с системой технико-экономических нормативов предприятия.

Результаты исполнения бюджетной системы формируют базис для реализации системы сбалансированных показателей на основе утвержденных KPI.

Бюджетирование инвестиционной деятельности включено в бюджетную систему компании в качестве неотъемлемой ее части и опирается на стратегию развития бизнеса.

Схема интеграции инвестиционного бюджета в бюджетную систему предприятия

В первую очередь, инвестиционный бюджет – это финансовый план, отражающий предстоящие расходы на реализацию программы развития предприятия. Выше показана визуальная модель формирования бюджета и его интеграции в бюджетную систему компании.

Планирование инвестиций осуществляется после утверждения состава стратегических инициатив и соответствующих им проектов. Система сбалансированных показателей как результат выработанной стратегии включает в себя стратегические карты и свод ключевых показателей деятельности (KPI).

Определение формата и содержания бюджета основано на группе KPI, указывающих основные параметры развития компании. Инвестиционный бюджет создается в целях:

  • нахождения оптимальных путей роста бизнеса;
  • создания новой модели состава проектов, по возможности, с ростом доли инноваций;
  • минимизации финансовых потерь.

Модель взаимосвязи инвестиционного бюджета с другими бюджетами системы

Инвестиционный бюджет компании находится в тесном взаимодействии с рядом бюджетов финансовой системы.

Его плановые значения перекликаются с бюджетом доходов и расходов, включаются в отдельные разделы бюджетов движения денежных средств и заимствований.

Результаты настоящего плана оказывают влияние на прогнозный бюджет балансового листа. Структура бюджета основана на методологии Cash Flow и включает три типовых направления.

  1. Строительство, возведение и ввод в эксплуатацию новых мощностей.
  2. Закуп основных производственных фондов для расширенного воспроизводства действующих мощностей.
  3. Осуществление портфельных инвестиций на основе применяемых финансовых инструментов (ценных бумаг, вкладов в уставные капиталы обществ и т.п.).
Читать статью  Управление инвестициями - 7 этапов инвестиционного менеджмента

Задачи бюджета локального проекта

Инвестиционный бюджет компании позволяет определить ее инвестиционные потребности для обеспечения и расширения производственной деятельности в краткосрочной и долгосрочной перспективе, спланировать вложение средств в сформированный проектный портфель.

Бюджет проекта позволяет сфокусировать финансовое планирование на решение локальной проектной задачи.

Речь идет о модели определенных финансовых операций, осуществляемых параллельно с проектными событиями в течение всего жизненного цикла, а также о реальном денежном потоке, включающем выбытия и поступления денежных средств, производимом в связи с реализацией длительной уникальной задачи.

Бюджет инвестиционного проекта (БИП) формально представляет собой таблицу плановых сводных значений, которые собираются в результате большой подготовительной работы по подбору сведений, заявок, согласований, технических и экономических расчетов. В ходе подготовки БИП происходит серьезное взаимодействие с внешними поставщиками и подрядчиками. Выполняются многочисленные уточнения технических, функциональных, договорных параметров.

Работа производится также с участием внутренних служб: управления персоналом, отдела капитального строительства, службами закупа и сбыта. Согласуются рабочие вопросы с технологами, специалистами в сфере учета и налогообложения, экономистами. Структура и форма БИП представлена далее в табличной форме.

Форма инвестиционного бюджета проекта и исходного ТЭО

Планирование БИП играет важнейшую роль для качественного обоснования проекта. Как и в случае инвестиционного бюджета предприятия, методология Cash Flow определяет структуру бюджетных разделов.

Динамическое моделирование денежных потоков, разделенных на притоки и оттоки, называемых также «поступления» и «выбытия» денежных средств, основано на базовых принципах методологии. Каждый вид капитала имеет свои правила оборота, им соответствует определенная структура зависимостей.

Они продиктованы особенностями российского финансового, налогового законодательства, правилами делового оборота и методами экономического анализа. Состав видов деятельности разделяет денежный поток инвестиционной направленности на потоки денежных средств в результате:

  • операционной деятельности CFo(t);
  • инвестиционной деятельности CFi(t);
  • финансовой деятельности CFf(t).

Производственная деятельность соответствует операционному циклу хозяйственной деятельности. Она, будучи включенной в бюджет проекта, несет в себе черты операционного раздела бюджета движения денежных средств, т.е.

отражает выбытия и поступления денег, а не доходы и расходы, как в соответствующем бюджете. Многие авторы путают эти вещи и именуют статьи БИП по аналогии со статьями БДР. Лично я считаю, что такое недопустимо, и нужно более тщательно относиться к формулировкам.

Далее вашему вниманию предлагается схема, отражающая состав основных задач, решаемых с помощью БИП.

Состав основных задач, решаемых с помощью бюджета проекта

Пример разработки бюджета проекта

Определение основных параметров и значений, включаемых в инвестиционный бюджет локального проекта, зависит от его отличительных свойств. Рассмотрим конкретный пример проекта для формирования плана денежных потоков по трем обозначенным направлениям.

Это проект по выведению на рынок продукта нового направления деятельности компании, имеющий четко выраженную постинвестиционную фазу, на протяжении которой осуществляется процесс производства и реализации продукции.

Особенностями проекта являются следующие аспекты.

  1. Продолжительность расчетного периода – 8 временных шагов (лет).
  2. Структура источников финансирования проекта предполагает использование акционерного капитала в размере 190,5 единиц и заемных средств в форме банковской кредитной линии на общую сумму 287,9 единиц.
  3. Условиями кредитного соглашения предусмотрено, что в первый год пользования кредитной линией проценты за пользование не уплачиваются и капитализируются с основной суммой долга.

Представляемый пример построен достаточно схематично и не учитывает массы нюансов, например:

  • условно принято, что операции по инвестиционной и операционной деятельности производятся к моменту завершения шага, кредит банка планируется получать в начале шага, а погашать основное тело и проценты – в конце;
  • отсутствует динамическое моделирование по налогу на прибыль, подлежащему уплате в бюджет;
  • принят условно средний период полезной эксплуатации всех основных средств, занятых в проекте, – 7 лет, из которых и рассчитана средняя норма амортизации – 14,28%;
  • не учитывается влияние инфляции и дисконтирование денежных потоков;
  • игнорируется норма НК РФ о предельном значении банковского процента, который допустимо относить на расходы.

Настоящий пример, хотя и выполнен очень компактным, тем не менее, является результатом многочисленных итераций моделирования среди разнообразных вариантов сочетаний денежных потоков.

Методика Cash Flow подразумевает направление оптимизации к достижению нулевых значений итогов потоков денежных средств по бюджету на инвестиционной и первичной эксплуатационной стадиях реализации.

Далее размещается итоговый инвестиционный бюджет по рассматриваемому примеру.

Раздел БИП в части планирования операционной деятельности (первая часть бюджета)
Инвестиционный и финансовый разделы БИП (завершающая часть)

Особое значение для качественной разработки бюджета имеют многочисленные вспомогательные расчеты.

Они выполняются таким образом, чтобы динамическое моделирование происходило безболезненно и оперативно, цифры были взаимоувязаны и оставались корректными при любых прогнозных маневрах.

Ниже приводится два примера расчета остаточной стоимости ОС с учетом амортизации и сумм к выплате по обслуживанию кредита.

Расчет сумм амортизации и остаточной стоимости ОС
Расчет выплат по погашению кредита банка и выбытий средств на его обслуживание

Руководителю компании и проект-менеджеру не следует забывать, что успех инвестиционной деятельности во многом зависит от таких процедур финансового менеджмента, как бюджетирование проектов.

Эта рутинная деятельность требует серьезных навыков, опыта и глубоких теоретических знаний. Однако усилия в данном направлении не бывают напрасными.

Качество проектной реализации благодаря грамотной бюджетной практике растет, а точность и полноценность платежей позволяет соблюдать установленные сроки.

Бюджетные инвестиции, порядок предоставления бюджетных инвестиций, финансирование государством

Бюджетные инвестиции это средства, привлеченные из государственной казны для реализации важных проектов. Государство выступает не только в качестве регулятора инвестиционной деятельности в РФ.

Оно также является и активным инвестором. Существует множество проектов, которые могут быть реализованы только с помощью федеральных средств.

Благодаря бюджетным инвестициям, развивается инфраструктура, социальная сфера, предпринимательство и пр.

Что такое инвестиции?

Целью бюджетного инвестирования является создание мощностей для производства общественно полезных благ.

Это могут быть образовательные и здравоохранительные учреждения, материальные объекты и многое другое. Бюджетные инвестиции предоставляют государственным и частным предприятиям.

Весомая доля капитала юридических лиц может перейти в собственность государства при инвестировании.

С помощью таких инвестиций можно не только успешно реализовать проект, на который необходимы средства, но и заручиться поддержкой государства. Это положительно сказывается на общей деятельности предприятия.

Виды бюджетных инвестиций

Существует три основных вида инвестирования:

  • Прямое финансирование проекта. Для этого необходимо предоставить все детали проекта, предоставить проектно-сметную документацию. Особенно важно в сфере строительства. Нужно полное технико-экономическое обоснование. Проект может быть краткосрочным и долгосрочным.
  • Участие в капитале акционерного общества. Это актуально, когда деятельность компании частично или полностью удовлетворяет потребности государства, нуждается в его поддержке и рассматривает инвестиции как средство для стратегического развития.
  • Система государственных гарантий. Она будет отличаться от той, что предусмотрена Министерством финансов РФ. Гарантии не придётся прописывать ежегодно.

Государство может дать кредит, купить ценные бумаги.

Чем бюджетные инвестиции отличаются от других видов?

Государство выступает регулятором, поэтому при привлечении средств на предприятие ложится большая ответственность. Основными особенностями и требованиями инвестирования являются:

  • Национальная приоритетность. Деятельность организации должна быть направлена на повышение качества жизни граждан и приносить благо обществу.
  • Высокая общеэкономическая эффективность. Предприятие должно способствовать росту ВВП страны и улучшению экономических показателей.
  • Бюджетная эффективность. Функционирование организации повышает количество налоговых отчислений.

Государство должно быть напрямую заинтересовано в инвестировании. Только в этом случае можно рассчитывать на бюджетные средства.

Бюджетный кодекс и инвестиции

Бюджетный кодекс РФ регламентирует движение средств государственного бюджета. С его помощью установлены принципы устройства бюджетного законодательства.

Определено положение субъектов правоотношений относительно госбюджета, а также сформулированы виды ответственности, которая грозит за нарушения.

Дан порядок распоряжения государственным имуществом, регламентируются финансовые инструменты.

Бюджетный кодекс призван регламентировать инвестирование. Статья 79 целиком посвящена особенностям бюджетных инвестиций. Любое предприятие, заинтересованное в господдержке должно действовать в рамках законодательства, все действия не должны противоречить кодексу. Благодаря БК РФ, стало развиваться бюджетное инвестирование на протяжении последних лет.

Процедура осуществления и деятельность Инвестиционного фонда РФ

Данный фонд создан специально для государственного софинансирования важных проектов. Именно этот фонд контролирует предоставление бюджетных инвестиций и отвечает за их распределение. Рассмотрение инвестиционного проекта начинается с инвестиционной комиссии.

Затем это переходит в правительственную комиссию, а потом вопрос решается на заседании правительства. Инвестиционный фонд тщательно отбирает проекты, которые могут подлежать государственному софинансированию.

В случае успешного рассмотрения оформляется инвестиционное соглашение.

Индивидуальный инвестиционный счет — что это, плюсы и минусы

Порядок бюджетных инвестиций определяется БК РФ. Вложения денег обеспечиваются путём передачи полномочий госсаказчика, заключения договоров или передачу средств как субсидий. В качестве источника могут выступать государственные банковские и кредитные организации.

Инвестиционный бюджет — что это простым языком

Инвестиционный бюджет — основной инструмент для контроля эффективности вложений.

Что это такое

ИБ – это финансовый документ, в котором отражается движение капитальных и финансовых средств компании, направленных на реализацию новых бизнес-программ или развитие уже существующих.

Фактически это план, следуя которому экономический субъект наиболее эффективно использует средства для его развития. Инструмент применяется как для создания предприятий, так и при инвестировании в уже существующее дело.

Документ особенно важен для организаций проектного типа, вся деятельность которых сопряжена с ежедневной реализацией локальных проектов. К таким предприятиям можно отнести строительные, юридические или консалтинговые организации.

Цели и задачи

Формирование такого бюджета преследует определенные цели:

  • поиск наиболее эффективных путей развития бизнеса;
  • минимизация затрат;
  • максимизация доходности;
  • сокращение сроков окупаемости проекта с последующим извлечением прибыли;
  • формирование инвестиционного остатка.

Кроме того, этот инструмент решает следующие задачи:

  • учет временного фактора и стоимости вложений при анализе проекта;
  • отношение потенциального дохода к рискам;
  • отражение движения финансовых потоков и многое другое.

Состав показателей

Состав показателей для каждой отрасли может разниться. Рассмотрим два вида бюджета: вложения во вновь создаваемый бизнес и инвестиции в уже существующее дело.

В первом случае новым бизнесом пусть будет открытие магазина. Здесь бюджет рассматривается по следующим статьям:

Вводные критерии. Показатель рассчитывается исходя из нескольких параметров:

  • площадь;
  • проходимость;
  • процент реальных клиентов от посетителей;
  • арендная плата;
  • процент арендных платежей от торгового оборота;
  • торговая наценка;
  • число продавцов, их зарплата;
  • налоговая ставка;
  • затраты на производство;
  • рекламные расходы (текущие).
  1. Планируемые суммы продаж. Показатель определяется такими значениями: число реальных клиентов, средняя стоимость покупки, выручка, торговая наценка.
  2. Переменные затраты. Эта статья складывается из предполагаемой себестоимости, процента арендной платы от торгового оборота, суммы налоговых платежей, зарплаты торговых работников, издержек производственной деятельности, текущих рекламных издержек.
  3. Прибыль валовая.
  4. Константные расходы: плата за аренду, прочие затраты на обеспечение ТТ.
  5. Прибыль.
  6. Точка безубыточности.
  7. Нормы оборачиваемости по видам продукции (постатейная разбивка по категориям).
  8. Предполагаемая структура продаж по видам продукции (постатейная разбивка по категориям).
  9. Резерв товара (постатейная разбивка по категориям).
  10. Стартовые затраты: планируемая стоимость торгового оборудования, рекламные издержки (стартовые), коммерческие расходы на открытие торговой точки.
  11. Стартовый капитал на открытие, время, в которое торговое предприятие окупится.

По этим статьям в составе бюджета отражаются планируемые и фактические показатели, процент отклонения с разбивкой по учетным периодам.

Второй пример — бюджет для инвестирования выхода новой продукции. В статьях этого инвестиционного документа будут содержаться:

  1. Сумма всех затрат по выводу (поэтапно).
  2. Временной период, в который реализуется проект (поэтапно).
  3. Временной период, за который проект окупится.
  4. Количество проданного товара.
  5. Объем продаж нового продукта, маржинальная прибыль от нового продукта.
  6. NPV.
  7. IRR.
  8. Выручка от продажи новой продукции.
  9. Издержки по осуществлению вывода: з/п временной рабочей группы (ВРГ), расходы на выпуск и продвижение продукта.
  10. Финансовые поступления от продажи новинки.
  11. Зарплата ВРГ, оплата контрагентам, регистрационные и сертификационные издержки.
  12. Денежный поток за период.
  13. Денежный поток нарастающим итогом.

NPV и IRR

Ключевыми показателями в статьях бюджета будут NPV (чистая приведенная стоимость) и IRR (внутренняя норма доходности).

NPV – это финансовое сальдо на определенный момент существования проекта. Его значение показывает ожидаемую прибыль, после того как все инвестиции окупятся.

IRR – это процентная ставка, при которой NPV будет равен нулю.

Значение этих индексов отражают эффективность инвестиций.

Регламент инвестиционного бюджета

На крупных предприятиях, где инвестирование идет по разным направлениям и есть собственная стратегия развития, бюджетирование представляет собой сложный многоуровневый процесс. Если пренебречь регламентированием такого процесса, последствия чреваты провалом инвестиционной политики в целом.

Пример регламента

Приведу пример регламента ИБ предприятия, в котором действует множество разнонаправленных линий развития. В крупных предприятиях регламент представляет собой сложный многоуровневый процесс.

Он включает в себя две фазы: фаза планирования и фаза учета, анализа и контроля. Рассмотрю, как регламентируется бюджет.

Регламент инвестиционного бюджетирования на фазе планирования

Эта фаза включает в себя несколько этапов:

  1. Составление планов бюджетов локальных проектов. Здесь рассматриваются бюджеты, прошедшие промежуточный отбор – еще не утвержденные, но рабочую проверку прошли. Они формируются ВРГ, в структуре которых работает экономист отдела инвестиций.
  2. Составление плана инвестирования общего порядка. Подразумеваются приобретения для нужд офиса: компьютерная и другая офисная техника, мебель, канцелярия и так далее.
  3. Составление общего ИБ. На этой стадии сводятся локальные и общие бюджеты. В бланке отражены два аналитических параметра: инвестиционные затраты и проекты развития. Планируемые расходы на инвестиции общего порядка указываются отдельной строкой. К документу отдельно прилагается разъяснительная информация, уточняющая предоставленные данные.
  4. Уточнение и согласование ИБ. Эту работу делают финансисты с участием руководителя ВРГ. На этом этапе определяются приоритетные проекты.
  5. Промежуточное утверждение бюджета. На этой стадии бюджет рассматривают топ-менеджеры, задействованы ключевые участники процесса.
Читать статью  Обзор смартфона Honor View 30 Pro

Регламент инвестиционного бюджетирования на фазе учета, контроля и анализа

Эта фаза демонстрирует, как в реальности исполняется бюджет в определенный момент (как правило, в налоговый отчетный период).

Эта фаза включат в себя следующие этапы:

  1. Аккумулирование данных о фактически освоенных инвестициях. Сведения собирает экономический отдел и бухгалтерия. Аналитика показана в срезе проектов и постатейных затрат.
  2. Анализ исполнения бюджета. На этом этапе работают финансисты, исполнительный директор и руководители ВРГ. Анализируются результаты и отклонения их от запланированных показателей. В случае отрицательных результатов устанавливаются причины, и определяются способы реагирования на фактический итог.
  3. Корреляция и утверждение итогов анализа инвестиционного плана. Этап проходит на уровне топ-менеджмента. Здесь принимаются решения о закрытии программ, или, наоборот, об увеличении финансирования.

Модель инвестиционного бюджета

Сегодня разработаны типовые модели построения инвестиционного бюджетирования для разных отраслей. Ученые-экономисты считают: если процесс можно стандартизировать, унифицировать и привести к общим параметрам, то это целесообразно это сделать. Наличие модели значительно экономит рабочее время сотрудников при необходимости создать типовой бюджет.

Пример разработки бюджета проекта

Если опираться на типовые модели по отдельным отраслям, то разработать бюджет достаточно просто. Ниже представлена таблица разработки бюджета для розничной торговой точки:

Заключение

Многие предприятия пренебрегают составлением бюджета инвестиций в составе сводного бюджета. Между тем это эффективный инструмент по оценке результативности всех инвестиционных вложений фирмы.

Инвестиционный бюджет

Инвестиционный бюджет является неотъемлемой частью сводного бюджета предприятия, в которой отражаются притоки и оттоки денежных средств по инвестиционной деятельности.

Инвестиционный бюджет предприятия может включать следующее:

  • мероприятия, предусмотренные стратегическим планом развития компании
  • проекты, которые связаны с реализацией текущих бюджетов
  • проекты, запланированные к выполнению по требованию государственных органов
  • проекты, направленные на ликвидацию чрезвычайных последствий

Все мероприятия, которые содержатся в инвестиционном бюджет можно подразделить на

  • уже начатые и требующие продолжения
  • новые (еще пока только начинаемые) проекты

Инвестиционный бюджет может включать и портфельные инвестиции (если они предусматриваются стратегией фирмы на грядущий бюджетный период.

Инвестиционный бюджет фирмы, как правило, тесно взаимосвязан с другими бюджетами. Так, например, плановые значения инвестиционного бюджета тесно перекликаются с бюджетом доходов и расходов, а также включаются в некоторые разделы бюджета движения денежных средств.

Инвестиционный бюджет создается в целях:

  • оптимизации путей роста бизнеса
  • создания новой модели состава проектов (чаще всего, с акцентом на инновационную составляющую)
  • снижения финансовых потерь.

Основные особенности составления и оптимизации инвестиционного бюджета

Перед составлением инвестиционного бюджета необходимо тщательно проанализировать финансовые возможности фирмы (в частности, необходимо обратить особое внимание на показатели финансовой устойчивости), а также на достаточность имеющихся ресурсов, предусмотренных для финансирования предстоящих инвестиционных проектов. При этом ресурсы обязательно должны быть классифицированы по источникам финансирования.

Инвестиционный бюджет должен включаются лишь выполнимые и «реалистичные» проекты, которые могут быть профинансированы и соответствуют критериям SMART. Если же финансовые ресурсы компании, отведенные на инвестиционную деятельность, незначительны, то приоритетными могут быть следующие категории проектов:

  • направленные на удовлетворение требований органов государственной власти
  • проекты, реализация которых жизненно необходима для работы предприятия
  • проекты, которые уже начаты и требуют завершения

По уже начатым проектам суммы определяются исходя из тех работ, которые запланированы на данный бюджетный период, с учётом работ, уже выполненных ранее.

По каждому проекту, включаемому в инвестиционный бюджет, должен указываться источник финансовых ресурсов.

Итоги инвестиционного бюджета обязательно принимаются во внимание при составлении бюджета движения денежных средств, а также при составлении баланса фирмы.

Оптимизация инвестиционного бюджета компании – это довольно непростая задача, зачастую требующая применения методов математического и, в частности, динамического программирования.

Инвестиционный бюджет обязательно должен содержать информацию о направлениях инвестирования (к примеру, строительство сооружений, реконструкция зданий, приобретение нового оборудования) и о мероприятиях, осуществляемых в процессе инвестирования.

Данные бюджета должны отражаться с разбивкой на:

  • остаток на начало периода
  • поступление
  • расход
  • остаток
  • на конец периода.

Источники финансирования инвестиционных бюджетов

В качестве источников финансирования инвестиций могут выступать:

  • нераспределенная прибыль
  • прибыль отчетного периода
  • заемные ресурсы
  • амортизация.

Инвестиционный бюджет — формирование инвестиционного бюджета

В процессе коммерческой деятельности предприятия заняты реализацией и воплощением в жизнь большого числа бизнес стратегий, проектов направленных на получение прибыли либо уменьшения издержек производства и на инвестиционные проекты.

Стоит понимать, что любой инвестиционный проект это некий набор действий и мер ведущих к достижению определенной цели. Для их достижения необходимо определенное количество средств и ресурсов способных обеспечить реализацию задуманного. Именно инвестиционный бюджет включает в себя размер, источники формирования и объёмы расходования таких средств.

Инвестиционный бюджет является своего рода финансовым планом инвестиций предприятия. В него входят затраты связанные с обслуживанием инвестиционного проекта, расходы по вложениям и прогнозируемые доходы от реализации инвестиционной идеи.

Инвестиционный бюджет это одна из частей сводного бюджета предприятия. Он отражает все поступления и отчисления связанные с осуществлением инвестиционной деятельности на предприятии.

Формирование инвестиционного бюджета и проблемы с этим связанные

Так как инвестиционный бюджет это по большей части план, то при его формировании необходимо обратить внимание на составление регламента и определение целей бюджетирования. Исходя из целей инвестиционного бюджета определяется порядок его составления, а также структура и форма. Особое внимание необходимо уделить степени детализации поступлений и отчислений появляющихся в результате реализации инвестиционного проекта. Также неотъемлемой задачей формирования инвестиционного бюджета будет разработка регламента по контролю над его исполнением.

Наиболее часто встречающиеся проблемы при формировании инвестиционного бюджета:

  • осуществление расходов без их экономического обоснования
  • группы затрат рассматриваются отдельно друг от друга
  • краткосрочный период планирования бюджета
  • не полное отражение запланированных работ в инвестиционном бюджете
  • отсутствие оценки анализа и принятия решения по необходимости и своевременности осуществления инвестиционного проекта
  • отсутствие материального стимулирования сотрудников занимающихся данной проблемой.

Факторы, определяющие инвестиционный бюджет:

  • продолжительность инвестиционного проекта и его проектный подход
  • баланс инвестиционного бюджета обязан содержать информацию по поступлениям и отчислениям средств, а также об их остатке
  • инвестиционный бюджет может быть сформирован за счет собственных средств предприятия, а также за счет привлеченных инвесторов.

Необходимо помнить, что в инвестиционный бюджет входит вся информация о движении средств, а также о мероприятиях способствующих этому. Вся информация структурирована в значениях на начало отчетного периода, размере поступлений, объеме расходования и остатке на конец отчетного периода.

В процессе формирования инвестиционного бюджета необходимо наиболее полно и точно определить финансовые возможности предприятия по причине того что это будет фундаментом будущих инвестиционных проектов компании.

В инвестиционный бюджет входят только те проекты, на которые предприятие имеет средства. Также очень важно установить будущие источники инвестиций.

В случае ограниченности инвестиционных ресурсов в бюджет закладываются только те проекты, которые уже реализуются либо отказ, от которых может повлечь прекращение деятельности предприятия.

Бюджетные инвестиции: что это такое, и на какие цели их расходует государство

Износ основных фондов за 2018 год в России составил 46,6 % (по данным Госстата). По некоторым отраслям он превысил 50 и даже 60 %. О каком экономическом росте может идти речь, если активы предприятий и организаций в таком плачевном состоянии? За счет чего им догонять и перегонять развитые страны Запада?

Для восстановления инфраструктуры и ее модернизации требуются инвестиции. Далеко не все предприятия могут себе позволить многомиллионные вливания в обновление. Бюджетные инвестиции – это деньги, которые как раз и предназначены для исправления сложившейся ситуации.

Но доступны государственные средства не всем. Вы не найдете описания этого инструмента в книгах об инвестировании, потому что частные инвесторы не могут рассчитывать на госконтракты и многомиллионные инвестиции в свои проекты. В статье поговорим о том, что такое бюджетные инвестиции, на что они тратятся, рассмотрим порядок предоставления государственных денег.

Определение

Прежде чем дать определение бюджетных инвестиций, давайте разберем классическое определение инвестиций в целом. Часто спрашиваю своих студентов, как они понимают этот термин.

Ответ, как правило, один – это вложение денег в какой-то проект с целью получения прибыли. Тогда я задаю встречный вопрос: “А если речь идет о строительстве, например, детского сада? Никакой прибыли с него нет.

Значит, это уже не инвестиции?” Конечно же, инвестиции. Но определение надо уточнить.

Инвестиции – это вложения средств (движимого и недвижимого имущества, нематериальных активов, земельных участков и пр.) в объекты с целью получения прибыли или достижения другого эффекта. В качестве эффекта не всегда выступает коммерческая составляющая, но также экологическая, социальная и т. д.

И инвестирование строительства детского сада как раз преследует достижение другого эффекта. Например, снижение социальной напряженности в конкретном районе путем сокращения очереди детей в дошкольные учреждения, увеличение числа рабочих мест, получение политических очков перед выборами (почему бы и нет).

Любое предприятие и организация осуществляет инвестиционную деятельность. Без этого не выдержать в конкурентной борьбе. Источники средств могут быть разные:

  • собственная прибыль,
  • амортизация,
  • заемные средства,
  • эмиссия акций и облигаций,
  • средства вышестоящих организаций.

В Бюджетном кодексе дано следующее определение.

Бюджетные инвестиции – это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

Далее в статье 79 написано, что это капитальные вложения в создание объектов капитального строительства или приобретение недвижимости. Впоследствии перечисленные объекты закрепляются за государственными предприятиями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Что относится к объектам капстроительства (согласно Градостроительному кодексу):

  • здания и сооружения, в том числе объекты, строительство которых не завершено;
  • линейные объекты (линии электропередач и связи, автодороги, трубопроводы, ж/д линии);
  • некапитальные строения – строения, которые могут быть разобраны и перемещены в другое место, т. е. они не имеют прочных связей с земельным участком.

Из определения можно понять, что на средства из бюджета могут рассчитывать только государственные предприятия и организации. Однако это не так. Негосударственные юридические лица тоже имеют право на бюджетные деньги.

Но в этом случае государство в лице РФ, региона или муниципального образования (смотря из какого бюджета пришли деньги) должно получить долю в уставном капитале предприятия, равную его участию в финансировании проекта.

На что тратим бюджетные деньги

Последние годы основное направление бюджетных инвестиций – дорожное хозяйство. Но эксперты ожидают изменения ситуации в связи с необходимостью исполнения последних майских указов Президента. Они предполагают вложения средств в развитие и поддержку инфраструктурных отраслей. Все финансируемые направления за последние 4 года можно проследить в таблице (по данным Минфина).

Направление Доля государственных инвестиций по годам, %
2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
Дорожное хозяйство 25,8 27,7 27,7 30,6
ЖКХ 22,3 23 19,5 17,1
Транспорт 15,5 16,6 19,6 16,6
Образование 10,8 9,3 10,4 14,2
Физическая культура и спорт 4,8 5,1 4,6 5,1
Здравоохранение 4,7 5,4 5 4,3
Социальная политика 2 2,1 2,3 2,5
Культура, кинематография 1,6 2,3 3,5 2
Общегосударственные вопросы 1,6 1,7 2,1 1,8
Охрана окружающей среды 0,7 0,6 0,3 0,3

Государство, как и частный инвестор, ищет ответ на вопрос, куда вложить деньги. Бюджетные инвестиции осуществляются с целью:

  • увеличения стоимости активов государства;
  • повышения эффективности работы и конкурентоспособности значимых для экономики предприятий;
  • восстановления инфраструктуры жизненно важных отраслей;
  • снижения износа объектов недвижимости в бюджетных учреждениях.

В 2018 году государственную поддержку получили, например, такие проекты, как:

  1. Строительство участка Сокольнической линии Московского метрополитена от станции “Саларьево” до станции “Столбово” – 40,8 млрд рублей.
  2. Строительство стартового комплекса на космодроме Восточный – 38,7 млрд рублей.
  3. Строительство тоннеля под Калужским шоссе и многоуровневой развязки у ТПУ “Столбово” – 27,5 млрд рублей.
  4. Реконструкция и строительство автомобильной дороги “Варшавское шоссе – деревня Андреевское – деревня Яковлево” – 14 млрд рублей.
  5. Реконструкция автомобильной дороги М-18 “Кола” от Санкт-Петербурга до границы с Норвегией – 12 млрд рублей.

Это масштабные дорогостоящие проекты. Анализ 10 крупнейших госконтрактов показал, что 8 из 10 относятся именно к дорожному хозяйству.

Порядок получения государственной помощи

Инвестирование за счет средств бюджетов всех уровней осуществляется после заключения госконтрактов. Государство, выступая в качестве инвестора, заинтересовано в эффективности финансируемого им проекта. Эффект не обязательно должен заключаться в получении прибыли.

Эффективность инвестиций можно доказать с помощью технико-экономического обоснования – серьезного документа с подробными расчетами, куда направляется каждый рубль (направления инвестирования), какой эффект он принесет (социальный, экономический, экологический, бюджетный и пр.) и когда вернется назад (срок окупаемости проекта). Без такого обоснования получить государственные деньги невозможно.

Государственные контракты заключаются на:

  • проектные и изыскательские работы,
  • строительство,
  • реконструкцию,
  • реставрацию,
  • техническое перевооружение,
  • приобретение объекта.

Средства из бюджета направляются государственным заказчикам (государственным органам) или организациям, которым госорганы передали свои полномочия в рамках заключения специального соглашения или решения (акта). Такими уполномоченными выступают:

  1. Государственные корпорации и компании, которые будут инвестировать бюджетные деньги в объекты. А последние потом перейдут в собственность Российской Федерации.
  2. Юридические лица, доля в уставном капитале которых принадлежит РФ. Профинансированные за счет государства объекты потом перейдут в качестве вклада в уставный капитал такого предприятия.

Например, по госконтракту на строительство стартового комплекса на космодроме “Восточный” заказчиком выступает Дирекция космодрома “Восточный”, а исполнителем, которому переданы полномочия на выполнение заказа, – производственно-строительное объединение “Казань”.

Соглашение обязательно должно содержать:

  • цель инвестирования;
  • объем инвестиций, распределенных по годам и по каждому финансируемому объекту;
  • наименование объекта, его мощность;
  • срок строительства (реконструкции) или приобретения объекта;
  • права и обязанности сторон сделки;
  • ответственность;
  • порядок проведения проверок со стороны заказчика (госоргана).

Заключение

На самом деле главная цель бюджетного финансирования – это повышение темпов роста экономики и уровня жизни людей.

Но помощь со стороны государства часто сталкивается с бюрократической волокитой, отсутствием инициативы и способности принимать грамотные решения на местах. Это приводит к неосвоенности средств и возврату их обратно в бюджет.

Давно замечено, что к концу года, который всегда наступает неожиданно, резко активизируются работы по госконтрактам. Буду рада, если в ближайшие годы что-то изменится.

http://pasprofit.ru/bjudzhetnye-investicii-finansirovanie-porjadok-predostavlenija-uchet.html
http://business-poisk.com/byudzhetnye-investicii.html
http://s7reut.ru/rynki/investitsionnyj-byudzhet-chto-eto.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: