Оглавление
Как оформить государственный кредит
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1456-50 “Об утверждении Правил предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам — заемщикам”
В соответствии с пунктом 5 статьи 122 и пунктом 4 статьи 125 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам — заемщикам.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 сентября 2020 г. N 1456-50
Правила
предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам — заемщикам
I. Общие положения
1. Настоящие Правила определяют порядок предоставления Российской Федерацией иностранным государствам государственных экспортных и государственных финансовых кредитов, в том числе на цели официального содействия развитию иностранного государства (далее — государственные кредиты), включающий несколько взаимосвязанных этапов принятия управленческих решений и предполагающий взаимодействие заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и российских организаций, включая агентов Правительства Российской Федерации и российских хозяйствующих субъектов — экспортеров товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых финансируется за счет средств государственных экспортных кредитов.
2. Настоящие Правила направлены на решение следующих задач:
а) обеспечивать согласованные действия участников процесса предоставления Российской Федерацией государственных кредитов на основе определенных настоящими Правилами принципов предоставления государственных кредитов;
б) способствовать эффективному взаимодействию федеральных органов исполнительной власти и российских организаций при подготовке решений Правительства Российской Федерации о предоставлении государственных кредитов;
в) формировать методологию определения условий предоставления и возврата государственных кредитов.
3. Принятие настоящих Правил не ведет к автоматическому пересмотру положений межправительственных соглашений о предоставлении иностранным государствам — заемщикам государственных кредитов (далее — межправительственное соглашение), заключенных до даты принятия настоящих Правил.
II. Цели предоставления государственных кредитов
4. Политика Российской Федерации в сфере предоставления государственных кредитов ориентирована на достижение следующих целей:
а) поддержка экспорта российских товаров (работ, услуг) с высокой долей добавленной стоимости;
б) закрепление присутствия российских хозяйствующих субъектов на перспективных внешних рынках;
в) содействие развитию и углублению политического, экономического и иных форм сотрудничества между Российской Федерацией и иностранными государствами — заемщиками;
г) формирование положительного имиджа Российской Федерации как ответственного международного кредитора и донора;
д) развитие отношений взаимовыгодного и равноправного партнерства с иностранными государствами на недискриминационной основе.
III. Принципы предоставления государственных кредитов
5. Подготовка и принятие решений о предоставлении государственных кредитов осуществляются исходя из следующих принципов:
а) безусловное выполнение Российской Федерацией как кредитором принимаемых международных обязательств.
Решение Правительства Российской Федерации об одобрении подготовленного Министерством финансов Российской Федерации проекта межправительственного соглашения принимается при наличии расчетов и обоснований, подтверждающих достаточность бюджетных ассигнований, необходимых для финансирования такого кредита в течение периода его использования иностранным государством — заемщиком. Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за подготовку указанных расчетов и обоснований, является Министерство финансов Российской Федерации;
б) отсутствие между Российской Федерацией и иностранным государством — заемщиком неурегулированных вопросов в сфере кредитно-финансовых отношений.
Предоставление государственных кредитов, а также исполнение обязательств Российской Федерации как кредитора в рамках предоставленных государственных кредитов не осуществляются в случае наличия (возникновения) у иностранного государства — заемщика:
неурегулированной (просроченной) задолженности перед Российской Федерацией по предоставленным бывшим СССР или Российской Федерацией государственным кредитам;
иных неурегулированных взаимных финансовых требований и обязательств между Российской Федерацией и иностранным государством — заемщиком, включая вопросы возврата причитающихся Российской Федерации средств на счетах в банках иностранного государства — заемщика, вопросы внутреннего валютного долга бывшего СССР и Алмазного фонда бывшего СССР;
в) экономическая и коммерческая целесообразность предоставления государственного кредита.
Заключения заинтересованных (отраслевых) федеральных органов исполнительной власти или Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (в соответствующих случаях) о согласовании проекта межправительственного соглашения содержат обоснования целесообразности экспорта российских товаров (работ, услуг), планируемых к финансированию в счет государственного кредита, с точки зрения необходимости их продвижения на зарубежные рынки и загрузки отечественных предприятий-изготовителей, финансовых и налоговых последствий оказания российскому экспортеру соответствующей государственной поддержки;
г) исключение конкуренции с частными и иными кредиторами.
При рассмотрении обращения правительства иностранного государства о предоставлении государственного экспортного кредита Министерство финансов Российской Федерации запрашивает позицию акционерного общества «Российский экспортный центр» о возможности организации внебюджетного финансирования производства и поставок товаров (работ, услуг), для финансирования которых запрашивается государственный экспортный кредит, на сопоставимых с запрашиваемыми иностранным государством — заемщиком условиях государственного экспортного кредита с использованием иных, отличных от государственных кредитов, механизмов финансирования, включая экспортные кредиты российских банков, в том числе под государственные гарантии Российской Федерации и страховое покрытие акционерного общества «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций».
Российские организации — экспортеры товаров (работ, услуг), поставки (выполнение, оказание) которых планируются к финансированию в счет государственного экспортного кредита, представляют по запросу в Министерство финансов Российской Федерации обоснования отсутствия возможности осуществления финансирования таких поставок за счет иных источников, включая коммерческие кредиты, привлеченные на внутрироссийском и (или) международном рынке капитала;
д) обеспечение безусловного возврата предоставленных Российской Федерацией государственных кредитов.
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет анализ долговой устойчивости иностранного государства — заемщика в соответствии с разделом VII настоящих Правил.
В качестве потенциальных заемщиков Российской Федерации рассматриваются государства, не относящиеся к одной или нескольким из следующих категорий, с учетом положений абзаца третьего пункта 21 настоящих Правил:
государства, участвующие или завершившие участие в международной расширенной Инициативе по облегчению долгового бремени беднейших стран (далее — Инициатива), до значимого улучшения своего финансово-экономического положения, а также государства — потенциальные бенефициары Инициативы;
государства, находящиеся в состоянии военных конфликтов и социально-политических кризисов;
государства, в отношении которых действуют поддержанные Российской Федерацией международные санкции, предусматривающие ограничения на предоставление внешнего финансирования;
государства, способствующие функционированию и (или) причастные к финансированию террористических или иных организаций, деятельность которых запрещена или противоречит законодательству Российской Федерации или общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации;
государства, которые допустили дефолт по своим внешним долговым обязательствам и финансово-экономическое положение которых не претерпело значимого улучшения к моменту рассмотрения соответствующего обращения о предоставлении государственного кредита;
государства, отнесенные Организацией экономического сотрудничества и развития к шестой и ниже группам странового кредитного риска;
государства с рейтингом долгосрочной кредитоспособности ниже уровня «В-» по классификации международных рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс» (Fitch-Ratings) или «Стандарт энд Пурс» (Standard & Poor′s) или ниже уровня «В3» по классификации международного рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody′s Investors Service);
государства, по которым средняя за предыдущие 3 месяца стоимость суверенных кредитных дефолтных свопов в долларах США на срок 10 лет превышает 800 базисных пунктов (по данным информационной системы «Блумберг» при наличии соответствующих котировок).
Погашение суммы основного долга и оплата процентов осуществляются иностранным государством — заемщиком исключительно в денежной форме, в свободно конвертируемой валюте, включая российский рубль.
В целях минимизации рисков невозврата государственных кредитов и соответствующих финансовых потерь федерального бюджета Министерство финансов Российской Федерации принимает меры к формированию сбалансированной страновой структуры государственных финансовых (долговых) требований к иностранным государствам — заемщикам.
В случае неспособности иностранного государства — заемщика погашать и обслуживать долг по государственному кредиту реструктуризация задолженности данного иностранного государства — заемщика может быть осуществлена на основании соответствующего обращения иностранного государства — заемщика в адрес Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации с соблюдением требования о ратификации, предусмотренного статьей 127 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Указанное обращение должно содержать обоснование невозможности выполнения иностранным государством — заемщиком принятых на себя обязательств по погашению (обслуживанию) долга по государственному кредиту вследствие существенного ухудшения своего финансово-экономического положения.
Неисполнение российской уполномоченной организацией принятых на себя обязательств по внешнеторговому контракту, финансируемому в счет средств предоставленного государственного экспортного кредита, не может являться основанием для реструктуризации долга иностранного государства — заемщика по данному кредиту.
Под реструктуризацией долга иностранного государства — заемщика понимается изменение любого из следующих финансовых условий возврата государственного кредита:
процентная ставка по кредиту;
период погашения (возврата) кредита;
комиссия за обязательство (в случае государственного экспортного кредита).
Изменение (продление) периода использования кредита при неизменности периода погашения (возврата) кредита не является реструктуризацией задолженности по государственному кредиту;
е) соблюдение рекомендаций международных финансовых институтов и объединений.
При согласовании финансовых и иных условий предоставляемых Российской Федерацией государственных кредитов учитываются такие рекомендации, которые в последующем, в случае прекращения иностранным государством — заемщиком исполнения своих обязательств перед Российской Федерацией по погашению и обслуживанию государственных кредитов и отсутствия перспектив урегулирования задолженности на двустороннем уровне, дают возможность задействовать международные механизмы урегулирования проблемной задолженности, включая механизмы Парижского клуба;
ж) инициирование процесса подготовки решений о предоставлении государственного кредита.
Рассмотрение заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и российскими организациями вопросов предоставления государственного кредита осуществляется на основании поручения Правительства Российской Федерации, данного по соответствующему обращению правительства или главы потенциального иностранного государства — заемщика на имя Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, содержащему сведения о форме и целях запрашиваемого кредита, его сумме, валюте, периодах использования и погашения, величине процентной ставки (далее — обращение).
Обращение о предоставлении государственного экспортного кредита на цели сооружения комплексных объектов «под ключ» за рубежом рассматривается Министерством финансов Российской Федерации при наличии согласованного заинтересованными организациями сторон технико-экономического обоснования проекта или иного документа, подтверждающего проведение подготовительных работ, необходимых для определения стоимости и сроков реализации проекта, а также подтверждения потенциальной российской организацией — исполнителем проекта готовности заключить на основе такого документа соответствующий внешнеторговый контракт.
В обычном случае финансирование работ по подготовке технико-экономического обоснования проекта осуществляется за счет средств иностранного заказчика. Достижение межправительственных договоренностей о финансировании работ по подготовке технико-экономического обоснования проекта за счет средств федерального бюджета возможно в исключительных случаях при условии, что предоставление такого финансирования документально обусловлено готовностью иностранного государства — заемщика обеспечить последующую реализацию соответствующего проекта силами российских исполнителей. При этом предоставление заемного финансирования подготовки технико-экономического обоснования проекта оформляется отдельным межправительственным соглашением о предоставлении государственного экспортного кредита на финансирование работ по подготовке технико-экономического обоснования проекта.
IV. Государственный экспортный кредит
6. Государственный экспортный кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой за счет бюджетных средств осуществляется оплата товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) на территорию (территории) иностранного государства, в объеме и на условиях, которые предусмотрены межправительственным соглашением.
7. Государственный экспортный кредит является связанным (целевым) кредитом, то есть его средства используются для оплаты части стоимости экспортного контракта (контрактов), заключаемого (заключаемых) российскими уполномоченными организациями и уполномоченными организациями иностранного государства — заемщика и принятого (принятых) к финансированию Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с процедурами, установленными межправительственным соглашением (далее — контракт). При этом исполнение возникающих в результате использования кредита долговых обязательств иностранного государства — заемщика не может обусловливаться фактом завершения российским исполнителем реализации контракта.
8. Государственный экспортный кредит предоставляется при условии, что доля стоимости товаров (работ, услуг) российского происхождения, поставляемых (выполняемых, оказываемых) в рамках проекта (контракта) (далее — российская доля), финансируемого за счет средств такого кредита, составляет не менее стоимости товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) по проекту (контракту), финансируемых за счет государственного экспортного кредита. Объем государственного экспортного кредита может превышать российскую долю из соображений технологической безопасности и экономической целесообразности по решению Правительства Российской Федерации.
Минимальная величина российской доли устанавливается межправительственным соглашением.
Для целей настоящих Правил российская доля означает выраженное в процентах отношение стоимости поставляемых в рамках контракта товаров (работ, услуг) российского происхождения к общей стоимости поставляемых в рамках контракта товаров (работ, услуг).
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующей отрасли экономики, или Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» (в соответствующих случаях) осуществляют подготовку и направление в Министерство финансов Российской Федерации заключения об обоснованности заявленной российской уполномоченной организацией российской доли в контракте, планируемом к финансированию за счет средств государственного экспортного кредита. В случае если контрактом, планируемым к финансированию за счет средств государственного экспортного кредита, предусматривается поставка промышленной продукции, отнесенной к сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, данное заключение подлежит согласованию с указанным Министерством.
Заключаемое Министерством финансов Российской Федерации с российской уполномоченной организацией соглашение о финансировании контракта в счет предоставленного иностранному государству — заемщику государственного экспортного кредита содержит положения об обязанности указанной организации обеспечивать в ходе выполнения контракта последовательное достижение соответствующих значений российской доли.
Мониторинг выполнения российской уполномоченной организацией обязанности по достижению соответствующих значений российской доли при реализации контракта, финансируемого за счет средств государственного экспортного кредита, осуществляется агентом Правительства Российской Федерации в соответствии с порядком, согласованным с Министерством финансов Российской Федерации, и на основании сведений, предоставляемых российской уполномоченной организацией, которая несет ответственность за их достоверность.
Исходя из специфики организации и условий финансирования продукции военного назначения, поставляемой на территорию (территории) иностранного государства — заемщика, положения настоящего пункта не применяются к государственным экспортным кредитам, предоставляемым на указанные цели.
9. При расчетах за поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках государственного экспортного кредита, осуществляемых агентом Правительства Российской Федерации и уполномоченным агентом иностранного государства — заемщика по кредитным счетам (без движения денежных средств), используется аккредитивная форма расчетов. Агент Правительства Российской Федерации является авизующим и исполняющим банком по соответствующим долговым аккредитивам.
10. Для служебного пользования.
11. Государственный экспортный кредит может предоставляться на льготных условиях в виде государственного кредита на цели официального содействия развитию иностранного государства в порядке, установленном в разделе VI настоящих Правил.
V. Государственный финансовый кредит
12. Государственный финансовый кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой Российская Федерация предоставляет денежные средства иностранному государству — заемщику в объеме и на условиях, которые предусмотрены соглашением между Правительством Российской Федерации в качестве кредитора и правительством иностранного государства в качестве заемщика.
13. Государственный финансовый кредит предоставляется в исключительных случаях и является инструментом экстренной бюджетной поддержки иностранного государства, которое испытывает трудности с покрытием бюджетного дефицита и (или) рефинансированием платежей по погашению и обслуживанию государственного долга, не имеет доступа к международному рынку капитала на приемлемых условиях, имеет стратегический характер политических отношений с Российской Федерацией.
14. Для служебного пользования.
15. Государственный финансовый кредит может предоставляться на льготных условиях в виде государственного кредита на цели официального содействия развитию иностранного государства в соответствии с разделом VI настоящих Правил.
VI. Государственный кредит на цели официального содействия развитию иностранного государства
16. Государственный кредит на цели официального содействия развитию иностранного государства представляет собой вид государственного финансового кредита или государственного экспортного кредита, предоставляемого иностранному государству — заемщику на льготных условиях.
17. Под льготными условиями понимаются финансовые условия государственного кредита, обеспечивающие степень льготности кредита на уровне не ниже установленных международными финансовыми организациями в зависимости от величины дохода на душу населения иностранного государства — заемщика пороговых значений, составляющих от 10 до 45 процентов.
Степень льготности кредита определяется как выраженное в процентах отношение суммы дисконтированных будущих платежей по обслуживанию и погашению кредита, подлежащих осуществлению заемщиком, к номинальной сумме кредита. Расчет степени льготности кредита осуществляется на основании соответствующей методологии Организации экономического сотрудничества и развития.
18. Основными направлениями использования государственных кредитов на цели официального содействия развитию иностранного государства являются:
борьба с энергетической бедностью и совершенствование энергетической и электрогенерирующей инфраструктуры;
укрепление национальных систем здравоохранения и социальной защиты, ориентированных в том числе на противодействие распространению инфекционных заболеваний;
содействие в повышении доступности и качества образования населения, прежде всего начального и профессионального образования;
содействие развитию национальной транспортной, финансовой и информационной инфраструктуры;
содействие развитию сельского хозяйства и трансграничной торговли;
создание и укрепление национальных систем борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, организованной преступностью, укрепление и повышение эффективности систем государственного управления;
укрепление потенциала в области охраны окружающей среды и решения трансграничных экологических проблем;
поддержка в области промышленного развития и инноваций;
поддержка интеграционных процессов на евразийском пространстве.
19. Претендовать на привлечение государственного кредита на цели официального содействия развитию иностранного государства имеют право иностранные государства, относящиеся к одной или нескольким из следующих категорий:
государства, завершившие свое участие в Инициативе, при условии, что с момента завершения такого участия прошло не более 5 лет;
государства, имеющие право на получение льготного заемного финансирования по линии Международной ассоциации развития;
государства, включенные в перечень стран, для которых Международным валютным фондом и Всемирным банком установлены лимиты по привлечению нельготного финансирования;
государства, реализующие национальные программы и стратегии борьбы с бедностью и обеспечения устойчивого экономического развития;
государства, включенные в перечень стран — получателей официального содействия развитию Комитета содействия развитию Организации экономического сотрудничества и развития.
20. Финансовые условия предоставления государственного кредита на цели официального содействия развитию иностранного государства определяются согласно приложению N 2 к настоящим Правилам.
VII. Полномочия Министерства финансов Российской Федерации при подготовке решения о предоставлении государственного кредита
21. В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации осуществляет рассмотрение поступившего от иностранного государства — заемщика обращения в целях подготовки предложений Правительству Российской Федерации о возможности предоставления государственного кредита.
В рамках рассмотрения обращения Министерство финансов Российской Федерации с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и российских организаций проводит консультации с уполномоченными органами иностранного государства — заемщика, руководствуясь установленными настоящими Правилами подходами к определению финансовых и иных условий государственных кредитов.
Вопрос о предоставлении государственных кредитов на условиях, не предусмотренных настоящими Правилами, рассматривается Правительством Российской Федерации в индивидуальном порядке с учетом стратегического характера политических отношений Российской Федерации с иностранным государством — заемщиком и предложений Министерства иностранных дел Российской Федерации.
22. Министерство финансов Российской Федерации с привлечением агента Правительства Российской Федерации проводит анализ долговой устойчивости потенциального иностранного государства — заемщика, правительством которого направлено обращение, руководствуясь методологией Международного валютного фонда и Всемирного банка, другими источниками информации, показателями макроэкономического и долгового положения иностранного государства — заемщика, данными о наличии доступа иностранного государства — заемщика к международным рынкам капитала, отнесении иностранного государства — заемщика к группе стран с определенным уровнем риска в соответствии с классификациями международных организаций.
23. Результаты проведенного анализа долговой устойчивости иностранного государства — заемщика оформляются заключением, содержащим следующие основные разделы:
состояние совокупного внешнего и государственного долга;
взаимоотношения с международными финансовыми организациями (Международный валютный фонд, Всемирный банк и т.д.) и Парижским клубом;
финансовые отношения с Российской Федерацией;
выводы и предложения.
В указанном заключении отражаются сведения о наличии просроченной задолженности по предоставленным российскими банками юридическим лицам иностранного государства — заемщика кредитам, обеспеченным государственными гарантиями Российской Федерации или страховым покрытием акционерного общества «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций».
24. На основе проведенного анализа долговой устойчивости потенциального иностранного государства — заемщика Министерство финансов Российской Федерации осуществляет подготовку предложений по финансовым условиям государственного кредита. В случае поступления обращения предложения о предоставлении государственного экспортного кредита готовятся при условии получения Министерством финансов Российской Федерации сведений соответствующего отраслевого федерального органа исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» (в соответствующих случаях) о наличии согласованного заинтересованными организациями предварительного технико-экономического обоснования проекта или иного документа, подтверждающего проведение подготовительных работ, необходимых для определения стоимости и сроков реализации проекта, и проекта соответствующего контракта.
Заключение о долговой устойчивости потенциального иностранного государства — заемщика направляется Министерством финансов Российской Федерации в составе материалов к предложениям Правительству Российской Федерации о возможности предоставления государственного кредита.
В случае положительного заключения Министерства финансов Российской Федерации по итогам рассмотрения обращения указанные предложения оформляются в виде проекта распоряжения Правительства Российской Федерации, одобряющего проект межправительственного соглашения, согласованного заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, агентом Правительства Российской Федерации и профильными российскими организациями и вносимого в Правительство Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации в установленном порядке. Проект межправительственного соглашения о предоставлении иностранному государству — заемщику государственного экспортного кредита готовится по примерной форме согласно приложению N 3. Проект межправительственного соглашения о предоставлении иностранному государству — заемщику государственного финансового кредита готовится по примерной форме согласно приложению N 4.
25. В случае принятия Правительством Российской Федерации положительного решения по существу обращения (принятия распоряжения Правительства Российской Федерации, одобряющего проект межправительственного соглашения) Министерство финансов Российской Федерации заключает межправительственное соглашение при наличии оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и иностранного государства — заемщика соответствующих полномочий на подписание указанного межправительственного соглашения.
26. Обязательным условием завершения российских внутригосударственных процедур, необходимых для вступления межправительственного соглашения в силу, является наличие средств для исполнения обязательств Правительства Российской Федерации по предоставленному государственному кредиту в Программе предоставления государственных кредитов, являющейся приложением к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
27. В целях обеспечения своевременного принятия управленческих решений Министерством финансов Российской Федерации в части приостановки использования государственных кредитов и Правительством Российской Федерации на основании соответствующего доклада Министерства финансов Российской Федерации в части признания всей суммы непогашенной задолженности по государственным кредитам срочной к погашению агент Правительства Российской Федерации информирует Министерство финансов Российской Федерации о возникновении просроченной задолженности и истечении 60-дневного и 180-дневного периодов ее сохранения по предоставленным иностранным государствам — заемщикам государственным кредитам.
28. Для служебного пользования.
Приложение N 2
к Правилам предоставления Российской
Федерацией государственных кредитов
иностранным государствам — заемщикам
Финансовые условия предоставления государственного кредита на цели официального содействия развитию иностранного государства
1. Сумма кредита.
Сумма кредита является предметом договоренности сторон с учетом текущих возможностей федерального бюджета и потребностей иностранного государства, а также ограничений со стороны Международного валютного фонда и Всемирного банка на привлечение заемных ресурсов иностранным государством — заемщиком.
Предоставление государственного экспортного кредита на цели официального содействия развитию иностранного государства осуществляется при условии софинансирования иностранным государством — заемщиком части соответствующих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) по контракту в объеме не менее 10 процентов стоимости контракта.
Софинансирование контракта осуществляется путем осуществления в пользу российской уполномоченной организации авансовых и (или) текущих платежей в валюте, предусмотренной условиями контракта. В случае если контрактом предусмотрено авансирование, осуществление авансового платежа со стороны импортера (иностранного государства — заемщика) в объеме не менее 15 процентов общего объема авансирования по контракту является условием для начала финансирования контракта за счет средств государственного экспортного кредита, элементом солидарной ответственности заемщика за успешную реализацию контракта. Указанная величина минимального первоначального авансового платежа может быть уменьшена Министерством финансов Российской Федерации по соображениям экономической целесообразности на основании соответствующего заключения отраслевого федерального органа исполнительной власти, содержащего обоснования такого уменьшения.
2. Период использования кредита.
Период использования государственного экспортного кредита на цели официального содействия развитию определяется исходя из периода реализации контракта (контрактов), финансируемого (финансируемых) за счет данного кредита.
Датой использования кредита является дата документа, подтверждающего поставку товаров, и (или) выполнение соответствующего этапа производства товара, и (или) выполнения работ, и (или) оказания услуг.
Датой использования государственного финансового кредита на цели официального содействия развитию иностранного государства является дата зачисления предоставляемых денежных средств на счет правительства иностранного государства — заемщика или уполномоченного им органа (организации). Допускается использование кредита несколькими траншами.
Использование средств кредита несколькими траншами может быть дополнительно обусловлено выполнением иностранным государством — заемщиком определенных обязательств (достижение целевых показателей в реализации национальных программ и стратегий борьбы с бедностью и обеспечения устойчивого экономического развития, выполнение договоренностей, достигнутых с Международным валютным фондом, Всемирным банком, другими международными финансовыми организациями в части реализации программ социально-экономических реформ, реализация договоренностей с Российской Федерацией в политической и (или) финансово-экономической сферах).
3. Процентная ставка по кредиту.
Процентная ставка по кредиту на цели официального содействия развитию иностранного государства — заемщика устанавливается исходя из целевого уровня льготности, с учетом уровня ставки, рассчитываемой Международной ассоциацией развития по кредитам для стран, имеющих доступ исключительно к ресурсам указанной ассоциации.
Процентная ставка по кредиту на цели официального содействия развитию может быть пересмотрена в сторону увеличения в случае достижения иностранным государством — заемщиком существенного прогресса в вопросах социально-экономического роста и перехода (включения) иностранного государства — заемщика в категорию стран со средним уровнем дохода на душу населения по методологии Всемирного банка в течение трех лет подряд.
4. Льготный период.
При определении продолжительности льготного периода по кредиту на цели официального содействия развитию иностранного государства — заемщика за основу может приниматься льготный период, рассчитываемый Международной ассоциацией развития по кредитам для стран, имеющих доступ исключительно к ресурсам указанной ассоциации.
5. Период и порядок погашения (возврата) кредита.
Период погашения (возврата) кредита на цели официального содействия развитию не превышает 25 лет с даты первого платежа в погашение основного долга по кредиту.
6. Комиссия за обязательство.
Размер комиссии за обязательство, уплачиваемой иностранным государством — заемщиком в случае неиспользования в полном объеме в установленные сроки средств предоставленного Российской Федерацией государственного кредита на цели официального содействия развитию, может устанавливаться с учетом практики взимания Международной ассоциацией развития комиссии за резервирование (commitment charge) по кредитам для стран, имеющих доступ исключительно к ресурсам указанной ассоциации.
Приложение N 3
к Правилам предоставления Российской
Федерацией государственных кредитов
иностранным государствам — заемщикам
Примерная форма
межправительственного Соглашения о предоставлении иностранному государству государственного экспортного кредита
между Правительством Российской Федерации и Правительством ______________
(наименование иностранного государства — заемщика)
о предоставлении Правительству __________________________________________
(наименование иностранного государства — заемщика)
государственного экспортного кредита
Правительство Российской Федерации и Правительство
______________________________________, именуемые в дальнейшем Сторонами,
(наименование иностранного государства
в целях дальнейшего укрепления дружественных отношений между двумя
странами и развития взаимовыгодного сотрудничества согласились о
Сумма и цель кредита
1. Российская Сторона предоставляет ________________________________
(наименование иностранной Стороны)
государственный экспортный кредит в сумме до ____________________________
(далее — кредит) для финансирования _________ процентов стоимости каждого
контракта на _____________________ (далее — контракт), заключенного между
российскими и ___________________________________________________________
(наименование иностранной Стороны)
уполномоченными организациями (далее — уполномоченные организации) и
принятого к финансированию в порядке, установленном статьей 8 настоящего
2. Авансовые платежи составляют не менее ____ процентов стоимости
каждого контракта и осуществляются ______________________________________
(наименование иностранной Стороны)
уполномоченными организациями в пользу российских уполномоченных
организаций в _________________________________.
(наименование иностранной валюты)
3. Российская доля составляет не менее процентов в стоимости
поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренных
условиями контрактов, и может быть уменьшена только исходя из соображений
технологической безопасности и экономической целесообразности по
взаимному согласию уполномоченных органов Сторон.
1. Кредит используется _____________________________________________
(наименование иностранной Стороны)
в ______________________________ годах.
(период использования кредита)
2. При расчетах за поставку товаров, выполнение работ и оказание
услуг в счет кредита используется аккредитивная форма расчетов.
3. Датой использования каждой суммы кредита является:
при поставках товаров с длительностью производственного цикла
изготовления продукции более одного года — дата документа,
подтверждающего завершение каждого этапа цикла производства, или дата
коносамента, авиационной накладной или иных документов, подтверждающих
поставку товаров, предусмотренных условиями контрактов;
при поставках иной продукции — дата коносамента, авиационной
накладной или иных документов, подтверждающих поставку товаров,
предусмотренных условиями контрактов;
при выполнении работ и оказании услуг — дата акта сдачи-приемки
выполненных работ, оказанных услуг или дата иных документов,
подтверждающих выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных
4. Не менее чем за 6 месяцев до начала каждого предстоящего
календарного года (за исключением последнего года периода использования
кредита) Министерство финансов Российской Федерации и
__________________________________________________ путем обмена письмами,
(наименование уполномоченного органа иностранного
направленными по дипломатическим каналам, согласовывают сумму кредита,
которая будет использована в течение предстоящего календарного года.
_________________________________ вправе в случае необходимости до 1 июля
(наименование иностранной Стороны)
текущего года скорректировать в сторону уменьшения согласованную годовую
сумму использования кредита в текущем году. _____________________________
(наименование иностранной Стороны)
осуществляет в пользу Российской Стороны выплату комиссии в размере
_______ процентов не использованной в течение истекшего календарного года
согласованной годовой суммы кредита. Указанный платеж осуществляется
_____________________________________ в течение I квартала каждого нового
(наименование иностранной Стороны)
5. В случае неиспользования кредита в полном объеме по истечении
периода использования кредита, указанного в пункте 1 настоящей статьи,
___________________________________ в течение первого квартала следующего
(наименование иностранной Стороны)
календарного года осуществляет в пользу Российской Стороны выплату
итоговой суммы комиссии в размере ________ процентов от не использованной
_____________________________ за весь период использования суммы кредита.
(наименование иностранной Стороны)
6. Платежи, предусмотренные пунктами 4 и 5 настоящей статьи,
осуществляются в _________________________________________ или российских
(наименование иностранной валюты)
рублях по курсу _____________________ к российскому рублю, установленному
(наименование иностранной валюты)
Центральным банком Российской Федерации за 2 календарных дня до даты
платежа, являются компенсацией затрат, понесенных Российской Стороной в
ходе фондирования соответствующих бюджетных ассигнований, и не подлежат
возмещению Российской Стороной.
________________________________________________ погашает фактически
(наименование иностранной Стороны)
использованную сумму кредита в течение _________________________________.
(указывается период погашения, периодичность
осуществления платежей в погашение кредита,
дата первого платежа в погашение кредита)
Проценты по кредиту
1. уплачивает Российской Стороне за ________________________________
(наименование иностранной Стороны)
пользование кредитом проценты по ставке _________процентов годовых.
2. Проценты за пользование кредитом начисляются на ежедневной основе
с даты использования каждой суммы кредита до даты окончательного
погашения кредита включительно и уплачиваются
(наименование иностранной Стороны)
_______________________ каждого года. Последний платеж в уплату процентов
осуществляется одновременно с последним платежом в погашение кредита.
3. Проценты рассчитываются исходя из фактического количества дней,
истекших в 360-дневном году (база 365/360).
1. В случае если любой платеж в погашение основного долга и (или) в
уплату процентов, указанных в статьях 3 и 4 настоящего Соглашения, не
произведен в течение 10 календарных дней с соответствующей даты платежа,
эта задолженность объявляется просроченной (далее — просроченная
задолженность) и на нее начисляются проценты по ставке 150 процентов
уровня процентной ставки, указанной в пункте 1 статьи 4 настоящего
Соглашения (далее — проценты на просроченную задолженность), начиная с
соответствующей даты указанного платежа до даты его осуществления в
полном объеме включительно.
2. В случае если просроченная задолженность и (или) проценты на
просроченную задолженность по любым обязательствам по предоставленным
Российской Стороной _____________________________________________________
(наименование иностранной Стороны)
государственным кредитам не погашены в течение 60 календарных дней с даты
возникновения просроченной задолженности, Министерство финансов
Российской Федерации вправе в одностороннем порядке приостановить
использование данного кредита.
3. В случае если просроченная задолженность и (или) проценты на
просроченную задолженность по любым обязательствам по предоставленным
Российской Стороной _____________________________________________________
(наименование иностранной Стороны)
государственным кредитам не погашены в течение 180 календарных дней,
Российская Сторона вправе консолидировать всю сумму непогашенной
задолженности по настоящему Соглашению, включая основной долг, проценты
по кредиту и проценты на просроченную задолженность (далее —
консолидированная задолженность), и объявить консолидированную
задолженность срочной к погашению. Проценты, указанные в пункте 1
настоящей статьи, начисляются на консолидированную задолженность начиная
с даты возникновения консолидированной задолженности до даты ее полного
погашения включительно (далее — проценты на консолидированную
4. Проценты на просроченную задолженность и проценты на
консолидированную задолженность начисляются на ежедневной основе и
рассчитываются исходя из фактического количества дней, истекших в
360-дневном году (база 365/360).
Распределение и порядок осуществления платежей
1. Все платежи по кредиту, подлежащие выплате в соответствии с
(наименование иностранной Стороны)
Соглашением, осуществляются ____________________________________ в пользу
(наименование иностранной Стороны)
Российской Стороны в _________________________________ и (или) российских
(наименование иностранной валюты)
рублях по усмотрению ___________________________________________ по курсу
(наименование иностранной Стороны)
_____________________________________ к российскому рублю, установленному
(наименование иностранной валюты)
Центральным банком Российской Федерации за 2 календарных дня до даты
платежа, в соответствии с платежными инструкциями российского банка,
уполномоченного Российской Стороной и определенного в соответствии со
статьей 7 настоящего Соглашения. Датами исполнения _____________________
(наименование иностранной Стороны)
платежных обязательств по настоящему Соглашению являются даты зачисления
соответствующих сумм средств на счет, указанный российским банком,
уполномоченным Российской Стороной.
2. Все суммы по кредиту, подлежащие выплате ________________________
(наименование иностранной Стороны)
в соответствии с настоящим Соглашением, не обременяются какими бы то ни
было налогами и выплачиваются без всяких ограничений, вычетов, изъятий
или компенсационных удержаний.
3. Все выплаты по настоящему _______________________________________
(наименование иностранной Стороны)
Соглашению в пользу Российской Стороны распределяются в следующей
уплата процентов на консолидированную задолженность;
погашение консолидированной задолженности;
уплата процентов на просроченную задолженность;
погашение просроченной задолженности;
уплата процентов по кредиту;
погашение основного долга.
1. Министерство финансов Российской Федерации и
___________________________________________ в течение 10 календарных дней
(наименование уполномоченного органа
иностранного государства — заемщика)
с даты подписания настоящего Соглашения определят и сообщат друг другу
наименования российского и _______________________________________ банков
(наименование иностранной Стороны)
соответственно, уполномоченных Сторонами на осуществление учета и ведение
расчетов в рамках настоящего Соглашения (далее — уполномоченные банки).
2. Уполномоченные банки заключают соглашение о техническом порядке
учета и ведения расчетов в рамках настоящего Соглашения не позднее 90
календарных дней с даты подписания настоящего Соглашения.
3. Уполномоченные банки принимают все зависящие от них меры для
полного и своевременного осуществления учета и ведения расчетов в рамках
1. Российские и уполномоченные _____________________________________
(наименование иностранной Стороны)
организации заключают между собой контракты (дополнения к контрактам), в
которых определяются объемы, сроки и цены поставок товаров, выполнения
работ и оказания услуг в рамках реализации настоящего Соглашения.
Контракты (дополнения к контрактам) принимаются к финансированию после их
утверждения Министерством финансов Российской Федерации и ______________.
(наименование уполномоченного органа
иностранного государства — заемщика)
2. Заявления о _____________________________________________________
(наименование уполномоченного органа иностранного
принятии контрактов (дополнений к контрактам) к финансированию,
составленные по форме согласно приложению N 1, направляются в
Министерство финансов Российской Федерации.
3. Подтверждения Министерства финансов Российской Федерации о
принятии контрактов (дополнений к контрактам) к финансированию или отказы
Министерства финансов Российской Федерации в принятии контрактов
(дополнений к контрактам) к финансированию, составленные соответственно
по формам согласно приложениям N 2 и 3, направляются в
________________________________________________ в течение __ календарных
(наименование уполномоченного органа иностранного
4. Изменения в контракты (дополнения к контрактам) в части стоимости
и сроков поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг вносятся
российскими и уполномоченными ___________________________________________
(наименование иностранной Стороны)
организациями по письменному согласованию с Министерством финансов
Российской Федерации и _________________________________________________.
(наименование уполномоченного органа иностранного
Уполномоченные органы Сторон
Уполномоченными органами Сторон, на которые возлагается реализация
положений настоящего Соглашения, являются:
с Российской Стороны:
Министерство финансов Российской Федерации — в части, касающейся
использования и возврата кредита, уплаты процентов по кредиту, принятия к
(федеральный орган исполнительной (описание полномочий)
власти Российской Стороны)
(наименование иностранной Стороны)
(наименование уполномоченного органа (описание полномочий)
иностранного государства — заемщика)
_____________________________________ вправе досрочно погасить любую
(наименование иностранной Стороны)
сумму фактически использованного кредита по ее номинальной стоимости и
без дополнительных расходов (сборов) при условии, что соответствующее
уведомление получено ____________________________________________________
(наименование уполномоченного органа иностранного
Министерством финансов Российской Федерации не менее чем за 90
календарных дней до даты такого досрочного погашения.
Споры и разногласия
1. Споры и разногласия между Сторонами по вопросам, вытекающим из
настоящего Соглашения или связанным с его реализацией, решаются Сторонами
путем проведения двусторонних консультаций и переговоров.
2. Разногласия, которые могут возникнуть между российской и
(наименование иностранной Стороны)
организациями в ходе исполнения обязательств по контрактам в рамках
настоящего Соглашения, решаются этими организациями самостоятельно в
соответствии с условиями и процедурами, предусмотренными в контрактах.
По взаимному согласию Сторон в настоящее Соглашение могут быть
внесены изменения и дополнения, которые являются его неотъемлемой частью,
и оформляются отдельными протоколами.
Приложения N 1 — 3 к настоящему Соглашению являются его неотъемлемой
Вступление в силу
Настоящее Соглашение вступает в силу с даты получения по
дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении
Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления
в силу, и действует до полного исполнения Сторонами всех обязательств,
вытекающих из положений настоящего Соглашения, и (или) дата прекращения
действия настоящего Соглашения определяется по согласованию Сторон путем
обмена нотами по дипломатическим каналам.
Совершено в г. ___________________ «____» __________ 20__ г. в 2
экземплярах, каждый на русском и ________________________________ языках,
(наименование иностранного языка)
причем оба текста имеют одинаковую силу.
За Правительство За Правительство
Российской Федерации ____________________________
Приложение N 1
к Соглашению между Правительством
Российской Федерации и Правительством
____________________________________________
(наименование иностранного государства — заемщика)
о предоставлении Правительству
____________________________________________
(наименование иностранного государства — заемщика)
государственного экспортного кредита
от » » 20 г.
Министерство финансов
Российской Федерации
Заявление
о принятии контракта (дополнения к контракту) к финансированию
(наименование уполномоченного органа иностранного государства —
действующее от имени Правительства _____________________________________,
(наименование иностранного государства — заемщика)
предлагает принять контракт (дополнение к контракту) от «__» ________
20___ г. N ____ на сумму _____________________________, заключенный между
(сумма и наименование валюты)
(полное наименование, место нахождения российской уполномоченной
(полное наименование, место нахождения иностранной уполномоченной
финансированию в соответствии с Соглашением между Правительством
Российской Федерации и Правительством ___________________________________
(наименование иностранного государства — заемщика)
о предоставлении Правительству __________________________________________
(наименование иностранного государства — заемщика)
государственного экспортного кредита от «___» __________20 __ г.
Просим подтвердить согласие Российской Стороны на принятие
указанного контракта (дополнения к контракту) к финансированию в
соответствии с указанным Соглашением.
Дата За _______________________________________________________________
(наименование уполномоченного органа иностранного государства
Приложение N 2
к Соглашению между Правительством
Российской Федерации и Правительством
____________________________________________
(наименование иностранного государства — заемщика)
о предоставлении Правительству
____________________________________________
(наименование иностранного государства — заемщика)
государственного экспортного кредита
от » » 20 г.
____________________________________________
(наименование уполномоченного органа
иностранного государства — заемщика)
Подтверждение
о принятии контракта (дополнения к контракту) к финансированию
Ссылаясь на Заявление о принятии контракта (дополнения к контракту)
к финансированию от «__» _____________________ 20___ г. N _____________
________________________________________________________, действующего от
(наименование уполномоченного органа иностранного
имени Правительства _______________________________________, Министерство
(наименование иностранного государства — заемщика)
финансов Российской Федерации, действующее от имени Правительства
Российской Федерации, настоящим подтверждает, что контракт (дополнение к
контракту) от «__» __________ 20__ г. N ______ на сумму ________________,
(сумма и наименование валюты)
заключенный между _______________________________________________________
(полное наименование, место нахождения российской
(полное наименование, место нахождения иностранной уполномоченной
принят к финансированию в соответствии с Соглашением между Правительством
Российской Федерации и Правительством ___________________________________
(наименование иностранного государства
о предоставлении Правительству __________________________________________
(наименование иностранного государства —
государственного экспортного кредита от «__» __________ 20__ г.
Дата За Министерство финансов
Приложение N 3
к Соглашению между Правительством
Российской Федерации и Правительством
____________________________________________
(наименование иностранного государства — заемщика)
о предоставлении Правительству
____________________________________________
(наименование иностранного государства — заемщика)
государственного экспортного кредита
от » » 20 г.
____________________________________________
(наименование уполномоченного органа
иностранного государства — заемщика)
Отказ
в принятии контракта (дополнения к контракту) к финансированию
Ссылаясь на Заявление о принятии контракта (дополнения к контракту)
к финансированию от «__» _________________________ 20__ г. N ____________
________________________________________________________, действующего от
(наименование уполномоченного органа иностранного
имени Правительства _______________________________________, Министерство
финансов Российской Федерации, действующее от имени Правительства
Российской Федерации, настоящим информирует, что в силу _________________
контракт (дополнение к контракту) от «____» __________ 20__ г. N ________
______________________________________________________, заключенный между
(сумма и наименование валюты)
(полное наименование, место нахождения российской уполномоченной
(полное наименование, место нахождения иностранной уполномоченной
не принимается к финансированию в соответствии с Соглашением между
Правительством Российской Федерации и Правительством ____________________
о предоставлении Правительству __________________________________________
(наименование иностранного государства —
государственного экспортного кредита от «__» __________ 20__ г.
Дата За Министерство финансов
Приложение N 4
к Правилам предоставления Российской
Федерацией государственных кредитов
иностранным государствам — заемщикам
о предоставлении иностранному государству государственного
между Правительством Российской Федерации
и Правительством __________________________________________________
(наименование иностранного государства — заемщика)
о предоставлении Правительству __________________________________________
(наименование иностранного государства —
государственного финансового кредита
Правительство Российской Федерации и Правительство
______________________________________, именуемые в дальнейшем Сторонами,
(наименование иностранного государства
в целях дальнейшего укрепления дружественных отношений между двумя
государствами согласились о нижеследующем:
Сумма и цель кредита
Российская Сторона предоставляет ___________________________________
(наименование иностранной Стороны)
в ___________________________________ государственный финансовый кредит в
(год предоставления кредита)
_______________ _____________________ (далее — кредит) на ______________.
(сумма кредита) (наименование валюты) (цель кредита)
Условия предоставления кредита
Кредит предоставляется при условии отсутствия просроченной
задолженности и (или) процентов на просроченную задолженность по
предоставленным Российской Стороной государственным кредитам.
Средства кредита перечисляются Российской Стороной в пользу
Правительства в соответствии с __________________________________________
(наименование иностранной Стороны)
платежными инструкциями _________________________________________________
(наименование уполномоченного органа/организации
иностранного государства — заемщика)
в ________________________ не позднее _________________ с даты вступления
(наименование валюты) (количество дней)
настоящего Соглашения в силу, но не ранее даты подписания соглашения о
порядке учета и расчетов, заключаемого в соответствии с пунктом 1 статьи
Датой использования кредита является дата зачисления кредитных
средств на счет, указанный в платежных инструкциях
(наименование уполномоченного органа/организации иностранного
________________________________________________ погашает фактически
(наименование иностранной Стороны)
использованную сумму кредита в течение _________________________________.
(указывается период погашения, периодичность
осуществления платежей в погашение кредита,
дата первого платежа в погашение кредита)
Проценты по кредиту
1. уплачивает Российской Стороне за ________________________________
(наименование иностранной Стороны)
пользование кредитом проценты по ставке _________ процентов годовых.
2. Проценты по кредиту начисляются на ежедневной основе с даты
использования каждой суммы кредита до даты окончательного погашения
кредита включительно и уплачиваются _____________________________________
(наименование иностранной Стороны)
_______________________ каждого года. Последний платеж в уплату процентов
осуществляется одновременно с последним платежом в погашение кредита.
3. Проценты рассчитываются исходя из фактического количества дней,
истекших в 360-дневном году (база 365/360).
1. В случае если любой из платежей в погашение основного долга и
(или) уплату процентов, указанных в статьях 4 и 5 настоящего Соглашения,
не произведен в течение 10 календарных дней с соответствующей даты
платежа, эта задолженность объявляется просроченной (далее — просроченная
задолженность) и на нее начисляются проценты по ставке 150 процентов
уровня процентной ставки, указанной в пункте 1 статьи 5 настоящего
Соглашения (далее — проценты на просроченную задолженность), начиная с
соответствующей даты указанного платежа до даты ее погашения в полном
2. В случае если просроченная задолженность и (или) проценты на
просроченную задолженность по любым обязательствам по предоставленным
Российской Стороной _____________________________________________________
(наименование иностранной Стороны)
государственным кредитам не погашены в течение 60 календарных дней с даты
возникновения просроченной задолженности, Министерство финансов
Российской Федерации вправе в одностороннем порядке приостановить
использование данного кредита.
3. В случае если просроченная задолженность и (или) проценты на
просроченную задолженность по любым обязательствам по предоставленным
Российской Стороной _____________________________________________________
(наименование иностранной Стороны)
государственным кредитам не погашены в течение 180 календарных дней,
Российская Сторона вправе консолидировать всю сумму непогашенной
задолженности по настоящему Соглашению, включая основной долг, проценты
по кредиту и проценты на просроченную задолженность (далее —
консолидированная задолженность), и объявить консолидированную
задолженность срочной к погашению. Проценты, указанные в пункте 1
настоящей статьи, начисляются на консолидированную задолженность начиная
с даты возникновения консолидированной задолженности до даты ее полного
погашения включительно (далее — проценты на консолидированную
4. Проценты на просроченную задолженность и проценты на
консолидированную задолженность начисляются на ежедневной основе и
рассчитываются исходя из фактического количества дней, истекших в
360-дневном году (база 365/360).
Распределение и порядок осуществления платежей
1. Все платежи по кредиту, подлежащие выплате ______________________
(наименование иностранной Стороны)
в соответствии с настоящим Соглашением, осуществляются в пользу
Российской Стороны в ____________ и (или) российских рублях по усмотрению
(наименование иностранной валюты)
________________________________________________________________ по курсу
(наименование иностранной Стороны)
_____________________________________ к российскому рублю, установленному
(наименование иностранной валюты)
Центральным банком Российской Федерации за 2 календарных дня до даты
платежа, в соответствии с платежными инструкциями российского банка,
уполномоченного Российской Стороной и определенного в соответствии со
статьей 8 настоящего Соглашения. Датами исполнения ______________________
(наименование иностранной Стороны)
платежных обязательств по настоящему Соглашению являются даты зачисления
соответствующих сумм средств на счет, указанный российским банком,
уполномоченным Российской Стороной.
2. Все суммы по кредиту, подлежащие выплате ________________________
(наименование иностранной Стороны)
в соответствии с настоящим Соглашением, не обременяются какими бы то ни
было налогами и выплачиваются без всяких ограничений, вычетов, изъятий
или компенсационных удержаний и распределяются в следующей очередности:
уплата процентов на консолидированную задолженность;
погашение консолидированной задолженности;
уплата процентов на просроченную задолженность;
погашение просроченной задолженности;
уплата процентов по кредиту;
погашение основного долга.
1. Министерство финансов Российской Федерации и
_______________________________________________________________ в течение
(наименование уполномоченной организации иностранного
___________________________ календарных дней с даты подписания настоящего
Соглашения определят и сообщат друг другу наименования российского и
___________________________________ банков соответственно, уполномоченных
(наименование иностранной Стороны)
Сторонами на осуществление учета и ведение расчетов в рамках настоящего
Соглашения (далее — уполномоченные банки).
2. Уполномоченные банки заключают соглашение о техническом порядке
учета и ведения расчетов в рамках настоящего Соглашения не позднее 90
календарных дней с даты подписания настоящего Соглашения.
3. Уполномоченные банки принимают все зависящие от них меры для
полного и своевременного осуществления учета и ведения расчетов в рамках
Уполномоченные органы Сторон
Уполномоченными органами Сторон, на которые возлагается реализация
положений настоящего Соглашения, являются:
с Российской Стороны — Министерство финансов Российской Федерации;
с __________________________________ ______________________________.
(наименование иностранной Стороны) (наименование уполномоченного
органа иностранного государства
_______________________________ вправе досрочно погасить любую сумму
(наименование иностранной Стороны)
фактически использованного кредита по ее номинальной стоимости и без
дополнительных расходов (сборов) при условии, что соответствующее
уведомление _____________________________ получено Министерством финансов
(уполномоченный орган иностранного
Российской Федерации не менее чем за 90 календарных дней до даты такого
Споры и разногласия
Споры и разногласия между Сторонами по вопросам, вытекающим из
настоящего Соглашения или связанным с его реализацией, решаются Сторонами
путем проведения двусторонних консультаций и переговоров.
По взаимному согласию Сторон в настоящее Соглашение могут быть
внесены изменения и дополнения, которые являются его неотъемлемой частью
и оформляются отдельными протоколами.
Вступление в силу
Настоящее Соглашение вступает в силу с даты получения по
дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении
Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления
в силу, и действует до полного исполнения Сторонами всех обязательств,
вытекающих из положений настоящего Соглашения, и (или) дата прекращения
действия настоящего Соглашения определяется по согласованию Сторон путем
обмена нотами по дипломатическим каналам.
Совершено в г. ___________________ «__» __________ 20__ г. в двух
экземплярах, каждый на русском и ________________________________ языках,
(наименование иностранного языка)
причем оба текста имеют одинаковую силу.
За Правительство За Правительство
Российской Федерации _______________________________
Обзор документа
Кабмин закрепил правила предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам — заемщикам.
Прописаны цели и принципы кредитования. Определены условия выдачи двух видов госкредитов: экспортный и финансовый, в т. ч. на цели официального содействия развитию иностранного государства. Приведены примерные формы межправительственных соглашений о предоставлении госкредитов.
Постановление вступает в силу со дня опубликования.
Государственный кредит | Понятие, виды и особенность
Государственный кредит представляет собой одну из разновидностей привлечения с государственной стороны финансовых ресурсов для осуществления опций.
По факту, это элемент государственного финансового механизма. Поскольку гос. сторона практически всегда испытывает нужду в привлечении дополнительных денежных средств, а величина налогов имеет определенные ограничения.
Следовательно денежная система нередко дополняется посредством возвратной ссуды в форме внешнего и внутреннего государственного займа.
Далее рассмотрим подробно ключевые особенности этого понятия, а также принцип его функционирования и взаимоотношения сторон.
Понятие государственного кредита
Выступая в качестве мощного агента экономики, владея большим количеством денег, государство выступает в качестве дебитора и кредитора одновременно. Вдобавок к этому оно является гарантом займов субъектами экономики, в которых заинтересована правительственная сторона.
По сути, рассматриваемый термин представляет собой одно из эффективных средств регулирования экономического развития со стороны государства. Он отличается особым значением для регулирования финансового обращения, определения уровня ставок процента и курса валютных колебаний.
Возникновение изучаемого явления – явное следствие дефицита в рамках бюджета. Если собственных доходов недостает, правительство обычно располагает двумя источниками их пополнения и обновления: вспомогательным процессом выпуска финансов и привлечением на рынок займов.
Нужда в получении займа объективна, и она сопряжена с вероятной несбалансированностью издержек и поступлений, что покрывается займом. В целях погашения дефицитных явлений в бюджете государства обычно и применяется рассматриваемый механизм взаимодействия.
Присутствие небольшого дефицита является своеобразным стимулом для роста в сфере рыночной экономики. Закономерно задаться вопросом, есть ли в принципе необходимость финансирования дефицита? Ведь при малых расходах это лишь стимул улучшения экономической деятельности и роста нац. хозяйства.
Но это может быть полезным только в небольших дозах, в остальных ситуациях имеется острая необходимость его регулирования. Государственный кредит обычно возникает в форме ссуд, обретенных у частных и юридических лиц.
Функции государственного кредита
Рассматриваемое понятие представляет собой совокупность экономических взаимоотношений, формирование которых происходит между властью и управленческими структурами, а с другой стороны – компании и рядовые граждане.
Здесь роль государства сводится к заемщику, а также оно выступает в роли гаранта и кредитора. Если должник вовремя осуществил расчеты по своим обязательствам, то он не несет конкретных затрат.
На современном рынке надежные заемщики не нуждаются в услугах гаранта, поскольку они имеют возможность самостоятельного привлечения средств на кредитном рынке.
В качестве категории экономической сферы заем такого плана пребывает на пересечении двух форм финансовых взаимоотношений – непосредственно денежных средств и ссуды, совмещая их тонкости и нюансы.
В плане одного из звеньев финансовой системы происходит обслуживание формирования и применение государственных фондов. Как одна из форм займов государственный кредит обладает большим количеством особенностей, которые отличают его от стандартных категорий, например, от налогов, взносов, сборов.
Такой долг имеет несколько существенных и колоссальных отличий от прочих типов кредитования.
Если в ходе его предоставления в качестве обеспечения выступают определенные ценности – товарные позиции в складском хозяйстве, незавершенные производственные направления, то в процессе заимствования средств со стороны государства применяется все имущество, имеющееся во владении, а также доход. На базе центральной правительственной ветви такие займы не имеют какой-либо выраженной цели.
Выступая в качестве особой финансовой категории, данный элемент имеет три ключевые опции: распределение, регулирование, контроль.
В первом случае происходит создание централизованных фондом денег и их применение на принципе платности, срочности.
Во второй ситуации с государственной стороны происходит тщательное регулирование финансового обращения посредством размещения займов в кругах различных инвесторов. В третьей ситуации в процессе исполнения контрольной функции подразумевается, что государство обеспечивает всесторонний контроль взаимоотношений.
Особенности гос. займа
Государственный кредит выступает в качестве одной из разновидностей перемещения ссуды и средств, которые имеют временную свободу и принадлежат простому населению, предприятиям, прочим рыночным субъектам.
В процессе формирования данного рода взаимных отношений принимает участие кредитор и заемщик, которые являются юридически состоятельными.
Если рассматривать государственные структурные элементы, которые могут запросто принять участие в этом процессе, то среди них можно выделить:
- Кабинет Министров;
- Местное самоуправление;
- Нац. банк;
- Мин. Финансов.
С другой позиции в кредитные отношения вступают кредиторы, в роли которых могут выступать:
- банки;
- страховые организации;
- акционерные общества;
- ООО;
- ИП;
- физические лица.
Задача и роль последней группы сводится к тому, чтобы предоставить государству кредита на основании определенных обязательств. Взаимоотношения сводятся к тому, что представители последней категории скупают ценные бумаги и имущество, которое имеется у представителей первой группы.
Классификация
Чтобы разобраться с этим аспектом более детально, необходимо принять во внимание несколько базовых разновидностей государственного кредита. Государственный кредит может быть подразделен на несколько основополагающих разновидностей.
Во-первых, он может носить внутренний и внешний характер. Если говорить о внутреннем типе кредитования, то он обладает следующими направленностями и возможностями:
- заимствование в форме займа;
- мобилизация финансов;
- ссуды казначейского образца;
- заимствования;
- заемный фонд.
Исходя из права эмиссии, можно выделить государственные и местные ссуды. В первом случае речь идет о том, что бумаги подлежат выпуску со стороны центральных властных органов, а поступления идут в центральный бюджет.
Во второй ситуации процесс выпуска осуществляется силами местных органов, а далее идет распределение в соответствующие бюджеты местного образца.
Можно также на практике рассматривать заемные средства рыночного и нерыночного характера. Облигации, связанные с этими займами, подлежат свободному процессу покупки и реализации.
Происходит классификация государственных займов на те, которые включают в себя залог, и на те, где он отсутствует. В первой ситуации наблюдается отражение ключевого принципа кредитования – материального обеспечения. Во второй ситуации оно отсутствует, поэтому степень надежности может быть определена уровнем авторитетности государственной стороны.
В соответствии с признаками держателей можно выделить также несколько групп. Одни из них могут продаваться исключительно среди населения, другие – только между фирмами, третьи – являются универсальными.
Исходя из срока, предоставленного на погашение долга, можно рассматривать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные возможности. В первой ситуации речь идет о периоде до года, во второй – 1-5 лет, в третьей – от 5 лет.
В зависимости от вариации выплатных действий по доходу, государственный кредит можно классифицировать как процентный, выигрышный, дисконтный, беспроцентный. В первом случае доходность представлена процентом по ссуде.
При выигрышных вариантах займов выплата поступлений происходит на базе осуществления тиражей. Процентно-выигрышный заем подразумевает выплату доходов в нескольких типах.
Что касается дисконтной ссуды, она предполагает приобретение гос. бумаг по скидке. А беспроцентный кредит предполагает финансирование определенных проектов в рамках ЧС.
Можно выделить единовременные и частичные выплаты. В первом случае долг образуется по окончании срока действия займа.
Во второй ситуации может использоваться три ключевых варианты мероприятий:
- погашение займа посредством равных долей на протяжении нескольких годовых периодов;
- погашение осуществляется постоянно увеличивающимися суммами;
- размер взноса подлежит постоянному снижению.
Исходя из направления размещения, заимствование может быть классифицировано как добровольное, принудительное, размещенное на основании подписки. В случае добровольного предоставления каждый покупатель вправе сам сделать выбор касательно того, стоит ли покупать или не покупать бумаги.
Если речь идет о принудительном размещении, происходит давление на потенциального покупателя со стороны государства. Если речь идет о третьей ситуации, то традиционно размещение займов происходит по утвержденному списку.
Исходя из обязательств со стороны государства, связанных с компенсацией долгового обязательства, можно различать займы с правом досрочного погашения и без него. В первом случае государственная сторона имеет право на учет ситуации в рамках сложившихся рыночных отношений.
На базе правового оформления можно выделить займы облигационного и обратного типа. В первом случае речь идет о попутном выпуске ценных бумаг. Во второй ситуации оформление происходит посредством создания договорных соглашений.
Еще одна характерная форма для внутреннего кредитования – мобилизация доли вкладов и заимствований через банковские государственные системы. Происходит направление денег в часть бюджетных поступлений. Но традиционно такие банки, невзирая на формы собственности, работают на коммерческой базе в целях получения прибыли.
По типу участников можно выделить международный кредит и ссуду в пределах одного государства. То есть здесь действует принцип платности, срочности, возвратности, ограниченности.
Любые финансовые заимствования и обязательства производятся либо в валютных единицах страны кредитора, либо в эквиваленте валюты заемщика, либо в деньгах третьего государства.
Данный подход нацелен на то, чтобы сформировать благоприятные предпосылки в целях привлечения средств. Благодаря большому количеству форм, можно без проблем учесть различные интересы физических и юридических лиц.
Условия получения
Рассматриваемый термин представляет собой систему взаимоотношений, возникающих между государственной стороной, представленной органами власти и управления, и юридическими, физическими лицами. Здесь именно первый субъект берет на себя долговое обязательство, и ему достается роль гаранта и кредитора.
Государственная часть в форме уполномоченного соответствующего органа занимается заключением кредитного договора, в рамках которого возникает соответствующее требование или обязательство. На этом основании за ним закрепляется требование по соблюдению определенных условностей.
Принимаются во внимание следующие факторы и показатели:
- Срок предоставления. Он определяется на базе того, какие нужды имеет заемщик, и на что он может рассчитывать в этом плане. Также все имеет зависимость от благосклонности кредитора. Составляет этот период от одного годового периода и до 5-10 и более лет.
- Обязательства сторон. В рамках соглашения прописывается, что кредитор обязуется вручить заемщику такую-то сумму, а он, в свою очередь, имеет обязательство погасить долг на определенных условиях. При этом оговариваются вспомогательные обязательства, которые обязательно учитываются сторонами.
- Условия, по которым обеспечивается возврат долга. Нужно определиться с размером регулярного платежа и с общей схематикой мероприятий по погашению. Отмечается и набор ключевых требований к обеим сторонам, которые обязательно должны быть соблюдены.
- Размер процентной ставки. Он зависит от индивидуальных обстоятельств и чаще всего определяется состоянием текущей экономической ситуации на том или ином рынке.
Таким образом, государственный кредит – это большое и важное обязательство, формирующееся между сторонами в процессе передачи в пользование определенной денежной суммы.
Это далеко не весь перечень условий, на базе которых государство может получить ссуду. Но здесь оговорены основные моменты, требующие пристального внимания.
Формы и направления функционирования
Чтобы изучить понятие еще более детально, стоит принять во внимание несколько принципов его функционирования.
- Государственный заем. Эти финансовые ресурсы могут иметь принадлежность, как населению, так и многочисленным организациям. Они требуются для обеспечения социальных потребностей общества и для решения других задач особой стратегической важности.
- Частично подобные вклады начинают носить государственный характер, поэтому банковские структуры готовы предоставить правительственной стороне ссудные средства за счет ресурсов заемного типа. При этом истинный владелец денег не имеет понятия о ключевых направленностях их использования.
- Еще один принцип состоит в заимствовании средств общегосударственной массы. В данной ситуации происходит выдача в целях покрытия им расходов. При этом данные сделки не опосредованы приобретением ценных бумаг.
Процесс управления государственным долговым обязательством подразумевает совокупность мер, которые связаны с оплатными и возвратными операциями разного типа.
Существует большое количество форм и направлений изучаемого понятия, обязательных к принятию во внимание. Все они заслуживают оптимального и лояльного отношения и детального рассмотрения.
Управление долговым обязательством
Под данным понятием подразумевается перечень действий, которые непосредственно связаны с подготовкой к выпуску и размещению обязательств по долгу.
Есть несколько ключевых направлений, которые стоит принять во внимания в процессе управления государственным долгом:
- Выплата доходов в соответствии с займами и их погашение посредством бюджетных направлений.
- Мероприятия, связанные с рефинансированием и реструктуризацией государственного долга. Здесь же может вестись речь о возможности погашения старой задолженности посредством создания новых займов.
- Осуществление тиражей выигрышей и погашения в рамках выигрышных и процентных займов.
- Конверсия. В данной ситуации стоит говорить об изменении доходности по займам для дальнейшего снижения издержек, связанных с управлением государственным долгом посредством сокращения или повышения величины процентов.
- Консолидация. В данной ситуации речь идет о повышении срока функционирования займов, которые уже были выпущены.
- Унификация. Это процесс, в рамках которого происходит объединение нескольких ссуд в одну величину в процессе, когда происходит обмен облигаций по старым займам на новые ссуды. Данный подход приводит к сокращению количества типов ценных бумаг, которые обращаются на рынке.
- Предоставление отсрочки по погашению кредита. В данной ситуации подразумевается, что выплата процентов и обеспечение займов, которые были созданы ранее, может подразумевать изменение сроков погашения.
- Аннулирование долгового обязательства. В данной ситуации речь идет о полном отказе государства от обязательства, связанного с выпущенными займами, если вдруг оно столкнется с финансовыми трудностями в лице банкротства, в итоге прихода новых властей, которые дадут отказ в признании прежних долгов.
Таким образом, государственный кредит представляет собой набор отношений между разными сторонами, которые должны быть отрегулированы.
Типы внешних долговых обязательств
Если рассматривать картину в Российской Федерации, то можно отметить, что долговые обязательства имеют несколько основополагающих направлений.
- Задолженность, сформированная в рамках отношения к иностранным правительствам. Также сюда можно отнести обязательства, которые являются объектами гарантии со стороны властей иностранных государств.
- Внешний долг в адрес иностранных коммерческих структур. В данном случае подразумевается, что долговые обязательства выступают в качестве объекта купли-продажи на мировом рыночном пространстве.
- Сформированная задолженность по отношению к внешнеторговым объединениям, связанным с функционированием централизованных импортных поставок. Оформление такой долговой части происходит в форме векселей, которые гарантированы со стороны правительства.
В роли основных кредиторов в нашей стране выступают финансовые учреждения, которые в процессе предоставления заемных ресурсов излагают требование о проведении специализированной стабилизационной программы, нацеленной на сокращение уровня инфляции и дефицита в бюджете.
Структура внутреннего кредита страны
Как уже отмечалось, внутренний государственный кредит включает в себя займы со стороны государства у физических и юридических лиц.
Внутренний заем может быть представлен в рамках нескольких основополагающих форм:
- эмиссия особо ценных бумаг;
- сотруднические связи с центральным банком;
- взятие ссуд у коммерческих структур.
Особого внимания заслуживают классификационные направления государственных внутренних кредитов.
Они могут быть подразделены на следующие категории:
- На основании права эмиссии или субъектов взаимоотношений. Такие финансы могут быть размещены центральной или местной властью
- На базе признака держателя, они могут быть, как уже говорилось, универсальными или персонализированными (только для граждан или только для компаний).
- Исходя из формы дохода – выигрышные, процентные, купонные, нулевые сделки.
- По присутствию обеспечения государственного обязательства – с закладом или без него.
- По способы определения доходного уровня – облигации с твердым доходом и переменным поступлением.
- По обязанностям заемщика – с правом погашения на долгий срок или без него.
- Исходя из обращения на рынке – бумаги рыночного и нерыночного типа.
Понятие государственного кредита предполагает, что такой набор обязательств является «скелетом» государственного долга страны и объединен в особый сектор рынка фондов и ценных бумаг.
Ключевая особенность последних элементов состоит в их способности к сочетанию основных свойств различных инструментов.
Традиционно долговые бумаги государственного образца состоят из облигаций, но исходя из набора критериев, есть их подразделение на определенные группы:
- эмитент – лицо, выпустившее документы, это может быть муниципалитет, правительственная сторона, государственное предприятие, финансовая корпорация;
- срочность – займы могут быть любого срока, как и бумаги с их действием;
- держатель – бумаги в этой ситуации могут носить предъявительский и именной характер;
- способ эмиссии: документарные ценности в наличной форме или бездокументарные варианты в безналичном виде;
- цель мероприятий выпуска: покрытие дефицитных явлений, финансирование проектов по инвестициям, обеспечение реализации соц. программ;
- формы, в которых образуется доход – выигрышные, дисконтные, процентные направления;
- вариант размещения: аукционные мероприятия, продажа в рамках открытых торгов, индивидуальные сделки.
Ценные бумаги, которые производятся государственной стороной в целях покрытия дефицитных факторов и для последующего финансирования расходов, именуются государственными элементами.
Облигация представляет собой эмиссионное направление, которое способствует закреплению права держателя на обретение облигации в определенный срок по определенной цене и проценту.
Таким образом, формирование внутренних кредитных отношений в стране сказывается на общей экономической картине и способствует улучшению качества жизни населения, повышению уровня социальной и других сфер.
Грамотный подход к этому процессу позволит обеспечить достойную обеспеченность средствами на всех звеньях экономического развития.
Вывод
Кредит государству – это отдельное направление сделок между правительственной стороной и кредитором. Чтобы были соблюдены все принципы этих отношений, необходимо, чтобы каждая сторона обеспечила внимательный подход к соблюдению требований, выдвигаемых к ней.
Государство – это не только заемщик, но и гарант надежности проводимых сделок. В качестве кредиторов могут выступать любые стороны – предприятия, частные лица, коммерческие банковские структуры.
Чем более внимательно будет подготовлен набор этих сделок и операций, тем на лучший результат кредита можно рассчитывать.
Таким образом следует вывод, что кредит, предоставляемый в адрес государственной стороны, являет собой совокупность финансовых ресурсов, нацеленных на финансирование нужд правительственной части.
Есть несколько ключевых принципов, которые обязательно следует соблюдать в процессе формирования этих взаимоотношений. Они позволят добиваться оптимального результата и получать выгоду каждому участнику процесса.
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74572360/
https://pankredit.com/info/gosudarstvennyj-kredit.html